Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА / ПЕДАГОГИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлампьева Надежда Климовна, Герасимова Розалия Еремеевна, Волчок Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются вопросы наставничества на примере реализации «Президентской программы «100 аспирантов-педагогов»», раскрываются основные направления и формы внедрения модели наставничества «ученый - педагог», а также ее роль в формировании и развитии исследовательской деятельности педагогов в Республике Саха (Якутия). Авторами представлен опыт внедрения инновационного опыта по наставничеству педагогов, раскрываются особенности реализации модели, где особое внимание уделяется проблемам подготовки научно-педагогических кадров для системы общего образования, выявлены организационнопедагогические условия, направленные на повышение уровня исследовательских навыков учителей, способствующие развитию их личностного и профессионального потенциала. В настоящее время педагоги сами отмечают, что на недостаточно высоком уровне владеют навыками научно-исследовательской деятельности, чтобы организовать и руководить исследовательской работой обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харлампьева Надежда Климовна, Герасимова Розалия Еремеевна, Волчок Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A CONTINUOUS PEDAGOGICAL PROCESS OF PROFESSIONAL GROWTH OF A TEACHER

The article discusses the issues of mentoring on the example of the implementation of the Presidential program “100 graduate students-teachers”, reveals the main directions and forms of implementing the mentoring scholar-teacher model, as well as its role in the formation and development of research activities of teachers in the Republic of Sakha (Yakutia) . The authors present the experience of introducing innovative experience in mentoring teachers; reveal the features of the implementation of the model, where special attention is paid to the problems of training research and pedagogical personnel for the general education system; identify organizational and pedagogical conditions aimed at increasing the level of research skills of teachers, contributing to the development of their personal and professional potential. At present, teachers themselves note that they do not possess the skills of research activities at a sufficiently high level in order to organize and manage the research work of students.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА»

УДК 378.046

Н. К. Харлампьева1, Р. Е. Герасимова2, Т. И. Волчок3

Наставничество как непрерывный педагогический процесс профессионального роста педагога

гСанкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия 2Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия 3Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского,

г. Вилюйск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы наставничества на примере реализации «Президентской программы «100 аспирантов-педагогов»», раскрываются основные направления и формы внедрения модели наставничества «ученый - педагог», а также ее роль в формировании и развитии исследовательской деятельности педагогов в Республике Саха (Якутия).

Авторами представлен опыт внедрения инновационного опыта по наставничеству педагогов, раскрываются особенности реализации модели, где особое внимание уделяется проблемам подготовки научно-педагогических кадров для системы общего образования, выявлены организационно-педагогические условия, направленные на повышение уровня исследовательских навыков учителей, способствующие развитию их личностного и профессионального потенциала. В настоящее время педагоги сами отмечают, что на недостаточно высоком уровне владеют навыками научно-исследовательской деятельности, чтобы организовать и руководить исследовательской работой обучающихся.

Ключевые слова: наставничество, непрерывный процесс, формы наставничества, педагоги, исследовательская деятельность, профессиональное становление, адаптация, мотивация, молодой педагог.

N. K Kharlampyeva1, R. E. Gerasimova2, T. I. Volchok3

Mentoring as a continuous pedagogical process of professional growth of a teacher

*St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia 2M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 3N.G. Chernyshevsky Vilyuisk Vocational Pedagogical College, Vilyuysk, Russia

Abstract. The article discusses the issues of mentoring on the example of the implementation of the Presidential program "100 graduate students-teachers", reveals the main directions and forms of

ХАРЛАМПЬЕВА Надежда Климовна - к. истор. н., доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: n.kharlampieva@spbu.ru

KHARLAPYEVA Nadezhda Klimovna - Candidate of Historical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of World Politics, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University.

ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - к. пед. н., доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: rosa_ger@rambler.ru

GERASIMOVA Rosalia Yeremeyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Social Pedagogy, Teach Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ВОЛЧОК Татьяна Ивановна - к. пед. н., руководитель научно-методического отдела ГБОПУ РС (Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского».

E-mail: volchok-tatyana@mail.ru

VOLCHOK Tatyana Ivanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, head of the research and methodological department, N.G. Chernyshevsky Vilyuysk Vocational Pedagogical College.

implementing the mentoring scholar-teacher model, as well as its role in the formation and development of research activities of teachers in the Republic of Sakha (Yakutia) .

The authors present the experience of introducing innovative experience in mentoring teachers; reveal the features of the implementation of the model, where special attention is paid to the problems of training research and pedagogical personnel for the general education system; identify organizational and pedagogical conditions aimed at increasing the level of research skills of teachers, contributing to the development of their personal and professional potential.

At present, teachers themselves note that they do not possess the skills of research activities at a sufficiently high level in order to organize and manage the research work of students.

Keywords: mentoring, continuous process, forms of mentoring, teachers, research activities, professional development, adaptation, motivation, young teacher.

Введение

В настоящее время в научно-педагогических кадрах нуждаются не только в системе профессионального образования, но и в системе общего образования.

В постоянно изменяющихся условиях основными качествами молодого специалиста становится овладение исследовательскими навыками, в том числе владение навыками анализа и синтеза, системного самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности. В связи с этим молодой педагог постоянно нуждается в научно-методической поддержке со стороны опытных педагогов - наставников и руководителей образовательных организаций.

Методологические основы исследования. Проблема наставничества всегда была актуальным вопросом. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопрос наставничества и адаптации интересовал многих ученых, философов и исследователей. Философы со времен античности делали попытки определить основные направления деятельности наставника.

Так, главной задачей наставника Сократ считал пробуждение самых сильных душевных сил ученика.

К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики, подчеркивал, что профессиональная адаптация личности зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника, где теоретические знания и практический опыт не должны замещать друг друга, а дополнять [1].

Огромное значение наставничеству в профессиональном становлении и адаптации молодого учителя придавали в своих трудах ученые, исследователи ХХ-ХХ1 вв. В. А. Сухом-линский, С. Я. Батышев, В. А. Слестенин, С. Г. Вершловский, Ю. Л. Львова, А. А. Мезенцев, Н. В. Немова и др.

С. Г. Вершловский рассматривал наставничество как процесс изучения профессии молодым педагогом изнутри с помощью опытного коллеги [2].

Ю. Л. Львова наставничество рассматривает как процесс творческого сотрудничества и общения с целью совместного решения методических и творческих задач [3].

И. В. Круглова отмечает, что наставничество - это длительный и целенаправленный процесс развития личности молодого учителя, способствующий его успешной профессиональной адаптации [4].

Компетентностную модель современного наставника в своей работе предлагает А. Р. Масалимова [5].

Проведенный анализ теоретической литературы показал, что наставничество рассматривается авторами как непрерывный процесс, способствующий успешной адаптации и профессиональному росту молодого учителя при сопровождении опытного педагога-наставника.

В. В. Путин на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу в 2013 году сделал акцент о необходимости возрождения в России института наставничества. Вопросы наставничества были включены в национальный проект «Образование», в том числе реализуются в федеральных проектах «Современная школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».

Основная часть

Рассмотрим некоторые направления модели наставничества «ученый - педагог». Сегодня наставничество, являясь непрерывным процессом профессионального роста, выдвигает исследовательскую деятельность как деятельность, формирующую инновационную активность личности. В современных условиях исследовательская деятельность становится одним из ведущих компонентов образовательного процесса.

В 90-е годы ХХ века система образования в Республике Саха (Якутия) сделала большой скачок вперед. Была разработана и принята Концепция обновления и развития национальных школ, позволившая внести системные изменения, сделав акцент на национально-региональный компонент.

В республике все большую значимость приобретает инновационное движение, появляются образовательные организации нового типа: гимназии, лицеи, авторские школы, на базе школ открылись экспериментальные площадки, была создана сеть президентских школ.

Более 70 % образовательных организаций в республике занимались экспериментальной работой, тесно сотрудничая с ведущими учеными на региональном и федеральном уровнях.

В 1999 году по инициативе первого президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева был разработан и реализован проект «Президентская программа «100 аспирантов-педагогов»» [5].

Основными целями и задачами данного проекта стала подготовка научно-педагогических кадров для непрерывной системы регионального образования; привлечение педагогов-практиков к фундаментальным и прикладным исследованиям; внедрение востребованных научно-педагогических разработок в процесс обучения и воспитания.

Огромную роль в реализации проекта сыграл Институт повышения квалификации работников образования республики, который занимался организацией сотрудничества с высшими ведущими российскими педагогическими учебными заведениями и курировал процесс обучения аспирантов. С целью подготовки научно-педагогических кадров с ведущими учебными заведениями и научными центрами были заключены 17 договоров, а именно: Институт Российской академии образования, Научно-исследовательский институт семьи и воспитания, Институт общего и среднего образования, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт педагогики социальной работы (г. Москва), Институт национальных проблем образования (г. Москва), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский государственный педагогический университет, Московский педагогический университет, Российский государственный университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Институт управления образованием РГПУ (г. Санкт-Петербург), Институт образования взрослых РАО (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургская государственная академия культуры и искусства им. Н. К. Крупской, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская академия физической культуры им. Лесгафта.

Следует отметить, что результатом проекта «Президентская программа «100 педагогов-аспирантов»» была успешная защита диссертационных работ 66 аспирантами: из них 59 кандидатов педагогических наук, 3 кандидата психологических наук, 2 кандидата культурологических наук, 2 кандидата технических наук. Диссертационные исследования были посвящены решению актуальных проблем и перспектив развития общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия).

Таким образом, все разработанные концепции, предложенные модели, методические идеи и т. д. были внедрены в жизнь, нашли свое место в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).

В 2019 г. проект «100 аспирантов - педагогов» был продолжен НОЦ Академии наук Республики Саха (Якутия). Участниками проекта также стали педагоги, работающие в образовательных организациях республики. В реализации проекта принимают участие факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт стратегии развития образования, Международная педагогическая академия дошкольного образования, Новосибирский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Ам-мосова. В настоящее время в аспирантуре данных вузов обучается 22 аспиранта.

Интеграция теории с практикой, образовательного процесса с научными исследованиями, а также включение педагогов в инновационную деятельность способствовала повышению интереса к научно-исследовательской деятельности и личностно-профессиональному росту педагогов-практиков.

Инновационная работа в среднем профессиональном образовании также становится одним из определяющих направлений развития.

Большой вклад в развитие педагогической науки и подготовке научно-педагогических кадров республики внес Д. А. Данилов, видный ученый, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор Педагогического института ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Под его личным научным руководством защитились 94 кандидата и 14 докторов наук [6].

Под руководством Д. А. Данилова в Вилюйском профессионально-педагогическом колледже им. Н. Г. Чернышевского 4 преподавателя стали кандидатами педагогических наук. Д. А. Данилов был научным руководителем многих образовательных организаций, что позволило педагогам-инноваторам эффективно заниматься исследовательской работой.

Сегодня, продолжая заложенные Д. А. Даниловым традиции в области науки, 5 преподавателей колледжа завершили обучение в аспирантуре, 6 человек являются аспирантами ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова» и ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

Обобщение передового педагогического опыта педагогов, представленного публикациями или отдельными изданиями, является одним из направлений модели наставничества «ученый - педагог». Следует отметить, что педагоги испытывают определенные трудности в изложении своего передового опыта и взаимодействие ученого и педагога позволит более эффективному решению данной проблемы.

В колледже под руководством У Ф. Кондаковой, к. пед. н., в книжных сериях «Призвание - учитель», «Ими гордится Якутия», «Замечательные люди Якутии» обобщен педагогический опыт 14 педагогов. В ходе совместной деятельности ученого и педагога осуществляется поиск средств достижения результата, а также овладение исследовательскими умениями и навыками анализа.

Сегодня одним из критериев оценки уровня квалификации педагога колледжа становится разработка методических, учебно-методических комплексов и пособий, проведение методологических семинаров, мастерских и т.д., где овладение методологией научного ис-

следования является важным компонентом профессионального мастерства педагогов. Работа в этом направлении должна носить системный, плановый характер.

Привлечение в качестве наставников выпускников с ученой степенью колледжа также является одной из форм реализации модели «ученый - педагог». Научно-методическая помощь может быть в форме консультаций по организации и проведению научно-практических конференций, а также по участию студентов в научно-практических конференциях, например, «Шаг в будущее», «Шаг в будущую профессию».

По мнению Е. Р. Алексеева, преподавателя кафедры педагогики и психологии колледжа, Заслуженного учителя Российской Федерации, имеющего педагогический стаж в колледже 54 года, наставничество - это передача опытным преподавателем своего педагогического опыта и мастерства молодому педагогу.

Е. Р. Алексеев в свое время, обучаясь в Вилюйском педагогическом училище, сам прошел профессиональную подготовку в форме наставничества: «студент - преподаватель», «студент - студент», «студент - методист», «студент - учитель».

Опытный преподаватель, готовый поделиться опытом в достижении профессионального и личностного результата, способствует формированию у молодого педагога потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности, ориентирует на творческое использование передового педагогического опыта в своей работе.

Формами совместной деятельности наставника и наставляемого могут быть:

1. совместное изучение методической литературы, разработка технологической карты урока и проведение открытого занятия;

2. участие в профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях разного уровня;

3. проведение авторских семинаров и курсов повышения квалификации;

4. подготовка публикаций по итогам совместной работы с целью распространения педагогического опыта;

5. выпуск комплект-дисков проведенных мероприятий (уроки, классные часы).

Заключение

Высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую деятельность, уверенность в своих силах, развитие творческого потенциала будет результатом правильной организации работы наставника, что, безусловно, окажет положительное влияние на качество образовательной подготовки, так как педагоги получат профессиональные советы и рекомендации для профессиональной реализации необходимых компетенций и стимул для комфортного становления в образовательной организации.

Таким образом, наставничество, являясь одним из эффективных способов профессионального роста и эффективной адаптации молодого педагога, способствует профессиональной и личностной самореализации, саморазвитию, самоорганизации молодого педагога.

Следует отметить, что наставничество, как непрерывный процесс, строится на организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Л и т е р а т у р а

1. Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании / В. В. Никитина. - URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-nastavmchestva-v-sovremennom-obrazovanii. - Текст : электронный.

2. Игнатьева, Е. В. Наставничество в современной школе: миф или реальность? / Е. В. Игнатьева, Н. Д. Базарнова. - Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. -№ 2. - С. 1-17.

3. Челнокова, Е.А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева. - Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. - 2018. -Т. 6. - № 4. - С.11.

4. Круглова, И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И. В. Круглова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

5. Осипов, П. Н. Наставничество как объект научных исследований / П. Н. Осипов, И. И. Ирис-метова. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. -№ 2. - С. 109-115.

6. Подготовка научно-педагогических кадров в условиях инновационного развития системы образования региона: монография: в 2 ч. / Е. И. Михайлова, Д. А. Данилов, Р. Е. Герасимова, И. И. Санникова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013 . - 168 с. - Текст : непосредственный.

7. Молодой исследователь: вопросы науки и образования : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной памяти Д. Данилова (15 декабря 2021 г., г. Якутск). - Электрон. текст. дан. (6,4 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - URL: https://mcito.ru/publishing/teleconf/svfu_27 (дата обращения:11.10. 2022 г.). - Текст : электронный.

R e f e r e n c e s

1. Nikitina V.V. Rol' nastavnichestva v sovremennom obrazovanii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii

2. Ignat'eva E.V., Bazarnova N.D. Nastavnichestvo v sovremennoj shkole: mif ili real'nost'? // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2018. - T. 6, № 2. - S. 1-17.

3. CHelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. Evolyuciya sistemy nastavnichestva v pedagogicheskoj praktike // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6, №4. -S.11.

4. Kruglova I.V. Nastavnichestvo v povyshenii professional'noj kompetentnosti molodogo uchitelya / I.V. Kruglova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2007. - №1. - S. 25-27.

5. Osipov P. N., Irismetova I. I. Nastavnichestvo kak ob"ekt nauchnyh issledovanij // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. - 2020. - № 2. - S. 109-115

6. Podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov v usloviyah innovacionnogo razvitiya sistemy obrazovaniya regiona: monografiya: v 2 ch./ E.I.Mihajlova, D.A.Danilov, R.E.Gerasimova, I.I.Sannikova.-YAkutsk Izdatel'skij dom SVFU, 2013 . - C.1 - 168 s.

7. Molodoj issledovatel': voprosy nauki i obrazovaniya [Elektronnyj resurs]: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), posvyashchennoj pamyati D. Danilova (15 dekabrya 2021 g., g. YAkutsk). - Elektron. tekst. dan. (6,4 Mb). - Kirov: Izd-vo MCITO, 2021. URL: https://mcito.ru/publishing/teleconf/svfu_27 (data obrashcheniya: 11.10. 2022 g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.