Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое наставничество / студенты педагогических вузов / молодые педагоги / сетевые проекты / pedagogical mentoring / students of pedagogical universities / young teachers / network projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Вакуленкова

В статье рассматривается наставничество как одна из технологий, отвечающих персонализации образования; приводится опыт использования наставничества в процессе профессиональной подготовки студентов в различных вузах и региональные проекты педагогического наставничества; описываются возможности организации наставничества в рамках деятельности профессиональных педагогических сообществ как системы неформального и информального образования; раскрываются возможности наставничества в процессе разработки сетевых проектов с участием студентов, молодых и более опытных педагогов, основанных на решении актуальной педагогической проблемы, интересной всем участникам, где взаимодействие педагогических кадров разного статуса обогащает друг друга и оказывает поддержку и сопровождение проектной деятельности в социальных сетях и на других ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MENTORING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES AND YOUNG SPECIALISTS

The article considers mentoring as one of technologies that meet personalization of education; provides experience of using mentoring in the process of professional training of students in various universities and regional projects of pedagogical mentoring; describes possibilities of organizing mentoring within the framework of professional pedagogical communities as a system of non-formal and informal education; reveals possibilities of mentoring in the process of developing network projects with the participation of students, young and more experienced teachers, based on solving an urgent pedagogical problem that is interesting to all participants, where the interaction of pedagogical personnel of different status mutually enriches each other and provides support and support for project activities in social networks and on other resources.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

условие для решения задач творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности.

Можем отметить, что в настоящее время становится все больше хороших творческих педагогов, наблюдается и явление массовости детского творчества! И очень хочется надеяться, что все, кто причастен к обучению и воспитанию

Библиографический список

детей, понимая особенности и противоречия в развитии их творческого потенциала, будут продолжать стремиться к поиску наиболее эффективных методов и приемов работы, способствующих индивидуализации детских работ, развивающих активность, самостоятельность и истинное художественное творчество у дошкольников.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Москва: Просвещение, 1991.

2. Казакова РГ Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности. Москва: Издательство МПГУ 2003.

3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва: Мнемозина, 1995.

4. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Москва: Издательство АПН РСФСР 1959.

5. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей. Москва: Издательство МПГУ 2014.

6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Москва: Просвещение, 1981.

7. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. Москва: Учпедгиз, 1956.

8. Крыжановская А.А., Буянова Т.А. Особенности проведения мастер-класса в разновозрастной группе по росписи мягкой игрушки. IN SITU. 2016; № 4: 82 - 84. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-provedeniya-master-klassa-v-raznovozrastnoy-gruppe-po-rospisi-myagkoy-igrushki

9. Погодина С.В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. Сущность детского изобразительного творчества. 2012; № 3: 46 - 48.

References

1. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psihologicheskij ocherk. Moskva: Prosveschenie, 1991.

2. Kazakova R.G. Aktual'nye problemy razvitiya detskojhudozhestvenno-izobrazitel'nojodarennosti. Moskva: Izdatel'stvo MPGU, 2003.

3. Komarova T.S. Deti v mire tvorchestva. Moskva: Mnemozina, 1995.

4. Kireenko V.I. Psihologiya sposobnostejk izobrazitel'nojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1959.

5. Buyanova T.A. Formirovanie 'emocional'no-vyrazitel'nogo obraza vrisunkah detej. Moskva: Izdatel'stvo MPGU, 2014.

6. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty. Moskva: Prosveschenie, 1981.

7. Flerina E.A. Izobrazitel'noe tvorchestvo detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Uchpedgiz, 1956.

8. Kryzhanovskaya A.A., Buyanova T.A. Osobennosti provedeniya master-klassa v raznovozrastnoj gruppe po rospisi myagkoj igrushki. IN SITU. 2016; № 4: 82 - 84. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-provedeniya-master-klassa-v-raznovozrastnoy-gruppe-po-rospisi-myagkoy-igrushki

9. Pogodina S.V. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. Suschnost' detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva. 2012; № 3: 46 - 48.

Статья поступила в редакцию 17.06.21

УДК 378

Vakulenkova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Head of Department, Belorechensk Branch of Adyghe State University (Belorechensk, Russia),

E-mail: kanapka_2002@rambler.ru

PEDAGOGICAL MENTORING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES AND YOUNG SPECIALISTS.

The article considers mentoring as one of technologies that meet personalization of education; provides experience of using mentoring in the process of professional training of students in various universities and regional projects of pedagogical mentoring; describes possibilities of organizing mentoring within the framework of professional pedagogical communities as a system of non-formal and informal education; reveals possibilities of mentoring in the process of developing network projects with the participation of students, young and more experienced teachers, based on solving an urgent pedagogical problem that is interesting to all participants, where the interaction of pedagogical personnel of different status mutually enriches each other and provides support and support for project activities in social networks and on other resources.

Key words: pedagogical mentoring, students of pedagogical universities, young teachers, network projects.

М.В. Вакуленкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф., филиал ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске,

г. Белореческ, E-mail: kanapka_2002@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассматривается наставничество как одна из технологий, отвечающих персонализации образования; приводится опыт использования наставничества в процессе профессиональной подготовки студентов в различных вузах и региональные проекты педагогического наставничества; описываются возможности организации наставничества в рамках деятельности профессиональных педагогических сообществ как системы неформального и информального образования; раскрываются возможности наставничества в процессе разработки сетевых проектов с участием студентов, молодых и более опытных педагогов, основанных на решении актуальной педагогической проблемы, интересной всем участникам, где взаимодействие педагогических кадров разного статуса обогащает друг друга и оказывает поддержку и сопровождение проектной деятельности в социальных сетях и на других ресурсах.

Ключевые слова: педагогическое наставничество, студенты педагогических вузов, молодые педагоги, сетевые проекты.

В настоящее время одним из ключевых направлений в развитии образования выступает наставничество, которое является исторически первой формой передачи социального опыта. В России также наблюдается большой интерес к наставничеству, о чем свидетельствует включение задач его развития в различные проекты нацпроекта «Образование»: «Современная школа», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы».

Целью работы являлось описание возможностей и способов педагогического наставничества в профессиональном развитии студентов и молодых педагогов.

Основные задачи включали в себя изучения эффективного опыта наставничества в высшем образовании и региональных проектов педагогического наставничества, раскрытия перспектив наставнической деятельности со студентами педагогических вузов и молодыми педагогами посредством организации сетевых проектов.

Теоретическая значимость состоит в выявлении возможностей профессиональных педагогических сообществ для осуществления педагогического наставничества со студентами педагогических вузов и молодыми педагогами.

Научная новизна заключается в разработке способов организации педагогического наставничества студентов и молодых педагогов с использованием потенциала профессиональных педагогических сообществ и сетевых проектов, ориентированных на решение актуальных педагогических проблем.

Распоряжением Министерства просвещения РФ в 2019 г утверждена «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [1]. Наставничество в соответствии с «Методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих

образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [2] определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве».

Программы наставничества реализуются в России на разных уровнях и ступенях образования. Так, ведущими вузами России накоплен значительный опыт наставничества студентами старших курсов, выпускниками и работодателями. Наиболее успешными примерами наставничества в высшем образовании являются следующие.

Менторский клуб МГУ [3] - общественное объединение, состоящее из выпускников МГУ, работающих в сфере науки, бизнеса, производства и проживающих в разных странах. Цель программы - объединить разные поколения выпускников и студентов МГУ, помочь потенциальным менторам и протеже находить друг друга и постоянно развиваться. На странице сайта клуба размещены сведения о менторах, которые систематизированы по факультетам университета и направлениям подготовки. Информация представлена в свободной форме, в ней содержится все то, что ментор хотел бы сообщить о себе. Для прикрепления к наставнику студенту необходимо заполнить google-форму, вопросы которой направлены на раскрытие образовательных потребностей наставляемых, его достижений и выбор наставника.

Программа наставничества в НИУ ВШЭ [4]. Цель программы - развитие лидерского и карьерного потенциала студентов. Наставниками являются выпускники ВШЭ, добившиеся успехов в своих профессиональных областях. Минимальный срок программы наставничества составляет 1 год. По ее итогам студентам выдается сертификат участника и рекомендации от наставника для трудоустройства или предложение работы. Наставник получает благодарность от университета и возможность принять на работу выбранного студента. Для участия в программе наставнику необходимо заполнить регистрационную форму на сайте, указав контактные данные, сведения о годе выпуска, направление подготовки, место работы, должность, описать свой функционал, должностные обязанности, область, в которой кандидат в наставники является экспертом и причины, побудившие стать наставником. Студент может указать в заявлении выбранного им наставника. Все данные о кандидатах в наставники опубликованы на сайте в систематизированном виде по профессиональным областям.

Проект MY MENTOR [5], созданный студентами-магистрантами МГИМО, предназначен для студентов разных российских вузов - МГИМО, РЭШ, РЭУ им. Плеханова, РГТУ им. Менделеева, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Администрация МГИМО и Ассоциация его выпускников оказывают содействие в реализации проекта, в поиске наставников (менторов). С помощью сайта осуществляется формирование наставнических пар между студентами старших курсов и выпускниками вузов-партнеров. Каждый наставник заполняет анкету и может ознакомиться с кратким руководством ментора. В помощь наставникам также разработаны рабочие тетради «Менторская мастерская».

Наставничество ПО СК «Самоуправление вне границ»[6] - программа, которая реализуется практико-ориентированным студенческим клубом «Самоуправление вне границ», который представляет общественное объединение студентов Финансового университета при Правительстве РФ. Цель наставничества заключается в интеграции студента в профессиональную и научную среду.

Используется два вида наставничества: наставничество от преподавателей, представителей государственных и муниципальных органов, а также студенческое наставничество. В качестве наставников первого вида выступают представители профессорско-преподавательского состава, бизнес-структур, государственные и муниципальные служащие.

Особую актуальность наставничество приобретает в деятельности молодых педагогов, что инициирует региональные проекты по развитию профессиональных компетенций начинающего учителя.

В Республике Татарстан Институтом развития образования в рамках деятельности инновационной площадки Российской академии образования осуществляется работа по теме «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» [7]. Наставничество предполагает обучение непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке - на уроке или в процессе подготовки к уроку. Работа наставника направлена на устранение профессиональных дефицитов наставляемых. Для сопровождения наставнической деятельности функционирует региональный электронный ресурс, на котором представлен банк данных

Библиографический список

наставников-грантополучателей (как образовательных организаций, так и педагогов), лучшие педагогические и наставнические практики. Молодые педагоги могут также выступать в роли наставников, например, по использованию цифровых технологий, что позволит ему оперативно сформировать практические навыки методического обобщения опыта.

В Удмуртской республике реализуется проект "Сетевое педагогическое сообщество", в рамках которого развивается модель сетевого наставничества [8]. Цель проекта - создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена педагогического сообщества, в рамках которого каждый из участников сети может создавать свою наставническую сеть, а также выступать по отдельным вопросам сам в качестве наставника и эксперта.

В Липецкой области целевая модель наставничества реализуется в целях развития молодых педагогов [9] посредством совершенствования их профессиональных (предметных и методических) компетенций; повышения мотивации учителей-предметников к постоянному самообразованию на основе выявленных дефицитов, к организации из творческой и исследовательской деятельности, поиску новых эффективных практик для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Наставническая деятельность осуществляется на двух уровнях: внутришкольном - наставничество молодых педагогов и региональном - при учреждениях дополнительного профессионального образования и вузах, где реализуются курсы повышения квалификации учителей для подготовки к наставнической деятельности, организуются мероприятия по представлению и освоению инновационного опыта с целью формирования наставнических пар.

Учитывая, что только половина выпускников педагогических вузов идет работать в школу, наставничество способствует стимулированию будущих педагогов к работе по специальности [10]. Для этого необходимо объединение усилий вузов и образовательных организаций, создание педагогических сообществ, участниками которых должны стать студенты.

Профессиональные педагогические сообщества в настоящее время могут рассматриваться как система неформального и информального образования, в рамках которой может быть организована наставническая деятельность. Для этого педагогическим вузам необходимо обеспечить взаимодействие с профессиональными педагогическими сообществами по вопросам экспертизы образовательных программ, привлечение участников педагогических сообществ к проведению семинаров, мастер-классов, различных аттестационных мероприятий, проектной и исследовательской деятельности студентов и др.

Наиболее продуктивной формой взаимодействия могут стать сетевые проекты как исследовательского, так и практико-ориентированного характера, объединяющие студентов, молодых и опытных педагогов. Основой проекта должна стать проблема, которая интересна всем участникам и актуальна для системы образования муниципального, регионального или федерального уровня. Для студентов эта проблема может иметь свое продолжение в курсовой или дипломной работе. Совместную работу будущих, начинающих и опытных педагогов над проектом следует рассматривать как инновационную деятельность, направленную на обновление образования, что также является дополнительным стимулом для студентов, которые осознают ее значимость и свою причастность к решению проблемы.

Важно, чтобы проектная деятельность осуществлялась не только в теории, но и была организована в реальном образовательном процессе. В этом случае положительный результат станет мотивирующим фактором для ее активного продолжения, а возможный отрицательный результат будет поводом для анализа возможных ошибок и их будущего предотвращения. Необходимо организовать публичное обсуждение результатов проектной деятельности с активным участием широкого круга экспертов, студентов и молодых педагогов, а также обеспечить в будущем публикацию разработанных материалов.

Совместная проектная деятельность позволяет не только развивать широкий круг профессиональных компетенций, но и способствует осмыслению и принятию ценностей профессии, моделей поведения, т.е. профессиональной социализации. При этом взаимодействие педагогических кадров разного статуса обогащает друг друга. Так, студенты и молодые педагоги могут также стать наставниками для более опытных в области использования цифровых технологий, организации сопровождения проектной деятельности в социальных сетях и на других ресурсах.

Наставничество в образовании отражает один из его современных трендов - персонализацию, которая направлена на развитие субъектности и максимальную представленность каждого участника образовательных отношений, учет его потребностей и интересов, создание условий для развития и самовыражения.

1. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Распоряжение Министерства Просвещения РФ (№З-145, от 29.12.2019). Available at: http://docs.cntd.ru/document/564232795

2. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Распоряжение Министерства Просвещения РФ (№З-145, от 29.12.2019). Available at: http://docs.cntd.ru/document/564232795

3. Менторский клуб МГУ. Available at: http://msumentors.club/

4. Программа наставничества в НИУ ВШЭ. Available at: https://mentor.hse.ru

5. Проект MY MENTOR. Available at: https://www.my-mentor.ru

6. Наставничество ПО СК«Самоуправление вне границ». Available at: https://sk-fa.ru/nastavnichestvo

7. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова ГА., Яковенко Т.В. Проект «Наставничество для педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия»: основные результаты. Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019; № 4: 210 - 217.

8. Борлукова Н.В., Комарова О.В. Сетевое наставничество как инструмент самоуправления образованием педагогов (из опыта организации наставничества в Удмуртской Республике). Инновационные процессы в системе образования: сборник материалов XIV итоговой научно-практической конференции. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2020: 21 - 25.

9. Кузнецова Н.М. Некоторые подходы к реализации дорожной карты одной из форм программы наставничества "учитель - учитель". Вестник ТОГИРРО. 2020; № 1 (44): 7 - 8.

10. Васильева рассказала, сколько выпускников вузов идут работать в школы. Available at: https://www.pnp.ru/social/vasileva-rasskazala-skolko-vypusknikov-pedvuzov-idut-rabotat-v-shkoly.html

References

1. Ob utverzhdeniimetodologii (celevojmodeli) nastavnichestva obuchayuschihsya dlya organizacij, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost'po obscheobrazovatel'nym, dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym i programmam srednego professional'nogo obrazovaniya, v tom chisle s primeneniem luchshih praktik obmena opytom mezhdu obuchayuschimisya. Rasporyazhenie Ministerstva Prosvescheniya Rf (№Z-145, ot 29.12.2019). Available at: http://docs.cntd.ru/document/564232795

2. Ob utverzhdenii metodologii (celevoj modeli) nastavnichestva obuchayuschihsya dlya organizacij, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obscheobrazovatel'nym, dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym i programmam srednego professional'nogo obrazovaniya, v tom chisle s primeneniem luchshih praktik obmena opytom mezhdu obuchayuschimisya. Rasporyazhenie Ministerstva Prosvescheniya Rf (№Z-145, ot 29.12.2019). Available at: http://docs.cntd.ru/document/564232795

3. Mentorskij klub MGU. Available at: http://msumentors.club/

4. Programma nastavnichestva v NIU VSh'E. Available at: https://mentor.hse.ru/

5. Proekt MY MENTOR. Available at: https://www.my-mentor.ru

6. Nastavnichestvo PO SK«Samoupravlenie vne granic». Available at: https://sk-fa.ru/nastavnichestvo

7. Nugumanova L.N., Shajhutdinova G.A., Yakovenko T.V. Proekt «Nastavnichestvo dlya pedagogicheskih i rukovodyaschih kadrov na osnove setevogo vzaimodejstviya»: osnovnye rezul'taty. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovacii. 2019; № 4: 210 - 217.

8. Borlukova N.V., Komarova O.V. Setevoe nastavnichestvo kak instrument samoupravleniya obrazovaniem pedagogov (iz opyta organizacii nastavnichestva v Udmurtskoj Respublike). Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: sbornik materialov HIV itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Glazov: Glazovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2020: 21 - 25.

9. Kuznecova N.M. Nekotorye podhody k realizacii dorozhnoj karty odnoj iz form programmy nastavnichestva "uchitel' - uchitel'". Vestnik TOGIRRO. 2020; № 1 (44): 7 - 8.

10. Vasil'eva rasskazala, skol'ko vypusknikov vuzov idut rabotat' v shkoly. Available at: https://www.pnp.ru/social/vasileva-rasskazala-skolko-vypusknikov-pedvuzov-idut-rabotat-v-shkoly.html

Статья поступила в редакцию 05.07.21

УДК 378.2

Sanin D.V., adjunct, Novosibirsk Order of Zhukov military Institute n.a. General of the army I.K. Yakovlev of the National Guard of RF (Novosibirsk, Russia),

E-mail: popygai04@bk.ru

Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University;

Professor, Novosibirsk Order of Zhukov Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of RF (Novosibirsk, Russia),

E-mail: tanita973@list.ru

CONCEPTUAL AND CATEGORICAL ANALYSIS OF THE TERM "EDUCATION OF THE VALUES OF MILITARY SERVICE" AT THE PRESENT STAGE OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE. In modern national socio-pedagogical literature, there are various approaches to the definition of the concept of "raising values of military service". The article discusses the conceptual-categorical analysis of the term "raising values of military service" at the present stage of development of social and pedagogical science. Education in the units of the Special Forces of the National Guard of the Russian Federation (hereinafter referred to as the TSPP of the DVG) provides for the formation of the activity and responsibility of the serviceman under the contract (hereinafter referred to as contractual workers) by attracting them to the process of state-owned construction and reforming social relations. The purpose of the work is to implement the conceptual and categorical analysis of the term "raising values of military service" at the present stage of the development of sociopedagogical studies. An analysis of modern literature shows that there are various definitions of the studied concept. Some researchers believe that the education of the values of military service is guided primarily on the contractor, his interests and needs. Most researchers are focused on the interests and needs of society and the state, the personnel order of the DVG RF and see the appointment of the cultivities of the Second Service. Thus, the upbringing of values of military service is considered as "a process aimed at the development, formation and change of the personality of the contractor, the form and method of educational work, aimed at mastering and assimilating the experience and development of the qualities of the personality inherent in the contracts of PSSPN in Russia, which is necessary for their successful continued service" [1, p. 184].

Key words: upbringing, process of upbringing, contract servicemen, units of special forces of national guard of Russian Federation.

Д.В. Санин, адъюнкт, Новосибирский ордена Жукова военного институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ,

г. Новосибирск, E-mail: popygai04@bk.ru

Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета;

проф. Новосибирского ордена Жукова военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск,

E-mail: tanita973@list.ru

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНА «ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В современной отечественной социально-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «воспитание ценностей военной службы». В статье представлен понятийно-категориальный анализ термина «воспитание ценностей военной службы» на современном этапе развития социально-педагогической науки. Воспитание в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - пССпН ВНГ РФ) предусматривает формирование активности и ответственности военнослужащего по контракту (далее по тексту - контрактников) путем привлечения их к процессу государственного строительства и реформирования общественных отношений. Цель работы заключается в осуществлении понятийно-категориального анализа термина «воспитание ценностей военной службы» на современном этапе развития социально-педагогической науки. Анализ современной литературы показал, что существуют различные определения понятия «воспитание ценностей военной службы». Отдельные исследователи считают, что воспитание ценностей военной службы ориентируется в первую очередь на контрактника, его интересы и потребности. Большинство исследователей ориентируются на интересы и потребности общества и государства, на кадровый заказ ВНГ РФ и видят назначение воспитания ценностей военной службы (далее по тексту - ЦВС) в регуляции поведения контрактника в соответствии с ценностями и нормами, существующими в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.