Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СУБЪЕКТ / СТУДЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / АНАЛИЗ / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Розалия Еремеевна, Григорьева Надежда Афанасьевна

В данной статье представлен анализ теоретической литературы, который показал суть наставничества как научно-педагогического феномена. В вузовской системе наставничество реализуется в процессе профессиональной подготовки обучающихся на принципе субъект-субъектных отношений, способствующих развитию личности и профессиональному его росту. Сегодня появляется необходимость в расширении практик наставничества в системе непрерывного образования, так как наставничество является действенным и значимым механизмом выращивания и подготовки конкурентоспособных кадров. Следует отметить, что особое внимание в статье уделяется научно-педагогическому наследию выдающегося ученого, мыслителя Д. А. Данилова: подходы к организации научно-педагогического наставничества в системе профессионального образования, вопросы профессионального становления будущих и начинающих педагогов, совершенствования результативности их педагогической деятельности в системе профессионального образования с учетом современных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Розалия Еремеевна, Григорьева Надежда Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND PEDAGOGICAL MENTORING AS A FACTOR IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS

This article presents an analysis of theoretical literature, which showed the essence of mentoring as a research and pedagogical phenomenon. In the university system, mentoring is implemented in the process of professional training of students on the principle of subject-subject relations, which contributes to the development of the individual and his professional growth. Today, there is a need to expand the practice of mentoring in the continuous education system, since mentoring is an effective and significant mechanism for growing and training competitive personnel It should be noted that special attention in the article is paid to the scholarly and pedagogical heritage of Dmitry Danilov, an outstanding scholar and thinker: approaches to the organization of research and pedagogical mentoring in the system of vocational education; issues of professional development of future and novice teachers, improving the effectiveness of their pedagogical activities in the system of vocational education, taking into account modern requirements.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378

Р. Е. Герасимова1, Н. А. Григорьева2

Научно-педагогическое наставничество как фактор профессионального становления молодых педагогов

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), г. Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье представлен анализ теоретической литературы, который показал суть наставничества как научно-педагогического феномена. В вузовской системе наставничество реализуется в процессе профессиональной подготовки обучающихся на принципе субъект-субъектных отношений, способствующих развитию личности и профессиональному его росту.

Сегодня появляется необходимость в расширении практик наставничества в системе непрерывного образования, так как наставничество является действенным и значимым механизмом выращивания и подготовки конкурентоспособных кадров.

Следует отметить, что особое внимание в статье уделяется научно-педагогическому наследию выдающегося ученого, мыслителя Д. А. Данилова: подходы к организации научно-педагогического наставничества в системе профессионального образования, вопросы профессионального становления будущих и начинающих педагогов, совершенствования результативности их педагогической деятельности в системе профессионального образования с учетом современных требований.

Ключевые слова: наставник, научно-педагогическая подготовка, субъект, студент, инновационные процессы, анализ, самоорганизация.

R. E. Gerasimova1, N. A. Grigorieva2

Research and pedagogical mentoring as a factor in the professional development of young teachers

1M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia

Abstract. This article presents an analysis of theoretical literature, which showed the essence of mentoring as a research and pedagogical phenomenon. In the university system, mentoring is implemented in the process of professional training of students on the principle of subject-subject relations, which contributes to the development of the individual and his professional growth.

Today, there is a need to expand the practice of mentoring in the continuous education system, since mentoring is an effective and significant mechanism for growing and training competitive personnel.

ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - к. пед. н., доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail.: rosa_ger@rambler.ru

GERASIMOVA Rozaliya Eremeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Social Pedagogics, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ГРИГОРЬЕВА Надежда Афанасьевна - к. пед. н., главный специалист департамента государственной политики в сфере науки, профессионального образования и целевой подготовки, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).

E-mail.: Ovr-mn@mail.ru

GRIGORYEVA Nadezhda Afanasevna - Candidate of Pedagogical Sciences, chief specialist, Department of State Policy in Science, Vocational Education, and Target Training, Ministry of Education and Science of the Sakha Republic (Yakutia).

It should be noted that special attention in the article is paid to the scholarly and pedagogical heritage of Dmitry Danilov, an outstanding scholar and thinker: approaches to the organization of research and pedagogical mentoring in the system of vocational education; issues of professional development of future and novice teachers, improving the effectiveness of their pedagogical activities in the system of vocational education, taking into account modern requirements.

Keywords: mentor, research and pedagogical training, subject, student, innovation processes, analysis, self-organization.

Введение

Непрерывная система образования является основным рычагом социально-экономического развития современного общества. Данные обстоятельства требуют постоянного поиска, проведения исследований, мониторинга в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять инновационные процессы. В этой связи сегодня целью любого учебного заведения является создание условий благоприятных для становления будущего специалиста, где одной из задач, стоящих перед системой образования является развитие научно-педагогического наставничества, как модели взаимодействия преподаватель - студент.

Методологические основы

Научно-педагогическое наставничество основывается на следующих принципах: научность, гуманность [1], открытость, ответственность, субъектность, аксиологичность [2].

Н. Гехке считает, что наставник должен безвозмездно дарить подопечному накопленный опыт, мудрость [3].

Наставничество можно рассматривать как процесс добровольной, безвозмездной передачи опытным человеком навыков, знаний начинающим, своевременно оказывая помощь ему в принятии правильных решений [4].

Наставники - это педагоги или студенты старшего курса, которые обеспечивают единство обучения и воспитания, помогая студентам первого курса успешно пройти адаптацию в вузовской среде [5]. В России наставничество появилось в форме кураторства. В 1903 г. императором Николаем II был подписан документ «Инструкция для кураторов Томского технологического института», согласно которому ответственный сотрудник, назначенный на один год, должен не только контролировать, но и заниматься созданием духовных и материальных условий [6].

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова предлагает слово куратор понимать как опекун, попечитель, «лицо, которому поручено наблюдение за кем или чем-либо» [7].

В 90-е годы кураторство как система в большинстве вузах прекратило свое существование. Соответственно, резко снизилось качество академической мобильности и воспитания в вузовской системе.

В начале 2000-х годов в связи с появлением интереса к проблемам воспитания роль наставничества возрастает. Сегодня в любой сфере конкурентоспособным становится тот специалист, который не только владеет некоторым объемом теоретических и практических знаний и умений, но и владеющий навыками генерировать инновационные идеи, ответственный, занимающийся саморазвитием.

П. А. Хэнсли и Дж. Л. Парсонс в своей статье «Творческое, интеллектуальное и психосоциальное развитие через наставничество» считают, что на этапе генеративности у взрослого человека появляется желание стать наставником. Основной характеристикой деятельности наставника считают увлеченность взрослого человека какой-то единой проблемой или деятельностью, которую разделяют наставник и подопечный [5].

Мы считаем, что в вузовской системе одной из основных задач наставника - это создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации студентов первого курса к вузовскому образовательному пространству.

Основное содержание

В современном образовании наставничество является одной из важных и необходимых форм работы со студентами, молодыми педагогами. Особое внимание научно-педагогическому наставничеству уделял Д. А. Данилов, талантливый ученый-теоретик, инициатор и организатор многих научно-исследовательских программ и проектов.

Научно-педагогическое наставничество - это технология передачи научно-методического опыта на основе субъект-субъектных отношений. Главным направлением научно-педагогического наставничества является не только методическая подготовка и сопровождение профессиональной деятельности, но и руководство научного исследования студентов, научное руководство диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидата наук и консультация диссертационных работ на соискание ученой степени доктора наук. Следует отметить, что большинство защитивших диссертационные исследования на соискание ученых степеней остались работать в системе общего образования, где использование личного опыта в обучении и воспитании обучающихся, открытость в диссемина-ции инновационного научно-методического опыта, системное совершенствование профессионального уровня стал примером для педагогов, работающих в школах.

Анализ его трудов показывает, что большое внимание было уделено теоретико-методологическим и организационно-педагогическим основам регионализации системы образования, развитию инновационных процессов системы образования, способствующих личностному и профессиональному росту научно-педагогических кадров. Научно-педагогические идеи по созданию целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов, разработка концептуальных положений и модели индивидуально-творческой подготовки студентов к педагогической деятельности и сейчас актуальны.

В изменяющихся условиях система профессионального образования призвана обеспечить интеграцию различных технологий, методов и способов, способствующих повышению творческого потенциала личности. Сегодня открытость образовательного пространства является необходимым условием формирования субъектной позиции студентов, где основным принципом деятельности студентов является субъектно-деятельностный подход, который учитывает интересы, жизненные планы, ценностные ориентации, личностный опыт.

Студент, добровольно включаясь в образовательную деятельность, не только проявляет свою профессионально направленную активность, инициативность, но и наращивает уровень своей субъектности. У него развивается способность к рефлексии учебно-воспитательного процесса, критичность мышления, позволяющая адекватно оценивать педагогический процесс, прагматичное отношение к обучению, осознанность образовательного запроса.

Д. А. Данилов особо отмечает, что научно-методическая подготовка компетентного педагога тесно связана со стратегией развития педагогического образования, где одной из основ становится индивидуально-творческая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного образования. При этом повышается ответственность преподавателя, предполагающая выстраивание им субъект-субъектных отношений. Следует отметить, что данная система позволяет создать особого рода педагогическую ситуацию, которая ставит студента перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионал-педагог.

Данилов Д. А. считал, что субъектная позиция будущего педагога в профессиональной деятельности формируется через взаимодействие студентов Педагогического института СВФУ с учащимися школ, где ключевую роль в обеспечении качества взаимодействия играют учителя и преподаватели, курирующие студентов. Студенты привлекаются к работе с будущими абитуриентами не только по профориентационной работе, но и проводят совместные научно-исследовательские и другие виды работ. Таким образом, студенты под руководством преподавателя-наставника, учителей-наставников уже приобретают опыт в различных видах деятельности: организаторской, исследовательской, коммуникативной, творческой, поисковой, проектировочной и других, а также опыт в самоорганизующейся деятельности [8].

Во время обучения в любом профессиональном учебном заведении студентам дается возможность повысить уровень самостоятельности, самоорганизации, ведущей к формированию и развитию субъектной их позиции. Субъектная позиция проявляется в активности личности, в сознательности, ценностно-смысловому отношению к окружающему миру, в творческом отношении к деятельности, ответственности за себя и свою деятельность, в стремлении к самосовершенствованию и ориентации личности на САМО (развитие, образование, воспитание, управление, познание).

Студенты недостаточно осведомлены о субъектной позиции в познавательной деятельности, о вопросах самоуправления, самоорганизации. Все это требует создания в учебном заведении оптимальных условий для решения проблемы самоорганизации, самоуправления в процессе формирования субъектной позиции студентов в разноплановой педагогической деятельности [8].

Социально-профессиональное воспитание - специально организуемый процесс становления личности, который предполагает развитие интереса к профессии, ценностного отношения, социально и профессионально значимых качеств. Преподаватель строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы деятельность каждого студента была связана с развитием интереса к самому себе как субъекту самоорганизации [8].

Известно, что в системе образования базовым является образовательный процесс, который полностью в руках учителя общеобразовательной школы, преподавателя профессионального учебного заведения и других педагогов, занимающихся обучением, воспитанием и развитием обучающихся. Отсюда вытекает, что для повышения качества системы образования в целом следует повысить уровень подготовки работающих в ней педагогов всех специальностей (учителей, воспитателей, преподавателей и других) [9].

Заключение

Таким образом, научно-методическое наследие Д. А. Данилова внесло весомый вклад в развитие не только региональной системы непрерывного образования, но и в целом российской системы непрерывного образования.

Сегодня целью любого учебного заведения является создание благоприятных условий для становления будущего педагога. В этой связи одной из задач, стоящих перед преподавателями, является развитие научно-педагогического наставничества, как модели взаимодействия преподаватель - студент.

Накопленный опыт показывает, что своевременное оказание научно-методической помощи будущему педагогу и сопровождение опытными наставниками начинающего педагога делают процесс профессионального становления более эффективным и успешным. Также следует отметить, что эффективность профессионального становления во многом зависит и от решения проблемы адаптации, формирования у будущего и начинающего учителя мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации, в объединении уровней образования в целях обеспечения преемственности образования и ка-

чественной подготовке будущих конкурентноспособных специалистов, востребованных рынком труда.

Л и т е р а т у р а

1. Гайнуллина, Л. Ф. Принцип гуманизации в образовании и трансформация идей гуманизма в современном обществе / Л. Ф. Гайнуллина, Е. Л. Яковлева. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2015. - № 4 (146). - С. 114123. - URL: http://nastavnichestvo.su/mentoring/ (дата обращения 08.11.2022). - Текст : электронный.

2. Реализация целевой модели наставничества образовательными организациями Кузбасса : методическое пособие / В. А. Волчек, Л. Е. Шмакова, Т. А. Стальмакова ; отв. ред. Л. А. Богданова. -Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021. - 106 с. - Текст : непосредственный.

3. Гехке, Н. К определению наставничества. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350 (дата обращения: 29.10.2022). - Текст : электронный.

4. О наставничестве // Институт. - URL: http://nastavnichestvo.su/mentoring/ (дата обращения 08.11.2022). - Текст : электронный.

5. Казарян, Т.В., Колодницкая О.А., Деятельность наставников в высшем учебном заведении / Т. В. Казарян, О. А. Колодницкая. - Текст : непосредственный // Кавказский диалог : материалы X международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 121-126.

6. Институт кураторов ТПУ: сборник нормативных и методических материалов но организации кураторской деятельности в ТПУ. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 124 с. - Текст : непосредственный.

7. Большой толковый словарь русского языка : А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Составитель, главный редактор, канд. филол. наук С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Норинт, 1998. - 1534 с. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350 (дата обращения: 29.10.2022). - Текст : электронный.

8. Данилов Д. А. Формирование саморазвития личности в системе образования / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. - Текст : непосредственный // Перспективы науки. - 2019. - № 11 (122). - С. 177-183.

9. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-педагогические основы формирования субъектной позиции студентов в педагогическом процессе / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. - Текст : непосредственный // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 2 (06). - С. 6-16.

R e f e r e n c e s

1. Gajnullina L. F. Princip gumanizacii v obrazovanii i transformaciya idej gumanizma v sovremennom obshchestve / L. F. Gajnullina, E. L. YAkovleva // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 3, Obshchestvennye nauki. - 2015. - № 4 (146). - S. 114-123. [Elektronnyj resurs] URL: http://nastavnichestvo. su/mentoring/ (data obrashcheniya 08.11.2022)

2. Realizaciya celevoj modeli nastavnichestva obrazovatel'nymi organizaciyami Kuzbassa : metodicheskoe posobie / Volchek V. A., SHmakova L. E., Stal'makova T. A. ; otv. red. L. A. Bogdanova. -Kemerovo : GBU DPO «KRIRPO», 2021. - 106 s. - ISBN 978-5-9572-0240-0. - Tekst neposredstvennyj

3. Gekhke N. K opredeleniyu nastavnichestva [Elektronnyj resurs] URL: http://dx.doi. org/10.1080/00405848809543350 (data obrashcheniya: 29.10.2022)

4. O nastavnichestve // Institut [Elektronnyj resurs] URL: http://nastavnichestvo.su/mentoring/ (data obrashcheniya 08.11.2022)

5. Kazaryan T.V., Kolodnickaya O.A., Deyatel'nost' nastavnikov v vysshem uchebnom zavedenii // Kavkazskij dialog: materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 121-126.

6. Institut kuratorov TPU: sbornik normativnyh i metodicheskih materialov po organizacii kuratorskoj deyatel'nosti v TPU - Tomsk: Izd-vo TPU, 2007. - 124 s.

7. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Tekst] : A-YA / RAN. In-t lingv. issled.; Sost., gl. red. kand. filol. nauk S. A. Kuznecov. - Sankt-Peterburg : Norint, 1998. - 1534 s. [Elektronnyj resurs] URL: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350 (data obrashcheniya: 29.10.2022)

8. Danilov D.A., Kornilova A.G. Formirovanie samorazvitiya lichnosti v sisteme obrazovaniya Perspektivy nauki. 2019. № 11 (122). S. 177-183.

9. Danilov D.A., Kornilova A.G. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya sub»ektnoj pozicii studentov v pedagogicheskom processe Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2017. № 2 (06). S. 6-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.