Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГРУППЫ РИСКА'

НАСТАВНИЧЕСТВО В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГРУППЫ РИСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ ГРУППЫ РИСКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / "СТУДЕНТ-НАСТАВНИК" / "ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК" / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колозина Ирина Михайловна, Шрамкова Оксана Владимировна, Коповой Андрей Сергеевич

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного среднего профессионального образования - организации воспитательной работы со студентами группы риска. На основе данных российских и зарубежных исследований и опроса слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» авторы пришли к выводу о необходимости использования ресурса наставничества в воспитательной работе учреждения среднего профессионального образования и определили наиболее оптимальные формы наставнической деятельности. В статье представлена модель наставнической деятельности в воспитательной работе учреждения среднего профессионального образования с учетом таких форм наставничества, как «педагог-студент» и «студент-студент», а также даны практические рекомендации по ее внедрению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A FORM OF EDUCATIONAL WORK WITH AT-RISK STUDENTS

The article is devoted to one of the actual problems of modern secondary vocational education (SVE) - the organization of educational work with at-risk students. Based on the data of Russian and foreign studies and a survey held among the students of professional development courses of Saratov Regional Institute of Education Development, the authors came to the conclusion that it is necessary to use the potential of mentoring in the work of an SVE institution and identified the most optimal forms of mentoring. The article presents a model of mentoring activity in the work of an SVE institution, taking into account «teacher-student» and «student-student» forms of mentoring, and gives practical recommendations for its implementation.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГРУППЫ РИСКА»

Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования

УДК 377

И. М. Колозина, О. В. Шрамкова, А. С. Коповой

Наставничество в учреждениях среднего профессионального образования как одна из форм воспитательной работы

с обучающимися группы риска

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного среднего профессионального образования — организации воспитательной работы со студентами группы риска. На основе данных российских и зарубежных исследований и опроса слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» авторы пришли к выводу о необходимости использования ресурса наставничества в воспитательной работе учреждения среднего профессионального образования и определили наиболее оптимальные формы наставнической деятельности. В статье представлена модель наставнической деятельности в воспитательной работе учреждения среднего профессионального образования с учетом таких форм наставничества, как «педагог-студент» и «студент-студент», а также даны практические рекомендации по ее внедрению.

I Ключевые слова: наставничество; воспитательная работа; студенты группы риска; среднее профессиональное образование; модель; «студент-наставник»; «педагог-наставник»; социокультурные мероприятия; культурно-массовая деятельность.

I. M. Kolozina, O. V. Shramkova, A. S. Kopovoy

Mentoring in secondary vocational education as a form of

educational work with at-risk students

Abstract

The article is devoted to one of the actual problems of modern secondary vocational education (SVE) — the organization of educational work with at-risk students. Based on the data of Russian and foreign studies and a survey held among the students of professional development courses of Saratov Regional Institute of Education Development, the authors came to the conclusion that it is necessary to use the potential of mentoring in the work of an SVE institution and identified the most optimal forms of mentoring. The article presents a model of mentoring activity in the work of an SVE institution, taking into account «teacher-student» and «student-student» forms of mentoring, and gives practical recommendations for its implementation.

Keywords: mentoring; educational work; at-risk students; secondary vocational education; model; «student-mentor»; «teacher-mentor»; socio-cultural events; cultural activities.

Современные учреждения среднего профессионального образования (СПО) рассматривают наставничество как стратегический ресурс развития образования. Это связано с неуклонным возрастанием количества неблагополучных семей, отсутствием передачи положительного примера и жизненного опыта от старших к младшим и потерей связи поколений. В такой ситуации подростки и молодые люди стремятся самостоятельно адаптироваться к условиям современной жизни, стихийно нарушая социокультурные нормы и законы. Поэтому неудивительно, что наставничество стало рассматриваться как ключевая стратегия в воспитательной работе учреждения СПО.

Реализация национального проекта «Образование» в Саратовской области, в частности регионального проекта «Молодые профессионалы», предусматривает к 2024 году вовлечение в различные формы наставничества не менее 70 % обучающихся организаций СПО [11]. Такая работа, безусловно, будет способствовать как совершенствованию организационных и методических механизмов управления в учреждениях СПО, так и формированию развитой и социально адаптированной личности обучающегося.

В последнее время проблема развития и совершенствования наставнической деятельности в образовательных организациях исследуется как отечественными, так и зарубежными специалистами. [2; 4; 5; 8; 10; 13; 15; 16; 17]. Авторы исследований акцентируют внимание на следующих аспектах феномена наставничества: анализ терминологического аппарата [1]; особенности наставничества на разных этапах получения образования; специфика наставничества для разных социальных, возрастных, производственных групп [6; 14]. Особое внимание уделяется организации наставничества на разных этапах обучения (в начале и середине обучения, на старших курсах) [3; 7].

Цель представленного в статье исследования — изучение ресурса наставничества как основной формы воспитательной работы в учреждениях СПО, в частности со студентами группы риска. Для достижения поставленной цели планируется реализовать такие задачи:

• выявить потребность в воспитательной работе с обучающимися группы риска в учреждениях СПО Саратовской области;

• провести анализ полученных данных;

• выделить наиболее актуальные и востребованные формы наставничества для реализации в учреждениях СПО Саратовской области;

• выработать и предложить модель наставнической деятельности для реализации в уч-

реждениях СПО (с учетом форм наставничества);

• выявить возможные риски в воспитательной работе в рамках наставнической деятельности учреждений СПО.

Кафедра профессионального образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» проводит исследование и распространение опыта наставнической деятельности в учреждениях СПО Саратовской области. В рамках данного направления сотрудники кафедры ввели следующие дополнительные профессиональные программы курсов повышения квалификации (КПК): «Современные педагогические технологии», «Социально-педагогическое сопровождение в учреждениях среднего профессионального образования», «Педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования», модуль «Воспитание и социализация обучающихся в рамках образовательного процесса СПО» [12]. Данный модуль посвящен и профилактической работе со студентами группы риска.

В 2018/19 учебном году по представленным программам прошли обучение 215 педагогов и мастеров производственного обучения системы СПО Саратовской области. Спектр слушателей включал представителей как образовательных организаций областного центра (одно учреждение СПО, 37 ч) и относительно близкой к областному центру периферии (3 учреждения СПО, 84 ч), так и достаточно удаленных образовательных организаций (3 учреждения СПО, 94 ч).

Среди слушателей КПК был проведен опрос о наличии в их учреждениях студентов группы риска, о существовании программы воспитательной работы со студентами этой группы и о результатах воспитательной работы в учреждении.

В ходе опроса было выявлено, что за последние годы во всех учреждениях СПО, независимо от территориального расположения, контингент студентов становится всё более сложным в социальном отношении. Обучающиеся, составляющие группу риска, характеризуются асоциальным поведением, слабой мотивацией к получению профессии, низким интеллектуальным уровнем, невоспитанностью, неумением учиться и трудиться, что порождает большие проблемы в их обучении и воспитании. При этом педагоги осознают, что для решения проблемы каждого конкретного подростка и исключения его из группы риска необхо-

дима системная организация работы по его сопровождению и воспитанию.

Более 80% педагогических работников отметили, что знают о наличии воспитательной программы в их учреждении. Как правило, содержательная часть воспитательной программы учреждения СПО (программа социализации и профессионального воспитания) включает несколько разделов, среди которых следует выделить историко-патри-отическое, краеведческое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное и экологическое направления. Эти традиционные направления со сложившимися мероприятиями представляется рациональным использовать для совершенствования воспитательной работы на базе наставничества.

Тем не менее далеко не все слушатели КПК знакомы с содержательной и результативной сторонами воспитательной программы. Отсюда можно сделать вывод об отсутствии системного подхода, взаимодействия и осведомленности педагогов в этом направлении. Как правило, слушатели имеют представление об отдельных воспитательных акциях и мероприятиях кураторов, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов. Наличие указанных проблем определяет необходимость использования института наставничества в качестве основополагающего инструмента воспитательной работы со студентами группы риска в учреждениях СПО.

Анализируя терминологический аппарат, следует выделить обобщенные категории студентов группы риска:

• студенты с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологиче-ской характеристики;

• студенты, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

• студенты из неблагополучных, асоциальных семей;

• студенты из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

• студенты с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации;

• студенты, имеющие вредные привычки;

• студенты, склонные к правонарушениям. Таким образом, студенты группы риска — это

обучающиеся, находящиеся в непростой жизненной ситуации под влиянием нежелательных (отрицательных) факторов, которые способствуют их неблагоприятной социализации. В большей степени риску подвержены подростки, у которых отсут-

ствуют адекватные (нормальные) условия для их полноценного развития.

Исходя из этого, следует определить наиболее актуальные и востребованные формы наставничества в воспитательной работе учреждения СПО. Так, социальная адаптация и разносторонняя поддержка студентов группы риска наиболее эффективно, на наш взгляд, реализуются в таких формах наставничества, как «педагог-студент» и «студент-студент».

Форма наставничества «педагог-студент» характеризуется созданием благоприятных психолого-педагогических условий в образовательном процессе, способствующих развитию у студентов интереса к учебе, избранной профессии и профессиональному становлению. Педагог-наставник ориентирует его в выборе подходящего социокультурного направления деятельности в рамках воспитательной работы.

Форма «студент-студент» характеризуется отсутствием строгой субординации, где наставник в большинстве случаев — это студент старших курсов, обладающий организаторскими и лидерскими качествами, которые позволяют ему неформально делиться с подопечным собственным положительным опытом, помогать в социализации в стенах учреждения СПО и рационально планировать распорядок дня.

Представим модель наставнической деятельности в воспитательной работе учреждения СПО с учетом таких форм наставничества, как «педагог-студент» и «студент-студент». I. Подготовительный этап:

• создание нормативно-правовой базы посредством подготовки и утверждения приказа и положения о наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска и модернизации программы социализации и профессионального воспитания в учреждении СПО;

• выбор кандидатур педагогов-наставников и ответственных за координацию всего процесса, формирование списка предполагаемых педагогов-наставников;

• проведение информационно-разъяснительной работы с непосредственными участниками воспитательной работы — педагогами-наставниками;

• разработка методических материалов по наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска и ознакомление с такими материалами педагогов-наставников в рамках цикла методических семинаров (ориентировочный период выполнения меро-

приятий подготовительного этапа — с начала июня по начало сентября).

II. Организационный этап:

• выявление группы риска путем изучения личных дел студентов (особое внимание при этом уделяется первокурсникам); проведение психолого-педагогической диагностики по выявлению студентов группы риска с занесением в электронную базу учреждения СПО;

• составление списка студентов-наставников на основе изучения личных дел обучающихся старших курсов, проведения психолого-педагогической диагностики и собеседования о возможности и желании участвовать в наставнической деятельности;

• проведение информационно-разъяснительной работы со студентами-наставниками и закрепление за ними обучающегося из группы риска;

• информационное сопровождение наставничества в рамках подготовки информационного стенда и раздела на сайте учреждения СПО, а также визуализации наставнической деятельности, связанной с разработкой логотипов, дипломов, сертификатов и других наградных материалов (большая часть мероприятий организационного этапа реализуется в начале учебного года, кроме информационного сопровождения, которое осуществляется по мере необходимости).

III. Основной этап

Для студентов 1-го курса:

• ознакомление со структурой, регламентом обучения, правилами внутреннего распорядка, культурно-массовой жизнью учреждения СПО, в том числе с направлениями воспитательной работы и научно-технического творчества. Мероприятия выстраиваются в определенной системе и включают классный (кураторский) час, экскурсии по образовательному учреждению (библиотеке, музею), знакомство с руководящим составом, посвящение в студенты, знакомство с получаемой профессией, проведение недель науки, популяризация деятельности кружков, секций, обществ;

• предоставление студенту возможности выбора подходящего направления на основе его интересов и способностей; организация практической деятельности по развитию творческой активности обучающихся;

• организация социально-информационной помощи и содействие в защите гражданских прав обучающихся группы риска посредством выявления уровня их социально-правовой ин-

формированности; групповое и индивидуальное консультирование, проведение мероприятий по правовому воспитанию, в том числе по жилищным, семейным, финансовым и др. вопросам;

• реализация психолого-педагогического сопровождения студентов группы риска разных целевых групп: анализ трудностей в обучении, с которыми столкнулись студенты, создание (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута, проведение психологических тренингов, направленных на корректировку мировоззрения и поведения. Ознакомительные мероприятия основного

этапа оптимально проводить в начале учебного года, всю остальную работу — в течение года. При этом роль студентов-наставников наиболее продуктивна в деятельности, связанной с ознакомлением подопечных с образовательным учреждением, популяризацией кружков, секций, обществ, привлечением к участию в культурно-массовой жизни и социокультурных акциях. Педагог-наставник также максимально включен в работу на данном этапе. Он выполняет функции по координации, систематизации, подготовке и проведению различных мероприятий, а также по взаимодействию с педагогами-психологами, специалистами управления социальной защиты населения, сотрудниками правовых ведомств и структур, представителями культурных учреждений и т. д.

Для студентов 2-го курса (при необходимости и последующих курсов):

• уточнение и систематизация данных о студентах группы риска с последующим обновлением списка и внесением изменений в электронную базу учреждения СПО;

• актуализация данных и непосредственное участие студентов в культурно-массовых мероприятиях и направлениях воспитательной работы с целью поддержания и распространения положительных традиций учреждения СПО;

• организация (при необходимости) социально-информационной помощи и содействие в защите гражданских прав обучающихся группы риска путем выявления уровня их социально-правовой информированности, группового и индивидуального консультирования, проведения мероприятий по правовому воспитанию, в том числе по жилищным, семейным, финансовым и др. вопросам;

• реализация психолого-педагогического сопровождения студентов группы риска разных целевых групп: повторный анализ трудностей в обучении, корректировка (при необходи-

мости) индивидуального образовательного маршрута, проведение психологических тренингов, направленных на диагностику и изменение мировоззрения и поведения (для студентов 2-го курса может быть продолжена работа со студентом-наставником). IV. Контрольно-оценочный этап:

• мониторинг реализации наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска в учреждении СПО: систематическое проведение анкетирования (как студентов группы риска, так и наставников) по отдельным аспектам наставнической деятельности, ежеквартальные совещания по актуальным вопросам взаимодействия участников наставнической деятельности в воспитательной работе с обучающимися, составляющими эту группу;

• ежегодная сверка данных, связанная с возможностью исключения студента из группы риска на основе оценки его успеваемости, анализа участия в культурно-массовой деятельности, наличия (отсутствия) правонарушений, наличия (отсутствия) положительных изменений в психологическом портрете;

• мониторинг выполнения программы социализации и профессионального воспитания в учреждении СПО, выявление положений программы социализации и профессионального воспитания, подлежащих замене или корректировке;

• оценка результативности наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска учреждения СПО, сопровождающаяся подведением итогов, анализом (положительная или отрицательная динамика, отсутствие динамики) воспитательной работы учреждения СПО, награждением лучших педагогов-наставников и студентов-наставников. Следует отметить, что мониторинг реализации

наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска и выполнения программы социализации и профессионального воспитания проводится ежеквартально, остальные мероприятия — в конце учебного года.

Анализируя представленную модель, следует обратить внимание на следующие аспекты:

• выделенные этапы модели могут пересекаться во времени и накладываться друг на друга в обозначенных мероприятиях (например, на организационном этапе выявление студентов группы риска совпадает с мероприятиями основного этапа, в рамках которого происходит

ознакомление со структурой, регламентом обучения, правилами внутреннего распорядка);

• при реализации модели осуществляется систематическое взаимодействие между непосредственными субъектами наставнической деятельности — ответственными за координацию всего процесса, педагогами-наставниками и студентами-наставниками, в ходе которого обсуждаются и конструктивно решаются возникающие проблемы, анализируется проделанная работа, оказывается помощь студентам-наставникам и т. д.;

• наставничество в формате «студент-студент» представляется целесообразным осуществлять в отношении обучающихся 1-2-х курсов (с одной стороны, влияние студентов-наставников на учащихся старших курсов заметно снижается, а с другой стороны, подопечные к 3-4-му курсу сами могут пополнить ряды наставников);

• отдельно культурно-массовые и социальные мероприятия, которые проводятся по линии наставнической деятельности, не выделялись, так как перед разработчиками модели стояла задача наиболее безболезненно ввести студентов группы риска в социокультурное пространство учреждения СПО.

Представленная модель наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска в учреждении СПО прошла пилотную апробацию на базе ГБПОУ СО «Ивантеевский политехнический лицей» и ГАПОУ СО «Саратовский колледж промышленных технологий и автомобильного сервиса» в 2019/20 учебном году. Определено, что компоненты модели наставнической деятельности в воспитательной работе со студентами группы риска можно успешно адаптировать к актуальным запросам конкретного учреждения СПО и разным целевым группам обучающихся этой категории. Также работа по организации наставничества среди обучающихся группы риска позволила раскрыть творческий потенциал и включить в общественно полезную социокультурную деятельность каждого студента.

Тем не менее важным представляется определение рисков, с которыми столкнулись образовательные учреждения в ходе внедрения предложенной модели.

Во-первых, получение устойчивого эффекта реализации модели предполагает долгосрочную и системную организационную и аналитическую работу, где каждый участник понимает важность и необходимость данного вида работы. К сожалению, не всегда положительный результат может

быть виден сразу, что способствует потере интереса к дальнейшему осуществлению и корректировке наставнической деятельности.

Во-вторых, наличие большого объема основной преподавательской работы педагогов-наставников, отсутствие времени и зачастую знаний по наставнической деятельности, неправильное представление о целях и задачах наставничества в воспитательной работе образовательного учреждения могут привести к снижению и даже потере мотивации педагогов-наставников к этому виду деятельности. Указанные проблемы решаются путем выстраивания системы подготовки наставников посредством как формирования новых компетенций на курсах повышения квалификации, организации корпоративного обучения сотрудников конкретного учреждения СПО, так и оптимизации рабочего времени педагогических работников. Определенным потенциалом обладает совершенствование механизмов управления образовательным учреждением в общем и наставнической деятельностью в частности.

В-третьих, может наблюдаться дефицит сотрудников, которые имеют возможность и хотят выполнять функции наставников. Для преодоления этого риска следует осознанно подходить к подбору кандидатур наставников — и преподавателей, и студентов. Кроме того, важно оптимально использовать лиц, которые выражают желание принять участие в данной деятельности и максимально отвечают критериям хорошего наставника,

Литература

1. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4-18.

2. Гехке, Н. К определению наставничества / Н. Гехке. — URL: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350 (дата обращения: 20.07.2020).

3. Данильченко, Л. С. Наставничество в практико-ориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П. К. Мень-кова» / Л. С. Данильченко // Международный научный журнал «Гуманитариум». — 2018. — № 1 (6). — С. 20-28.

4. Есенина, Е. Ю. Наставник на производстве: вхождение в педагогическую профессию. Проблемы и решения / Е. Ю. Есенина // Научно-методическое обеспечение реализации основных профессиональных образовательных программ педагогической направленности: сборник материалов Всероссийской научно-практической заочной конференции, 5 февраля 2015 г. — Москва: Буки Веди, 2015. — С. 51-54.

подкрепляя их желание корректно выстроенной мотивационной работой со стороны администрации учреждения СПО.

В-четвертых, нередко в образовательном учреждении возникают трудности с набором и включением в наставническую деятельность студентов-наставников. Данный риск может быть решен с помощью логически выстроенной работы по популяризации наставничества как неотъемлемой части современной студенческой жизни.

В-пятых, логическому завершению реализации цикла предложенной модели могут помешать непредвиденные обстоятельства. В данном случае имеется в виду неблагоприятная мировая эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением СОУГО-19, в результате которой были изменены условия реализации образовательного процесса и перевод его из очного формата в формат дистанционный. Соответственно, изменению подвергся и формат наставнической деятельности, который трансформировался в онлайн-меро-приятия коррекционно-развивающего характера.

Таким образом, модель наставнической деятельности в воспитательной работе учреждения СПО показала свою целесообразность и эффективность при последовательном прохождении всех этапов, использовании формата наставничества «педагог-студент» и «студент-студент», переориентации в изменяющихся условиях осуществления образовательной деятельности.

5. Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В. Г. Казанская. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 286 с. — ISBN 978-5-459-00360-4.

6. Ковешникова, А. М. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: методические рекомендации / А. М. Ковешникова, И. Ю. Савинова. — URL: https://100-bal.ru/psihologiya/121178/index. html (дата обращения: 20.07.2020).

7. Крам, К. Э. Фазы наставничества / К. Э. Крам. — URL: https://dx.doi.org/10.2307/255910 (дата обращения: 20.07.2020).

8. Макарова, Т. Г. Наставничество в системе профессионального образования / Т. Г. Макарова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 12. — С. 57-59.

9. Наставничество в системе среднего профессионального образования: [сборник статей]. — Копейск: Изд-во ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», 2017. — 186 с.

10. Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании / В. В. Никитина. — URL: https://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavmchestva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 20.07.2020).

11. Паспорт регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». — URL: https://saratov.gov.ru/gov/auth/mininf/cicorrupcia/ npa_corrupcia/%D0%%%BE%D0BB%D0%BE%D0% B4%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE %D1%8%D0%B%D1%81%D1%81D0%B8%D0%BE% D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B.pdf (дата обращения: 20.07.2020).

12. Реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования на 2018 год. — URL: https://soiro.ru/ sites/default/files/pkipo/reestr_programm_2018_ na_byudzhetnoy_osnove.pdf (дата обращения: 20.07.2020).

13. Сергиенко, Е. И. Наставничество сверстников как комплекс педагогических условий социального развития подростков «группы риска» / Е. И. Сергиен-ко // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы VI заочной Международной научно-практической конферен-

ции. — Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2012. — C. 146-158.

14. Токарева, О. А. Наставничество в системе профилактики девиаций студентов «группы риска» в учреждениях СПО / О. А. Токарева // Психология в системе социально-производственных отношений: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева», 2020. — С. 78-81.

15. Хятенен, Х. Карта компетенции наставника производственного обучения / Х. Хятенен. — Тампере: Национальное управление образования Финляндии, 2014. — 36 с. — ISBN 978-952-13-5676-6.

16. Шалышкин, С. В. Мониторинг качества профессионального образования: учебное пособие / С. В. Шалышкин, С. В. Шанин, П. А. Шацков. — Саратов: Саратовский источник, 2011. — 80 с.

17. Business Mentoring Matters. 7 Common Challenges in Mentoring Relationships. Feb. 13, 2018. — Available at: https://www.management-mentors. com/about/corporate-mentoring-matters-blog/7-common-challenges-in-mentoring-relationships (дата обращения: 20.07.2020).

1. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Sergeev I. S. (2019) Mentoring in education: you need a well sharpened tool. Pro-fessionalnoe obrazovanie i rynok truda, n. 3, pp. 4-18. (In Russian)

2. Gehrke N. (1988) Toward a definition of mentoring. Theory into practice, vol. 27, n. 3, pp. 190-194, DOI: 10.1080/00405848809543350 Available at: http://dx. doi.org/10.1080/00405848809543350 (accessed 20 July, 2020).

3. Danilchenko L. S. (2018) The mentoring in practice-oriented pedagogical education: based on the experience of «Teacher training college in Sevastopol named after P.K. Menkov». Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Gumanitarium», n. 1 (6), pp. 20-28.

4. Esenina E. Yu. (2015) Nastavnik na proizvodstve: vhozhdenie v pedagogicheskuyu professiyu. Problemy i resheniya [Mentor at the workplace: introduction to the profession]. Nauchno-metodicheskoe obespeche-nie realizatsii osnovnyh professionalnyh obrazovatelnyh programm pedagogicheskoi napravlennosti: sbornik ma-terialov Vserossijskoi nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii, 5 fevralya 2015 g. Moskva: «Buki Vedi». Pp. 51-54.

5. Kazanskaya V. G. (2012) Podrostok: socialnaya adap-tatsiya: psihologam, pedagogam, roditelyam [Teenager: social adaptation: for psychologists, teachers and parents]. Sankt Peterburh: Piter. 286 p.

6. Koveshnikova A. M., Savinova I. Yu. (2012) Individu-alnoe soprovozhdenie detei «gruppy riska»: metod-icheskie rekomendacii [Mentoring at-risk students]. https://100-bal.ru/psihologiya/121178/index.html (accessed 20 July 2020).

7. Kram K. E. (1983) Phases of the mentor relationship. Academy of management journal, n. 26, pp. 608-625.

8. Makarova T. G. Nastavnichestvo v sisteme professional-nogo obrazovaniya [Mentoring in the system of vocational education]. Sborniki konferentsij NlC Sociosfera, n. 12, pp. 57-59.

References

9. Nastavnichestvo v sisteme srednego professionalnogo obrazovaniya. Sbornik statei [Mentoring in the system of secondary vocational education. Collected articles]. Kopejsk: Izd-vo GBPOU «Kopeiskii politekhnicheskii kolledzh imeni S.V. Khokhriakova», 2017. 186 p.

10. Nikitina V. V. (2013) Role of tutorship in modern education and the necessity for its revival in higher school. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, n. 6 (15) pp. 50-56. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii (accessed 20 July, 2020).

11. Pasport regionalnogo proekta «Molodye professionaly (Povyshenie konkurentosposobnosti professionalno-go obrazovaniya)» [Passport of the regional project «Young professionals (Raising the competitiveness of vocational education)»]. Available at: https://saratov. gov.ru/gov/auth/mininf/cicorrupcia/npa_corrupcia/ %D0%%%BE%D0BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D 0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%8%D0% B%D1%81%D1%81D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0% B0%D0%BB%D1%8B.pdf (accessed 20 July, 2020).

12. Reestr dopolnitelnyh professionalnyh programm povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya na 2018 god [Register of additional vocational programs of professional development for 2018]. Available at: https://soiro.ru/sites/default/files/pkipo/reestr_ programm_2018_na_byudzhetnoy_osnove.pdf (accessed 20 July, 2020).

13. Sergienko E. I. (2012) Nastavnichestvo sverstnikov kak kompleks pedagogicheskikh uslovii sotsialnogo razviti-ia podrostkov «gruppy riska» [Peer mentoring as a set of pedagogical conditions for social development of at-risk teenagers]. Issledovanie iproektirovanie vsotsialnoi rabote: teoriia i praktika: materialy VI zaochnoi Mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Omsk: Izd-vo Omskogo gos. un-ta. Pp. 146-158.

14. Tokareva O. A. (2020) Nastavnichestvo v sisteme pro-filaktiki deviatsii studentov «gruppy riska» v uchrezh-

deniiakh SPO [Mentoring in the system of deviant behavior prevention in «at-risk» students]. Psikhologiia v sisteme sotsialno-proizvodstvennykh otnoshenii: sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnoyarsk: FGBOU VO «Sibirskii go-sudarstvennyi universitet nauki i tekhnologii imeni M. F. Reshetneva». Pp. 78-81.

15. Hatenen H. (2014) Karta kompetentsii nastavnikaproiz-vodstvennogo obucheniia [Map of competences for the head of on-the-job training]. Tampere: Natsionalnoe upravlenie obrazovaniia Finliandii. 36 p. Available at: https://docplayer.ru/39308607-Karta-kompetencii-nastavnika-proizvodstvennogo-obucheniya.html (accessed 20 July, 2020).

16. Shalyshkin S. V., Shanin S. V., Shaczkov P. A. (2011) Monitoring kachestva professionalnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie [Monitoring the quality of vocational education]. Saratov: Izdatelstvo «Saratovskii istoch-nik». 80 p.

17. Business Mentoring Matters. 7 Common challenges in mentoring relationships. Feb. 13, 2018. Available at: https://www.management-mentors.com/about/ corporate-mentoring-matters-blog/7-common-challenges-in-mentoring-relationships (accessed 20 July, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.