УДК 316.75
ао1:10.21685/2072-3016-2022-4-2
Профессиональные намерения старшеклассников Ульяновской области
Т. А. Рассадина
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Ульяновск, Россия
Аннотация. Актуальность и цели. «Прикрепление» молодых людей к профессии, интеграция в социально-профессиональную структуру современного общества не становятся менее проблематичными. Выбор профессии осуществляется в сложных экономических условиях, при меняющихся запросах государства и рынка на профили, при расширении пространства для самостоятельного конструирования биографий, незначительном улучшении профориентационной работы. Формирующиеся профессиональные намерения старшеклассников на разных этапах подвержены различным воздействиям, изменениям. Эти процессы требуют внимательного научного наблюдения, понимания, учета со стороны заинтересованных социальных субъектов. Целью исследования является анализ содержательных аспектов профессиональных намерений старшеклассников региона, факторов привлекательности профессии, информированности о некоторых сторонах профессии, об источниках информации. Материалы и методы. Работа выполнена на основе социологического исследования «Профессиональные и образовательные намерения старшеклассников Ульяновской области». Полевой этап - ноябрь - декабрь 2021 г. Метод сбора информации - количественный (анкетный интернет-опрос). Результаты. Девять из десяти старшеклассников имеют намерения поступать после окончания школы в вуз, что демонстрирует высокую ценность высшего образования. «Ядро» привлекательных для выпускников профессий стало разнообразнее по сравнению с 1990-ми и 2000-ми гг.: наряду с юридическими и экономическими профессиями наблюдается высокий интерес к профессиям естественно-научного (медицина), инженерно-технического (прежде всего, 1Т-технологиям), силового направлений, связанных с образованием, воспитанием, работой с человеком (психология). Среди мотивов предпочтений - содержательные аспекты профессии и стратификационные: оплата труда; направленность труда; соответствие профессии способностям, интересам, чертам характера; характер труда; престижность. Информированность о выбираемой профессии разная: больше о требованиях к способностям и личным качествам (актуализируются и потребностями самопознания); меньше - о содержании, условиях, оплате труда (зависят от информирования социальной среды). В случае несоответствия ожиданиям это усилит негативное отношение к выбору, может привести к его изменению. Информационная база о мире профессий немалая, но носители информации в разной степени полезны, объективны, эффективны. Каналом-лидером информации о профессиях является Интернет; далее - родители, родственники, знакомые; наблюдения за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте; друзья, сверстники; телевидение. Анализ каналов информации в зависимости от места жительства (город - районы области) демонстрирует очевидное информационное неравенство. Чем лучше учится ученик, тем больше он использует Интернет и более профессиональные каналы информации. С ростом дохода семьи растет возможность максимально использовать все каналы информации. Решающие факторы выбора профессии (личные планы, способности,
© Рассадина Т. А., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
склонности, с одной стороны, и идущие от социума финансовые, престижные факторы - с другой) могут быть трудносовместимыми, создавать внутренний диссонанс у детей, ситуацию крайне трудного выбора. Выводы. Результаты исследования продемонстрировали у более 60 % старшеклассников неустойчивые, неопределенные профессиональные намерения («сомневающиеся» и «совсем не определившиеся»). Выявленные проблемы требуют интенсификации работы со стороны заинтересованных субъектов (профессиональных, родителей) на этапе формирования профессиональных намерений школьников.
Ключевые слова: намерение, профессиональное намерение, привлекательность профессии, факторы привлекательности профессии, каналы информации о профессии, решающие факторы выбора профессии
Для цитирования: Рассадина Т. А. Профессиональные намерения старшеклассников Ульяновской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 19-37. doi:10.21685/2072-3016-2022-4-2
The professional intentions of high school students of the Ulyanovsk region
T.A. Rassadina
Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia t. rassadina@mail. ru
Abstract. Background. The "attachment" of young people to the profession, integration into the socio-professional structure of modern society do not become less problematic. The choice of profession is carried out in difficult economic conditions, with changing requests of the state and the market for profiles, with expanding the space for independent design of biographies, insignificant improvement of career guidance work. The emerging professional intentions of high school students at different stages are subject to various influences and changes. These processes require careful scientific observation, understanding, accounting by interested social actors. The purpose of the study is to analyze the substantive aspects of the professional intentions of high school students in the region, factors of attractiveness of the profession, awareness of some aspects of the profession, and sources of information. Materials and methods. The study was made on the basis of a sociological study "The professional and educational intentions of high school students of the Ulyanovsk region". Field stage: November - December 2021. Information collection method: quantitative (questionnaire Internet-survey). Results. Nine out of ten high school students intend to enter the university after graduation, which demonstrates the high value of higher education. The "core" of professions attractive to graduates has become more diverse compared to the 90s and zero years: along with legal and economic professions, there is a high interest in the professions of natural science (medicine), engineering and technical (IT technologies, first of all), power areas related to education, upbringing, work with a person (psychology). Among the motives of preference: substantive aspects of the profession and stratification: remuneration; the focus of labor; compliance of the profession with abilities, interests, character traits; the nature of the work; prestige. Awareness of the chosen profession is different: more about the requirements for abilities and personal qualities (updated and the needs of self-knowledge); less - about the content, conditions, remuneration (depend on informing the social environment). In case of non-compliance with expectations, this will increase the negative attitude towards choice, may lead to its change. The information base about the world of professions is considerable, but information carriers are to varying degrees useful, objective, effective. The channel-leader of information about professions is the Internet ; further - parents, relatives, acquaintances; monitoring the work activities of specialists at their workplace; friends, peers; television. Analysis of information channels
depending on the place of residence (city - districts of the region) demonstrates obvious information inequality. The better the student learns, the more they use the Internet and more professional channels of information. With the growth of family income, the ability to make the most of all information channels is growing. Decisive factors of choosing a profession (personal plans, abilities, inclinations, on the one hand, and financial, prestigious, on the other) coming from society can be difficult to compatible, create internal dissonance in children, a situation of extremely difficult choice. Conclusions. The results of the study demonstrated unsustainable, uncertain professional intentions ("doubters" and "at all undecided") in more than 60 % of high school students. The identified problems require intensification of work by interested entities (professional, parents) at the stage of formation of professional intentions of schoolchildren.
Keywords: intention, professional intention, attractiveness of profession, factors of attractiveness of profession, channels of information about profession, decisive factors of choice of profession
For citation: Rassadina T.A. The professional intentions of high school students of the Ulyanovsk region. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(4): 19-37. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-4-2
Введение
Сложные процессы «прикрепления» молодых людей к профессии, обретения профессиональной идентичности, интеграции в социально-профессиональную структуру современного общества не становятся менее проблематичными. И это не только личные проблемы. Профессиональное самоопределение напрямую зависит от социально-экономических условий, аккумулирует в себе все институциональные противоречия в сферах образования и труда. Успешное профессиональное самоопределение - это фактор эффективного воспроизводства человеческого потенциала, высококвалифицированных специалистов для отечественной экономики и социальной сферы. Выбор профессии всегда был значимым фактором жизненного успеха. Он определяет источники жизнеобеспечения, является важнейшей предпосылкой экономической самостоятельности и независимости человека, статусного роста. Отсюда повышенная тревожность по поводу возможной ошибки и неудачного старта в профессиональной сфере.
Сегодня выбор профессии осуществляется в условиях расширения пространства для самостоятельного конструирования биографий, роста общественной ценности образования (прежде всего высшего) при некотором улучшении институциональных условий профориентационной работы (профильные классы, дополнительное образование и др.). Продолжается легитимация запросов государства и рынка на развитие инженерно-технических, естественно-научных профилей, на получение молодыми людьми современного среднего профессионального образования и пополнение рынка труда квалифицированными рабочими кадрами. Создание государством условий для развития этих профессиональных сфер как драйверов экономики не всегда находит ожидаемый отклик у молодежи.
Конструирование профессиональной траектории происходит по-прежнему в условиях ограниченности разных ресурсов и доступа к ним, зачастую при отсутствующей фасилицирующей регуляции общественных отношений, что усложняет выбор, который и сам является своего рода критическим событием. В спокойных внутренних и внешних условиях выбор более спокойный,
осознанный, управляемый. Однако чаще ситуация выбора происходит в напряженных условиях, моделирует бифуркацию, идет во многом непредсказуемо, слабо управляемо, может дать непредсказуемые результаты. Выбор молодых людей зачастую характеризуется как нелинейный, спонтанный, краткосрочный, динамичный, с высокой степенью дифференциации, индивидуализации.
Вместе с тем в условиях сложности и многофакторности выбора профессионального пути происходит социальная ориентация старшеклассников, формируются их профессиональные намерения.
Целью статьи является анализ содержательных аспектов профессиональных намерений старшеклассников региона, факторов привлекательности профессии, информированности о некоторых сторонах профессии, об источниках информации.
Материалы и методы
Статья выполнена на основе социологического исследования «Профессиональные и образовательные намерения старшеклассников Ульяновской области». Полевой этап - ноябрь - декабрь 2021 г. Метод сбора информации -количественный (анкетный интернет-опрос). Выборка - 1047 старшеклассников; многоступенчатая, репрезентативная, серийная по месту жительства школьников (г. Ульяновск, районы области), по классам (10, 11 классы), основание - сведения об организации предпрофильного и профильного обучения в образовательных организациях Ульяновской области; отобрано 12 школ разных типов г. Ульяновска, 12 школ районов области с наибольшим количеством старшеклассников; отбор внутри школ случайно-бесповторный. Максимальный размер ошибки выборки (А) с вероятностью 95 % не превышает 5,0 %. На погрешность могла повлиять процедура рекрутирования информантов при инструктировании работы с Googta--формами, которую осуществляли руководители (представители) школ.
Обработка данных выполнена с помощью программы IBM SPSS Statistics, версия 21.
Результаты
Системообразующими понятиями исследования являются «намерение», «профессиональное намерение». Намерение - предположение сделать что-нибудь, желание, замысел [1]; стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность; при подкреплении волей становится стремлением [2, с. 90]; зафиксированная решением направленность на осуществление цели, внутренняя подготовка отсроченного действия [3]. Намерение - это функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты. Обычно относится к предполагаемым средствам или целям, которые мотивируют агента; «вплетается» в процесс принятия решений; организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей и интересов; отвечает за инициирование, поддержание и прекращение действий и часто используется для объяснения того, почему люди совершают определенные поступки. Намерение - это лишь возможное начало действия, но еще не само действие, предшествует самому акту выбора. Намерение формируется, когда цель деятельности отдалена, ее достижение отсрочено; когда удовлетворение потребности не может быть
достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.
Профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование [4].
Сущность понятия «профессия» имплицитно включает следующие аспекты: совокупность специальностей; необходимый минимум знаний, умений и навыков, по которым обеспечивается возможность обучения в соответствующем по профилю учебном заведении; группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности; род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда [5, с. 425; 6, с. 281]. В социологии профессий к формальным критериям идеального типа профессии относят уровень образования, квалификации, принадлежность к профессиональной ассоциации; к неформальным - критерии, связанные с мотивационными, этическими основаниями профессионального поведения.
Профессиональные интересы активно конструируются в течение дошкольной и школьной социализации. В старших классах происходит не просто проявление, а их развитие, закрепление и переход в профессиональные намерения. Несмотря на относительно спокойную по сравнению с моментом выбора ситуацию, это также процесс нелинейный, разновекторный, имеющий в качестве результирующих континуум профессиональных установок, отличающихся по степени устойчивости (от сформировавшихся окончательно до содержащих аспекты сомнения, не оформившихся вовсе). Формирующиеся намерения испытывают влияние разнообразных внутренних и внешних факторов, могут дестабилизироваться, претерпевать изменения. Многочисленные социологические исследования показывают, что только каждый второй поступающий в вузы определился с выбором профессии. Сам профессиональный выбор происходит позже, отсроченно.
Иными словами, профессиональные намерения на разных этапах подвержены различным воздействиям, как следствие, изменениям. Эти процессы находятся в поле интересов различных субъектов, заинтересованных во внимательном научном наблюдении и понимании процессов, происходящих в общественном сознании старшеклассников в контексте их профессиональных и образовательных намерений и их учета.
Исследование профессиональных намерений старшеклассников в социологической науке имеет богатую традицию.
Первые исследования (руководитель В. Н. Шубкин, 1963-1973 гг.) выявляли динамику профессиональных предпочтений новосибирских школьников и факторов, влияющих на их формирование (прежде всего пол, тип населенного пункта) [7-9]. Изучение профессиональных намерений старшеклассников вывело на проблему социального неравенства в процессе образования уже в советский период, необходимость ресурсной поддержки школ, семей; актуальность проблематики усилилась в новейшую российскую историю [10-16]. Масштабное социологическое исследование жизненных планов выпускников школ (руководитель - М. Н. Руткевич, 1973 г., Институт социологических исследований АН СССР) зафиксировало ориентацию на поступление в вуз каждым вторым старшеклассником (45,3 %), прочность образования как
фактора социальной мобильности [17, 18]. Классическими стали лонгитюд-ные исследования профессионального самоопределения выпускников средней школы, пополнения ими основных социальных слоев общества, проведенные эстонскими социологами. Исследования продемонстрировали приоритетное влияние на намерения старшеклассников прежде всего социальных факторов (поселенческих, региональных различий) [19]. Лонгитюдные межрегиональные исследования «Пути поколения» (начало 1982 г., проводились в 15 областях СССР), посвященные изучению механизмов и факторов воспроизводства общественных структур за счет молодого поколения со средним образованием, выпукло обозначили проблему оттока молодого поколения из сельской местности, а также проблемы, связанные с выбором выпускниками школ учебного заведения и профессии [20].
В постсоветский период социологические исследования устойчиво фиксировали намерения выпускников основной и средней школы продолжать обучение в вузе: в 1993 г. среди 9-классников зафиксирован рост намерения продолжения обучения в 10 классе (63-73 %), среди 11-классников - поступления в вуз (66-78 %) [21, 22]. Исследования под руководством В. Н. Шубки-на в Новосибирске (1994 г.) показали, что планы на поступление в вуз имели 91 % школьников (в 1963 г. - 88 %, в 1983 г. - 71 %; в Москве намерение поступать в вузы имели в 1994 г. 70 % опрошенных) [23]. Рост ориентации на получение высшего и более высокого образования (аспирантура, магистратура) констатировали социологи в последующие годы в разных регионах, ориентация на рабочие профессии у учащихся 11 класса практически исчезла, а у девятиклассников крайне низкая [24].
В последнее десятилетие появились не только новые возможности профессионального выбора, но и его новые особенности, противоречия. После школы выбор профессии во многом подменяется выбором путей дальнейшего обучения, выбором будущего образа и места жизни, но не профессионального призвания. Как показывают исследования, с выбором профессии определяется только каждый второй выпускник. При всем многообразии факторов, стимулирующих мотивацию профессионального выбора, ведущим становится материальный. Выбор основывается в большей степени на предпочтениях и в меньшей степени учитывает ограничения выбирающих [25-27]. Н. П. Касаткина отмечала усиление несоответствия между возможностями образовательного и профессионального выбора, когда, поступая в желаемое учебное заведение, вынужденный выбор специальности осуществляют 20 % абитуриентов, что способствует усилению тенденции «случайного» профессионального выбора (2012 г. - 54,1 %, 2007 г. - 69,4 %) [24]. На появление серьезных расхождений между намерениями подростков и востребованными направлениями профессиональной деятельности указывают результаты исследований за 20-летний период З. К. Селивановой в Республике Башкортостан [28].
Крупный и малый город создают разные возможности ориентации на профессию. Учащиеся, проживающие в малом городе, раньше начинают задумываться о профессии, которую могут получить в имеющихся в городе учреждениях среднего и высшего профессионального образования; они более информированы о потребностях местных предприятий в специалистах определенного профиля; раньше приобщаются к различным видам трудовой
деятельности, помогая родителям, работая во время каникул, выявляя свою предрасположенность к определенным профессиям [29, с. 105].
Социологи из Саранска указывают основные факторы, формирующие профессиональные и образовательные предпочтения абитуриентов, - мнения родителей, статус вуза, его близость к дому. Основу мотивации первокурсников составляет получение профессиональных знаний и умений, при выборе специальности профессиональная обусловленность играет более значимую роль, чем социальная. Обращается внимание на несформированность у старшеклассников профессиональных представлений, в результате чего впоследствии происходит разочарование в профессии, депрофессионализация [30]. Нижегородские социологи отмечают в качестве основного фактора выбора вуза престиж учебного заведения, направления подготовки, по которым обучение ведется только в этом вузе, и рекомендации ближайшего окружения [31]. Профессиональные намерения активно исследуются в русле проблематики, связанной с образовательными миграциями, которые последние десятилетия только усиливаются [32-34].
Данные авторского исследования демонстрируют ориентацию подавляющего большинства учащихся на поступление после окончания школы в вуз для получения профессии (91,1 % от числа опрошенных).
Привлекательность профессии.
1990-е и 2000-е гг. и нулевые годы в спектре привлекательных для выпускников профессий первые позиции занимали юридические и экономические, профессии социально-гуманитарного профиля. В настоящее время ядро выбора стало разнообразнее. В рейтинге привлекательных профессий (открытый вопрос «Какая профессия Вас привлекает больше всего?») среди первых: медицина (15,1 %), программирование, компьютеры (13,7 %), право (юридическая деятельность) (8,6 %), креативные профессии (искусство, дизайн, музыка, кино, театр, телевидение и т.д.) (7,6 %), финансы, экономика (5,5 %), военное дело, правоохранительная деятельность, МЧС и психология, конфликтология (по 5,3 %), сфера образования и воспитания, инженерная деятельность, лингвистика (языкознание, иностранные языки, перевод) (по 5,2 %), транспорт (автомобильный, авиационный, железнодорожный) (3,9 %), управление частной компанией, фирмой, маркетинг (2,9 %), строительство, архитектура (2,5 %) (табл. 1).
Таблица 1
Привлекательные сферы профессиональной деятельности (открытый вопрос; в зависимости от класса, места проживания; проценты)
Сферы профессиональной деятельности Всего Рейтинг 10 класс 11 класс г. Ульяновск Районы области
1 2 3 4 5 6 7
1. Медицина 15,1 1 15,7 12,8 14,4 14,2
2. Программирование, компьютеры 13,7 2 12,1 13,8 14,4 10,7
3. Право (юридическая деятельность) 8,6 3 6,9 9,5 6,6 10,5
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7
4. Креативные профессии (искусство,
дизайн, музыка, кино, театр, 7,6 4 8,1 6,3 8,8 4,8
телевидение и т.д.)
5. Финансы, экономика 5,5 5 5,1 5,4 4,6 6,2
6. Военное дело 5,3 6 6,2 3,9 4,3 6,2
7. Психология, конфликтология 5,3 6 4,9 5,0 4,8 5,3
8. Сфера образования и воспитания 5,2 7 4,8 5,0 3,6 6,8
9. Инженерная деятельность 5,2 7 4,9 4,8 4,9 4,8
10. Лингвистика (языкознание, иностранные языки, перевод) 5,2 7 3,9 5,9 4,5 5,5
11. Транспорт (автомобильный, авиационный, железнодорожный) 3,9 8 4,0 3,3 4,0 3,2
12. Управление частной компанией, фирмой, маркетинг 2,9 9 1,9 3,5 3,3 1,8
13. Строительство, архитектура 2,5 10 2,5 2,2 2,1 2,7
14. Журналистика (работа в СМИ) 2,2 11 1,8 2,4 2,1 2,1
15. Сфера услуг, торговля 1,7 12 1,2 2,0 1,9 1,1
16. Частное предпринимательство 1,5 13 1,2 1,7 1,3 1,6
17. Точные науки (физика, химия, математика) 1,5 13 1,8 1,1 1,0 2,1
18. Рабочие профессии (работа на заводе, фабрике и т.п.) 1,3 14 1,1 1,5 1,3 1,1
19. Государственное управление 1,1 15 1,1 1,1 1,2 0,9
20. Политика 1,1 15 0,9 1,3 1,5 0,5
21. Физкультура и спорт 1,0 16 1,4 0,4 0,6 1,4
22. Сфера природы (биология, анатомия, физиология) 0,9 17 0,5 1,1 0,9 0,7
23. Дефектология (логопед) 0,9 17 1,1 0,6 0,9 0,7
24. Связи с общественностью, реклама 0,6 18 0,5 0,6 0,7 0,2
25. Социальные (общественные) науки (история, социология, политология) 0,6 18 0,9 0,2 0,6 0,5
26. Энергетика, добыча энергоресурсов 0,5 19 0,5 0,4 0,1 0,9
27. Шоу-бизнес, проектная деятельность 0,5 19 0,4 0,6 0,4 0,5
28. Гуманитарные науки (литературоведение, искусствоведение, 0,4 20 0,7 0,0 0,4 0,2
музейное дело, СКД и т.д.)
29. Наука (без конкретизации) 0,4 20 0,4 0,4 0,1 0,7
30.Теология (священник) 0,2 21 0,2 0,2 0,1 0,2
Примечание. Сумма ответов больше 100 %, так как возможно несколько вариантов ответов.
В зависимости от класса (9, 11 класс) наблюдаются различия в предпочтениях. В сферах программирования, компьютеров, права, лингвистики, управления частной фирмой, маркетинга, частного предпринимательства, финансов, торговли, журналистики, политики, рабочих профессий идет рост привлекательности в 11 классах. В сферах медицины, креативных профессий, военного дела, транспорта, строительства, точных, социальных, гуманитарных наук привлекательность в 11 классах ниже по сравнению с 9 классами,
что, скорее, отражает не только склонности выпускников, но и рациональное понимание конъюнктуры спроса на профессии в обществе. Проживающие в районах области меньше, чем проживающие в Ульяновске, ориентируются на сферы программирования, компьютеров, транспорта, управления фирмой, услуг, торговли, государственного управления, политики, рабочих профессий, связей с общественностью. Финансы, экономика, военное дело, строительство, архитектура, психология, конфликтология, сфера образования и воспитания, частное предпринимательство, точные науки, политика, физкультура и спорт, энергетика интересуют ребят из районов области больше, чем из областного центра.
Факторы привлекательности профессии могут рассматриваться в качестве мотивов профессионального выбора - внутренних побуждений выбора, детерминирующих профессиональные ориентации. Измерение производилось на основе вопроса «Что привлекает в этой профессии?». В ядро наиболее значимых факторов входят: 1) оплата труда - 55,7 %; 2) направленность труда (работа с техникой, природой, людьми, искусство и др.) - 55,0 %; 3) соответствие профессии способностям, интересам, чертам характера - 54,5 %; 4) характер труда (умственный, физический) - 43,9 %; 5) престижность -40,4 % (табл. 2).
Таблица 2
Что привлекает в профессии (проценты)
Варианты Всего Ранг
1. Оплата труда 55,7 1
2. Направленность труда (работа с техникой, природой, людьми, искусство и др.) 55,0 2
3. Соответствие профессии способностям, интересам, чертам характера 54,5 3
4. Характер труда (умственный, физический) 43,9 4
5. Престижность 40,4 5
6. Спрос на профессию на рынке труда 39,4 6
7. Цели труда (материальное производство, создание духовных ценностей, обслуживание техники, людей, природы, уход за людьми и т.п.) 34,2 7
8. Отсутствие вредного влияния на здоровье 17,3 8
9. Продолжает семейные традиции 7,1 9
10. Не требует больших усилий в обучении 4,2 10
Примечание. Сумма ответов больше 100 %, так как возможно несколько вариантов ответов.
Выбор рационально сочетает так называемые внутренние и внешние (по отношению к деятельности) мотивы. Для респондентов важны как содержательные аспекты профессии (направленность труда, характер труда (умственный, физический)), так и стратификационные (оплата труда, престижность профессии). Факторы «не требует больших усилий в обучении», «отсутствие вредного влияния на здоровье» в настоящее время не актуальны для молодых энергичных людей. Респонденты выражают готовность прилагать большие усилия для приобретения профессии. В целом не столь значим
фактор «продолжает семейные традиции», есть понимание, что профессия -это дело их жизни, важно, чтобы она «соответствовала их способностям, интересам, чертам характера».
Информированность о профессии.
Подавляющее большинство респондентов демонстрируют в целом информированность о выбираемой профессии, однако эта информированность разная по широте, глубине (табл. 3).
Таблица 3
Информированность о некоторых сторонах профессии (проценты)
Стороны профессии Знаю все Имею общее представление Не знаю
1. О содержании, условиях труда 35,7 58,9 5,3
2. О размере зарплаты 36,6 57,3 6,1
3. О требованиях, предъявляемым к способностям и личным качествам 57,9 38,1 4,0
4. О возможных местах трудоустройства по профессии 42,7 49,9 7,4
5. О перспективах карьерного роста 46,9 47,5 5,6
По самооценкам больше всего старшеклассники имеют знания о требованиях, предъявляемых к способностям и личным качествам (57,9 %) (одновременно это важный фактор привлекательности профессии). Однако 38,1 % имеют об этом общее представление. Каждый второй имеет общее представление о возможных местах трудоустройства по профессии (49,9 %), о перспективах карьерного роста (47,5 %), ничего не знают об этом 7,4 и 5,6 % респондентов соответственно. Меньше всего знаний о содержании, условиях труда (35,7 %), что может серьезным образом поменять установки в начале профессионального обучения, привести к изменению выбора, к отсроченному выбору. Чаще всего это происходит уже после первого года обучения в профессиональном учебном заведении. Примерно только каждый третий имеет знания о размере зарплаты, что в случае несоответствия ожиданиям усилит негативное отношение к предпринятому выбору.
Информационная база, формирующая представления о мире профессий.
Ответы на вопрос «На основе каких источников у Вас сложилось представление об этой профессии?» показывают, что старшеклассники используют немалый арсенал информационных средств для знакомства с профессиями, которые как носители информации являются в разной степени полезными, объективными, эффективными. Есть, вероятно, и проблема восприятия, понимания, оценивания этой информации. Как было показано выше, судя по самооценке школьников, их информированность о профессиях явно невысокая. Вместе с тем выбор каналов происходит в конкретных жизненных обстоятельствах респондентов, по-своему он рационален (табл. 4).
Таблица 4
Источники информации о профессии (проценты)
Источники информации Всего Ранг
1. Интернет 72,6 1
2. Родители, родственники, знакомые 49,2 2
3. Наблюдения за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте 32,9 3
4. Друзья, сверстники 24,8 4
5. Телевидение 21,0 5
6. Пробы своих сил в этой профессиональной деятельности 20,3 6
7. Дополнительное образование 17,6 7
8. Информация от представителей учебных заведений, приглашающих учиться 14,4 8
9. Школьные мероприятия по профориентации 14,1 9
10. Учителя 11,7 10
11. Дни открытых дверей и прочие мероприятия в вузах, колледжах, техникумах, училищах 11,6 11
12. Печатные СМИ 10,2 12
13. Рекламные плакаты 5,3 13
14. Специальные брошюры 4,5 14
15. Радио 3,7 15
Примечание. Сумма ответов больше 100 %, так как возможно несколько вариантов ответов.
Безоговорочным каналом-лидером информации о профессиях для всех групп старшеклассников является Интернет (1 место - 72,6 %); далее - родители, родственники, знакомые (2 место - 49,2 %); наблюдения за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте (3 место - 32,9 %); друзья, сверстники (4 место - 24,8 %); телевидение (5 место - 21,0 %). Такими каналами информации, как пробы своих сил в этой профессиональной деятельности, дополнительное образование, пользуется почти каждый пятый выпускник (20,3 и 17 % соответственно, в рейтинге 6 и 7 места). Информацией от представителей учебных заведений, приглашающих учиться, пользуются 14,4 %; школьные мероприятия по профориентации информативны для 14,1 %; каждый десятый указывает на информацию от учителей (11,7 %), с дней открытых дверей и прочих мероприятий в вузах (11,6 %). Очевидно, эффективность этих профессионально организуемых форм явно невысокая. Периферийными источниками являются радио, специальные брошюры, рекламные плакаты, печатные СМИ. Информацию из них, включая телевидение, находят в Интернете, который выполняет функцию конвергенции СМИ, стал в широком смысле средством массовой коммуникации. В нем можно найти практически все.
Школьники г. Ульяновска больше, чем живущие в райцентрах и на селе, указывают такие каналы: специальные брошюры; школьные мероприятия по профориентации; дни открытых дверей и прочие мероприятия в вузах, колледжах, техникумах, училищах; информация от представителей учебных заведений, приглашающих учиться; наблюдения за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте; пробы своих сил в этой профессиональной
деятельности; дополнительное образование. Город предоставляет эти форматы больше, чем районы области и особенно село. Очевидны факторы информационного неравенства в зависимости от места жительства выпускника. Кроме того, горожане больше ориентированы на друзей и сверстников как источников информации. Следовательно, информационно-коммуникативная активность выше, информационное поле богаче.
Анализ каналов информации, названных респондентами, в зависимости от успеваемости, демонстрирует следующие тенденции:
- чем лучше учится ученик, тем больше он использует Интернет; дни открытых дверей и прочие мероприятия в вузах, колледжах, техникумах, училищах; наблюдения за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте; дополнительное образование; информацию от учителей, родителей, родственников, знакомых (иными словами, использует каналы более профессиональные);
- чем хуже учится ученик, тем больше он использует радио; рекламные плакаты; информацию от друзей, сверстников (информация последних, безусловно, важная, но вряд ли ее можно назвать профессиональной);
- успевающие на «удовлетворительно» чаще называют телевидение; печатные СМИ; рекламные плакаты; специальные брошюры; школьные мероприятия по профориентации; пробы своих сил в этой профессиональной деятельности (возможно, меньше «дружат» с Интернетом).
В группах респондентов с разным уровнем среднедушевого дохода семьи наблюдаются разновекторные тенденции, отличающиеся от средних значений. В разрезе каналов получения информации у групп с низким достатком (до 15 000 рублей) практически по всем каналам меньший процент использования, со средним (до 30 000 рублей) - больший. Выделяется группа респондентов с доходом свыше 30 000 рублей, которая использует максимально все каналы получения информации. Отметим, что у групп с меньшим достатком меньшую роль играет фактор дополнительного образования и наоборот. С ростом достатка растет роль социального капитала: чаще используются как каналы получения информации родители, родственники, знакомые, друзья, сверстники.
По самооценке старшеклассников окончательно определились с выбором профессии 37,2 %; «сомневающиеся» - 51,3 %; «совсем не определившиеся» - 11,5 %.
Рейтинг факторов, которые являются решающими при выборе профессии (табл. 5), интегрирует мотивы внутренние (по отношению к деятельности -№ 1, 2), соответствующие значимым факторам привлекательности профессии; статусные (№ 3, 4). Пятая позиция - информированность о профессии -значима почти для трети респондентов. Повторим, информированность о профессии оставляет желать лучшего. Важнейшей стороной является содержание, условия труда, о чем по самооценкам респондентов знаний меньше всего. В этом направлении - большой фронт работы для взрослых. Старшеклассники демонстрируют высокую самодетерминированность при выборе профессии: меньше всего интересуют точка зрения друзей (подруг) - 3,0 %; мода на профессию - 2,4 %. Среди незначимых факторов - материальные возможности семьи - 7,5 %, что является свидетельством готовности преодолевать эти проблемы во имя получения образования; несложность в обучении
профессии - 4,7 % как свидетельство готовности к трудностям, связанным с учебным трудом.
Таблица 5
Решающие факторы при выборе профессии (проценты)
Факторы Всего Ранг
1. Личные профессиональные планы 68,9 1
2. Склонности, способности, личные качества 61,6 2
3. Доходность профессии 58,2 3
4. Престижность профессии 33,7 4
5. Информированность о профессии 31,5 5
6. Гарантия дальнейшего трудоустройства 30,3 6
7. Новизна профессии и ее востребованность в ближайшем будущем 18,4 7
8. Мнение старших членов семьи 18,1 8
9. Успешный пример родных, знакомых (друзей) 8,5 9
10. Материальные возможности семьи 7,5 10
11. Состояние здоровья 7,5 10
12. Несложность в обучении профессии 4,7 11
13. Точка зрения друзей (подруг) 3,0 12
14. Мода на профессию 2,4 13
Примечание. Сумма ответов больше 100 %, так как возможно несколько вариантов ответов.
Обсуждение
Исследование продемонстрировало наряду с некоторыми упрочившимися в последние годы тенденциями развития профессиональных намерений старшеклассников их новые особенности, противоречия. Сохраняется устойчивый тренд на получение высшего профессионального образования, зафиксированный в многочисленных исследованиях [17, 18, 21-27]. В отличие от информации в исследованиях, проведенных в разных регионах России ранее [24-27], в Ульяновской области на начало 2022 г. с выбором профессии окончательно определились немногим менее 40 % выпускников. При всем многообразии факторов, стимулирующих мотивацию профессионального выбора, ведущими являются содержательные аспекты профессии и стратификационные: оплата труда; направленность труда; соответствие профессии способностям, интересам, чертам характера; характер труда; престижность. Профессиональные представления по-прежнему формируются слабо, неполно, что не устраняет риски разочарований в профессии, депрофессионализации [30]. Серьезные расхождения между намерениями выпускников школ и востребованными направлениями профессиональной деятельности, на которые указывали ряд исследований [20, 24-28], постепенно сглаживаются, хотя сохраняется высокий интерес к менее востребованным юридическим, экономическим профилям. Наблюдаются аспекты социального неравенства при выборе профессии (финансовые, информационные, социокультурные) [10-16].
Заключение
Таким образом, свыше 90 % старшеклассников на этапе профессионального самоопределения имеют намерения поступать после окончания школы в вуз для получения профессии, что демонстрирует высокую ценность высшего образования. Ядро привлекательных профессий стало разнообразнее: наряду с юридическими и экономическими профессиями наблюдается высокий интерес к профессиям естественно-научного (медицина); инженерно-технического (прежде всего, ГГ-технологии); силового направлений; связанным с образованием, воспитанием, работой с человеком (психология и пр.). Выбор рационально сочетает так называемые внутренние и внешние (по отношению к деятельности) мотивы. Для респондентов важны как содержательные аспекты профессии (направленность труда, характер труда (умственный, физический)), так и стратификационные (оплата труда, престижность профессии). Респонденты выражают готовность прилагать большие усилия для приобретения профессии. Выбор по-своему рационален, в высокой степени самодетерминирован.
Информированность о выбираемой профессии разная по широте, глубине. Больше всего старшеклассники имеют знания о требованиях, предъявляемых к способностям и личным качествам (одновременно это важный фактор привлекательности профессии), они актуализируются потребностями самопознания. Меньше всего знаний о содержании, условиях труда, оплате труда, которые, безусловно, зависят от профессионального информирования социальной среды. В случае несоответствия ожиданиям это усилит негативное отношение к предпринятому выбору, может серьезным образом поменять установки, привести к изменению выбора, к отсроченному выбору. Информационная база, формирующая представления о мире профессий, немалая, однако носители информации являются в разной степени полезными, объективными, эффективными. Есть проблема восприятия, понимания, оценивания этой информации. Профессиональные источники информации зачастую неэффективны. Город предоставляет школьникам более богатую информационную, информационно-коммуникационную среду, чем районные центры и особенно село. Очевидны факторы информационного неравенства в зависимости от места жительства выпускника.
Решающие факторы выбора профессии (личные планы, способности, склонности, с одной стороны, и идущие от социума финансовые, престижные -с другой) могут быть объективно несовместимыми или трудно совместимыми, создавать глубокий внутренний диссонанс у детей, ситуацию крайне трудного выбора, создавать условия для будущей «ломки» личности. Определенные, сбалансированные, устойчивые намерения («окончательно определились с выбором профессии») у менее, чем 40 % выпускников; у более 60 % старшеклассников намерения неустойчивые, неопределенные («сомневающиеся» и «совсем не определившиеся»).
Очевидно, процессы, происходящие в сознании старшеклассников, требуют интенсификации работы с учетом выявленных проблем со стороны заинтересованных субъектов (профессиональных, родителей), создания фа-силицирующих условий на этапе формирования профессиональных намерений школьников.
Список литературы
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/116894 (дата обращения: 20.08.2022).
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2003. 176 с.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с. URL: https:// gendocs.ru/v37042/?download2=file (дата обращения: 20.08.2022).
4. Словарь по профориентации и психологической поддержке // Психологическая энциклопедия. URL: https ://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psiholo-gicheskoi-podderzhke.html (дата обращения: 20.08.2022).
5. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М. : Норма : Инфра-М, 1998. 672 с.
6. Социологическая энциклопедия : в 2 т./ Нац. обществ.-науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль, 2003. Т. 2. 1557 с.
7. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М. : Мысль, 1985. 240 с.
8. Константиновский Д. Л., Костюк В. Г., Траскунова М. М. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск : Наука, 1980. 192 с.
9. Константиновский Д. Л. Динамика профессиональных ориентаций молодежи Сибири. Опыт социологического исследования. Новосибирск : Наука, 1977. 173 с.
10. Шубкин В. Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М. : Мысль, 1970. 288 с.
11. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М. : Наука, 1978. 272 с.
12. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М. : Логос, 2006. 208 с.
13. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М. : ЦСП, 2008. 552 с.;
14. Александров Д. А., Антипкина И. В., Бессуднов А. Р. [и др.]. Образование и социальная дифференциация : монография / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 454 с.
15. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост.: М. А. Пинская, Н. В. Бысик, С. Г. Косарецкий, А. Б. Милкус ; под общ. ред. М. А. Пинской, С. Г. Косарецкого. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 192 с.
16. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3. С. 125-133.
17. Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М. : Политиздат, 1988. 224 с.
18. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М. : Педагогика, 1990. 157 с.
19. Титма М., Саар Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев. Таллин : Ээсти, 1984. 382 с.
20. Веэрманн Р. К., Григорьев С. И., Зепа Б. А. [и др.]. Начало пути: поколение со средним образованием / отв. ред. М. Х. Титма. М. : Наука, 1989. 238 с.
21. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основной и средней школы // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 30-43.
22. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основной и средней школы // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 53-59.
23. Харченко И. И. Образование в системе ценностей и жизненных планах старшеклассников: методология и результаты социологического исследования в Новосибирске // Российские общественные науки: новая перспектива. 1997. Вып. 9. С. 23-56.
24. Касаткина Н. П. Динамика профессионального выбора молодежи в системе «школа - вуз - рынок труда»: социоструктурный анализ (на примере Республики Мордовия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2013. 24 с.
25. Константиновский Д. Л. Образование и жизненные траектории молодежи: 19982008 годы. М. : ЦСПиМ, 2011. 296 с.
26. Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М. : ИС РАН, 2012. 332 с.
27. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса : информ.-аналит. отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского, Л. Н. Банниковой, М. В. Певной. Екатеринбург : УрФУ, 2010. 194 с.
28. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 51-56.
29. Прахова Е. В., Смирнова О. Г. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников в большом и малом городе // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. № 164 (12 (2)). С. 99-105.
30. Попова Л. А., Фадеева И. М., Юрлова Е. М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками // Огарев-online. 2017. № 5. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/professionalnye-i-socialnye-faktory-opredelivshie-vy-bor-vuza-pervokursnikami (дата обращения: 20.08.2022).
31. Ушакова Я. В., Ситникова И. В., Францева Ю. Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 118-128.
32. Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136.
33. Кузнецова А. Р. Тенденции образовательной миграции в Российской Федерации // Siberian Socium. 2019. Т. 3, № 2. С. 52-65.
34. Ульмясбаева А. О. Межрегиональная образовательная миграция как угроза безопасности и экономическому развитию региона // Социология. 2019. № 2. С. 162-167.
References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka = Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow, 1992. (In Russ.). Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/116894 (accessed 20.08.2022).
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar' = Pedagogical dictionary. Moscow: Akademiya, 2003:76. (In Russ.).
3. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika = Professional education. Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary. Moscow: NMTs SPO, 1999:538. (In Russ.). Available at: https://gendocs.ru/v37042/?download2=file (accessed 20.08.2022).
4. Dictionary of career guidance and psychological support. Psikhologicheskaya entsiklopediya = Psychological encyclopedia. (In Russ.). Available at: https:// vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psiholo-gicheskoi-podderzhke. html (accessed 20.08.2022).
5. Osipov G.V. (ed.). Rossiyskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya = Russian sociological encyclopedia. Moscow: Norma: Infra-M, 1998:672. (In Russ.)
6. Sotsiologicheskaya entsiklopediya: v 2 t. = Sociological encyclopedia: in 2 volumes. Nats. obshchestv.-nauch. fond; ruk. nauch. proekta G.Yu. Semigin; gl. red. V.N. Ivanov. Moscow: Mysl', 2003;2:1557. (In Russ.)
7. Cherednichenko G.A., Shubkin V.N. Molodezh'vstupaetvzhizn' = Youth enter into life. Moscow: Mysl', 1985:240. (In Russ.)
8. Konstantinovskiy D.L., Kostyuk V.G., Traskunova M.M. Molodezh' Sibiri: ob-razovanie i vybor professii = Youth of Siberia: education and choice of profession. Novosibirsk: Nauka, 1980:192. (In Russ.)
9. Konstantinovskiy D.L. Dinamika professional'nykh orientatsiy molodezhi Sibiri. Opyt sotsiologicheskogo issledovaniya = Dynamics of professional orientations of young people in Siberia. Experience of sociological research. Novosibirsk: Nauka, 1977:173. (In Russ.)
10. Shubkin V.N. Sotsiologicheskie opyty (Metodologicheskie voprosy sotsial'nykh issledo-vaniy) = Sociological experiments (Methodological issues of social research). Moscow: Mysl', 1970:288. (In Russ.)
11. Rutkevich M.N., Filippov F.R. Vysshaya shkola kak faktor izmeneniya sotsial'noy struktury razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva = Higher education as a factor in changing the social structure of a developed socialist society. Moscow: Nauka, 1978:272. (In Russ.)
12. Konstantinovskiy D.L., Vakhshtayn V.S., Kurakin D.Yu., Roshchina Ya.M. Dostup-nost' kachestvennogo obshchego obrazovaniya: vozmozhnosti i ogranicheniya = Availability of quality general education: opportunities and limitations. Moscow: Logos, 2006:208. (In Russ.)
13. Konstantinovskiy D.L. Neravenstvo i obrazovanie. Opyt sotsiologicheskikh is-sledovaniy zhiznennogo starta molodezhi (1960-e gody - nachalo 2000-kh) = Inequality and education. Experience of sociological researches of life start of youth (1960 - early 2000). Moscow: TsSP, 2008:552. (In Russ.)
14. Aleksandrov D.A., Antipkina I.V., Bessudnov A.R. [et al.]. Obrazovanie i sotsial'naya diffe-rentsiatsiya: monografiya = Education and social differentiation: monograph. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2018:454. (In Russ.)
15. Pinskaya M.A., Bysik N.V., Kosaretskiy S.G., Milkus A.B. (comp.). Poverkh bar'erov: istorii shkol, rabotayushchikh v slozhnykh sotsial'nykh usloviyakh. Kniga dlya shkol'nykh administratorov i dlya tekh, kto upravlyaet shkolami na munitsipal'nom i re-gional'nom urovnyakh = Beyond barriers: stories of schools operating in difficult social conditions. A book for school administrators and for those who manage schools at the municipal and regional levels. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019:192. (In Russ.)
16. Konstantinovskiy D.L. Overcoming barriers in education: research and social practice.
Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika = Sociological science and social practice. 2020;8(3):125-133. (In Russ.)
17. Rutkevich M.N., Rubina L.Ya. Obshchestvennye potrebnosti, sistema obrazovaniya, molodezh' = Social needs, education system, youth. Moscow: Politizdat, 1988:224. (In Russ.)
18. Filippov F.R. Shkola i sotsial'noe razvitie obshchestva = School and social development of society. Moscow: Pedagogika, 1990:157. (In Russ.)
19. Titma M., Saar E. Modelirovanie formirovaniya popolneniya osnovnykh sotsial'nykh sloev = Modeling the formation of replenishment of the main social strata. Tallin: Eesti, 1984:382. (In Russ.)
20. Veermann R.K., Grigor'ev S.I., Zepa B.A. et al. Nachalo puti: pokolenie so srednim obrazovaniem = Getting started: the secondary education generation. Moscow: Nauka, 1989:238. (In Russ.)
21. Rutkevich M.N. Social orientation of graduates of basic and secondary schools. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 1994;(10):30-43. (In Russ.)
22. Rutkevich M.N. Social orientation of graduates of basic and secondary schools. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 1994;(12):53-59. (In Russ.)
23. Kharchenko I.I. Education in the system of values and life plans of high school students: methodology and results of sociological research in Novosibirsk. Rossiyskie ob-shchestvennye nauki: novaya perspektiva = Russian social sciences: a new perspective. 1997;(9):23-56. (In Russ.)
24. Kasatkina N.P. The dynamics of the professional choice of young people in the system "school - university - labor market": sociostructural analysis (by the example of the Republic of Mordovia). PhD abstract. Saransk, 2013:24. (In Russ.)
25. Konstantinovskiy D.L. Obrazovanie i zhiznennye traektorii molodezhi: 1998-2008 gody = Education and life trajectories of youth: 1998-2008. Moscow: TsSPiM, 2011:296. (In Russ.)
26. Cherednichenko G.A. Obrazovatel'nye traektorii i professional'nye kar'ery (na materi-alakh sotsiologicheskikh issledovaniy molodezhi) = Educational trajectories and professional careers (based on sociological studies of youth). Moscow: IS RAN, 2012:332. (In Russ.)
27. Vishnevskiy Yu.R., Bannikova L.N., Pevnaya M.V. (eds.). Professional'nye strategii i tsennostnye orientatsii molodezhi v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: inform.-analit. Otchet = Professional strategies and value orientations of youth in the conditions of the economic crisis: information analytical report. Ekaterinburg: UrFU, 2010:194. (In Russ.)
28. Selivanova Z.K. About life goals and professional preferences of older teenagers. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2017;(5):51-56. (In Russ.)
29. Prakhova E.V., Smirnova O.G. Features of professional self-determination of high school students in a big and small city. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki = Proceedings of the Ural Federal University. Series 3: Social sciences. 2017;(164):99-105. (In Russ.)
30. Popova L.A., Fadeeva I.M., Yurlova E.M. Professional and social factors that determined the choice of university by first-year students. Ogarev-online. 2017;(5). (In Russ.). Available at: http://journal.mrsu.ru/arts/professionalnye-i-socialnye-faktory-opredelivshie-vy-bor-vuza-pervokursnikami (accessed 20.08.2022).
31. Ushakova Ya.V., Sitnikova I.V., Frantseva Yu.E. Factors of choosing a university and professional strategies of students. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki = Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series: Social sciences. 2020;(3):118-128. (In Russ.)
32. Alekseeva E.N. Features and prospects of educational migration in the era of global transformations. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politolo-giya = Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and politology. 2012;(4):113-136. (In Russ.)
33. Kuznetsova A.R. Trends in educational migration in the Russian Federation. Siberian Socium. 2019;3(2):52-65. (In Russ.)
34. Ul'myasbaeva A.O. Interregional educational migration as a threat to the security and economic development of the region. Sotsiologiya = Sociology. 2019;(2):162-167. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Татьяна Анатольевна Рассадина
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5)
E-mail: [email protected]
Tatyana A. Rassadina Doctor of sociological sciences, associate professor, professor of the sub-department of psychology, Ulyanovsk State Pedagogical University (4/5 Lenina square, Ulyanovsk, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 09.09.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 03.10.2022 Принята к публикации / Accepted 02.11.2022