УДК 316.346.32-053.6
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Казаринова Ирина Витальевна
Учитель обществознания. Школа № 102. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected] Романов Никита Евгеньевич
Ученик 8 класса. Школа № 102. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
FACTORS INFLUENCING YOUR PREFERENCES IN CHOOSING FUTURE PROFESSION
Kazarinova Irina Vitalievna
Social studies teacher. School number 102. Barnaul, Russia. E-mail: [email protected] Romanov Nikita Evgenievich
8th grade student. School number 102. Barnaul, Russia. E-mail: [email protected] Следует цитировать / Citation:
Казаринова И. В., Романов Н. Е. Факторы, влияющие на предпочтения молодежи в выборе будущей профессии // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ № 19-013-20149\19. — С. 37-44. URL: http:// journal.asu.ru/index.php/zosh
Kazarinova I. V., Romanov N. E. 2019. Factors influencing your preferences in choosing future profession. Health, Physical Culture and Sports, 4 (15), рр. 37-44. (in Russian). URL: http://journal. asu.ru/index.php/zosh.
Поступило в редакцию / Submitted 29.05.2019 Принято к публикации / Accepted 18.09.2019
Аннотация. Статья посвящена изучению факторов, влияющих на предпочтения молодежи в выборе будущей профессии, выявлению причин профессионального выбора старшеклассников. Методы исследования — социологический опрос, анализ источников. В феврале 2019 года был проведен социологический опрос. В опросе участвовало 94 респондента. Опрошены 44 школьника 11 классов 102 школы г. Барнаула в возрасте 17-18 лет. Для сравнения были опрошены студенты 1 курса Алтайского государственного университета гуманитарного факультета (связи с общественностью, регионоведение) и естественно-научный факультет (химики). Выборка студентов составила 50 человек в возрасте 17-18 лет, из них 46% респондентов мужского пола, 54% — женского. Выбор зависит от множества факторов, осознание молодежью своей будущей профессии слабое, поддается влиянию внешних агентов воздействия исходя из результатов исследования Интернет, социальные сети, СМИ, реклама, в меньшей степени — родителями и учителями. Интернету доверяет большая часть респондентов, около 60% школьников и студентов, пятая часть респондентов доверяет СМИ, телевидению. Родителям, родственникам доверяют около 14-18% соответственно школьники и сту-
денты. Школьниками и студентами были указаны другие источники: себе (3%), книги (1%), предпочитаю составлять информацию с разных источников. К наиболее значимым факторам социального выбора следует отнести влияние семьи, сверстников и школы. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей на первом месте находится профессия врача. Второе место занимает профессия ученого. Третья строчка в рейтинге принадлежит бизнесменам — 30% наших сограждан очень хотели бы видеть своего ребенка предпринимателем. Следом идут работники государственных органов. Топ-5 замыкают военнослужащие.
Ключевые слова: профессия, самоопределение, предпочтения, молодежь, социальный фактор.
Abstract. The article is devoted to the study of factors influencing the preferences of young people in choosing a future profession, identifying the reasons for the professional choice of high school students. Research methods — a sociological survey, analysis of sources. In February 2019, a sociological survey was conducted. The survey involved 94 respondents. 44 students of 11 classes of 102 schools of Barnaul aged 17-18 years were interviewed. For comparison, 1st year students of the Altai State University of the Faculty of Humanities (public relations, regional studies) and the natural science faculty (chemists) were interviewed. The sample of students was 50 people aged 1718, of which 46% were male and 54% female. The choice depends on many factors, young people's awareness of their future profession is weak, influenced by external agents based on the results of research on the Internet, social networks, media, advertising, to a lesser extent — by parents and teachers. The majority of respondents trust the Internet, about 60% of schoolchildren and students, a fifth of the respondents trust the media and television. About 14-18% of pupils and students trust parents and relatives, respectively. Pupils and students indicated other sources: themselves (3%), books (1%), I prefer to compile information from different sources. The most significant factors of social choice include the influence of family, peers, and school. In the ranking of the most preferred professions for their children in the first place is the profession of a doctor. The second place is occupied by the profession of a scientist. The third line in the ranking belongs to businessmen — 30% of our fellow citizens would very much like to see their child as an entrepreneur. Following are employees of state bodies. Top 5 closes the military.
Key words: profession, self-determination, preferences, youth, social factor.
Актуальность. В старшем школьном возрасте закладываются основы отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют мотивы и избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям.
Целью исследования стало изучение факторов, влияющих на предпочтения молодежи в выборе будущей профессии, выявление причин профессионального выбора старшеклассников.
Были определены следующие задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ, выявить состояние проблемы в современной науке;
2) с помощью социологического опроса изучить особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников;
3) сравнить мотивы выбора профессии и профессиональную ориентацию у старшеклассников и студентов-первокурсников
Методы исследования — социологический опрос, анализ источников
В феврале 2019 года был проведен социологический опрос. В опросе участвовало 94 респондента. Опрошено 44 школьника 11 классов 102 школы г. Барнаула в возрасте 1718 лет. Для сравнения были опрошены студенты 1 курса Алтайского государственного университета гуманитарного факультета (связи с общественностью, регионоведение) и есте-
ственно-научный факультет (химики). Выборка студентов составила 50 человек в возрасте
17-18 лет, из них 46% респондентов мужского пола, 54% женского.
Рис. 1. Результаты опроса старшеклассников Выяснилось, что большая часть старшеклассников доверяет Интернету, около 60% (рис. 1).
Рис. 2. Результаты опроса студентов
Из гистограмм следует, что Интернету доверяет большая часть респондентов, около 60% школьников и студентов, пятая часть респондентов доверяет СМИ, телевидению. Родителям, родственникам доверяют около 1418% соответственно школьники и студенты.
Школьниками и студентами были указаны другие источники: себе (3%), книги (1%), предпочитаю составлять информацию с разных источников (10%), выборочно среди остальных кроме ТВ СМИ, никаким (1%).
Рис. 3. Результаты опроса старшеклассников
Для старшеклассников главным мотивом выбора профессии является материальное стимулирование (36%) и удовлетворенность трудовой деятельностью (32%). Возможность
приносить пользу людям — главный мотив выбора профессии у седьмой части старшеклассников, карьерной рост — у десятой части.
Рис. 4. Результаты опроса студентов
Для студентов-первокурсников главным мотивом выбора профессии является в большей степени, чем у школьников, удовлетворенность трудовой деятельностью (38%), а потом уже материальное стимулирование (30 %). Возможность приносить пользу людям — главный мотив выбора профессии при-
мерно у пятой части первокурсников (18%), карьерной рост совпал с ответами старшеклассников — также у десятой части. Другими мотивами выбора профессии послужили для студентов: мечта, «заниматься тем, что нравится», «удовлетворительная деятельность».
Рис. 5. Результаты опроса старшеклассников
Информация о наиболее высокооплачиваемых профессиях в интернете имеет значе-
ние для 27% старшеклассников, информация о престижных профессиях, которые показы-
вают по телевидению является определяющей для 24 % респондентов. Треть старше-
В отличие от школьников лишь для десятой части студентов значимой является информация о наиболее высокооплачиваемых профессиях в интернете. Советы учителей, родителей являются определяющими у 22 и 12% соответственно. Около 40% студентов указали свои факторы, которые повлияли на их выбор: свои предпочтения, личный интересы, «только от моего выбора», «возможность изучения любимых предметов», «учитываю все факторы», «предпочитаю принимать решения самостоятельно», «свои желания» и подобное.
Дискуссия. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои интересы, способности, оценивать возможности, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда. Естественно, что каждый школьник в перспективе хочет, чтобы работа была престижной, то есть перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования [1].
Трактовку понятия «выбор» профессии предложила Т. Н. Ретунская [2]. Рассматривая различные модели выбора, они классифицируют их следующим образом:
1) простой выбор;
2) смысловой;
классников указали иные факторы, влияющие на их выбор профессии.
3) личностный, выбор — жизненно важный выбор.
В. Е. Купченко, изучая особенности профессионального выбора старшеклассников, обозначил основные компоненты профессионального выбора в юношеском возрасте [3]:
— информированность о профессии;
— эмоциональное отношение к профессии;
— мотивы;
— профессиональное самоопределение;
— интерес к будущей профессии;
— умение выбирать конкретный вид будущей профессиональной деятельности, средства и способы ее достижения, планирование профессионального выбора.
М. Ю. Пурынычев обозначил проблемы профессионального выбора современной молодежи [4]. А. А. Волокитина обозначила причины выбора молодежью той или иной профессии [5]. Процесс профессионального самоопределения длительный. При этом первичный профессиональный выбор можно рассматривать как поступление в то или иное учебное заведение, вторичный — как начало определенной трудовой деятельности.
В процессе исследования О. В. Журавлевой [6] было выявлено, что у старшеклассников в выборе профессии преобладают внешние отрицательные мотивы. У юношей превалируют мотивы: престижа, материальные, ути-
Рис. 6. Результаты опроса студентов
литарные. У девушек, в отличие от юношей, доминируют утилитарные, затем материальные и мотивы престижа. Результаты данного исследования демонстрируют необходимость проведения целенаправленной работы по формированию профессиональной мотивации у выпускников старших классов наряду с просветительской.
Исследователи выделяют следующие причины ошибочного выбора профессии [7]:
1) отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз менять в течение жизни специальность и профессию;
2) предрассудки чести — необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;
3) выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
4) перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию;
5) увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. К таким привлекательным профессиям относятся профессии менеджера, топ-модели, летчика, актера и др.;
6) отождествление учебного предмета в школе с профессией;
7) незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;
8) незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем.
Л. В. Давыдюк, О. Н. Истратова определили мотивы выбора профессии старшеклассниками. Они отметили, что причины выбора профессии нечетко представлены: выдвигается на первый план внешняя положительная мотивация: престижность, привлекательность и др. [8]. Старшеклассники выделяют в качестве мотивов и следующие: чувство ответственности,
возможность приносить пользу людям, получение результата труда для других.
К наиболее значимым факторам, по мнению исследователей [9], социального выбора следует отнести влияние семьи, сверстников и школы. Примечательно, что позиция родителей может противоречить требованиям даже социальной среды. Влияние родителей на профессиональный выбор детей может быть как непосредственным (семейные традиции, образовательный уровень родителей, домашние условия), так и опосредованным. При этом родители используют разные способы влияния: обучают своей профессии, поощряют или осуждают интересы и увлечения ребенка, создают особую семейную атмосферу, привлекают внимание к своей профессии личным примером и т. п. Родители направляют или ограничивают профессиональный выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, определяя обучение в определенной школе или вузе, показывая ценность выбранной ими профессии или специализации.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие профессии россияне считают наиболее подходящими для своих детей и внуков [10]. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей на первом месте находится профессия врача (4,17 балла из 5 возможных). Причем среднее значение за последние восемь лет выросло с 3,9 балла. Второе место занимает профессия ученого (3,78), также демонстрирующая прирост одобрения со стороны россиян (3,3 в 2010 г.). Третья строчка в рейтинге принадлежит бизнесменам (3,4 балла) — 30% наших сограждан очень хотели бы видеть своего ребенка предпринимателем. Следом идут работники государственных органов (3,31 баллов). Топ-5 замыкают военнослужащие (3,1 баллов). Наконец, самым нежелательным вариантом является профессия священнослужителя (1,85 баллов) — 64% опрошенных совершенно не хотели бы видеть своего ребенка в этой стезе.
Выводы. Выбор зависит от множества факторов, осознание молодежью своей будущей профессии слабое, поддается влиянию
внешних агентов воздействия исходя из результатов исследования Интернет, социальные
сети, СМИ, реклама, в меньшей степени родителями и учителями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-vybora-professii (дата обращения: 23.01.2019).
2. Ретунская Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С 126-130.
3. Купченко В. Е. Особенности профессионального выбора старшеклассников // ОмГУ. 2014. № 2. С. 43-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-vybora-starsheklassnikov (дата обращения: 25.01.2019).
4. Пурынычев М. Ю. Проблемы профессионального выбора современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 245-248. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnogo-vybora-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 22.01.2019)
5. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 216-221. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zhiznennye-strategii-molodezhi-v-usloviyah-professionalnogo-vybora (дата обращения: 24.01.2019).
6. Журавлева О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). С. 159-168. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-professionalnogo-vybora-starsheklassnikov (дата обращения: 25.01.2019).
7. Горбунова Г. А. Психологическое сопровождение выбора профессии на разных возрастных этапах // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 2-1. С. 101-105. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-vybora-professii-na-raznyh-vozrastnyh-etapah (дата обращения: 25.01.2019).
8. Давыдюк Л. В., Истратова О. Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия ЮФУ Технические науки. 2005. № 5. С. 85-88.
9. Макаров В. К., Борисова Е. А. Факторы выбора профессии старшеклассниками // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. № 1. С. 66-171.
10. Все профессии нужны, все профессии важны // Исследования ВЦИОМ. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=9392
REFERENCES
1. Bogoslovskaya O. 2006. Motivatsiya polucheniya vysshego obrazovaniya v kontekste vybora professii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. 5. рр. 44-47.
2. Retunskaya T. N. 2012. Vybor professii kak psikhologicheskii fenomen. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. 8-9. рр. 126-130.
3. Kupchenko V. E. Osobennosti professional'nogo vybora starsheklassnikov. OmGU. 2014. 2. рр. 43-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-vybora-starsheklassnikov (data obrashcheniya: 25.01.2019).
4. Purynychev M. Y. Problemy professional'nogo vybora sovremennoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. 4. рр. 245-248. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnogo-vybora-sovremennoy-molodezhi (data obrashcheniya: 22.01.2019).
5. Volokitina A. A. 2010. Zhiznennye strategii molodezhi v usloviyakh professional'nogo vybora. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. 4. S. 216-221.
6. Zhuravleva O. V. Osobennosti motivatsii professional'nogo vybora starsheklassnikov // Izvestiya VUZov. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki. 2015. 1 (33). рр. 159-168. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-motivatsii-professionalnogo-vybora-starsheklassnikov (data obrashcheniya: 25.01.2019).
7. Gorbunova G. A. 2011. Psikhologicheskoe soprovozhdenie vybora professii na raznykh vozrastnykh etapakh. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2011. 2-1. рр. 101-105.
8. Davydyuk L. V., Istratova O. N. 2005. Motivy vybora professii starsheklassnikami. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki. 2005. 5. рр. 85-88.
9. Makarov V. K., Borisova E. A. 2010. Faktory vybora professii starsheklassnikami. Zdorov'e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. 2010. 1. рр. 66-171.
10. Vse professii nuzhny, vse professii vazhny. Issledovaniya VTsIOM. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9392. (data obrashcheniya: 25.01.2019).