Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАМЕРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / ЦЕННОСТЬ / ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассадина Татьяна Анатольевна

Статья посвящена анализу некоторых ценностных аспектов профессиональных и образовательных намерений старшеклассников. Выполнена на основе социологического исследования «Профессиональные и образовательные намерения старшеклассников Ульяновской области» методом Интернет-опроса. Представлен анализ факторов привлекательности, мотивов выбора профессии; решающих факторов при выборе профессии и образовательного учреждения; целей получения профессионального образования; факторов престижа профессии, достижения жизненного успеха в представлениях современных старшеклассников региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рассадина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL INTENTIONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS: VALUE ASPECT (USING THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

The article is devoted to the analysis of some value aspects of professional and educational intentions of high school students. It was carried out on the basis of a sociological study “Professional and educational intentions of high school students of the Ulyanovsk region” by the method of an Internet survey. An analysis of attractiveness factors, motives for choosing a profession is presented; decisive factors in the choice of profession and educational institution; goals of vocational education; factors of prestige of the profession, achievement of life success in the ideas of modern high school students of the region.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Профессиональные и образовательные намерения старшеклассников: ценностный аспект (на примере Ульяновской области)

Рассадина Татьяна Анатольевна,

д.с.н., доцент, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы Ульяновского государственного университета E-mail: t.rassadina@mail.ru

Статья посвящена анализу некоторых ценностных аспектов профессиональных и образовательных намерений старшеклассников. Выполнена на основе социологического исследования «Профессиональные и образовательные намерения старшеклассников Ульяновской области» методом Интернет-опроса. Представлен анализ факторов привлекательности, мотивов выбора профессии; решающих факторов при выборе профессии и образовательного учреждения; целей получения профессионального образования; факторов престижа профессии, достижения жизненного успеха в представлениях современных старшеклассников региона.

Ключевые слова: намерения, профессиональные и образовательные намерения, ценность, факторы привлекательности, факторы выбора профессии и образовательного учреждения.

£2

CJ

см

см

см

Z

24

«Прикрепление» молодых людей к профессии, интеграция в социально-профессиональную структуру современного общества не становятся менее проблематичными. Выбор профессии осуществляется в сложных социально-экономических условиях, при меняющемся тренде запросов государства и рынка на профили, в условиях расширения пространства для самостоятельного конструирования биографий, при незначительном улучшении профориентационной работы. В условиях сложности и многофакторности выбора профессионального пути формируются профессиональные и образовательные намерения старшеклассников.

Намерение - предположение сделать что-нибудь, желание, замысел [7]; стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность. При подкреплении волей становится стремлением [2, с. 90]; зафиксированная решением направленность на осуществление цели, внутренняя подготовка отсроченного действия [1].

Намерение - осознание стоящих перед человеком задач, обусловленных интересами и потребностями (собственными, общественными или других людей), выдвижение перед собой цели, выбора соответствующих средств ее достижения, которые мотивируют агента. Оно «вплетается» в процесс принятия решений; организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей и интересов; отвечает за инициирование, поддержание и прекращение действий; часто используется для объяснения того, почему люди совершают определенное поведение. Это лишь возможное начало действия, но еще не само действие. Намерение формируется, когда цель деятельности отдалена, ее достижение отсрочено; когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы. Намерение предшествует самому акту выбора.

Намерение - функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты; ценностно обусловлено, включает и учитывает ценное, значимое для социального субъекта. Структура намерения гносеологически идентична структуре социальной ориентации как результата освоения социальных ценностей.

Проблема изучения ценностей имеет богатую традицию в объектно-предметной области разных гуманитарных и социальных наук [3, с. 7-44]. Ценность рассматривается многоаспектный феномен через призму разных научных подходов. Так, в материалах советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу (Великобритания, Брайтон, 21-27 августа, 1988) перечислены следующие подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющий человеческое измерение; ценность синонимизируется с культурно-историческим стандартом; ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.

Ценность - объективно-субъективный феномен; детерминирована свойствами объекта, носителя ценности (объективный аспект ценности), отражает их, в процессе чего формируется отношение субъекта к данной ценности (субъективный аспект ценности). Процесс отнесения к ценности - эмоциональный и рациональный акт человеческого сознания, при котором формируется познавательное и ценностное отношение социального субъекта к предмету познания и оценивания. Для личности этот процесс - событие душевной жизни. Он обусловлен состоянием ее потребностной сферы, содержанием представлений, знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми и их критериях, об отношении к общественному и частному, к другому человеку, к самому себе и т.п., которые могут быть чрезвычайно многообразны.

Ценность - синоним смысла, значимости для конкретного субъекта. В результате отбора таких значимых свойств объекта возможен перевод их в личностно-смысловой контекст или «присвоение» ценности, или формирование ценностного отношения, или диспозиции как способности субъекта переживать ощущение в случае взаимодействия объекта и субъекта (В.А. Ядов) [5]. Субъективность познания всегда связана с конкретной индивидуальностью, ее потребностями, интересами, желаниями, порождает ее собственную оценку объектов и своеобразное отнесение к ценности, всегда производит неполноту знания, но подготавливает решение о том, как нужно действовать в той или иной ситуации.

В течение дошкольной и школьной социализации активно конструируются профессиональные интересы. В старших классах происходит не просто проявление, а их развитие, закрепление и переход в профессиональные намерения. Профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование [6]. Сущность понятия «профессия» имплицитно включает следующие аспекты: совокупность специальностей; необходимый минимум знаний, умений и навыков, по которым обеспечивается возможность обучения в соответствующем по профилю учебном заведении; группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности; род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда [4а, с. 425; 4б, с. 281]. В социологии профессий к формальным критериям идеального типа профессии относят уровень образования, квалификации, принадлежность к профессиональной ассоциации; к неформальным -связанные с мотивационными, этическими основаниями профессионального поведения.

Связь профессии с образованием позволяет в рамках данного исследования под образовательными намерениями понимать прежде всего ориентацию агентов на получение образования соответствующего уровня и профиля.

Целью статьи является анализ некоторых ценностных аспектов профессиональных и образовательных намерений старшеклассников (факторы привлекательности, мотивы выбора профессии; решающие факторы при выборе профессии и образовательного учреждения; цели получения профессионального образования; факторы престижа профессии, достижения жизненного успеха).

Эмпирическая база исследования. Статья выполнена на основе социологического исследования «Профессиональные и образовательные намерения старшеклассников Ульяновской области». Полевой этап: ноябрь - декабрь 2021 г. Метод сбора информации: количественный (анкетный Интернет - опрос). Выборка: 1047 старшеклассников;

многоступенчатая, репрезентативная, серийная по месту жительства школьников (г. Ульяновск, районы области), по классам (10, 11 классы), основание - сведения об организации предпрофильного и профильного обучения в образовательных организациях Ульяновской области; отобрано 12 школ разных типов г. Ульяновска, 12 школ районов области с наибольшим количеством старшеклассников; отбор внутри школ случайно-бесповторный. Максимальный размер ошибки выборки (А) с вероятностью 95% не превышает 5,0%. На погрешность могла повлиять процедура рекрутирования информантов при инструктировании работы с Googl-формами, которую осуществляли руководители (представители) школ.

Обработка данных выполнена с помощью программы IBM SPSS Statistics, версия 21.

Таблица 1. Что привлекает в профессии,%*

Варианты Всего Ранг

Оплата труда 55,7 1

Направленность труда (работа с техникой; природой; людьми; искусство и др.) 55,0 2

Соответствие профессии способностям; интересам;чертам Характера 54,5 3

Характер труда (умственный; физический) 43,9 4

Престижность 40,4 5

Спрос на профессию на рынке труда 39,4 6

Цели труда (материальное производство; создание духовных ценностей; обслуживание техники; людей; природы; уход за людьми; т.п.) 34,2 7

Отсутствие вредного влияния на здоровье 17,3 8

Продолжает семейные традиции 7,1 9

Не требует больших усилий в обучении 4,2 10

* Сумма ответов больше 100%, т.к. возможно несколько вариантов ответов

Данные исследования демонстрируют ориентацию подавляющего большинства учащихся на поступление после окончания школы в вуз для получения профессии (91,1% от числа опрошенных). В 90-е и нулевые годы в спектре привлекательных для выпускников профессий первые позиции занимали юридические и экономические профессии, профессии социально-гуманитарного профиля. В настоящее время «ядро» выбора стало разнообразнее. В рейтинге привлекательных профессий (открытый вопрос: «Какая профессия Вас привлекает больше всего?») в ряду первых: медицина (15,1%), программирование, компьютеры (13,7%), право (юридическая деятельность) (8,6%), креативные профессии (искусство, дизайн, музыка, кино, театр, телевидение и т.д.) (7,6%), финансы, экономика (5,5%), военное дело, правоохранительная деятельность, МЧС и психология, конфликтология (по 5,3%), сфера образования и воспитания, инженерная деятельность, лингвистика (языкознание, иностранные языки, перевод) (по 5,2%), транспорт (автомобильный, авиационный, железнодорожный) (3,9%), управление частной компанией, фирмой, маркетинг (2,9%), строительство, архитектура (2,5%).

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

Факторы привлекательности профессии могут рассматриваться в качестве мотивов профессионального выбора - внутренних побуждений выбора, детерминирующих профессиональные ориентации. Измерение производилось на основе вопроса «Что привлекает в этой профессии?» (табл. 1).

Выбор рационально сочетает так называемые внутренние и внешние (по отношению к деятельности) мотивы. Для респондентов важны содержательные аспекты профессии (направленность труда, характер труда (умственный; физический)), так стратификационные (оплата труда, престижность профессии). Факторы «не требует больших усилий в обучении», «отсутствие вредного влияния на здоровье» в настоящее время не актуальны для молодых энергичных людей. Респонденты выражают готовность прилагать большие усилия для приобретения профессии. Не столь значим фактор «продолжает семейные традиции»; есть понимание, что профессия -это дело их жизни, важно чтобы она «соответствовала их способностям; интересам; чертам характера» (табл. 2).

Таблица 2. Мнение старшеклассников, почему люди выбирают то или иное место учебы,%*

Мотивы Всего Ранг

В этом учебном заведении дают хорошее качественное образование 68,1 1

В это учебное заведение есть реальная возможность поступить 52,1 2

Много хороших отзывов об этом учебном заведении 35,8 3

Учиться в этом заведении престижно 31,3 4

Имеет удобное территориальное расположение 28,9 5

Подготовка по выбранной мною специальности ведется только в этом учебном заведении 20,5 6

Посоветовали родные (знакомые) 19,3 7

Доступная для нашей семьи оплата обучения 14,5 8

Здесь учатся мои родные (знакомые) 7,7 9

Здесь работают мои родные (знакомые) 1,7 10

* Сумма ответов больше 100%, т.к. возможно несколько вариантов ответов

Данные показывают сочетание мотивов, связанных с потребностью пополнить свой образовательный капитал, стать профессионалом, а не получить формально диплом (дают хорошее качественное образование), прагматичных (реально поступить, удобное территориальное расположение) и престижных (хорошие отзывы, престиж). Мотив «доступная для нашей семьи оплата обучения» (14,5%), в общем распределении ответов не входит в группу наиважнейших, скорее не является серьезным препятствием для получения образования. Малозначимые мотивы подтверждают важность для респондентов выбора учебного заведения исходя из собственных способностей, потребностей: здесь работают мои родные (знакомые) - 1,7%; здесь учатся мои родные (знакомые) - 7,7% (табл. 3). со Рейтинг факторов, которые являются решающими £ при выборе профессии, интегрирует мотивы внутрен-й ние (по отношению к деятельности - № 1, 2), соответ-еЗ ствующие значимым факторам привлекательности профессии; статусные (№ 3, 4). Пятая позиция - информи-

рованность о профессии, значима почти для трети респондентов. Важнейшей стороной является содержание, условия труда. Последние строчки рейтинга факторов занимают позиции: мода на профессию (2,4%); точка зрения друзей (подруг) (3,0%); несложность в обучении профессии (4,7%); материальные возможности семьи и состояние здоровья (по 7,5%) (табл. 4).

Таблица 3. Решающие факторы при выборе профессии,%*

Факторы Всего Ранг

Личные профессиональные планы 68,9 1

Склонности; способности; личные качества 61,6 2

Доходность профессии 58,2 3

Престижность профессии 33,7 4

Информированность о профессии 31,5 5

Гарантия дальнейшего трудоустройства 30,3 6

Новизна профессии и ее востребованность в ближайшем будущем 18,4 7

Мнение старших членов семьи 18,1 8

Успешный пример родных; знакомых (друзей) 8,5 9

Материальные возможности семьи 7,5 10

Состояние здоровья 7,5 11

Несложность в обучении профессии 4,7 12

Точка зрения друзей (подруг) 3,0 13

Мода на профессию 2,4 14

* Сумма ответов больше 100%, т.к. возможно несколько вариантов ответов

Таблица 4. Решающие факторы при выборе образовательного учреждения,%*

Факторы Всего Ранг

Высокий профессионализм преподавателей 57,8 1

Хорошая репутация 53,0 2

Возможности пройти на бесплатное (бюджетное) обучение 46,2 3

Высокие рейтинги 42,7 4

Предложение учебным заведением интересных для меня профессий 29,4 5

Современная материально-техническая база 27,3 6

Известность 16,6 7

Легкость поступления 14,5 8

Совет родственников (знакомых) 13,1 9

Доступная для нашей семьи оплата обучения 11,9 10

Личное общение с преподавателями; сотрудниками; обучающимися этого заведения 10,7 11

Активность вуза в СМИ (газетах; на радио; телевидении; в интернете) 7,3 12

Традиции 2,6 13

* Сумма ответов больше 100%, т.к. возможно несколько вариантов ответов

Рейтинг решающих факторов при выборе образовательного учреждения вполне соотносится с ценностными установками старшеклассников: высокий профессионализм преподавателей (57,8%); хорошая репутация (53,0%); возможности пройти на бесплатное (бюджетное) обучение (46,2%); высокие рейтинги (42,7%); предложение учебным заведением интересных для меня профессий (29,4%). Фактор современной материально-технической базы только на 6 месте. Самую незначительную роль как убеждающие факторы имеют традиции и активность вуза в СМИ (газетах; на радио; телевидении; в интернете).

Укажем особенности факторов в зависимости от социальных признаков респондентов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для жителей г. Ульяновск несколько важнее, чем для жителей районов области факторы: известность вуза, высокие рейтинги, современная материально-техническая база, высокий профессионализм преподавателей, предложение учебным заведением интересных профессий, традиции, активность вуза в СМИ (газетах; на радио; телевидении; в интернете), личное общение с преподавателями, сотрудниками, обучающимися этого заведения;

- для жителей районов области более значимы по сравнению с ребятами из г. Ульяновск: известность, хорошая репутация, совет родственников (знакомых), возможности пройти на бесплатное (бюджетное) обучение, доступная для семьи оплата обучения;

- чем лучше учатся старшеклассники, тем более значимы конкурентные факторы современных вузов: высокие рейтинги, современная материально-техническая база, высокий профессионализм преподавателей; высоко значим фактор «возможность пройти на бесплатное (бюджетное) обучение» (хорошая учеба должна быть поощрена);

- в зависимости от уровня дохода: чем больше доход семьи, тем более важными решающими факторами являются высокие рейтинги вуза, современная материально-техническая база, хорошая репутация, высокий профессионализм преподавателей. Решающие факторы при выборе образовательного

учреждения в целом отражают глубокие, содержательные, не внешние, не поверхностные характеристики вузов; демонстрируют степень рациональности, зрелости оценок старшеклассников (табл. 5).

Таблица 5. Цели получения профессионального образования (в зависимости от места проживания;%)*

Окончание

Цели Ульяновск Райцентр Село Всего

Получить профессию 74,5 76,1 80,3 75,5

Стать культурным человеком 19,3 12,5 18,8 17,6

Жить и работать среди образованных людей 32,6 23,1 29,9 30,0

Приобрести глубокие знания 39,7 34,5 34,2 37,8

Иметь хорошую зарплату 69,5 72,5 62,4 69,4

Стать деловым предприимчивым человеком 21,5 20,8 17,1 20,8

Добиться положения в обществе 24,3 31,4 34,2 27,1

Цели Ульяновск Райцентр Село Всего

Реализовать свои способности 53,3 51,8 53,0 52,9

Получить престижную работу 42,2 44,3 46,2 43,2

* Сумма ответов больше 100%, т.к. возможно несколько вариантов ответов

В ряду целей, которые ставят перед собой выпускники, желая получить профессиональное образование: получить профессию (75,2%); иметь хорошую зарплату (69,4%) (в рейтинге привлекательности профессий № 1); реализовать свои способности (52,9%); (в рейтинге привлекательности профессий № 2); получить престижную работу (43,2%) (в рейтинге привлекательности профессий № 5); приобрести глубокие знания (37,8%). В целом, респонденты последовательны в своих предпочтениях, встраивают их в целевые установки в соответствии со своей иерархией. Жители областного центра более ориентированы на приобретение глубоких знаний, возможность жить и работать среди образованных людей; престижные потребности более выражены у жителей райцентров, села.

Фактор престижа профессии в рейтинге привлекательности занимает 5 место (40,4%). Престиж профессии связывается с серьезными, не поверхностными факторами: с высоким доходом (75,0%), с востребованностью на рынке труда (58,1%), дает возможность самореализации (52,0%), имеет важное значение для общества (49,5%), гарантирует трудоустройство (40,0%). Мотивация внешняя, поверхностная, как-то: раскручена в СМИ (газетах; журналах; на телевидении) (6,9%), является модной (7,2%) - малозначима. Фактор «обеспечивает доступ к власти» значим для 14,5%; власть не вербали-зируется как большая ценность. Престиж как социальный капитал («обеспечивает связи») важен для каждого третьего (33,2%) (табл. 6).

Таблица 6. Значимые ценности (в зависимости от места проживания;%)

Ценности Ульяновск Райцентр Всего

Свобода 60,6 61,8 61,1

Взаимопомощь 30,9 32,3 31,5

Здоровье 66,2 66,0 66,1

Семья 70,0 73,6 71,5

Работа 40,5 42,3 41,2

Любовь 53,8 53,2 53,6

Материальный достаток 63,5 58,2 61,3

Образование 47,0 51,5 48,8

Патриотизм 10,4 11,2 10,7

Традиции 8,2 8,8 8,4

Социальная справедливость 29,3 33,3 30,9

Религиозные ценности 7,7 9,3 8,3

Трудолюбие 28,5 27,3 28,0

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

* Сумма ответов больше 100%, т.к. возможно несколько вариантов ответов

со

I_

u

см со

Рейтинг ценностей из предложенного списка можно охарактеризовать как вполне традиционный для этого поколения: семья (71,5%); здоровье (66,1%); материальный достаток (61,3%); свобода (61,1%); любовь (53,6%); образование (48,8%) (только на шестом месте в списке). Внизу рейтинга: патриотизм (10,7%); традиции (8,4%); религиозные ценности (8,3%). У жителей райцентров в отличие от областной столицы более выражены ценности взаимопомощи, семьи, социальной справедливости, религиозные. О ценности материального достатка смелее заявляют горожане.

Качества, необходимые сегодня для достижения жизненного успеха, рассматриваются как терминальные ценности (ценности-средства достижения целей). Рейтинг из предложенного списка, которые выбрали респонденты таков: 1. целеустремленность (67,6%); 2. ответственность (57,1%); 3. материальная обеспеченность (42,6%); 4. образованность (38,8%); 5. профессионализм (36,1%). На периферии ценности: 10. честность; порядочность (26,5%); 11. связи с нужными людьми (25,0%); 12. мобильность (24,0%).

Таким образом, девять из десяти старшеклассников на этапе профессионального самоопределения имеют намерения поступать после окончания школы в вуз для получения профессии, что демонстрирует высокую ценность высшего образования. «Ядро» привлекательных профессий стало разнообразнее: наряду с юридическими и экономическими профессиями наблюдается высокий интерес к профессиям естественно-научного (медицина); инженерно-технического (IT-технологиям, прежде всего); силового направлений; связанным с образованием, воспитанием, работой с человеком (психология и пр.).

Выбор рационально сочетает так называемые внутренние и внешние (по отношению к деятельности) мотивы. Для респондентов важны содержательные аспекты профессии (направленность труда, характер труда (умственный; физический)), так стратификационные (оплата труда, престижность профессии). Респонденты выражают готовность прилагать большие усилия для приобретения профессии. Выбор по-своему рационален, в высокой степени самодетерминированный.

Решающие факторы выбора профессии (личные планы, способности, склонности, с одной стороны, и идущие от социума финансовые, престижные, с другой) могут быть объективно несовместимыми или трудно совместимыми, создавать глубокий внутренний диссонанс у детей, ситуацию крайне трудного выбора, создавать условия для будущей «ломки» личности. Решающие факторы при выборе образовательного учреждения в целом отражают глубокие, содержательные, не внешние, не поверхностные характеристики вузов; демонстрируют степень рациональности, зрелости оценок старшеклассников.

В целом, респонденты вполне последовательны в своих предпочтениях, встраивают их в целевые установки в соответствии со своей иерархией.

Литература

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999. - 538 с. URL: https://gen-docs.ru/v37042/?download2=file (дата обращения: 20.08.2022).

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2003. - 176 с.

3. Рассадина Т.А. Теоретико-методологические основы исследования ценностей как центральных компонентов культуры // Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян: Монография. - М., 2004. - 409 с.

4. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. - 672 с.; Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. обществ. -науч. фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. - М., 2003. - Т. 2. - 1557 с.

5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979. - 264 с.

6. Словарь по профориентации и психологической поддержке. - М.: «МГТУ им. Н.Э. Баумана». № ФС 77. URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psihologicheskoi-podderzhke.html (дата обращения: 20.08.2022).

7. Толковый словарь русского языка / С. И Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1992. URL: https://dic.ac-ademic.ru/dic.nsf/ogegova/116894 (дата обращения: 20.08.2022).

PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL INTENTIONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS: VALUE ASPECT (USING THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

Rassadina T.A.

Ulyanovsk State University

The article is devoted to the analysis of some value aspects of professional and educational intentions of high school students. It was carried out on the basis of a sociological study "Professional and educational intentions of high school students of the Ulyanovsk region" by the method of an Internet survey. An analysis of attractiveness factors, motives for choosing a profession is presented; decisive factors in the choice of profession and educational institution; goals of vocational education; factors of prestige of the profession, achievement of life success in the ideas of modern high school students of the region.

Keywords: intentions, professional and educational intentions, value, attractiveness factors, career and educational institution selection factors.

References

1. Vishnyakova S.M. Vocational education. Dictionary. Key concepts, terms, current vocabulary. - M., 1999. - 538 p. URL: https://gendocs.ru/v37042/?download2=file (accessed date: 20.08.2022).

2. Kocaspirova G. M., Kocaspirov A. Yu. Pedagogical Dictionary. -M., 2003. - 176 p.

3. Rassadina T.A. Theoretical and methodological foundations of the study of values as the central components of culture // Transformation of traditional Russian values in moral orientations of Russians: Monograph. - M., 2004. - 409 p.

4. Russian Sociological Encyclopedia/Under the general. ed. G.V. Osipova. - M., 1998. - 672 p.; Sociological Encyclopedia: In 2 vols. / Nats. company. - scientific. fund; hands. scientific. project G. Yu. Semigin; Chief Editor V.N. Ivanov. - M., 2003. -T. 2. - 1557 p.

5. Self-regulation and forecasting of social behavior / Ed. V.A. Yadov. - L., 1979. - 264 p.

6. Dictionary on career guidance and psychological support. -M.: Moscow State Technical University named after N.E. Bau-man. - El No. FS77. URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psihologicheskoi-podderzhke.html (дата обращения: 20.08.2022).

7. Explanatory Dictionary of the Russian Language / S.I. Ozhe-gov, N.Y. Shvedova. - M., 1992. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ogegova/116894 (accessed date: 20.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.