Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационные ориентиры будущих студентов казахстанских вузов'

Ценностно-мотивационные ориентиры будущих студентов казахстанских вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / HIGHER EDUCATION / YOUTH / VALUES OF LIVE / VALUE AND MOTIVATIONAL PRINCIPLES / SELF-REALIZATION / SUCCESS IN LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич

В статье представлены результаты авторского социологического исследования, посвященного анализу особенностей профессиональной ориентации старшеклассников Республики Казахстан. Выявлено, что решающим фактором в выборе профессии становится стремление к материальному достатку, а не к самореализации. В настоящее время спрос на высшее профессиональное образование среди молодежи Казахстана находится в зависимости от престижности и финансовой перспективности профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Kazakhstan Students Value and Motivational Guidelines

The article presents the author's sociological survey results, devoted to the senior pupils' career orientation peculiarities in the Republic of Kazakhstan. According to the survey, it is their aspirations for material well-being, not self-realization, that conditions the school-leavers' career choices. Presently, Kazakhstan's school-leavers' demand for higher education is directly connected with the prestige and financial prospects of the job.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационные ориентиры будущих студентов казахстанских вузов»

УДК 316.37:37.048.45

Ценностно-мотивационные ориентиры будущих студентов казахстанских вузов

А. Н. Тесленко

В статье представлены результаты авторского социологического исследования, посвященного анализу особенностей профессиональной ориентации старшеклассников Республики Казахстан. Выявлено, что решающим фактором в выборе профессии становится стремление к материальному достатку, а не к самореализации. В настоящее время спрос на высшее профессиональное образование среди молодежи Казахстана находится в зависимости от престижности и финансовой перспективности профессий.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, молодежь, жизненные ценности, ценностно-мотивационные установки, самореализация, жизненный успех.

В условиях серьезных преобразований во всех сферах общественной жизни профессиональная подготовка молодежи приобретает первостепенное значение. Социологом Ф. Э. Шереги система образования определяется как базисный социальный институт, определяющий уровень научно-технического, экономического и культурного прогресса общества: «Чтобы стимулировать этот прогресс, данный институт должен не только соответствовать потребностям времени, но и обладать способностью к опережающему развитию, создавая при этом условия для развития личности» [7, с. 7].

В современном казахстанском обществе происходят те же процессы, что и в российском. По утверждению Д. Л. Константиновско-го, в условиях распада традиционных форм вертикальной социальной мобильности и основных компонентов социальной структуры — дохо-

дов, престижа и властных позиций, сфера образования имеет особое значение. Помимо расширения доступа к интеллектуальным ресурсам и выполнения присущей ей функции воспроизводства высокопрофессиональных и властных элит, образование продолжает обеспечивать важные элементы адаптации: ценностно-нормативные образы [3].

Традиционно образование рассматривается как «результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру» [1, с. 89]. В такой трактовке недостает акцента на особой роли образования, которое представляет собой социокультурный механизм, обеспечивающий социализацию личности, включение человека в систему общественных отношений, а также самостоятельное воспроизводство этих отношений, в том числе и культурных ценностей. Между тем, образование, выступающее в роли института социализации, следует рассматривать как «особую деятельность, превращающую молодежь из объекта в субъект; и как особую ценность, благо, по-новому воспринимаемое обществом и самой молодежью» [2, с. 87].

Молодежь — это неоднородное сообщество, внутри которого выделяется особая социальная группа. Речь идет об абитуриентах, которые встают перед нелегким выбором при поступлении в высшие учебные заведения. Дать исчерпывающие характеристики этой группы непросто, поскольку она формируется из разных слоев общества. Например, в ходе нашего исследования выяснилось, что 88 % абитуриентов идентифицируют себя с представителями среднего класса, 10 % респонде-нов причисляют себя и свою семью к категории людей с доходом ниже среднего уровня.

Трудности возникают также при установлении критериев выделения обсуждаемой социальной группы молодежи и, следовательно, при решении вопроса о том, учитывать ли мнение тех детей, которые только приняли решение поступать, так же, как мнение тех, кто уже приступил к сдаче вступительных экзаменов.

Объектом нашего исследования выступили старшеклассники пяти столичных школ (Республика Казахстан, Астана). Количество опрашиваемых — 500 человек (N=500). Выборочная совокупность была распределена по следующим параметрам:

• по половой характеристике: лица мужского пола (43 %) и лица женского пола (57 %);

• по национальной принадлежности: казахи (75 %), русские (21 %), представители других наций (4 %).

Особый интерес для нас представляли ценностно-мотивационные установки будущих абитуриентов, потенциальных потребителей образовательных услуг высшей школы.

Большинство старшеклассников включили получение высшего образования в «пятерку» важнейших жизненных целей (табл.1).

Таблица 1

результаты опроса старшеклассников г. Астана на тему «Что является для вас самым важным в жизни?»

Варианты ответов Количество выборов в пользу данного варианта ответа, %

Деньги 27,0

Высшее образование, профессия 21,0

Деловая карьера 20,3

Желание получить от жизни побольше 18,7

удовольствий

Семья 9,8

Секс 7,5

Межнациональное согласие и мир без войны 7,2

Любовь 5,1

Служение на благо будущего Казахстана 4,4

Идеалы, вера 2,7

Другое 1,0

Затрудняюсь ответить 6,0

Таким образом, вопросы и трудности, которые связаны с профориентацией и выбором высшего учебного заведения, заслуживают особого внимания специалистов, изучающих социальные предпочтения и морально-нравственные ориентации старших подростков.

Решение о поступлении в вуз принимается под влиянием трех основных факторов:

в зависимости от того, рассматривается ли высшее образование как условие сохранения или повышения имеющегося статуса, т. е. входит ли оно в число статусных потребностей;

в зависимости от того, осознается ли высшее образование как способ удовлетворения каких-либо других статусных потребностей,

например, приобретения материального достатка, продвижения по карьерной лестнице и др.;

в зависимости от того, входит ли получение высшего образования в ценностную структуру личности в качестве одного из направлений самореализации и духовного роста.

Значимость высшего образования показывают и усилия семьи по подготовке ребенка к поступлению в вуз. Родители нередко принимают меры к тому, чтобы обеспечить своему ребенку успешность сдачи Единого национального тестирования (ЕНТ). Об активной позиции родителей косвенно свидетельствуют результаты опроса детей (табл. 2).

Таблица 2

подготовка ребенка к Единому национальному тестированию (ЕНГ), аналогу российского Единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Варианты ответа на вопрос «Что ты делал, готовясь к поступлению?» Количество ответивших

Занимался с репетитором 88

Посещал подготовительные курсы 83

Сдавал пробное тестирование 70

Занимался самостоятельно или с родителями (родными) 49

Специально ничего, все в рамках школьной программы 8

Другое 2

Определяющую роль в мотивации старшеклассников при поступлении в вуз играет культурно-образовательный уровень родителей. Еще П. Бурдье говорил о прямой зависимости между семейным статусом, культурным капиталом и успеваемостью ребенка и о том, что «воспроизводство культурного капитала», складывающегося из духовных запросов, притязаний, норм, ценностно-ориентационных установок, осуществляется путем трансмиссии знания от высших страт к низшим [цит. по: 5, с. 105]. Путем опроса было установлено, что среди школьников, принявших решение поступать в высшее учебное заведение, преобладают такие, у кого родители имеют высшее образование (рис. 1). На рисунке можно видеть выявленные в ходе опроса старшеклассников, намеревающихся поступать в вузы, сведения о том, какое образование имеют их родители.

76%

Среднее Среднее Высшее Имеет ученую

специальное степень

Рис. 1. Результаты опроса старшеклассников г. Астана, принявших решение о поступлении в вуз, на тему «Какое образование имеют твои родители?»

Вне всяких сомнений, образование родителей следует учитывать в качестве мощного фактора, мотивирующего старшеклассника к поступлению в высшее учебное заведение.

Влиянию семьи на формирование социальных ориентаций ребенка и на его достижения в процессе выбора и получения им образования посвящено исследование Г. М. Мкртчяна и А. А. Шулуса, которыми выявлена следующая закономерность: «Анализ социологических данных позволяет утверждать, что социально-профессиональный статус родителей, их образовательный уровень сами по себе становятся некоторыми обязательными требованиями к формированию адекватных типов поведения молодых людей посредством установки на достижения и последующую карьеру» [5, с. 105].

Г. М. Мкртчян указывает на то, что потребительские запросы и ценностные установки молодых людей предопределяют их решение в период профессионального самоопределения: «Образовательная стратегия молодежи уже на этапе выбора профессии определяется двумя основными моментами: во-первых, стремлением достичь конкурентоспособного уровня собственных ресурсов, дающих возможность для относительно свободного «включения» в рынок труда и обеспечивающих относительно стабильное, устойчивое положение на нем, и, во-вторых, желанием удовлетворить свои материаль-

ные запросы, сформировавшиеся на основе новых потребительских стандартов. Очевидно, что здесь речь идет о прямых связях достижи-тельных мотиваций и поведенческих приоритетов. Большое значение «материальной» позиции и возможность быть востребованным на рынке труда в установке молодых людей на образовательный уровень представляется нам наиболее важным индикатором социальной мобильности, а также стратификации как проявления социальной дифференциации в среде молодежи» [5, с. 107].

Старшеклассники считают наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях рыночной экономики. Выбирая профессию, они руководствуются в первую очередь ее предполагаемой перспективностью. Среди мотиваций основным критерием является «хороший заработок» — 41,0 %, в то же время 26,1 % респондентов выбирают показатель «заниматься любимым де -лом», чуть меньше — 26,0 % — одобряют вариант ответа «жить спокойной и обеспеченной жизнью», 17,3 % предпочитают «видеть результаты своей работы», 17,1 % опрошенных придают значение «достижению высокого положения в обществе», и только 16,3 % хотели бы «быть полезными людям».

Важно, что старшеклассники осознают разницу между престижем будущей профессии и возможностями реализации себя в качестве представителя этой профессии на рынке труда (рис. 2).

♦ Престиж < ■ Возможность трудоустройства

110 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

Рис. 2. Результаты исследования мнения учащихся школы о престиже профессий и возможности трудоустройства

По результатам исследования, наиболее привлекательны как в плане престижа, так и в аспекте возможности трудоустройства такие профессии, как врач, химик, искусствовед и менеджер. Наименее престижной названа профессия строителя, но при этом дети осознают наличие вакантных мест, означающих возможность трудоустроиться в этом качестве. Соотношение «непрестижность, но возможность трудоустроиться» (в представлении старшеклассников) выявлено и для профессии учителя. Профессия юриста, несмотря на то, что является достаточно престижной, осознается как не вполне благополучная в аспекте трудоустройства. Это же касается профессий экономиста, журналиста.

Как можно заметить, решающим фактором в выборе будущей профессии стало стремление к материальному достатку, а не к самореализации, к to have вместо к to be. Иначе говоря, перспектива получения денег становится главным условием выбора профессии. Эта тенденция правомерно вызывает тревогу и вынуждает к неутешительным прогнозам. Последствиями того, что представители молодого поколения при поступлении в учебное заведение ориентируются в выборе будущей специальности на ее престижность и финансовую привлекательность, стали неоправданно высокая конкуренция конкуренции между выпускниками на рынке труда и, как следствие, рост молодежной безработицы.

К числу доминантных в молодежной среде целей, появление которых стимулируется соответствующими потребностями, относятся высокий заработок, престижное образование, успешная деловая карьера и возможность получения удовольствий. По данным наших исследований, они могут быть обозначены термином жизненный успех [6]. Ценностно-нормативная ориентация молодых людей выявляется путем постановки респондентов в ситуацию выбора предполагаемых средств для достижения ими такого жизненного успеха (табл. 3). Несмотря на то, что речь идет о позитивной жизненной программе , представители молодого поколения вполне допускают, что успеха можно добиться любыми средствами. Более того, в ходе опроса, в котором испытуемым предлагалось высказать свою позицию (одобрение или осуждение) в отношении разных, в том числе нелегитимных, способов обогащения, был выявлен достаточно высокий процент одобрительных либо нейтральных оценок нелегитим-

ных способов достижения поставленных целей, т. е. говорящий не осуждает такие варианты и не отвергает возможность их использования(табл. 3).

Таблица 3

результаты опроса по теме «как достичь материального благополучия и жизненного успеха»

Предложенные для оценивания способы обогащения Ответы испытуемых, %

Осуждаю Отношусь спокойно Хотел бы иметь такую возможность

Заняться криминальным бизнесом: торговлей оружием, наркотиками и др. 86 11,3 2,1

Украсть крупную сумму денег 79,9 15,9 4,6

Взять силой то, что я хочу 63,2 26,6 10,2

Занять должность, где возможно брать взятки 52,7 39,9 7,4

Открыть собственное дело, но не платить налоги 29,0 46,1 24,8

Зарабатывать своим трудом и квалификацией 2,1 32,0 65,9

Особенно настораживает тот факт, что приведенные данные отражают морально-нравственный облик наиболее «продвинутой» части молодежи — будущих юристов и экономистов, которые не скрывают стремления «наслаждаться жизнью». Ср. мнение В. Т. Лисовского: «Молодым приходится самим решать, что важнее: быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных (межполовых) взаимоотношений или семья — как оплот успешного существования» [4, с. 13].

Таким образом, можно констатировать, что спрос на профессиональное образование среди молодежи Республики Казахстан находится в прямой зависимости от потенциальной финансовой перспективности (доходности) профессии.

При всех этих тревожных симптомах, свидетельствующих о смене этических ценностей молодого поколения, надо справедливости ради отметить, что учащиеся старших классов смотрят в будущее с оптимизмом, видя в нем возможности для самореализации и развития творческого потенциала. Далее представлен анализ ответов на обращенный к старшеклассникам вопрос о том, видят ли они новые (социальные) возможности, которых не было у их родителей? (рис. 3).

45.0

40.0

35.0

30.0

15.0

20.0 15.0

Рис. 3. Ответы учащихся старших классов г. Астаны на вопрос о том, видят ли они новые (социальные) возможности, которых не было у их родителей

Далее испытуемым было предложено конкретизировать понятие «социальные возможности», сделав выбор в пользу четырех или пяти вариантов ответа, перечисленных ниже. Ответы распределились следующим образом:

расширилось информационное пространство — 98 %; расширились возможности получения образовании — 80 %; можно владеть частной собственностью, открыть свое дело — 60 %; расширились возможности самореализации личности — 56 %; появилась возможность хорошо зарабатывать — 41 %; появилась возможность путешествовать по миру — 35 %; повысились потребительские возможности и запросы — 16 %; появилась возможность интересного отдыха — 11 %; другое - 3 %.

Даже беглый взгляд на этот список позволяет сделать вывод о том, что дети констатируют факт расширения социальных горизонтов и уже в момент профессионального самоопределения на этапе выбора высшего учебного заведения осознают взаимосвязь между получением образования и реализацией возможностей, предлагаемых социумом.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / гл. ред. А. М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. 768 с.

2. Жизненные пути одного поколения / М. Х. Титма [и др.]; отв. ред. М. Х. Титма. Москва: Наука, 1992. 184 с.

3. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Д. Л. Константиновский; под ред. В. Н. Шуб-кина. Москва: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.

4. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде / В. Т. Лисовский // Credo. Оренбург, 2002. №1. С. 8-41.

5. Мкртчян Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г. М. Мкртчян// Социологические исследования. 2005. № 2. С. 104-113.

6. Тесленко А. Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель: монография / А. Н. Тесленко. Саратов: Саратовский государственный технический университет, Изд-во Акм. ЦНТИ, 2007. 370 с.

7. Шереги Ф. Э. Социология образования: прикладные исследования / Ф. Э Шереги. Москва: Academia, 2001. 463 с.

©Тесленко А. Н., 2012

Future Kazakhstan Students Value and Motivational Guidelines

A. Teslenko

The article presents the author's sociological survey results, devoted to the senior pu-pils' career orientation peculiarities in the Republic of Kazakhstan. According to the survey, it is their aspirations for material well-being, not self-realization, that conditions the school-leavers' career choices. Presently, Kazakhstan's school-leavers' demand for higher education is directly connected with the prestige and financial prospects of the job.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: higher education, youth, values of live, value and motivational principles, self-realization, success in life.

Тесленко А. Н., доктор педагогических наук (Республика Казахстан), доктор социологических наук (Российская Федерация), профессор, кафедра педагогики, част-ное образовательное учреждение «Евразийский гуманитарный институт» (Астана), teslan@rambler.ru

Teslenko, A. Doctor of Education (Republic of Kazakhstan), Doctor of Sociology (Russian Federation), professor, Pedagogy Department, Eurasian Institute for the Humanities (Astana), teslan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.