Научная статья на тему 'Основныедетерминанты процесса воспроизводства интеллигенции как социальной группы'

Основныедетерминанты процесса воспроизводства интеллигенции как социальной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимирова Л. Н.

В статье представлен комплекс основных факторов, оказывающих свое влияние на воспроизводство интеллигенции на микроуровне, рассматриваемых в зависимости от этапа воспроизводственного процесса, начиная с профессионального самоопределения школьника, заканчивая его трудоустройством по специальности после окончания вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основныедетерминанты процесса воспроизводства интеллигенции как социальной группы»

Тимирова Л.Н.

Уфимский государственный авиационный технический университет

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

В статье представлен комплекс основных факторов, оказывающих свое влияние на воспроизводство интеллигенции на микроуровне, рассматриваемых в зависимости от этапа воспроизводственного процесса, начиная с профессионального самоопределения школьника, заканчивая его трудоустройством по специальности после окончания вуза.

Радикальные преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, затронули все сферы жизни общества. Не обошли стороной они и интеллигенцию, так в условиях современной трансформации российского общества, изменения его структуры, сложных социокультурных процессов, происходящих в нем, довольно остро встают проблемы воспроизводства данной социальной группы.

Воспроизводство интеллигенции - это сложный процесс, являющийся частью социального воспроизводства общества в целом. Социальное воспроизводство понимается как процесс эволюции системы социальных отношений в форме их циклического воспроизведения, воплощающий тенденции изменения социальной системы [1, с. 76]. В.В. Радаев и О.И. Шкаратан в то же время отмечают, что социальное воспроизводство отражает как действие универсальных законов социального развития, так и специфические черты развития конкретных социальных организмов (государств, регионов), национальные традиции, выраженные в ценностях и нормах межгрупповых взаимодействий и связей [2, с. 201].

По мнению В.Б. Попова, данный процесс, если рассматривать интеллигенцию в совокупности ее количественных и качественных признаков, - это воспроизводство образа жизни целого пласта населения, поэтому общественное воспроизводство интеллигенции включает в себя:

- воспроизводство материальных благ и ценностей, прежде всего средств производства, как базы развития интеллигенции;

- воспроизводство интеллигенции как носителя духовных ценностей общества, охрана и сбережение через нее и при ее деятельности культурного наследия народа, постоянное возобновление духовного производства;

- воспроизводство социальных отношений путем перманентного социального производ-

ства - перемен в самом строе жизни индивидов, носителей образования, а следовательно, и всего общества [3, с. 36].

Основным источником в развитии системы общественного воспроизводства считается молодое поколение. В результате смены поколений происходит как простое социальное воспроизводство (воссоздание существующих элементов социальной структуры и отношений между ними), так и расширенное - возникновение новых элементов и отношений. В ходе этого процесса формируется и сам человек, развивается его личность. Категория «воспроизводство» предполагает наличие у человека креативного, творческого начала, его способности не только производить конкретные предметы, но и сохранять, развивать и совершенствовать весь комплекс условий жизнедеятельности общества, всю систему социальных отношений.

Как отмечал российский философ А.С. Ахи-езер, люди воспроизводят свою собственную жизнь, свои специфические цели, свой образ жизни, системы личных отношений на производстве и вне его. Но, с другой стороны, они неизменно стоят перед фактом, что их деятельность направлена на воспроизводство общества с его системой производства и потребления, с его социокультурными институтами. Следовательно, эта деятельность индивида объективно и субъективно фокусирована в двух направлениях: воспроизводство самого себя как личности и воспроизводство общественных отношений [4, с. 117-118].

Мы полагаем, что процесс воспроизводства интеллигенции детерминирован влиянием комплекса факторов, которые отражают различные стороны практически всех уровней организации общественной жизни.

Первый - мегауровень - сама объективная социальная реальность, взятая в единстве развития всех ее компонентов. Здесь выделяется прежде всего глобальный комплекс взаимодей-

ствий на уровне всего процесса развития общественного производства. Также сюда можно отнести и изменения ценностно-нормативной базы всего общества, определение целевой функции его социокультурного развития.

Второй - макроуровень - развитие институциональной структуры в целом (институтов образования, воспитания, профессиональной подготовки, здравоохранения, бытового обслуживания), а также преобразование комплекса информационных взаимодействий, на основе которых осуществляется функционирование общественной жизни и происходит самовос-производство новых поколений.

Третий - мезоуровень - территориальная среда непосредственного воспроизводства индивида. Сюда можно отнести ситуацию на рынке труда рассматриваемой территории, социальную инфраструктуру, систему местного управления и пр. Этот уровень предполагает и учет системы требований, предъявляемых к специализации и уровню компетентности личности, включенной в систему общественных отношений данной территории.

Четвертый - микроуровень - предполагает прежде всего влияние ближайшего социального окружения на процесс профессионального самоопределения личности, ее собственные профессиональные предпочтения, формирующиеся в зависимости от субъективной оценки престижа инженерных профессий, социальностатусных претензий, уровня сформированно-сти профессиональных мотивов. Сюда же можно отнести и качество довузовской подготовки, а также индивидуальные биологические особенности организма.

Влияние факторов микроуровня следует рассматривать в зависимости от этапа процесса воспроизводства интеллигенции. Этот процесс проходит в три этапа, на каждом из которых большую роль играют те или иные факторы частного порядка.

По мнению многих ученых, в качестве начального этапа освоения профессии, а также исходной точки в процессах воспроизводства социально-профессиональных групп, в том числе и интеллигенции, можно рассматривать формирование предпочтений старшеклассников в мире профессий [5, с. 111]. Именно от выбора молодыми людьми той или иной специальнос-

ти, требующей наличия высшего профессионального образования, зависит количественная и качественная выраженность различных групп интеллигенции в социально-профессиональной структуре нашего общества.

Безусловно, что основную роль в профессиональном самоопределении личности играют индивидуальные особенности, склонности и способности, психологические качества личности, ведь благодаря им формируется интерес к тому или иному виду деятельности, и именно они являются отправной точкой профессионального самоопределения личности, в процессе которого на человека оказывают свое влияние и множество других факторов.

Так, по мнению Д.Л. Константиновского, привлекательность профессий является отношением к профессиям, базирующимся на системе ценностных ориентаций индивида, которые формируются под воздействием социальной среды [6]. Другими словами, можно утверждать, что профессиональная направленность, ценностные ориентации по отношению к различным профессиям вырабатываются у подрастающего поколения в процессе социализации под воздействием таких социальных институтов, как семья, школа, малая группа, СМИ и др., в результате чего в их сознании образуется иерархия профессий по степени привлекательности, своеобразная шкала предпочтений, дифференцированных в зависимости от социального происхождения, условий воспитания, типа местожительства и др.

Семья, являясь одним из основных институтов социализации личности, формирует у ребенка самые разнообразные установки и ориентации, в том числе связанные и с выбором жизненной карьеры, профессии, уровня образования. Будучи моделью определенного образа жизни и источником жизненных ценностей и убеждений, семья оказывает огромное влияние на выбор профессии, важную роль при этом играют социальный, профессиональный статус родителей, их образовательный и культурный уровень. Именно под влиянием родителей складывается система ценностей личности, и в ней определяется место и ценностей, связанных с образованием и профессиональным самоопределением. Кроме формирования ценностных установок по отношению к тем или иным профессиям родители занимаются и активным, целенаправленным формирова-

нием профессиональной ориентации своего ребенка, отдавая его в специализированные школы, классы, кружки. Исходя из этого, можно утверждать, что большинство молодых людей производят оценку профессий и создают свою шкалу их престижа под воздействием мнения родителей по отношению к различным профессиям. Наряду с формированием профессиональных ориентаций от семьи зависит и степень притязаний на получение высшего образования, то есть социальный, материальный статус, культурный и образовательный уровень родителей играют большую роль в развитии у ребенка амбиций по отношению к своему уровню образования. Социальное происхождение, накладывая свой отпечаток на ребенка в период социализации, задает ему уровень социального развития, которого он должен достигнуть для того, чтобы быть адекватным по отношению к той социальной среде, в которой он вырос. Таким образом, социокультурный капитал семьи (социальный, профессиональный статус, образование, культурный капитал, а также ценностные ориентации по отношению к различным профессиям родителей) оказывает значительное влияние на предпочтения молодых людей в сфере образования, а так же на процессы воспроизводства интеллигенции.

Одним из немаловажных факторов, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассника, является профориентационная работа, проводимая в школе. Общеобразовательная средняя школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна не только развивать интеллектуальный и личностный потенциал учащихся, но и повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий, помогать в их профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда. В этой связи в задачи школы по профессиональному самоопределению учащихся входит профессиональное просвещение, комплекс профессиональной диагностики, профессиональная консультация, распространение информации как о местных вузах, так и о наиболее крупных вузах России, создание профильного обучения и т.д. Данный комплекс мероприятий позволяет учащимся как выявить свои психологические особенности и склонности к тому или иному виду труда, так и полу-

чить более глубокие знания по тем предметам, которые помогут им в профессиональной деятельности.

Уровень урбанизации также является одним из основных факторов, оказывающих свое влияние на профессиональное самоопределение школьников. Крупный город, имея разветвленную инфраструктуру, предоставляет широкие возможности для выбора самых разнообразных профессий, дает больше шансов по трудоустройству и т.д. Напротив, чем меньше населенный пункт, в котором живет школьник, тем уже перед ним спектр выбора профессий, поскольку зачастую небольшие поселения имеют одно или несколько предприятий, которые формируют его социально-экономическую жизнь, а также задают определенные особенности рынка труда, создавая спрос лишь на специалистов конкретных профессий. Кроме того, инфраструктура системы образования разных населенных пунктов неодинакова и поэтому формирует разные условия для его получения, что влияет и на общее качество уровня знаний школьников, сказываясь в конечном итоге и на доступности получения высшего образования.

Существенным фактором, определяющим профессиональное самоопределение подростков, является статус профессии в системе профессиональной и социальной структуры, который складывается из таких факторов, как: уровень материального вознаграждения, престиж профессии, социальные функции, выполняемые представителями профессии, социальные гарантии, предоставляемые ею, и т.д. Несомненно, что, опираясь на составляющие социального статуса профессии, большинство людей осуществляют свой профессиональный выбор.

Таким образом, профессиональное самоопределение, в том числе и выбор профессий умственного творческого труда, а также ориентация на получение высшего образования формируется у школьника под воздействием таких факторов, как индивидуальные особенности личности, семья: социальный, профессиональный и образовательный статус родителей, -профориентационная работа в школе, уровень урбанизации, статус профессии в системе профессиональной и социальной структуры.

Следующими этапами в данном процессе являются выбор высшего учебного заведения и

обучение по избранной специальности. В условиях современного российского общества подросток, выбрав ту или иную профессию, не всегда имеет возможность реализовать свой профессиональный выбор. То, какому высшему учебному заведению отдаст предпочтение абитуриент, во многом детерминировано различными взаимозависимыми факторами.

Важное значение имеют и материальные возможности семьи, которые позволяют создать ребенку необходимые условия, во-первых, для занятий (покупка книг, учебников, компьютера и т.д.), во-вторых, для общего развития подростка (экскурсии, туристические поездки, посещение театров, выставок и пр.), в-третьих, для дополнительных занятий с репетиторами и на подготовительных курсах. Кроме того, при нынешних условиях целесообразно отметить, что ребенок, желающий получать высшее образование, уже является тяжелым бременем для бюджета семьи. Если же для обучения ему необходимо мигрировать в другой населенный пункт, то материальные затраты на образование необратимо возрастают в несколько раз. Таким образом, материальные возможности семьи формируют ту базу, которая позволит ребенку занять более выгодные социальные позиции.

Разные типы школ предоставляют различную возможность доступа к высшему образованию. По мнению ГА. Чередниченко, в России складывается трехслойная система учебных заведений среднего образования, и это деление в самом общем виде обозначает разные траектории образования, которые лучше всего отражаются в том, как они обеспечивают реальный доступ в высшую школу и к каким вузам, так одни типы школ обеспечивают подготовку для поступления в «престижные» вузы, другие предоставляют реальные шансы на поступление в «непрестижные» вузы, третьи практически не создают возможностей для преодоления конкурсных экзаменов в вузы без дополнительной подготовки [7, с. 186]. Исследования Ю.Р Вишневского и В.О. Шапко также показывают, что сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ и вырос приток выпускников спецклассов и гимназий, при этом среднее соотношение этих двух потоков, особенно в технических вузах, составляет 1:4 [8, с. 57].

Очередным важным фактором при выборе учебного заведения является уровень довузовс-

кой образовательной подготовки, который, несомненно, зависит во многом от учебного заведения, в котором школьник обучался до поступления в вуз. От уровня знаний, который получил молодой человек, как непосредственно от школы, так и путем самостоятельной работы, занятий с репетитором и т.д., зависит не только возможность его поступления в вуз, но и процесс обучения, формирование его как специалиста в своей области, который пополнит собой социально-профессиональную группу интеллигенции.

Престиж вуза, выраженный в предоставляемом им уровне образования и профессиональной подготовки, а также востребованности его выпускников на рынке труда и сотрудничества с работодателями, является немаловажным фактором при выборе вуза молодежью. Безусловно, каждый молодой человек желает получить максимально качественное образование и высокую квалификацию, чтобы иметь возможность конкурировать на рынке труда, поэтому из нескольких вузов с выбранной специальностью абитуриент будет выбирать тот, который сможет обеспечить это. Так как молодые люди начинают задумываться о будущем трудоустройстве еще на школьной скамье, то при выборе вуза становится значимо и то, сколько и насколько легко и быстро находят работу по специальности выпускники того или иного вуза.

Однако, если вуз и специальность, выбранные абитуриентом, являются достаточно престижными, то обычно это означает наличие высокого конкурса, который также выступает одним из факторов при предпочтении того или иного вуза. Данный фактор непосредственно связан с типом учебного заведения, которое закончил молодой человек, а также с уровнем его довузовской подготовки, приводя к социальной селекции. Довольно часто, выяснив, что на выбранную специальность большой конкурс, абитуриент идет двумя путями: либо ради поступления именно в этот вуз подает документы на другую специальность с меньшим конкурсом, либо предпочитает поступать в менее престижный вуз, полагая, что здесь его шансы выше.

Таким образом, выбор вуза и обучение по избранной специальности могут быть предопределены материальными возможностями семьи, типом среднего общеобразовательного учреждения, уровнем довузовской подготовки, пре-

стижем вуза: уровнем образования и профессиональной подготовки, даваемых вузом, - востребованностью выпускаемых специалистов на рынке труда, конкурсом на выбранную специальность. Именно эти факторы зачастую, внося значительные коррективы, меняют первоначальную профессиональную траекторию молодых людей.

Завершающим этапом воспроизводственного процесса является послевузовская деятельность по избранной профессии, включающая в себя работу по специальности в пределах страны и на ее благо. Для осуществления этого необходимо, чтобы профессия обеспечивала достойное существование, то есть гарантировала приемлемый заработок, давала возможность самореализации, обеспечивала соответствующий социальный статус. Для многих выпускников вузов отсутствие соответствующего вознаграждения (то есть низкая зарплата, бесперспективность профессионального роста и др.) является одним из основных факторов, которые толкают их к смене профессии. Так, А.Л. Овсянников отмечает, что во второй половине 1990-х годов число студентов, считающих свою специальность неперспективной, резко возросло [9, с. 99], это в свою очередь ведет к тому, что после окончания вуза большинство из них предпочтет работать не по специальности.

Кроме того, существует тенденция слабой интеграции молодежи на рынке труда, несмотря на достаточно высокий ее образовательный уровень, в результате чего также получают широкое

распространение работа не по специальности и стремление к смене профессии. По данным Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчевой и В.В. Серикова, почти каждый второй студент сомневается в возможности трудоустройства по специальности [10, с. 228]. Подобная неуверенность приводит к тому, что студент перестает проявлять активность и усердие в учебе, результатом чего является низкий уровень квалификации специалистов, выпускаемых вузами. Для устранения этой проблемы вузам необходимо проводить активную работу по поиску потенциальных работодателей для своих выпускников, организовывать их встречи со студентами, формировать у тех и других мотивацию для совместной работы и т.д. Именно работа по специальности является существенным показателем интеграции молодежи в профессиональную структуру общества, а соответствие квалификации характеру и содержанию выполняемой работы свидетельствует о позитивной включенности молодых людей в процесс производства, в систему профессиональных отношений и в конечном счете о высоком социально-профессиональном статусе личности [11, с. 103].

Только при условии прохождения личностью всех указанных этапов, начиная с выбора профессии и заканчивая трудоустройством по выбранной специальности, можно говорить о законченном процессе воспроизводства интеллигенции как социально-профессиональной группы, который выражается в логической связи основных его детерминант.

Список использованной литературы:

1. См. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. академика РАН Г.В.Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА- М, 1998. - 672 с.

2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 318 с.

3. Попов В.Б. Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях. -Дисс. ... канд. филос. наук. - Якутск, 1996.

4. Ахиезер А.С. Личность рабочего и общественное воспроизводство // Философия и культура. - М., 1983. - С. 114-120.

5. Канников Ф.К., Трунькина О.В. Ориентация молодежи на инженерную профессию как фактор развития инженернотехнической интеллигенции // Социологические исследования - 2004 - №11 - С. 111-115.

6. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: Самоопределение в новой реальности: Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация / Рос. акад. образования. Центр социол. образования, РАН Ин-т социологии. - М.: Центр социол. образования РАО, 2000. // www.auditorium.ru

7. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). -СПб.: ИРХ ГИ, 2004. - 504 с.

8. Вишневский Ю.Р, Шапко В.О. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. -№ 12. - С. 56-63.

9. Овсянников А.Л. Система образования в России и образование России // Мир России. - 1999. - № 3 - С. 73-132.

10. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: Прикладной аспект. - М.: Юрист, 1997. - 552 с.

11. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.