2018. 49 (3). pp. 315-337.
25. Leedahl S.N., Brasher M.S., Estus E., Breck B.M., Dennis C.B., Clark S.C. Implementing an interdisciplinary intergenerational program using the Cyber Seniors® reverse mentoring model within higher education. Gerontology & Geriatrics Education.
2019. 40 (1). pp. 71-89.
26. Meske C., Brockmann T., Wilms K., Stieglitz S. Social Collaboration and Gamification. In: Stieglitz, S., Lattemann, C., Robra-Bissantz, S., Zarnekow, R., Brockmann, T. (eds) Gamification. Progress in IS. Springer, Cham, 2017.
27. Nganga C., Bowne M., Stremmel A. Mentoring as a developmental identity process. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2020. 28. pp. 259-277.
28. Peiser G. Mentoring Students on Professional Courses in Higher Education in the Workplace: New Opportunities and Challenges. In: Woolhouse, C., Nicholson, L. (eds) Mentoring in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. pp. 95-114.
29. Solnyshkova O.V., Dudysheva E.V. Students Creative Workshop as a Platform for the Formation of Entrepreneurial Skills in Engineering Education In: Proceedings of the International Scientific Conference "FarEastCon" (ISCFEC 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. 128 (1). 620. URL: https:// www.atlantis-press.com/proceedings/iscfec-20/125936324.
30. Tinoco-Giraldo H., Torrecilla-Sánchez E., García-Peñalvo F. E-Mentoring in Higher Education: A Structured Literature Review and Implications for Future Research. Sustainability. 2020. 12. 4344.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Бурмистрова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail: [email protected]
Зарипова Татьяна Васильевна
Кандидат психологических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-114-133
Аннотация:
Введение. Нестабильность современного мира создает определенные трудности в профессиональном самоопределении старшеклассников, что требует повышенного внимания со стороны школьных педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей и родителей. Старшеклассникам необходима помощь и
поддержка педагогов в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии с учетом специфики их жизненного опыта, личностных предпочтений и перспектив самореализации в будущей профессии. Целью данного исследования является выявление профессиональных предпочтений и установление уровня готовности старшеклассников к выбору профессии.
Материалы и методы. Для исследования профессиональных предпочтений и уровня готовности старшеклассников к выбору профессии использовались методика «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского для определения уровня готовности учащихся к выбору профессии, тест-опросник по выявлению мотивов выбора профессии С. С. Гриншпун для выявления ведущих мотивов выбора будущей профессии, тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду» А. Г. Грецова для определения уровня склонности к исполнительскому или творческому труду, дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е. А. Климова для ориентировочного определения предпочитаемого типа будущей профессии. Для анализа качественных показателей опытно-экспериментальной работы использовались беседа и наблюдение как вспомогательные методы.
Выборка исследования: респонденты малокомплектных сельских школ (34 человека): респонденты МБОУ «Маяковская средняя школа» - 17 учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов; респонденты МБОУ «Любимовская средняя школа» - 17 учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов.
Результаты исследования. Исследование профессиональных предпочтений и уровня готовности старшеклассников к выбору профессии выявило преобладающие уровни готовности к выбору профессии, преобладающие мотивы выбора профессии, склонности респондентов к исполнительному и творческому труду, предпочитаемые типы будущих профессий для старшеклассников сельских школ. Результаты исследования показали подвижность мотивов и недостаточную осознанность выбора, подверженность выбора внешнему влиянию со стороны родителей и сверстников, их ситуативную изменчивость в зависимости от степени информированности о специфике выбираемых процессий, слабый интерес к профессиям, связанным со спецификой сельского микросоциума.
Обсуждение и заключения. Одной из проблем профессионального выбора является недостаточная информированность о профессиях и, в силу этого, отсутствие самостоятельности при необходимости сделать этот выбор. Для повышения уровня готовности к выбору профессии и осознанного выбора профессии старшеклассниками необходима организация комплексной работы педагога-психолога, социального педагога и учителей, предполагающая получение знаний о мире профессий в сочетании с самодиагностикой старшеклассников и развитием профессионально важных для выбираемых профессий качеств, что способствует принятию оптимального решения в жизненном и профессиональном самоопределении. Решению данных проблем способствует реализация программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Результаты проведенного исследования могут быть
использованы педагогами-психологами и социальными педагогами для решения задач профориентации и профессионального самоопределения в условиях любой общеобразовательной школы.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, профессиональные склонности, мотивы выбора профессии, готовность к выбору профессии, диагностика профессиональных предпочтений.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A RURAL SCHOOL
Burmistrova Elena Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk), e-mail: [email protected]
Zaripova Tatiana Vasilievna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-114-133
Annotation:
Introduction. The instability of the modern world creates certain difficulties in the professional self-determination of high school students, which requires increased attention from school psychologists, social educators, teachers and parents. High school students need the help and support of teachers in professional self-determination and choosing a future profession, taking into account the specifics of their life experience, personal preferences and prospects for self-realization in their future profession. The purpose of this study is to identify professional preferences and establish the level of readiness of high school students to choose a profession.
Materials and methods. To study the professional preferences and the level of readiness of high school students to choose a profession, the technique "Questionnaire to identify the readiness of schoolchildren to choose a profession" by V. B. Uspensky was used to determine the level of readiness of students to choose a profession, a test questionnaire to identify the motives for choosing a profession S. S. Grinshpun to identify the leading motives for choosing a future profession, the test "Inclination to performing or creative work" by A. G. Gretsov to determine the level of inclination to performing or creative work, the differential diagnostic questionnaire "I prefer" by E. A. Klimova to determine the preferred type future profession. To analyze the qualitative indicators of experimental work, conversation and observation were used as auxiliary methods.
Sample of the study: respondents of small-scale rural schools (34 people): respondents of MBOU "Mayakovskaya secondary school" - 17 students of the 9th, 10th, 11th grades; respondents of MBOU "Lubimovskaya secondary school" - 17 students 116
of the 9th, 10th, 11th grades.
Results. The study of professional preferences and the level of readiness of high school students to choose a profession revealed the prevailing levels of readiness to choose a profession, the prevailing motives for choosing a profession, the inclination of respondents to executive and creative work, the preferred types of future professions for high school students in rural schools. The results of the study showed the mobility of motives and insufficient awareness of the choice, the susceptibility of the choice to external influence from parents and peers, their situational variability depending on the degree of awareness of the specifics of the chosen processions, and little interest in professions associated with the specifics of the rural microsociety.
Discussion and conclusions. One of the problems of professional choice is the lack of awareness about professions and, therefore, the lack of independence, if necessary, to make this choice. To increase the level of readiness for choosing a profession and the conscious choice of a profession by high school students, it is necessary to organize the complex work of a teacher-psychologist, a social pedagogue and teachers, which involves obtaining knowledge about the world of professions in combination with self-diagnosis of high school students and the development of professionally important qualities for the chosen professions, which contributes to making the best decision in life and professional self-determination. The solution of these problems is facilitated by the implementation of programs of psychological and pedagogical support for professional self-determination of high school students. The results of the study can be used by educational psychologists and social pedagogues to solve the problems of career guidance and professional self-determination in the conditions of any general education school.
Key words: psychological and pedagogical support, professional self-determination, professional inclinations, motives for choosing a profession, readiness to choose a profession, diagnostics of professional preferences.
Введение.
Решение вопроса о продолжении образования и получении профессии в любой из периодов развития общества остается актуальным для старшеклассников. Современный стремительно развивающийся и меняющийся социум, трансформируясь в аспектах социально-экономического и социокультурного развития, развития нового поколения информационных технологий, предъявляет все новые требования к ряду профессий и специалистам, их выбирающим. Появление множества новых профессий обозначило в перспективе исчезновение давно привычных и доселе востребованных, определенным образом повлияло на изменение ценностных ориентиров, приоритетов, духовно-нравственных выборов, само- и мироощущения современной молодежи, что выражается в поиске, самовыражении и самореализации себя как человека, личности и профессионала, и не может не влиять на их профессиональные предпочтения и выборы.
Нестабильность современного мира создает определенные трудности в профессиональном самоопределении старшеклассников, что требует
повышенного внимания со стороны школьных педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей и родителей. Налицо противоречие между ожиданиями общества пополнить свои ряды грамотными специалистами, любящими свою работу, стремящимися к профессиональному самосовершенствованию, и сложностями для старшеклассников разобраться во множестве профессий, определить их востребованность на рынке труда, соответствие своим притязаниям, способностям и склонностям.
Целью исследования было выявление профессиональных предпочтений и установление уровня готовности старшеклассников к выбору профессии.
Задачи исследования:
1. Выявление готовности старшеклассников к выбору профессии старшеклассников.
2. Выявление ведущих мотивов выбора профессии старшеклассниками.
3. Выявление склонности к исполнительскому и творческому труду у старшеклассников сельских школ.
4. Выявление ориентировочного предпочитаемого старшеклассниками типа будущей профессии.
Обзор литературы. Проблемы профессионального самоопределения по-прежнему остаются центром внимания исследователей в отечественной и зарубежной психологии и педагогике (Зеер, Рудей, 2008; Климов, 2004; Павлова, 2006; Пряжников, 2003). Большинство авторов современных исследований все больше внимания стараются уделять личностным аспектам профессионального самоопределения и профессионального выбора как непрерывного процесса поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности (Деркач, Назаров, 2018; Йылдырым, Курбаноглу, 2022; Поваренков, Баранова, 2016; Пономарева, 2014; Солодовникова, 2013; Хуторянская, 2018; Шалавина, 2012).
Старшеклассникам необходима помощь и поддержка педагогов в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии с учетом специфики их жизненного опыта, личностных предпочтений и перспектив самореализации в будущей профессии (Байгуллов, 2012; Голикова, 2022; Кормакова, 2014). Особую актуальность приобретают программы профессионального обучения старшеклассников навыкам предпринимательства и трудоустройства (Лу, Ву, Хуан, 2022; Власопулос, Карикас, Папагеоргиу, Псаромилигос, Джаннули, Каркалусос, 2022; Йебоа-Аппиагей, Дарква, Осей-Туту, 2022; Цоли, Бабалис, 2021).
Отсутствие программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на основе присвоения общечеловеческих ценностей и недостаточное использование воспитательного потенциала семьи и педагогического коллектива средних школ зачастую приводит к выбору будущей профессии на основе неадекватной расстановки жизненных приоритетов, что в дальнейшем приводит старшеклассника к сложностям в определении жизненных приоритетов и путей реализации
себя как личности и профессионала. Особую актуальность это приобретает в условиях сельской школы в силу специфики сельского социума и особенностей профориентационной работы в сельской школе (Батищева, Комарова, Артюхова, 2022; Гребнева, Кокшарова, Мащенко, 2020; Салимов, 2013; Таньков, 2010).
Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за старшеклассниками, которые, сталкиваясь с проблемой выбора профессии, зачастую не могут ее решить вследствие невозможности определения жизненных приоритетов. Под влиянием различных факторов меняющейся социальной среды личностные и профессиональные ценности старшеклассников остаются еще достаточно гибкими, подверженными влияниям как среды, так и, прежде всего, семьи. Жизненный опыт старшеклассников небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. При этом проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей.
Данное исследование посвящено изучению профессиональных предпочтений и уровня готовности старшеклассников к выбору профессии в ходе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы. Успешность организации психолого-педагогического сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников определяется, в частности тем, насколько в ходе работы со старшеклассниками будут скорректированы представления о профессиональных перспективах, сформировано ответственное отношение старшеклассников к выбору профессионального пути и построению профессиональных планов, что позволит составить план конкретных действий для достижению и реализации будущей профессиональной цели, от чего во многом зависит осознанность профессионального выбора, умение ответственно относиться к будущей работе, проявление творческого подхода к делу, а также возможность личностного самоопределения в целом. Особую практическую значимость, в связи с этим, приобретает диагностика профессиональных предпочтений и уровня готовности старшеклассников к выбору профессии.
Материалы и методы. Теоретическое обоснование и эмпирическое исследование проблемы профессионального самоопределения старшеклассников строится на основе системного подхода, в рамках которого различные факторы, влияющие на профессиональные предпочтения старшеклассников, выборы и уровень готовности к этому выбору рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии. Данный подход лежит и в основе совместной работы педагогов по психолого-педагогическому сопровождению самоопределения старшеклассников. Учет особенностей возраста, специфики сельского социума, жизненного опыта и личностных предпочтений старшеклассников создает необходимость обращения в качестве методологической основы исследования к аксиологическому и личностно-деятельностному подходам.
Методы исследования: изучение профессиональных предпочтений и
уровня готовности старшеклассников к выбору профессии с помощью методики «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского, теста-опросника по выявлению мотивов выбора профессии С. С. Гриншпун, теста «Склонность к исполнительскому или творческому труду» А. Г. Грецова для определения уровня склонности к исполнительскому или творческому труду, дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту» Е. А. Климова для ориентировочного определения предпочитаемого типа будущей профессии. Выбор данных методик обусловлен тем, что они позволяют достоверно диагностировать исследуемые характеристики личности, доступны и удобны в применении, обработке и интерпретации результатов, применимы для данного количества респондентов.
Также был проведен анализ качественных показателей опытно-экспериментальной работы. Для этого использовались беседа и наблюдение как вспомогательные методы. После сравнительного анализа было выделено две группы учащихся: первая группа - экспериментальная, в которой была реализована программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, и вторая группа - контрольная, в которой системная работа по профессиональному самоопределению старшеклассников не проводилась. Диагностика респондентов проводилась дважды - до и после реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Выборка исследования: респонденты малокомплектных сельских школ (34 человека): респонденты МБОУ «Маяковская средняя школа» - 17 учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов; респонденты МБОУ «Любимовская средняя школа» -17 учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов. В исследовании приняли участие классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, заместители директора по учебно-воспитательной работе обеих школ. Первичная и повторная диагностика показали следующие результаты.
С помощью методики В. Б. Успенского проведена диагностика для оценки уровней готовности старшеклассников к выбору профессии. Результаты первичной и повторной диагностики по данной методике для экспериментальной группы представлены на рисунке 1. Результаты первичной и повторной диагностики по для контрольной группы представлены на рисунке 2.
Как видно из рисунка 1, первоначально в экспериментальной группе было выявлено 29,4 % респондентов (5 чел.), которые оказались не готовы к выбору будущей профессии. У 41,2 % респондентов (7 чел.) выявлен низкий уровень готовности к выбору будущей профессии, у 29,4 % респондентов (5 чел.) -средний уровень готовности к выбору будущей профессии. Респондентов с высоким уровнем готовности к выбору будущей профессии не выявлено.
Повторная диагностика в данной группе не выявила респондентов, неготовых к выбору будущей профессии. У 23,5 % респондентов (4 чел.) выявлен низкий уровень готовности к выбору будущей профессии, у 76,5 % респондентов (13 чел.) - средний уровень готовности к выбору будущей профессии. Респондентов
с высоким уровнем готовности к выбору будущей профессии не выявлено.
tie шегк Hanidi Средний Выишй
VpOBiHb YfBBiHl
Рисунок 1. Показатели уровней готовности старшеклассников экспериментальной группы к выбору профессии (%) Indicators of readiness levels of high school students experimental group to choose a profession (%)
Рисунок 2. Показатели уровней готовности старшеклассников
контрольной группы к выбору профессии (%) Indicators of readiness levels of high school students control group to the choice of profession (0/-
Полученные данные показали, что в экспериментальной группе в результате занятий со старшеклассниками, проведённых в рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения, снизилось количество учащихся не готовых к выбору будущей профессии на 29,4%, увеличилось количество учащихся, имеющих низкий уровень готовности к выбору профессии, на 23,5% и имеющих средний уровень готовности к выбору профессии - на 47,1%. Повышение количества респондентов с низким уровнем готовности к выбору профессии произошло вследствие снижения количества респондентов, не готовых к тому, чтобы сделать самостоятельный профессиональный выбор.
Как видно из рисунка 2, в контрольной группе 17,6 % респондентов (3 чел.) оказались не готовы к выбору будущей профессии. У 35,3 % респондентов (6 чел.) выявлен низкий уровень готовности к выбору будущей профессии, у
47,1 % респондентов (8 чел.) - средний уровень готовности к выбору будущей профессии. Респондентов с высоким уровнем готовности к выбору будущей профессии не выявлено.
При повторной диагностике в данной группе количество респондентов, не готовых к выбору будущей профессии не изменилось и по-прежнему составило 17,6 % (3 чел.). У такого же количества респондентов - 17,6 % (3 чел.), - выявлен низкий уровень готовности к выбору будущей профессии, у 64,8 % респондентов (11 чел.) - средний уровень готовности к выбору будущей профессии. Респондентов с высоким уровнем готовности к выбору будущей профессии не выявлено.
Полученные в контрольной группе результаты изменились незначительно. Количество учащихся, не готовых к выбору будущей профессии, осталось неизменным, количество учащихся, имеющих низкий уровень готовности к выбору профессии, снизилось на 17,7%, имеющих средний уровень готовности к выбору профессии увеличилось - на 17,7%. Данные изменения произошли вследствие самостоятельной деятельности учащихся по поиску необходимой информации для собственного профессионального самоопределения.
С помощью методики С. С. Гриншпун проведена диагностика для выявления мотивов выбора профессии старшеклассниками. Результаты первичной и повторной диагностики по данной методике для экспериментальной группы представлены на рисунке 3. Результаты первичной и повторной диагностики для контрольной группы представлены на рисунке 4.
Рисунок 3. Показатели выявления мотивов выбора профессии старшеклассниками экспериментальной группы (%) Indicators of identifying motives for choosing a profession by high school students of the experimental group
Как видно из рисунка 3, в экспериментальной группе 47,1 % респондентов (8 чел.) выбрали мотив престижа профессии, желание реализовать свои личные устремления и занять положение в обществе. Данный мотив побуждает человека к включению в трудовую деятельность с той или иной степенью активности и эффективности. 35,3 % респондентов (6 чел.) выбрали мотив материального
благополучия, желание зарабатывать большие деньги, получение материальных благ для себя, своей семьи, удовлетворения духовных и материальных потребностей. 17,6 % респондентов (3 чел.) в качестве мотива выбрали творческую работу, приносящую пользу людям, на основе чувства личной ответственности. Данный мотив включает в себя желание помогать людям, осознание необходимости быть полезным обществу, ориентирован на значимость для общества осуществляемой человеком профессиональной деятельности.
Рисунок 4. Показатели выявления мотивов выбора профессии старшеклассниками контрольной группы (%) Indicators of identifying motives for choosing a profession by high school students of the control group
Повторная диагностика в данной группе показала, что мотив престижа профессии выбрали 17,6 % респондентов (3 чел.), мотив материального благополучия выбрали 29,4 % респондентов (5 чел.), творчество в качестве мотива выбрали 53,0 % респондентов (9 чел.).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе в результате занятий со старшеклассниками, проведенных в рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения, выбор мотивов учащимися изменился. Большее количество выборов набрал мотив творческой работы - данный показатель увеличился на 35,4%, а вот мотив престижности профессии ребята пересмотрели и считают не самым верным принципом выбора - данный показатель уменьшился на 29,5%. Выбор мотива материального благополучия изменился незначительно - данный показатель уменьшился на 5,9%.
Как видно из рисунка 4, в контрольной группе мотив престижа профессии выбрали 47,1 % респондентов (8 чел.), мотив материального благополучия выбрали 11,7 % респондентов (2 чел.), творчество в качестве мотива выбрали 41,2 % респондентов (7 чел.).
При повторной диагностике в данной группе мотив престижа профессии выбрали 41,2 % респондентов (7 чел.), мотив материального благополучия - 23,5 % респондентов (4 чел.), творчество в качестве мотива выбрали 35,3 %
респондентов (6 чел.).
В контрольной группе произошли изменения другого характера. Выборы мотивов престижности профессии и творческой работы снизились на 5,9%, мотив материального благополучия увеличился на 11,8%. Данные изменения показали недостаточный уровень осознанности учащихся выборе профессии. Учащиеся поверхностно интересуются содержанием выбираемой профессиональной деятельности и необходимостью профессионального развития, акцентируя внимание, по большей части, на материальном вознаграждении, которое они в большинстве своем не связывают с желанием качественно и эффективно работать для достижения своих целей.
С помощью методики А. Г. Грецова проведена диагностика для определения профессиональных склонностей старшеклассников. Результаты первичной и повторной диагностики по данной методике для экспериментальной группы представлены на рисунке 5. Результаты первичной и повторной диагностики для контрольной группы представлены на рисунке 6.
Рисунок 5. Показатели определения профессиональных склонностей старшеклассников экспериментальной группы (%) Indicators for determining the professional inclinations of high school students of the experimental group
Как видно из рисунка 5, в экспериментальной группе склонность к исполнительскому труду выявлена у 41,2 % респондентов (7 чел.). Исполнительский труд подразумевает четкое следование заданным инструкциям, дисциплинированность действия по правилам, выполнение стереотипных, шаблонных действий. У 29,4 % респондентов (5 чел.) преобладает склонность к творческому труду, предполагающему значительную свободу действий, зачастую в ситуациях неопределенности, отсутствие инструкций, наличие определенного уровня самоорганизации. Склонность к исполнительскому и творческому труду на среднем уровне в равной степени выявлена у 29,4 % респондентов (5 чел.).
Повторная диагностика в данной группе выявила склонность к исполнительскому труду у 29,4 % респондентов (5 чел.), склонность к
творческому труду - у 17,6 % респондентов (3 чел.). У 53,0 % респондентов (9 чел.) выявлена склонность к исполнительскому и творческому труду на среднем уровне в равной степени.
Рисунок 6. Показатели определения профессиональных склонностей старшеклассников контрольной группы (%) Indicators for determining the professional inclinations of high school students of the control group
Полученные данные показали, что в экспериментальной группе в результате занятий со старшеклассниками, проведенных в рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения, на 23,6% увеличилось количество респондентов, у которых склонность к исполнительскому и творческому труду выражена одинаково на среднем уровне. Количество респондентов, имеющих склонность к одному из двух видов труда, одинаково уменьшилось на 11,8%. Данное изменение объясняется тем, что учащиеся стали в большей степени замечать и понимать грани возможного самовыражения и проявления себя в выбираемой профессии. Также это может быть проявлением желания попробовать себя в разных видах труда.
Как видно из рисунка 6, в контрольной группе изменений нет. При первичной и повторной диагностике у равного количества респондентов - 23,5 % (4 чел.) - выявлена склонность к одному из видов труда - исполнительскому или творческому, труду, у 53,0 % респондентов (9 чел.) выявлена склонность к обоим видам труда - исполнительскому и творческому - на среднем уровне в равной степени.
Полученный результат можно объяснить односторонностью и неполнотой информации, необходимой для собственного профессионального самоопределения, а также недостаточным пониманием своих профессиональных интересов и склонностей. В сочетании с преобладающими в данной группе мотивами материального благополучия при выборе профессии может быть проявлением безразличия к выполняемой деятельности. Данный результат наглядно показывает необходимость поддержки и сопровождения процесса
профессионального самоопределения при комплексном участии педагога-психолога, социального педагога, учителей и родителей.
С помощью методики Е. А. Климова проведена диагностика для определения предпочитаемого типа будущей профессии старшеклассниками. Результаты первичной и повторной диагностики по данной методике для экспериментальной группы представлены на рисунке 7. Результаты первичной и повторной диагностики для контрольной группы представлены на рисунке 8.
Рисунок 7. Показатели определения предпочитаемого типа будущей профессии старшеклассниками экспериментальной группы (%)
Indicators of determining the preferred type of future profession by high school students of the experimental group (%)
Рисунок 8. Показатели определения предпочитаемого типа будущей
профессии старшеклассниками контрольной группы (%) Indicators of determining the preferred type of future profession by high school students of the control group (%)
Как видно из рисунка 7, в экспериментальной группе по 5,9 % респондентов (по 1 чел.) отнесли себя к типам «Человек - природа» и типу «Человек - знаковая система». 35,3 % респондентов (6 чел.) выбрали для себя тип «Человек - техника», 29,4 % респондентов (5 чел.) предположили, что относятся к типу «Человек -человек», 23,5 % респондентов (4 чел.) отдали предпочтение типу «Человек -художественный образ».
При повторная диагностике в данной группе по типам «Человек -природа», «Человек - знаковая система» и «Человек - художественный образ» данные не изменились и составили 5,9 % (1 чел.), 5,9 % (1 чел.) и 23,5 % (4 чел.), соответственно. Тип «Человек - техника» выбрали 17,6 % респондентов (3 чел.), тип «Человек - человек» - 47,1 % респондентов (8 чел.).
Полученные данные показали, что в экспериментальной группе в результате занятий со старшеклассниками, проведенных в рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения, в результате проведённых занятий выборы респондентов изменились. Большее число ребят отнесли себя к типу «Человек - человек», что составило 47,1%. Данный показатель увеличился на 17,7%. На столько же уменьшились показатели выбору типа будущей профессии «Человек - техника». В сочетании с преобладающими в данной группе мотивами творческой работы и склонностью к исполнительскому и творческому труду данный выбор может быть обусловлен тем, что в данном типе профессий больше возможностей для творческого самопроявления. Также это говорит о более осознанном выборе профессии респондентами данной группы.
Как видно из рисунка 8, в контрольной группе изменений нет. При первичной и повторной диагностике тип «Человек - природа» не выбрал никто. 29,4 % респондентов (5 чел.) выбрали для себя тип «Человек - техника», 35,3 % респондентов (6 чел.) предположили, что относятся к типу «Человек - человек», 5,9 % респондентов (1 чел.) отнесли себя к типу «Человек - знаковая система», 29,4 % респондентов (5 чел.) 29,4 % респондентов (5 чел.) отдали предпочтение типу «Человек - художественный образ».
Предпочитаемые в данной группе выборы, - на первом месте тип «Человек - человек», на втором - тип «Человек - техника» и «Человек - художественный образ», в сочетании с преобладающими мотивами престижа профессии и творческой работы и проявлением склонности к исполнительскому и творческому труду могут быть проявлениями притязаний респондентов на достижение успеха в выбранных сферах, а также тем, что данных типах профессий больше возможностей для творческого самопроявления.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование
профессиональных предпочтений и уровня готовности старшеклассников к выбору профессии позволило сделать следующие выводы.
1. Для представленных в исследовании категорий испытуемых выявлен уровень готовности к выбору профессии. Преобладающими уровнями для старшеклассников сельской школы являются низкий - 41,2 % и средний - 47,1 %.
2. Преобладающими мотивами профессионального выбора являются мотив престижа профессии - 47,1 % и мотив творческой работы - 53,0 %. Выбор мотивов по категориям испытуемых подвижен, недостаточно осознан и во многом подвержен внешнему влиянию со стороны родителей и сверстников.
3. В обеих группах испытуемых преобладает склонность к исполнительскому и творческому труду одновременно на уровне 53,0 %. Выборы респондентов также подвижны и не вполне осознаны, ситуативно меняются в зависимости от степени информированности о специфике выбираемых процессий.
4. Предпочитаемыми типами будущей профессии являются профессии типа «Человек - человек», «Человек - техника», «Человек - художественный образ». В обеих группах испытуемых выявлен слабый интерес к профессиям, связанным с работой с информацией - 5,9 %, практически отсутствует интерес к профессиям, связанным со спецификой своего микросоциума.
Обсуждение и заключение. Как показывают результаты проведенного исследования, одной из проблем профессионального выбора является недостаточная информированность о профессиях и, в силу этого, отсутствие самостоятельности при необходимости сделать этот выбор. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что, для повышения уровня готовности к выбору профессии и осознанного выбора профессии старшеклассниками необходима организация комплексной работы педагога-психолога, социального педагога и учителей, предполагающая не только получение знаний о мире профессий, но и себе в сочетании с самодиагностикой старшеклассников и развитием профессионально важных для выбираемых профессий качеств, что будет способствовать принятию оптимального решения в жизненном и профессиональном самоопределении.
Решению данных проблем способствует реализация программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами-психологами и социальными педагогами для решения задач профориентации и профессионального самоопределения в условиях любой общеобразовательной школы.
Литература
1. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения М.: Academia, 2004. 301 с.
3. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера, 2006. 120 с.
4. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во МПСИ - Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с. URL: https://
psychlib.ru/mgppu/PMa-2003/PMa-393.htm#$p1 (дата обращения: 05.11.2022).
5. Деркач А. А., Назаров С. А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. 2018. № 1. С. 5 - 8. URL: https://cyberleninka.m/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-suschnost-struktu-ra-soderzhanie/viewer (дата обращения: 11.11.2022).
6. Yildirim, T., Kurbanoglu, S. High School Employability Skills. Journal of the Open Access Library. 2022. Vol. 9. n. 8. P. 1 - 18. URL: https://www.scirp.org/journal/ paperinformation.aspx?paperid=119553 (дата обращения: 08.11.2022).
7. Поваренков, Ю. П., Баранова Н. А. Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 124 - 131. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-osnovnyh-podhodov-k-probleme-soprovozh-deniya-lichnosti-v-otechestvennoy-pedagogike-i-psihologii/viewer (дата обращения 08.11.2022).
8. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 171 - 174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-par-adigm-soprovozhdeniya-i-podderzhki-v-pedagogogicheskoy-teorii-i-praktike/viewer (дата обращения: 08.11.2022).
9. Солодовникова Т. В. Структурно-функциональные особенности педагогического сопровождения учащихся // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 183 - 188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsion-alnye-osobennosti-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 08.11.2022).
10. Хуторянская Т. В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 2. Том 6. https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskie-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starshek-lassnikov/viewer (дата обращения: 09.11.2022).
11. Шалавина Т. И. Особенности педагогической поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 3 (7). С. 100 - 105. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-podderzhki-professionalnogo-sa-moopredeleniya-uchascheysya-molodezhi/viewer (дата обращения: 08.11.2022).
12. Байгуллов Р. Н. Формирование профессиональной направленности старшеклассников сельских школ в процессе довузовской подготовки при аграрных вузах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01., 07.02.2012. Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. Н. И. Ульянова, 2012. 240 с.
13. Голикова, Д. А. Технология индивидуального профессионального плана как способ сопровождения самоопределения современного старшеклассника // Вестник магистратуры. 2022. № 2-2 (125). С. 120 - 123. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/tehnologiya-individualnogo-professionalnogo-plana-kak-spos-
ob-soprovozhdeniya-samoopredeleniya-sovremennogo-starsheklassnika/viewer (дата обращения: 08.11.2022).
14. Кормакова В. Н. Феноменология педагогического сопровождения профессионального сопровождения выпускников общеобразовательных организаций // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 20 (191). Выпуск 23. С. 172 - 182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenome-nologiya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredele-niya-vypusknikov-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy/viewer (дата обращения: 08.11.2022).
15. Lu, D., Wu, C., Huang, O. Teaching for Learning: A Case Study of Entrepreneurial Learning in Taiwan. Creative Education. 2022. Vol. 13. n. 11. P. 3458 - 3473. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=121158 (дата обращения: 12.11.2022).
16. Vlassopoulos, G., Karikas, G. A., Papageorgiou, E., Psaromiligos, G., Gi-annouli, N., Karkalousos, P. Vocational High Schools Apprenticeship Program, in Greece: Application, Recent Facts and Views. Open Journal of Leadership. 2022. Vol. 11. n. 1. P. 92 - 110. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?pa-perid=116359 (дата обращения: 11.11.2022).
17. Yeboah-Appiagey, K., Darkwa, B. F., Osei-Tutu, J. Preparing Students for Job Market Skills: Teacher and Student Perceptions of the Effectiveness of a High School Business Management Curriculum. Journal of the Open Access Libraryю 2022. Vol. 9. n. 6. P. 1 - 18. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation. aspx?paperid=118284 (дата обращения: 05.11.2022).
18. Tsoli, K., Babalis, T. Innovation, Entrepreneurial Skills and Ethics: The Impact of a Pilot Program on Students in European Union Aged 13 - 15. Psychology. 2021. Vol. 12. n. 9. P. 1364 - 1378. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinforma-tion.aspx?paperid=111899 (дата обращения: 07.11.2022).
19. Батищева Е. В., Комарова Т. М., Артюхова М. А. Инновационная модель Центра профессионального обучения старшеклассников сельской школы // Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом: векторы развития. Ульяновск: Зебра, 2021. С.242 - 255. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45839396 (дата обращения: 10.11.2022).
20. Гребнева Д. М., Кокшарова Е. А., Мащенко М. В. Мобильная школа 3D-моделирования как средство профориентации учащихся сельских школ // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С.121 - 125. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=44027574 (дата обращения: 06.11.2022).
21. Салимов Г. С. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке учащихся сельских школ к выбору профессии: на материалах Республики Таджикистан: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.01., 21.11.2013. Душанбе : Таджикский государственный педагогический университет, 2013. 162 с.
22. Таньков, Н. Н. Формирование профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения в общеобразовательной
сельской школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01., 29.12.2010. Пенза : Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 2010. 233 с.
References
1. Zeer, E. F., Rudej, O. A. Psihologiya professional'nogo samooperedeleniya v rannej yunosti [Psychology of professional self-determination in early youth] Moscow, MPSI Publ.,; Voronezh, MODEK Publ., 2008. 256 p.
2. Klimov, E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination] Moscow, Academia Publ., 2004. 301 p.
3. Pavlova, T. L. Proforientaciya starsheklassnikov: diagnostika i razvitie pro-fessional'noj zrelosti [Vocational guidance for high school students: diagnostics and development of professional maturity] Moscow, Sfera Publ., 2006. 120 p.
4. Pryazhnikov, N. S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of activation of professional and personal self-determination] Moscow, MPSI Publ. - Voronezh, MODEK Publ., 2003. 400 p. Available at: https://psychlib.ru/mgppu/PMa-2003/PMa-393.htm#$p1 (accessed 05.11.2022).
5. Derkach, A. A., Nazarov, S. A. Professional'noe samoopredelenie: sushch-nost', struktura, soderzhanie [Professional self-determination: essence, structure, content] Akmeologiya. 2018, no. 1, pp. 5 - 8. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-suschnost-struktura-soderzhanie/view-er (accessed 11.11.2022)
6. Yildirim, T., Kurbanoglu, S. High School Employability Skills. Journal of the Open Access Library. 2022, vol. 9, no. 8, pp 1 - 18. Available at: https://www.sdrp. org/journal/paperinformation.aspx?paperid=119553 (accessed 08.11.2022)
7. Povarenkov, YU. P., Baranova, N. A. Klassifikaciya osnovnyh podhodov k probleme soprovozhdeniya lichnosti v otechestvennoj pedagogike i psihologii [Classification of the main approaches to the problem of personality support in domestic pedagogy and psychology] YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016, no. 4, pp. 124 - 131. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-os-novnyh-podhodov-k-probleme-soprovozhdeniya-lichnosti-v-otechestvennoy-peda-gogike-i-psihologii/viewer (accessed 08.11.2022)
8. Ponomareva, L. I. Sootnoshenie paradigm soprovozhdeniya i podderzhki v pedagogicheskoj teorii i praktike [Correlation of support and support paradigms in pedagogical theory and practice] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014, no. 10, pp. 171 - 174. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnosh-enie-paradigm-soprovozhdeniya-i-podderzhki-v-pedagogogicheskoy-teorii-i-prak-tike/viewer (accessed 08.11.2022)
9. Solodovnikova, T. V. Strukturno-funkcional'nye osobennosti pedagogich-eskogo soprovozhdeniya uchashchihsya [Structural and functional features of pedagogical support for students] Vestnik CHuvashskogo universiteta. 2013, no. 4, pp. 183 - 188. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsional-nye-osobennosti-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-uchaschihsya/viewer (accessed
08.11.2022)
10. Hutoryanskaya, T. V. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Psychological features of professional self-determination of high school students] Internet-zhurnal «Mir nauki». 2018. № 2. Tom 6. https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html (In Russ.) Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-star-sheklassnikov/viewer (accessed 09.11.2022)
11. Shalavina, T. I. Osobennosti pedagogicheskoj podderzhki professional'nogo samoopredeleniya uchashchejsya molodezhi [Features of pedagogical support of professional self-determination of student youth] Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2012, no. 3 (7), pp. 100 - 105. (In Russ.) Available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-podderzhki-professionalnogo-samoo-predeleniya-uchascheysya-molodezhi/viewer (accessed 08.11.2022)
12. Bajgullov, R. N. Formirovanie professional'noj napravlennosti starsheklassnikov sel'skih shkol v processe dovuzovskoj podgotovki pri agrarnyh vuzah. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the professional orientation of high school students in rural schools in the process of pre-university training at agricultural universities. Cand. ped. sci. diss.] Ul'yanovsk, 2012. 240 p.
13. Golikova, D. A. Tekhnologiya individual'nogo professional'nogo plana kak sposob soprovozhdeniya samoopredeleniya sovremennogo starsheklassnika [The technology of an individual professional plan as a way to support the self-determination of a modern high school student] Vestnik magistratury. 2022, no. 2-2 (125), pp. 120 - 123. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-indi-vidualnogo-professionalnogo-plana-kak-sposob-soprovozhdeniya-samoopredeleni-ya-sovremennogo-starsheklassnika/viewer (accessed 08.11.2022)
14. Kormakova, V. N. Fenomenologiya pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo soprovozhdeniya vypusknikov obshcheobrazovatel'nyh [Phenomenology of pedagogical support of professional support of graduates of educational institutions] Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki. 2014, no. 20 (191), vol. 23, pp. 172 - 182. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologi-ya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-vy-pusknikov-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy/viewer (accessed 08.11.2022)
15. Lu, D., Wu, C., Huang, O. Teaching for Learning: A Case Study of Entrepreneurial Learning in Taiwan. Creative Education. 2022, vol. 13, no. 11, pp. 3458 - 3473. Available at: https://www.scirp.org/joumal/paperinformation.aspx?paperid=121158 (accessed 12.11.2022)
16. Vlassopoulos, G., Karikas, G. A., Papageorgiou, E., Psaromiligos, G., Gi-annouli, N., Karkalousos, P. Vocational High Schools Apprenticeship Program, in Greece: Application, Recent Facts and Views. Open Journal of Leadership. 2022, vol. 11, no. 1, pp. 92 - 110. Available at: https://www.scirp.org/journal/paperinformation. aspx?paperid=116359 (accessed 11.11.2022)
17. Yeboah-Appiagey, K., Darkwa, B. F., Osei-Tutu, J. Preparing Students for Job Market Skills: Teacher and Student Perceptions of the Effectiveness of a High
School Business Management Curriculum. Journal of the Open Access Libraryю 2022, vol. 9, no. 6, pp. 1 - 18. Available at: https://www.scirp.org/journal/paperinformation. aspx?paperid=118284 (accessed 05.11.2022)
18. Tsoli, K., Babalis, T. Innovation, Entrepreneurial Skills and Ethics: The Impact of a Pilot Program on Students in European Union Aged 13 - 15. Psychology. 2021. Vol. 12. n. 9. P. 1364 - 1378. Available at: https://www.scirp.org/journal/paper-information.aspx?paperid=111899 (accessed 07.11.2022)
19. Batishcheva, E. V., Komarova, T. M., Artyuhova, M. A. Innovacionnaya model' Centra professional'nogo obucheniya starsheklassnikov sel'skoj shkoly [An innovative model of the Vocational Training Center for High School Students in a Rural School] Doshkol'noe i shkol'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: vektory razvi-tiya [Preschool and school education in Russia and abroad: vectors of development] Ul'yanovsk, Zebra Publ., 2021, pp. 242 - 255. (In Russ.) Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=45839396 (accessed 10.11.2022)
20. Grebneva, D. M., Koksharova, E. A., Mashchenko, M. V. Mobil'naya shko-la 3D-modelirovaniya kak sredstvo proforientacii uchashchihsya sel'skih shkol [3D modeling as a means of career guidance for students in rural schools] Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies] 2020, no. 9, pp. 121 - 125. (In Russ.) Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44027574 (accessed 06.11.2022)
21. Salimov, G. S. Vzaimodejstvie shkoly, sem'i i obshchestvennosti v podg-otovke uchashchihsya sel'skih shkol k vyboru professii: na materialah Respubliki Tadzhikistan. Diss. kand. psihol. nauk [Interaction of schools, families and the public in preparing students of rural schools for the choice of a profession: based on the materials of the Republic of Tajikistan. Cand. psy. sci. diss.] Dushanbe, 2013. 162 p.
22. Tan'kov, N. N. Formirovanie professional'noj napravlennosti starsheklassnikov v processe profil'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noj sel'skoj shkole. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the professional orientation of high school students in the process of profile education in a general education rural school. Cand. ped. sci. diss.] Penza, 2010. 233 p.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЮ В ГИБРИДНОМ (СМЕШАННОМ) ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ
Григорьева Ирина Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-133-139