Несовпадение ожиданий до брака с нынешним положением дел приводит к снижению оценки своего супруга.
В оценках личностных характеристик своих брачных партнеров лица с разной удовлетворенностью браком также различны. Супруги, которые до-вольны своими семейными отношениями, высоко оценивают своего партне-ра, эмоциональный фон их оценок положителен. Для лиц, не удовлетворенных браком, характерны более амбивалентные эмоциональные переживания относительно своего партнера, их оценки личностных качеств более низкие, чем в предыдущей подвыборке, что свидетельствует о разочаровании, упо-минавшемся ранее.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что су-ществуют различия в представлении о брачном партнере у супругов с низ-ким и высоким уровнем удовлетворенности браком. Представления о брач-ном партнере лиц с высоким уровнем удовлетворенности браком отличаются согласованностью семейных ценностей в пределах пары, внутренней согла-сованностью и непротиворечием, а также совпадением ролевых ожиданий и притязаний в пределах пары. У супругов с низкой удовлетворенностью бра-ком представления о брачном партнере противоречивы и не согласованы как в пределах пары, так и каждого индивида в частности. Это проявляется в не-совпадении роле-
вых притязаний и ожиданий в основных сферах семейной жизни, в противоречии межу представления об идеальном и реальном парт-нере, в доминировании негативного эмоционального фона. В свою очередь, представления о брачном партнере являются одним из факторов, опреде-леяющих удовлетворенность браком, так как в них аккумулируются как ожидания от партера и отношений с ним, так и оценка отношений с ним, спо-собность критично воспринимать себя и другого и готовность изменять и развивать свои отношения.
Список литературы:
1. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб: Речь, 2004. - 244 с.
2. Гостев А.А. Образная сфера человека. - М., 1992.
3. Жолудева С.В. Особенности психологической готовности к браку в период взрослости. Теория, практика, методы. - LAP LAMBERT Aca-demic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 160 с.
4. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический под-ход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - № 3. - 1995.
ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Джабраилова Зухра Ералыевна
аспирант кафедры «педагогика и психология» ЧГУ г. Грозный
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается проблема нетерпимого отношения в современном мире к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли.
ABSTRACT
The article deals with the problem of intolerance in the modern world people of different nationality, a different belief, a particular social group that behavior or way of thinking.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, современное общество.
Key words: tolerance, intolerance, the modern world.
Толерантность (от лат. Ю1егапйа - терпимость) - равно-достойное отношение личности, выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.) [1].
Толерантное поведение - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии.
Интолерантность (от лат. шЮ1егапйа - непереносимость, нетерпимость) как социальный и культурный феномен - сложное и неоднородное явление. И если основным компонентом понятия «толерантность» является активная нравственная позиция личности и готовность человека к сотрудничеству с людьми иных культур, взглядов, убеждений, то основой интолерантности является позиция личности и
готовность к неприятию, нетерпимости людей иных культур, взглядов, убеждений.
Интолерантное поведение характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Есть только два сорта людей-плохие и хорошие. При этом акцент делается на различиях между «своими» и «чужими».
Следствием этого могут стать призывы к агрессивным, насильственным действиям против других, «не наших». В основе интолерантности лежит неприятие «другого» за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни.
Основными формами проявления интолерантности являются: оскорбления, предрассудки, насмешки, выражения пренебрежения, негативные стереотипы, предубеждения,
которые основывающиеся на отрицательных чертах и качествах, также расизм, национализм, фашизм; осквернение религиозных и культурных памятников, изгнание, религиозное преследование и т.д.
Процессы глобализации и реформирования российского общества, сопровождающиеся социальной напряженностью и противоречивыми явлениями, приводят к актуализации проблемы толерантности, имеющей глубокие корни, связанные с историческим прошлым.
Проблема толерантности всегда являлась очень важной для социума. Структура, жизнестойкость, развитие общности (общества) зависят от многих факторов, в том числе и от меры толерантности.
В двадцатом веке в социологических исследованиях все отчетливее прослеживались апокалипсические мотивы. Так, Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» предрекал гибель западной цивилизации, а Макс Вебер размышлял о мировой тенденции рационализации социальных действий и связанной с этим опасности. Как отмечает Кравченко С.А., предвидения Вебера о возможности «иррациональной рациональности» вскоре подтвердились на практике: все основные характеристики подобной рациональной организации продемонстрировал Холокост-это невиданная никогда машина массового уничтожения людей, строгий контроль с помощью нечеловеческой технологии и т.п. [2].
Идеи «заката цивилизации» высказывались и такими великими мыслителями, как Сорокин П.А., Ильин И.А., Й. Хейзинга и другими. С.Л. Франк утверждал, что человечество вступило в эпоху разрушительных войн и значительных внутренних потрясений.
Тенденции разрушения культуры, общества нарастают и в 21 веке. В этих условиях вопросы стабильности общества на основе общечеловеческих ценностей обостряются. Вследствие этого, актуальность общечеловеческих идеалов - таких, как справедливость, свобода, толерантность и так далее -возрастает на порядок, так как именно эти идеалы как раз способны приостановить «сползание» человечества в трясину глубоких потрясений.
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграцию внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами - современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях.
Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.
В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.
Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями.
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.
Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.
Решение этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно. Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего населения для преодоления складывающихся негативных тенденций. Сегодня, когда требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей [7].
Глобализация мировых процессов ставит перед цивилизацией угрожающий вопрос: быть или не быть человечеству? Глобальные проблемы явно показывают, что народы зависимы друг от друга при решении этих задач. Необходимо изменить, переориентировать мировоззренческие установки с эгоистических, агрессивных на дружеские, толерантные. Все сложности и затруднения в современном мире коренятся как раз в недостатках самого человека и человечества [6].
Поэтому толерантное общество - основа для решения глобальных проблем. Отсутствие этой основы привело в 19 веке к гибели 35 миллионов человек, а в 20 веке - от 110 до 140 миллиона человек. А сегодня, когда человечество имеет ядерный потенциал, актуальность проблемы меры толе-рантности-интолерантности, является архиважной.
Важно на современном этапе создать безопасное жизненное пространство через формирование толерантных установок среди подрастающего поколения. Ведь, молодежь является носителем будущего и поэтому для создания толерантного мира важно учитывать ценностные ориентации молодежи [3, 4, 5].
Толерантность - один из основных компонентов в системе ценностей в жизни общества и человека. Но во взаимоотношениях человека и общества существуют разные подходы: антагонистический, когда общество и человек как бы противопоставлены друг другу, и другая концепция, концепция тождества человека и общества. В этом подходе человек и социум две разные единицы, а одно начало - двойственное тождество, на что указывал русский мыслитель Соловьев
В.С., говоря, что общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое или сосредоточенное общество [7,с.286].
Придерживаясь второй концепции, можно сделать несколько допущений, и одно из них - следующее: ценности и действия человека и общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому посредством толерантности можно регулировать конкретную меру социальной напряженности в обществе.
Итак, в современном обществе толерантное сознание должно стать целенаправленно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. В нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Валитова Р.Р. Толерантность: пророк или добродетель?// Вестник Московского университета. Сер.7. Филосо-фия,1996.
2. Кравченко С.А. Социология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 512 с. - С.149-150
3. Масаева З.В. Формирование этнической толерантности в молодежной среде постконфликтного региона /Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. -2011 №3-1 С.81-82.
4. Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона. / Дис. канд. психол. наук/Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.
5. Масаева З.В. Психологические особенности личностной безопасности педагогов в образовательной сфере постконфликтного региона /Российский психологический журнал.- 2010. Т.7. №3. С.55-60.
6. Нальгиева Х.Л. «Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике». 2004г.
7. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова Л.Д. Учимся толерантности //На пути к толерантности. -М.,2000.
8. http://nabiraem.ru/blogs/culture/15721/. Нравственные проблемы современного общества России.