11. Сайко Э.В. Время человека как время социального движения в пространственно-временном континууме Всеобщего бытия // Мир психологии. -М., 2011. - № 3 (67). - С. 3-15.
12. Тимофеева М.К. Измеримое время и воспринимаемое время // Вестник НГУ Серия: Психология. - 2008. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 45-64.
13. Фресс П. Пиаже Ж., Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1978. - № 6. - С. 88-130.
14. Цуканов Б.И. Время в психике человека. - Одесса: Изд-во Астро-Принт, 2000. - 218 с.
15. Элькин Д.Г. Восприятие времени. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -312 с.
16. Block R., Hancoc P.A. The Psychology of Time: A View Backward and Forward [Электронный ресурс] // American Journal of Psychology. - 2012. -№ 125 (3). - P. 267-274. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publi-cation/230809358_The_Psychology_of_Time_A_View_Backward_and_Forward.
17. Grondin, S. Methods for studying psychological time // In S. Grondin (Ed.) // Psychology of time. - Bingley, UK: Emerald Group Publishing, 2008. -P. 51-74.
18. Zakay D, Block R.A. Prospective and retrospective duration judgments: an executive-control perspective [Электронный ресурс] // Acta neurobiologiae experimentalis. - 2004. - № 64 (3). - P. 319-328. - Режим доступа: www.ncbi. nlm.nih.gov/pubmed/15283475.
ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© Сабирова З.М.1
Чеченский государственный университет, г. Грозный
Данная стать посвящена изучению толерантности современных условиях образовательной среды. Где образовательная среда является важнейшим источником развития личности. Рассмотрены понятие «толерантности», в контексте современной образовательной среды.
Ключевые слова толерантность, образовательное среда, личность.
1 Аспирант.
Понимание толерантности в современных условиях образовательной среды связано с рассмотрением и изучением образование как сферы социальной жизни, среда - является тем специфическим феноменом, а толерантность является важной основой толерантной образовательной системы. По мнению С.Д. Деряба, образовательная среда - это «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [5].
В рамках отечественной психологической науки особое место отводится среде как источнику развития личности. В соответствии со взглядами Л.С. Выготского [12],человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами. Таким образом, одно из ведущих мест отводится семье, образовательному учреждению и т.д. В данном случае рассмотрим изучение толерантности в современных условиях образовательной среды.
Возникает закономерный вопрос, что означает само понятие «толерантность» и каково его содержание в контексте образования? Теоретико-методологический анализ, проведенный Т.Н. Петуховой показал, что само понятие, используемое в разных областях знаний и его содержание имеют разные аспекты и могут рассматриваться с разных позиций, причем все имеют актуальное значение: толерантность как нравственная ценность (Д.В. Зиновьев); определение толерантности как права «на сохранение своих особых этнических черт» (Й. Подгорецкий); понимание толерантности как нормы взаимоотношений между людьми (А.Г. Асмолов, В.К. Малькова). Рассматривая в контексте образования понятие толерантность включает все рассматриваемые аспекты и наиболее точным является определение Г.У Солдатовой (2003) «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [8].Формирование толерантности - процесс длительный и сложный, который идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Решающее значение отводится образовательной среде, которая представляет собой систему деловых и межличностных взаимоотношений, выступающую условием и критерием развития человека в интеллектуальной, социальной и личностной сфере. Проектирование образовательной среды
школы является одной из определяющих факторов развития ученика. Выделим три составляющие образовательной среды.
Во-первых, среда обучения может быть представлена как единство двух социально-психологических факторов:
- психологического климата школы;
- показателей солидарности педагогов в практической реализации сущности образования.
Во-вторых, образовательная среда может быть представлена через выполняемые ею функции и культурные их истоки. Главным будут считаться методическое обеспечение развития учащихся и организация их полноценного взаимодействия с социальным миром.
В-третьих, образовательная среда является интегральной результирующей и выступает критерием развития человека в интеллектуальной, социально-профессиональной и личностной сферах [6].
По мнению Г.У Солдатовой, суть толерантности формируется на основе признания единства и многообразия человечества. Сфера образования является той областью, где формируются принципы взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества, а значит и толерантности. Необходимо разработать единую модель формирования толерантного сознания у подрастающего поколения с учетом отличительных черт и специфики каждой возрастной группы [3].Если рассмотреть толерантность как принцип, мы должны ориентироваться на то, что толерантность должна стать главной идеей, руководящей установкой в организации образовательного процесса [7]. Формирование толерантности как педагогическая проблема предусматривает целенаправленно обоснованное построение педагогического процесса, выбор содержания, дидактических средств и методов обучения, организацию вне-учебной и внешкольной деятельности учащихся, что, в свою очередь, должно опираться на четкие представления о принципах формирования толерантности [4].
Поэтому толерантность надо рассматривать как одну из характеристик, в значительной мере влияющих на развитие социального климата, межличностные отношения, политику внутри образовательного учреждения и системы образования в целом. Толерантность жизненно необходима для развития современного человека и его воспитания. В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: первый связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, второй - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. В воспитании как процессе взаимодействия, реализующем субъект-субъектные отно-
шения, толерантность представляет собой пересечение (взаимосвязь) терпения (как пассивной позицией человека) и терпимости (как активной жизненной позиции) [1]. В настоящее время появились научные исследования, посвященные философским аспектам проблемы толерантности (В.А. Бал-ханов, Р.Р. Валитова, Б.В. Емельянов, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, С.В. Скворцов, М.Б. Хомяков и др.). В них дается систематизированный обзор теоретических разработок данного понятия. Вместе с тем в современной научной литературе процесс толкования толерантности находится в стадии становления. «Толерантность» интерпретируется в самых разных контекстах, не исключая вариативности смыслов. Задача феноменологии - раскрытие смысла предмета, представленного разными мнениями, словами и оценками. Раскрывая сущность толерантности, в данной статье используем метод феноменологического анализа [9].
Существует и психолого-педагогический подход к изучению толерантности, в котором определяются и обсуждаются психолого-педагогические условия, способствующие формированию толерантной личности и толерантных отношений между личностями. В последнем случае в сферу внимания исследователей попадают социально-психологические условия и аспекты формирования толерантного сознания и соответствующего ему социального поведения (Э.Ф. Алиева, Н.А. Асташова, А.М. Байбаков, Г.В. Без-юлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова, В.В. Богданова, Б.З. Вульфов, Н.В. Вешкурцева, Б.С. Гершунский, Ю.П. Ивкова, О.С. Ионина, Н.В. Казно-ва, Е.Ю. Клепцова, Н.Ю. Кудзиева, В. Новичков, М. Поташник, Е.В. Пугачева, Н.О. Симаченко, П.В. Степанов, А.Н. Третьякова, Н.В. Черепанова и др.) [2]. Проблема толерантности, в широком смысле слова, имеет сложный системно--структурный характер и поэтому рассматривается как в философ-ско-социологических, так и в психолого-педагогических теориях, в которых раскрываются различные аспекты проблемы толерантности: социологический (М.С. Мацковский, В.С. Трохтий, К. Роджерс, Л.Б. Шнейдер, Б.З. Вульфов, М. Конш), виды (Р. Нельсон-Джоунс, Л.М. Митина, А.А. Реан, Я.Л. Коломенский), формы (Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец), уровни (М.С. Мацковский), границы (И.Ю. Кулагина, Т.П. Скрипкина, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Б.З. Вульфов, Л.А. Степашко). Некоторые ученые полагают, что толерантность является показателем про-фессионализма (С.Л. Брат-ченко, Л.М. Митина, А.П. Цуканова, М.К.,Тушинская, Б.З. Вульфов, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский). Многие современные психологи склонны считать толерантность общекультурным образованием (М.К. Тушинская, М.Б. Хомяков, Г.П. Чистякова, В.В. Кочетков, Л.М. Дробижева, Б.З. Вуль-
фов, М. Мириманова, Л.А. Степашко, К. Касьянова). Некоторые ученые предлагают рассматривать толерантность в динамике реализации и ее развития (Р. Нельсон-Джоунс, Б.С. Гершунский, А.У Хараш, Б.З. Вульфов, Т.П. Скрипкина). Обосновывая толерантность как личностное образование, А.П. Цуканова, П.В. Степанов, Е.Б. Шестопал, Г.У Солдатова, М.С. Мац-ковский, С.Л. Братченко, Л.М. Митина, В.С. Трохтий, Т.П. Скрипкина, М. Мириманова, Б.С. Гершунский, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Кулагина, А.Г. Асмолов, Б. Филимонов, Б.З. Вульфов и другие считают толерантность показателем уровня развития личности в целом; ценностно-смысловым образованием (Л.И. Рюмшина и др.) [10]. В современных условиях основной целью гуманитарного образования становится укрепление гуманистического аспекта образования в направлении создания культурного мира, обстановки терпимости, взаимопонимания и сотрудничества[7]. Для того чтобы реализовать поставленную цель, гуманитарное образование должно опираться на систему ценностей, которая, согласно Н.С. Розову, включает в себя: ответственность за общезначимые ценности, свободное ценностное самоопределение, компетентность, личную самоактуализацию. Одним из требований современного образования, в том числе и гуманитарного является компетентностный подход, который включает в себя следующие компоненты:
- понимание ситуации, адекватная постановка и выполнение целей и задач в данной ситуации (проблемно-практический аспект);
- адекватное осмысление ситуации в общем культурном контексте (смысловой аспект);
- способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения личностных и общезначимых ценностей (ценностный аспект).
Если личность компетентна во всех трех аспектах, то она обладает «общекультурной компетентностью». На формирование именно такой компетентности направлено гуманитарное образование, предназначенное для формирования толерантности и культуры личности [11].
Исходя из вышесказанного можно сказать что толерантность в контексте образования включает все рассматриваемые аспекты, в разных областях науки. Рассмотрены значение образовательной среды, проектирование, составляющие образовательной среды, а также нами были рассмотрены проблему толерантности в широком смысле имеющий сложный системно-структурный характер которых раскрываются разные проблемы толерантности, с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей.
Список литературы:
1. Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 69-73.
2. Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 64-66.
3. Жукова Т.И. Толерантность - человеческая добродетель // Профессионал. - 2008. - № 2. - С. 28-29.
4. Кагермазова Л.Ц., Малатов А.Х., Масаева З.В. Межкультурная коммуникация как смыслотехника формирования толерантного сознания студентов вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: матер. 4-й Всерос. науч.-практ. конф. (заочной) с международным участием. - Тольятти, 2016. - С. 334-338.
5. Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Абакумова И.В. Социально-психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза (на примере КБГУ) / под ред. Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева // Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний: коллективная монография. - Самара, 2016. - С. 82-93.
6. Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Генердукаева З.Ш. Формирование гражданской идентичности в студенческой среде // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - № 52-3. - С. 320-328.
7. Крутелева Л.Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - С. 90-92.
8. Маркова Н.Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 10. - С. 51-54.
9. Масаева З.В. Кагермазова Л.Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. - Пермь, 2016. - С. 117-118.
10. Масаева З.В. Мой край родной: учебная программа. - Махачкала: АЛЕФ (ИП ОВЧИННИКОВ М.А.), 2014.
11. Масаева З.В. Формирование этнической толерантности в молодежной среде постконфликтного региона.// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - Тверь, 2011. - № 3-1. - С. 81-82.
12. Масаева З.В., Газиева М.З. Формирование межэтнической толерантности в условиях вузовской подготовки студентов // Миротворческое обра-
зование как фактор социализации личности в поликультурном обществе: сб. матер. конф. - Грозный, 2014. - С. 98-103.
13. Масаева З.В., Джабраилова З.Е. Формирование толерантности как создание комплексной безопасности в образовательном пространстве // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. -Пермь, 2016. - С. 114-115.
14. Масаева З.В., Матиева П.М. Интерес к ценностным ориентациям молодежи Северного Кавказа // Сб. ст. 5 Ежегодн. итоговой конф. профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. - Грозный, 2016. - С. 171-175.
15. Масаева З.В., Эхаева Р.М., Ажиев М.В. Методические рекомендации по гармонизации межнациональных отношений в дошкольных образовательных учреждениях Чеченской Республики. - Махачкала: АЛЕФ, 2016. -80 с.
16. Сердюкова Е.Ф., Масаева З.В. Формирование основ этнической толерантности в образовании (семинар-тренинг для школьных психологов, учителей и школьников). - Махачкала: Типография АЛЕФ, 2011. - 60 с.
17. Староверова О.П. Формирование толерантного поведения у современной молодежи: методич. пособие / О.П. Староверова. - Екатеринбург: [б. и.], 2004.
18. Тюляева Т.И. Молодежь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 10. - С. 63-67.
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ У ДЕВУШЕК ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ИЗ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
© Чирикина Е.С.1
Гимназия № 1532, г. Москва
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей отношения к себе у девушек периода ранней взрослости из разведенных родительских семей. В исследовании принимало участие 75 девушек в возрасте от 21 до 23 лет. Из них 45 девушек из разведенных родительских семей, и 30 девушек из полных родительских
1 Воспитатель, магистр психологии.