Используем при этом такие задания, как подбор синонимов к слову с выделением доминанты, поиск антонимов, омонимов, фразеологизмов. Пополняет словарный запас и работа с заимствованной лексикой.
К сожалению, речь современных студентов (и не только юридических специальностей) изобилует просторечной и жаргонной лексикой. Поэтому считаем важным усилить контроль за стилистической грамотностью. Жаргонные слова не красят речь юриста. Особую опасность представляет преступный жаргон, который сохранился, окреп и вышел за пределы социальной сферы общения. Жаргон, являясь определенным социальным фактором, имеет не только внешнюю сторону выражения (язык, словарь), но и внутреннюю, выражаемую, т.е. несет в себе определенный заряд психологии и мировоззрения уголовного мира - всех этих «паханов» и «шпаны», «штырей», «сявок», «шестерок», «опущенных», «приблатненных» и т.д. Использование жаргона юристом - это признак его профессиональной деформации, отрицательного влияния мира преступ-
ности. Жаргонные слова надо знать, но ими не следует пользоваться даже в общении с обвиняемыми. Эти слова унижают юриста, создают у процессуального противника ложные представления о нем.
На занятиях курсанты работают с текстами разных стилей, составляют диалоги, которые тут же обсуждаются или разыгрываются. Например, «Представьте себе, что вы оказались в незнакомом городе. Вам нужно узнать, какие достопримечательности есть в городе, можно ли их увидеть. Составьте и запишите диалог в соответствии с задачей, обозначенной в ситуации». Или такое задание: «Запишите приветствия к друзьям, к знакомым вам людям, официальным лицам. Укажите стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску этих текстов».
Так в процессе занятий у будущих сотрудников ОВД вырабатывается потребность читать, вырабатываются навыки работы со справочной литературой, со словарями, формируются умения последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения в устной и письменной речи.
ЗНАЧЕНИЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ КАК БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ю.Н. КУХАРЕВ,
адъюнкт (Санкт-Петербургский университет МВД России)
В процессе вузовской профессиональной подготовки формирование профессиональной направленности курсантов имеет важное значение в ряду задач развития профессиональных личностных и субъектных качеств. Результаты подготовки слушателей во многом зависят от особенностей личности и общеобразовательного уровня обучаемых. Большое значение имеют качественный отбор кандидатов для направления на учебу и вопросы ранней профориентации молодежи. Как показано в психолого-педагогических исследованиях, важнейшей задачей профессиональной подготовки является перестраивание самосознания обучающегося с позиции ученика на позицию работника, специалиста. Такая
перестройка заключается в изменении отношения к себе как представителю определенной профессиональной общности; самооценки собственной пригодности, уровня развития профессионально ценных качеств, умение адекватно оценить свои возможности как субъекта деятельности; отношение к коллегам по профессиональному взаимодействию; представление о собственном будущем, связанное с определенной профессиональной деятельностью [1; 2; 3; 4; 5]. Самым тесным образом эта задача связана с формированием профессиональной направленности будущего специалиста.
Анализ научно-методической литературы показывает, что профессиональная направленность является основным фактором,
определяющим профессиональное становление личности [1; 2; 6].
Опираясь на различные определения, мы понимаем под профессиональной направленностью систему отношений личности специалиста, в которой системообразующим является отношение к профессии. Профессиональная направленность проявляется в устойчивой ориентации на избранную профессию, приоритетных профессиональных ценностях, жизненных планах и устремлениях к самореализации и самосовершенствованию в ней. Личностная характеристика (отношение к профессии, ее значимость) тесно взаимосвязана с субъектной сферой профессионального самоопределения - мотивами выбора профессии и учебного заведения, мотивами обучения, целями жизнедеятельности. В связи с этим профессиональную направленность исследователи определяют как личностную и субъектную характеристику будущего специалиста. Одна определяет ценности и отношение к деятельности, другая - цели и мотивы деятельности.
Профессиональная направленность начинает формироваться в период самоопределения, затем выбора и освоения профессии. При этом организация и содержание профессиональной подготовки, мотивация преподавателя и методы обучения в значительной мере влияют на формирование направленности обучающихся. В свою очередь уровень сформированности профессионального самосознания и направленности определяют мотивацию и успешность процесса профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях вуза, значительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Высокая значимость профессиональной направленности как личностной и субъектной характеристики будущего специалиста требует, чтобы ее формированию уделялось постоянное внимание в процессе освоения всех учебных дисциплин в вузе. В полной мере это положение относится к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов. Особую роль в процессе профессионального обучения будущих сотрудников органов внутренних дел играет тактико-специальная подготовка.
Тактико-специальная подготовка входит в структуру компонента общепрофессиональных учебных дисциплин и является обязательной в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
МВД России. Содержание дисциплин данного блока основывается на требованиях государственного образовательного стандарта по специальности 030505.65 «Правоохранительная деятельность» и 030501.65 - «Юриспруденция». Структурно дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных разделов: топографическая подготовка сотрудников ОВД; действия сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; тактическая подготовка сотрудников ОВД; деятельность органов внутренних дел в особых условиях [8; 9].
Значение тактико-специальной подготовки для формирования профессиональной направленности будущих сотрудников органов внутренних дел заключается в том, что она в большой степени позволяет раскрыть особенности служебной деятельности сотрудников. Важно, что освоение дисциплин данного блока основано на формировании практических умений и навыков курсантов, поэтому каждый из них имеет возможность соотнести собственные способности и предпочтения с содержанием будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, тактико-специальная подготовка тесно связана с другими дисциплинами, которые изучаются в образовательных учреждениях МВД России. Полученные ранее знания соотносятся с условиями их применения в особых условиях и специальных операциях. Это оперативно-розыскная деятельность, административное право и административная деятельность ОВД в условиях особых административно-правовых режимов; криминалистика, специальная техника по вопросам проведения следственных действий; уголовное право; огневая и физическая подготовка по вопросам применения специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности; психология по вопросам обеспечения переговорного процесса с правонарушителями и морально-психологического обеспечения группировки сил и средств, привлекаемой к проведению специальной операции.
Таким образом, тактико-специальная подготовка может рассматриваться как комплексная подготовка, позволяющая освоить не только необходимые знания, сформировать умения, развить практические способности специалиста, но и дает возможность оценивать собственные личностные и субъектные предпочтения и возможности.
Достижения современной практической
психологии свидетельствуют о том, что сфера отношений может быть изменена при целенаправленной работе, направленной на осознание ситуации и переключение оценочных суждений с негативных на позитивные. Для этого, в частности, требуется позитивная направленность и убежденность самих преподавателей.
Ориентация обучающихся на результативные (материальное обеспечение, социальный статус, признание, первенство) и процессуальные (соответствие интересам, склонностям, способностям, динамическим характеристикам) ценности была выявлена в работах М.И. Иванюка и Н.Ф. Гейжан. Там же показана возможность обогащения ценнос-тно-ориентационной сферы обучающихся в процессе целенаправленной работы.
Особенно продуктивный материал с этой точки зрения дает рассмотрение ценностных основ и мотивации действий сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при освоении тактических приемов действий, подготовки к деятельности органов внутренних дел в
особых условиях. Содержание любой темы при освоении курса позволяет рассмотреть не только реальные действия сотрудника ОВД, но и ради чего они осуществляются и какие мотивы активизируют его действия, повышают их эффективность.
Предметы курса тактико-специальной подготовки обладают значительным обучающим и воспитательным потенциалом, освоение которого позволяет формировать профессиональную направленность курсантов как сотрудников ОВД. Эффективность этой работы повышается, если: формирующая работа организована на системной основе с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД в конкретных условиях; содержание и методы педагогической деятельности преподавателей и руководства курса будут скоординированы с учетом структуры профессиональной направленности будущего специалиста; педагогические технологии учитывают особенности становления профессиональной направленности курсантов на разных этапах освоения профессии.
Литература
Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теоретические основы и практика организации: монография. - СПб.: СПбУ МВД России, 2005. 218 с.
Гейжан Н.Ф. Формирование мотивации профессиональной деятельности у курсантов вузов МВД России // Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, и перспективы: материалы межведомственной научно-практической конференции. - СПб., 2000.
Гейжан Н.Ф., Мусин Я.Н., Тарасов М.М. Формирование у курсантов вузов направленности на практическую деятельность во внутренних войсках: учебное пособие. - СПб.: СПбВИ ВВ МВД РФ, 1998. 46 с.
Иванова И.И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. 173 с.
Иванюк М.И., Гейжан Н.Ф. О значении соотношения интереса и способностей для профориентации школьников // Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи. - Ташкент, 1981. С. 41-44.
Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности (на материале студентов-психологов): дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2005. 216 с.
Некрасов АА. Жизнь без кризисов. Кризис открывает ваши возможности. - М.: АСТ, 2009. 255 с.
СологубЮ.И. Педагогические условия тактико-специальной подготовки курсантов в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2006. 182 с.
Тактико-специальная подготовка: рабочая учебная программа для курсантов очного отделения специальности: 030501.65 - Юриспруденция, 030505.65 - Правоохранительная деятельность. - Белгород, 2008.