Научная статья на тему 'Значение субъективного фактора в развитии агрессивного поведения подростков'

Значение субъективного фактора в развитии агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / FAMILY EDUCATION / SUBJECTIVE ATTITUDE OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смык Юлия Викторовна

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков. Показана опосредующая и прогностическая роль фактора субъективного отношения подростков к родительским наказаниям в развитии агрессивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of the subjective factor in the development of aggressive behavior of adolescents

The article deals with the problem of aggressive behavior in adolescents. The intermediate and the predictive role of the subjective factor of adolescents’ attitude to parental punishment in the development of aggressive behavior in adolescents.

Текст научной работы на тему «Значение субъективного фактора в развитии агрессивного поведения подростков»

Sectoin 7. Psychology

хотелось бы отметить необходимость внедрения принятых мер зависит не только успешность прово-

современных методов работы с осужденными, углу- димого реформирования уголовно-исправительной

бленное изучение личности осужденного. Ведь от системы, но и благополучие нашего государства.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: № 1772-р».

2. Антонян Е. А. Психология исправительного воздействия на осужденных в местах лишения свобо-ды/Е. А. Антонян//Юридическая психология. - 2006. - № 1.

3. Афанасьев В. Г. Ценностная структура человеческой личности/В. Г. Афанасьев//Проблемы исследования систем и структур: материалы конференции. - Москва, - 1965. - с. 178.

4. Бехтерев Ю. Ю. Изучение личности заключенного: история, задачи, методика и техника/Ю. Ю. Бехтерев. -Москва: Изд-во НКВД РСФСР, - 1928. - с. 17-18

5. Дмитриев Ю. А. Пенитенциарная психология/Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, - 2007. - с. 94

6. Кравченко А. И. Краткий социологический словарь [Электронный ресурс]/Альберт Иванович Кравченко. - Учебное издание.: Изд-во Проспект, - 2009. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_ soc/kachestvo-socialnoe-6348.html.

Smyk Julia Victorovna, East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk assistant professor of educational psychology and personality development, Ph. D. E-mail: smyk.75@mail.ru

Value of the subjective factor in the development of aggressive behavior of adolescents

Abstract: The article deals with the problem of aggressive behavior in adolescents. The intermediate and the predictive role of the subjective factor of adolescents’ attitude to parental punishment in the development of aggressive behavior in adolescents.

Keywords: the aggressive behavior, family education, subjective attitude of adolescents.

Смык Юлия Викторовна,

«Восточно-Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск, доцент кафедры психологии образования и развития личности,

кандидат психологических наук E-mail: smyk.75@mail.ru

Значение субъективного фактора в развитии агрессивного поведения подростков

Аннотация: В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков. Показана опосредующая и прогностическая роль фактора субъективного отношения подростков к родительским наказаниям в развитии агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: агрессивное поведение, семейное воспитание, субъективное внутреннее отношение подростков.

Проблема агрессивного поведения личности преступности, проявления негативных сторон раз-не теряет своей актуальности в условиях современно- вивающейся личности (цинизма, жестокости, враж-

го российского общества. Возрастание подростковой дебности, агрессивности) привлекают внимание

192

Секция 7. Психология

исследователей и с неизбежностью приводят к изучению причин, механизмов и путей коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте — периоде, наиболее чувствительном к действиям взрослых, когда формируются основы сознательного поведения, нравственные представления, социальные и ценностные установки развивающейся личности.

В психологической науке накоплено большое количество сведений относительно факторов, провоцирующих агрессивное поведение. Ведущими в его возникновении называются внешние стимулы, эмоциональные и когнитивные компоненты личности, социальные условия. Многие психологи указывают на необходимость поиска первопричины агрессивных проявлений ребенка в наиболее близкой ему сфере человеческой жизни, в его ближайшем окружении, семье, без обращения к политическим, экономическим и социальным процессам в обществе.

Безусловно, внутрисемейные отношения и собственно процесс семейного воспитания являются определяющими для развития личности факторами, закрепляющими проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте. К изучению семьи, семейного воспитания и их роли в развитии агрессивного поведения ученые подходят с разных позиций, фиксируя внимание на различных семейных составляющих. Так, М. Раттер говорил, что учащение агрессивных реакций подростков является свидетельством негативного изменения семейных отношений, на фоне которых учащается использование наказаний [1, 143]. Отечественные психологи Смирнова Е. О. и Быкова М. В. в своих исследованиях отмечают изменение структуры родительского отношения в процессе взросления ребенка, снижение доли личностного начала и доминирование предметного отношения родителей. Итогом подобных изменений является возрастание уровня требований, оценочной позиции родителей, ужесточение стратегии их поведения в отношениях с взрослеющим ребенком [2, 13-14]. Горьковая И. А. в качестве ведущего в формировании агрессивного поведения фактора рассматривает непоследовательность воспитательных воздействий родителей, что выражается в чередовании психологического принятия и эмоционального отвержения подростка [3, 61].

В целом, стоит отметить, что в большинстве исследований семейного воспитания его изучение и определение однополярно, осуществляется с учетом только одной стороны — родителей, и описывается в виде их воспитательных действий (воздействий) по отношению к ребенку. При таком подходе

ребенок как бы исключается из воспитательного процесса и всей семейной среды. Данная проблема поднималась Д. И. Фельдштейном, подчеркивающим, что «реально, фактически взрослые относятся к ребенку как объекту, на который направлены их воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку» [4, 526]. Однако сам ребенок есть неотъемлемая часть семейной среды и активный участник воспитательного процесса. Он также как и родители формирует, изменяет, дополняет и развивает внутрисемейные взаимоотношения, а значит, является соучастником собственного развития.

С этой точки зрения нам ближе развиваемый сегодня психологической наукой субъектный подход. В рамках этого подхода при определении и изучении семейной воспитательной среды подчеркивается особая взаимосвязанность позиций родителей и ребенка. Не только родители влияют на подростка, но и сам подросток влияет на родителей и, тем самым, создает условия для своего собственного развития. Как отмечал А. В. Брушлинский, «... По мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т. д.)» [5, 71].

В связи с этим, для понимания роли семьи в развитии ребенка важно понять субъективное внутреннее отношение ребенка к отдельным аспектам его взаимоотношений с родителями. И в первую очередь понять отношение к воспитательным воздействиям, так как чаще всего через различные формы воспитания родители пытаются оказывать влияние на ребенка, изменять его личность и поведение.

Нами было проведено исследование подростков с разным уровнем агрессивности, направленное на выявление у них преобладающего субъективного отношения к воспитательным воздействиям со стороны родителей. Исследование показало, что подростки по-разному интерпретируют родительские воздействия. Так, наказания со стороны отца большинством подростков воспринимаются как проявление дисциплинарных требований (хотя в некоторых случаях как жестокость), а любые наказания со стороны матери — как следствие непонимания ею своего ребенка. Такие формы воздействий как принуждение и материальные наказания также оцениваются подростками как результат родительского непонимания, а вот запретительные действия и физические наказания воспринимаются как проявления мести со стороны

193

Sectoin 7. Psychology

родителей. Таким образом, отдельные родительские действия неодинаково переживаются подростками, а значит, оказывают разное влияние на развивающуюся личность, вызывая часто непонятные взрослым ответные реакции в поведении подростков. Ведь на одно и то же поведение родителей ребенок может реагировать разными способами, с учетом своего понимания (интерпретации) ситуации.

Результаты исследования позволяют прийти выводу, что преобладающее у подростков субъективное, внутреннее отношение к родительским воспитательным действиям, в частности, отношение к наказаниям, изменяется с уровнем агрессивности подростков. Для высокоагрессивных подростков характерно преобладание отрицательного отношения к воспитательной практике родителей: наказания рассматриваются ими как жестокость (17,1 %), проявление родительской силы (9,8 %) и мести (7,3 %). Подобная негативная оценка высокоагрессивным подростком воспитательных действий родителей принимает тотальный характер, распространяясь как на отдельные воспитательные приемы, так и на родительское отношение в целом. Вследствие этого, даже отдельные позитивные, ненасильственные действия взрослых в отношениях с подростком не достигают желаемых результатов. Подросток, привыкший к обвинительной, директивной тактике родителей будет демонстрировать невосприимчивость к их ситуативным положительным воздействиям, в результате чего становятся возможными вспышки агрессивных подростковых реакций и, как следствие, возвращение родителей к прежним жестоким формам воспитания.

У подростков с низким уровнем агрессивности на фоне негативной интерпретации родительских наказаний (жестокость — 14,3 %, сила — 9,5 %, месть — 4,8 %) наблюдается положительное оценивание жестких наказывающих действий родителей. Используемые родителями подавляющие, запретительно-принудительные формы воспитания подростки с низким уровнем агрессивности интерпретируют как проявления родительской любви (21,4 %). Тогда как этот показатель у высокоагрессивных подростков был в значении 7,3 %. Можно предположить, что подобный характер внутреннего, субъективного отношения подростков с низким уровнем агрессивности является следствием демонстрируемого ими высокого уровня социальной желательности и невозможности (нежелания) противостоять родителям. Отрицая социально неодобряемую и потенциально тревожную информацию о жестокости родителей,

подросток выстраивает барьер психологической защиты, поддерживая в своих представлениях иллюзию социального благополучия. В той связи, внутренние, субъективные отношения подростков к родительской воспитательной практике можно рассматривать как защитные механизмы, сформировавшиеся в условиях жестких воспитательных форм и помогающие подросткам с разным уровнем агрессивности адаптироваться к воспитательным действиям родителей.

Характер внутреннего субъективного отношения подростков к воспитательному процессу в семье играет ведущую роль в развитии и поддержании агрессивного поведения в подростковом возрасте. Известно, что жестокость родительского воздействия оказывает разрушающее влияние на личность подростка, поддерживая ее агрессивность. В наших исследованиях получены доказательства того, что влияние жестокости родительского воздействия на агрессивное поведение подростков опосредуется фактором внутреннего отношения подростков к семейному воспитательному процессу.

Формируясь в условиях семейной среды под влиянием внутрисемейных взаимодействий родителя и ребенка, складывающееся внутреннее субъективное отношение ребенка в дальнейшем начинает опосредовать (усиливать или ослаблять) негативные воздействия на развивающуюся личность родительской воспитательной практики. Благоприятный фон внутрисемейных отношений, низкая конфликтность семейных взаимодействий родителей с ребенком поддерживает позитивные представления ребенка о семье и задает оправдательный характер оценки родительских действий. В этом случае отдельные даже крайне жесткие формы родительского воспитания будут восприниматься ребенком более позитивно. Такой позитивный контекст субъективного отношения способен снижать агрессивные проявления в подростковом возрасте.

И наоборот, конфликтность в отношениях ребенка с родителями стимулирует негативный взгляд подростка на процесс семейного воспитания, в том числе и на отдельные позитивные воспитательные действия родителей. Сформированное негативное отношение подростка к воспитательной родительской практике увеличивает подростковые агрессивные тенденции.

Также можно утверждать, что такой субъективный фактор как отношение подростка к родительскому воспитанию является прогностическим, позволяя объяснить существующие в обществе воспитательные традиции, преемственность в поколениях жестких

194

Секция 7. Психология

форм воспитательного воздействия. Для подростка с позитивным отношением к наказывающим воздействиям перенос наказывающего родительского опыта в собственную семью будет являться достаточно осознанным, и осуществляться из самых благих намерений по отношению к своему ребенку, т. к. будет существовать уверенность, что ребенок должен интерпретировать подобные воздействия таким же позитивным образом, как проявления родительской любви. В группе подростков, интерпретирующих родительские наказания как проявление любви, выражено стремление подростков в будущем наказывать собственных детей.

Подросток с негативным отношением к жестким родительским действиям не желает использовать подобные приемы в воспитании собственных детей (более 45 % таких подростков не хотели бы наказывать своих детей). Однако отсутствие другого воспитательного опыта приведет к неизбежному его обращению к насильственным формам воспитания.

Таким образом, понимание психологом внутреннего, субъективного отношения подростка к семейной воспитательной практике позволяет

прогнозировать поведение подростка в своей будущей семье, характер воспитания им собственных детей, что важно для проведения своевременных коррекционных мероприятий по предупреждению жестокости и насилия в семье и обществе.

Рассматриваемый субъективный фактор является значимой составляющей семейного воспитательного процесса и играет важную роль в развитии личности подростка. Характер внутреннего субъективного отношения подростков к семейной воспитательной практике является той промежуточной субъективной переменной, которая корректирует влияние жестких форм воспитания на проявления агрессивности в подростковом возрасте и закрепляет цикличность насилия и жестокости в обществе. Поэтому в профилактической или коррекционной работе психолога по предупреждению насилия в семье, работе с последствиями пережитого насилия, работе с агрессивными проявлениями подростка, работе с семьей необходимым является развитие семейных представлений ребенка и родителей, поддержание позитивного их отношения друг к другу.

Список литературы:

1. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, - 1999.

2. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Во-просы психологии. - 2000. - № 3. - с. 3-14.

3. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков//Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 2. - с. 57-64.

4. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Флинта, - 1999.

5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН, - 1994.

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.