Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ ДЛЯ АПК РФ И РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ ДЛЯ АПК РФ И РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ / ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ / МЕХАНИЗМЫ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / ЛИЗИНГ / КОМПЕНСАЦИЯ / ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозовая Оксана Владимировна, Барсукова Надежда Васильевна, Ванюшина Оксана Ивановна

В статье рассматриваются современные взаимосвязанные проблемы АПК, связанные с тракторостроением и общим обеспечением сельскохозяйственной техникой предприятий АПК в РФ и Рязанской области. При нарастающем выбытии морально и физически устаревшей техники из машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий, в данном и следующих годах может возникнуть острая проблема в плане обеспеченности и условий предоставления конкретных видов техники, главным образом, тракторов, отдельных видов комбайнов, сушильного оборудования, различных комплектующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лозовая Оксана Владимировна, Барсукова Надежда Васильевна, Ванюшина Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF MODERN TRACTOR CONSTRUCTION PROBLEMS FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE RYAZAN REGION

The article discusses the modern interrelated problems of the agro-industrial complex related to tractor construction and general provision of agricultural machinery to agricultural enterprises in the Russian Federation and the Ryazan region. With the increasing retirement of morally and physically obsolete equipment from the machine and tractor fleet of agricultural enterprises, in this and the following years, an acute problem may arise in terms of security and conditions for the provision of specific types of equipment, mainly tractors, certain types of combines, drying equipment, various components.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ ДЛЯ АПК РФ И РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

14. Современная коммутационная аппаратура как один из способов достижения надежности/ Мясоедова М.А., Васюков И.С.// В сборнике: Молодежная наука - гарант инновационного развития АПК. материалы X Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 362-365.

Korovin Maxim A., student (e-mail: korovinm52@gmail.com) Sazonov Evgeny Vladimirovich, Master's student (e-mail: evgenij.sazonov.2000@mail.ru)

Grashkov Sergey Alexandrovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (e-mail: rigii46@mail.ru)

Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov

RATIONAL ORGANIZATION, OPERATION AND MAINTENANCE OF

ELECTRICAL EQUIPMENT IN AGRICULTURE

Annotation. This article discusses the issue of rational organization of operation and maintenance of electrical equipment in an agricultural enterprise.

Keywords: electric machines, rational organization, agricultural enterprise, operation, crop production.

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ ДЛЯ АПК РФ И РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Лозовая Оксана Владимировна, к.э.н., доцент

(e-mail: oksana.lozovaya.2012@mail.ru) Барсукова Надежда Васильевна, к.э.н., доцент (e-mail: hopeb2014@list.ru) Ванюшина Оксана Ивановна, старший преподаватель (e-mail: riazan.oks@yandex.ru) Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, г.Рязань, Россия

В статье рассматриваются современные взаимосвязанные проблемы АПК, связанные с тракторостроением и общим обеспечением сельскохозяйственной техникой предприятий АПК в РФ и Рязанской области. При нарастающем выбытии морально и физически устаревшей техники из машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий, в данном и следующих годах может возникнуть острая проблема в плане обеспеченности и условий предоставления конкретных видов техники, главным образом, тракторов, отдельных видов комбайнов, сушильного оборудования, различных комплектующих.

Ключевые слова: тракторостроение, тракторные заводы, механизмы льготного кредитования, лизинг, компенсация, внутреннее производство, программы.

Одной из важнейших отраслей машиностроительного комплекса России выступает тракторостроение, служащее для производства и обеспечения АПК и других отраслей, такими видами продукции, как тракторы, моторы,

силовые агрегаты, узлы, детали и запчасти для соответствующих видов техники. Основная часть тракторных заводов в России сформировалась в виде универсальных, охватывающих полный комплекс вспомогательных, заготовительных, основных и ремонтных производственных мощностей. Крупные предприятия, развивающие тракторостроение имеют такие подотрасли, как литейное, кузнечное, прессово-сварочное, механосборочное, ремонтное, энергетическое, термическое, гальваническое, окрасочное и другие направления, формирующие производственную структуру [1, с. 150].

Выпуск унифицированных моделей тракторов в 1960-е годы предоставил возможность осуществить переход к созданию отдельных специализированных предприятий по выпуску агрегатов, узлов и деталей: заводы гидроагрегатов, моторные заводы, заводы топливной аппаратуры, шестерен, тракторных трансмиссий, поршней и др.

Расположение тракторных заводов было обусловлено потреблением и в меньшей степени наличием сырья для их производства. Первоначально заводы по производству данного вида техники возникли в крупных центрах зернопроизводства и поблизости с источниками сырья в Челябинске, Волгограде. В целом тракторное машиностроение ориентируется на специфику хозяйственной деятельности регионов, поэтому в России выпускаются такие виды тракторов, как: сельскохозяйственные - в Липецке, Челябинске, Волгограде, Рубцовске, Таганроге, Владимире; промышленные -в Санкт-Петербурге, Чебоксарах; трелёвочные - в Петрозаводске; картофелеуборочные - в Рязани; льноуборочные - в Тверской области.

Тракторостроение начало развиваться в СССР с 1923 года, в данный период было налажено производство тракторов заводом «Красный Путило-вец». После планомерного развития в конце десятилетия прошлого века отрасль была подвержена значительным кризисным тенденциям, которые привели к тому, что последние годы отечественное тракторостроение не покрывает возрастающий спрос, отчасти не выдерживает высокий уровень конкуренции, тем самым, усиливая значение импорта в решении данного вопроса. Несмотря на это, в России сформировались такие объединения, как: «Новое содружество», Концерн «Тракторные заводы», «Петербургский тракторный завод». Крупнейшие производители тракторов выполняют значительную функцию для развития многих видов деятельности: не только сельского и лесного хозяйства, но и промышленности. Введение санкций и прекращение прямых поставок в РФ европейской и американской сельхозтехники на отечественном рынке ожидается дефицит и дальнейшее повышение цен на технику, которая, в принципе, является самым дорогостоящим элементом производства [2, с. 228].

По официальным данным мониторинга ФГБНУ ВНАЦ ВИМ, производство сельскохозяйственных тракторов в России уменьшилось со 135,9 тыс. штук в 1990 году до 5,8 тыс. в 2019-м, то есть в 23,4 раза. Также по оценкам различных министерств и ведомств, в настоящее время дефицит трак-

торов в отечественном парке техники составляет более 220 тыс. колёсных и более 290 тыс. гусеничных машин. На практике, по мнению руководителей, в первую очередь не хватает тракторов с универсально пропашной рамой, мощностью от 130 до 300 л.с. «Минский тракторный завод» ранее изготавливал такие машины, однако сейчас их производство сократилось из-за иностранных комплектующих, замещение которых осуществляется недостаточными темпами. Общеизвестным является тот факт, что нашей стране ежегодно требуется 10-15 тыс. тракторов и пока отечественные производители не способны обеспечить производство вышеуказанного количества техники [4, с. 308].

В сегменте энергонасыщенных тракторов российские производители на внутреннем рынке занимают лидирующие позиции. В сегменте тракторов малой и средней мощности большая доля поставок приходится на Белоруссию. В данной ситуации, когда время и стоимость остаются ключевыми факторами, напрашивается вывод о смене технологий [3, с. 58] , требующих отсутствующего в стране производства трансмиссий, дифференциалов и гидрораспределительных систем. Фокусирование стратегии и вектор соответствующего производства может быть направлен на развитие генераторов, рекуператоров и электрических двигателей. Производственные мощности для их выпуска имеются на многих предприятиях, свидетельствуют эксперты, в частности, на «Челябинском заводе электрооборудования» и «Курганском приборостроительном заводе». Если процесс разработки разделить на независимые модули между предприятиями, можно снизить расходы на НИОКР и сократить период, включая создание образца, до двух лет.

В начале февраля 2023 года представители Рязанских СМИ обратили внимание на отчетные данные в выступлении министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Дмитрия Филиппова. Так, министр сообщил, что по итогам 2022 года объем производства сельскохозяйственной продукции вырос на 16%, что вдвое превышает среднероссийский показатель. Государственная поддержка предприятий АПК превысила 3,5 млрд. рублей. В 2022 году собран рекордный урожай зерновых и масличных культур, хотя по нагрузке на технику в Рязанской области [5, с. 1] ситуация хуже, чем в среднем по России - 224 гектара на трактор. В общем выводе можно заметить, что по причине дефицита техники в поле остались неубранными подсолнечник и сахарная свекла, также не хватает мощностей для просушки культур и их хранения.

Если изучить данные Росстата, то можно также констатировать, что обеспеченность тракторами продолжает снижаться. По состоянию на 2021 года за последние 10 лет сокращение составило 40,7%. В 2021 году на 1 трактор приходилось 363 га пашни против 258 га - в 2012 году. Для сравнения, в Белоруссии на 1 тыс. га пашни приходится 9 тракторов, в Казахстане — 6, в США и Германии — 25 и 60 тракторов соответственно. В

2021 году на балансе организаций было - 198,3 тыс. тракторов, тогда как в 2012-м году их насчитывалось - 276,2.

Прослеживается общая по стране динамика, что выбытие техники растет большими темпами, чем ее обновление. Для решения данной проблемы можно констатировать, что правительство РФ предоставляет механизмы льготного кредитования и лизинг. Необходимо также учесть региональную меру поддержки [6, с. 43], на ее основе Рязанское правительство выделяет средства из бюджета на 20-процентную компенсацию аграриям купленной техники. За три года из областного бюджета на данную меру израсходовано - 249 миллионов рублей. В 2023 году, с учетом роста цен на технику, необходимо около 300 миллионов, а предусмотрено только 137. Тем не менее, Российская агропромышленная лизинговая компания АО «Росагролизинг» подвела итоги 2022 года в исследуемом вопросе: по объёмам поставок Рязанская область заняла первое место, обогнав Краснодарский край и Татарстан. В регион передана с учетом лизинга - 1091 единица техники, в том числе около 300 единиц техники стоимостью более 2,5 млрд рублей получили рязанские сельхозпредприятия и фермеры, а почти 800 единиц техники направлено на укомплектование МТК - машинно-технологической компании ООО «СТА», созданной в Рязанской области. МТК образована для оказания помощи сельхозтоваропроизводителям в уборке урожая, весенне-полевых работах, уходе за посевами, вводу в оборот ранее неиспользуемых земель. Как отмечает АО «Росагролизинг», самой популярной техникой в 2022 году стали комбайны «Полесье» (завод «Брянсксельмаш»), тракторы «Кировец» (Петербургский тракторный завод) и автомобили «Камаз» (объединение «Камаз»). Эффективные партнёрские отношения с компанией «Росагролизинг» Правительством Рязанской области выстроены на долгосрочной основе, ежегодно значительная доля техники поступает в регион по программам «Росагролизинга», обеспечивая ослабление нестабильности бизнеса и постепенное преодоление кризиса [7, с. 34].

Приобретение сельскохозяйственной техники сопряжено с такими наблюдениями и рекомендациями.

1. Даже с учетом рентабельности дилера цена зачастую бывает ниже или равна стоимости техники с завода. При этом организация-дилер территориально ближе к клиенту, возлагает на себя обязанности по доставке, предпродажной подготовке, гарантийному обслуживанию, обеспечении запасными частями и расходными материалами. Кроме того, дилер в большей степени клиентоориентирован, мобилен, оперативно решает текущие вопросы с документацией, учитывает индивидуальные потребности клиента.

2. Выбор и покупку техники необходимо осуществлять за некоторое время (2-4 месяца) до начала сезона в «межсезонье», учитывать возможности раннего бронирования. Как правило, производители поднимают цены в начале сезона или календарного года. Чаще всего в начале сезо-

на необходимой техники или комплектации может не быть в наличии, отдельным важным моментом считается срок доставки заказанной техники.

3. Дополнительной возможностью может послужить договор с дилером об увеличенном сроке поставки в межсезонье за дополнительную скидку, так посредник сможет сформировать большой объем закупки на заводе, тем самым получит лучшие условия по цене от производителя и сможет предоставить планируемую скидку.

4. Один из эффективных методов экономии для покупателей - договориться со своими коллегами по цеху, которые планируют приобретать технику и вместе заказать все необходимое у одного поставщика [8, с. 212]. Во-первых, получается экономия на доставке, во-вторых, вся техника приедет в одно время и можно также сэкономить на аренде крана.

5. Выгодным направлением в приобретении техники является участие по программе обновления и субсидирования (5% кредит в государственных банках). Очень многие аграрии уже воспользовались этой программой и высоко оценили данную поддержку. То есть, следует запросить информацию у дилера о возможностях приобретения желаемой техники по этой программе.

По итогу, необходимо поставить в известность о планируемом приобретении конкретной техники 2-3 дилеров, что бы потом подобрать оптимальные условия и цены. Представляя данную информацию, реализуется помощь дилеру в формировании собственного плана закупок техники.

По отчетным сведениям министерств и ведомств, в январе-августе 2022 года рынок тракторов для сельского хозяйства в Российской Федерации составил 21 564 ед., что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данный рост обусловлен увеличением отгрузок российских производителей и ростом поставок из дружественных стран [9, с. 145].

Прогнозируется, что в ближайшие 2-3 года внутреннее производство сельскохозяйственных тракторов вырастет за счёт увеличения объёма производства существующего модельного ряда и выпуска новых моделей. К примеру, в 2023 году планируется запуск нового завода Ростсельмаш в Ростове-на-Дону, где планируется выпускать тракторы с мощностью двигателя от 170 л.с. до 600 л.с.

Другой вариант развития событий заключается в наращивании импорта из дружественных стран: Китая, Индии и Турции. Однако, такая техника не совсем отвечает российским требованиям и существенно уступает американским и европейским машинам, к которым российские аграрии уже успели привыкнуть. Причина в том, что турецкие и китайские тракторы не соответствуют необходимым российским аграриям мощностям, именно поэтому востребованы слабо. Наши дилеры, обращаются к китайской стороне с предложением доработать технику, увеличить объём гидробака, установить автоматическую коробку передач, но это вопрос долгосрочной перспективы [10, с. 297].

При сравнении с аналогичными белорусскими и европейскими машинами китайские тракторы имеют в среднем по 50-60 отклонений от принятых требований по каждой машине, и прежде всего это касается рабочих скоростей, тягового усилия, производительности и комплектности гидравлической системы, мощности навесного устройства. Если предъявлять одинаковые агротехнические требования, то китайские тракторы мощностью 230-250 л.с. оказываются, в лучшем случае, аналогами привычных нам моделей, но имеющих 130-180 л.с. Если технику делать за 1-2 года, без испытаний, без доработки, то она такая и будет [11, с. 72]. Тем не менее, он считает, что китайские производители сработают гораздо быстрее российской промышленности, и именно от них следует ожидать изменения ситуации.

Таким образом, поступающие на отечественный рынок тракторы китайского производства вполне соответствуют заявленной в паспорте мощности, другое дело, что недостаточный вес машин не позволяет им работать с тяжёлой прицепной техникой. Эксперты сомневаются, что китайские заводы, для которых весь российский рынок составляет доли процента, будут всерьёз рассматривать необходимость кастомизации свой техники. Поэтому вопросы, как и в какой перспективе в нашей стране будут замещены тракторы определённых классов, остаётся открытыми [12, с. 95].

Подводя итоги в вопросах целесообразности содержания МТП на предприятии, необходимо заметить, что большинство современных организаций АПК можно отнести к представителям малого или среднего бизнеса. Исследуемые предприятия в краткосрочной перспективе не могут полноценно позволить себе покупку необходимой техники. В данном направлении имеет смысл рассмотрение такого опыта, как более активное формирование зерноуборочных отрядов, МТС, МТЦ в Рязанской области с учетом всех видов государственной и муниципальной поддержки [13, с. 45], для того, чтобы производители и компании, имеющие необходимую сельскохозяйственную технику, на договорной основе решали взаимовыгодным образом текущие и функциональные вопросы ее использования на период посевных, уборочных и других мероприятий.

Список литературы

1. Инновационное развитие отраслей АПК на основе технико-технологической модернизации. Методические положения / Папцов А.Г., Санду И.С., Нечаев В.И., Полунин Г. А., Семенова Е.И., Рыженкова Н.Е., Чепик Д. А., Кирова И.В., Харебава А.Р., Ко-зерод Ю.М., Мурая Л.И., Аржанцев С.А., Писарева Л.В., Бондаренко Т.Г., Воробьева Н.В., Гусева А.А., Демишкевич Г.М., Боташева Л.Х., Семина Л.А., Михайлушкин П.В. и др. - М.:ООО «Научный консультант», 2021. -200 с.

2. Лозовая, О.В. Экономические проблемы сельского хозяйства Российской Федерации и пути их решения / О.В. Лозовая, Н.В. Барсукова, О.И. Ванюшина //Сб.: Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. - Благовещенск, 2021. - С. 228-234.

3. Барсукова, Н.В. Инновация как путь повышения экономической эффективности производственного потенциала / Н.В. Барсукова, О.В. Лозовая, О.И. Ванюшина // Сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 6-й

Всероссийской национальной научно-практической конференции. - Курск, 2021. - С. 58-62.

4. Мартынушкин, А.Б. Актуализация стратегического управления производством в АПК / А.Б. Мартынушкин, О.В. Лозовая, Н.В. Барсукова, О.И. Ванюшина // Сб.: Новые концептуальные подходы к решению глобальной проблемы обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2021. - С. 308-312. 5. Lozovaya O.V. CURRENT FORMS OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES WHEN DIGITAL TRANSFORMATION OF RYAZAN REGION / O.V. Lozovaya, A.B. Martynushkin, I.V. Fedoskina, N.V. Barsukova, O.I. Vanyushina, M.V. Polyakov // В сборнике: Digital Technologies in Agriculture of the Russian Fédération and the World Community. - Stavopol.- 2022. - С. 020022.

6. Королева, Е.И. Понятие, цели и задачи кадровой политики предприятий АПК в условиях современного кризиса / Е. И. Королева, О. В. Лозовая // Сб.: Актуальные вопросы современной аграрной экономики: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - Рязань, 2020. - С. 43-49.

7. Лозовая, О.В. Антикризисное управление депрессивными территориями/ О.В. Лозовая, Н.Г. Ускова // Управление экономическими системами. - № 2 (10). - 2015. - С. 3436.

8. Лозовая, О.В. Возможности применения кластерного подхода к процессу кадрового обеспечения АПК в Рязанской области /О.В. Лозовая //Сб.: Научное сопровождение инновационного развития агропромышленного комплекса: теория, практика, перспективы. Издательство учебной литературы и учебно-методических пособий ФГБОУ ВПО РГАТУ; г. Рязань, 2014 . - С. 212-215.

9. Лозовая, О.В. Инновационное развитие среды организаций в условиях международной мобильности / О.В. Лозовая, Н.В. Барсукова, О.И. Ванюшина // Сб.: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 11-й Международной научно-практической конференции.- Курск: Юго-западный государственный университет, 2021. - С.145-150

10. Барсукова, Н.В., Лозовая, О.В., Ванюшина, О.И. Роль стратегии в перспективном развитии компании / Н.В. Барсукова, О.В. Лозовая, О.И. Ванюшина // Сб.: Научно-технологические приоритеты в развитии агропромышленного комплекса России. Материалы 73-й Международной научно-практической конференции..- Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А. Костычева, 2022.-С. 297-302.

11. Дедова, Е.С. Направления цифровизации экономики Рязанской области / Е.С. Дедова, О.И. Ванюшина, Н.В. Барсукова // Сб.: Цифровая экономика: перспективы развития и совершенствования. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020.- С. 72-75.

12. Дедова, Е.С. Последствия коронавируса COVID-19 для экономики России и пути их преодолевания / Е.С. Дедова, Ванюшина О.И. // Сб.: Юность и знания - гарантия успеха -2020. Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции: в 3 томах. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 95-99.

13. Лозовая, О.В. Организационно-экономические основы совершенствования хозяйственной деятельности предприятий АПК: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.В. Лозовая. - Рязань, 2005. - 186 с.

Lozovaya Oksana Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor (e-mail: oksana.lozovaya.2012@mail.ru)

Barsukova Nadezhda Vasilyevna, Candidate of Economics, Associate Professor

(e-mail: hopeb2014@list.ru)

Oksana Ivanovna Vanyushina, senior lecturer

(e-mail: riazan.oks@yandex.ru)

Ryazan State Agrotechnological

University named after P.A. Kostychev, Ryazan, Russia

THE SIGNIFICANCE OF MODERN TRACTOR CONSTRUCTION PROBLEMS FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE RYAZAN REGION

Abstract.The article discusses the modern interrelated problems of the agro-industrial complex related to tractor construction and general provision of agricultural machinery to agricultural enterprises in the Russian Federation and the Ryazan region. With the increasing retirement of morally and physically obsolete equipment from the machine and tractor fleet of agricultural enterprises, in this and the following years, an acute problem may arise in terms of security and conditions for the provision of specific types of equipment, mainly tractors, certain types of combines, drying equipment, various components.

Keywords: tractor construction, tractor plants, preferential lending mechanisms, leasing, compensation, domestic production, programs.

ВЛИЯНИЕ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ НА ПРОЧНОСТЬ СЦЕПЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООСАЖДЕННЫХ ПОКРЫТИЙ Серебровский Владимир Исаевич, д.т.н., профессор (e-mail: svi.doc@yandex.ru) Серникова Ольга Сергеевна, аспирант (e-mail: olga.sernikova@mail.ru) Кончин Владимир Алексеевич, аспирант (e-mail: konchin98@mail.ru) Курская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматривается влияние подготовки покрытия к нанесению электролитического покрытия. Даны рекомендации производству по восстановлению и упрочнению деталей сельскохозяйственной техники элек-троосажденными бинарными покрытиями на основе железа.

Ключевые слова: электроосаждение, плотность тока, восстановление, упрочнение

Нанесение электроосажденных покрытий на крупногабаритные детали представляет особую трудность в связи со сложностью подготовки материалов основы. Известные способы анодной обработки не обеспечивают получение достаточной прочности сцепления [1,2].

В настоящей статье приведены результаты исследований по оптимизации состава электролита травления на базе сернокислого железа и фосфорной кислоты и режимов анодной обработки на образцах и натурных деталях. Оптимизацию состава электролита выполняли на образцах при плани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.