Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАМКАХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАМКАХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ФУНКЦИЯ / ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕЗУЛЬТАТ / КОММУНИКАЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозовая Оксана Владимировна, Барсукова Надежда Васильевна, Ванюшина Оксана Ивановна

В данной статье раскрываются особенности теории управления на основе социологических проблем и практического руководства персоналом в организации. Категория управления раскрываемая, как воздействие, влияние или причинение может быть обусловлена с позиции взаимодействия субъекта и объекта, а также более эффективного управления целями и результатами. Управляющая подсистема может характеризоваться, как искусственная надстройка в ходе выстраивания модели менеджмента на соответствующем предприятии, организации. С другой стороны, индивид попадает в систему на входах, как естественный элемент, познающий сформированные до него цели, задачи, стремящийся достичь требуемых результатов опосредованно под воздействием уже не субъекта, а личной, персональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лозовая Оксана Владимировна, Барсукова Надежда Васильевна, Ванюшина Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SOCIOLOGICAL PROBLEMS IN THE FRAMEWORK OF MANAGEMENT THEORY AND PRACTICE

This article reveals the features of the theory of management based on sociological problems and practical management of personnel in the organization. The category of management disclosed as impact, influence or causation can be determined from the perspective of interaction between the subject and the object, as well as more effective management of goals and results. The management subsystem can be characterized as an artificial superstructure in the course of building a management model at the corresponding enterprise or organization. On the other hand, the individual enters the system at the inputs, as a natural element, knowing the goals and tasks formed before him, striving to achieve the required results indirectly under the influence of personal, personal motivation, not the subject.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАМКАХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ»

SOCIOLOGICAL SURVEY OF WOMEN ON THE CHOICE OF SEWING MACHINES FOR SEWING AND NEEDLEWORK

Annotation. The article reflects the results of a sociological study conducted with the aim of identifying the popularity of the use of sewing machines by people involved in sewing and needlework. Conducted a survey of women in October 2020. Sample of 50 people. The necessary functions of the sewing machines that are frequently used, the selection criteria for the products, the types of fabrics used and other aspects are shown. Key words: sociological research, survey, sewing, needlework, sewing machines

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАМКАХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ Лозовая Оксана Владимировна, к.э.н., доцент

(oksana.lozovaya.2012@mail.ru) Барсукова Надежда Васильевна, к.э.н., доцент (Hopeb2014@list.ru) Ванюшина Оксана Ивановна, ст. преподаватель (riazan.oks@yandex.ru) Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, Россия

В данной статье раскрываются особенности теории управления на основе социологических проблем и практического руководства персоналом в организации. Категория управления раскрываемая, как воздействие, влияние или причинение может быть обусловлена с позиции взаимодействия субъекта и объекта, а также более эффективного управления целями и результатами. Управляющая подсистема может характеризоваться, как искусственная надстройка в ходе выстраивания модели менеджмента на соответствующем предприятии, организации. С другой стороны, индивид попадает в систему на входах, как естественный элемент, познающий сформированные до него цели, задачи, стремящийся достичь требуемых результатов опосредованно под воздействием уже не субъекта, а личной, персональной мотивации.

Ключевые слова: управление, система, социологическая проблема, функция, процесс, социальное взаимодействие, результат, коммуникации,, системный подход, структура управления, мотивация.

Введение. Познание и оценка управления как социального явления движется в логической ретроспективе практического опыта, касающегося преломления известных теорий и научных школ менеджмента для решения наблюдаемых организационных противоречий. Целью исследования является обоснование универсального подхода к реализации управления и решение его социологических проблем в современных условиях. Для целенаправленного управленческого воздействия необходимо обоснованное представление о характере социальных отношений и связей между людьми, как социально обусловленных, так и случайно возникающих. На осно-

ве проблем социологии управления, соотносимых с практикой управления можно диагностировать следующие зависимости:

- функции управления, операции, трудовые и другие процессы, осуществляемые индивидами в организации (отбор, расстановка, продвижение, стимулирование) оказывают непосредственное влияние на содержание и характер их социальных действий, непосредственно отражаясь на субъекте и объекте воздействия.

- влияние операций управления результатами (составление текущих, среднесрочных и стратегических планов, проектирование нового продукта, маркетинговые разработки) на реализацию и эффективность принимаемых решений.

- следствие операций управления системой на поддержание идеального баланса между устойчивостью и результативностью на разных стадиях ее жизненного цикла.

Руководство индивидами, как проблема управленческой практики не учитывает в полной мере существующие школы и теории личности, так как в теории выводы могут не переноситься на практику, кроме того, существующие теории, как правило, не акцентируют внимание на соответствующую причастность людей к системам управления.

Проблема управления людьми в практической деятельности определяется выработкой и использованием ряда формальных процедур по приему, подбору, расстановке, вертикальному и горизонтальному перемещению кадров, их обучению, стимулированию, которые проводятся по отлаженным схемам, включающим в себя правила поведения и взаимодействия людей в конкретных ситуациях. Поэтому каждая подобная ситуация может рассматриваться, как исследуемая, к которой может быть применен тот или иной вариант решения проблемы.

Методика исследований. Координация и программирование социальных действий как проблема социологии управления отождествляется на основе соответствующего универсального отношения, которое можно назвать «воздействием» [1, с. 412]. Если управление персоналом предполагает постоянное сопоставление функциональных требований и личностных качеств участников в коллективной деятельности, то руководство отношениями людей предполагает исследование требуемых и спонтанно складывающихся взаимодействий в процессе организационной и других видах деятельности. Например, Макс Вебер предложил понятие «социальное действие» как «идеальную модель», чтобы разделить в человеческом поведении неосознанные поведенческие поступки от сознательных проявлений, решений. Степень и уточнение классификации действия послужила критерием его типологии, поэтому были выделены: целерациональное. ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Но основным признаком социального действия у М. Вебера стало свойство человека быть причиной действий других людей. Другие исследователи рассматривали

поведенческие факторы людей как следствие неиндивидуальных социальных процессов и их причину.

В этой связи объяснение социальных взаимодействий связано с тем, чтобы выявить недостаточную проработку концептуальных средств для изучения процесса эффективного управления, как социального явления и феномена. Множество теорий указывают на социальное действие субъекта управления и обратную связь, идентификационный отклик управляемого субъекта. Также отношения взаимодействия, выстраиваемые между людьми нигде не рассматриваются, как влияние вышестоящих систем тоже сознательно координируемых и ведомых. Проблемы взаимосвязи между различными уровнями разрешаются различными методами, в том числе, прямыми, на основе признания их соподчиненности в системе управленческой иерархии и качество непосредственного ее выстраивания [2, с. 906].

Задачу исследования проблемы управления отношениями следует представить как анализ результатов социальных взаимодействий, с учетом их координации вышестоящим социальным уровнем и эффектом, полученным от управляемого объекта непосредственно. Ранее полагалось, что на каждом исследуемом уровне социальной стратификации выделяется два типа социальных действий, каждый из которых получает и причиняет то или иное необходимое или не принимаемое воздействие.

Известно, что причинение социального действия, в соответствии с классическим определением М. Вебера, оказывает влияние на других людей, на их взгляды и поведение. Вышеуказанное действие в системах социального управления можно признать программирующим для всех подсистем с возможностью корректировки возникающих отклонений [3, с. 239]. В рамках данного направления можно выделить наличие или отсутствие причинно-следственных отношений по степени программирующего влияния одного действия на другое и следующие ситуации:

1) программирующее действие субъекта управления распространяется на собственный потенциал (явление самопрограммирования, самоменеджмента);

2) когда воздействие распространяется на действия другого субъекта.

Проблема управления отношениями на практике сводится к созданию

различных форм коммуникаций между участниками процесса и их деятельности, чаще всего она обостряется при отсутствии обратной связи и адекватного чтения получаемой информации. Управление целями и результатами выступает одной из самых актуальных проблем не только менеджмента, но и любой другой деятельности в социуме [4, с. 80]. Руководство людьми и отношениями осуществляет движение к заранее заданной цели при помощи коррекции и регулирования достигаемых промежуточных подцелей и задач на основе экономии энтропии.

Результаты и их обсуждение. Фундаментальные исследования проблем социологии управления расходятся с теорией познания, что обусловлено выводами экзистенциального менеджмента, который на методологической

основе трудов С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра и А. Камю свидетельствует о том, что реальный менеджер не ведет себя в соответствии с предписаниями «научной организации труда и управления», а также не следует предписаниям и правилам, нарушая их, ввиду принятия рискованных решений и работы в стремительно изменяющейся внешней среде [5, с. 181].

Оценка вышеуказанного направления, сформировавшего практику школы науки управления до настоящего времени представило такой подход, как системный анализ, приводит к однозначному выводу, что без содержательной теории, охватывающей управление подсистемами в системе, множеством систем в соответствующей иерархии, обладающими достоинствами и недостатками, не может быть научно-обоснованного с позиции теории и практики управления. Вышеуказанной теорией в современных условиях выступает социология управления.

Выводы. Общая схема исследовательских процедур, которую необходимо применить для решения перечисленных научных задач, может быть представлена с учетом следующих параметров: стратегическая ориентированность на общественно-полезный результат, генеральная цель и ее иерархия, личная идентификация функций и задач, обеспечение обратной связи и взаимодействия, четкие инструкции и правила работы в кризисных ситуациях, регулярная оценка и анализ выполнения задач, корректировка выявленных отклонений в ключевых показателях, наращивание «толщины» организационной культуры [6, с. 123].

В управлении индивидами непосредственный интерес вызывает влияние линейного и функционального воздействия на установление степени адекватности социально-ролевых ожиданий, личностных качеств и получаемого эффекта участниками процесса коллективной деятельности.

В воздействии на отношения, обеспечении взаимодействий наиболее важной будет проблема функционально необходимых и фактически складывающихся отношений между людьми в процессе их совместной деятельности, а также установление благоприятного социально-психологического микроклимата в организации. Рассмотрение соответствия людей требованиям рабочих мест и роль в этом качества принимаемых ими управленческих решений, то в данном случае, первостепенно выполняется распределение обязанностей (полномочий) между людьми в процессе их совместной деятельности, что также является следствием управленческих решений, а потом исследуются взаимные требования и ожидания, складывающиеся спонтанно.

Управление социологическими проблемами может проектироваться в диапазоне высшего и низшего уровней, определяя нисходящее и восходящее движение по структуре. Координирующее воздействие может появиться лишь в соответствующий момент, когда самоорганизация оказывается недостаточной или низкоэффективной [7, с. 235]. Наиболее важным замечанием является тот отсчет, когда управление может разрушить вышеуказанную самоорганизацию.

Для исследования данных феноменов применяется коммуникационный анализ, где рассматриваются отношения коммуникатора и адресанта, каналы коммуникации, содержание сообщений, их воздействие на установки и поведение. В качестве объектов могут быть выделены коммуникационные сети, ситуации переговоров и конфликтов [8, с. 105]. В управлении результатами основной интерес представляет механизм осуществления планов, превращения анализа функций и процессов совместной деятельности в поэтапную реальность. Для исследования обратного воздействия результатов на систему управления чаще всего используются: анализ нововведений и принятия решений, а также их исполнения, оценка воздействия результатов деятельности организации (выходов) на внешнюю среду. В качестве ситуаций и объектов целесообразно выбирать заключительные индикаторы различных планов, проектов, законов, рейтинговые оценки письменных и устных решений, степень приемлемости результатов для социальной среды, основных последствий результатов, в общем итоге, формировать показатели, которые осуществляются в реальных условиях на практическом опыте организаций всех отраслей и форм собственности.

Системный подход позволяет рассматривать складывающуюся обстановку в организации в едином кадре и с учетом влияния всех компонентов с точки зрения привнесения ими полезного эффекта в русле глобального развития входов и выходов организации. Вне коммерческой деятельности, совместная деятельность людей может обходиться без систем управления, довольствуясь самоуправлением и самоорганизацией, малое количество компаний подтвердило на практике успешность эксперимента, проводимого в рамках построения «бирюзовых» организаций, то есть подразделение без иерархии.

В других случаях, управление и стиль руководителя, его персона появляются как регулирующая надстройка процесса на этапе развития общественной деятельности в связи с ее усложнением и расширением связей, полномочий, штата администраторов. Вследствие вышеупомянутого вывода, необходимо указать, что система, построенная только на основе персональных заслуг и достижений своего руководителя, может потерпеть фиаско, ибо в системном подходе «один в поле не воин».

В данном случае, непосредственное воздействие осуществляется с точки зрения управляемости организационной деятельности, которая определяется не только мудростью и опытом субъекта управления, но и наличием социально обусловленных пределов вышеуказанного критерия. Указанные выше, пределы (диапазоны) обнаруживаются в управлении людьми, отношениями, результатами и в воздействии на системы. Диапазон управления системами зависит длительности жизненного цикла спроса технологии, от вида структуры управления и размера предприятия, количества его подразделений, других факторов, которые могут быть обусловлены в количественном и стоимостном выражениях.

В качестве естественных условий объекта выделяются: ситуация построения социальной системы управления, появления ее социогенетиче-ского кода, образования, трансформации и распада социального ядра, предкризисная и кризисная ситуации, ситуации реорганизации и прекращения деятельности организации. Во всех этих случаях в центре внимания остается оценка управляемости процесса совместной деятельности, в которой проявляются закономерности, изучаемые социологией управления [9, с. 126]. Механизм повышения эффективности управления будет отлаженным, если социально-экономические факторы становятся мотивирующими, то есть имеют ценность для индивидов управляемой и управляющей подсистем, достигая ожидаемого всеми уровня, а персональная ответственность выступает фактором, определяющим гармонизацию поставленных целей, и обусловливается ценностным подходом.

Список литературы

1. Тихонов, А.В. Учебник по социологии управления / Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь // Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 412-414.

2. Ванюшина, О.И. Эффективность управления персоналом на предприятии АПК в условиях кадровой модернизации/ О.И. Ванюшина, В.Н. Минат // Сб.: Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник III Всероссийской (национальной) научной конференции. - Новосибирск: НГАУ, 2018. - С. 906-910.

3. Меньшова, И.С. Направления развития человеческого капитала как элемента функционирования сельских территорий / И.С. Меньшова, О.И. Ванюшина // Будущее науки 2019: Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019.-С. 239-242.

4. Герасимова,Т.Е., Барсукова, Н.В. Основные элементы в процессе формирования организационной структуры управления/Т.Е. Герасимова, Н.В. Барсукова//Сб.: Юность и знания- гарантия успеха - 2020.Материалы 7-й Международной молодежной научной конференции, - Курск: Юго-западный государственный университет, 2020.-С.80-83.

5. Строкова, Е.А. ,Меньшова, Е.В., Барсукова, Н.В. Рациональное использование научно-технического потенциала //Е.А. Строкова, Е.В. Меньшова, Н.В. Барсукова// Сб.: Проблемы развития современного общества: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, - Курск: Юго-западный государственный университет, 2020.- С.181-186.

6. Лозовая, О.В. Принципы политики регионального развития, определяющие стратегию развития АПК Рязанской области / О. В. Лозовая // Актуальные вопросы экономики и управления АПК: материалы научно-практической конференции. - Рязань: РГАТУ, 2013. - С. 123-127.

7. Королева, Е. И. Роль и значение применения современных технологий управления в АПК РФ / Е.И. Королева, О.В. Лозовая // Сб.: Наука молодых - будущее России. Сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 8-ми томах. - Курск, 2019. - С. 235-238.

8. Ефремова, А.Ю. О роли формирования эффективной системы мотивации / А.Ю. Ефремова, О.В. Лозовая //Сб.: Сборник научных трудов посвящен 15-летию со дня образования Кафедры Финансы и кредит. Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева, Кафедра Финансы и кредит, г. Рязань, 2011.- С. 105-110.

9. Корнышов, В.И. Разработка направлений совершенствования кадровой политики организаций в современных условиях / В.И. Корнышов, О.В. Лозовая // Сб.: Юность и знания - гарантия успеха - 2019: Материалы 6-й Международной молодежной научной конференции - Курск, 2019. - С. 126-129.

Lozovaya Oksana Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (oksana.lozovaya.2012@mail.ru)

Barsukova Nadezhda Vasilievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Hopeb2014@list.ru)

Vanyushina Oksana Ivanovna, Art. teacher (riazan.oks@yandex.ru)

Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostycheva, Russia TRANSFORMATION OF SOCIOLOGICAL PROBLEMS IN THE FRAMEWORK OF MANAGEMENT THEORY AND PRACTICE

Abstract. This article reveals the features of the theory of management based on sociological problems and practical management of personnel in the organization. The category of management disclosed as impact, influence or causation can be determined from the perspective of interaction between the subject and the object, as well as more effective management of goals and results. The management subsystem can be characterized as an artificial superstructure in the course of building a management model at the corresponding enterprise or organization. On the other hand, the individual enters the system at the inputs, as a natural element, knowing the goals and tasks formed before him, striving to achieve the required results indirectly under the influence of personal, personal motivation, not the subject. Keywords: management, system, sociological problem, function, process, social interaction, result, communication, system approach, management structure, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.