Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОДХОДА'

СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозовая Оксана Владимировна

В данной статье рассматривается развитие управленческой науки в России и за рубежом, которое включает в себя три основных подхода: процессный, системный и ситуационный. Современная работа менеджеров предполагает в большей степени применение персонального или личностного подхода в области идентификации своих компетенций, мотивационных установок, коммуникаций и работы с персоналом над выполнением организационных целей и задач. Персональный (личностный) подход не противоречит вышеуказанным ключевым направлениям, но позволяет большую часть внимания перенести непосредственно на субъект управления и его взаимодействие с персоналом. Схема современной адаптации подходов в менеджменте такова: системный подход определяет условия и комплекс работы элементов, а также их связи; процессный регламентирует функции менеджера и порядок их выполнения; ситуационный помогает разобраться руководителю в факторах среды, обусловивших проблему, выбрать метод или разработать управленческое решение в соответствии с ситуационными переменными. Избрание и назначение на должность руководителя необходимо осуществлять с учетом профессионального пути и опыта, психологических особенностей и качеств личности, предрасположенности к управленческой деятельности, в том числе, успешная антикризисная деятельность, готовность принять персональную ответственность за подразделение, организацию, проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VECTOR OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SCIENCE BASED ON A PERSONAL APPROACH

This article examines the development of management science in Russia and abroad, which includes three main approaches: process, system and situational. The modern work of managers involves to a greater extent the use of a personal or personal approach in the field of identifying their competencies, motivational attitudes, communications and working with staff to achieve organizational goals and objectives. The personal approach does not contradict the above-mentioned key areas, but allows most of the attention to be transferred directly to the subject of management and its interaction with the staff. Diagram of a modern adaptation approaches in management is: a systematic approach determines the conditions and complex elements, and their relationships; process reglamentary Manager function and order of their execution; situational helps to understand the head of the environmental factors that caused the problem, choose a method, or to establish a thief administrative decision in accordance with situational changes-tion. Election and appointment to the position of the head should be carried out taking into account the professional path and experience, psychological characteristics and qualities of the individual, predisposition to management activities, including successful anti-crisis activities, willingness to take personal responsibility for the division, organization, project.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОДХОДА»

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.019 СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОДХОДА Лозовая Оксана Владимировна, к.э.н., доцент Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, Россия (e-mail: oksana.lozovaya.2012@mail.ru)

В данной статье рассматривается развитие управленческой науки в России и за рубежом, которое включает в себя три основных подхода: процессный, системный и ситуационный. Современная работа менеджеров предполагает в большей степени применение персонального или личностного подхода в области идентификации своих компетенций, мотива-ционных установок, коммуникаций и работы с персоналом над выполнением организационных целей и задач. Персональный (личностный) подход не противоречит вышеуказанным ключевым направлениям, но позволяет большую часть внимания перенести непосредственно на субъект управления и его взаимодействие с персоналом.

Схема современной адаптации подходов в менеджменте такова: системный подход определяет условия и комплекс работы элементов, а также их связи; процессный регламентирует функции менеджера и порядок их выполнения; ситуационный помогает разобраться руководителю в факторах среды, обусловивших проблему, выбрать метод или разработать управленческое решение в соответствии с ситуационными переменными. Избрание и назначение на должность руководителя необходимо осуществлять с учетом профессионального пути и опыта, психологических особенностей и качеств личности, предрасположенности к управленческой деятельности, в том числе, успешная антикризисная деятельность, готовность принять персональную ответственность за подразделение, организацию, проект.

Ключевые слова: концепция менеджмента, системный подход, ситуационный подход, процессный подход, функция управления, мотивация, стиль руководства, метод управления, ситуационный подход, персональный подход, лидерство.

В конце прошлого века сложные процессы, вызванные экономическими реформами в нашей стране, вызвали много дискуссий и исследований, касающихся анализа особенностей организационной культуры, а также корпоративной ответственности достижение целей и решение социальных проблем персонала [1, с. 239]. Перед очередным становлением отечественной модели возникли следующие концепции развития менеджмента:

- имитация моделей менеджмента других стран, без учета особенностей российского опыта и состояния экономики. То есть, была совершена попытка оценки преимуществ других концепций и воспроизведение отдельно

избранной модели на месте полностью разрушенных механизмов хозяйствования, в том числе успешных в старой системе [2, с. 110];

- адаптация отдельных теорий, приемов и методов зарубежного менеджмента. Может характеризовать лишь отдельное внимание к особенностям российской деловой культуры, в реальности получалось приспособление западной теории к современным российским условиям. В Японии копирование лучшего зарубежного опыта перед их стремительным прорывом в области науки и техники состоялось следующим образом. На стажировку и работу в различные страны были отправлены не просто менеджеры, ИТР, а их семьи. В результате, когда японец приходил с работы домой, то его ждал не только ужин, но и семейное обсуждение того, какие традиции в данной стране соблюдаются, что общего есть с их культурой, и какие действующие правила могут работать дома, а какие нет. Так был перекопирован весь прогрессивный опыт и на его уровне, стали дорабатываться свои методы и методики не только в управлении, но инженерном деле, экономическом поприще;

- концепция создания российской теории и модели менеджмента должна исходить из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов общемирового опыта управления. По мнению многих исследователей, восточная концепция и модель менеджмента является наиболее подходящей для России. Этот вывод убеждает в необходимости повысить актуальность и качество научных исследований, посвященных становлению и развитию эффективного менеджмента на уровне отечественных организаций.

При рассмотрении современных дефиниций понятия «менеджмент», можно констатировать, что - это наука, практика и искусство, прогрессивно трансформирующиеся в современную концепцию и технологию эффективного управления с последующей адаптацией к конкретным условиям внешней и внутренней среды организации. Ошибочно полагать, что менеджмент в настоящем времени должен изучаться исключительно менеджерами, специалистами, чиновниками и руководителями всех отраслей, уровней власти. В узком смысле, менеджмент представляет собой искусство, талант, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. То есть, если исполнитель не в курсе того, как и с помощью чего реализуется менеджмент на том, или ином предприятии, какова философия и кодекс корпоративной культуры организации, где он занят в трудовом процессе, то его вышестоящий руководитель будет разговаривать с ним на другом языке. Основные понятия менеджмента должны быть понятны не только топ-менеджеру, но и его подчиненным, идеология труда во имя процветания организации и вера в позитивные результаты деятельности, несущие пользу не только фирме, но и обществу, должны быть настолько сильны, насколько успешной позиционируется выбранная стратегия в организации.

При этом в идеале, самые эффективные менеджеры должны непременно учитывать, что основной ценностью и источником благополучия организации являются ее все категории работников. В России на данном этапе развития экономики и выживания в условиях пандемического и других видов кризиса чаще всего наблюдается процесс перехода (или возврата) от человека корпоративного к экономическому работнику. Человек социальный и корпоративный отличается от экономического, ориентированного исключительно на собственный успех, тем, что создает для себя и других благоприятную среду, комфортные условия для раскрытия интеллектуального и физического потенциала, удовлетворение потребностей персонала и анализ, оценка его мотивации [3, с. 105].

В современных условиях особенно важным является осознание собственного долга, формирование ответственности у человека перед собой, окружающими людьми и будущими поколениями. Качественная определенность процессов мышления и действия субъекта действия, принимаемых, реализованных им управленческих решений, определяется как стиль воздействия на персонал, личностный или персональный фактор, воплощающий свою социальную роль в семье, организации, обществе, государстве. Осознание человеком социальной роли в обществе привело к необходимости организационного и правового оформления этого статуса или позиции.

Таким образом, каждая должность включает в себя не только регламентируемые должностные функциональные обязанности, права, ответственность, но и универсальные качества организации любой человеческой деятельности. В этой связи, должность содержит два алгоритма человеческой деятельности: процессный - объем, содержание и характер, порядок выполняемых операций, функций и ситуационный - субъект деятельности, качество его мышления и действия, стиль общения, предрасположенность к управленческой деятельности, умение держать производственные условия и факторы внутренней среды под регулярным контролем. Много кадровиков в своей деятельности при собеседовании с потенциальным кандидатом именно так давали свой окончательный ответ: «Наша работа не подходит Вам». Здесь именно от правильного понимания и точного социально-технологического осуществления идентификации функций и компетенции должности, адекватных им качеств личности зависят результаты деятельности и характер взаимодействия субъектов и объектов деятельности [4, с. 408]. Об этом у истоков науки управления писали труды философы, признав, что управление - это процесс, в котором необходимо нужного человека поставить на соответствующее место и добиться выполнения им задач.

Вследствие вышесказанного, необходимо заметить, что наиболее важным моментом выступает, теоретико-методологический аспект стиля руководства и выполнения должностных обязанностей [5, с. 728]. Опыт эффективного руководства в мире опирается на общепризнанный факт того, что ведение бизнеса, реализация менеджмента в организациях реализуется

максимально успешно, если во главе находится мудрый, авторитетный для персонала и сильный во всех смыслах лидер. Другими словами, чем больше соответствует личность по своим персональным заслугам и характеристикам рангу менеджера, чем больше в нем справедливости, честности, веры в собственную идеологию, дело, которое он развивает, людей, которых нанимает, тем успешнее функционирует организация, которой он руководит или подразделение.

Организационная и регулирующая деятельность руководителя выражает фактическую способность управляющей подсистемы реализовывать управленческие решения и эффективно определять действия персонала, планомерно показывая, что достигая цели, задачи стоящие на предприятии воплощаются личные идеалы и мечты. В данном случае, это выглядит пока, как утопия в большинстве отечественных организаций, но использование человеческого капитала, только, как «рабочие руки» уже является общемировым пережитком времени.

В общем итоге, сущность стиля руководства и выполнения функций менеджера состоит в сочетании двух подходов - деперсонализации, определении функций и компетенции должности, и личной идентификации (по сути, персонального подхода к менеджеру и другим кадрам), обеспечении соответствия должности качеств мышления и действия персонала, исполняющего эту должность. Менеджер должен выполнять максимально ответственно, с ориентацией на социально-управленческую функцию, гармонизацию и оптимизацию не только свою деятельность, но и вникать в труд своих подчиненных, проводить идентификацию функций, компетенций должности, а также их соответствие мотивам, психологическим характеристикам, способностям и профессиональным характеристикам персонала, их реализующих.

Для более эффективного организационного поведения во всем разнообразии производственных и других ситуаций требуется синтез разнородных знаний, а также их умение выбирать в зависимости от специфики конкретных условий [6, с. 68]. Ситуационный подход подчеркивает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться и определяться именно ситуацией управления. Содержание управления и в значительной мере искусство руководства заключаются в умении правильного выбора оптимальных приемов и методов управления из всего их множества [7, с. 80]. Согласно подходу указанному выше, процесс управления должен включать в себя такие этапы, как:

1. подготовка профессиональной компетентности руководителя и достижение мастерства управления;

2. предвидение последствий от реализации выбранной концепции, метода, методики по отношению к оценке и воздействию на ситуацию;

3. адекватная интерпретация ситуации на основе выделения ее главных факторов внешней и внутренней среды с одновременной оценкой эффектов от воздействия на одну или несколько переменных;

4. согласование установленных руководителем методов управления с конкретными условиями ситуации на основе максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов.

Ключевым в этом процессе является третий этап, состоящий в выборе наиболее существенных для ситуации внешних и внутренних переменных [8, с. 235]. Большинство теорий и моделей делегирования полномочий в РФ проваливаются, так как менеджер значительную часть рабочего времени тратит на преодоление непредвиденных ситуаций и оценка факторов внешней среды в нашей стране сопряжены с очень высоким риском неопределённости. Поэтому руководитель не может доверить часть обязанностей на нижестоящего работника, ибо ещё сам не знает, с какими проблемами в итоге предстоит столкнуться. В данном случае, также может быть более действенным персональный или личностный подход, так как менеджер должен представлять, кто более адекватно и профессионально из помощников может справиться и персонально ответить за делегированное поручение.

Считается, что в каждой стране присутствует небольшое количество топ-менеджеров, способных быть эталоном данной профессии и статуса. Среди рекомендуемых социально-психологических черт личности менеджера исследователями называются инициативность, высокая работоспособность, готовность к освоению инноваций и риску, стабильность в достижении высоких результатов, стрессоустойчивость, человеколюбие, оптимизм, креативность, стратегическое мышление и другие. Перечисленные черты идентифицируют личность преобразующего лидера, талантливого организатора, вождя, способного создавать новые организационные структуры и проекты, разрешать неординарные задачи и самые проблемные ситуации. Потребность в личностном подходе к выбору современного менеджера актуальна, ибо он отличается, прежде всего, тем, что не только поддерживает соответствующий порядок в организации, осуществляет неустанный контроль, предан системе, но и внедряет инновации, развивает корпоративную культуру и кадровый потенциал, завоевывает доверие людей, не покупая их лояльность [9, с. 126].

По вопросам типологии лидерства в России и за рубежом существует много исследований и научных направлений, но в основном кризисы и поиск новых решений вынуждают обратить внимание на стиль руководства, имена наиболее эффективных менеджеров, опыт компаний-долгожителей, существующих больше столетия. Балансирующие условия нестабильности отечественной экономики выявляют потребность в руководителях соответствующего типа, способных к преодолению кризисов, инновациям в различных областях, жесткой конкуренции, готовых служить одной и той же организации десятилетиями.

Список литературы

1. Меньшова, И.С. Направления развития человеческого капитала как элемента функционирования сельских территорий [Текст] / И.С. Меньшова, О.И. Ванюшина // Будущее науки 2019: Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019.- С. 239242.

2. Дедова, Е.С. Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Рязанской области [Текст] / Е.С. Дедова, О.И. Ванюшина // Сб.: Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд на будущее. Сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 110-113.

3. Ефремова, А.Ю. О роли формирования эффективной системы мотивации [Текст] / А.Ю. Ефремова, О.В. Лозовая //Сб.: Сборник научных трудов посвящен 15-летию со дня образования Кафедры Финансы и кредит. Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева, Кафедра Финансы и кредит, г. Рязань, 2011.- С. 105110.

4. Монахов, И.В. Сертификация профессиональных квалификаций как средство развития отношений с работодателем [Текст]/ И.В. Монахов, М.В. Поляков // Проблемы регионального социально-экономического развития: тенденции и перспективы: материалы студенческой научно-практической конференции. - Рязань: РГАТУ, 2017. - С. 408-415.

5. Мартынушкин, А. Б. Кадровое обеспечение аграрного производства в России как основа развития сельских территорий [Текст] / А.Б. Мартынушкин // Сб.: Комплексный подход к научно-техническому обеспечению сельского хозяйства: Материалы Международной научно-практической конференции (Международные Бочкаревские чтения). -Рязань: РГАТУ, 2019. - С. 728-731.

6. Барсукова, Н.В. Современные проблемы повышения эффективности управления ресурсами муниципального образования [Текст] / Н.В. Барсукова, И.И.Быков // Проблемы регионального социально-экономического развития: тенденции и перспективы: материалы студенческой научно-практической конференции,- Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева, 2017.- С.68-75

7. Герасимова,Т.Е., Барсукова, Н.В. Основные элементы в процессе формирования организационной структуры управления [Текст] /Т.Е. Герасимова, Н.В. Барсукова//Сб.: Юность и знания- гарантия успеха - 2020. Материалы 7-й Международной молодежной научной конференции, - Курск: Юго-западный государственный университет, 2020.-С.80-83.

8. Королева, Е.И. Роль и значение применения современных технологий управления в АПК РФ [Текст] / Е.И. Королева, О.В. Лозовая // Сб.: Наука молодых - будущее России. Сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 8-ми томах. - Курск, 2019. - С. 235-238.

9. Корнышов, В. И. Разработка направлений совершенствования кадровой политики организаций в современных условиях [Текст] / В.И. Корнышов, О.В. Лозовая // Сб.: Юность и знания - гарантия успеха - 2019: Материалы 6-й Международной молодежной научной конференции - Курск, 2019. - С. 126-129.

Lozovaya Oksana Vladimirovna, cand. of econ. science , ass. prof. (e-mail: oksana.lozovaya.2012@mail.ru)

Ryazan state agrotechnological university named after P. A. Kostychev, Russia

MODERN VECTOR OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SCIENCE BASED ON A PERSONAL APPROACH

This article examines the development of management science in Russia and abroad, which includes three main approaches: process, system and situational. The modern work of managers involves to a greater extent the use of a personal or personal approach in the field of identifying their competencies, motivational attitudes, communications and working with staff to achieve organizational goals and objectives. The personal approach does not contradict the above-mentioned key areas, but allows most of the attention to be transferred directly to the subject of management and its interaction with the staff.

Diagram of a modern adaptation approaches in management is: a systematic approach determines the conditions and complex elements, and their relationships; process reglamentary Manager function and order of their execution; situational helps to understand the head of the environmental factors that caused the problem, choose a method, or to establish a thief administrative decision in accordance with situational changes-tion. Election and appointment to the position of the head should be carried out taking into account the professional path and experience, psychological characteristics and qualities of the individual, predisposition to management activities, including successful anti-crisis activities, willingness to take personal responsibility for the division, organization, project.

Keywords: management concept, system approach, situational approach, process approach, management function, motivation, management style, management method, situational approach, personal approach, leadership.

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.020 ИННОВАЦИИ И ТРЕНДЫ В МАРКЕТИНГЕ

Малышева Анастасия Сергеевна, магистрант

(Email: anastasiya_malysheva_97@bk.ru) Фендюр Наталья Александровна, магистрант (Email: natasha-koblova@mail.ru) Ветров Алексей Сергеевич, к.э.н., доцент Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов, Россия (Email: vetrovsgceu@mail.ru)

Данная статья посвящена анализу испрользования в своей работе принципов и способов инновационного маркетинга известными российскими и зарубежными компаниями и организациями, а также особенностям инновационного маркетинга на предприятиях различных сфер деятельности.

Авторы статьи приводят современные инновационные новшества в области маркетинга, которые с успехом использовали в своей работе передовые компании в 2020 году, особенно в условиях жестких пандемийных ограничений.

Ключевые слова: инновационный маркетинг, новшества и тренды, маркетинговая деятельность, методы и способы продвижения инноваций.

Инновационный маркетинг представляется сегодня как совершенно новая концепция маркетинговой деятельности. Он являет собой концепцию маркетинга, основанную на желании организации, компании, предприятия непрерывно осуществлять качественное улучшение своего товара, пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.