УДК 342 ББК 67.400
ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНОМ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ПРАВКИН,
доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук. E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются структурно-содержательные особенности правоохранительной системы. Избирая системную методологию в качестве базовой, возможным оказывается установить, что по своим структурным характеристикам правоохранительная система является механической системой. При этом, выступая составляющей государственно-правовой системы, она оказывается частью органической системы, что в свою очередь предопределяет противоречивый характер, объективно затрудняющий ее реформирование.
Ключевые слова: системная методология, правоохранительная система, механическая система, органическая система, структурно-содержательные особенности.
Annotation. The article analyzes the structural features of law enforcement system. Choosing system methodology as a base, is possible to establish that according to its structural characteristics of the law enforcement system is a mechanical system. When this speaking component of the state-legal system, it is part of an organic system, which in turn determines the contradictory character, objectively impeding its reform.
Keywords: system methodology, the law enforcement system, mechanical system, organic system, structural and content features.
Рассматривая особенности становления и функционирования правоохранительной системы, закономерно возникает вопрос о выборе познавательного пути, способствующего пониманию исследуемой проблемы. Именно понимание внутренней структуры правоохранительной системы позволит нам рассмотреть правоохранительную систему с точки зрения тех изменений, которые претерпевают ее структурно-содержательные свойства и функциональные характеристики в условиях реформирования, а также с точки зрения тех закономерностей и особенностей, которые характеризуют ее развитие в соответствующих условиях.
Несмотря на то, что правоохранительная система довольно часто становится предметом теоретико-правовых исследований, тем не менее, обнаружить в них единую дефиницию данной системы довольно слож-
но. Однако понимание правоохранительной системы не сконцентрировано в конкретной дефиниции, равно как и невозможно, опираясь на дефиницию объяснить, почему в условиях реформирования поведение правоохранительной системы оказывается сложным, трудно предсказуемым и порой противоречивым, почему не всегда формирование и реализация правовых стратегий реформирования правоохранительной системы являются возможными и целесообразными [1, с. 48], почему не все мероприятия, направленные на модернизацию правоохранительной системы оказываются эффективными.
Очевидно, что познание структурно-содержательных особенностей правоохранительной системы может быть успешным только при условии правильно избранной базовой методологии исследования. В ус-
ловиях методологического плюрализма оказывается возможным по-другому взглянуть на мировоззренческие основы определенных правовых процессов и явлений, поэтому выбор базовой методологии зависит исключительно от конкретных целей, которые ставит перед собой исследователь.
С учетом описанных выше проблем, обусловленных, в том числе, и структурно-содержательными особенностями правоохранительной системы, наиболее адекватную картину изучаемого феномена можно сконструировать, применяя в качестве базовой системную методологию.
К особенностям системной методологии можно отнести следующее:
• в ее основе лежит рассмотрение объектов в качестве определенных систем;
• ее применение ориентирует исследователя на выявление многообразных связей объекта и сведение их в единое целое;
• с ее помощью возможным оказывается исследование сложных, неоднородных объектов;
• в ее рамках предполагается описание каждого элемента системы (подсистемы) только в связи с целым;
• она связана с установлением процессов организации или самоорганизации систем;
• с ее помощью структурно-содержательные особенности объекта и его внутренние и внешние связи предстают в упорядоченном виде и др.
Следует отметить, что назначение системной методологии состоит в том, чтобы устанавливать системообразующие свойства различного типа как характеристики целого; создавать познавательные модели, связанные с определенным объемом задач; определять элементный состав как основу дифференциации и предмета исследования, и самих систем; вырабатывать средства управления системами [2, 38]. В связи с чем, в рамках системной методологии появляется возможность, во-первых, рассмотреть правоохранительную систему с точки зрения тех изменений, которые претерпевают ее структурно-содержательные свойства и функциональные характеристики в условиях реформирования, а также с точки зрения тех закономерностей и особенностей, которые характеризуют ее развитие в соответствующих условиях, во-вторых, признать, что правоохранительная система предстает сложным в структурном плане объектом, в-третьих, рассмотреть правоохранительную систему в качестве самостоятельной подсистемы, входящую в государственно-правовую систему, как образование более общего порядка, в-четвертых, рассмотрение правоохранительной системы с точки зрения специфики ее
системных свойств позволит прогнозировать последствия реформирования и обнаруживать новые возможности повышения эффективности функционирования государства.
В философской литературе отмечается два подхода к системным исследованиям: онтологический, когда система рассматривается как реально существующий объект (например, физическая целостность), и гносеологический, когда система рассматривается как модель отношений мыслимых явлений, выделяемых самим исследователем [3, с.7].
Целостность правоохранительной системы не проявляется в пространственно-временной плоскости. Мы не можем вычленить ее из объективной реальности как нечто материальное, физически определенное. Она лежит в сфере идеального, поэтому исследование и доказывание этой целостности требует определенного абстрагирования. В этой связи необходимо подчеркнуть, что системное исследование правоохранительной системы осуществляется не в онтологическом, а в гносеологическом аспекте, в силу чего она лишь представляется, мыслится в виде системы.
Комплексное изучение правоохранительной системы как сверхсложной системы стало предметом исследования теоретиков права сравнительно недавно. Вопросы, касающиеся правоохраны и функционирования таких органов, как суд, прокуратура, органы юстиции и органы внутренних дел, решались изолированно, без учета существующих взаимосвязей. При этом постепенно накапливалось множество проблем в организации правоохранительной системы и ее отдельных структурных звеньев. Нерешенность общих теоретических вопросов, а отчасти и ориентированность юридической науки на сиюминутную практику приводили к тому, что попытки проведения улучшений в организации правоохраны не всегда обеспечивали достижение желаемого эффекта.
При рассмотрении правоохранительных органов и их деятельности одним из первых системный подход применил А.Г. Братко, обосновавший необходимость комплексного изучения рассматриваемой нами сферы [4, с. 40-96; с. 206-207].
В научных исследованиях система традиционно понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, образующая определенную целостность, которая обладает собственными свойствами, несводимыми к сумме свойств ее элементов [5, с. 19-22; 6, с. 43-48; 7, с. 118-134].
В научной литературе выделяется ряд черт, позволяющих рассматривать объект изучения как систему. К ним в самом общем виде относятся: 1) наличие множества элементов, составляющих данное явление; 2) взаимная связь этих элементов; 3) отграниченность
взаимосвязанных элементов от окружающей среды; 4) взаимодействие этих элементов при всей их специфике и противоречивости.
Первоначальный признак любой системы — наличие множества элементов. Несмотря на то что их количество в структуре того образования, которое принято обозначать термином «правоохранительная система», точно не определено, на данном этапе исследования нам важно отметить сам факт существования таких элементов как подтверждение существования правоохранительной системы как таковой.
Элемент системы — это ее составная часть, которая, вступив во взаимодействие с другими ее частями, обеспечивает появление нового качества, не присущего каждому из элементов, определяющего саму эту систему как целое. В пределах одного системного уровня, т.е. одноуровневой системы, элемент рассматривается как неделимая частица, так как его внутренние связи, строение для данной структуры безразличны. Но правоохранительная система, несомненно, относится к многоуровневым общественным системам, поэтому она практически не ограничена в возможности дифференциации, разветвления, многообразия, расширения функциональных возможностей [8, с. 23].
В сложных структурах, охватывающих несколько уровней (правоохранительная система, институциональный элемент, правоохранительные органы), отдельные виды, типы и уровни связей могут рассматриваться как элементы более общей структуры, т.е. при переходе с одного уровня на более общий сами структуры выступают как элементы.
Итак, правоохранительную систему образует определенное множество элементов. Их совокупность образует особую целостность, которая не является простой «суммой». Охватывая все элементы, объединяя их в целое, правоохранительная система приобретает свойства интегративного характера, которых не имеют отдельные элементы.
Интеграция элементов правоохранительной системы проявляется, в частности, при определении их целей. Каждый элемент, как известно, имеет свою, строго определенную цель или множество этих целей. Но цели отдельного элемента не совпадают с целями правоохранительной системы и, более того, могут не составлять даже части этих целей. Однако общие цели правоохранительной системы не могут быть реализованы без достижения целей каждым, отдельно взятым элементом. Именно целенаправленность и целеустремленность позволяют объединить все элементы не просто в механическое множество, а определенным образом связать их в единое целое — правоохранительную систему.
Внешние цели правоохранительной системы опре-
деляются ее необходимостью, что указывает на субординацию этих целей, их иерархию от наиболее общих, где правоохранительной системе может быть отведена роль только одного из факторов, способствующих достижению этой цели, к конкретным и непосредственным, которые могут быть разрешены и достигнуты только данной системой. Внешние цели системы обуславливают необходимость возникновения, существования и функционирования системы с точки зрения потребностей среды. Наряду с внешними, параметры системы предопределяются и ее внутренними целями.
Внешние и внутренние цели корреспондируют друг другу, но определяющими являются внешние. Поэтому с изменением среды соответственным образом должны изменяться и внешние цели системы, что, в свою очередь, не может не отражаться на характере и содержании внутренних целей. Вместе с тем целепола-гание системы — процесс объективный. Субъективно цели могут определяться только для искусственно создаваемых систем. При системном изучении объективно существующих явлений задача исследователя не формулировать самому, а выявлять цели системы, заданные ей объективными условиями ее существования. Это имеет сегодня актуальное значение при реформировании правоохранительной системы в условиях формирования правового государства в России.
Правоохранительная система должна быть выделена из окружающей ее социальной среды и представлена как нечто целое: с одной стороны, отграниченное от среды своей внутренней структурой и организацией, целеполаганием и функционированием, а с другой стороны, состоящее в определенных связях и взаимоотношениях со средой. Эти отношения имеют различное содержание (временные, пространственные, причинно-следственные и т.п.). Но среди них следует выделить и, прежде всего, те, которые являются системообразующими.
Системообразующие связи и отношения играют двоякую роль. Они связывают элементы системы в целое, определенным образом организуют их и целе-устремляют их функционирование. Одновременно эти связи и отношения отграничивают систему от среды и определяют место, назначение, значимость системы в среде. Представляется, что для правоохранительной системы таким системообразующим моментом является предполагаемый результат, направленный на вполне определенный объект, позволяющий судить о характере системы, ее элементном составе и устойчивых формах взаимосвязи между элементами, а также об эффективности функционирования системы.
Целостность системы обусловлена и проявляется не только в наличии определенных связей и взаимоотношений между элементами, но и, кроме того, в ее от-
граниченности и автономности по отношению к среде. У правоохранительной системы есть внешняя граница (отделяющая ее от среды), которая обусловлена функциональной выделенностью системы из среды. Такой внешней границей опять же выступает основное функциональное назначение этой системы — охрана, обеспечение правопорядка.
На наш взгляд, принципиально важно уточнить, что по своим структурным особенностям правоохранительная система является механической, а не органической. Она представляет собой комплекс относительно самостоятельно сосуществующих элементов, характер связи между которыми специфичен тем, что их взаимодействие не вызывает изменения внутреннего строения, взаимного преобразования самих элементов. Изменения одних элементов не влекут за собой с необходимостью трансформацию других, но при этом дисфункции единичных составляющих негативно влияют на функционирование системы в целом. Как и любая другая механическая система, правоохранительная система воспроизводится и действует не за счет внутренней самоорганизации, а за счет внешней организации, внешнего импульса.
В контексте исследования содержательно-структурных особенностей правоохранительной системы принципиально важным является то, что она может и должна рассматриваться как часть системы более общего характера — государственно-правовой системы. По отношению к правоохранительной системе последняя выступает непосредственной средой ее функционирования. При этом контакты системы со средой (государственно-правовой системой) осуществляются только в рамках ее функционального назначения, что позволяет не смешиваться, и не отождествляться с ней, и сохранять качественную обособленность.
Правоохранительная система выполняет специфическое функциональное предназначение, реализация которого является условием эффективного функционирования государственно-правовой системы как образования более общего порядка. Однако, поскольку правоохранительная система в рамках государственно-правовой системы выступает лишь одной из подсистем, в целом эффективное функционирование системы государства не в меньшей степени зависит от того, насколько эффективно функционируют другие входящие в ее структуру элементы. В этой связи важно понимать, что связь между эффективностью функционирования правоохранительной системы и системы государства не носит характера детерминизма.
Важно подчеркнуть, что, в отличие от правоохранительной системы, государственно-правовая система представляет собой органическую систему. Для нее характерны самоорганизация и саморазвитие, подчи-
нение частей целому, в том числе возникновение новых компонентов вследствие того, что этого требуют функции и структура целого. Компоненты, входящие в рассматриваемую систему, не способны к самостоятельному существованию вне системы, и изменения одних ее составляющих с необходимостью влияют на другие, но при этом сами изменения носят скорее вероятностный, нежели прогнозируемый характер.
Органический характер государственно-правовой системы предопределяют два момента важных для понимания закономерностей развития и функционирования правоохранительной системы в условиях реформирования государства.
Во-первых, связь между эффективностью функционирования правоохранительной системы и эффективностью функционирования государственно-правовой системы носит несколько иной характер, нежели связь между эффективностью функционирования отдельных элементов правоохранительной системы и названной системы в целом. Изменения отдельных компонентов правоохранительной системы не вызывают коренных качественных преобразований других ее компонентов и при этом влияют на функционирование данной системы только за счет увеличения или снижения их собственной эффективности. Изменения, происходящие в правоохранительной системе, способны влиять как на другие элементы государственно-правовой системы, так и на функционирование всей системы в целом. При этом, однако, характер причинно-следственных связей в данном случае носит более сложный, вероятностный характер.
Во-вторых, будучи по своим внутренним структурно-организационным особенностям механической, но при этом входя в качестве подсистемы в органическую систему, правоохранительная система, с точки зрения источников и механизмов своего развития, оказывается крайне противоречивой.
Итак, в структуре правоохранительной системы можно обнаружить множество элементов, взаимосвязанных между собой, объединенных в единое целое, которое имеет границу, отделяющую его от внешней среды. Но наличие таковой не означает полное обособление системы от окружающих ее факторов. В силу этого правоохранительная система может и должна рассматриваться в качестве части сложного целостного образования более общего порядка — государственно-правовой системы.
Указанный момент, характеризующий правоохранительную систему, очень важен для правильного понимания закономерностей и особенностей воспроизводства и функционирования правоохранительной системы в условиях реформ. С одной стороны, всякие изменения правоохранительной системы неизменно
влияют на государственно-правовую систему. С другой стороны, тот факт, что государственно-правовая система является органической системой, предопределяет то, что изменения других элементов, входящих в ее структуру, также воздействует на правоохранительную систему.
Вместе с тем само существование взаимосвязи между функционированием правоохранительной системы и государственно-правовой системы, частью которой она является, не означает, что реформирование правоохранительной системы в любом случае оказывает существенный устойчивый позитивный эффект на функционирование государственно-правовой системы. Такой эффект в первую очередь имеет место при условии, что реформирование обеспечивает решение проблем, связанных с неэффективным функционированием самой правоохранительной системы, т.е. с недостаточной эффективностью, обеспечиваемой ею правоохраны. Помимо того, положительный эффект может иметь место в ситуациях, когда изменения в структуре и функционировании правоохранительной системы оказывают позитивный эффект на состояние других связанных с ней компонентов государственно-правовой системы.
Таким образом, несмотря на то, что реформирование правоохранительной системы способно влиять на устранение препятствий к эффективному функционированию государственно-правовой системы, круг тех проблем общественной жизни, которые можно решить посредством реформирования правоохранительной системы, объективно является ограниченным.
На основании изложенного можно сделать ряд теоретических выводов.
Правоохранительная система представляет самостоятельный объект исследования, обладающий всеми признаками системы. Однако о правоохранительной как определенной системе можно говорить только в гносеологическом аспекте, когда характеристика внутренних и внешних связей и взаимоотношений в процессе обеспечения правоохраны позволяют увидеть или помыслить в этом явлении социальной жизни целостность со всеми чертами, присущими системе.
По своим структурным характеристикам рассматриваемая система является механической. При этом, выступая составляющей государственно-правовой системы, она оказывается частью органической системы. Указанная особенность предопределяет то,
что развитие правоохранительной системы приобретает противоречивый характер. Это, в свою очередь, оказывается фактором, объективно затрудняющим ее реформирование.
Объектом, на который направлено функционирование правоохранительной системы, выступает правовой порядок. Целевым назначением данной системы является охрана (обеспечение) правопорядка.
Существует зависимость между результативностью функционирования правоохранительной системы и эффективностью государственно-правовой системы. Однако такая зависимость не носит характера детерминизма.
Органический характер государственно-правовой системы предопределяет то, что изменения в структуре и функционировании правоохранительной системы объективно влияют на состояние не только самой государственно-правовой системы, но и ее компонентов.
Литература
1. Правкин И.В., Правкина И.Н. Роль правовой стратегии в реформировании правоохранительной системы // Современное право. 2015. № 7.
2. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2011.
3. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. — Л.: Наука, 1972.
4. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридическая литература, 1991
5. Мамонтов А.Г. Возможности системной методологии исследования судебно-правовой сферы // История государства и права. — 2010. — №4.
6. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: системная методология // История государства и права. — 2009. — №19.
7. Гарашко А.Ю. Применение системной методологии в исследовании источников права / В сборнике: Право и государство: XXI век — век перемен сборник научных статей. — М., 2012.
8. Артемьев А.М. Системные свойства, функции и правовое обеспечение государственной правоохранительной службы: Монография. — М.: Московский университет МВД России, 2008.