УДК 340.12 ББК 67.0
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗА
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШУМИЛОВ,
соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научный руководитель: заместитель начальника кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент Ю.Ю. Кулакова E-mail: [email protected]. Специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется прямая зависимость между созданием в социуме позитивного образа правоохранительных органов и эффективностью их деятельности. Основными факторами, обеспечивающими успешность такой деятельности, выступают законодательный и масс-медийный факторы. Представлены различия в особенностях формирования положительного имиджа государственных и негосударственных субъектов правоохраны.
Ключевые слова: имидж, правоохранительная деятельность, государственные и негосударственные правоохранительные органы, факторы эффективности правоохранительной деятельности, положительный социальный образ правоохранительных органов.
Annotation. In this article the author analyzes the direct relationship between the creation in society of a positive image of law enforcement agencies and their effectiveness. The main factors that ensure the success of such activities are the legislative and massmedia factors. The author also points to differences in the characteristics of the formation of a positive image of the state and non-state actors of law enforcement.
Keywords: image, law enforcement, state and non-state law enforcement agencies, factors law enforcement effectiveness, positive social image of law enforcement.
Эффективность правоохранительной деятельности напрямую зависит от уровня доверия населения государства к государственным служащим, ее осуществляющим, независимо от правовой культуры и правовой системы страны. В связи с этим, рассмотрение факторов обеспечения продуктивности такой деятельности — проблема, актуальная для всех без исключений типов и структур государственного аппарата.
По нашему мнению, правоохранительная деятельность — это такая деятельность специально уполномоченных государственных структур и негосударственных организаций, которая реализуется с целью охраны права, путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Используя данное определение правоохранитель-
ной деятельности, мы сможет подчеркнуть отличия в имиджевых основаниях эффективности правоохранительной деятельности органов государства от правоох-раны, реализуемой негосударственными структурами.
Указанные различия заключаются в следующем.
Нельзя не согласиться с тем, что имидж важен для любого направления правоохранительной деятельности. Между тем, правоохрана, осуществляемая институтами гражданского общества, при непосредственном участии членов социума меньше нуждается в конструировании позитивного образа, так как изначально «санкционирована» членами общества, представляя его составляющую. В то время как для правоохранительной деятельности государственных органов, в силу объективной удалённости непосредственно от социума, формированию и функционированию на основании
юридических норм и властных политических решений, частому и профессиональному применению ресурсов принуждения и ответственности, создание и существование положительного имиджа — условие и необходимый залог успешной реализации своих целей и задач.
Одним из способов поддержания позитивного имиджа для органов государственной власти является тесный и постоянный контакт и взаимодействие с негосударственными органами, обеспечивающими правоохрану. Таким образом, легитимность последних в определенной степени «распространяется» и на них. Степень взаимодействия государственных правоохранительных структур с негосударственными также является показателем эффективности деятельности первой и способом улучшения представления о ней в общественном сознании.
Имеющиеся в распоряжении органов государства ресурсы принуждения и механизмы привлечения к ответственности оказывают на общество, с одной стороны положительное воздействие, заставляя подчиняться нормам права даже из страха наказания, но, с другой стороны, отрицательно влияют на их имидж, ассоциируясь в общественном сознании с негативными последствиями при любом взаимодействии, что затрудняет реализацию функций правоохраны, непосредственно связанных с общественной коммуникацией. «Правоохранительная деятельность противоречива по своей сути. Единство субъективного и объективного проявляется в единстве и нераздельности позитивного и негативного в правоохранительной деятельности... Правоохранительная деятельность затрагивает коренные интересы участников охранительных правоотношений, в силу чего она, с одной стороны, по своей природе конфликтна, с другой, — служит средством преодоления юридического конфликта»1.
Таким образом, создание положительного образа правоохранителя субъектом государственной структуры либо негосударственной организации имеет существенные отличия, которые необходимо учитывать при работе над формированием соответствующего имиджа.
Кроме того, следует проанализировать детерминанты образования позитивного социального образа субъектов правоохраны. Так, факторами, влияющими на формирование положительного образа правоохранительной деятельности и субъектов ее, осуществляющих в современном обществе являются законодательный и масс-медийный факторы.
Законодательный фактор связан с нормотворчеством, формирующим определенный образ правоохранительных органов в сознании членов общества в ходе реализации первыми своих профессиональных компетенций. Следует согласиться с необходимостью установления жестких мер ответственности за совершение правонарушения, применения к правонаруши-
телю правоохранительными структурами негативных для него мер принуждения и пресечения. Однако даже в сознании правонарушителей законами должен быть создан образ строгого, но справедливого субъекта охраны прав и свобод. В отношении же лиц, соблюдающих правовые нормы, необходимо формирование образа принципиального, готового прийти на защиту нарушенных прав сотрудника правоохранительных органов (само наименование «правоохранительная деятельность» ассоциируется с положительной ролью в жизни общества, охраной и защитой прав и законных интересов человека и гражданина, необходимостью и значительностью органов, реализующих такую деятельность). Необходимо противодействовать сложившимся в обществе стереотипам, согласно которым вина за рост количества совершаемых правонарушений, случаев незаконного ограничения или лишения прав и свобод граждан лежит только на правоохранительных органах.
В связи с этим, одним из имиджевых оснований влияния на законодательный фактор может, на наш взгляд, стать декриминализация либо изменение диспозиции составов правонарушений, принимая участие в привлечении ответственности за совершение которые правоохранительные органы дискредитируют себя в глазах общества. Это касается, прежде всего, так называемых, «политических составов»2, выражающих позицию гражданского общества, имеющую идеологическую основу и направленную против «своеволия» государственной власти. Например, вооруженные разгоны мирных демонстраций граждан, насильственное навязывание воли политических лидеров, применение юридической ответственности к лицам, желающим выразить несогласие с общей политикой государства и др.
В тех государствах, где институты власти обладают достаточно высокой степенью легитимности, существует и высокая степень доверия населения к органам правоохраны.
При этом необходимо помнить, что делигитима-ция власти приводит к тому, что граждане больше внимания начинают уделять собственной безопасности, приобретая разрешенные (а часто и неразрешенные) виды вооружений и специальных средств, учащаются случаи самосуда. Общество «берет в свои руки» функции охраны прав и законных интересов.
Наиболее яркими примерами случаев самообороны граждан в иностранных государствах, в последнее время становятся нападения вооруженных лиц на сотрудников правоохранительных органов, вызванные агрессивным и в общественном сознании позиционирующимся как отрицательное поведением таких сотрудников, противоречащем нормам морали, толерантности, и даже, права3. И основной предпосылкой таких происшествий становится законодательный фактор: действующее законодательство в сфере оборо-
та оружия, позволяющее без высоких цензов приобретать огнестрельное оружие для постоянного ношения рядовым гражданам, а также поведение сотрудников правоохранительных органов, ставшее следствием предоставленных им законами широких полномочий, комплексной юридической защищенностью4. В такой ситуации законодательный фактор, по сути, выступил негативной детерминантой формирования общественного мнения по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.
Для сравнения целесообразно привести пример Российской Федерации, где законодательный фактор выступает сдерживающим обстоятельством, не позволяющим создать негативное отношение к сотрудникам органов правоохраны. Действующая нормативная правовая база регулирует деятельность данных органов, практически не допуская свободы усмотрения и жестко лимитируя компетенции в вопросах применения оружия, специальных средств и физической силы5. Кроме того существуют большое число цензов для приобретения огнестрельного и иного оружия гражданами, что не допускает его распространения, органы, контролирующие оборот гражданского оружия6.
Таким образом, законодательный фактор в разных государствах и в различных условиях может одновременно выступать, как позитивным, так и негативным фактором для формирования имиджа правоохранительных органов.
Вместе с тем, в ряде случаев, принятие законодательных мер, направленных на устранение ряда административных барьеров и излишних мер государственного контроля, проявляющихся в бюрократических препонах, в том числе при охране и защите законных прав и интересов, выступает одним из факторов успешной правоохранительной деятельности (как правило, это сферы, не затрагивающие вопросы охраны жизни и здоровья граждан).
Таким образом, говоря о законодательном факторе, можно утверждать, что одним из условий эффективности правоохранительной деятельности может выступать само право, как важнейший рычаг создания современного образа органа правоохраны.
Масс-медийный фактор формирования положительного образа правоохранительной деятельности. От характера и степени активности взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации напрямую зависит формирование уровня доверия к ним общества. В связи с этим, необходимо бороться с созданием в настоящее время в обществе некоторыми средствами массовой информации так называемого «катастрофического» сознания и искусственных социальных страхов, порождающих недоверие и в целом отрицательное отношение к правоохранительным органам.
Так как основа формирования образа и важнейший
проводник имиджа — коммуникация, большая часть которой в силу распространённости современных технологий и средств передачи информации, находится в ведении средств массовой информации, следует уделять большое внимание взаимодействию с последними. Такое взаимодействие правоохранительным органам целесообразно реализовывать на основе давно сложившихся и положительно зарекомендовавших себя в рамках большинства сфер научного знания азов имиджмейкинга.
Так, Ф. Зейтель сформулировал ряд правил, которыми следует руководствоваться при общении с масс-медиа, которые в контексте переориентации их для деятельности правоохранительных органов, будут выглядеть следующим образом:
• общение со средствами массовой информации со стороны правоохранительных органов должно быть максимально гибким, исключая навязывание доминирующей властной позиции, но в то же время при сохранении определенного авторитета;
• представлять орган власти в средствах массовой информации (на телевидении) должно, как правило, одно, приятное с точки зрения психологии масс лицо (привлекательные девушка, женщина, внушающий доверия мужчина и т.п.);
• как можно реже предлагать для общения в прямом эфире руководящих должностных лиц (при реализации такого общения — тщательно продумать, как внешний вид, манеру держаться, так и план выступления лица, постараться узнать вопросы заранее, др.);
• не отвечать на все задаваемые средствами массовой информации вопросы, только на те, ответы на которые были ранее подготовлены и согласованы;
• следить за искажениями ваших слов и всегда мягко и вовремя их исправлять;
• не «отворачиваться» от журналистов — сотрудничество с ними всегда интересно с точки зрения построения положительного образа в сознании общества;
• сделав что-то очевидно для общественности неприемлемое, лучше признать это — так вы проиграете сражение, но выиграете битву за доверие общества7.
Кроме того, следует помнить о том, что реалистичный подход к использованию масс-медийного фактора, позволяет констатировать принципиальную невозможность создания в обществе исключительно положительного имиджа представителей правоохранительной власти, что связано не столько со сложившимися в данное время и в данном месте социальными обстоятельствами, негативной стереотипизацией,
сколько с объективными закономерностями социальной действительности. Даже, несмотря на поддержку большей части населения, в обществе перманентно присутствуют группы, в чьем представлении правоохранительная деятельность и лица, ее реализующие, ассоциируются с отрицательными явлениями: члены криминальной и теневой сфер, лица, недовольные по политическим мотивам существующей линией власти государства, лица, ставшие объектами государственного принуждения и др.
Соответственно, невозможно создать совершенно позитивный образ правоохранителя, удовлетворявшего все социальные страты, что, однако, не препятствует осуществлению целенаправленной деятельности по его формированию в социальных слоях, объективно предрасположенных к толерантному отношению с ними.
Это обстоятельство необходимо принимать во внимание, используя масс-медийные средства для целевого воздействия на соответствующую аудиторию, подборку каналов и способов передачи информации согласно особенностям предполагаемого контингента, его образовательных, демографических и иных характеристик.
На основе проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы.
В-первых, важнейшими факторами эффективности правоохранительной деятельности являются законодательный и масс-медийный факторы. Законодательный фактор непосредственно связан с формирование положительного образа правоохранителя посредством нормотворческих механизмов. Масс-медийный фактор — с построением общественного мнения по отношению к субъектам правоохранительной деятельности с помощью средств массовой информации и за счет оптимизации каналов коммуникации с ними.
Во-вторых, для правоохранительной деятельности, реализуемой, в том числе, рядом негосударственных структур, значение имиджа неоднозначно. Так, для негосударственных правоохранительных организаций, чья профессиональная деятельность напрямую связана с извлечением прибыли, положение в обществе актуально: от уровня доверия, формируемого средствами имиджевого воздействия, зависит активность и периодичность использования их услуг членами социума и, соответственно, возможность их дальнейшего финансирования и существования. В отличие от них, для негосударственных структур, не связанных непосредственно с получением прибыли за осуществляемую ими правоохранительную деятельность, значение имиджа менее существенно, так как такие субъекты изначально сформированы и их существование поддерживается за счет легитимности в обществе.
Литература
1. Федеральный закон «О службе в органах вну-
тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 342-Ф3 (в ред. от 03.07.2016 N 305-Ф3) // Российская газета, № 275, 07.12.2011.
2. Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 N 57-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета, N 106, 06.06.1996.
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 N 305-ФЗ) // Российская газета, № 28, 10.02.2011.
4. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Российская газета, N 72, 12.04.1995.
5. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Российская газета, N 241, 18.12.1996.
6. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 (ред. от 11.10.2012) «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» // Российская газета, N 209, 28.10.1997.
7. Гарашко А.Ю. Системно-структурный анализ источников права // В сборнике: Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. 2011.
8. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. М.: Московский университет МВД России, 2005.
9. Клименко А.И. Идеологическая функция государства. Исторические и культурные особенности ее осуществления. // Закон и право. 2004. № 5. С. 11-13.
10. Клименко А.И. Либерализация политически организованного общества как функция правовой идеологии. // История государства и права. 2010. № 6 С. 38-42.
11. Кулакова Ю.Ю. Сущность правового конфликта // История государства и права. 2008. № 14. С. 4-7.
12. Малахов В.П., Иванов А.А., Горшенева И.А. Теория государства и права. Москва, 2012.
13. Мамонтов А.Г. Полиция в системе обеспечения правосудия // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 172-175.
14. Мамонтов А.Г., Оксамытный В.В., Иванов С.А., Правкин И.В., Рыжов А.А., Сигалов К.Е. Сравнительное правоведение. Москва, МосУ
МВД России. 2013.
15. Мамонтов А.Г., Гаджинова Ф.М. Принципы системного подхода в исследованиях источников права // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 1. С. 9-14.
16. Малахов В.П., Мамонтов А.Г., Дубинина Е.Н., Зыкова С.В., Недобежкин С.В. История политических и правовых учений. Учебное пособие для слушателей, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (квалификация «магистр»). Москва, 2013.
17. Мамонтов А.Г. Понятие, структура и принципы основ правового статуса личности. Учебное пособие. Московская академия МВД России. Москва, 2001.
18. Михайлова Н.В., Калина В.Ф., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Курсков Д.Ю., Мамонтов А.Г., Ласкин А.А., Матиенко Т. Л., Карнау-шенко Л.В. История отечественного государства и права: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Москва, ЮНИТИ-ДАНА. 2014.
19. Правкин И.В. Содержание институционального элемента правоохранительной системы России // Право и образование. 2011. № 3. С. 131-136.
20. Рыжов А.А. Исторические основы взаимодействия полицейского права и политики в России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 28-34.
21. Скобелина А.В. Организационно-правовые формы противодействия формированию негативного образа сотрудника полиции в контексте борьбы с коррупцией: методические рекомендации. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД Росси, 2013.
22. Числов А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность: теоретико-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. Санкт-Петербург. 2000.
1 Числов А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность: теоретико-правовое исследование: дис. ... докт.
юрид. наук: 12.00.01. Санкт-Петербург. 2000. С. 331.
2 Речь здесь идет не о преступлениях, направленных на свержение законной государственной власти (шпионаж, заговоры с целью государственного переворота и т.п.), а о деяниях, совершаемых активными представителями гражданского общества и представляющих собой форму гражданского неповиновения по отношению к волюнтаризму и тоталитарным формам реализации, злоупотреблению государственной властью.
3 Все чаще происходят случаи вооруженных нападений граждан США на стражей порядка, причиной которых служат резонансные случаи убийств афроамериканцев полицейскими. Такие случаи сопровождаются акциями в поддержку действий граждан, пострадавших от действий сотрудников полиции (июль 2016 года - в штатах Луизиана и Миннесота, март 2015 года - в Фергюсоне штата Миссури, январь 2015 года - в Западной Виргинии и др.).
4 Вторая поправка к Конституции США; Национальный закон «Об огнестрельном оружии» (National Firearms Act) (1934); сводный закон «О контроле над преступностью и обеспечении безопасности на улицах» (1968); закон «О контроле над огнестрельным оружием» (Gun Control Act — GCA) (1968); закон «О защите прав владельцев огнестрельного оружия», который уточнил положения GCA (1986); закон «О предупреждении преступлений, связанных с ручным огнестрельным оружием» (1994); закон «О запрете наступательного оружия» (1994-2004). В 2008 году Верховный суд США в деле «Округ Колумбия против Хел-лера» (District of Columbia v. Heller, 554 U.S. 570) уточнил, что вторая поправка защищает право граждан на владение оружием, независимо от службы в ополчении, и даёт им право на использование оружия для законных целей, таких как самооборона в доме.
5 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016); Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной охране»; Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016); Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О Федеральной службе безопасности».
6 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии»; Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 (ред. от 11.10.2012) «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» и т.д.
7 См.: цит. по: Скобелина А.В. Организационно-правовые формы противодействия формированию негативного образа сотрудника полиции в контексте борьбы с коррупцией: методические рекомендации. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД Росси, 2013. С. 21-22.