Научная статья на тему 'Системный подход к управлению негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации'

Системный подход к управлению негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ / OPTIMISATION OF THE MANAGEMENT OF NONSTATE ACTORS OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY / SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

В статье автором анализируются проблемы и вносятся предложения по оптимизации управления негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Исследуются наиболее перспективные направления реформирования данной среды с учетом позитивного отечественного и зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System approach to the management of non-state actors of law-enforcement activity in the Russian Federation

The author analyzes the problems and offers proposals on optimization of the management of non-state actors of law-enforcement activity in the Russian Federation. The most perspective directions of reforming of the given environment are investigated in view of positive native and foreign experience.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Ю. Дворецкий

В статье автором анализируются проблемы и вносятся предложения по оптимизации управления негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Исследуются наиболее перспективные направления реформирования данной среды с учетом позитивного отечественного и зарубежного опыта.

Ключевые слова: оптимизация управления негосударственными субъектами правоохранительной деятельности, система государственного и муниципального управления в Российской Федерации, эффективность обеспечения управления.

Понятие системного управления появилось в связи с широким применением системного подхода в ХХ в. (тектология А.А. Богданова - 20-е гг., общая теория систем Л. Барталанфи - 50-е гг., системотехника -60-е гг. и т. д.) и углубленным изучением принципов системного подхода и методов системного исследования. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике, а затем уже была распространена и на социально-экономические науки [1-2]. К числу традиционных представлений о системном методе относится выделение таких ключевых понятий, как элементы системы, их связи и системное качество. При всей кажущейся очевидности того, что экономика представляет собой совокупность конкретных систем и сама образует метасистему, а системы состоят из некоторых элементов, соединенных структурными связями, этот подход далеко не всегда непосредственно используется в экономической теории.

Между тем он позволяет сделать первый шаг к упорядочению имеющегося эмпирического материала, его некоторому структурированию и организации, для чего, как известно, исследователь пользуется прежде всего такими методами, как анализ и синтез. В первом случае решается задача «расчленения» слитной, аморфной массы разнородного материала и данных на сколько-нибудь самостоятельные элементы (скажем, реальных участников экономических отношений, юридически фиксируемые экономические организации и т. п.), которые на практике взаимодействуют между собой, сохраняя при этом свое самостоятельное бытие, качество.

Синтез же предполагает выделение некоторых устойчивых связей между элемен-

тами, соединяющих их в некоторые общности. При этом «общее» может быть выделено как абстрактно, а может быть содержательным, основанным на проникновении в собственную природу сопоставляемых элементов.

Результатом использования обоих подходов может стать формирование простейших представлений об элементах и связях, присущих данному, ранее не структурированному материалу. Используя далее методы дедукции - движения от общих (мы можем сказать, системных) черт к частному (к элементам системы, которые в данном случае будут пониматься как элементы именно этой системы) - и индукции - движения от частного к общему, мы можем сформировать первые представления об изучаемой системе.

Наиболее важным при этом станет выделение системного качества, не сводимого к сумме качеств входящих в систему элементов, - того, что отличает данную систему от любой другой и тем самым характеризует ее границу. На этой базе мы можем построить и определенную структуру исследуемой системы (иерархическую или иную, например, сетевую; простейшим примером иерархической системы, построенной по некоторому признаку классификации, является структура правоохранительных органов).

Исходный пункт развертывания системы -ее системное качество, определяющее ее границы и предел развития. Его было обычно принято называть предельной абстракцией -самым простым, самым неразвитым состоянием системы и одновременно простейшим знанием об этой системе.

В исходном пункте развития экономической системы ее системное качество предстает как такое особое экономическое отно-

шение, которое связывает единством происхождения все остальные, вырастающие из первого отношения.

Можно выделить следующие принципы системного управления негосударственными субъектами: принцип согласования и соподчинения целей; принцип согласования и соподчинения функций элементов системы; принцип структурного согласования и соподчинения элементов системы; принцип структурно-функциональной гибкости;

принцип функциональной специализации; принцип единообразия и стандартизации процессов; принцип рациональной интеграции в системе.

Указанные принципы с разных сторон раскрывают необходимые черты управления любой системы, в т. ч. и управления негосударственными субъектами правоохранительной деятельности, охватывая ее создание (устройство), функционирование и развитие и отражая законы организации. Обязательным условием рационального функционирования системы (и каждого из ее элементов) является соподчинение целей элементов и их согласование по критерию достижения главной цели системы. Это может достигаться путем построения «дерева целей», т. е. декомпозиции главной цели, установления согласованных приоритетов целей одинакового уровня, увязки внутренних целей с внешними и осознания работниками этих связей и т. д.

Аналогичным образом должны быть увязаны общие и частные функции элементов управления негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации. При этом не следует допускать дисфункциональных действий, препятствующих достижению поставленных целей. Функции низших ступеней структуры управления необходимо подчинять функциям высших уровней и сосредоточивать на их выполнении, координируя с другими функциями данного уровня.

В построении структуры управления негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в Российской Федерации необходимо четко разделить функциональную загрузку элементов, обеспечивая при этом их связи и взаимодействие. Различают связи координационного и субординационного типов. Первые имеют место между элементами системы одного уровня, их мож-

но назвать горизонтальными. Они предназначены для согласования действий по достижению общих целей. Вертикальные связи, или связи подчинения, возникают в структурной иерархии между элементами разных уровней и отражают декомпозицию целей и задач системы [3].

Структурно-функциональная гибкость

подразумевает наличие в системе необходимого потенциала изменений, обеспечивающего поддержание рационального ее устройства, функционирования и развития, т. е. организации в процессе существования (жизни) системы. Этот принцип направлен на создание известного запаса адаптивности системы к внешней среде, возможности корректировки целей, планов и средств. Один из приемов подобного рода - резервирование разного рода, не только ресурсное, но и функциональное в тех или иных подсистемах. Другой - т. н. фирменная культура, неформальные структуры и связи.

Принцип функциональной специализации ориентирован на экономический закон разделения труда и предполагает создание условий для эффективного выполнения каждого элемента процесса при должной взаи-моувязке этих элементов. Чем выше уровень развития системы, тем глубже в ней функциональная специализация. При этом исключительно важным является установление единообразия и стандартизации в выполнении однотипных элементов специализированной функциональной деятельности. Это отражается в принципе унификации и стандартизации. Диалектическим дополнением функциональной специализации выступает принцип интеграции однотипных (однопорядковых) элементов системы в единую подсистему. Интеграция имеет целью повышение эффективности деятельности объединенных элементов, но нередко порождает экспансию интегрированных образований в смысле проявления ими тенденций не только к количественному росту, но и к расширению своего влияния на внешнюю среду, к подавлению интересов других систем [2].

Процессы качественного изменения экономических и социальных отношений, институтов, образа жизни в нашей стране, происходящие на протяжении последних полутора десятилетий, существенно сказались на правоохранительной деятельности в Россий-

ской Федерации. Социально-экономические и политико-правовые преобразования в России изменили место и роль государства в сфере жизнедеятельности общества, взаимоотношения государства и отдельного гражданина. Однако при решении значимых и глобальных проблем были забыты и отвергнуты прежние формы участия граждан в обеспечении правопорядка. Сегодня в России происходит активизация процесса участия общественности в обеспечении правопорядка, появляются новые формы такого участия. Этот процесс характеризуется наличием различных подходов в его налаживании, изначально обусловленных отсутствием федерального законодательства. А также наличием активного нормотворчества на региональном и местном уровнях, оптимизацией государственного и муниципального управления.

В теории и практике правоохранительной деятельности это явление сопровождается достаточным количеством споров и противоречий, связанных преимущественно с проблемой определения административноправового статуса негосударственных субъектов правоохранительной направленности. На данном этапе развития российского общества и государства требуется теоретическое осмысление института негосударственной правоохраны. Это необходимо для выработки оптимальных решений по эффективному управлению участием населения в обеспечении правопорядка. В условиях формирования гражданского общества социально значимые функции не могут быть монополией только государства и его органов. В охране правопорядка заинтересованы все члены социума, поэтому использование в решении данной задачи возможностей его представителей - это веление современного времени. Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом системообразующих факторов методологии экономики и управления.

Социально-экономические условия развития государства обусловлены извечной проблемой обеспечения в обществе правопорядка, наличием субъективных и объективных причин его поддержания на требуемом уровне. Наличие в правопорядке многочисленных социальных и политических противоречий создает объективную потребность участия в его обеспечении каждого члена

общества, поскольку его состояние напрямую связано с благоприятным существованием человека в обществе, а гражданина - в цивилизованном государстве.

Проводимая в стране административная реформа ориентирована на государственную исполнительную власть. При этом отодвигается на второй план решение проблемных вопросов деятельности негосударственных субъектов правоохраны. Однако создание предпосылок организации и функционирования данных субъектов позволяет судить о постепенной передаче со стороны государства его отдельных важных управленческих функций по осуществлению правоохранительной деятельности.

Сегодня в России негосударственными субъектами правоохранительной деятельности накоплен достаточный опыт в деле обеспечения правопорядка. Сложилась и определенная практика построения взаимоотношений субъектов негосударственной правоохраны с представителями государственных правоохранительных органов. Но анализ накопившихся проблем деятельности данных субъектов свидетельствует о том, что полноценная нормативная база, регулирующая их деятельность, в настоящее время не создана, а имеющаяся крайне нуждается в постоянном и регулярном совершенствовании. Постоянный поиск оптимальных мер, направленных на совершенствование правового и организационного обеспечения деятельности негосударственных субъектов правоохраны, более четкое определение их места в правоохранительной системе общества сегодня представляется достаточно важным и актуальным.

Не менее серьезную озабоченность у государственной власти должно вызывать и нынешнее состояние административной деликт-ности в Российской Федерации. Изменения политического, социально-экономического

положения страны повлекли рост нарушений административного законодательства, которые в совокупности с преступными проявлениями представляют весомую и реальную опасность для ее национальной безопасности. Административная деликтология является сложным феноменом, требующим комплексного анализа со стороны представителей различных наук. В теории государственного и муниципального управления обосно-

ванно выдвигается мнение о том, что создавшееся положение требует не только расширения участников административно-властных правоотношений, но и четкого нормативного определения их статуса в социальноэкономических процессах [4-7].

1. Богданов А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М., 1989.

2. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. СПб., 2004.

3. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 24-40.

4. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Серия «Энциклопедия управленческих знаний». М., 2000.

5. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах запада: США,

Великобритания, Франция, Германия. М., 2001.

6. Глазунова Н.И. Государственное управление. М., 2004.

7. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999.

Поступила в редакцию 20.09.2008 г.

Dvoretsky M.Y. System approach to the management of non-state actors of law-enforcement activity in the Russian Federation. The author analyzes the problems and offers proposals on optimization of the management of non-state actors of law-enforcement activity in the Russian Federation. The most perspective directions of reforming of the given environment are investigated in view of positive native and foreign experience.

Key words: optimisation of the management of nonstate actors of law-enforcement activity, system of state and municipal management in the Russian Federation, management efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.