Научная статья на тему 'Совершенствование правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект)'

Совершенствование правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5179
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / LAW ENFORCEMENT / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугель Николай Васильевич

Статья посвящена анализу содержательно-технологической стороны правоохранительной деятельности, осуществляемой государством и выделению ряда проблем в указанной сфере. Проводится анализ реализуемых в последнее время мер по модернизации различных институтов правоохранительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of law enforcement activities (organizational and legal aspects)

This article analysis the technical side of law enforcement activities undertaken by the state and the allocation of a number of problems in this area. The analysis of recently implemented measures to modernize the various institutions of the legal system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект)»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

При всех плюсах централизации полиции, облегчающей процессы управления ею, крайние формы централизации не просто дистанцируют полицию от населения, но и способствуют ее закрытости от общественного контроля, формированию своеобразной кастовости, круговой поруки, монополизации полномочий в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Это значит, что в перспективе (ближайшей или дальней, что будет определяться процессами демократизации государственно-правового строительства) придется решать вопросы распределения полномочий между Российской Федерацией и входящими в ее состав субъектами по вопросам охраны правопорядка и противодействия преступности, а также вопросы реализации ст. 132 Конституции РФ, в части первой которой закреплено, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Список литературы

1. Всероссийский опрос ВЦИОМ. По репрезентативной выборке опрошено 1600 человек. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wciom.ru/zh/print_ q.php?_id=713&q_id=51605&date=(дата обращения: 27.02.2011).

2. К вам — ревизор. Глава Счетной палаты Сергей Степашин знает, кто и сколько украл // Аргументы и факты. — 2012. — № 9.

3. Астапенко, П. Н. Конституционно-правовые основы деятельности полиции (милиции) стран Европейского Союза и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) : дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2009.

4. Кравец, Н.Л. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики) // Журнал российского права. — 2003. — № 11.

5. Черников, В. В. Полицейское законодательство России: состояние и направления развития // Полицейское право. 2005. — № 1 (1).

6. Кокотов, Л. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. — 1998. — № 1.

7. Шеимин, П. Н. Учебник права внутреннего управления (полицейского права). Особенная часть. — Вып. 6. — Одесса, 1893.

8. Сизиков, М. Н. Полицейская реформа Петра I. // Правоведение. — 1992. — № 2.

9. Тарасов, Н. Т. Очерк науки полицейского права. — М., 1897.

10. Rush, George E. The Dictionary of Criminal Justice. — Third Edition. — The Dusking Publishing Group, Inc., 1991.

1 В нашем понимании этот термин можно рассматривать как некий синоним понятия «конституционная законность» (режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами соответствующих отношений) рассматриваемого во взаимосвязи с положениями ст. 18 Конституции РФ, по смыслу которых права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяя смысл и содержание применения законов, осуществления правоприменительной и правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

УДК 342.56(571.6)(082)

Н.В. Бугель*

Совершенствование правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект)

Статья посвящена анализу содержательно-технологической стороны правоохранительной деятельности, осуществляемой государством и выделению ряда проблем в указанной сфере. Проводится анализ реализуемых в последнее время мер по модернизации различных институтов правоохранительной системы.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, правоохранительная функция.

N.V. Bugel*. Improvement of law enforcement activities (organizational and legal aspects).

This article analysis the technical side of law enforcement activities undertaken by the state and the allocation of a number of problems in this area. The analysis of recently implemented measures to modernize the various institutions of the legal system.

Keywords: law enforcement, law enforcement agencies, law enforcement functions

* Бугель, Николай Васильевич, начальник кафедры финансов и налогообложения Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 714-29-20. [email protected]

* Bugel, Nikolay, the head of the finance and taxation department of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of legal sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

© Бугель Н.В., 2012

Государство определяет и собственно обеспечивает реализацию на практике множество различных видов деятельности во имя достижения целей политического экономического духовного и другого характера. При этом следует отметить, что названные направления деятельности возможно эффективно реализовывать только в условиях безопасности. Под безопасностью принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Именно такое определение содержалось в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1«0 безопасности». Что интересно, заменивший его Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» понятие «безопасность», по сути, не расшифровывает. К числу субъектов, обеспечивающих безопасность, закон относит достаточно широкий круг государственных органов. Следовательно, обеспечение безопасности, реализуемое системой соответствующих органов, является одним из главных направлений, т.е. функций государства, реализуемых в различных сферах общественных отношений, имеющих целью обеспечить защиту личности общества и государства от внутренних и внешних угроз. Действующее законодательство подразделяет угрозы на внутренние и внешние. К внутренним угрозам следует в первую очередь отнести преступность (терроризм, коррупция, экономические преступления и организованная преступность в целом). Анализ технологического аспекта правоохранительной функции дает основания характеризовать её с позиции таких категорий, как правоохранительная деятельность и правоохранительные органы.

В литературе под правоохранительной деятельностью понимается совокупность применяемых государством средств и методов, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий или бездействий. Одновременно с этим при характеристике правоохранительной деятельности нужно исходить из целей и задач, которые достигаются посредством использования различных форм и специфических средств, а также из того, что она интегрирована в систему обеспечения безопасности страны. При этом цели правоохранительной деятельности соподчинены или вторичны по отношению целям экономического, социального и духовного характера. Исходной закрепленной в праве целью всей правоохранительной системы является защита прав и законных интересов человека и гражданина. Указанный объект правоохранительной деятельности следует характеризовать с позиции межотраслевого свойства, требующей системного и комплексного подхода. В этой связи следует отметить, что государство, исходя из своего предназначения, санкционирует охранительные нормы, а также формирует систему правоохранительных органов. Последние представляют собой совокупность государственных институтов, характеризующихся перечнем специализированных качеств и свойств, которыми наделило их государство в целях осуществления ими правоохранительной деятельности.

При выделении общих черт рассматриваемого вида человеческой деятельности следует отметить, что она прежде всего связана с правовыми нормами публичного права, осуществляется только на основе закона и в большинстве случаев в процессуальной форме. Правоохранительная деятельность характеризуется разнообразием объектов, на которые она оказывает непосредственное или опосредованное влияние.

Приступая к анализу содержательно-технологической стороны правоохранительной деятельности, следует выделить ряд проблем.

Первая кроется в самой сущности человека — его противоречивости, корыстолюбии, желании демонстрировать свою исключительность и т.д.

Вторая проблема просматривается в соотношении между правоприменителем и правовой нормой. Указанное соотношение можно определить как отношение между субъективным и объективным, где правоприменитель выступает как субъективная сторона, норма права — как объективная сторона, где первичная сторона характеризуется определенной совокупностью индивидуальных качеств, влияющих на конкретное решение и результаты правоохранительной деятельности в целом. Следовательно, отношение в правовой сфере зависит не только от закона, но и от личностных качеств самих людей.

Третья проблема связана с возможностями обеспечения правового равенства при наличии существенного неравенства. Обращаясь собственно к равенству, необходимо помнить, что в целом неравенство — это объективная категория, что люди не равны и вне правоохранительной деятельности, их положение и статус оказывали и будут оказывать влияние на различные отношения между собственно «я» и собственно «мы». Другими словами, равенство в идеальном смысле недостижимо, т.е. какие бы законы ни принимались, какие бы совершенные государственные и общественные институты ни создавались, обеспечить совершенство правоохранительной деятельности невозможно. Таким образом, здесь возникает архисложная, значимая проблема для общества и государства: каким образом сопоставить провозглашенное и формально закрепленное равенство с его реальным воплощением на практике. По всей видимости, обеспечить такое равенство невозможно.

Изложенное позволяет отметить, что равенство — это категория идеалистического характера, определяемая объективно-субъективными необходимостями и относящаяся к философским правовым и этическим аспектам. Она являлась, является и, по всей видимости, будет являться постоянным объектом изучения, поскольку затрагивает сущностные интересы человека и его благие намерения создать или, во всяком случае, приблизиться к солидарному учету интересов всех и везде, тем самым обеспечить справедливость между людьми, человеком и государством и т.д.

Исторически сложилось так, что равенство — это не только показатель реальных отношений, отражающихся в равных возможностях, правах и обязанностях, но и инструмент для выравнивания

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012

правого положения отдельных категорий, которые в силу сложившихся обстоятельств ущемлены. Это значит, что относительно реальное внедрение равенства можно обеспечить посредством и в процессе правоохранительной деятельности.

Реализуемые в последнее время меры по модернизации тех или иных институтов правоохранительной системы были соподчинены решению текущих политических и оперативных задач, связанных террористическими проявлениями, ростом коррупции и т.д., которые не повлияли в полной мере на результаты деятельности по защите прав человека и его законных интересов. Последнее вызывает недовольство и постоянную критику правоохранительных структур со стороны широкой общественности. Следовательно, в настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности функционирования правоохранительных органов, совершенствования их деятельности, исходя из реальных интересов человека и гражданина.

Одним из важных направлений совершенствования деятельности государства в правоохранительной сфере является переход стратегическому планированию, поскольку такой подход включает в себя разработку программы развития всей системы структурных элементов на длительную перспективу, формирование научно обоснованных и материально подкрепленных целей. Стратегическое планирование может обеспечить реализацию принципов комплексности, системного подхода при решении задач правопорядка, реальную защиту прав и законных интересов человека и гражданина. Это связано и с тем, что правоохранительные задачи, исходя из своей масштабности и сложности, требуют консолидированного решения со стороны как общественных организаций, так и государственных органов. Механизм стратегического проектирования состоит в определении совокупности мер стратегического характера, которые должны обеспечить стабильное и поступательное развитие всей правоохранительной системы на относительно длительный период. Другими словами, оно должно включать в себя комплекс мер по достижению высокого уровня безопасности, обеспечению социальной стабильности и согласия, что в итоге обеспечит целостность нашей страны и повысит качество жизни населения. К приоритетам следует отнести не только совершенствование деятельности институтов государства, задействованных в реализации правоохранительной функций государства, но и вопросы, связанные с проблемами борьбы с коррупцией, научно-просветительской деятельности, межрегионального взаимодействия, повышения качества образования, расширения участия населения при принятии решений государственными органами и т.д. Предполагаем, что здесь могут возникнуть трудности как при разработке, так и при реализации такого подхода, ибо в настоящее время преобладающим является ведомственное планирование. В свою очередь, опыт свидетельствует, что стратегическое планирование имело место в системе МВД СССР, однако по причинам слабой прогнозируемости и недостаточной ориентации на цели развития, разрыва между заявленными мероприятиями и финансированием, отсутствуя должного организационного начала не обеспечило ожидаемого результата.

Совершенствование деятельности государства по реализации правоохранительных функций во многом зависит от правильности критериев, которые должны соподчиняться и соответствовать в цели деятельности всей правоохранительной системы, т.е. обеспечение реальной гарантированной защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Практика свидетельствует, что система оценки правоохранительных органов имеет ведомственный характер, основывающейся на статистической отчетности по определенному числу критериев без выведения интегрированного знаменателя. Характерно и то, что не определен механизм ответственности субъектов правоохранительной деятельности за неэффективное функционирование в рамках достижения конституционной цели.

Считаем, что состояние защищенности, её качество и характеристика должна обладать определенным перечнем критериев оценки. Последние должны соответствовать уровню и конкретно историческому этапу развития государства и общества. При этом они должны быть ранжированы и соподчиненны целям деятельности, т.е. обеспечению реальной защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

Существенное влияние на оценку деятельности правоохранительных органов и формирование общественного мнения оказывают средства массовой информации, которые, реализуя функции добычи, интерпретации и распространении информации, сами определяют критерии отборов и степень объективности, т.е. существенным образом влияют на общественное мнение. К сожалению, информация о деятельности правоохранительных органов подается как сенсационно негативное явление, основывающееся зачастую на отдельных фактах преступного поведения отдельных сотрудников. Такой подход является основой для негативных выводов о деятельности правоохранительных органов в целом, что в конечном итоге препятствует взаимопониманию и поддержке их деятельности со стороны населения. В этой связи считаем необходимым отметить, что критическое отношения и выявление недостатков значимы и необходимы для должного функционирования правоохранительных органов. Но так же объективно необходимо и участие средств массовой информации в деятельности по обеспечению правопорядка.

Общественное мнение является одним из сложных и важных социальных явлений, оказывающим влияние на процесс функционирования правоохранительных институтов. Изучению этого феномена посвящено множество работ философов, историков, социологов, психологов, юристов и т.д., в которых предметно исследуются различные аспекты, связанные с природой и условиями его формирования, влияние и его использование при принятии различных управленских решений и т.д. Вместе с тем, среди ученых имеется различные подходы как к определению этого понятия, так и к структуре и содержанию составляющих элементов. Полагаем, множество существующих дефиниций

рассматриваемого феномена можно объяснить его многоаспектностью и сложностью. Считаем, что общественное мнение основывается прежде всего на состоянии удовлетворенности условиями жизнедеятельности, а также возможности реализации интересов. При характеристике общественного мнения следует выделить некоторые его свойства, значимые для правоохранительной деятельности. В частности, оно охватывает значительную часть человеческого общества, может и должно является сигнальной информацией для различных институтов государства, связанной с социальными, экономическими и другими условиями и различными событиями. Социальная значимость правоохранительной функции формирует постоянный интерес и к правоохранительным органам.

Здесь следует отметить и то, что правоохранительные задачи многофункциональны, а их реализация возложена на систему соответствующих институтов государства, деятельность которых вследствие специфики работы не всегда может быть доступна для большинства населения. Следовательно, вопрос возможности обеспечения объективности и компетентности общественного мнения является сложно реализуемым. Хотя следует заметить, что компетентность в значительной степени связана с уровнем правовой культуры населения, полнотой его информирования, его участием в решении правоохранительных задач и т.д. Значимость общественного мнения состоит в том, что оно влияет на систему общественных отношений, являясь при этом ценностной основой для принятия различных управленческих решений. При условии постоянного полного и объективного изучения и анализа можно выявлять как насущные потребности, так и тенденции их развития, и тем самым моделировать различные процессы, связанные с осуществлением правоохранительных функций государства. Более того, можно с полной уверенностью заявить, что степень обязательного учета общественного мнения будет возрастать, кроме того, будет расширяться непосредственное участие населения в формировании правоохранительных институтов. Это позволит и дальше повышать активность населения в общественной жизни, ответственность субъектов правоохранительной системы непосредственно перед гражданами, формировать стабильные связи правоохранительных институтов с населением, преодолевать причины противостояния и т.д. Следует отметить необходимость законодательного закрепления порядка изучения и учета общественного мнения, определить механизмы, позволяющие обеспечить разделение полномочий между субъектами РФ, органами местного самоуправлениями и центром по вопросам, связанным с реализацией правоохранительной функции государства.

Отметим, что в мире имеется свыше двух десятков федеративных государств. Каждое из них имеет свою систему разграничений как предметов введения, так и полномочий. Опыт развитых стран с федеративной системой государственного устройства (ФРГ, США) свидетельствует, что ответственность за охрану правопорядка во многом возложена на местные органы власти, которые имеют в своем подчинении соответствующие полицейские подразделения. Местные органы власти и подчиненные им полицейские структуры наделены большой автономией. Это не означает отсутствия координации между полицейскими структурами и другими правоохранительными органами, скорее, наоборот, децентрализация руководства компенсируется расширением отдельных полномочий федеральных служб и координационных органов.

Модернизация правоохранительной деятельности во многом зависит от психологической готовности власти и её желания идти по пути преобразований по формированию реальной конкурентной среды во всей системе государственных и общественных отношений.

Практика социальных отношений свидетельствует о необходимости периодического проведения перестройки политических институтов государственной власти, адаптации их реальным процессам, протекающим как в обществе, так и в государстве. Настоящий период развития связан с глобализацией, взаимопроникновением правовых систем. Существенное влияние на перестройку всех систем политикоправовых отношений, по всей видимости, все больше будет оказывать повышение социальной активности населения, расширение информационного пространства и т.п.

Таким образом, на повестку дня встает вопрос политико-правого и политико-управленческого проектирования по совершенствованию деятельности государства в правоохранительной сфере. Это связано прежде всего с политико-правовым воззрением высшего политического руководства страны. Вместе с тем многогранность процесса, множественность субъектов, специфика деятельности, а также неоднозначные социально-экономические, политико-правовые и организационные проблемы создают большую сложность при выработке и реализаций государственной политики в названной сфере. Названные обстоятельства не исключают, а наоборот, формируют необходимость концептуального подхода в решении стоящих перед обществом правоохранительных проблем с целью повышения эффективности функционирования институтов государства, что в итоге обеспечит надежную защиту интересов людей и тем самым будет способствовать восстановлению общественного доверия населения к системе государственных органов страны.

Список литературы

1. Быков, Л. В., Кикотъ-Глухоедова, Т. В. Полицейская система современного демократического государства : монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 303 с.

2. Максимов, Л. Н. Совершенствование стиля управления в горрайорганах внутренних дел: организационный и правовой аспекты : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Акад. упр. МВД РФ. - Москва, 2007. - 22 с.

3. Римский, Л. Е. Совершенствование функциональной структуры системы управления органов внутренних дел: Организационные и правовые аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Акад. упр. МВД РФ. - Москва, 2006. - 26 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

4. Аврутин, Ю. Е., Кикотъ, В. Я., Сыдорук, И. И. Правопорядок: Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации : теоретическое административно-правовое исследование : монография / Моск. ун-т МВД России. Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2003 (ТУП ИПК Ульян. Дом печати). — 456 с.

5. Бугеяъ, Н. В. Обеспечение функционирования механизма управления органами внутренних дел (правовые, методологические и организационные аспекты) : монография. — СПб: СПб университет МВД России, 2000.

6. Зайков, А. Е. Равенство: новое содержание и заключение для современного общества и государства // Тосударство и право. — 2011. — № 2. — С.101—106.

УДК 342.9 И. В. Ильин*

Характеристика мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность

В статье рассматриваются вопросы применения мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность. Обосновывается необходимость введения административной ответственности потенциальных потерпевших за нарушение правил обеспечения безопасности.

Ключевые слова: меры административного принуждения, административная ответственность, нарушение правил обеспечения безопасности, охранительное предупреждение.

I.V. Ilyin*. Description of action of the administrative enforcement as a way of warning exposure to crime. This paper addresses the application of administrative coercion as a means of preventative impact on crime. The necessity of introducing the administrative responsibility of potential victims for violating security rules.

Keywords: administrative enforcement action, administrative responsibility, violation of safety rules, protective warning.

По мнению многих ученых, предупреждение преступности должно носить системный характер. Так Т.М. Миньковский полагает, что предупреждение преступности — это многоуровневая система мер государственного, общественного и государственно-общественного характера, устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих (ослабляющих, ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической перспективе — ликвидацию преступности [1, с. 161].

Т.Н. Т оршенков считает, что предупреждение преступлений — это сложная система сдерживающего или упреждающего воздействия на криминогенные явления, процессы (факторы), преследующие цели: а) снижения их криминогенного эффекта вплоть до полного устранения или нейтрализации; б) создания таких условий, которые бы исключали возможность возникновения таких явлений, процессов [2, с. 53].

По мнению профессора Л. Д. Таухмана, предупреждение преступности — это многообразная, многоаспектная, многоуровневая практическая деятельность многочисленных и разнообразных государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан, направленная на воспрепятствование совершению преступлений, в т.ч. и на устранение их причин и условий [3, с. 12].

Аналогичные определения содержатся и в трудах других ученых [4]. Сложно спорить с тем, что основным направлением в системе предупреждения преступности является криминологическое воздействие на ее детерминанты. Некоторые авторы видят в качестве эффективного способа профилактики применение уголовного наказания, выполняющего функцию общей и частной превенции. В то же время результативность предупредительного воздействия на преступность во многом зависит от использования всех его направлений.

Так, Е.Н. Пашкова считает вполне очевидным, что одними мерами уголовно-правового характера должного влияния на стабилизацию обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков и предупреждение преступлений, совершаемых на ее почве, не добиться. Поэтому автор предлагает совершенствовать в этой области меры административно-правового воздействия [5, с. 5].

А.И. Алексеев полагает, что посредством мер административного принуждения должна осуществляться как ранняя профилактика, так и непосредственная [6, с. 11].

* Ильин, Игорь Вячеславович, ведущий научный сотрудник Филиала ФТКУ «ВНИИ МВД России» по ПФО, доктор юридических наук, доцент.

* Ilyin, Igor Viacheslavovich, senior researcher branch FGKU «Research institute of the Russian interior ministry» on the PFD, LL.D., associate professor.

© Ильин И.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.