Научная статья на тему 'Значение семьи в развитии и воспитании ребенка'

Значение семьи в развитии и воспитании ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / CHILD DEVELOPMENT / FAMILY EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина А.С.

В статье рассматривается роль и значение семьи в развитии и воспитании ребенка. Показана значимость семейного воспитания в современном обществе. Рассмотрены функции и негативные факторы семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of the family in the development and education of the child

The article discusses the role and importance of the family in the development and education of the child. The importance of family education in modern society. The functions and negative factors of family education.

Текст научной работы на тему «Значение семьи в развитии и воспитании ребенка»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 724-729

Значение семьи в развитии и воспитании ребенка А.С. Москвина

Московский Государственный Областной Университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А Moscow State Regional University

Radio str. 10А, Moscow 105005 Russia; e-mail: anna.moskvina@list.ru

Ключевые слова: воспитание, семья, ребенок, развитие, семейное воспитание, общество.

Key words: education, family, child development, family education , society. Резюме: В статье рассматривается роль и значение семьи в развитии и воспитании ребенка. Показана значимость семейного воспитания в современном обществе. Рассмотрены функции и негативные факторы семейного воспитания.

Abstract: The article discusses the role and importance of the family in the development and education of the child. The importance of family education in modern society. The functions and negative factors of family education. [Moskvina A.S. The value of the family in the development and education of the child]

Что такое воспитание? В толковом словаре Ожегова дано определение: «Воспитание - это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой, проявляющиеся в общественной жизни» (Ожегов, 2000).

Кто, как не близкие и родные люди, могут помочь, понять, направить подрастающее дитя? Многое зависит от семьи, от нравственных норм поведения самих родителей и от желания вырастить хорошего человека.

Семья является главным фактором и условием развития ребенка, поскольку отсюда начинается жизнь каждого из нас. Рождаясь в определенной семье, каждый из нас именно в семье получает первые сведения об окружающем мире, учимся первым шагам, первым словам, первым «нельзя» и «можно». Уже только это формирует уже у нас первые наши положительные или отрицательные эмоции.

Семья - самый важный фактор, влияющий на эмоциональное становление ребенка. Проблема нарушения восприятия мира, а конкретнее эмоционально-волевой сферы, зависит от родителей, которые должны принимать и понимать

потребности ребенка в переживании эмоций. Сегодня очень многие родители интересуются прежде всего не своими детьми, а больше собой - учеба, карьера, мода, увлечения и т.д. Ребенок копирует поведение своих мам и пап, учится у них. И если родители не занимаются ребенком, относятся попустительски, например, не общаясь с ребенком, не читая книг ему, а вместо этого включают телевизор, нанимают нянек и т.п., то и ребенок растет «запущенным», где основное влияние могут оказать очень негативные факторы, которые скажутся на его нравственном воспитании, да и вообще, на всей дальнейшей судьбе как личности. В нашем современном мире очень много «гаджетов». Дети проводят огромное количество времени у компьютеризированной техники. Но существует две стороны. С положительной стороны они черпают полезную информацию, расширяют свой кругозор. А с отрицательной- отсутствие общения с родителями и сверстниками в реальной жизни. Мы часто заняты своими делами, строим карьеру. А ведь могли бы уделять время своему ребёнку. Многие родители довольны, когда их чадо сидит за компьютером и не задаёт лишних вопросов. Это огромная ошибка! Именно в этих вопросах и заключается познание окружающего мира, а кто, как ни мы, объясним им понятным языком. А какие игры сегодня наиболее популярны? Стратегии, стрелялки. Агрессия переходит из виртуального мира в реальную жизнь. Дети становятся эмоционально неустойчивыми.

Рассмотрим основные негативные факторы семейного воспитания:

- преобладание материальных ценностей;

- бездуховность родителей;

- авторитаризм или безграничный либерализм;

- безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

- отсутствие нормального психического климата;

- фанатизм в любых его проявлениях;

- противоправное поведение взрослых (Маленкова, 2004:

184).

Ребёнок, изначально, словно чистый лист, на котором со временем появляются отпечатки семейного поведения и окружающей среды. Даже на просьбу поделиться игрушкой или

конфеткой можно разглядеть начальные навыки воспитания. Многие думают, что в возрасте двух-трёх лет дети ещё маленькие, ничего не понимают. На наш взгляд, они тонкие психологи. С детства малыши замечают, что когда они плачут, родители пытаются их всячески успокоить. Рассмотрим пример похода по магазинам. Если мы отказываемся купить игрушку по какой-либо причине, тут же идёт ответная реакция от малыша-плач. В этот момент ребёнок понимает, его сейчас начнут успокаивать, возможно, он настоит на своём. Как же поступить в такой момент? Родители должны иметь свою твёрдую позицию. Ведь именно с таких мелочей и начинается воспитание.

В наше общество глубоко проникли социальные пороки: алкоголь, сигареты, наркотики. Дети не изолированы от этих проблем. Печально, когда ребёнок видит в семье курящую маму, пьющего отца. Светлые идеалы родителей разрушаются в сознании малыша. Ребёнку дают неправильную установку морально-нравственных норм.

Еще одной причиной, конечно же, связанной с семейным воспитанием, является проблема общения со сверстниками. Из-за неправильных «наставлений» родителей, ребенок может так и остаться «в стороне» от других детей, что вызовет в нем печаль, отчужденность, нелюбовь к миру, и все это может перейти в неограниченную агрессию или наоборот в угнетенное, плаксивое состояние. Надо отметить, что нерешенные проблемы в детстве, на начальных стадиях, будут отражаться в других сложных периодах взросления ребенка, подростковом возрасте, например. Здесь более явно будет выражены агрессии, страх, тревоги.

Семейное воспитание - это сложная вещь, но если двигаться в нужном направлении, то всё получится. Ребёнок как зёрнышко, посаженное в землю. Если за ним следить и ухаживать, то вырастает отличный колосок. Многое, конечно, зависит от родителей, но и от окружающей среды.

На сегодняшний день, родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля воспитания своих детей,

особенно в таких меняющихся условиях.

Прежде всего родители - это пример для подражания и несмотря на заботы, необходимо найти время для общения и игр с детьми, они не должны никогда не отмахиваться от трудностей, а помогать найти выход и поддерживать детей.

На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи, основные из них таковы:

- функция общения, возникающая задолго до образования

семьи;

- функция организации быта и ведения хозяйства;

- функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;

- функция организации досуга;

- функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи;

- функция продолжения рода - рождения и воспитания детей (Маленкова, 2004: 174).

Поговорим, о нормах и запретах поведения в семье, которые помогают ребенку расти в спокойной и доброй атмосфере.

Во-первых, малыш должен видеть и чувствовать любовь и уважение родителей не только к себе, но и друг к другу. Если мама и папа ругаются между собой, ребенок ощущает это. Он плохо кушает, плохо спит, следовательно, это плохо отражается на его психоэмоциональном состоянии.

Во-вторых, в присутствии ребенка не должно возникать конфликтов и противоречий. Это касается воспитания, обсуждения проблем и людей. Например, папа сделал замечание ребенку или наказал его, а мама с этим не согласна. После обсуждения проблемы мы делам вывод кто был прав, таким образом, мы лишаем малыша возможности видеть наши противоречия и он не сделает вывод, что мама хорошая, а папа плохой (или наоборот), воспринимает родителей равноправными и единодушными в своих поступках и решениях.

Что касается людей, то их нельзя обсуждать при ребенке. Если для взрослого высказать свое мнение о человеке

естественно, то для ребенка это проблема. Он может просто сказать - нравиться ему человек или нет на уровне ощущений и поведения конкретной личности по отношению к малышу, но малыш не может судить объективно, поэтому чужую точку зрения (мамы или папы) принимает за аксиому и у маленького человечка появляется предвзятое мнение.

Ни в коем случае нельзя обсуждать при ученике его учителя, воспитателя, даже если, по мнению родителей, он не прав! Авторитет учителя должен быть непререкаемый. Это поможет ребенку в учебе и в восприятии правил, которые внушает учитель. Если авторитет учителя упал, ничего хорошего не будет. Ребенок перестанет воспринимать все, что он говорит, считая это не верным.

Нельзя нецензурно выражаться в присутствии детей и обзываться на них. Ненормативная лексика вообще должна исключаться из дома, где есть дети. Что же касается обзывания, то на неустойчивую детскую психику они действуют ужасно -вызывают комплексы и неуверенность в себе, занижают самооценку ребенка.

За правду не ругают. Мы стараемся объяснить детям, что в проступке лучше признаться самому и сразу, чем скрывать и заметать следы, ведь рано или поздно правда откроется и тогда придется отвечать в двойне.

У детей должны быть свои обязанности. Глупо требовать от ребенка выполнения взрослой работы, приучать к помощи по дому необходимо.

В семье должны быть традиции. Это может быть все, что угодно: наряжать вместе елку, накрывать праздничный стол, придумывать смешные и трогательные подарки друг для друга, играть в настольные игры, собирать конструктор, а летом ездить на природу. Семейные традиции очень сплачивают и помогают детишкам полноценно и разносторонне развиваться.

На самом деле правил очень много, самое главное не забывать о том, что дети - это личности, со своими характерами, взглядами и понятиями. Нельзя ставить их в жесткие рамки правил и требований, нужно найти подход и общий язык с малышами, важно не подавлять их, а помогать развиваться!

От того, в какой семье мы росли, зависит все наше

дальнейшее будущее, потому что это накладывает определенный отпечаток на всю нашу жизнь. Уже давно известно психологам, что пережитые в раннем детстве стрессы, а они в основном происходят в семье, влияют на развитие человека, на его отношение к миру, взаимоотношения с людьми, ну и самое главное, что в большинстве случаев мы строим свою уже семью наподобие той, которая была в детстве.

Воспитание - это огромная отдача как физических, так и духовных сил со стороны родителей и окружающих их людей.

Семья является важнейшим фактором развития и воспитания ребенка. Это самая первая воспитательная среда, которую встречает на своем пути при рождении человек. От условий и обстоятельств семьи, какая она, зависит будущее ребенка, а в дальнейшем и судьба человека. Очень важно осознавать необходимость и важность семьи как главного фактора в развитии и воспитании ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Бойко И.Н. 2015. Устное народное творчество как средство формирования развития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4, № 1, 2015: 5-11. Маленкова Л.И. 2004. Теория и методика воспитания. Учебник. М.:

Педагогическое общество России. 480 с. Ожегов С.И. 2000. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник. 940 с.

Получена /Received: 26.10.2015 Принята/Accepted: 30.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.