Научная статья на тему 'Семья как субъект педагогического взаимодействия и формирования девиантного поведения личности'

Семья как субъект педагогического взаимодействия и формирования девиантного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
368
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / FAMILY CONFLICTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кундозёрова Людмила Ивановна

Раскрыта сущность семьи как социальной системы, описаны типы и функции семьи; рассмотрены цели, принципы и содержание воспитания в семье, стили семейного воспитания, влияющие на формирование девиантного поведения; представлена классификация и признаки семейных конфликтов, влияющих на возникновение и проявление девиантного поведения а также подходы к их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family as subject of pedagogical interaction and formation of deviant behavior of the personality

The essence of a family as social system is opened, types and family functions are described; the purposes, the principles and the content of education in a family, the styles of family education influencing formation of deviant behavior are considered; classification and signs of the family conflicts influencing emergence and manifestation of deviant behavior and also approaches to their permission is presented.

Текст научной работы на тему «Семья как субъект педагогического взаимодействия и формирования девиантного поведения личности»

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Penal pedagogics

УДК 37.018.1; 376.58

Л. И. Кундозёрова СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

L. I. Kundozyorova FAMILY AS SUBJECT OF PEDAGOGICAL INTERACTION AND FORMATION OF DEVIANT BEHA VIOR OF THE PERSONALITY

Раскрыта сущность семьи как социальной системы, описаны типы и функции семьи; рассмотрены цели, принципы и содержание воспитания в семье, стили семейного воспитания, влияющие на формирование девиантного поведения; представлена классификация и признаки семейных конфликтов, влияющих на возникновение и проявление девиантного поведения а также подходы к их разрешению.

The essence of a family as social system is opened, types and family functions are described; the purposes, the principles and the content of education in a family, the styles of family education influencing formation of deviant behavior are considered; classification and signs of the family conflicts influencing emergence and manifestation of deviant behavior and also approaches to their permission is presented.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание; стили семейного воспитания и семейные конфликты, влияющие на формирование различных акцентуаций характера и проявление дезадаптивного поведения.

Key words: family, family education; styles of family education and the family conflicts influencing formation of various aktsentuation of character and manifestation of dezadaptivny behavior.

Пониманию причин возникновения девиантного поведения личности автору помогли многолетние теоретические исследования и экспериментальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детских домах, домах-интернатах, их родителями (у социальных сирот были родители), воспитателями, с обучающимися общеобразовательных школ и лицеев и учителями, аспирантами и соискателями вузов.

В системе наук, рассматривающих клинические, генетические, криминалистические, психологические и социальные факторы и причины возникновения девиантного поведения, роли семьи отведено скромное место. Между тем, человек рождается в семье, становится личностью в процессе семейного воспитания и первые признаки проявления девиантного (отклоняющегося, асоциального, антисоциального, делинквентного) поведения наблюдаются в семье.

Семья (англ. family, от лат. familia) - малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Семья - социальный институт самовоспроизводства общества.

На рис. 1 показаны различные подходы к классификации типов

семей.

Рис. 1. Типологии семьи

Различают следующие типологии семьи:

- по форме брака - моногамные, состоящие из двух брачных партнеров, и полигамные, в которых один из супругов имеет несколько брачных партнеров;

- по полу супругов - однополые и разнополые;

- по составу:

простая, нуклеарная (от лат. nucleus «ядро») - одно поколение, представленное родителями (родителем) с детьми или без;

элементарная - три члена семьи (муж, жена, ребёнок) (полная -есть оба родителя, неполная - один родитель с детьми);

составная - полная семья с несколькими детьми;

сложная (расширенная, патриархальная) - большая семья из нескольких поколений;

- по количеству детей - бездетные (инфертильные) семьи, семьи с одним, двумя , тремя и более детьми;

- по иерархии влияния

традиционная (авторитарная) - семья с главенством одного из супругов (глава патриархальной семьи - муж, матриархальной -

жена);

демократическая (партнёрская) - семья, в которой оба супруга имеют равные права, обязанности и ответственность, функциональные роли являются гибкими и распределяются с учётом интересов всех членов семьи;

эгалитарная (эквивалентная, равноправная) - как правило, молодая семья без детей, в которой ещё не сложилось чёткое распределение ролей и обязанностей; может трансформироваться в традиционную или демократическую;

- по месту человека в семье: родительская (семья, в которой человек рождается) и репродуктивная (семья, которую человек создаёт сам);

- по степени социальной однородности (возраст, национальность, уровень образования, профессия, уровень доходов и т. д.) - гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.

Функции семьи:

- репродуктивная - деторождение;

- образовательно-воспитательная - семейное воспитание и первичная социализация детей;

- коммуникативная - общение, необходимое всем членам семья для развития личности и духовного взаимообогащения;

- рекреативная (от лат. recreatio - восстановление) - семейный отдых и досуг как средство восстановления физических и психических сил, потраченных в трудовом/учебном процессе;

- психотерапевтическая - забота о здоровье и благополучии членов семьи, удовлетворение потребностей в принадлежности, любви, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке;

- социально-статусная - распределение социальных ролей между членами семьи, воспроизводство социальной структуры общества;

- нормативно-регулятивная - регламентация поведения, прав, обязанностей, ответственности, обязательств членов семьи;

- хозяйственно-экономическая - экономическая и хозяйственно-бытовая деятельность семьи;

- регенеративная (от лат. regeneratio - возрождение, возобновление) - продолжение рода, передача по наследству новому поколению статуса, социального положения, фамилии, имущества и т. д.

Семейное воспитание: цели, принципы, содержание

Семейное воспитание (англ. parenting) - это осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического,

эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка от младенчества до зрелого возраста.

Семейное воспитание обычно осуществляется биологическими родителями ребёнка; в воспитании осиротевших или брошенных детей принимают участие общество и государство посредством института приемной семьи и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С точки зрения развития наиболее важной функцией семьи в любом обществе является забота о детях и их социализация. Социализация - это процесс, посредством которого дети приобретают убеждения, мотивы, ценности и поведение, являющиеся общепринятыми и значимыми с точки зрения старших членов общества.

Задачи социализации:

- регулирование поведения детей и контроль их нежелательных импульсов;

- содействие личностному развитию индивидуума -взаимодействуя с другими, дети осваивают культуру общества, приобретают знания, навыки, мотивы и стремления, которые позволяют им адаптироваться и эффективно функционировать в данном обществе;

- сохранение социального порядка - должным образом социализированные дети становятся компетентными, адаптивными взрослыми, которые передадут опыт своим детям.

Семья как социальная система (состоящая из трёх или более членов) представляет сложную сеть взаимосвязей, взаимодействий и паттернов влияний, которые постоянно эволюционируют (рис. 2). Прямые воздействия - это воздействия, при которых любые два члена семьи влияют друг на друга и подвергаются влиянию со стороны друг друга. Косвенные воздействия - это воздействия, при которых взаимосвязи между двумя членами семьи изменяются под воздействием поведения или отношения третьего члена семьи.

Рис. 2. Модель семьи как социальной системы

Цели семейного воспитания - это ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми.

Выделяют три типа целей семейного воспитания:

- цели, ориентированные на взаимоотношения между родителями и детьми;

- цели, ориентированные на родителей (краткосрочные цели, как правило, связанные с утверждением власти);

- цели, ориентированные на ребенка (долгосрочные цели, связанные с объяснением, убеждением, обоснованием чего-либо);

Принципы принятия решений в процессе семейного воспитания:

- всегда учитывать, насколько важным является принятое решение для ребёнка и семьи;

- думать о том, чтобы принятое решение предоставляло ребёнку образовательные возможности;

- обеспечить, чтобы принятые важные решения неукоснительно выполнялись членами семьи, заинтересованными в результатах;

- уделять особое внимание исполнению важных решений, вызывающих сопротивление со стороны детей;

- стремиться к созданию общих интересов, чтобы дети понимали и разделяли общие цели семьи;

- вовлекать детей в принятие решений необходимо, даже если их вклад в решение несущественен;

- вовлекать детей в улучшение качества решений, когда требуются их взгляды и знания по проблеме;

- вовлекать всех членов семьи в улучшение качества решений, когда требуется осмыслить и рассмотреть сложную проблему;

- оценивать принятие решений в семье на соответствие указанным принципам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Названные принципы принятия решений в семье опираются на следующие положения:

- не существует стиля принятия решений, универсально подходящего ко всем семейным ситуациям;

- ни один стиль принятия решений не может по существу быть лучше других;

- эффективные родители и воспитатели адаптируют свой стиль в соответствии с природой решаемого вопроса, уровнем развития и характеристиками вовлечённых в принятие решений детей;

- любая ситуация может быть оценена для определения наиболее подходящего стиля принятия решения;

- эффективное принятие решений родителями включает подготовку для адаптации различных стилей принятия решений;

- эффективное принятие решений родителями - это компетенция, которую можно приобрести.

На рис. 3 представлены основные функции родителей и соответствующие им роли, используемые в воспитании детей.

Родитель соучаствует

"Мы принимаем решения, опираясь на наши идеи"

С л

Родитель консультирует

"Я принимаю решения опираясь на наши идеи"

V_J

Родитель делегирует

"Вы принимаете решения, опираясь на ваши идеи"

Родитель руководит

"Я принимаю решения, опираясь на мои идеи" \_/

Руководитель Спрашивающий

Я решаю проблему или принимаю Я получаю любую необходимую

решение, опираясь на информацию, информацию от детей и затем решаю

которая у меня уже имеется проблему.

Личный коуч Я делюсь проблемой с каждым ребенком индивидуально, собираю их идеи и предложения, а затем принимаю решение Коуч семьи Я делюсь проблемой с детьми на семейном совете, собираю их идеи и предложения, а затем принимаю решение

Лидер Я делюсь проблемой с детьми. Я лидирую и направляю дискуссию. Вместе мы предлагаем и обсуждаем варианты решений для достижения согласия Равный Я делюсь проблемой с детьм, но не выполняюю функции лидера, позволяя им принимать эту роль. Вместе мы предлагаем и обсуждаем варианты решений для достижения консенсуса.

Координатор Я предоставляю детям релевантную информацию, задаю цели и основные правила. Я прошу предоставлять отчеты о прогрессе иделегирую ответственность в решении проблем. Аудитор Я предоставляю детям полную ответственность в решении проблем. Они возврашаются ко мне, нюгда считают, что выполнили задачу. Любое принятое ими решение обеспечивается моей полной поддержкой.

Рис. 3. Функции и роли родителей в воспитании

Стили взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребёнку.

Выделяют два аспекта семейного воспитания, которые являются особенно важными в детском и подростковом периоде развития ребёнка: одобрение/чувствительность и требовательность/контроль родителей.

Одобрение/чувствительность означает величину поддержки и любви, показываемой родителями. Родители, характеризуемые как одобряющие и чувствительные, часто улыбаются, хвалят, поощряют своих детей, относятся к ним с теплотой, хотя могут и критиковать их за плохое поведение. Напротив, менее одобряющие и относительно бесчувственные родители часто резки в критике, унижают, наказывают или игнорируют ребёнка; они редко общаются с детьми, которых ценят или любят.

Требовательность/контроль означает величину регуляции и надзора родителей за детьми. Контролирующие/требовательные родители ограничивают свободу поведения детей, устанавливая множество требований и активно инспектируют их поведение для

обеспечения выполнения всех правил. Менее

контролирующие / требовательные родители выдвигают меньше требований и дают детям большую свободу в принятии решении об их собственной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Характеристики позитивных стилей семейного воспитания

Образ или метафора

Отношения родителей

Отклик ребёнка

Демократический и поощряющий

Ребёнок рассматривается как равный,

интегрированная часть семьи, кооперативный, вносящий свой вклад. Он любим и принимаем. Ребёнку ставятся посильные задачи развития и разрешается развиваться в индивидуальном темпе.

Принимают уникальность ребёнка. Дают любовь, уважение, ощущение

равноправия. Поощряют развивать способности и исправлять ошибки.

Направляют ребёнка на осознание важности его участия в семейных взаимоотношениях.

Чувство защищённости, любви и принятия. Опыт использования собственных сил в преодолении трудностей. Находит удовлетворение в достижениях и участии. Не боится пытаться и ошибаться. Видит мир безопасным и

дружеским.

Сверхпотакающий

Ребёнок получает всё, что захочет. Ребёнок пассивен, скучает и не удовлетворён ничем, что ему дают.

Осыпают ребёнка

подарками, привилегиями, услугами, не заботясь об актуальных потребностях ребёнка.

Ребёнок скучает, безразличен. Он теряет инициативу и спонтанность. Ожидает, что ему «всё дадут». Видит взрослых как поставщиков удовольствий и комфорта._

Сверхпокорный

Ребёнок сидит властно на троне, возведённом

родителями, которые низко кланяются. Ребёнок

активен, импульсивен и требователен.

Смиряются с капризами, требованиями, темпераментом и

импульсивностью ребёнка. Делают ребёнка главным и становятся «рабами» или «слугами». Не могут сказать «нет».

Ребёнок настаивает на выполнении всех его требований.

Демонстрирует вспышки гнева, игнорирует права других, не понимает ограничений.

Сверхпринудительный

Ребёнок как дрессируемая собака или упрямый осел. Цикл «давление-

сопротивление».

Постоянное руководство и надсмотр. Бесконечное инструктирование и

постоянные напоминания. Чрезмерные ограничения, тенденции к муштре.

A. Подчинение: подчиняется руководству, беспрекословное подчинение.

Б. Активное

неповиновение: открытое неповиновение, словесный отказ.

B. Пассивное сопротивление: отлынивание, мечтания,

забывание, скрытое, хитрое сопротивление.

Перфекционистский

Ребёнок непрерывно бежит, пытаясь бежать быстрее, но никогда не заканчивает гонку. Финишная линия продолжает отодвигаться. Он постоянно пытается совершенствоваться. Принимают ребёнка, только если он добьется совершенства. Очень высокие стандарты, которые невозможно достичь. Чрезмерная борьба и озабоченность результатами. Не удовлетворяя стандартам, чувствует себя недостойным, может сдаться (или развить такие физические симптомы, как язва).

Чрезмерно ответственный

Ребёнок - гигант, на плечах которого лежит чрезмерная ответственность, ничего кроме работы и ответственности. Родители нагружают ребёнка ведением домашнего хозяйства, заботой о младших детях и другими обязанностями из-за экономической ситуации, личных проблем, смерти или болезни родителя. Ребёнок может нести обузу с обидой, что теряет нормальные беззаботные детские развлечения.

Таблица 2

Характеристики негативных стилей семейного воспитания

Образ или метафора Отношения родителей Отклик ребёнка

Пренебрежительный

Ребёнок выгнан из теплого дома в холодную ночь, дрожит от холода, глядя в окно. Он был наказан. Родители часто отсутствуют или заняты делами. Родители загружены работой, нищетой, богатством, алкоголизмом, разводом или болезнью. Никто не устанавливает ограничений. Эмоциональное пренебрежение. Ребёнок лишён возможности формировать близкие отношения. Никогда не испытывает чувство, что кто-то о нём заботится, он сам по себе. Отсутствующий родитель может идеализироваться в образ святого суперчеловека.

Отвергающий

Человек - колючий кактус, который, однако, имеет мягкий, зависимый, скрытый центр. Он до боли самоизолирован. Ребёнку отказывают в принятии, относятся как к помехе или обузе. Родители скорее всего тоже были отвергнуты в детстве. Причина - насильственный брак или деформации детства. Воспринимает себя изолированным и беспомощным. Чувствует глубокую боль. Могут развиваться чувства жестокости, враждебности, тревоги и страдания от самоуничижения.

Карательный

Галерный раб, безжалостно мучаемый хозяином Часто объединяется со сверхпринудительным и перфекционистским стилями. Жаждет возмездия. Может чувствовать вину и считать себя плохим. Ненавидит

галеры. Чувства несправедливости, беспомощности, жажда мести. Физические наказания часто рассматриваются необходимыми для поддержания дисциплины или обучения. Родитель может изливать враждебность и агрессию на ребёнка. наказывающего родителя. Может лгать, чтобы избежать наказания. Может бояться собственных побуждений мести.

Ипохондрический

Вечный пациент, постоянно волнующийся о здоровье. Внимание сфокусировано на функциях и органах тела. Тревожность, страх, атмосфера больничной палаты. Ребёнок может держаться дома подальше от школы во избежание проблем. Ребёнок освобождается от работы по дому и выполнения школьных заданий. Культивирует сочувствие и снисходительность родителей. Симулирует симптомы болезни. Может освобождаться от простых задач.

В таблице 3 представлены зависимости между стилем заботы родителей о ребенке, типом его привязанности к родителям, который складывается под воздействием отношения родителей к нему, а также стиль его привязанности к другим людям во взрослой жизни.

Таблица 3

Привязанность в корреляции со стилями заботы родителей

Детская привязанность Стиль заботы родителей Стиль взрослой привязанности

Тип А. Избегание / Тревожная привязанность. Непрочная привязанность «ребёнок - воспитатель», характеризующаяся слабым протестом против разлучения и тенденцией ребёнка избегать или игнорировать воспитателя. Холодный / отверженный - - она/он довольно холодны и отдалены, или отвержены, не очень чувствительны; - я не являюсь её/его высшим приоритетом, её/его интересы часто связаны с другими; - возможно, что она/он вскоре меня бросит. Не откликается на нужды ребенка. Избегающий - - мне дискомфортно испытывать близость с другими; - мне трудно им доверять, трудно позволить себе зависеть от них; - я нервничаю, когда кто-то становится слишком близким, и часто партнеры хотят от меня большей интимности в отношениях.

Тип В. Прочная привязанность. Привязанность «ребёнок -воспитатель», в которой ребенок принимает взаимодействие с близким и использует его как гарантию безопасности при изучении окружения. Тёплый / чувствительный - - она/он в основном теплы и чувствительны; - она/он хорошо знают когда мне необходима поддержка и позволяют мне что-то делать самому; - наши взаимоотношения комфортны, и у меня Уверенный - - мне относительно легко сближаться с другими, и я не чувствую дискомфорта зависимости от них и их зависимости от меня; - меня нечасто беспокоят чувство брошенности или чрезмерной близости с кем-то.

нет жалоб и претензий по этому поводу.

Тип С. Устойчивая / противоречивая привязанность. Непрочная привязанность «ребёнок - воспитатель», характеризующаяся сильным протестом против разлучения и тенденцией ребёнка сопротивляться контакту с воспитателем, особенно после разлучения. Противоречивый / неустойчивый - - она/он заметно непостоянны в её/его реакциях ко мне, иногда теплы, а иногда и нет; - она/он имеют собственные планы, которые иногда препятствуют её/его восприимчивости и реагированию на мои нужды; - она/он определённо любят меня, но не всегда должным образом это показывают. Беспокойный / неустойчивый - - я нахожу, что другие неохотно идут на близкий контакт со мной, как я бы хотел; - я часто беспокоюсь о том, что партнер не любит меня или не хочет быть со мной; - я хочу полностью слиться с другим человеком, и это желание иногда отпугивает людей.

Семейные конфликты и стили разрешения семейных конфликтов

На рис. 4 показаны классификации семейных конфликтов по различным основаниям.

Острые

По субъектам

Между родителями и детьми

Между

родственниками (Ценностные

Позиционные

V

Слабые

(незначителен ые)

Конструктивные

Неконструктивные (деструктивные)

Открытые Скрытые

По результатам

По поведению участников

По степени острот противоречий

Сексуальные

Эмоциональные

Хозяйственно-экономические

Недовольство

Разногласие

ы Противодействие

Раздор

Вр ажда

Война

Рис. 4. Классификация семейных конфликтов

Проблемы в отношениях между родителями и детьми могут быть результатом таких нарушений в семье, как развод, болезнь, безработица, переезд, смерть или других социальных факторов, которые влияют на функционирование семьи. По степени тяжести нарушения в семье могут быть лёгкими, средними, тяжёлыми; по времени протекания - острыми или хроническими. Причинами конфликтов являются различные формы пренебрежения, жестокого обращения в поведении родителей и других

лиц в семье или вне семьи. В результате конфликта у ребёнка возникают чувства отчуждённости, гнева, боли, растерянности недоверия. Отчуждение приводит к сопротивлению установленным правилам, отказу от участия в семейных делах, незаинтересованности в решении семейных вопросов, манипулятивному поведению, пассивному или агрессивному ответу, особенно когда родителей игнорируют или отрицают желания ребёнка .Семейный конфликт может быть вызван действиями родителей по привлечению внимания ребёнка, насаждению родительского авторитета, попытками контролировать ребёнка. Часто конфликты возникают на почве воспитательных воздействий. Если родители не владеют методами семейного воспитания, повседневные конфликты становятся основой формирования девиантного поведения.

Основные симптомы (признаки) семейного конфликта, влияющих на формирование девиантного поведения:

эмоциональные:

- высокая тревожность, которая направляет ход мыслей индивидуума;

- неуместное выражение гнева в форме словесных или физических вспышек или пассивной агрессивности, которое используются для наказания или контроля других;

- стрессовые состояния, вызванные другими социальными или медицинскими факторами, влияющими на эмоциональное состояние каждого члена семьи;

- взаимоотношения членов семьи окрашены смешанными чувствами - притуплёнными, неустойчивыми;

- грусть, печаль, обида, боль и различного уровня нерешённые эмоциональные проблемы;

- страх одиночества;

- путаница в отношении ролей и границ влияния;

- обида на неисполнение ребёнком родительских ожиданий;

- фрустрация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- апатия, беспомощность, неверие в возможность изменений;

- двойственность отношений между членами семьи;

- чувство вины;

когнитивные:

- когнитивные искажения, стереотипизация, ошибочные убеждения, иррациональное мышление, передающиеся от поколения к поколению в данной семье;

- дихотомическое (поляризованное) мышление по типу «или-или», склонность мыслить крайностями, делить события, людей, поступки на две противоположные категории при отсутствии промежуточных значений; выражается в завышенном уровне ожиданий родителей, высокой требовательности, постоянной критике, фиксации внимания на ошибках, неудачах ребёнка;

- гипертрофированная реакция на события, обусловленная эмоциями, а не реалистической оценкой;

- историческая проекция - использование опыта прошлых взаимоотношений как обоснования поведения в будущем; проекция, как правило, является сверхобобщённой и предвзятой;

- упрощённый, негибкий взгляд на проблему, а также мотивы и поведение других;

- идеализированные представления о том, какими должны быть дети/родители и как они должны себя вести;

поведенческие:

- противоборство между родителями, пытающимися контролировать ребёнка, и детьми, борющимися за свою независимость;

- отстранённость родителей, приводящая к попыткам ребёнка привлечь их внимание своими достижениями или различными формами неповиновения;

- трудности родителей в установлении чётких и последовательных требований и дисциплины вследствие пассивного или открытого неповиновения со стороны ребёнка;

- исчезновение чёткой иерархии во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, смешивание ролей воспитателя и воспитуемого;

- решение проблем осуществляется путём взаимных угроз, требований, манипулирования; в центре внимание - упрочение власти и выигрыш в споре;

- дефицит общения между членами семьи, неуважительное отношение друг к другу;

- изменение поведения и отношения между двумя членами семьи под воздействием поведения или отношения третьего;

- отсутствие или слабая дифференциация взаимоотношений между членами семьи, приводящая к неспособности эффективно предотвращать и разрешать семейные конфликты;

- принятие конструктивных решений становится вторичной целью по отношению к поддержанию сложившихся взаимоотношений в семье или причинению эмоциональных страданий, и выражается в гипертрофированных эмоциональных реакциях;

духовные:

- слабая иерархическая система воспитания, где отец в роли духовного лидера семьи является неэффективным, безвольным или отсутствует;

- отец подаёт плохой пример управления семьей и задаёт дисфункциональный эмоциональный тон в общей системе семьи;

- родители, особенно отец, пресекают и раздражают (озлобляют) детей;

- родители не могут адекватно привить детям уважение к родителям, старшим членам семьи и другим людям;

- в общении членов семьи превалируют раздражение, споры, лживые заявления, унижение достоинства другого, игнорирование чужого мнения;

- родители редко обсуждают с детьми нравственные ценности и модели поведения;

- родители не могут дисциплинировать детей;

- дети негативно относятся к дисциплине и не соблюдают её, считая несправедливой и ненужной карательной мерой;

- дети легко проявляют девиантное поведение;

- дети намного охотнее подвергаются внешним воздействиям со стороны сверстников и субкультур, чем со стороны родителей;

- взаимоотношения родителей и детей, приносящие эмоциональную боль, не могут быть изменены без квалифицированной помощи (психолога, психотерапевта);

социальные:

- отчуждённость родителей приводит к попыткам ребёнка привлечь их внимание неповиновением, дистанцированием (вызвать негативную реакцию) или успехами в учёбе (вызвать позитивную реакцию);

- родители поглощены собой, работой или социальной жизнью в ущерб времени, проводимом с детьми и их интересам;

- стрессовые перегрузки членов семьи из-за отсутствия одного родителя, графика работы, хронических заболеваний, злоупотребления алкоголем и наркотиками;

- эмоциональное, физическое или сексуальное насилие над детьми со стороны членов семьи или внешнего окружения;

- слишком слабый/жёсткий контроль ребёнка родителями;

- семейные секреты (например, связанные с проблемами супружеских взаимоотношений, состоянием здоровья, отсутствием родителя), в которые ребёнок не посвящён, и которые в семье не обсуждаются;

- отсутствие родителя, с которым ребёнок стремится установить взаимоотношения;

- перекладывание родительских обязанностей на детей из-за семейных проблем;

- чрезмерное внимание и любовь родителей к одному ребёнку в ущерб другим;

- непосещение школы, правонарушения, или антисоциальное поведение детей, требующие вмешательства со стороны различных социальных учреждений;

физические/медицинские:

- проблемы со слухом;

- расстройства речи;

- расстройство внимания;

- импульсивность и/или дефицит внимания;

- диабет;

- расстройства эндокринной системы;

- алкоголизм, наркомания;

- аллергии;

- головные боли;

- хронические боли;

- проблемы, связанные с настроением;

- тревожность;

- боязнь разлуки.

Стили разрешения семейных конфликтов Конфронтация - участники конфликта занимают твёрдые позиции и знают, чего они хотят. Этот стиль необходим в чрезвычайных ситуациях, требующих от родителей принятия решения в сжатые сроки с позиций знания, опыта, силы и авторитета.

Сотрудничество - участники конфликта могут занимать твёрдые позиции, однако признают важность эффективного сотрудничества. Этот стиль полезен для объединения различных точек зрения и нахождения наилучшего решения.

Компромисс - участники конфликта пытаются найти решение, частично удовлетворяющее интересы всех конфликтующих сторон.

Уступка - готовность одной из конфликтующих сторон удовлетворить потребности и интересы другой стороны в ущерб собственным. Этот стиль полезен в ситуациях, когда мир в семье является более значимым, чем выигрыш в конфликте.

Избегание - участники стремятся проигнорировать и уклониться от конфликта, не желая обидеть чьи-то чувства. Этот стиль во многих случаях является слабым и неэффективным.

Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / предисл. Н. Д. Никандрова. - М.: Питер, 2011. - 394 с.

2. Зимонина О. В. Семейная педагогика: системный подход. - Брянск: Курсив, 2011. - 311 с.

3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. -М.: Гардарики, 2008. - 319 с.

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. - Изд. 5-е. - Киров: Константа; М.: Академический Проект, 2011. - 734 с.

5. Shaffer D. R., Kipp K. (2010) Developmental Psychology: Childhood and Adolescence, 8th Edition. Belmont, CA: Cengage Learning / Wadsworth. -608 p.

6. Stein H. T. Impact of Parenting Styles on Children // http://www.docstoc.com/docs/50541003/Impact-of-Parenting-Styles-on-Children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.