Научная статья на тему 'Причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и подростков'

Причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6520
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / DYSFUNCTIONAL FAMILY / СИМПТОМЫ / SYMPTOMS / ДЕВИАЦИИ / DEVIATIONS / ПРИЗНАКИ / SIGNS / SAFE FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мачурина Татьяна Николаевна

Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, воспитывающими ребёнка с отклоняющимся поведением. В статье представлены взгляды автора на причины возникновения у детей девиантного поведения, рассмотрены общие и специфические черты, присущие детям из семей разного социального уровня, но аналогично демонстрирующим симптомы отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и подростков»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

The causes of deviant behavior in children and teenagers

Machurina T. (Russian Federation) Причины возникновения отклоняющегося поведения у детей и подростков Мачурина Т. Н. (Российская Федерация)

Мачурина Татьяна Николаевна /Machurina Tatyana - детский и подростковый клинический психолог, преподаватель психологии первой категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа с углубленным изучением английского языка № 13 74, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена особенностям работы с семьями, воспитывающими ребёнка с отклоняющимся поведением. В статье представлены взгляды автора на причины возникновения у детей девиантного поведения, рассмотрены общие и специфические черты, присущие детям из семей разного социального уровня, но аналогично демонстрирующим симптомы отклоняющегося поведения. Abstract: this article is devoted to features of work with the families which are bringing up the child with deviant behavior. The author's views of the causes at children of deviant behavior are presented in article, the common and peculiar features inherent in children from families of different social level, but similarly showing symptoms of deviant behavior are considered.

Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, неблагополучная семья, благополучная семья, симптомы, девиации, признаки.

Keywords: deviant behavior, deviant behavior, dysfunctional family, safe family, symptoms, deviations, signs.

Одной из наиболее актуальных проблем современного детства и отрочества выступают семейные взаимоотношения. Безусловно, характер и качество коммуникации детей с родителями в семье оказывает влияние и на процесс школьного обучения, и на отношения в классе, и на взаимодействие с педагогами. Состав семьи, стиль родительского воспитания, эмоциональная атмосфера, культурные особенности и социально-бытовые условия - всё это находит отражение в психическом состоянии и поведении детей и подростков.

В классической педагогике и психологии особое внимание уделяется неблагополучным семьям как основному источнику возникновения различных психологических девиаций и аномалий в детской и подростковой среде [1-4]. Под термином «неблагополучная семья» в данном случае понимается неполная семья, имеющая сложные социально-бытовые (имущественные) условия, в которой отмечаются признаки девиантного и/или аддиктивного поведения (систематические конфликты, насилие (физическое, сексуальное, психологическое), рукоприкладство, употребление алкоголя и наркотических средств и т.д.). Не вызывает сомнения тот факт, что в подобных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, между детьми и родителями складываются дисгармоничные отношения, которые травмируют развивающуюся личность ребёнка, деформируют линию его поведения со сверстниками и другими взрослыми. Характер появляющихся у детей из неблагополучных семей отклонений в эмоциональном состоянии и во взаимоотношениях с окружающими представляет собой явную, открытую форму сопротивления и отвержения.

Симптомы отклоняющегося поведения ребёнка из неблагополучной семьи, как правило, заключаются в следующем: непреходящие, систематические конфликты с учителями и одноклассниками; постоянные драки, нарушение учебной дисциплины и внутреннего школьного распорядка; плохая успеваемость наряду с демонстративным регулярным невыполнением домашнего задания; пропуски уроков без уважительной причины; соматизация конфликта или «уход в болезнь»; использование нецензурной лексики в общественных местах; бродяжничество; воровство; социально опасное поведение; вандализм; курение, употребление спиртных напитков и наркотических средств. Такие дети рано начинают половую жизнь (иногда становясь жертвами сексуального насилия), рано становятся родителями; они часто попадают в колонии для несовершеннолетних преступников. Причины, вызвавшие подобные паттерны поведения, достаточно очевидны: генетическая составляющая в совокупности с социально -дисгармоничным образом мира, сформированным в неблагополучной семье, не может не накладывать свой трагический отпечаток на всю последующую жизнь ребёнка.

Тем не менее, на практике специалисты нередко сталкиваются с тем, что дети и подростки из благополучных семей также оказываются инициаторами школьных конфликтов, используют ненормативную лексику, демонстративно неуважительны по отношению к учителям и другим взрослым, не посещают уроки, воруют, курят (иногда употребляют алкоголь и лёгкие наркотики) [5; 6]. Под термином «благополучная семья» в данном случае понимается полная семья, имеющая определённый культурный и материальный достаток, обладающая неким социальным положением (статусом); это семья, в которой отсутствует физическое насилие и систематические конфликты; для подобной семьи характерны высокая социальная активность и гармоничный эмоциональный фон.

Итак, дети и подростки из благополучных семей также могут проявлять в своём поведении признаки девиации, носящие, в данном случае, неясный, скрытый характер, так как причины возникновения подобного отклоняющегося поведения, на первый взгляд, не столь очевидны. Дети из благополучных семей также могут проявлять немотивированную агрессивность по отношению к окружающим, воровать, заниматься вандализмом, использовать нецензурную лексику, употреблять спиртное и наркотики.

Вышеприведённый пример иллюстрирует активное протестное поведение, которое нередко демонстрируют и дети из благополучных семей. Следует учитывать, что подобное поведение может носить и более сложный в плане диагностики и последующей терапии пассивный характер. Пассивное протестное поведение характеризуется соматизацией конфликта, отказами от еды, нарушением режима сна и бодрствования, нежелании устанавливать с кем-либо близкие доверительные взаимоотношения, систематическими отказами от выполнения порученного задания, игнорировании участия в социально полезной деятельности (избегание социальной активности в целом). Важно отметить, что если ребёнок, демонстрирующий симптомы активно протестного поведения, стремится увлечь «на свою сторону» как можно больше «соратников», то ребёнок с пассивно протестным поведением, напротив, стремится отгородиться от окружающих, в чём выражается его базовое недоверие к миру. Сложность диагностики в данном случае заключается, прежде всего, в том, что вышеописанные проявления могут свидетельствовать также о наличии у ребёнка (подростка) признаков субдепрессии или дистимической акцентуации характера, хотя причины подобного поведения и эмоционального состояния могут объясняться манифестацией симптомов пассивного протестного поведения.

Какие же проявления отклоняющегося поведения являются общими для детей из благополучных и неблагополучных семей?

Во-первых, этих детей отличает демонстративность характера, желание привлечь к себе внимание, нечувствительность к переживаниям других людей, признаки социопатии, низкий уровень эмоционального и социального интеллекта.

Во-вторых, общим проявлением выступает недоверие к миру (особенно к миру взрослых), желание скрыть свои истинные чувства.

В-третьих, у этих детей отмечается патологическая лживость и изворотливость, постоянное стремление представить информацию в ином, более выгодном для себя свете.

В-четвёртых, объединяет этих детей и чувство отчуждённости, одиночества, обособленности от окружающей действительности.

В-пятых, общим признаком является низкий уровень развития рефлексии.

В-шестых, в своих неудачах эти дети склонны винить внешние обстоятельства, а не искать причину в собственной мотивации или поведении (доминирование внешнего локуса контроля).

И, наконец, весьма значимый момент заключается в том, что дети, демонстрирующие признаки отклоняющегося поведения, характеризуют свои отношения с родителями как «посредственные», «холодные», «равнодушные»; нередко эти дети подчёркивают отсутствие искреннего интереса и внимания со стороны родителей. «Моим родителям всё равно» - вот наиболее популярная формулировка «трудным» ребёнком характера отношения родителей и к его отклоняющемуся поведению, и к его проблемам в целом. Причём такая ситуация является типичной не только для детей из неблагополучных семей.

Несмотря на наличие ряда объединяющих факторов, симптомы проявления девиантного поведения у детей из благополучных и неблагополучных семей имеют несколько специфических отличий.

Для детей из неблагополучных семей, предъявляющих симптомы отклоняющегося поведения, является стандартной реакция избегания неудач посредствам отказа от более высоких жизненных притязаний, реакция «привыкания» к неудачам. Этих детей, как правило, отмечает заниженная самооценка, чувство вины, стыда и ненужности. Они тревожны, ранимы, впечатлительны, подвержены внешнему влиянию (ведомы). Демонстративность поведения у таких детей обусловлена, прежде всего, стремлением обратить на себя внимание. Эти дети инфантильны, им сложно контролировать своё поведение. Отсутствие рефлексии связано с низким уровнем развития сознания как высшей формы психики.

Дети из благополучных семей, демонстрирующие признаки отклоняющегося поведения, напротив, отличаются завышенной самооценкой и, как следствие, завышенным уровнем притязаний. Они, как правило, самоуверенны, властны, любят доминировать, в детской группе часто выступают в роли неформального лидера. Демонстративность поведения, в данном случае, обусловлена стремлением не только привлечь внимание, но и, по сути, является характерной особенностью их личности. Эти дети экзальтированны, артистичны. Ложь выступает в качестве приукрашивания своей персоны. Низкий уровень рефлексии выступает в качестве защитного механизма личности.

Если причины, обуславливающие возникновение у детей и подростков из неблагополучных семей отклоняющегося поведения в большинстве случаев достаточно очевидны, то причины, вызывающие появление подобных симптомов у детей из благополучных семей не столь ясны. Как правило, эти причины проявляются в индивидуальных консультациях с родителями или в процессе системной семейной терапии.

Несомненным является и то, что причины, приводящие к появлению девиантного поведения у детей из благополучных семей, носят более глубокий характер. Внешне благополучные семьи нередко заключают в себе целый комплекс проблем, маскируемых от общества (часто осознанно). Подавляемые конфликты, непережитое горе, неотреагированные негативные эмоции, ситуация эмоционального «развода», сексуальная неудовлетворённость - всё это может приводить к нарушению внутренней семейной гармонии, которая проявляется возникновением девиантного поведения у ребёнка. В данном случае ребёнок (подросток) выступает в роли лакмусовой бумажки, наглядно демонстрирующей скрытое семейное неблагополучие.

Значимым фактором возникновения у ребёнка из благополучной семьи отклоняющегося поведения является так называемое латентное психологическое насилие, заключающееся в следующем: тотальный контроль над жизнью ребёнка, отсутствие возможности проявления малейшей инициативы (родители выбирают своему ребёнку друзей, хобби, увлечения, будущую профессию и, как следствие, будущую судьбу); безапелляционное навязывание собственных авторитетов, ценностей, убеждений; грубое подавление личности ребёнка, систематическое демонстративное неуважение его мнения, его личных взглядов, убеждений, желаний; подчёркивание малоценности жизненного опыта ребёнка (зачастую публично).

Психологическое насилие со стороны родителя может проявляться и в систематическом отсутствии интереса к личности ребёнка, «подмене» эмоций, принуждении ребёнка маскировать семейные неурядицы.

К сожалению, вышеописанные паттерны родительского поведения характерны и для внешне благополучных семей, в которых дети демонстрируют признаки отклоняющегося поведения.

Основными способами психологической работы с благополучными семьями, воспитывающими ребёнка с отклоняющимся поведением, является системная семейная терапия, позволяющая воздействовать на проблему комплексно, наиболее эффективно задействовав в психотерапевтической деятельности каждого члена семьи [7]. Эффективными в данном случае представляются брачные консультации (в ряде случаев - консультации сексолога), позволяющие нормализовать взаимоотношения между родителями ребёнка, что нередко приводит к постепенному исчезновению у него проявлений девиантного поведения.

Работа с неблагополучной семьёй, как правило, осуществляется группой таких специалистов, как психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, представитель органов опеки и попечительства (иногда полиция). В рамках школы работа с неблагополучной семьёй осуществляется в форме заседания комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений, где вышеперечисленной группой специалистов осуществляется контроль за социальным положением и эмоционально-психологическим состоянием детей из неблагополучных семей, бытовыми условиями проживания несовершеннолетних и их взаимоотношениями с родителями. По результатам работы комиссии семья, в которой воспитывается несовершеннолетний, демонстрирующий отклоняющееся поведение, может быть поставлена на учёт в полицию, сотрудники которой будут обязаны изучить условия проживания ребёнка. В данном случае семье, воспитывающей девиантного ребёнка, также может быть предложена семейная психологическая терапия, а также индивидуальная психологическая работа с ребёнком.

Несмотря на комплекс мер по профилактике возникновения неблагополучных семей, с каждым годом их число возрастает. Данный факт обусловлен сложной экономической ситуацией, а также глубокими социально-психологическими проблемами населения, уходящими корнями в историю нашей страны.

Вместе с тем, социально-психологическая работа с неблагополучными семьями имеет первостепенное значение, как в отношении отдельной личности, так и для всего государства в целом.

Литература

1. Варга А. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / Варга Анна, Химитова Инна. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии. М., 2009. С. 11-15.

2. Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни, 1916. № 1.

3. Bowen M. A. Family Concept of Schizophrenia / Bowen M. NY: Jason Aronson, 1982. Р. 29-32.

4. Papero D. V. The Family as a Unit in Bowen Family Systems Theory. Ch. 2 / Papero D. V. Boston, Allyn and Bacon, 1990. P. 21-36.

5. Мальцева Т. Е. Психолого-педагогические механизмы формирования гражданственности у молодежи с девиантным поведением / Т. Е. Мальцева. Луганск: Альма-матер, 2011. 297 с.

6. Оржеховская В. М. Профилактика девиантного поведения: [учеб. пособие] / Оржеховская В. М., Федорченко Т. Черкассы: изд. Чабаненко Ю., 2008. 376 с.

7. Мальцева Т. Е. Системный подход в социальной работе с дисфункциональными семьями / Т. Е. Мальцева. Научные труды Дон НТУ. Серия: «Педагогика, психология и социология». № 1 (36), 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.