10. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. маралов, В.А. Ситаров - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2018. -428 с. - С. 353-355.
11. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.10.2018).
12. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с. - С. 105-118.
13. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Образовательная среда - феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в 2-х частях). Часть II. М., 2008 г.
14. Савченко И.А. Социальная безопасность учителя в образовательной среде: концептуальные основы // Современные научные исследования и инновации. №3 [Электронный журнал]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65083 (16.11.2018)
15. Янин А.А., Шелегин Н.Н. Социально-политической истории образования как составной части историко-педагогического понимания категории «образовательная среда». Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь, 2001. - 313 с.
Психология
УДК:159.99
кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков Кузнецова Елена Николаевна
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Хилько Ольга Владимировна
Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена описанию актуальности развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза как ключевого элемента профессиональной успешности.
Ключевые слова: временная компетентность личности, психологическая зрелость личности, инфантилизм.
Annotation. The article describes the relevance of the individual temporal competence development among students of a pedagogical university as a key element of professional success.
Keywords: individual temporal competence, psychological maturity of the individual, infantilism.
Введение. В сфере образования в настоящее время происходят глобальные изменения. Требования к компетентности учителя все возрастают: переход от знаниевой парадигмы к компетентностной определил учителю задачу постоянного саморазвития и овладения все новыми компетенциями.
Знаниевая парадигма предполагала овладение будущим учителем готовой технологией, способом деятельности, технологией обучения и воспитания. Компетентностная парадигма в образовании предполагает у педагога наличие активной позиции, связанной с постоянным получением нового опыта деятельности, открытием новых подходов к преподаванию, способностью к разработке инноваций. От учителя в настоящее время требуется творческий подход к профессиональной деятельности.
Новые стандарты в образовании задали для учителей и педагогов и новый объем отчетности в работе. Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель» был проведен опрос среди российских педагогов с 19 февраля по 14 апреля 2015 года. Социологическое исследование прошли 425 учителей. В списке самых актуальных проблем 81 % опрошенных отметили большие объемы бессмысленной бумажной работы. Даже проблема низкой заработной платы оказалась на втором месте с большим отрывом (низкую заработную плату в списке проблем отметило 66 % учителей) [5].
Результаты реформ в сфере образования были оценены учителями следующим образом: политику властей на муниципальном уровне оценили самым низким баллом 53 % опрошенных, а на федеральном уровне 51 % реципиентов поставили властям самый низкий балл.
Среди позитивных явлений в учреждениях, в которых они работают, учителя отметили востребованность творческих способностей педагога (34 %), а разумную нагрузку на преподавателей отметили только 9 % учителей [5].
Таким образом, современный учитель понимает необходимость и востребованность образовательными организациями и Министерством образования и Науки Российской Федерации творческого подхода, но тратит практически все рабочее время на заполнение необоснованно большого количества документации, дублирующей друг друга. Если использовать технический термин, то коэффициент полезного действия педагога (КПД), исходя из переменных: 81 % реципиентов отметили большие объёмы бессмысленной бумажной работы, если перевести эти 81 % затруднений в затраченную энергию, то на полезную работу энергии останется, соответственно, 19 %.
И, поскольку КПД = Полезная работа / Затраченная энергия х 100 %, то КПД опрошенных учителей, исходя из самоанализа работы, составит 23 %. Таким образом, около % времени и энергии учителей расходуется на ведение документации. Учителя расходуют % своей энергии и времени на работу, большая часть которой не определяет успешность непосредственно в профессиональной деятельности учителя. А «Время - это предмет потребления, который следует расходовать осмотрительно: чем больше времени расходуется в одной области жизни, тем меньше остаётся на другие» [6].
Изложение основного материала статьи. В условиях капиталистического общества одним из признаков общественно-экономической формации является эксплуатация наемного труда. В сфере образования, как и в других сферах, появились менеджеры, все чаще стал фигурировать термин «оптимизация» в процессе уничтожении учебных организаций и их слияния, сопровождаемого массовыми сокращениями кадров. Под «оптимизацией», как правило, понимается в капиталистическом контексте «снижение расходов и повышение доходов». Образовательным учреждениям вменяется в обязанность зарабатывать деньги, переходить на «самоокупаемость». Какими средствами возможно достичь снижения
расходов? Самым простым и самым востребованным средством является сокращение персонала -педагогических работников и перераспределение нагрузки среди оставшихся сотрудников.
Учебные организации повышают ставки, и в результате педагогам приходится больше трудится за меньшие деньги, снижают стимулирующие надбавки, в результате чего заработная плата сокращается на 40 -50 %. Подобные меры объясняются сотрудникам всё той же «оптимизацией» образования для выживания организации в условиях очередного по счету экономического мирового кризиса, в то время как кризисы и являются дежурным средством увеличения капитала 2 % общества, составляющего капиталистическую элиту. Перефразировав известную фразу Вольтера про бога, можно сформулировать изречение о кризисах: «Если бы не было экономических кризисов, их следовало бы придумать», что собственно, и осуществлено капиталистической элитой.
Таким образом, современного учителя средней школы и педагога средне-специальных и высших учебных заведений вынуждают выполнять значительно больший объем работы за меньшую заработную плату. И чтобы выйти на прежний уровень заработной платы (прежний по цифрам, но пониженный к тому же, инфляцией, являющейся ещё одним средством экономической эксплуатации наемных рабочих и сотрудников во всех сферах услуг и промышленности), педагогу приходится работать практически без выходных дней.
Необходимо развитие временной компетентности у учителя еще на стадии профессионального обучения. Временная компетентность обеспечивает эффективное использование времени, повышает коэффициент полезного действия в разы. Но для развития временной компетентности студентов педагогического вуза, для разработки эффективной программы, необходимо рассмотреть компоненты временной компетентности педагога.
Л.П. Енькова выделяет следующую структуру временной компетентности студентов педагогических специальностей:
1. Временная организация учебной деятельности:
- навыки и опыт решения временных задач (оценка временного резерва, синхронизация собственных действий и синхронизация деятельности с процессами в окружающем мире, упорядочивание действий, выдерживание сроков;
- навыки оценки длительности и временная организация процесса (определение ритма, темпа, срока);
- умения и навыки замедления и ускорения исполнительного процесса (темпа, ритма);
- временные структуры опыта как рефлексивного акта и как основания действия (временные схемы действительности).
2. Временная организация профессиональной деятельности педагога:
- временная перспектива профессиональной деятельности;
- профессиональная событийность как временная структура.
3. Временная организация педагогической деятельности:
- временные структуры стратегического планирования профессиональной деятельности;
- ближайшая и отдаленная временные профессиональный перспективы;
- контекстный временной опыт [2].
Таким образом, Л.П. Енькова выделяет организационные навыки управления временем в учебной и профессиональной и педагогической деятельности. На первом уровне предполагается овладение начальными профессиональными навыками и компетенциями, связанными с организацией учебной деятельности и рефлексией, оценкой её результатов и соотнесением результатов учебной деятельности с особенностями её организации.
На втором уровне временной организации профессиональной деятельности педагога предполагается наличие и развитие у педагога прогностических способностей педагога или педагогической интуиции. «Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств» [10].
Третьим компонентом и высшим уровнем развития временной компетентности, по Л.П. Еньковой, является временная организация педагогической деятельности (см. выше). Развитие прогностических способностей педагога предполагается на более качественно развитом уровне, чем на предыдущем, -предполагается наличие предвидения не только ближайших, но и отдаленных профессиональных перспектив и наличие стратегического планирования профессиональной деятельности.
Для разработки программы развития временной компетентности педагога необходим учет индивидуальных особенностей будущих педагогов с целью обеспечения возможности развития всех трех уровней временной компетентности. В процессе овладения временной компетентностью будут играть роль такие психологические особенности будущих педагогов, как психологический возраст, прогностические и организационные способности.
Психологический возраст, выявляемый по соответствию психического (умственного, эмоционального) развития индивида нормам, определенным для его календарного возраста.
В современный период отмечается инфантилизация населения вне зависимости от возраста. Все время растет популярность «незрелого» жизненного стиля, происходит расшатывание норм гендера: феминизация мужчин и маскулинизация женщин, то есть возврат к более нейтральному детству, когда конституциональные различия не выражены явно. На роли манекенщиков и телеведущих, дикторов выбираются люди с предпубертатным телосложением и лицом, гиперинфантильные стили - мультфильмы, аниме имеют колоссальный успех.
В соответствии с общей тенденции в обществе, все больше инфантилов приходит и в педагогические вузы. Инфантильные личности отличаются абсолютным преобладанием эго-состояния «Дитя» (Э. Берн). Для эго-состояния «Дитя» характерно отсутствие прогностических способностей, использование своего психологического будущего, перспективы, как психологического убежища, идеализация будущего. У «Дитя» на будущее распространяется образ «Идеального Я», не имеющий практически ничего общего с реальностью и наделённый компенсаторной функцией. Инфантилы представляют свое будущее как яркое, успешное, ничего не делая при этом в настоящем для будущих достижений. Для психологически незрелых личностей, инфантилов, характерна «оторванность» настоящего от будущего и, как результат, крах надежд, фрустрация в перспективе.
Для развития временной компетентности, которая включает развитые организационные и прогностические способности, стартовой индивидуальной особенностью, определяющей успех развития временной компетентности, является психологическая зрелость личности, которая включает адекватное восприятие действительности, креативность, устойчивые моральные нормы и многие другие компоненты.
Психологическая зрелость будущего педагога является системообразующим для временной компетентности качеством, поскольку на ней надстраиваются такие важные для педагога качества как, педагогическая рефлексия, прогностические и организационные способности. Современные антропологические тенденции связаны с тем, что все чаще инфантильные учителя обучают инфантильных учеников.
Только психологически зрелый будущий учитель, студент педагогического вуза, способен овладеть временной компетентностью, важной составляющей, обеспечивающей профессиональную успешность педагога, и в перспективе развивать у своих учеников компоненты временной компетентности. Самым важным ресурсом личности является время, и задача педагога - обучить учеников рационально использовать этот ресурс.
Еще одной составляющей, обеспечивающей базис для развития временной компетентности личности, является психологическое время личности, определяемое как «отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих
поколений семьи, общества, человечества в целом» [10]. Таким образом, психологическое время личности включает в себя такие категории, как психологический возраст и восприятие времени, которое позволяет отмечать связи событий прошлого, настоящего и будущего и изменения своего «Образа Я» с течением времени.
Определение временной компетентности и раскрытие ее компонентов осложнено тем, что в современной физике недостаточно раскрыто понятие времени, и понятие временной компетентности приходится строить на дискуссионном понятии времени.
«В общей теории относительности нет единого абсолютного времени; каждый индивидуум имеет свой масштаб времени в зависимости от того, где он находится и как он движется» [8]. Что означает понятие «масштаб времени»? С. Хокинг включает в понятие составляющую восприятия времени, которое варьируется в зависимости от условий, в которых находится индивид. В ожидании время «тянется» медленно, в экстремальной ситуации время «растягивается», создавая ощущение замедленности движения / изменения окружающей реальности относительно индивидуального времени индивида, что дает индивиду возможность действовать по субъективным ощущениям «быстрее», повысить эффективность деятельности. В зависимости от меняющегося восприятия времени, меняется и эффективность использования времени и эффективность деятельности. Подобный феномен спасает человека в экстремальных ситуациях, когда от нескольких секунд зависит выживание индивида или сохранение его здоровья. Практически любой человек при помощи метода интроспекции может отметить замедление и ускорение течения / восприятия времени. Но может ли психологический масштаб времени быть различным у разных индивидов и в неэкстремальной ситуации?
С. Хокинг ввел понятие «психологическая стрела времени» - «то направление времени, в котором мы помним прошлое, а не будущее» [9]. Увеличение энтропии (беспорядка) с течением времени, - одно из определений стрелы времени. Стрела времени - возможность определить настоящее время путём различения прошлого от будущего. Термодинамическая стрела времени указывает направление времени, в котором нарастает беспорядок, а психологическая стрела времени, по С. Хокингу, - это направление, в котором «мы ощущаем ход времени, направление, при котором мы помним прошлое, а не будущее» [9].
Согласно теории большого взрыва, Вселенная постоянно расширяется, причем с нарастающей скоростью с нарастанием энтропии (беспорядка), но С. Хокинг рассматривает также гипотетическую обратную ситуацию, в которой развитие Вселенной заканчивается в ситуации высокого порядка и беспорядок уменьшается со временем. В такой Вселенной люди видели бы, как разбитые чашки собираются и запрыгивают на стол. Психологическая стрела времени у таких людей из Обратной Вселенной по Стивену Хокингу должна быть направлена назад, то есть «они должны помнить события в будущем, но не должны помнить события, происходившие в прошлом. Увидев разбитую чашку, они вспомнили бы, как она стоит на столе, но ... не помнили бы, что она была на полу» [9].
Тем не менее, несмотря на направленность психологической стрелы вперед, когда мы помним, что было в прошлом, но «не помним», что будет в будущем, существует такой феномен, как антиципация, предвидение, предсказание событий на самых разных уровнях, от расчёта полёта тарелочки и стрельбы с упреждением до предсказания научных открытий будущего. И на третьем уровне временной компетентности педагога Л.П. Енькова выделяет предвидение ближайших и отдаленных временных перспектив [2].
Возможен ли феномен предвидения, исходя из теории психологической стрелы времени, которая в идеале должна быть направлена вперед, что предполагает наличие прошлого опыта и отсутствие представлений (воспоминаний) о будущем?
Если соотнести понятия предвидения и психологической стрелы времени, то можно предположить, что для индивидов с развитыми прогностическими способностями характерно сочетание разнонаправленности психологической стрелы времени с сочетанием воспоминаний о прошлом опыте и предсказаний будущих событий. Но является ли психологическая стрела времени людей, у которых развито предвидение, действительно «разнонаправленной»? Или способность к предвидению основана на способности анализировать прошлый опыт и предсказывать на этой основе вероятностные события? Но данная проблема требует отдельного мини-исследования.
Развитие компонентов временной компетентности студентов педагогического вуза возможно только при условии диагностики индивидуальных психологических свойств, выявления их наличного уровня и развития их до необходимого качественного уровня, на котором возможно будет развивать компоненты временной компетентности.
Индивидуальными особенностями студентов педагогического вуза, на основе которых возможно развивать временную компетентность, являются:
1. адекватная самооценка, предполагающая возможность развития личностной и профессиональной рефлексии;
2. психологический возраст, соответствующий юношескому периоду и предполагающий профессиональное и личностное самоопределение, основанное на осознании своих личностных качеств и самооценке общих и специальных способностей, приближенной к адекватной;
3. психологическая зрелость личности, предполагающая развитие Эго-состояний (по Э. Берну) «Взрослый» и «Родитель» и связанная с наличием интернального локуса контроля и осознанием ответственности за свои поступки и ответственности за влияния на других людей, а также с осознанием ответственности за установление определённых взаимоотношений с окружающими.
В соответствии с общемировыми тенденциями изменения психологических особенностей населения, как отмечалось выше, для развития временной компетентности студентов педагогического вуза потребуется предварительная коррекция психологического возраста и самооценки некоторых студентов, а также развитие у них психологической зрелости. В процессе формирующего эксперимента будут разработана программа, по которой будут проводиться следующие мероприятия:
• обучение самоанализу личности и принятию личностных особенностей;
• тренинг рефлексии;
• обучение навыкам эффективной деятельности по С.Р. Кови [3];
• обучение приемам использования скрытых ресурсов личности, активизация творческого мышления по В.П. Шейнову [2];
• развитие интуиции [1];
• обучение личному и деловому этикету;
• тренинг внимания;
• тренинг общения;
• тренинг аттракции (развитие общения на качественном уровне считывания настроения и эмоций собеседника и «пристройки» к собеседнику с целью повышения эффективности общения».
Во второй части формирующего эксперимента предполагается развитие способностей и качеств, составляющих компоненты временной компетентности педагога: способности организовывать педагогические мероприятия во времени, выдерживать сроки, замедлять и ускорять темпы исполнительского процесса; прогностических способностей, определяющих ближайшие и отдалённые по времени профессиональные перспективы. Также необходимо будет развитие педагогической рефлексии и овладение навыками временной организации педагогической деятельности [2].
Развитие способностей и качеств, составляющих компоненты временной компетентности педагога, у студентов педагогического вуза будет осуществляться посредством:
• разработки индивидуальной стратегии «карьерный план»;
• решения проектных педагогических задач;
• заданий по педагогическому планированию на педагогическую практику;
• педагогических тренингов;
• тренинга педагогической рефлексии.
Эксперимент по развитию временной компетентности у студентов педагогического вуза будет включать предварительную диагностику личностных качеств (самооценка, психологический возраст, степень психологической зрелости, уровень рефлексии), определяющих базу для развития временной компетентности, и диагностику компонентов временной компетентности педагога (прогностические и организационные способности, уровень педагогический рефлексии, уровень педагогического творчества).
Формирующий эксперимент будет состоять из двух этапов:
1) коррекция психологического возраста в соответствии с возрастной нормой и развитие психологической зрелости;
2) развитие у студентов педагогического вуза компонентов временной компетентности педагога (способности организовывать педагогические мероприятия во времени, выдерживать сроки, замедлять и ускорять темпы исполнительского процесса; прогностических способностей, определяющих ближайшие и отдаленные по времени профессиональные перспективы, развитие педагогической рефлексии и овладение навыками временной организации педагогической деятельности).
На третьем этапе исследования будет осуществляться повторная диагностика личностных качеств, составляющих базу для развития временной компетентности педагога и диагностика компонентов временной компетентности педагога. С целью доказательства эффективности формирующего эксперимента и апробации программы предполагается выделение двух групп испытуемых: контрольной и экспериментальной. Предварительная и итоговая диагностика будет проводиться на контрольной и экспериментальной группе, в формирующем эксперименте будут участвовать члены экспериментальной группы.
Выводы. В настоящее время рабочая и эмоциональная нагрузка учителя настолько существенна, то базовой мерой по адаптации выпускников педагогического вуза к профессии может являться развитие временной компетентности педагога. Овладение временной компетентностью позволит учителю стать творческим эффективным психологически здоровым педагогом.
Литература:
1. Дэй, Л. Самоучитель по развитию интуиции. - М., 2000. - 208 с.
2. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблемы ее диагностики // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология, 2011. - № 3. -С. 123-125.
3. Шейнов В.П. Как управлять собой. - Мн., 2006. - 608 с.
4. Кови, С.Р. 7 навыков высокоэффективных людей, «Альпина Паблишер», 2015.
5. «Бессмысленная бумажная работа» заняла первое место в списке проблем российских педагогов // Учительская газета / 12.05.2015/ http://ug.ru/news/ 5055 (дата обращения: 26.11.2018).
6. Докинз, Ричард. Эгоистичный ген http://fictionbook.ru/author/dokinz_richard/yegoistichniyyi_gen/read_online.html?page=28 (дата обращения: 26.11.2018).
7. Кольцова И.В., Мельникова Д.М. Роль временной компетентности в личностно-профессиональном становлении студентов педагогического вуза // Sci-Article, 2015. - № 22. Ыф:/^-article.ru/stat.php?i=1434624190 (дата обращения: 26.11.2018).
8. Хокинг, Стивен. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. - СПб, 2001. http://psylib.org.ua/books/hokin01/txt02.htm (дата обращения: 26.11.2018).
9. Хокинг, Стивен. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. Стрела времени. http://society.polbu.ru/hoking_briefhistory/ch10_v.html / (дата обращения: 26.11.2018).
10. Ткачева М. Педагогическая психология. Конспект лекций http://www.razlib.ru/psihologija/pedagogicheskaja_psihologija_konspekt_lekcii/p5.php / (дата обращения: 26.11.2018).
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Ладыкова Ольга Вениаминовна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета
имени Н. И. Лобачевского (г. Арзамас);
старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
технический менеджер Сарычева Мария Антоновна
ООО «Яндекс» (г. Москва)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация Современный бизнес формирует запрос на высокоэффективных специалистов, что накладывает свои требования на психолого-педагогические технологии, применяемые в обучении и оценке персонала. С помощью литературного анализа влияния запроса бизнеса на современное образование мы выявили связь между инновационным обучением и профессиональной компетентностью. Само определение обучения как инновационного при сведении в себе понятий обучение, воспитание и развитие требует применения компетентностного подхода. Другая особенность современного образования и бизнеса выражена через повсеместность применения цифровых технологий и распространение виртуальных сообществ. Задачу инновационного обучения выполняет особая форма корпоративных социальных сетей — корпоративные онлайн-академии.
Ключевые слова: компетентностный поход, профессиональная компетентность, инновационное обучение, надпрофессиональный уровень.
Annotation Modern business forms a request for highly efficient specialists, which imposes its own requirements on the psychological and pedagogical technologies used in the training and evaluation of personnel. Using a literary analysis of the impact of business demand on modern education, we have identified the link between innovative learning and professional competence. The very definition of learning as innovative when combining the concepts of learning, education and development requires the use of a competence-based approach. Another feature of modern education and business is expressed through the ubiquity of the use of digital technologies and the spread of virtual communities. The task of innovative education is performed by a special form of corporate social networks -corporate online academies.
Keywords: competence approach, professional competence, innovative training, superprofessional level.
Введение. В современном обществе передовые компании ориентированы на развитую и прогрессивную корпоративную культуру. В задачах обучения и мотивации персонала HR-департаменты актуализируют реализацию инновационных проектов. Одной из передовых цифровых технологий, использующихся для интеграции и усовершенствования образовательных и мотивационных процессов, является корпоративная академия, организованная как виртуальное сообщество для сотрудников фирм.
При всем этом, в российской науке психологические, философско-антропологические исследования виртуальных сообществ немногочисленны и часто носят негативистский характер. Как отмечают в своей монографии «"HOMO RETIS" Философская антропология виртуальной персоны» Е. В. Закаблуковский и Е. В. Кучинов[4], интернет, digital-технологии вызывают в обществе две противоположных реакции: крайнее воодушевление или тревогу.
В своей работе «Профессиональная компетентность: понятие и структура», доктор психологических наук, А. А. Алдашева [1] предполагает, что профессиональная компетентность является интегральной характеристикой деятельности субъекта, проявляющейся на двух уровнях активности: технологическом и надпрофессиональном. Психологическое содержание технологического уровня представлено знаниями, полученными в ходе специального обучения, сведениями, накопленными в процессе трудовой деятельности. Надпрофессиональный уровень раскрывает интересы, ценности, нравственно-этические представления человека, его мировоззрение, ожидания, мотивы. Психологическое исследование профессиональной компетенции напрямую связано с исследованием базовых свойств Я-концепции и мотивации личности.
Изложение основного материала статьи. Одной из задач исследования было дать и раскрыть определение профессиональной компетентности и выбрать теоретическую модель на основе теоретического анализа литературы.