включающих студентов в осознанный процесс со-творческой, интерактивной деятельности, рассматриваемой нами как производственный процесс, позволяющий развивать инициативу, самостоятельность, активность, принимать нестандартные решения, проводить мониторинг результатов своих действий в соответствии с требованиями модели подготовки студентов в вузе.
Таким образом, готовность к НИД у педагогов профессионального обучения обеспечивается научными основаниями различных компетенций (профессиональных и специальных). Сближение научных знаний профессиональных и специальных компетенций в образовательном процессе способствует формированию образа науки и научных знаний, которыми должен овладеть будущий педагог профессионального обучения.
Библиографический список
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск : БГУ, 1976. - 256 с.
2. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. - Владимир : ВГГУ, 2009. - 192 с.
3. Жуков Г. Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера про-
фессионального обучения. - Екатеринбург : Изд-во Российск. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 439 с.
4. Забродин Ю. М. Очерки теории психологической регуляции поведения. - М., 1997. - 289 с.
5. Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М. : Изд-во ИЦ АПО, 2000. - 239 с.
6. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовностиоператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. - 1969. - № 5. -С. 24-31.
7. Никитина Е. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения : Дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007. - 198 с.
8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М. : Школьная Пресса, 2004. - 512 с.
9. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М. : Наука, 1976. - 203 с.
10. Романова М. Н. Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности учителя инновационной школы : Дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 1997. - 210 с.
11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
12. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 589 с.
УДК 377 «072» Булдакова Наталья Викторовна
Вятский социально-экономический институт
ргогекОг@ vsei. ги
СТРУКТУРА ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Работодатели предъявляют определенные требования к кандидатам на вакантные места по гуманитарному профилю, которые способны прогнозировать результат своей деятельности, взять ответственность на себя, добросовестно исполнять функциональные обязанности. Данные требования выступают критериями структурных компонентов прогностической способности специалистов гуманитарного профиля.
Ключевые слова: специалисты гуманитарного профиля, прогностическая способность, структура прогностической способности, профессиональная деятельность, интегративное качество личности.
Современные взаимоотношения между рабо- Основными требованиями работодателей
тодателями и специалистами строятся на осно- к кандидатам на вакантные места по гуманитар-
ве удовлетворения обоюдных интересов. Каждая ному профилю является наличие специального
из сторон преследует свои интересы, цели и в то образования, презентабельность, нацеленность
же время вынуждена идти навстречу требовани- на результат, активная жизненная позиция, ком-
ям другой стороны. муникабельность, мобильность, компьютерная
грамотность - это «стержневые» навыки, которые возможно совершенствовать во время обучения в учебном заведении.
Рынок труда требует перспективных специалистов, способных прогнозировать результат своей деятельности, взять ответственность на себя, добросовестно исполнять функциональные обязанности.
Способность к прогнозированию значительно повышает эффективность профессиональной деятельности. Принцип единства сознания и деятельности в приложении к аспектам прогнозирования предполагает, что человеческая деятельность обязательно включает прогнозирование как способность, которая зарождается, проявляется, формируется в ней, определяя её успешность, что проявляется в единстве способности и деятельности.
Способность прогнозирования может выступать и как общая, и как специальная, и как профессиональная способность. Общей она является в том смысле, что включена в любую деятельность, является её неотъемлемой составной частью. Специальной - прогностическая способность выступает как деятельность, целью которой является построение прогноза. Профессиональной - входит в структуру профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля и способствует более эффективному достижению ее результатов.
Исходя из структуры деятельности мы считаем целесообразным выделить в прогностической деятельности специалиста гуманитарного профиля следующие компоненты: эмоционально-мотивационный, информационно-содержательный, операционный, оценочный. Структура прогностической способности отождествляется со структурой прогностической деятельности. Следовательно, структура прогностической способности состоит из тех же компонентов. Для обоснования нашего выбора дадим характеристику компонентов.
Первым компонентом прогностической способности специалистов гуманитарного профиля мы определяем эмоционально-мотивационный. Поскольку прогностическая деятельность - вид познавательной деятельности по разработке прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой, эмоциональный компоненты, то включённость её в данный вид деятельности позволяет нам предполагать, что осуществле-
ние прогностической деятельности детерминировано особенностями развития самосознания, эмоционально-мотивационной сферы личности. Поэтому процесс успешного протекания прогностической деятельности, с нашей точки зрения, взаимосвязан с процессом формирования в онтогенезе эмоционально-мотивационной сферы личности. Эта взаимосвязь проявляется в предвидении своих эмоциональных состояний и корректировке на их основе поведения; в формировании побудительной силы будущего, так как потребность целенаправленно действовать, представляя результат своей деятельности, реально существует у каждого человека. Данная потребность проявляется в мотивах, целевых установках, направленных на желаемое будущее. Следовательно, эмоционально-мотивационный компонент прогностической деятельности включает в себя мотивационные свойства личности, эмоции, чувства, которые выступают критериями его развития.
Следующий компонент прогностической способности специалистов гуманитарного профиля - информационно-содержательный. По нашему мнению, этот компонент составляют знания о развитии процесса или явления в прошлом, необходимые для получения прогноза. Результаты психологических исследований доказывают важность знаний текущей информации об объекте прогноза для успешного прогнозирования результата его деятельности. Изучение текущей информации: ее восприятие, запоминание, сопоставление предшествующей и последующей, составляет одно из оснований для предположений о будущем в подобных ситуациях. Проблема соотношения знаний о настоящем и знаний о прошлом - одна из главных в работах В. А. Иванникова, И. М. Фей-генберга по вероятностному прогнозированию [12]. Их исследования показали, что благодаря сопоставлению текущей информации с данными о тенденциях и закономерностях поведения прогнозируемых объектов в прошлом приводит к уменьшению ошибок прогноза. При анализе информационно-содержательного компонента прогностической способности важно определить объем знаний, необходимых для получения прогноза. Поскольку знания об объекте прогноза, не являясь в настоящее время значимыми, могут стать существенными в будущем, то при прогнозировании необходи-
мо привлечение специально широкого круга знаний, включая и те, которые в настоящее время кажутся малозначительными.
Очевидно, что существует набор знаний, без которых невозможно эффективно осуществлять прогностическую деятельность. Л. Л. Адольф условно разделила группу знаний на психологические, педагогические и методические. К психологическим относятся знания: структуры личности и взаимосвязи её компонентов; общения и механизмов взаимопонимания людьми друг друга; психологической эвристики; мышления и его структурных компонентов. К педагогическим относятся знания: целей и задач профессиональной подготовки в учебном заведении; методов обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся; роли активности самой личности в собственном развитии. К методическим относятся знания: методов и приёмов при решении нестереотипных задач, связанных с развитием у студентов структурных компонентов мышления, позволяющих регулировать свою мыслительную деятельность при решении профессиональных задач [1].
Таким образом, информационно-содержательный компонент прогностической способности специалистов гуманитарного профиля состоит из знаний: психологических, педагогических, методических, которые являются критериями развития рассматриваемого компонента.
Третьим мы определяем операционный компонент прогностической способности, а равно и прогностической деятельности, который складывается из действий - единицы любой деятельности. С. И. Архангельский, А. Бауэр, А. А. Бо-далёв [8; 2; 3] и др. считают, что одним из оснований для выделения действий, необходимых при прогнозировании, является принципиальная возможность познания будущего, благодаря объективно существующей причинно-следственной зависимости явлений и процессов. Действие установления причинно-следственной связи рассматривается нами как одно из действий, входящих в операционный состав прогностической деятельности.
Мы согласны с мнением учёных о том, что возможности познания будущего заключаются в активной, преобразующей сущности человеческого сознания, так как свойства сознания теснейшим образом связано с познанием будущего. В работах А. А. Бодалёва при анализе познава-
тельных возможностей, обеспечивающих человеку отражение будущего, неслучайно указывается на воображение, главная функция которого -ориентировка в будущее. Реализация данной функции требует от человека творческого преобразования образов настоящего и прошлого. Творчество состоит в получении нового образа, не существовавшего ранее, через него будущее как бы приходит в настоящее [3].
Следующим действием познавательной прогностической деятельности исследователями определяется действие реконструкции и преобразования представлений. В теории познания в качестве формы развития любой отрасли знаний учёными рассматривается гипотеза. Гипотеза выполняет эту функцию, что заключает в себе, с одной стороны, определенный уровень знаний о прошлом - «объективную истину», а с другой - знание, не имеющее достоверного объяснения. Форма, в которой фиксируется это противоречивое единство, - гипотеза, обеспечивающая переход от старого знания к новому. Мы склоняемся к мнению, что не все гипотезы выступают в качестве прогноза, поскольку гипотеза в конкретных ситуациях относится и к прошлому, и к настоящему, но прогноз существует только в форме гипотезы. Знание о будущем отличают те противоречия, которые заключает в себе гипотеза: между тем, что известно, и что еще не стало достоверным знанием. Содержание гипотезы составляет предвосхищаемая картина ожидаемой действительности. Гипотеза-предположение относится и к следствиям, выводимым на основе знания причин, и к планам, отражающим цепь действий, их последовательность в достижении цели, и к моделям, отражающим образы будущего. Мы считаем, что с выдвижением и анализом гипотез связано знание о будущем, являющимся для человека и необходимостью, и потребностью.
Связующим звеном между получением информации о будущем и включением этой информации в организацию деятельности и управление ею является план. По представлениям А. Бауэра, план фиксирует систему целей и средств, предусматривающих направленное изменение объекта при данных или предполагаемых обстоятельствах. В цели плана формируется желаемое, намечаемое состояние в будущем [2]. Именно цель осуществляет в плане функцию предвидения. Чем более удаленной
от настоящего является цель, тем более перспективен план. В плане заложена возможность оценки правильности прогнозируемых целей и действий, чем он отличается от других форм отражения знание о будущем. Следовательно, умственное действие планирования входит в операционный состав прогностической деятельности. Итак, в предшествующем изложении нами было обосновано, что операционный компонент состоит из умственных действий установления причинно-следственных связей; реконструкции и преобразования представлений; выдвижения и развития гипотез; планирования. Осуществление данных операций, с нашей точки зрения, возможно при наличии достаточно высокого уровня развития мышления.
Связь прогнозирования с мышлением рассматривал А. В. Брушлинский. Он определял прогнозирование как психический процесс, средство разрешения противоречий в процессе мышления, и указывал на ведущую роль мыслительных процессов на протекание и результат прогнозирования при решении проблемных, в частности профессиональных, задач [4]. Предвосхищение результата в процессе общения организуются в комплексы с преобладанием как социально-перцептивного предвидения, так и прогнозирования перспектив развития личности. По мнению Л.В. Лежниной, процесс социально-перцептивного предвидения (прогнозирования) осуществляется благодаря не только теоретическому, а также и практическому мышлению [5].
П. П. Блонский, А. А. Бодалёв, О. Б. Селиванова и др. [7; 3] отмечают свойственную для социально-перцептивного прогнозирования свернутость мыслительных процессов во времени, представленность результата мыслительной деятельности в виде мгновенного обобщенного образа. Так, с позиции П. П. Блонского, мышление развивается на основе интеллектуальных функций, и, чтобы быть способным что-то прогнозировать, о чём-то рассуждать, надо быть наблюдательным, иметь практический опыт, знания и обладать достаточно развитой речью [7, с. 112]. А. А. Бодалёв рассматривал интуицию как «способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательства» [3, с. 138]. О. Б. Селиванова отмечала, что интуиция позво-
ляет мгновенно перерабатывать наблюдаемое невербальное поведение и специфику ситуации общения на уровне бессознательного, «создает возможность улавливать огромное количество неоднозначных связей и обеспечивает целостность охвата наличной информации» [7, с. 14]. Из выше изложенного следует, что свёрнутость мыслительной деятельности возможна благодаря развитому мышлению, наблюдательности и интуиции субъекта восприятия и предвидения.
Мы предполагаем, что определённые Л. А. Ре-гуш факторы познавательной прогностической способности являются критериями развития операционного компонента прогностической способности, так как характеризуют качества мыслительных процессов. Первый фактор включает такие качества мышления, как аналитичность, глубина, осознанность; второй - гибкость; третий - перспективность, четвертый - доказательность мышления [9].
В результате анализа психолого-педагогичес-кой литературы нами выявлено, что операционный компонент профессиональной прогностической деятельности складывается из умственных действий установления причинно-следственных связей, реконструкции и преобразования представлений, выдвижения и развития гипотез, планирования, осуществление которых возможно лишь при наличии достаточно высокого уровня развития мышления и развитой наблюдательности. Таким образом, структуру операционного компонента прогностической способности специалистов гуманитарного профиля, с нашей точки зрения, составляют наблюдательность и качества мышления, проявляющиеся, формирующиеся, развивающиеся при выполнении этих умственных действий.
Основным личностным качеством, оказывающим влияние на результат прогнозирования, является хорошо развитая наблюдательность. Наблюдательность у специалистов гуманитарного профиля подразумевает интерес именно к человеку как к объекту восприятия и наблюдения. Л. В. Лежниной доказано влияние наблюдательности на успешность эмпирического прогнозирования. Развитие наблюдательности позволяет расширить объем воспринимаемой информации, дифференцировать и понимать ее, а затем строить более адекватные предположения о будущих действиях и эмоциональных реакциях другого человека.
Итак, прогностическая способность - индивидуально-психологическая особенность личности, выступающая условием успешного выполнения прогностической деятельности, одна из основных функций человеческого сознания. Прогностическая деятельность, в свою очередь, осуществляется через умственные действия установления причинно-следственной связи, реконструкции и преобразования представлений, выдвижения и анализа гипотез, планирования на основе наблюдательности. В процессе овладения этими действиями формируются качества мыслительных процессов: аналитичность, глубина, осознанность, гибкость, перспективность и доказательность мышления, составляющих «ядро» операционного компонента структуры прогностической способности.
Поскольку осуществление прогностической деятельности обусловлено особенностью развития самосознания, то мы считаем необходимым выделить еще один компонент данной деятельности - оценочный, включающий в качестве составляющей рефлексию. В рефлексивном управлении определяющим оказывается диалектическое единство углублённых знаний прошлого и знаний о настоящем. Сопоставление и оценка этих знаний оказываются значимыми при прогнозировании в процессе взаимодействия людей. Включённость прогностической способности в развитие целостной системы личности позволяет нам утверждать, что её развитие детерминировано особенностями самосознания и эмоционально-мотивационной сферы личности. Это проявляется в предвидении своих эмоциональных состояний и корректировке на его основе поведения,
в формировании побудительной силы будущего, так как потребность целенаправленно действовать, представляя результат своей деятельности, реально существует в мотивах, целевых установках, направленных на желаемое будущее в социальном взаимодействии.
Итак, важное место в становлении прогностической способности специалистов гуманитарного профиля принадлежит развитию рефлексии, поскольку она необходима при осознанном управлении деятельностью и самой личности, и субъекта взаимодействия, а также для дальнейшего прогнозирования профессиональной деятельности. Уровень развития рефлексии зависит от самооценки личности, которая является критерием развития оценочного компонента прогностической способности.
Уточнив структуру прогностической способности специалистов гуманитарного профиля, представляем её в таблице 1.
Таким образом, прогностическая способность интегрирует в себе эмоционально-мотивационные свойства личности, качества познавательных процессов, когнитивную и регулятивную функции отражения, следовательно, является интегративной.
Интегративный характер прогностической деятельности, а следовательно, и прогностической способности отражен в исследованиях А. В. Брушлинского, Б. Ф. Ломова, Л. А. Регуш, Е. А. Сергиенко, Н. Л. Сомовой, Е. Н. Суркова, И. М. Фейгенберга и др.
Н. Л. Сомова считает, что прогностическая способность - компонент интегральной индивидуальности и пронизывает всю деятельность человека.
Таблица 1
Структура прогностической способности специалистов гуманитарного профиля
Компоненты прогностической деятельности Характеристика структурных компонентов прогностической способности Критерии компонентов прогностической способности
Эмоционально- мотивационный Мотивационные свойства личности: мотиваторы -чувства, эмоции, мотивы, потребности Эмоции, мотивация
Информационно- содержательный Знания о прогнозируемом объекте: психологические, педагогические, методические; особенности соотношения этих знаний с текущей информацией Базовые знания
Операционный Действия установления причинно-следственных связей; реконструкции и преобразования представлений; выдвижения и развития гипотез; планирования. Качества мышления, наблюдательность
Оценочный Рефлексия Самооценка
Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков выделяют пять уровней антиципации: субсенсорный, сенсомо-торный, перцептивный, представленческий, речемыслительный и рассматривают антиципацию (прогнозирование) в зависимости от типа решаемых в процессе деятельности задач [6, с. 5]. При осуществлении прогностической деятельности названные уровни взаимодействуют друг с другом, составляя функциональную (интегральную) систему. Специфика интеграции зависит от конкретной задачи, направляющей конкретное действие в зависимости от цели прогностической деятельности.
В работах А. В. Брушлинского, Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, И. М. Фейгенберга и др. установлено, что прогностическая способность развивается в онтогенезе одновременно с развитием познавательных психических процессов. Психические процессы, обеспечивающие познание, включают общечеловеческие способности к чувствительности, восприятию, запечатлению, представлению, мышлению. Они представляют собой основу познавательной деятельности, осуществляющуюся в единстве с расширением круга знаний, опыта чувств, с развитием словарного фонда, пониманием связей и отношений между явлениями окружающего мира. Следовательно, структура прогностической способности интегрирует в себе общие и специальные способности, необходимые для осуществления прогностической деятельности.
Итак, прогностическая способность - интегративное индивидуально-психологическое качество личности, объединяющее в себе эмоционально-мотивационные свойства, познавательные процессы, самосознание. Эта способность проявляется и формируется в профессионально-познавательной деятельности; имеет природные предпосылки развития и необходимые для будущих специалистов гуманитарного профиля функции преднастройки, подготовки к действию, выступает условием успешного выполнения прогностической деятельности. Структуру прогностической способности специалистов гуманитарного профиля составляет
единство её эмоционально-мотивационного, информационно-содержательного, операционного, оценочного компонентов.
Основные требования работодателей к специалистам гуманитарного профиля на рынке труда являются комплексными, ориентированными на обязательное наличие у них личностных качеств, входящих в структуру прогностической способности, поэтому все изложенное выше дает нам основания утверждать, что рассматриваемая нами способность является необходимой для эффективного осуществления будущими специалистами гуманитарного профиля профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.
2. Бауэр А. Философия и прогностика. - М. : Знание, 1979. - 380 с.
3. Бодалёв А. А. Быть знатоком людей непросто // Социальная психология личности. - Л., 1974.
4. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). - М. : Мысль, 1979. - 229 с.
5. Лежнина Л. В. Взаимосвязь наблюдательности будущих педагогов и успешности их эмпирических прогнозов : Дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 1995. - 175 с.
6. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. - М. : Наука, 1980. - 280 с.
7. Психология прогностических умений и способностей: метод. рекомендации к спецкурсу / отв. ред. А. И. Раев. - Л. : ЛГПИ, 1984 - 54 с.
8. Рабочая книга по прогнозированию / редкол.: И. В. Бестужев-Лада (отв. ред.). - М. : Мысль, 1982. - 430 с.
9. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. - Киев : Вища школа, 1997. - 88 с.
10.Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб. : Речь, 2003. - 352 с.
11.Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. - М. : Знание, 1976. - 147с.
12. Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. - М. : Знание, 1978. - 220 с.