6. Докинз, Ричард. Эгоистичный ген http://fictionbook.ru/author/dokinz_richard/yegoistichniyyi_gen/read_online.html?page=28 (дата обращения: 26.11.2018).
7. Кольцова И.В., Мельникова Д.М. Роль временной компетентности в личностно-профессиональном становлении студентов педагогического вуза // Sci-Artide, 2015. - № 22. Ы:1р://за-artide.ru/statphp?i=1434624190 (дата обращения: 26.11.2018).
8. Хокинг, Стивен. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. - СПб, 2001. http://psylib.org.ua/books/hokin01/txt02.htm (дата обращения: 26.11.2018).
9. Хокинг, Стивен. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. Стрела времени. http://society.polbu.ru/hoking_briefhistory/ch10_v.html / (дата обращения: 26.11.2018).
10. Ткачева М. Педагогическая психология. Конспект лекций http://www.razlib.ru/psihologija/pedagogicheskaja_psihologija_konspekt_lekcii/p5.php / (дата обращения: 26.11.2018).
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Ладыкова Ольга Вениаминовна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета
имени Н. И. Лобачевского (г. Арзамас);
старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
технический менеджер Сарычева Мария Антоновна
ООО «Яндекс» (г. Москва)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация Современный бизнес формирует запрос на высокоэффективных специалистов, что накладывает свои требования на психолого-педагогические технологии, применяемые в обучении и оценке персонала. С помощью литературного анализа влияния запроса бизнеса на современное образование мы выявили связь между инновационным обучением и профессиональной компетентностью. Само определение обучения как инновационного при сведении в себе понятий обучение, воспитание и развитие требует применения компетентностного подхода. Другая особенность современного образования и бизнеса выражена через повсеместность применения цифровых технологий и распространение виртуальных сообществ. Задачу инновационного обучения выполняет особая форма корпоративных социальных сетей — корпоративные онлайн-академии.
Ключевые слова: компетентностный поход, профессиональная компетентность, инновационное обучение, надпрофессиональный уровень.
Anrntation Modern business forms a request for highly efficient specialists, which imposes its own requirements on the psychological and pedagogical technologies used in the training and evaluation of personnel. Using a literary analysis of the impact of business demand on modern education, we have identified the link between innovative learning and professional competence. The very definition of learning as innovative when combining the concepts of learning, education and development requires the use of a competence-based approach. Another feature of modern education and business is expressed through the ubiquity of the use of digital technologies and the spread of virtual communities. The task of innovative education is performed by a special form of corporate social networks -corporate online academies.
Keywords: competence approach, professional competence, innovative training, superprofessional level.
Введение. В современном обществе передовые компании ориентированы на развитую и прогрессивную корпоративную культуру. В задачах обучения и мотивации персонала HR-департаменты актуализируют реализацию инновационных проектов. Одной из передовых цифровых технологий, использующихся для интеграции и усовершенствования образовательных и мотивационных процессов, является корпоративная академия, организованная как виртуальное сообщество для сотрудников фирм.
При всем этом, в российской науке психологические, философско-антропологические исследования виртуальных сообществ немногочисленны и часто носят негативистский характер. Как отмечают в своей монографии «"HOMO RETIS" Философская антропология виртуальной персоны» Е. В. Закаблуковский и Е. В. Кучинов[4], интернет, digital-технологии вызывают в обществе две противоположных реакции: крайнее воодушевление или тревогу.
В своей работе «Профессиональная компетентность: понятие и структура», доктор психологических наук, А. А. Алдашева [1] предполагает, что профессиональная компетентность является интегральной характеристикой деятельности субъекта, проявляющейся на двух уровнях активности: технологическом и надпрофессиональном. Психологическое содержание технологического уровня представлено знаниями, полученными в ходе специального обучения, сведениями, накопленными в процессе трудовой деятельности. Надпрофессиональный уровень раскрывает интересы, ценности, нравственно-этические представления человека, его мировоззрение, ожидания, мотивы. Психологическое исследование профессиональной компетенции напрямую связано с исследованием базовых свойств Я-концепции и мотивации личности.
Изложение основного материала статьи. Одной из задач исследования было дать и раскрыть определение профессиональной компетентности и выбрать теоретическую модель на основе теоретического анализа литературы.
В начале своего пути понятия «компетентность», «компетенция» встречались в быту, литературе, но генерация их значения не была захвачена отдельной специфической сферой деятельности. В словаре 1933 года:
«лат. - право сведущего лица или учреждения судить о чём-л., высказывать свое веское, авторитетное мнение, достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [9].
В 1965 году понятие компетенции разрабатывается в «Аспектах теории синтаксиса» Н. Хомским. Приведем важный отрывок из методологического введения:
«...мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим-слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае <...> употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию. <...>» [11].
Следующим важным этапом можно считать рассмотрение понятия компетентности в логической взаимосвязи с психологией менеджмента, психологией личности и педагогической психологией. Этап ознаменовался работой Дж. Равена — «Компетентность в современном обществе» (1987 г.). Автор подчеркнул невозможность рассмотрения компетентности вне анализа личной системы ценностей. Виды компетентности должны формироваться в связи с целями личности, обществу необходима соответствующая система образования.
Теоретический подход Дж. Равена также предполагает, что рассмотрение ценностей и намерений личности должно предварять оценку ее способностей. Когнитивные и эмоциональные компоненты деятельности не должны оцениваться отдельно друг от друга, проявление инициативы требует их тонкого баланса [10].
После данного поворота в разработке понятий компетентности, компетенций подход активно проникает и в образовательную сферу, например, начиная с 1990 года в России в работах Н. В. Кузьминой, А. Петровской.
На основе анализа содержания работ авторов данного периода И. А. Зимняя выделяет три основные группы компетенций [5]:
• Субъект-личность: то, что относится к человеку как личности.
• Субъект-субъектное взаимодействие: то, что относится к процессам пребывания в социуме.
• Деятельность: то, что относится к деятельности человека.
Данный краткий обзор основных начальных этапов разработки понятия компетентности позволил нам выделить основные области его применения: быт, литература, бизнес, образование и наука.
Далее стоит обратиться к понятиям «социальная и ключевая компетентность». По определению И. А. Зимней, социально-профессиональная компетентность человека — это «его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций» [5].
Вводится идеализированная модель социально-профессиональной компетентности [7]:
1 блок. Нормальный уровень развития умственных, интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных действий.
2 блок. Необходимые для профессиональной деятельности личностные свойства: ответственность, целеустремленность, организованность.
3 блок. Социальные компетентности. Адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом.
4 блок. Профессиональные компетентности для выполнения профессиональной деятельности.
Другие теоретические подходы рассматривают понятие именно профессиональной компетентности. Для А. Шелтена профессиональная компетентность является совокупностью трех типов компонентов: социальной компетентности, специальной компетентности и индивидуальной компетентности[7]. Для А. И. Пискунова профессиональная компетентность в применении к профессии учителя состоит из инвариантной части — ядра, а также вариантной части. Инвариантная часть для учителя представлена фундаментальными философскими, психолого-педагогическими знаниями, технологическими знаниями для различных форм организации учебного процесса, профессионально-педагогическими умениями. Е. М. Павлютенкова предлагает структуру из трех сфер: потребностно-мотивационной — все, что характеризует направленность личности, операционно-технической -специальные знания, навыки, умения, сферы самосознания [2].
Это лишь некоторые из существующих зарубежных и отечественных трактовок профессиональной компетентности.
Для представителей отечественной науки, следующих деятельностной парадигме, рассмотрение профессиональной компетентности будет приводиться к системе знаний и умений, способам исполнения деятельности [3]. Личностно-деятельностная парадигма будет исследовать профессиональную компетентность в качестве свойства личности, необходимого для самостоятельного, эффективного труда. Акмеологическая парадигма — профессиональная компетентность как результат личностно-профессионального развития. Социологический подход видит профессиональную компетентность как индивидуальный способ решения, особенную организацию специальных знаний для эффективного выполнения деятельности. При этом подход рассматривает не только технологический характер компетентности, но и внепрофессиональный, надпрофессиональный характер. Среди надпрофессиональных компонентов для исследователей инновационного обучения, например, А. М. Новиков [8] особо актуальны те, что способствуют получению нового опыта, потому что именно он выступает в качестве результата любой учебной деятельности. А. А. Алдашева [1] с учетом этих особенностей подхода к инновационному обучению приводит соответствующий пример надпрофессиональных компонентов: гибкость мышления, коммуникабельность, стремление к сотрудничеству.
В современных исследованиях отмечается, что именно выделение уровня надпрофессиональных компонентов позволяет определить профессиональную компетентность следующим образом [1].: профессиональная компетентность — базовое качество личности, выступающее в качестве ресурса устойчивости в изменяющихся условиях деятельности;
технологический уровень — знания, полученные при специальном обучении, а также накопленные в реальных трудовых ситуациях сведения, жизненный опыт субъекта, представление о мотивах деятельности, последствиях решений, способность принимать нестандартные решения.
надпрофессиональный уровень — интересы, ценности, нравственно-этические представления человека, его мировоззрение, ожидания как базовые свойства Я-концепции [3].
Многие подходы, развивая понимание профессиональной компетентности как качества личности, не акцентируют внимание на мотивационно-ценностном отношении личности, рассматриваются различные способности, свойства личности, имеющиеся компетентности, например, подход И. А. Зимней. Следуя выбранному нами подходу, мы хотим вернуться к истокам понимания компетентности через мотивацию, при этом следуя современному уровню разработки проблематики профессиональной компетентности. При выделении надпрофессионального уровня профессиональной компетентности мы приводили позицию А. М. Новикова[8], согласно которой главным результатом любой образовательной деятельности является получение нового опыта. Это создает определенные требования к свойствам личности: необходимость гибкости, коммуникабельности и т. д. Также было акцентировано, что инновационное обучение является ответом на требование постиндустриального общества: свести ранее разделенные понятия обучения, воспитания и развития.
Образование неразрывно связано с инновациями [3]. На текущий момент ключевой инновацией для образования является компетентностный подход, так как именно он выявил и разрабатывает противоречие технологического и надпрофессионального уровней профессиональной компетентности.
Личность в контексте компетентностного подхода в образовании наделяется способностью к «самоформированию и формирующему воздействию, выходя за пределы текущей ситуации, она неотторжима от системы социальных связей. <...> ... мера развития личности определяется мерой усвоения (интериоризации) социальных отношений и мерой отдачи, участия (экстериоризации) в преобразовании себя и практик повседневности» [7 С. 189].
Данное исследование невозможно без рассмотрения примера текущего уровня интеграции инновационного обучения и бизнеса с современными информационными технологиями. При этом возникает сложность обращения к академическим источникам для первичной оценки распространенности цифровых технологий, в силу скоротечности их развития, особенно Интернета [6].
Современные информационные технологии активно представлены не только в бизнесе и образовании, различные виртуальные сообщества реализуют субъект-субъектное взаимодействие и вне данных сфер. Несмотря на распространение виртуальных сообществ внутри и вне бизнес-среды, в отечественной психологии, философии, антропологии, социологии исследования виртуальных сообществ немногочисленны и часто носят негативистский характер. Как отмечают в своей монографии «"HOMO RETIS" Философская антропология виртуальной персоны» Е. В. Закаблуковский и Е. В. Кучинов[4], Интернет, digital-технологии вызывают в обществе две противоположных реакции: от крайне позитивной до крайне негативной. Авторы выдвигают гипотезу, что «реальность сетевого киберпространства является элементом исторической ситуации современности, в которой находится субъект сегодня. Киберпространство — это результат «работы желания», парадоксальный элемент интерсубъективной «сцены желания», вызывающий к жизни как воодушевленность, так и тревогу». новый тип виртуальных сообществ — корпоративная социальная сеть. Корпоративная социальная сеть по определению Закаблуковского Е. В.— это внутренний портал для целевой аудитории компании (не обязательно лишь сотрудников компании, в качестве аудитории могут выступать и партнеры, дилеры), построенный по принципу социальной сети и включающий расширенный функционал для общения и взаимодействия между участниками. Обычно доступ в данный тип сетей закрытый.
Виртуальные сообщества, организованные по принципу корпоративных социальных сетей могут быть направлены на различные задачи [4]: на трансляцию ценностей корпоративной культуры; на управление персоналом; на документооборот и коммуникацию; на маркетинг и продвижение.
Данный перечень необходимо дополнить задачей инновационного обучения персонала в рамках компетентностного подхода, говоря о задаче инновационного обучения в корпоративной среде в рамках компетентностного подхода, мы говорим о развитии и оценке профессиональной компетентности сотрудников.
Данная задача выполняется HR-департаментами. Одной из передовых технологий, использующихся для интеграции и усовершенствования образовательных и мотивационных процессов, является корпоративная онлайн-академия. Корпоративная онлайн-академия — это особая форма корпоративной социальной сети, реализующая задачу инновационного обучения в рамках компетентностного подхода.
Корпоративная онлайн-академия в самом общем смысле направлена на интроекцию корпоративных ценностей личностью, объединяя процесс дистанционного обучения, общения и мотивации сотрудников.
Рассмотрим некоторые блоки Платформы, нацеленные на профессиональную компетентность посредством инновационного обучения.
Мероприятия — блок содержит в себе календарь со всеми предстоящими мероприятиями компании и отдельные записи о каждом мероприятии с подробной информацией. Среди категорий мероприятий и оффлайн-мероприятия, например, тренинги, и онлайн-мероприятия — вебинары. Также возможно информирование и проведение плановых оценок персонала посредством тестирований в онлайн-режиме, экзаменации и заданий в оффлайн-режиме с фиксацией итогов на портале. Данный блок выполняет задачу контроля знаний в рамках инновационного обучения в рамках компетентностного подхода (мероприятия могут быть направлены и на технологический уровень компетентности — тренинги по новым продуктам, вебинары, и на надпрофессиональный уровень, например, корпоративные встречи). Блок также связан с мониторингом деятельности работников (на портале реализована специальная отчетность, фиксирующая участие в мероприятиях) и задачей коммуникации.
Личный кабинет — персональное пространство пользователя, которое можно настроить индивидуально. Участники рассказывают о своих интересах и делятся контактной информацией с коллегами, следят за индивидуальным учебным планом. Личный кабинет связан с технологическим уровнем компетентности индивидуальным планом обучения сотрудника и возможностью контроля за прогрессом обучения, с надпрофессиональным — самоконтролем личного уровня достижений.
Рейтинг, несколько видов баллов (за похождение материалов и тестирований, за положительные оценки от других участников), уровни, бейджи, игры (тестовые тренажеры, вопросы дня) — делают образовательную
деятельность высокововлеченной, интересной. Дополнительно данные функции позволяют реализовывать задачи управления и оценки персонала.
Обучение — блок, содержащий учебные материалы и тестирования. Реализована возможность интеграции видео, интерактивных уроков. Производится группировка материалов по темам, назначение учебного контента конкретным группам пользователей. Реализована возможность формирования и назначения учебных планов различным группам пользователей, а также специализированная отчетность для контроля за показателями обучения. Участники могут оценивать материалы, обсуждать их содержание с коллегами в комментариях, следить за тем, какие материалы уже пройдены, а какие материалы требуют особого внимания.
Библиотека — каталог вспомогательных материалов, документов и статей с удобным поиском и рубрикатором. Глоссарий - хранилище терминов с контекстным выделением в материалах портала. Быстрый доступ к необходимым знаниям в удобной форме с любого устройства (ПК, смартфоны) важен как для технологического уровня профессиональной компетентности, так и для задачи документооборота.
Лестница карьеры — модуль предназначен для развития мотивации к самообразованию, технологических компонентов профессиональной компетентности. Модуль позволяет углублять имеющиеся и осваивать новые компетенции. Каждый пользователь получает возможность приобрести новые знания и навыки по своей и иным специализациям в компании, изучая материалы, проходя тестирования, посещая очные мероприятия и выполняя различные задания и поручения. Мотивационный компонент модуля связывает познавательную мотивацию с трудовой и акизитивной мотивацией, благодаря совпадению виртуальных достижений с реальной возможностью продвижения в работе, губристическую и глорическую мотивацию за счет организации уровневого прохождения сценария участников и получения баллов для общего рейтинга на портале.
Каждый участник при выполнении условий прохождения сможет изучить не только те учебные курсы, которые относятся к его специализации и занимаемой на данный момент должности, но и освоить новые для него направления деятельности, не связанные с текущей занятостью. Таким образом, участник может расти не только в своей области, осваивая новые уровни текущей специализации, но и изучать компетенции других профессий, чтобы впоследствии сменить сферу деятельности, перейти в новый департамент компании.
Важно, что перед тем как приступить к освоению новых должностей, участник обязан подтвердить свою профессию - изучить компетенции, относящиеся к занимаемой им должности, и в обязательном порядке пройти итоговое тестирование. До этого новые специальности остаются закрытыми.
Выводы. На основании рассмотренного теоретического материала было установлено следующее: определена профессиональную компетентность как базовое качество личности, выступающее в качестве ресурса устойчивости в изменяющихся условиях деятельности; подчеркнута значимость надпрофессионального уровня, представленного мотивационно-ценностным отношением личности к своей деятельности, стремлением к саморазвитию; выявлено современное понимание, значимость инновационного обучения и его непосредственную связь с компетентностным подходом; определено, что корпоративные онлайн-академии, будучи формой корпоративных социальных сетей — особого типа виртуальных сообществ
— являются инструментом реализации задач инновационного обучения в рамках компетентностного подхода.
Литература:
1. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 121-128
2. Асадуллин Р. М., Галиуллина Р. З. К вопросу о формировании и развитии профессиональной компетентности педагога. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-i-razvitii-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 01.05.2017).
3. Богданова Е. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде Вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/239
4. Закаблуковский Е. В., Кучинов Е. В. «Homo Retis» Философская антропология виртуальной персоны.- М.: «ФЛИНТА». 2017 г.
5. Зимняя И. А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. - Москва, 2008 г. С. 11.
6. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. -Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004 г.
7. Мухров И. С. Компоненты профессиональной компетентности квалифицированных молодых рабочих // Казанская наука 2012. №4. С. 316-319 URL: www.kazanscience.ru/files/Kazanskaya_Nauka_4_2012.php
8. Новиков А. М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2006 г.
9. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. — 2011.
— №12. Т.2. — С. 102-104. — URL https://moluch.ru/archive/35/4011/ (дата обращения: 15.11.2018).
10. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР. 2002. С. 150-152.
11. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - Издательство Московского университета, 1972. С. 9-11.
Психология
УДК: 159.9.
доктор психологических наук, доцент Лучинкина Анжелика Ильинична
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ
Аннотация. В статье идет речь о социально-психологических особенностях гражданского общества Республики Крым. Автор анализирует основные личностные маркеры, характерные гражданину, а именно, гражданскую активность, гражданскую идентичность, мотивацию гражданственности, уровень доверия к власти, гражданский патриотизм, уровень толерантности, сформировавшиеся социальные и политические установки. В исследовании отмечено, что крымская молодежь тяготеет к ценностям универсализма, что включает в себя толерантность к другим и стремление к неконфликтным коммуникациям; доброты, что содержит в себе неконфликтность и толерантность. Уменьшилось количество молодежи, выбирающих в качестве ведущей ценности безопасность (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье). Наблюдается увеличение количества респондентов, имеющих высокий уровень доверия к власти.
Ключевые слова: гражданское общество, молодежь, гражданская идентичность, социально-психологические особенности.
Annotation. The article deals with the socio-psychological features of the civil society of the Republic of Crimea. The author analyzes the main personality markers characteristic of a citizen, namely, civic activity, civic identity, citizenship motivation, the level of trust in power, civic patriotism, the level of tolerance, and the formed social and political attitudes. The article presents the results of an empirical study of the state of the civil society of the Crimea at this stage. As shown by the results of the study of personality identity dynamics for four years, Crimeans have a stable tendency to preserve regional identity and a positive trend towards the growth of Russian identity. The study noted that the Crimean youth tends to values of universalism, which includes tolerance to others and the desire for non-conflict communications; kindness, which contains a non-conflict and tolerance. The number of young people who choose security (social order, family safety, national security, mutual disposition, mutual assistance, cleanliness, sense of belonging, health) has decreased as a leading value. At the same time, on the personal level, there is also a decrease in the rating of the values included in this group. There is an increase in the number of respondents who have a high level of confidence in the authorities. The results of the content analysis of the students' essays about the power of the Crimea show the predominance of positively colored attitudes toward power structures. Analysis of the results of the study showed that numerous non-profit organizations, meeting the population's needs for security, self-realization, social needs and the need for self-actualization, contribute to increasing civic engagement of young people.
The cluster analysis of the data obtained made it possible to distinguish three groups of young people:
1. The first cluster is characterized by a clear expression of the need for self-actualization. Other needs are in the zone of average values and are not over-current. The level of tolerance among respondents included in this cluster is in the zone of average values, which is confirmed by the fact that tolerance is a factor in the development of the individual. A patriotic orientation was formed in 30% of the respondents included in this cluster. The patriotic orientation of the individual, in this case, serves as the satisfaction of the need for self-actualization.
2. For the second cluster, actual needs are self-actualization, self-assertion and social needs. This cluster consisted of respondents with a low and medium level of development of tolerance, which indicates that due to the manifestation of intolerant features, self-assertion of the individual occurs in the situation of interethnic interaction. This cluster included respondents with an unformed patriotic orientation, since the non-acceptance of patriotism values (tolerance, honesty, sensitivity); makes it possible for the individual to show his difference from others and to satisfy the need for self-affirmation.
3. For the third cluster, the most urgent are social needs, the indicator for this scale is in the zone of high values and indicates the dissatisfaction of this need. If we consider the respondents who entered this cluster then it was made up of respondents with a high level of tolerance and a formed patriotic orientation.
Keywords: civil society, youth, civil identity, social and psychological characteristics.
Введение. События Крымской Весны оказали существенное влияние на жизнь крымчан, активизировав, в сущности, пассивный ранее крымский электорат. Проблема выбора и принятия решения в глобальном, а не узко личном, бытовом масштабе, показала с одной стороны консолидацию крымского социума в стремлении к России, а с другой - выявила проблемные точки в формировании гражданского общества Крыма: гражданская идентичность крымчан, гражданская мотивация и гражданская активность, уровень доверия к власти. Кроме того, близость России и до весны 2014 года оказывала существенное влияние на государственную идентификацию крымчан. Именно с этим фактом связано то, что в момент референдума подавляющее большинство крымчан сделало российский выбор. Большую роль в формировании государственной идентичности крымчан играла и Украина, особенно вытесняя русский язык из сферы государственного общения на полуострове. Не менее значительным до марта 2014 года было влияние Турции и радикального ислама на крымских татар. Таким образом, гражданское общество Крыма было стратифицированным, разрозненным, а формирование гражданской идентичности осложнялось указанными факторами.
Бурное социально-экономическое развитие полуострова, перестройка его информационного пространства безусловно ускорило процесс формирования гражданского общества Республики, однако игнорирование крымской специфики может привести к росту числа девиантных группировок, снижению уровня патриотизма, депривации потребностей.
Научная проблема исследования заключается в выявлении специфики формирования гражданского общества Республики Крым для построения программы его развития на ближайшие 5 лет.
Цель статьи: исследовать социально-психологические особенности гражданского общества Республики Крым.