Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА'

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
культура / музыка / музыкальное наследие / традиция / развитие / народы Востока / этнос / танец / фольклор / маком

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дилхавас Равшвнбек Кизи Рустамжонова, Хусниддин Сохибжонович Орифжонов

В данной статье рассматривается развитие узбекского устного творчества, фольклора и профессиональных жанров узбекской музыки. Подробно анализируются процессы развития традиционного исполнительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ТРАДИЦИОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Дилхавас Равшвнбек кизи Рустамжонова Научный руководитель: Хусниддин Сохибжонович Орифжонов Андижанский государственный педагогический институт

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие узбекского устного творчества, фольклора и профессиональных жанров узбекской музыки. Подробно анализируются процессы развития традиционного исполнительского искусства.

Ключевые слова: культура, музыка, музыкальное наследие, традиция, развитие, народы Востока, этнос, танец, фольклор, маком

SIGNIFICANCE OF DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK CREATIVITY AND TRADITIONAL PERFORMING ART

Dilhavas Ravshvnbek kizi Rustamjonova Scientific adviser: Khusniddin Sohibjonovich Orifjjonov

Andijan State Pedagogical Institute

Abstract: This article discusses the development of Uzbek oral art, folklore and professional genres of Uzbek music. The processes of development of traditional performing arts are analyzed in detail.

Keywords: culture, music, musical heritage, tradition, development, peoples of the East, ethnic group, dance, folklore, status

Литература и метод: Музыкально-культурное наследие узбекского народа имеет богатую многовековую историю. Памятники материальной культуры, археологические данные, музыкальные произведения, созданные учеными Средней Азии, стали прекрасной базой для всестороннего изучения музыкальной культуры узбекского народа. Развитие народного искусства поэзии и музыки начинается в первом тысячелетии до нашей эры.

Сегодня наследие узбекского народа сохраняет свою художественную и эстетическую ценность и служит бесценным источником развития нашей современной музыкальной культуры. Оно развивалось в двух основных направлениях: фольклорном (народное устное творчество) и профессиональном (профессиональная музыка). Эти два пласта нашего музыкального наследия развивались взаимозависимо, и народная музыка послужила источником

вдохновения для профессиональной музыки в устной традиции, а многие народные наигрыши и песни были созданы на основе макомных путей.

Устная традиция узбекской музыки проявляется в различных жанрах и формах. Они состоят из сложно построенных мелодий и песен, предназначенных для солиста и солиста, вокальных ансамблей и инструментальных мелодий.

В развитии традиционной музыки используются различные термины и понятия, такие как «музыкальный фольклор», «народное музыкальное творчество», «музыкальное наследие». В данном случае понятия «Народная музыка» и «Музыкальный фольклор» являются синонимами, а образцы фольклора создаются в условиях живого исполнения. Фольклор - коллективное творчество, и в трудовых и свадебных песнях исполнители и создатели мелодий составляют гармоничное целое.

Образцы фольклора отличаются простотой мелодии и текста, а творчество и образ жизни развиваются в зависимости от построения мелодии.

Обсуждение: Музыкальное наследие узбекского народа своими корнями уходит в глубокую древность. Он состоит из народного искусства, то есть профессиональной музыки в устной традиции, состоящей из песен и инструментальных произведений, разработанных с точки зрения фольклора и мелодической структуры. В наследии узбекской музыки есть также героические и героико-лирические эпические произведения, былины.

Музыкальный фольклор возникает только при определенных условиях и делится на две группы по своей роли и функции в браке:

1. Инструментальные мелодии и песни, исполняемые в определенных обстоятельствах и в определенное время. Это семейные, свадебно-обрядовые, трудовые песни, песни, исполняемые во время фестивалей и праздников.

2. В эту группу входят песни, терма (аккорды), алла, песни, лапар и песни, а также инструментальные наигрыши, которые исполняются в любое время при любых обстоятельствах.

Песни, принадлежащие к этим двум группам, имеют свой характер и тему. При определении фольклорных жанров большое значение придается жанровой поэтике, бытовому употреблению, исполнительской форме и соотношению с музыкой.

Алла - одна из колыбельных песен, имеющих социально-эстетическое значение, песни Аллы присутствуют в культуре каждого народа, кроме того, что усыпляют ребенка, они имеют большое воспитательное значение. Через Аллаха Матери выражают свою любовь к своим детям и желают им быть умными и совершенными.

Развитие стиля бадиха и уникальная размерно-ритмическая свобода -характерные черты маршей и сборищ.

Лапар основан на танцевальной мелодии и часто исполняется в танцевальном стиле. Жанр лапара делится на два вида: терма лапары с публичным фольклорным исполнением (исполняются на свадьбах) и лапары, занимающие место в произведениях профессиональных художников.

Жанр Лапар исторически исполнялся на свадьбах (иногда девушками) в виде пения юношей и девушек.

В жанре ялла особое значение имеет групповое пение. Этот жанр исполняется наряду с танцем и имеет две формы. В первом типе мелодический диапазон небольшой и строки стихотворения исполняет солист, а припев исполняется унисонной группой (композитор и певец или группа слушателей).

В музыкальном наследии узбекского народа особое место занимают профессиональные жанры. Они совершенствовались на протяжении веков и достигли высоких художественных достижений в жанрах исполнительской, вокальной и инструментальной музыки. Узбекская профессиональная музыка не пишется на нотах, а веками передавалась устно. Профессиональная исполнительская культура имеет традиции наставника-ученика, музыканты и певцы на протяжении многих лет обучаются у известных артистических наставников. Профессиональная музыка устной традиции сложилась в жанрах большого пения, макома.

Катта Ашула входит в жанр профессиональной (Professional) музыки и отличается декламационным характером мелодии, чрезвычайно широким диапазоном мелодии (почти три октавы) и развитием мелодических структур по пути импровизации (бадиха). Жанр «Большая ашула» в основном характерен для Ферганской долины и исполняется профессиональными хафизами (более двух и трех).

В богатом музыкальном наследии узбекского народа особого внимания заслуживают и былины. Былины разнообразны по тематике и объединены в определенные категории общей темой. В Узбекистане широко распространены такие эпосы, как «Гор углы», «Алпомыш», «Авазхан», «Кунтугмиш». Эпосы исполняются участниками дебатов и передавались в устной традиции. Практически во всех местных районах Узбекистана былины исполняются особым глухим голосом (кроме Хорезма) в сопровождении инструмента думбира.

В 20-е годы 20 века классические школы эпической поэзии стали заканчиваться, но продолжали работать такие ее имена, как поэт Эргаш, поэт Фазиль, Пулкан, поэт Исмаил, Бола бахши. В результате большая часть этого духовного наследия была утрачена. С честью независимости, по инициативе нашего уважаемого президента Ш.М.Мирзиёева, перед эпическим жанром

открылись широкие возможности. Среди молодежи возрос интерес к эпическому искусству.

Статус Бухары - Шашмакамот, считающийся равноправным духовным достоянием узбекского и таджикского народов, - состоит из шести статусов: Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирак. Вместо этого в каждом макаме есть разделы Мушкилот (Инструментальная) и Наср (Пение).

Хорезмские макамы, как и бухарские макамы, состоят из шести макамов. В отличие от Шашмакама, видно, что некоторые статусы изменились. Самостоятельный седьмой макам в Хорезме состоит только из инструментальной части.

Современное узбекское музыкальное творчество воплощено как богатый и разнообразный, развитый и насыщенный процесс. Уже сейчас наша музыкальная культура, имеющая очень старые, неповторимые и неповторимые традиции, обогащается новыми направлениями, жанрами и стилями.

Если проанализировать характеристики действенности наших традиционных песен, то, прежде всего, особенно важным становится вопрос о влиянии исполнительского искусства Макома, ставшего на века богатым и огромным достоянием нашего народа. Все серии макомов стали достоянием народа благодаря тому, что спектакли были созданы определенным композитором и пользовались популярностью. Слово композитор основано на персидском термине, означающем связующее. Маком, мугон, навба, рага, куй, составляющие музыкальное богатство народов Востока, исполнялись и развивались в разных формах и направлениях в разные эпохи, способствует правильному восприятию национальной гордости, искусства и культуры. В то же время он предотвращает воздействие на людей вредной музыки, такой как «Поп», «Рок».

Это мышление, основанное на статусе. Это книга, написанная не на бумаге и не на камне. Ни арабское нашествие, ни исфаханский меч Доры, ни свирепые ряды монгольских ханов не смогли этого сделать. Волшебные существа, пережившие эти сражения, до сих пор любят думать и фантазировать о прошлом, настоящем и будущем. Его мелодии пробуждают любовь к матери-земле.

Музыка играет все более важную роль в эстетическом воспитании молодежи в нашей жизни, поэтому эстетическому воспитанию молодежи уделяется серьезное внимание повышению ее интереса к нашей национальной музыке. Пришло время разделить задачи по созданию качественных произведений искусства с представителями искусства. Потому что в новом Узбекистане достижение больших результатов в эстетическом воспитании подрастающего поколения посредством музыки является актуальной задачей сегодняшнего дня.

Эстетическое воспитание, прежде всего, оказывает большое влияние на формирование эстетических вкусов людей. Единство личности проявляется через его эстетический вкус. Эстетический вкус выражает осознание душевного и эмоционального мира человека, его мечтаний, ожиданий, требований, потребностей, целей и интересов.

Результаты: В процессе становления Узбекистана как независимого государства актуальной задачей стало обновление и воспитание мышления граждан. Эта задача является относительной и условной границей между общественно-политической и духовно-образовательной сферами граждан, их факторами и средствами. При определенных условиях факторы эстетического воспитания могут выступать как эстетические средства и наоборот.

Эстетическое воспитание имеет очень широкую сферу применения и показывает человека как целостную личность. Именно поэтому целесообразно использование элемента традиционного исполнительства в формировании эстетического воспитания. Однако этот процесс возлагает на педагогов огромную задачу.

В заключение уместно пояснить необходимость эстетического воспитания и традиционного исполнительского мастерства в воспитании духовности следующим образом:

- оптимизирует изменения в природе человека в условиях глобализации.

- как неотъемлемая часть духовного воспитания обеспечивает всестороннее развитие красоты человека до существующих угроз.

- эстетическое воспитание основывается на творческом отношении человека к жизни.

- путем воспитания у человека эстетического вкуса формируется его отношение к неэстетическим процессам.

Но в то же время до сих пор не устранен ряд недостатков в педагогических процессах. К этим недостаткам относятся:

До сих пор не разработана комплексная система эстетического воспитания молодежи. Но она была разработана научно и педагогически. Проблема эстетического воспитания еще недостаточно решена средствами музыкального искусства. Соответственно, музыкальная педагогика не может решать сложные задачи. Л.И.Бойович констатировала, что «сейчас чрезвычайно важной задачей является организация единого, адекватного процесса воспитания каждого ребенка от рождения до гражданина. личность ребенка должна быть полностью сформирована». Это мнение ученого имеет прямое отношение к эстетическому становлению.

H.К.Гончаров, анализируя теоретические условия организации общей системы воспитательной работы в школе, понимает под системой «совокупность целей, содержания, принципов, организационных форм, способов и приемов».

Хотя мнения ученых об эстетическом воспитании неоднородны, единого подхода к пониманию сущности его содержания в науке нет. Иногда ученые включают в систему образования различные направления, такие как трудовое и физическое воспитание. Но эти направления не могут образовать образовательную систему. Потому что образование - это процесс, контролируемый временем.

Заключение: В модернизирующемся Узбекистане особое внимание уделяется всестороннему развитию нашей национальной ценности, особенно национального искусства узбекской музыки, ее традиционных исполнительских направлений. Реорганизация макомного ансамбля Республики имени академика Юнуса Раджабия, регулярное проведение прослушиваний макомных исполнителей, регулярные выпуски и передачи цикла «Бархаёт наволар» радио и телевидения Узбекистана, организация вечеров памяти известных исполнителей на местах делают, и все это отличная деятельность для сохранения жизни традиционного исполнительского искусства. Однако жаль, что такая деятельность достигает намеченной цели учреждений дошкольного образования, непосредственно занимающихся воспитанием подрастающего поколения...

Только если в каждом узбекском хозяйстве есть национальный музыкальный инструмент, национальная мелодия и песня, если искусство не является средством к существованию, а только если оно является проявлением человеческой природы и таланта, пение или танец в сердце - позор. Мы вправе думать о достижениях и блестящих перспективах узбекского национального певческого искусства и гордиться им только тогда, когда будет создана бесценная культурно-нравственная среда.

Использованная литература

I. A. Akbarov, Musiqa lug'ati. G'.G'ulom nomidagi adabiyot va sanat nashriyoti Toshkent - 1987 y.

2. F. M. Karamatov, "O'zbek xalq musiqa merosi". Toshkent G'.G'ulom nomidagi nashriyot - 1978 y.

3. Орифжонов, Х. С. У. (2020). К вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков. Проблемы современной науки и образования, (3 (148)), 109-111.

4. Вызго Т. Музыкальная культура Узбекской ССР. Очерк. Отдельное издание. М., 1957.

5. Кары Ниязов Т.М. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. Ташкент, 1955.

6. Orifjonov Husniddin Sohibjon, U. (2023). The Role of Folklore and Ethnographic Communities of the Uzbek Intangible Cultural Heritage in the Musical Art. International Journal on Integrated Education, 6(1), 114-117.

7. Orifjonov, H. Operas That Contributed to the Emergence of Uzbek Opera. International Journal on Orange Technologies, 4(5), 11-18.

8. Орифжонов, Х. С. У. (2020). К вопросу о национальных особенностях народной и классической музыки узбеков. Проблемы современной науки и образования, (3 (148)), 109-111.

9. Dilkhavas, R. (2023). The Role of the Heritage of the Uzbek Folk Musical Culture in the Development of the Culture of the Peoples of the East. International Journal on Orange Technologies, 5(2), 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.