Научная статья на тему 'Значение психологической службы в процессе подготовки кадров образовательных организаций различного профиля'

Значение психологической службы в процессе подготовки кадров образовательных организаций различного профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая служба / эффективность психологической службы / отдел морально-психологического обеспечения / психологическое просвещение / психологическая профилактика / психологическое консультирование / психодиагностика / развитие / psychological service / effectiveness of psychological service / department of moral and psychological support / psychological education / psychological prevention / psychological counseling / psychodiagnostics / development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юлия Валерьевна Николаева, Оксана Алексеевна Мусатова

Анализируется состояние психологической службы образовательных организаций. Обоснована необходимость построения целостной системы психологической службы, готовой быстро и компетентно реагировать на появление новых запросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юлия Валерьевна Николаева, Оксана Алексеевна Мусатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of psychological service in the process of training personnel of educational organizations of various profiles

The state of the psychological service of educational organizations is being analyzed. The necessity of building an integral system of psychological service, ready to respond quickly and competently to the emergence of new requests, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Значение психологической службы в процессе подготовки кадров образовательных организаций различного профиля»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-253-258 EDN: https://elibrary.ru/ffdzru NIION: 2003-0059-4/23-767 MOSURED: 77/27-003-2023-04-966

Значение психологической службы в процессе подготовки кадров образовательных организаций различного профиля

Юлия Валерьевна Николаева1, Оксана Алексеевна Мусатова2

1 Московский университет имени В.Я. Кикотя МВД России, Москва, Россия, ulmit@yandex.ru

2 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, muoxa@mail.ru

2 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия

Аннотация. Анализируется состояние психологической службы образовательных организаций. Обоснована необходимость построения целостной системы психологической службы, готовой быстро и компетентно реагировать на появление новых запросов.

Ключевые слова: психологическая служба, эффективность психологической службы, отдел морально-психологического обеспечения, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, развитие

Для цитирования: Николаева Ю. В., Мусатова О. А. Значение психологической службы в процессе подготовки кадров образовательных организаций различного профиля // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 253-258. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-253-258. EDN: FFDZRU.

Original article

The importance of psychological service in the process of training personnel of educational organizations of various profiles

Yulia V. Nikolaeva1, Oksana A. Musatova2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

ulmit@yandex.ru

2 Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, muoxa@mail.ru

2 National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russia

Abstract. The state of the psychological service of educational organizations is being analyzed. The necessity of building an integral system of psychological service, ready to respond quickly and competently to the emergence of new requests, is substantiated.

Keywords: psychological service, effectiveness of psychological service, department of moral and psychological support, psychological education, psychological prevention, psychological counseling, psychodiagnostics, development

For citation: Nikolaeva Yu. V., Musatova O. A. The importance of psychological service in the process of training personnel of educational organizations of various profiles. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):253-258. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-253-258. EDN: FFDZRU.

Деятельность психологической службы современной образовательной организации сформулирована в «Концепции развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации» [2] и направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, изложенных в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Феде-

рации» [1].

В настоящее время психологи весьма успешно работают в образовательных организациях различного профиля и осуществляют широкий спектр психологических услуг, так востребованных в современных реалиях. Социальная напряженность и как следствие снижение уровня адаптации к ней, требует от психологов системы образования, построения целостной системы

© Николаева Ю. В., Мусатова О. А., 2023

учреждений и структур, готовых быстро и компетентно реагировать на появление новых запросов.

В различных образовательных учреждениях на психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от особенностей обучающихся, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении, его уже сформированной корпоративной культуры.

Перед всеми образовательными организациями стоит задача подготовки выпускников с высоким уровнем профессиональной и личностной компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, то есть компетентных и конкурентоспособных специалистов. Что дает возможность разрабатывать и реализовывать концептуальные основы психологического сопровождения образовательного процесса.

Анализ диссертационного фонда, информация о котором размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее ВАК), позволил констатировать, что: несмотря на актуальную потребность, в научных исследованиях особенностей организации и функционирования психологической службы в системе современного высшего образования, количество работ прошедших профессиональную экспертизу и их актуальность не соответствует такому запросу.

Так за период с 2010 года по настоящее время не защищено ни одной докторской диссертации по указанной проблематике, что свидетельствует об отсутствии теоретического и логически завершенного осмысления основ организации и функционирования психологической службы современного вуза.

Количество кандидатских диссертаций за указанный период ничтожно мал, так в 2010 году была защищена диссертация Е. И. Метельковой по теме «Психологическая служба как ресурс развития современного образования» [15], а в 2011 году — М. В. Калтаевой по теме: «Теоретические и организационные основы становления и развития психологической службы вуза» [12], и И. В. Галицыной по теме: «Организационно-педагогические условия становления и функционирования системы психологической службы вуза» [8], которые исследовали отдельные аспекты проблематики.

Указанные выше работы исследовали актуальные тенденции организации и функционирования психологической службы более чем десяти-пятнадцатилет-ней давности.

В работе Е. И. Метельковой предложена организационно психологическая модель и критерии оценки эффективности деятельности специалистов психологической службы, а также обозначены основные направления ее функционирования в контексте их ресурсного потенциала [15].

По мнению М. В. Калтаевой модель деятельности психологической службы образовательной организа-

ции может быть основана на стратегических целях и принципах современного высшего образования в контексте студентоцентрированности [12].

А в работе И. В. Галицыной за основу построения психологической службы образовательной организации взята стратегия укрепления социального здоровья всех участников образовательного процесса, прежде всего студентов [8].

Исследование диссертационных работ по психологическому сопровождению образовательного процесса вуза, который можно рассматривать как элемент деятельности психологической службы, позволил выявить следующие актуальные тенденции:

• в докторской диссертации О. С. Поповой защищенной по теме «Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования» в 2013 году, обосновано положение о том, что эффективность психологического сопровождения обусловливается разработкой системы воспитания обучающихся, требований к профессионально-психологическим качествам будущих субъектов труда, организацией мониторинга качества воспитания, функционированием социально-педагогической и психологической службы на основе психолого-педагогической подготовки и скоординированного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. В работе обоснована концепция психологического сопровождения личности учащегося как система скоординированного взаимодействия участников образовательного процесса, направленная на выявление и реализацию профессионально-психологического потенциала, развитие у обучающихся потребностей в профессиональном, социальном и личностном самоопределении [17];

• в докторской диссертации Г. В. Ванаковой, защищенной по теме «Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов» в 2015 году, психологическая поддержка представлена в виде многомерной системы координат: управление вузом, организация образовательного процесса, досуговая деятельность, быт студентов, а понятие жизнестойкости рассмотрено как интегративное свойство личности, позволяющее преодолевать трудности и препятствия при достижении цели в сложных жизненных ситуациях, характеризующееся высокой степенью рефлексии, оптимальной саморегуляцией и готовностью к самоопределению [7];

• в докторской диссертации С. В. Хусаино-вой, защищенной по теме «Психологическая устойчивость обучающегося в учебно-профессиональной деятельности: концепция и

технология обеспечения» в 2020 году, впервые проведено изучение психологической устойчивости на разных уровнях ее проявления (организационном, личностно-социальном, индивидуально-психологическом) в целостности ее аспектов (онтологическом, структурном и функциональном), что позволило автору раскрыть представления о структуре психологической устойчивости [18];

• в докторской диссертации Г. Ю. Авдиенко, защищенной по теме «Социально-психологическая комфортность обучающегося вуза как субъекта учебной деятельности: теория и практика психологического сопровождения» в 2021 году, по мнению автора, обосновано положение о том, что основным направлением психологического сопровождения сегодня является адаптация обучающихся к образовательной среде образовательной организации. При этом профессиональное развитие обучающихся осуществляется по средствам личностного роста, формирования способности к самоопределению и саморазвитию. Понятием отражающем такую адаптивность является «социально-психологическая комфортность обучающегося вуза» [6];

• в докторской диссертации А. М. Лощакова, защищенной по теме «Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов вузов» в 2021 году, эффективность формирования культуры здоровья студентов вуза в образовательно-воспитательном процессе напрямую зависит от психолого-педагогического сопровождения в рамках модели, сочетающей создание условий и факторов развития основных компонентов культуры здоровья студентов. По мнению автора, разработанное и адаптированное к современной информационно-образовательной среде психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов вуза можно применить в образовательном процессе при реализации учебных курсов[14].

В кандидатских диссертациях, защищенных в этот период, исследуются в основном различные аспекты личности обучающегося, проявляющиеся и развивающиеся в образовательном процессе: коммуникативная компетентность, адаптивность, профессиональная идентичность, волевая регуляция и т. д., то есть навыки и свойства, влияющие на успешность образовательного процесса.

Общее изучение актуальных научных исследований позволили выявить следующие тенденции:

• результаты представлены в основном в педагогических научных специальностях, таких как: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 — Теория

и методика профессионального образования, а также в 19.00.07 — Педагогическая психология, что способствует ориентации применения полученных данных в образовательном процессе и не всегда применимо в рамках функционирования психологической службы;

• достоинством работ является обращение внимания на проблемные тенденции и поискам путей воздействия на них с целью нейтрализации (инфантилизма, психологического здоровья, насилия как общечеловеческой ценности, толерантности, различных зависимостей и т. д.);

• в большинстве работ отражен аспект формирования определенного свойства личности или навыка в условиях образовательного процесса.

В настоящее время, основными направлениями деятельности психологической службы образовательной организации являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика и развитие. При этом существует богатый опыт по отдельно-реализуемым направлениям. Так Высшая школа экономики имеет богатый опыт функционирования консультативного центра, Российский университет транспорта успешно интегрировал психологическую службу в деятельность поликлиники, Ядерный университет успешно организует психологическое сопровождение обучение талантливой молодежи и т. д.

Психологическая служба является органическим компонентом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании интеллектуального и личностного потенциала обучающихся, имеющихся у них задатков, способностей, интересов и склонностей.

В этом контексте, по нашему мнению, следует изучить опыт психологического обеспечения образовательного процесса вузов силовых структур, которые имеют богатый опыт и актуальную практику реализации всего комплекса мероприятий.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (далее также Университет) осуществляет свою деятельность в области подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Одной из важных составляющих Университета является психологическая служба, которая занимается поддержкой и консультированием сотрудников в области психологического благополучия и адаптации к профессиональной деятельности.

Отдел морально-психологического обеспечения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в состав которого входят психологи, является учреждением внутреннего структурного подразделения МВД России и работает в соответствии с нормативными документами, установленными МВД России и Федеральным законодательством.

На сегодняшний день психологическая служба ОМПО УРЛС Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя выполняет ряд важных направлений деятельности [3]:

1. Психологическое тестирование и отбор кандидатов на обучение. В рамках него психологи проводят тестирование, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, анализируют личностные и профессиональные характеристики абитуриентов, чтобы определить их пригодность для обучения и работы в правоохранительных органах.

2. Изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава. Психологи в рамках обеспечения образовательного процесса проводят широкий спектр социально-психологических исследований и индивидуальных психологических обследований.

3. Оказание психологической помощи сотрудникам и обучающимся в процессе их социально-психологической адаптации к учебной и служебной деятельности.

4. Оказание консультативной помощи и разработка рекомендаций для руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России по повышению психолого-педагогической компетентности.

5. Консультирование и поддержка сотрудников. Психологи оказывают консультации и поддержку сотрудникам, курсантам и слушателям Университета в различных вопросах, связанных с психологическим благополучием, стрессом, профессиональной адаптацией и межличностными отношениями. Также ведется работа, направленная на выявление и сопровождение сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

6. Проведение психологических тренингов и семинаров. Психологическая служба организует и проводит тренинги и семинары по различным темам, таким как: управление стрессом, развитие коммуникационных навыков и эмоциональная интеллектуальность, с целью повышения профессиональных и личностных компетенций сотрудников. Также психологи проводят занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава с сотрудниками Университета.

7. Работа с сотрудниками, выполняющими оперативно-служебных задач в особых условиях. Психологи участвуют в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, также оказывают психологическую помощь сотрудникам после их возвращения.

Несомненно, многие аспекты их деятельности могут быть интегрированы в психологическое сопровождение образовательного процесса вузов различных профилей и профессиональной направленности, так:

• следует обратить внимание на психодиагностический опыт психологов Университета в контексте анализа методик и их эффективности, периодичности и форм диагностики. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить социально-психологическим исследованием внутригруппового климата, сложившегося в учебных группах, факультетах и иных подразделений, так как это направление психологической деятельности сегодня практически не реализуется в вузах;

• актуален на сегодня и опыт исследования деструктивных форм поведения (употребление алкоголя, наркотиков, игромании и т.д.) и профилактических мероприятий по их предотвращению, это связано с тем, что в соответствии с Приказом Минобрнауки России [5] ежегодно вузы проводят двухэтапное исследование обучающихся с целью выявления и профилактики склонности к употреблению наркотических средств;

• интересен также и опыт групповой психологической работы с учебными группами в области формирования надпрофессиональных компетенций, навыков медиативного поведения и визуальной психодиагностики, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта и нейтрализуют первичные проявления психологического выгорания;

• особенности консультативного направления, реализуемые во время психологического обеспечения учебного процесса Университета, могут быть изучены и учтены в планировании и практической деятельности психолога вуза в процессе профориентационного, поддерживающего и иных видов консультаций;

• опыт психологической службы Университета на стадии работы с выпускниками, представляется нам особо актуальным, так как есть возможность получения обратной связи от работодателя и последующем его учете в своей работе.

Таким образом, отдел морально-психологического обеспечения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя является незаменимым источником опыта психологического обеспечения образовательного процесса, который может быть полезен именно на сегодняшнем этапе формирования и функционирования психологической службы вузов.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепции развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации (утв.

Минобрнауки России 29.08.2022 г. № ВФ/1-Кн).

3. Приказ МВД России от 02 сентября 2013 г. №660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 февраля 2020 г. № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования».

6. Авдиенко Г. Ю. Социально-психологическая комфортность обучающегося вуза как субъекта учебной деятельности : теория и практика психологического сопровождения : автореф... дис. докт. психол. наук. СПб, 2020. 41 с.

7. Ванакова Г. В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов : автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2015. 40 с.

8. Галицына И. В. Организационно-педагогические условия становления и функционирования системы психологической службы вуза: автореф. дис. кан. пед. наук. Рязань, 2011. 20 с.

9. Дубровина И. В. Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования, январь-март 2007. № 1 (10).

10. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11.

11. Исаева Н. И. Профессиональная культура психолога образования. М. : Белгород, 2002. 235 с.

12. Калтаева М. В. Теоретические и организационные основы становления и развития психологической службы вуза : автореф. дис. кан. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 36 с.

13. Коновалова И. В. О некоторых принципах организации управления психологической службой // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2.

14. Лощаков А. М. Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов вузов : автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2020. 45 с.

15. Метельникова Е. И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования : автореф. дис. кан. психол. наук. М., 2011. 24 с.

16. Николаева Ю. В. Психологическое консультирование как одно из направлений деятельности практического психолога ОВД // Актуальные проблемы психологии правоох-

ранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020). Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 403-409.

17. Попова О. С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования : автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2013. 43с.

18. Хусаинова С. В. Психологическая устойчивость обучающегося в учебно-профессиональной деятельности : концепция и технология обеспечения : автореф. дис. докт. психол. наук. СПб, 2020. 39 с.

Bibliographic list

1. Federal Law № 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation».

2. Concepts for the development of a network of psychological services in educational institutions of higher education of the Russian Federation (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № VF/1-Kn on 29.08.2022).

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 660 dated September 02, 2013 «On approval of the Regulations on the basics of the organization of psychological work in the internal affairs bodies of the Russian Federation».

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 900 dated December 25, 2020 «Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation».

5. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation № 239 dated February 20, 2020 «On approval of the Procedure for conducting socio-psychological testing of students in educational institutions of higher education».

6. Avdienko G. Yu. Socio-psychological comfort of a university student as a subject of educational activity : theory and practice of psychological support : abstract ... dis. doct. psikhol. nauk. SPb, 2020. 41 p.

7. Vanakova G. V. Psychological support for the development of students' resilience : abstract ... dis. doct. psychological sciences. M., 2015. 40 p.

8. Galitsyna I. V. Organizational and pedagogical conditions of the formation and functioning of the psychological service system of the university: abstract ... dis. kan. ped. nauk. Ryazan, 2011. 20 p.

9. Dubrovina I. V. Psychological service of education : organization and management //

Bulletin of practical psychology of education, January-March 2007. № 1 (10).

10. Zimnaya I. A. General culture and socio-professional competence of a person // Higher education today. 2005. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Isaeva N. I. Professional culture of the psychologist of education. M. : Belgorod, 2002. 235 p.

12. Kaltaeva M. V. Theoretical and organizational foundations of the formation and development of the psychological service of the university : abstract ... dis. kan. psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2011. 36 p.

13. Konovalova I. V. On some principles of the organization of management of psychological service // Bulletin of Practical Psychology of Education. 2006. № 2.

14. Loshchakov A. M. Psychological and pedagogical support of the formation of the health culture of university students : abstract... dis. doct. psychological sciences. M., 2020. 45 p.

15. Metelnikova E. I. Psychological service as a resource for the development of modern

education : abstract ... dissertation. psychological sciences. M., 2011. 24 p.

16. Nikolaeva Yu. V. Psychological counseling as one of the activities of a practical psychologist of the Department of Internal Affairs // Actual problems of psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasilievsky readings — 2020). Materials of the international scientific and practical conference. Saint Petersburg : Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. P. 403-409.

17. Popova O. S. Psychological support of students' personality development in the process of vocational and secondary special education : abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. M., 2013. 43 p.

18. Khusainova S. V. Psychological stability of the student in educational and professional activity : the concept and technology of support : abstract of the dissertation of the doctor. psychological sciences. St. Petersburg, 2020. 39 p.

Информация об авторах

Ю. В. Николаева — заместитель начальника кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета имени В.Я. Кикотя МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;

О. А. Мусатова — старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации Московского государственного психолого-педагогического университета, заместитель начальника Психологического центра Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

Yu. V. Nikolaeva — Deputy Head of the Department of Psychology of the Educational and Methodological Complex of the Psychology of Service Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor;

O. A. Musatova — Senior Researcher of the Department of Scientific and Methodological Support of the Federal Coordination Center for Psychological Service in the Education System of the Russian Federation of the Moscow State Psychological and Pedagogical University, Deputy Head of the Psychological Center of the National Research Nuclear University MEPhI, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.06.2023; одобрена после рецензирования 17.07.2023; принята к публикации 07.08.2023.

The article was submitted 13.06.2023; approved after reviewing 17.07.2023; accepted for publication 07.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.