Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРЮМСКОГО ДОГОВОРА В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБМЕНА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ГОСУДАРСТВАХ -ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ЗНАЧЕНИЕ ПРЮМСКОГО ДОГОВОРА В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБМЕНА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ГОСУДАРСТВАХ -ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ / МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБМЕНА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ / INTERSTATE DATA EXCHANGE IN CRIMINAL CASES / MEASURES FOR PROTECTING PERSONAL INFORMATION / AUTOMATED SYSTEMS OF EXCHANGING FORENSIC INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Ирина Эдуардовна, Нетрусова Татьяна Ивановна, Никитина Алена Юрьевна

Исследуются проблемы межгосударственного обмена информацией по уголовным делам в рамках Европейского союза и перспективы сотрудничества МВД России и стран - членов ЕС по обмену персональными данными, сведениями по уголовным делам и иной оперативно значимой информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PRUM TREATY IN EXCHANGING FORENSIC INFORMATION ON CRIMINAL CASES IN THE EUROPEAN UNION MEMBER STATES

Problems of the interstate data exchange on criminal cases within the European Union, and prospects of the collaboration of the Russia Ministry of the Interior and EU member states in exchanging personal data, information on criminal cases and other significant operative information are examined.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРЮМСКОГО ДОГОВОРА В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБМЕНА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ГОСУДАРСТВАХ -ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

_ _

зарубежный опыт

ИРИНА ЭДУАРДОВНА НИКИТИНА,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА НЕТРУСОВА,

переводчик ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

АЛЕНА ЮРЬЕВНА НИКИТИНА,

научный сотрудник ФГКУ «ЭКЦ МВД России»

ЗНАЧЕНИЕ ПРЮМСКОГО ДОГОВОРА В ДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБМЕНА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Исследуются проблемы межгосударственного обмена информацией по уголовным делам в рамках Европейского союза и перспективы сотрудничества МВД России и стран - членов ЕС по обмену персональными данными, сведениями по уголовным делам и иной оперативно значимой информацией.

Ключевые слова: межгосударственный информационный обмен по уголовным делам, меры по защите персональной информации, автоматизированные системы обмена криминалистической информацией.

I.E. Nikitina, PhD (Law), Leading Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-15-46;

T.I. Netrusova, Translator, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-15-46;

A.U. Nikitina, Researcher, Russia MI Forensic Science Centre; e-mail: alena-niki89@mail.ru; tel.: 8(499)745-80-11.

The value of Prum Treaty in exchanging forensic information on criminal cases in the European Union member states.

Problems of the interstate data exchange on criminal cases within the European Union, and prospects of the collaboration of the Russia Ministry of the Interior and EU member states in exchanging personal data, information on criminal cases and other significant operative information are examined.

Key words: interstate data exchange in criminal cases, measures for protecting personal information, automated systems of exchanging forensic information.

В целях эффективного противодействия трансграничной преступности Европейским союзом (далее - ЕС) были предприняты шаги по качественному улучшению межгосударственного информационного обмена при раскрытии и расследовании преступлений трансграничного характера. Поэтому основными задачами ЕС в сфере полицейского сотрудничества по-прежнему остаются:

предоставление правоохранительным органам государств - членов ЕС доступа к релевантной информации (например, к базам данных дак-

тилоскопической и геномной информации или иммиграционной базе данных - Visa Information System (VIS));

качественное улучшение сотрудничества органов полиции в рамках общей системы защиты персональной информации;

развитие европейской модели обмена ин-формацией1.

В 2005 г. между Бельгией, Германией, Испанией, Францией, Люксембургом, Нидерландами и Австрией была подписана Прюмская конвенция (от 17.07.2005 г / Шенгенское соглашение III

- далее - Прюмский договор)2, вступившая в законную силу в мае 2008 г, которая впоследствии была инкорпорирована в законодательство ЕС.

Прюмский договор вступил в законную силу 26 августа 2011 г, несмотря на то, что далеко не все страны - члены ЕС успели модернизировать национальные базы для обмена криминалистической информацией в автоматическом режиме, чем нарушили положения ст. 10 Договора о ЕС3.

Прюмский договор включает в себя 4 основных блока:

1. Создание системы автоматизированного поиска криминалистической информации (геномной и дактилоскопической из национальных баз данных всех государств-членов, а также из баз данных регистрационных номеров транспортных средств). Данный механизм можно охарактеризовать не только как прогрессивное начало в сотрудничестве государств-членов в сфере обмена информацией по уголовным делам, но и как одну из наиболее труднодостижимых целей ЕС.

2. Обеспечение процесса обмена информацией в целях предупреждения преступлений, особенно при проведении крупномасштабных мероприятий против трансграничной организованной преступности и терроризма (гл. 3 и 4 Договора).

3. Полицейское сотрудничество (гл. 5 Договора предусматривает качественное развитие сотрудничества органов внутренних дел государств-членов в борьбе с преступностью, как, например, предоставление полиции права на осуществление своих полномочий на территории иностранного государства).

4. Защита информации (гл. 6 Договора)4.

В соответствии с отчетом Еврокомиссии перед Европейским парламентом и Советом ЕС по приграничному сотрудничеству, в частности борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью, в свете реализации положений Прюмского договора от 23 июня 2008 г.5 в ЕС была проведена работа по оценке ситуации после решения Совета ЕС 2008/615^НА и более года после истечения поставленного срока его полного выполнения государствами-членами. По прошествии более года с момента вступления в силу Прюмского договора6 только 18 стран - членов ЕС заявили, что технические условия в их странах позволяют осуществлять автоматическую передачу и прием ДНК-информации, и еще пять стран готовы начать автоматизированный обмен геномной информацией по уголовным делам в 2013 г. Что касается автоматизированных систем, предназначенных для передачи и поиска дактилоскопической информации, то здесь ситуация оказалась значительно сложнее, поскольку всего 14 стран-

членов на указанный момент могли осуществлять обмен дактилоскопической информацией с другими государствами-членами.

По статистическим данным, предоставленным Европейской комиссией, в 2011 г с помощью автоматизированной системы обмена дактилоскопической информацией было идентифицировано 2 553 человека, найдено соответствие ДНК-профилей в 20 719 случаях. Всего количество запросов между странами составило 260 2537. Полученные результаты показывают, что процесс автоматизированного информационного обмена криминалистической информацией по уголовным делам между правоохранительными органами стран - членов ЕС начался, а положения Прюмского договора успешно прошли апробацию.

Нельзя не отметить, что, с одной стороны, одним из проблемных аспектов информационного обмена по уголовным делам остаются вопросы защиты персональных данных, что связано с приоритетом в политике ЕС соблюдения прав и свобод личности, но, с другой стороны, после событий 11 сентября 2001 г. усиление безопасности в ЕС стало основным направлением в развитии европейского пространства свободы, безопасности и правосудия8. И, как следствие проблемы, необходимость разработки мер, направленных на обеспечение совместимости указанных целей ЕС в соответствии с принципом пропорциональности9. Кроме того, по решению Совета ЕС10 в сфере обмена криминалистической и иной информацией по уголовным делам должен также быть реализован принцип доступности сведений из национальных баз данных для правоохранительных органов государств - членов ЕС.

На практике обеспечение совместимости основных целей ЕС в большинстве случаев вызывает среди государств - членов ЕС определенное смещение интересов в ту или иную сторону. Так, Закон «Об уголовном правосудии» Великобритании 2003 г. (The Criminal Justice Act) позволяет отбирать материал для ДНК-анализа у всех лиц, подвергшихся задержанию, по любому виду зарегистрированного правонарушения, включая, например, попрошайничество, нахождение в общественных местах в пьяном виде, нарушение общественного порядка, участие в незаконных демонстрациях, за исключением проступков, связанных с неправильной парковкой. Положения закона вызвали определенную обеспокоенность у правозащитников в связи с неоправданным расширением круга лиц, подвергающихся процедуре отбора биологических образцов с последующим их хранением в НБД ДНК.

Н 2 С

О

®s 2 X

Й и

РЭ

а

я

По мнению Алека Джеффриза (Alec Jeffreys), разработчика методики производства ДНК-анализа и дактилоскопических экспертиз и исследований, в самом начале, когда создавалась база данных, она содержала информацию о преступниках и в случае совершения ими рецидива по хранящимся биологическим образцам их можно было идентифицировать. В настоящее время сотни тысяч людей, чьи биологические данные внесены в информационную систему, - это невиновные граждане, которые вызвали интерес у полиции из-за того, что им было предъявлено обвинение, которое впоследствии не было подтверждено. С его точки зрения - это дискриминационно (Программа «Today», 2006)11.

В 2008 г. Европейский Суд по правам человека постановил, что необоснованное расширение круга лиц, у которых отбираются биологические образцы, которые впоследствии заносятся в НБД ДНК, вступает в противоречие со ст. 8 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. Решение Европейского Суда привело в Великобритании к пересмотру законодательства и периоду консультаций, к ответственности правительства в соответствии с Законом «О преступности и безопасности» 2010 г. (The Crime and Security Act), последующему переизбранию правительства и принятию Закона «О защите свобод» 2012 г (The Protection of Freedoms Act).

Положения Прюмского договора 2005 г. предусматривают обязательства по созданию в рамках ЕС инфраструктуры, позволяющей обеспечить широкий информационный обмен по уголовным делам, а также открытый доступ к базам данных полицейских органов всех государств-членов. Поэтому существуют значительные проблемы по поводу обмена информацией персонального характера из Национальной базы данных ДНК Великобритании, поскольку содержащиеся в ней сведения не всегда относятся к гражданам, которые были осуждены в ЕС.

Каждый имеет право на личную жизнь, и любое вмешательство со стороны публичных властей в реализацию этого права должно осуществляться в соответствии с законом. В связи с чем в обязанность государств - членов Совета Европы входит защита определенных этических ценностей, таких как свобода, равенство и право на личную жизнь. Однако вмешательство публичных властей в частную жизнь человека посредством отбора, хранения и использования его биологических данных допускается «в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений,

для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц»12.

Несмотря на то, что британские суды поддерживают правовые основания отбора и хранения профилей ДНК и дактилокарт, Европейский Суд по правам человека принял иное решение: он счел, что хранение в течение неопределенного срока биологических данных людей, не признанных виновными в совершении преступлений, является нарушением ст. 8 Европейской конвенции по правам человека.

Так, по делу С. и Марпер против Соединенного Королевства (S & Marper v Unites Kingdom, 2008) обвиняемые были оправданы, в связи с чем они потребовали от властей удаления их персональной информации из НБД ДНК. Им было отказано на том основании, что законодательство Великобритании позволяет хранить биологические образцы и ДНК-профили в течение неопределенного срока. Европейский Суд по правам человека счел, что общая политика в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии по хранению ДНК-профилей и дактилокарт в течение неопределенного времени, невзирая на окончательные результаты судебного следствия, несоразмерна основаниям, которые дают право властям нарушать запрет о неприкосновенности личной жизни граждан.

Конечно, криминалистическая информация остается движущим фактором в раскрытии и расследовании преступлений, а также в их предупреждении, но именно биологические образцы являются потенциальными носителями информации личного и семейного характера, а также сведений о состоянии здоровья и некоторой информации о поведенческих характеристиках.

Что касается сотрудничества МВД России с европейскими правоохранительными органами, то в настоящее время оно имеет положительную динамику развития. Вместе с тем, для полноценного информационного обмена по уголовным делам со странами - членами ЕС необходимо развивать имеющиеся международно-правовые инструменты.

В 2005 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы от 28 января 1981 г. «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных»13. В соответствии со ст. 2 Конвенции «персональные данные» включают информацию, касающуюся конкретного или могущего быть идентифицированным лица (субъекта данных). Персональные данные, проходящие автоматическую обработку, «должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом, должны накапливаться для точно определенных и законных целей

и не использоваться в противоречии с этими целями, должны быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются, должны быть точными и в случае необходимости обновляться, должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных, не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются»14.

В 2006 г. в рамках реализации положений указанной Конвенции приняты федеральные законы «О персональных данных»15 и «Об информации, информационных технологиях и защите информации»16. В июле 2011 г был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных"», который предметно содействует в юридическом плане организации взаимодействия правоохранительных органов России и ЕС по таким направлениям, как доступ к базам данных и аналитическим учетам Европола и обмен персональными данными по уголовным делам17. В результате принятия указанных нормативных правовых актов стала возможной подготовка к переговорному процессу Российской Федерации и Европола по заключению Оперативного соглашения.

МВД России на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации принимает активное участие в подготовке подписания соглашения о стратегическом и оперативном сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (далее - Соглашение), которое позволит сторонам в полном объеме обмениваться персональными данными, сведениями по уголовным делам, иной оперативно значимой информацией, что в целом поднимет партнерство на качественно новый уровень.

В отсутствие Оперативного соглашения в качестве стратегической задачи сотрудничества по уголовным делам ставится вопрос о необходимости проведения совместных скоординированных мероприятий, направленных на пресечение и раскрытие преступлений трансграничного характера.

В 2012 г. впервые на территории Российской Федерации была пресечена деятельность крупнейшей подпольной сети по производству фальшивых евро. Поскольку Европол является центральным ведомством по борьбе с подделкой евро в ЕС, им была проявлена готовность к оказанию российской стороне помощи при проведении экспертных исследований поддельных денежных знаков и обучении российских экспертов. В рамках информационного обмена поступившие из Европола стратегические обзоры практики

борьбы с фальшивомонетничеством в ЕС, а также материалы с новыми техническими характеристиками банкнот евро различного достоинства направляются в соответствующие подразделения МВД России.

Положительно решен вопрос о передаче Европолом Министерству внутренних дел Российской Федерации в безвозмездное пользование специального программного обеспечения «Bitmap System», позволяющего идентифицировать по меткам на фальшивых банкнотах и документах оборудование, на котором они были произведены. Использование «Bitmap System» в практической деятельности органов внутренних дел существенно повысит эффективность исследований и учета поддельных денежных знаков.

Между российскими и европейскими правоохранительными органами на постоянной основе организован информационный обмен в области борьбы с детской порнографией и мошенничеством в сети Интернет, кибератаками против важных объектов инфраструктуры. В частности, в Европол направлены статистические сведения о закрытых и приостановленных интернет-сайтах, физически расположенных в России и странах Европейского Союза, содержавших изображения несовершеннолетних лиц порнографического характера, а также выявленных пользователях пиринговых сетей из числа граждан России и ЕС, распространявших материалы подобного рода.

Особое внимание в ЕС уделяется борьбе с лидерами криминальных группировок, в том числе авторитетами преступной среды. В настоящее время Европол работает над созданием Европейской базы данных о подобных лицах, регулярно проводится операция «Bad Boys», направленная на пресечение деятельности главарей трансграничных организованных преступных групп. В июне 2013 г в ряде стран ЕС задержано 18 подозреваемых, 13 из которых являются авторитетами преступной среды.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно говорить о существенной роли Прюмского договора в деле обеспечения межгосударственного обмена информацией по уголовным делам, активизации межгосударственного сотрудничества европейских государств в решении проблемы защиты персональных данных в сфере реализации уголовного судопроизводства и борьбы с трансграничной организованной преступностью, в частности в создании благоприятных условий для оперативного и эффективного обмена криминалистической и иной информацией в ходе раскрытия и расследования преступлений. Своевременность получения информации по уголовным

H 2 С

о

®s s

X

Й и

РЭ

а

Я

ь з с

о

3 X

Й ы

и

^

а

$

делам при раскрытии и расследовании преступлений трансграничного характера - залог успеха в борьбе с преступностью.

Страны - члены Содружества Независимых Государств, в том числе Российская Федерация как великая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, в порядке своей международно-правовой включенности в дело обеспечения международной законности и правопорядка призваны защищать свои собственные интересы и укреплять национальные экономики, развивать внутренние связи и выходить на европейское пространство международного взаимодействия с программой скоординированных совместных предложений и форм сотрудничества.

1 URL: ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/ policies/police-cooperation/ index_en. htm

2 The Hague Program: strengthening freedom, security and Justice in the EU // Official Journal of European Communities. 2005. Vol. 48. P. 1-14; Some remarks on Schengen III // Statewatch Bulletin. 2005. 17 July. URL: http:www.statewatch. org/news/2005/jul/17Schengen-III.htm

3 Принцип добросовестности обязывает государства -члены ЕС воздерживаться от любых мер, которые мешают достижению целей соответствующих соглашений.

4 OL L 210. 2008. 8 6. P. 1-12.

5 Решение Совета ЕС 2008/615/ JHA. В это же время Совет принял решение 2008/616/ JHA для реализации решения 2008/615/ JHA (далее - Прюмские решения). В ноябре 2009 г. к обоим Прюмским решениям присоединилась Исландия и Норвегия.

6 По состоянию на 31 октября 2012 г.

7 Dok. Nr. 11367/12.

8 The Hague Programme: Strengthening Freedom, Security and Justice in the European Union (O.J. C 53/01, 03.03.2005).

9 В соответствии с принципом пропорциональности меры, принимаемые органами ЕС, не должны выходить за рамки действий, необходимых для реализации целей договоров.

10 В Лиссабонском договоре, вступившем в действие после ратификации в 2009 г., в качестве институтов Европейского Союза называются: Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Европейская комиссия, Суд справедливости Европейского Союза, Европейский центральный банк и Счетная палата.

11 Blakemore B., Blake Ch. Can the National DNA Database be effective and comply with human rights legislation? // Police Journal. Great Britain. 2010. Vol. 85. № 3. P. 192.

12 Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Защита прав человека и борьба с преступностью: Сборник документов Совета Европы. 2-е изд., доп. - М.: Вердикт 1М, 2005. С. 49.

13 Защита прав человека и борьба с преступностью: Сборник документов Совета Европы. 2-е изд., доп. - М.: Вердикт 1М, 2005.

14 Статья 5 Конвенции о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных // СПС Кон-сультантПлюс.

15 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3451.

16 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

17 Волеводз А.Г. Новая редакция Федерального закона «О персональных данных» открывает для России доступ к базам данных Европола. URL: http//moskva/bezformata.ru/listnews/ personalnih-dannih-otkrivaet-dlya/996300

v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.