Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ'

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРОЙЩИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УМЕНИЕ / РЕМОНТ ОДЕЖДЫ / ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ / CUTTER / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILL / CLOTHING REPAIR / SELECTION OF MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Екатерина Алексеевна

В статье раскрыта актуальность профессионального умения осуществлять подбор материалов для ремонта швейных изделий в подготовке будущих закройщиков. Описан анализ опроса работников предприятий индивидуального изготовления одежды (ателье) и обучающихся первого курса группы закройщиков ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна». Представлен анализ определений «умение» и «профессиональное умение». Конкретизировано понятие «профессиональное умение выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий». Определено значение и место рассматриваемого умения в содержании профессиональной компетенции «Подбирать материалы для ремонта». На основе анализа рабочих программ профессиональных модулей учебного плана 29.01.05 по профессии «Закройщик» определены знания и умения, предопределяющие сформирование профессионального умения выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PROFESSIONAL ABILITY TO CARRY OUT THE SELECTION OF MATERIALS FOR THE REPAIR OF GARMENTS

The article reveals the relevance of the professional ability to select materials for the repair of garments in the preparation of future cutters. The article describes the analysis of a survey of employees of individual clothing manufacturing enterprises (ateliers) and first-year students of the group of cutters of the Simferopol College of Service and Design. An analysis of the definitions of «skill» and «professional skill» is presented. The concept of «professional ability to select materials for the repair of garments» has been concretized. The value and place of the considered skill in the content of the professional competence «Select materials for repair» is determined. On the basis of the analysis, the working programs of the professional modules of the professional cycle of the curriculum on 01.29.05 for the profession «Cutter», the knowledge and skills that predetermine the formation of professional skills in the selection of materials for the repair of garments were determined.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

Значение профессионального умения выполнять подбор материалов для ремонта

швейных изделий

The Value of Professional Ability to Carry Out the Selection of Materials for the Repair of

Garments

Соколова Екатерина Алексеевна,

магистрант кафедры технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

(г. Симферополь, Республика Крым) e-mail: katyasokolova250897@mail.ru

Sokolova Ekaterina Alekseyevna,

Master student of the Department of Technology and Fashion Design and Professional Pedagogy, State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov»

(Simferopol, Republic of Crimea) e-mail: katyasokolova250897@mail.ru

Научный руководитель Кадырова Гульнара Аметовна,

канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

(г. Симферополь, Республика Крым) e-mail: umerova. gulnara@mail. ru

Scientific advisor Kadyrova Gulnara Ametovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Technology and Design of Clothes and Professional Pedagogy, State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov»

(Simferopol, Republic of Crimea) e-mail: umerova.gulnara@mail.ru

Аннотация.

В статье раскрыта актуальность профессионального умения осуществлять подбор материалов для ремонта швейных изделий в подготовке будущих закройщиков. Описан анализ опроса работников предприятий индивидуального изготовления одежды (ателье) и обучающихся первого курса группы закройщиков ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна». Представлен анализ определений «умение» и «профессиональное умение». Конкретизировано понятие «профессиональное умение выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий». Определено значение и место рассматриваемого умения в содержании профессиональной компетенции «Подбирать материалы для ремонта». На основе анализа рабочих программ профессиональных модулей учебного плана 29.01.05 по профессии «Закройщик» определены знания и умения, предопределяющие сформирование профессионального умения выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий.

Annotation.

The article reveals the relevance of the professional ability to select materials for the repair of garments in the preparation of future cutters. The article describes the analysis of a survey of employees of individual clothing manufacturing enterprises (ateliers) and first-year students of the group of cutters of the Simferopol College of Service and Design. An analysis of the definitions of «skill» and «professional skill» is presented. The concept of «professional ability to select materials for the repair of garments» has been concretized. The value and place of the considered skill in the content of the professional competence «Select materials for repair» is determined. On the basis of the analysis, the working programs of the professional modules of the professional cycle of the curriculum on 01.29.05 for the profession «Cutter», the knowledge and skills that predetermine the formation of professional skills in the selection of materials for the repair of garments were determined.

Ключевые слова: закройщик, профессиональные компетенции, профессиональное умение, ремонт одежды, подбор материалов.

Key words: cutter, professional competence, professional skill, clothing repair, selection of materials.

Постановка проблемы. Одной из задач среднего профессионального образования (СПО) является подготовка конкурентоспособного специалиста рабочей профессии, способного выполнять установленные стандартами трудовые функции. Эти функции описаны видами деятельности и требованиями к содержанию знаний, умений и практического опыта. Комплекс профессиональных умений будущего закройщика документально регламентирован (ФГОС СПО 29.01.05 по профессии «Закройщик») и зависит от требований рынка услуг и от требований предъявляемых работодателями. Согласно данному документу одним из видов деятельности будущего закройщика является выполнение ремонта тканей и швейных изделий. Это диктует необходимость формирования профессиональных умений у будущих закройщиков не только выявлять дефекты и выполнять ремонт и обновление швейных изделий, как в ручную, так и на оборудовании, при этом, осуществляя контроль качества, выполненной работы [1], но и умение подбирать материалы для выполнения ремонта швейных изделий.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы формирования профессиональных умений обучающихся СПО раскрываются в работах В.И. Блинова, Г.И. Кругликова, В.А. Сластенина, В.А. Скакуна, Н.Е. Эргановой и др.

Отдельные аспекты профессиональной подготовки будущих закройщиков представлены рядом научных публикаций М.В. Самойловой, Л.Ю. Усеиновой, Э.Р. Шариповой. В них авторы раскрывают решения задач, направленные на повышение качества формирования профессиональных компетенций и их составляющих.

Цель статьи - определить значение профессионального умения будущих закройщиков выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий.

Изложение основного материала. В связи с изменения в экономической ситуации Крыма, затрагивающие потребительские области человеческой жизнедеятельности, ремонт одежды приобрел большую популярность. Услуги, предоставляемые предприятиями индивидуального изготовления одежды (ателье) города Симферополь, в последнее время ориентированы на ремонт и обновление швейных изделий, что связанно с уменьшением заказов на изготовление новых изделий. Данное утверждение основано на анализе ответов работников ателье. В опросе принимали участие владельцы ателье (индивидуальные предприниматели), управляющие (менеджеры) и закройщики. Всего в исследовании было задействовано 36 человек из 17 ателье (г. Симферополь, Республика Крым). Так при опросе, отмечено, что чаще всего потребители обращаются за ремонтом бытовой одежды, что, по мнению респондентов, связано с ценовой политикой предоставляемых услуг. Соответственно в ходе опроса они ответили, что считают ремонт одежды востребованной услугой в настоящее время. Как правило, клиенты обращаются за ремонтом средней сложности, ценовая политика которой варьируется от 400 до 1000 руб. Следует отметить, что такой вид работ как обновление одежды (например, в связи с моральным износом изделия или несоответствием направлению моды) выполняется несколько реже, чем ремонт. Работники ателье обозначили что, как правило, заказчики хотят видеть оригинальные решения в ремонте одежды, комбинацию материалов различных структур и фактур. Однако при этом возникает сложность сохранения целостности композиции, и неграмотный выбор материалов в последующем может негативно отобразиться на конечном результате, даже при качественной технологической обработке.

Отметим, что ремонт одежды предполагает восстановление ее потребительских свойств путем замены или маскировки участков одежды, которые подвергались физическому износу. Известно, что причинами изнашивания является воздействие сложного комплекса механических, физико-химических и биологических факторов, приводящих к изменению внешнего вида и ухудшению физико-механических свойств, вплоть до

полного разрушения, материалов. Так же обновлению подвергаются социально устаревшие модели одежды, не отвечающие, например, современному направлению моды, но при этом имеющие достаточный запас прочности материала, из которого они изготовлены. В этом случае создается необходимость осуществления полного или частичного перекроя изделия или введение дополнительных отделочных материалов с возможным полным или частичным перекроем [2]. При ремонте и обновлении одежды возникают задачи связанные с осуществлением выбора материалов, не только по цвету и фактуре, но и соотношению, и целесообразности их комбинации по физико-механическим свойствам. Более того, в зависимости от вида ремонта и способа обновления одежды, выбор материалов должен осуществляться с учетом топографии износа изделия, желания и возможностей заказчика. Таким образом, профессиональное умение осуществлять подбор материалов для ремонта швейных изделий приобрел особую актуальность.

Для конкретизации понятия «профессиональное умение выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий» уточним определения «умение» и «профессиональное умение». Анализ трактовки данных понятий в научной литературе представлен достаточно широко. Так в одной из публикаций М.Н. Масаевой и М.В. Самойловой [3, с. 168] представлен комплекс определений термина «умение». Анализ их содержания позволяет сделать вывод, что умение - это сформированная совокупность неких приемов деятельности основанная на знаниях о данной деятельности (таблица 1).

Таблица 1. Анализ понятия «умение»

Определение Ключевые слова

1 2

Промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшим уровня навыка [4, с. 163] Способ, действие, знание

Готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков [5, с. 259] Готовность, действие, знание, опыт, навык

Овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике [6, с. 135] Способ, знание, практика

Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [7, с. 17] Способ, действие, знание, навыки

Резюме: умение - это сформированная совокупность неких приемов деятельности основанная на знаниях о данной деятельности

Незначительно трансформируя определение, представленное в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, под умениями мы понимаем - определенную подготовленность к осознанному осуществлению практических действий, на основе усвоенных знаний и приобретенного минимального опыта [8, с. 153].

Профессиональное умение в научной литературе трактуют как определенный комплекс освоенных профессиональных действий, которые выполняются в нестандартных ситуациях. Так, например, профессиональное умение, В.С. Безрукова, описывает как «... совокупность навыков. Профессиональные умения - это профессионально значимые комплексы навыков и знаний [9]. В публикации [10] отмечено, что в умении присутствует элемент автоматизма, но, при этом, умение выполняется осознанно и оно (умение) «.проявляется в нестандартных заметно отличающиеся друг от друга ситуациях» [10].

Анализ содержания рабочей программы профессионального модуля «Выполнение ремонта тканей и пошива швейных изделий» (ПМ 06) междисциплинарного курса «Выполнение ремонта и обновление изделий» (МДК 06.01) по профессии «Закройщик» [11] позволил нам конкретизировать понятие «профессиональное умение выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий». Данное понятие мы трактуем, как

готовность обоснованно осуществлять подбор как основных, так и прикладных материалов для ремонта и обновления одежды, основываясь на знаниях правил конфекционирования и композиции костюма.

Таким образом, понимая суть профессионального умения выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий, проанализировав содержание профессиональных компетенций (ПК) определили, что исследуемое профессиональное умение имеет место быть в содержании ПК 6.2. «Подбирать материалы для ремонта» (рисунок 1).

I

З Н А Т Ь:

- общие сведения о композиции, основные законы и правила композиции; - стили, тенденции и направления моды в одежде текущего сезона; - ассортимент тканей и материалов; - особенности конфекционирования материалов для швейных изделий - виды физического износа швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента в различных видах одежды; - понятие морального износа; - характеристику материалов для ремонта и обновления изделий; - технологию ремонта изделий, виды, методы и приемы ремонта; - принципы и приемы обновления изделий; способы осуществления внутрипроцессного контроля качества ремонта швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента; - государственные стандарты РФ и ТУ, регламентирующие

ш

I

У М Е Т Ь:

- подбирать - определять

материалы для структуру и

изделия свойства

рекомендуемы

х материалов

ПМ.01 «Прием

заказов на

изготовление

изделий»

ПМ.01

«Прием заказов на изготовление изделий

ПМ 06

«Выполнение ремонта

тканей и пошива швейных

изделий»

Рисунок 1. Место профессионального умения выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий в системе требований ФГОС СПО по профессии «Закройщик»

Для успешного формирования исследуемого профессионального умения будущему закройщику необходимо знать: виды физического износа швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента в различных видах одежды; понятие морального износа; характеристику материалов для ремонта и обновления изделий; технологию ремонта изделий, виды, методы и приемы ремонта; принципы и приемы обновления изделий; способы осуществления внутрипроцессного контроля качества ремонта швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента; государственные стандарты и технические условия, регламентирующие процесс ремонта швейных изделий [11] и др. На рисунке 1 отображены

предопределяющие знания и умения, которые обеспечивают возможность осуществить грамотный выбор материалов при ремонте швейных изделий. Однако, выполнив анализ содержания рабочих программ профессионального цикла учебного плана 29.01.05 по профессии «Закройщик», обратили внимание, что в перечне умений отсутствуют умения по определению структуры и свойств рекомендуемых материалов. Тогда как, не зная, как волокнистый состав и структура материала влияют на свойства материалов, не возможно предположить совместимость материала с имеющимся основным материалом и его «поведение» в процессе эксплуатации. Отметим, тот факт, что текстильная промышленность каждый год расширяет свою продукцию путем увеличения ассортимента материалов для одежды. При этом используют не только новые виды волокон, но и различные виды отделок, которые непосредственно влияют на свойства материалов. Таким образом, будущему закройщику для полноценного выполнения трудовых функций необходимо сформировать профессиональное умение выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий.

На изучение тем междисциплинарного курса «Выполнение ремонта и обновление изделий» (МДК 06.01) отведено 42 ч., в которых предусмотрено как теоретические, так и практические занятия. Анализ содержания тем разделов данного МДК показал, что при изучении предусмотренных тем в каждой из них присутствует вопрос о выборе материалов. Например: применение фурнитуры, текстильных отделочных материалов, аппликаций и других декоративных отделок при ремонте и обновлении одежды (тема 1.1 «Технология мелкого ремонта»); подбор материалов, ниток, инструментов для мелкого ремонта в соответствии с видом изделия (при выполнении практического занятия по теме 1.1); требования к материалам, отделке, швейным ниткам, инструментам (тема 1.2 «Технология изготовления среднего ремонта»); ассортимент тканей, трикотажных полотен, натуральной и искусственной кожи, меха для ремонта и обновления, их технологические характеристики (тема 1.4 «Особенности ремонта изделий из трикотажа, меха и кожи») и т. п. [11].

В период прохождения педагогической практики было проведено анкетирование обучающихся 1-го курса группы закройщиков (группа 13) ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» в количестве 25 человек. В ходе опроса 76 % (19 чел.) однозначно ответили, что с интересом осуществляют ремонт одежды, тогда как 8 % (2 чел.) не видят в этих умениях актуальность и целесообразность их формирования. Воздержались от ответа 4 обучающихся, отметив на вопрос «затрудняюсь ответить». Повышают свой уровень знаний и изучают дополнительный материал, связанный с вопросами ремонта и обновления одежды 53 % (13 чел.) респондентов, а 36 % (9 чел.) не читают дополнительную литературу по данной теме, 3 человека не предоставили ответа. Такая тенденция на наш взгляд возникает из-за мотивированности обучающихся к овладению тем или иным видом деятельности. Действительно, наблюдения за обучающими в процессе обучения, показало отсутствие интереса у отдельных студентов, и как следствие, отсутствие желания овладения профессиональным умением выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий. Это дает основание продолжить исследование данной темы и разработать комплекс мероприятий, способствующий повышению уровня интереса и мотивации к овладению рассматриваемого в данной статье профессионального умения.

Вывод. Значение профессионального умения выполнять подбор материалов для ремонта швейных изделий заключается в том, что его сформирвоанность позволит будущему закройщику овладеть практическим опытом в подборе материалов для ремонта, физически изношенного или морально устаревшего изделия (согласно рабочей программе ПМ 06), а в последующем гармонично сформировать профессиональную компетенцию «Подбирать материалы для ремонта» (ПК 6.2).

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 29.01.05 Закройщик. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 03.04.2018 г. № 230. - Режим доступа : http://svpusois.ru/wp-content/uploads/2019/11/50810.pdf

2. Орленко Л.В. Конфекционирование материалов для одежды : Электронный ресурс / Л.В. Орленко. -Режим доступа : https://studref.com/324660/tovarovedenie/konfektsionirovanie materialov dlya odezhdy

3. Масаева М.Н. Технологические умения будущих закройщиков / М.Н. Масаева, М.В. Самойлова // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы : сборник научных трудов. Выпуск 6. - Симферополь : РИО КИПУ имени Февзи Якубова, 2020. - С. 166-171.

4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов / Б.Б. Айсмонтас. - М. : МГППУ, 2004. - 368 с.

5. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. - Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2003. - 297 с.

6. Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика : учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. - Архангельск : ИД САФУ, 2014. - 553 с.

7. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» : в 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск : Издательство Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1. - 174 с.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : И ; М. : Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.

9. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика : учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/5/0249/index.shtml?from page=171

10. Губарева Л.И. Профессиональные навыки и профессиональные умения в системе подготовки кадров СПО: Основные подходы и определения : Электронный ресурс / Л.И. Губарева, С.В. Баранов, Н.П. Бирюкова // Ученые записки Орловского государственного университета. - № 1 (74). - 2017. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-nawki-i-professionalnye-umeniya-v-sisteme-podgotovki-kadrov-spo-osnovnye-podhody-i-opredeleniya/viewer

11. Рабочая программа профессионального модуля ПМ 06 «Выполнение ремонта тканей и пошива швейных изделий» МДК 06.01 «Выполнение ремонта и обновление изделий» ОПОП СПО по профессии 29.01.05 «Закройщик». Утверждено протоколом заседания Педагогического совета ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» от 11.06.2019 г. № 4. - Режим доступа : http://svpusois.ru/wp-content/uploads/2019/11^0%^% D0%94%D0%9A.06.01.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.