Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА'

ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / NON-TAX REVENUE / ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ / NATURE RESOURCES PAYMENTS / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET REVENUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуляев Игорь Аркадьевич

В статье рассматриваются различные точки зрения ученых о неналоговых платежах и сделан вывод о том, что природоресурсные платежи, аккумулируемые в доходах бюджета как неналоговые, должны не только нести фискальную но и стимулирующую нагрузку и должным образом обеспечивать охрану окружающей среды и тем самым создавать благоприятные условия для жизни и деятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of nature resources payments for replenishment of the revenue side of the budget

The article considers various scientific points of view concerning non-tax payments and it has been concluded that the nature resources payments, accumulated in the budget revenue as non-tax payments, should be not only fiscal (revenue) but should encourage and supply a financial support to environmental protection and thus create favorable conditions for living and activity of the society.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА»

ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

ГУЛЯЕВ Игорь Аркадьевич,

аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУВО «Саратовская государственная юридическая академия» E-mail: info@ui-miit.ru

Статья написана при информационной поддержке Консультант Плюс

Краткая аннотация: В статье рассматриваются различные точки зрения ученых о неналоговых платежах и сделан вывод о том, что природоресурсные платежи, аккумулируемые в доходах бюджета как неналоговые, должны не только нести фискальную но и стимулирующую нагрузку и должным образом обеспечивать охрану окружающей среды и тем самым создавать благоприятные условия для жизни и деятельности общества.

Abstract: The article considers various scientific points of view concerning non-tax payments and it has been concluded that the nature resources payments, accumulated in the budget revenue as non-tax payments, should be not only fiscal (revenue) but should encourage and supply a financial support to environmental protection and thus create favorable conditions for living and activity of the society.

Ключевые слова: бюджет, неналоговые доходы, природоресурсные платежи, доходы бюджета.

Keywords: budget, non-tax revenue, nature resources payments, budget revenue.

Доходы нашего государства, практически во все времена формировались, в том числе, и за счет природоресурсных платежей, т.е. платежей, которые вносились в государственную казну в качестве платы за пользование государственным имуществом. К государственному имуществу относились, в том числе и земля, лес, воды... При этом на различных этапах становления Российского государства при-родоресурные платежи, как и в современной России, относились и к налоговым и неналоговым доходам казны. Но стоит заметить, что неналоговые доходы исторически возникли раньше налоговых доходов, несмотря на то, что они, как и налоговые платежи являлись обязательными. Одним из древних источников, служащих доходами казны (а впоследствии и бюджета) государства, являлось имущество.

Основными источниками неналоговых доходов бюджета в Российской империи являлись: государственный кредит, доходы от госу-

1

дарственных имуществ и регалии .

1 Пашенцев Д.А., Алехина Е.Л., Долакова М.И. Финансовое право Российской империи: от идей к реализации: моногр. М.: АПКиП-ПРО, 2012. С. 141.

Регалии - это доходные права, принадлежащие исключительно верховной власти или государству. «Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается либо она ограничивается известными 2

пределами» .

Особое значение в числе доходных источников бюджета принадлежало горной регалии. «Под именем горной регалии понимается как исключительное право государства на производство горного дела..., так и вообще право государств извлекать доход из добывания частными лицами металлов и минералов путем ус-

3

тановления специальных налогов и пошлин.» .

В современной России в Бюджетном кодексе РФ, а именно, в ст. 41, в отличие от налоговых доходов неналоговые доходы только перечислены. Другими словами, законодатель устанавливает один критерий отнесения доходов к налоговым - закрепление их в законодательстве о налогах и сборах.

Необходимо признать справедливым

2 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 41.

3 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. М., 2002. С. 188.

мнение А.А. Ялбулганова о том, что «в данном случае действует формализованный подход: если плательщики и основные элементы платежа установлены не Налоговым кодексом РФ, значит, они представляют иные виды платежей. Причем они могут быть не только публично-правовыми платежами, но и доходами из частноправовых источников, применения мер гражданско-правовой или административной ответ-1

ственности» .

В соответствии с позицией А.В. Брыз-галина в настоящее время основным и единственным юридическим критерием отличия налога от иного неналогового платежа выступает признак нормативно-отраслевого регулирования: налоговые отношения, в том числе взимание налогов, регламентируются нормами налогового законодательства, в то время как

неналоговые обязательные платежи - норма-

2

ми иных отраслей законодательства .

Такого же мнения придерживается и А.В. Демин, полагающий, что отграничение сборов от сходных платежей неналогового характера можно реально провести лишь по одному критерию - нормативному. При этом сбором как налоговым платежом следует называть обязательный взнос, закрепленный законодательством о налогах и сборах. Иначе говоря, для признания обязательного платежа сбором требуется его прямое включение законодателем в систему налогов и сборов. Все иные бюджетные доходы на-

3

лотовыми не являются .

Таким образом, если исходить только из нормативного критерия, то получается, что такие доходы, как регулярные платежи за пользование недрами, должны быть включены в неналоговые доходы, а не в налоговые, поскольку установлены Законом РФ «О недрах», который не составляет законодательство о налогах и сборах, на что не раз обращали внимание ученые4. Вместе

1 Ялбулганов А.А. Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России. М., 200б. Доступ из СПС «КонсультантП-люс» (дата обращения: 13.02.2017г.).

2 Налоги и налоговое право / под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 86-87; Брызгалин А.В.Понятие налога и нормативное разграничение налоговых и неналоговых платежей по законодательству Российской Федерации // Налоговый вестник. 1997. № 10. С. 6.

3 Демин А.В.Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во «РУМЦ ЮО», 2006. С. 92-93.

4 Семенча О.Ю. К вопросу о правовой природе природоресурс-ных платежей // Финансовое право. 2007. № 4; Суткевич Е.А.

с тем Е.А. Суткевич5 убедительно доказала в своем диссертационном исследовании налоговый характер этих платежей. Однако администрирование таких платежей Федеральной налоговой службой РФ (далее - ФНС) вызывает достаточно много вопросов, поскольку ФНС как администратор доходов бюджетов в силу своих полномочий не может привлекать к ответственности лиц, нарушающих законодательство о недрах в части уплаты регулярных платежей за пользование недрами.

Отсутствие в законодательстве помимо легального определения неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы6 и критерия отграничения налоговых и неналоговых доходов не только порождаетдискуссии среди ученых-юристов7, но и становилось предметом неоднократного рассмотрения Конституционным Судом РФ8.

Правовое регулирование платежей за пользование недрами в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. № 5; Его же. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов в РФ // Финансовое право. 2011. № 7; Его же. Правовое регулирование природоресурсных платежей // Публичные финансы и финансовое право: сб. науч. тр. к 10-летию каф. фи-нанс. права Высшей школы экономики / под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012 и др.

5 Суткевич Е.А. Правовое регулирование платежей за пользование недрами в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2013.

6 Батяева А.Р. Неналоговые доходы государственного бюджета в Российской Федерации. М., 2008. С. 30.

7 Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1; Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. № 5; Его же. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов в РФ // Финансовое право. 2011. №

7 С. 29-36; Волков В.В. Правовая сущность лицензионных сборов // Юридический мир. 2009. № 5; Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // Внешнеторговое право. 2007. № 2; Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. С. 181; Винницкий Д.В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2004. С. 77; Долгова А.Ю. Понятие парафискалитета в контексте общеевропейской концепции института неналоговых платежей // Финансовое право. 2012. № 12. С. 6-9; Семенча О.Ю. К вопросу о правовой природе природоресурсных платежей // Финансовое право. 2007. № 4; Авдеенкова М.П. Формирование института фискального сбора в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. № 2; Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущности и понятия налогового правоотношения // Адвокат. 2006. № 8; Демин А.В. Сбор как разновидность налоговых доходов (проблемы правовой идентификации) / Доступ из СПС «КонсультантПлюс; Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов. М., 2008 и др.

8 Постановление КС РФ от 17 июля 1998 г. № 22-П // СЗ РФ. 1998. № 30, ст. 3800; Определение КС РФ от 6 июля 2001 г. №

Обобщив правовые позиции Конституционного Суда РФ, А.А. Сергеев пришел к следующим выводам:

1. Неналоговые платежи имеют определенную специфику, обусловленную их объектом (перевозка тяжеловесных грузов; проведение технического осмотра транспортных средств).

2. Неналоговые платежи в отличие от налоговых не отвечают признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно их плательщики получают соответствующие блага (возможность использовать федеральные автомобильные дороги; право на вылов водных биологических ресурсов; подтверждение прохождения государственного технического осмотра транспортного средства).

3. Возникновение обязанности уплаты неналогового платежа основано на несвойственной налоговому платежу свободе выбора (перевозчик вправе, но не обязан осуществлять перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам; покупатель вправе, но не обязан заключать сделку купли-продажи прав на вылов водных биологических ресурсов).

4. Обязанность уплаты неналогового платежа обусловлена дополнительными затратами публичной власти, возникающими в связи с получением плательщиком соответствующего блага (перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что требует его восстановления; работы по проверке технического состояния транспортных средств влекут соответствующие затраты). Такие дополнительные затраты публичной власти должны возмещаться не за счет налогоплательщиков, а за счет лиц, получающих соответствующие блага.

5. Последствием неуплаты неналогового платежа является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в предоставлении соответствующего блага (отказ в выдаче разрешения на перевозку тяжеловесных грузов,

151-О // Вестник КС РФ. 2002. № 2; Определение КС РФ от 14 мая 2002 г. № 88-О // СЗ РФ. 2002. № 23, ст. 2249.

1 Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.Доступ из СПС «КонсультантП-люс» (дата обращения: 16.22.2017г.).

что влечет невозможность перевозки; отказ в предоставлении прав на вылов водных биологических ресурсов, что влечет невозможность вылова; отказ в выдаче талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, что влечет невозможность его эксплуатации).

Ю.А. Крохина указывает, что для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность расходования поступивших средств, чем для налоговых платежей, что закреплено в правовых актах по порядку исчисле-

2

ния и взимания каждого платежа .

Неналоговые доходы также отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в сфере установления, взимания и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов. У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогового обложения3.

Кроме того, следует согласиться с мнением А.А. Ялбулганова о том, что неналоговые доходы в отличие от налоговых могут носить как добровольный, так и обязательный харак-

4

тер, не подлежат твердому планированию .

Обобщая изложенное ранее, можно сделать вывод о том, что неналоговые доходы обладают следующими признаками: иной субъектный состав; различные по сравнению с налогами содержание прав и содержание обязанностей; добровольный или обязательный характер; большая целевая направленность.

Среди ученых нет единодушия в определении неналоговых доходов. В.Н. Додонов, например, определяет неналоговые доходы как денежные средства, поступающие в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей . Думается, данное определение сформулировано достаточно пространно, что не

2 Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 3е изд., пере-раб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 393.

3 Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. 3е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 393.

4 Ялбулганов А.А. Неналоговые доходыв Российской Федерации: вопросы правового регулирования. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 13.02.2014).

5 Додонов В. Н., Крылова М, А., Шестаков А. В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник /Под. ред. д.ю. н. О. Н. Горбуновой. М.:ИНФРА-М, 1997 С. 74.

позволяет выделить признаки неналоговых доходов и, соответственно, обозначить, какие платежи относятся к ним.

Уточняет это определение С.Я. Боже-нокпредлагает понимать под неналоговыми доходами федерального бюджета устанoвленные государством, обоснованные, целевые, возмездные платежи, включающие в себя доходы: от реализации права государственной собственности Российской Федерации, от деятельности федеральных оpганов государственной власти и находящихся в их ведении федeральных бюджетных учреждений, а также от применения мер юридической ответственности, в том числе де-ликтного характера . Эта позиция представляется не бесспорной, поскольку такой вид неналоговых доходов, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, не может считаться доходом от реализации права собственности государства. Данные платежи являются следствием негативного воздействия на окружающую среду, при этом они позволяют в определенной мере обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Государство, устанавливая такие платежи, отчасти обеспечивает его (право).

В соответствии с точкой зрения В.А. Ка-

2

расева неналоговые доходы представляют собой добровольные и обязательные, возмездные и безвозмездные платежи, имеющие эквивалентный характер, не включенные в систему налогов и сборов, поступающие в собственность государства (муниципального образования) посредством аккумулирования их в централизованном государственном (местном) бюджетном фонде.

3

X.В. Пешкова , в свою очередь, считает, что неналоговые доходы - это финансовые ресурсы, получаемые бюджетом соответствующего уровня бюджетной системы РФ посредством взимания неналоговых платежей и обращаемые в собственность и распоряжение государства (муниципального образования) с целью

1 Боженок С.Я. Правовое регулирование неналоговых доходов государственных и местных бюджетов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.

2 Карасев В.А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 63-64.

3 Пешкова X.В. Неналоговые доходы бюджета // Правовой режим законности. Воронеж, 2003. № 4. С. 92.

создания финансовой базы, которая служит функционированию государственных (муниципальных) органов власти и обеспечивает выполнение их задач по осуществлению государственно-правового строительства. Думаем, что этот тезис справедлив только отчасти, поскольку, как было отмечено выше, платежи за использование природных ресурсов (плата за негативное воздействие на окружающую среду) не всегда имеют своей целью создание финансовой базы соответствующих публично-правовых образований.

На едином портале бюджетной системы содержится следующее определение неналоговых доходов: это поступающие в бюджет денежные средства на безвозвратной и безвозмездной основе в виде дотаций, субсидий, субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций

4

и правительств иностранных государств .

Представляется, что данное определение также не отражает сущности всех неналоговых доходов, в том числе формируемых за счет природоресурсных платежей, поскольку последние не относятся к перечислениям. Среди них есть и обязательные платежи, которые носят строго фискальный характер, при этом установлены не только законодательными актами, но и подзаконными актами, то есть обязательные платежи. Перечисления же могут носить и добровольный характер. Кроме того, как уже подчеркивалось, доходами могут считаться не поступающие, а поступившие денежные средства.

Полагаем, что можно согласиться с мнением А.Р. Батяевой о том, что неналоговые доходы государственного бюджета представляют собой добровольные и обязательные платежи, поступающие в собственность государства посредством их аккумулирования в государственном централизованном фонде на возмездной и (или) безвозмездной основе, имеющие эквивалентный характер.

Подводя итог рассмотрению определений неналоговых доходов и анализу неналого-

4URL:http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budg etType=-3&curDate=01.11.2013&incomeType=1 (дата обращения: 14.02.2014).

5 Батяева А.Р. Неналоговые доходы государственного бюджета в Российской Федерации. М., 2008.С. 30.

вых доходов бюджетов1 согласно Бюджетному кодексу РФ, можно сделать вывод о том, что неналоговые доходы чрезвычайно разнообразны по своей сущности. Подтверждением данной мысли, как кажется, служит распределение неналоговых доходов по разным статьям бюджетной классификации в отличие налоговых доходов, имеющих единую классификацию операций

2

сектора государственного управления .

Российская Федерация обладает большим запасом природных ресурсов, и платежи за их использование (налоговые и неналоговые) играют важную роль в процессе формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, поскольку в федеральном бюджете они составляют примерно четвертую

3

часть всех доходов , в консолидированных бюджетах субъектов РФ - примерно десятую часть от всех доходов4. Поэтому, устанавливая

5

принцип платности природопользования , законодатель обозначил цель их взимания: экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования, а также стимулирование рационального использования земель, лесов, вод, объектов животного мира, недр и охраны окружающей среды.

По действующему законодательству принцип платности распространяется на два вида платежей: за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду6. Поэтому взимание природо-ресурсных платежей необходимо, во-первых, в целях повышения эффективности использования природных ресурсов и охраны окружающей

1 Пункт 3 ст. 41; ст. 51, 57, 62 БК РФ.

2 Приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171 «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.02.2014).

3 По данным Министерства финансов по состоянию на 1 апреля 2013 г., 24% составляют обязательные платежи за пользование природными ресурсами, из них 20,2 % - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, 3,8 % -платежи при пользовании природными ресурсами (см.: Электронный ресурс. Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 19.06.2013)).

4 По данным Министерства финансов по состоянию на 1 апреля 2013 г., 8,9 % - НДПИ. URL: http:// http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php (дата обращения: 19.06.2013).

5 Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М.: Зерцало, 2000. С. 80-127.

6 Бринчук М.М. Принципы экологического права. М.: Юрлитин-

форм, 2013. С. 99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среды, во-вторых, для стимулирования деятельности по защите окружающей среды.

«Природоресурсные платежи» - категория, использованная в законодательстве, но законодателем не определенная. Тем не менее, данная категория включает в себя различные виды платежей, как за пользование природными ресурсами, так и за негативное воздействие на окружающую среду, при этом эти платежи могут быть различной правовой природы. Например, платежи, установленные лесным и водным зко-нодательством, носят гражданско-правовой характер, так как осуществляются на основе договора. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят публично-правовой характер, поскольку посредством них реализуется право на благоприятную окружающую среду.

Неналоговые доходы, формируемые за счет природоресурсных платежей, в структуре доходов составляют около 5 % всех неналоговых доходов7, при том что общий объем неналоговых доходов составляет 46 %8 от всех доходов бюджетов. Несмотря на то, что налоговые платежи превалируют и имеют фискальную цель, то есть обеспечение финансовыми ресурсами государство и муниципальные образования, в последнее время неналоговые доходы и налоговые доходы практически сравнялись и составляют, соответственно, 46 и 54%9 .

Стоит заметить, что по данным Единого портала бюджетной системы, неналоговые доходы, формируемые за счет природоресурсных платежей, в структуре неналоговых доходов занимают третье место по объему поступлений после доходов от внешнеэкономической деятельности (82%) и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (6%).

Вместе с тем, как указал Президент России на заседании Совета Безопасности 20 ноября 2013 года, «по экспертным оценкам, не менее 15 процентов территории России находится в неудовлетворительном экологическом

7 Данные Единого портала бюджетной системы. Электронный ресурс. URL: http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budgetTyp e=-3&curDate=01.11.2013&incomeType=1 (дата обращения: 14.02.2014).

8 Там же.

9 Там же.

состоянии. Если сказать честно, мы по процентам к ВВП достаточно мало тратим денег на все эти мероприятия. - 0,8 процента. Это ни в какое сравнение не идет со странами с развитой экономикой. Напомню, что ещё в 2002 году была принята Экологическая доктрина России. Однако за эти годы так и не сформирована законодательная база для эффективного управления охраной окружающей среды. В том числе отсутствует полноценный механизм «экологических платежей» со стороны бизнеса и других структур за использование природных ресурсов. Весь цивилизованный мир идёт именно по этому пути. За счёт таких платежей мобилизуются ресурсы для охраны и восстановления природной среды»1.

Бюджетный кодекс РФ закрепил открытый перечень неналоговых доходов, поскольку ст. 39 Кодекса установлено, что неналоговые доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством об иных обязательных платежах. «Природоресурсные платежи» в качестве неналоговых доходов в законодательстве не названы, несмотря на то, что такой вид платежа, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, формирует доходную базу всех бюджетов бюджетной системы, в отличие от такого дохода, как средства самообложения граждан. Последний вид дохода установлен только для местного бюджета, поскольку правовую основу таких доходов составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных (законодательных) органов местного самоуправления. Следуя логике законодателя, можно также и прибыль Центрального Банка Российской Федерации включить в состав неналоговых дохо-

1 Выступление Президента РФ 20 ноября 2013 г. на заседании Совета Безопасности, посвящённом обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru/news/19655 (дата обращения: 14.02.2017г.).

дов, в ст. 41 Бюджетного кодекса РФ «Виды доходов бюджета». В связи с неконкретностью норм законодательства представляется необходимым внести в п. 3 ст. 42 этого Кодекса изменения, согласно которым в абз. 5 п. 3 слова «средства самообложения граждан» заменить словами «плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Анализируя гл. 6, 7, 8, 9 Бюджетного кодекса РФ, можно прийти к выводу о том, что к неналоговым доходам бюджетов, формируемых за счет природоресурсных платежей, относятся:

- платы за использование лесов,

- платы за пользование водными объектами,

- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям,

- платы за негативное воздействие на окружающую среду,

- разовые платежи за пользование недрами,

- доходы от продажи или сдачи в аренду земельных участков.

Данные платежи, как было отмечено ранее, можно разделить на две группы: ресурсные платежи и экологические платежи. К первой группе относятся следующие виды платежей: платы за использование лесов, платы за пользование водными объектами, платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, разовые платежи за пользование недрами, доходы от продажи или сдачи в аренду земельных участков.

Ко второй группе платежей относятся платы за негативное воздействие на окружающую среду: плата за допустимые выбросы (сбросы) в водные объекты, в атмосферный воздух, за размещение отходов в подземных горизонтах; плата за сверхнормативные выбросы (сбросы) в водные объекты, в атмосферный воздух.

Правовую основу для формирования неналоговых доходов за счет природоресурс-ных платежей составляет обширный массив как законодательных, так и подзаконных актов: Бюджетный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ , Вод-

2 СЗ РФ. 2006. № 50, ст. 5278; 2008. № 30, ст. 3599, 3616; 2009. № 11, ст. 1261, № 52, ст. 6441; 2011. № 1, ст. 54, № 30, ст. 4590, №

12 ный кодекс РФ , Земельный кодекс РФ , Федеральный закон «Об охране окружающей сре-ды»3, Закон РФ «О недрах»4, Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»5, Федеральный закон «О животном мире»6, Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»7, Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»8 и др.

Требуется уточнить, что виды природо-ресурсных платежей установлены экологическим и земельным законодательством, а порядок формирования неналоговых доходов бюджетов за их счет - финансовым (бюджетным) законодательством. Следовательно, такие неналоговые доходы регулируются как нормами финансового (бюджетного) права, так и нормами экологического, земельного, а в отдельных случаях и гражданского права.

48, ст. 6732; 2012. № 26, ст. 3446; 2013. № 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014. № 11, ст. 1092.

1 СЗ РФ. 2006. № 23, ст. 2381; 2008. № 29, ст. 3418; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6961.

2 СЗ РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2005. № 30, ст. 3122; 2006. № 50, ст. 5279; 2008. № 30, ст. 3597; 2009. № 30, ст. 3735; 2011. № 1, ст. 47; № 25, ст. 3531; 2013. № 27, ст. 3440, 3477, № 52, ч. 1, ст. 7011.

3 СЗ РФ. 2002. № 2, ст. 133; 2004. № 35, ст. 3607; 2006. № 1, ст. 10, № 52, ст. 5498; 2011. № 1, ст. 54, № 30, ст. 4590, 4591, № 48, ст. 6732; 2012. № 26, ст. 3446; 2013. № 30, ст. 4059; 2014. № 11, ст. 1092.

4 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 16, ст. 834; СЗ РФ. 1995. № 10, ст. 823; 1999. № 7, ст. 879; 2000. № 2, ст. 141; 2001. № 33, ст. 3429; 2002. № 22, ст. 2026; 2004. № 35, ст. 3607; 2006. № 17, ст. 1778; 2008. № 18, ст. 1941, № 29, ст. 3418, 3420; 2009. № 1, ст. 17; 2010. № 21, ст. 2527; 2011. № 15, ст. 2025, № 30, ст. 4570, 4590, № 49, ст. 7042; 2012. № 53, ст. 7648; 2013. № 19, ст. 2312, № 30, ст. 4060; № 52, ч. 1, ст. 6973.

5 Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52, ч. 1, ст. 5270.

6 СЗ РФ. 2003. № 25, ст. 2528; 2005. № 28, ст. 2876; 2009. № 3, ст. 407; 2013. № 20, ст. 2489; 2014. № 2, ч. 1, ст. 100.

7 СЗ РФ. 2003. № 25, ст. 2528; 2005. № 28, ст. 2876; 2009. № 3, ст. 407; 2014. № 2, ст. 100.

8 САПП. 1992. № 10, ст. 726; СЗ РФ. 1995. № 3, ст. 190; 2001. № 26, ст. 2678; 2012. № 11, ст. 1309; 2013. № 20, ст. 2489; 2014. № 2, ст. 100.

В связи с этим представляется, хотя и не бесспорно, что нормы, регулирующие при-родоресурсные платежи, аккумулируемые в неналоговые доходы, составляют комплексный межотраслевой институт, который интегрирует все природоресурсные платежи, не включенные в Налоговый кодекс РФ. Как отмечает А.А. Ялбулганов, комплексный характер природо-ресурсных платежей проявляется и в многообразии их функций, важнейшие из которых -компенсационная, стимулирующая, фискаль-

9

ная и экологическая .

Кроме того, о его комплексности свидетельствует и то, что нормы природоресурсного законодательства позволяют не только изменять ставку платежей в зависимости от природного качества и географического места природного объекта, но и предусматривать платежи в натуральной форме.

Таким образом, неналоговые доходы бюджета, формируемые за счет природоре-сурсных платежей, можно определить как поступившие в бюджет денежные средства в виде ресурсных и экологических платежей эквивалентного и штрафного характера, имеющие своей целью обеспечение охраны окружающей среды, создание условий для рационального природопользования и благоприятных условий для жизни и деятельности настоящего и будущих поколений.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что природоресурсные платежи, аккумулируемые в доходах бюджета как неналоговые, должны не только нести фискальную, но и стимулирующую нагрузку и должным образом обеспечивать охрану окружающей среды и тем самым создавать благоприятные условия для жизни и деятельности общества.

9 Ялбулганов А.А. Природно-ресурсные платежи как комплексный правовой институт (постановка вопроса) // Финансовое право. 2007. №3. С. 38; Его же. Правовое регулирование природоре-сурсных платежей // Публичные финансы и финансовое право: сб. науч. тр. к 10-летию каф. финанс. права Высшей школы экономики / Р. Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козы-рина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2017г.).

Библиография:

1. Пашенцев Д.А., Алехина Е.Л., Долакова М.И. Финансовое право Российской империи: от идей к реализации: моногр. М.: АПКиППРО, 2012. С. 141.

2. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 41.

3. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. М., 2002. С. 188.

4. Ялбулганов А.А. Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России. М., 2006. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 13.02.2017г.).

5. Налоги и налоговое право / под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 86-87; Брызгалин А.В.Понятие налога и нормативное разграничение налоговых и неналоговых платежей по законодательству Российской Федерации // Налоговый вестник. 1997. № 10. С. 6.

6. Демин А.В.Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во «РУМЦ ЮО», 2006. С. 92-93.

7. Семенча О.Ю. К вопросу о правовой природе природоресурсных платежей // Финансовое право. 2007. № 4; Суткевич Е.А. Правовое регулирование платежей за пользование недрами в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. № 5; Его же. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов в РФ // Финансовое право. 2011. № 7; Его же. Правовое регулирование природоресурсных платежей // Публичные финансы и финансовое право: сб. науч. тр. к 10-летию каф. финанс. права Высшей школы экономики / под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012 и др.

8. Суткевич Е.А. Правовое регулирование платежей за пользование недрами в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

9. Батяева А.Р. Неналоговые доходы государственного бюджета в Российской Федерации. М., 2008. С. 30.

10. Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1; Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. № 5; Его же. К вопросу о преобразовании системы налогов и сборов в РФ // Финансовое право. 2011. № 7 С. 29-36; Волков В.В. Правовая сущность лицензионных сборов // Юридический мир. 2009. № 5; Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // Внешнеторговое право. 2007. № 2; Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. С. 181; Винницкий Д.В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2004. С. 77; Долгова А.Ю. Понятие парафискалитета в контексте общеевропейской концепции института неналоговых платежей // Финансовое право. 2012. № 12. С. 6-9; Семенча О.Ю. К вопросу о правовой природе природоресурсных платежей // Финансовое право. 2007. № 4; Авдеенкова М.П. Формирование института фискального сбора в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. № 2; Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущности и понятия налогового правоотношения // Адвокат. 2006. № 8; Демин А.В. Сбор как разновидность налоговых доходов (проблемы правовой идентификации) / Доступ из СПС «КонсультантПлюс; Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов. М., 2008 и др.

11. Постановление КС РФ от 17 июля 1998 г. № 22-П // СЗ РФ. 1998. № 30, ст. 3800; Определение КС РФ от 6 июля 2001 г. № 151-О // Вестник КС РФ. 2002. № 2; Определение КС РФ от 14 мая 2002 г. № 88-О // СЗ РФ. 2002. № 23, ст. 2249.

12. Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.22.2017г.).

13. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 3е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 393.

14. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. 3е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 393.

15. Ялбулганов А.А. Неналоговые доходыв Российской Федерации: вопросы правового регулирования. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.02.2014).

16. Додонов В. Н., Крылова М, А., Шестаков А. В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник /Под. ред. д.ю. н. О. Н. Горбуновой. М.:ИНФРА-М, 1997 С. 74.

17. Боженок С.Я. Правовое регулирование неналоговых доходов государственных и местных бюджетов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.

18. Карасев В.А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 63-64.

19. Пешкова X^. Неналоговые доходы бюджета // Правовой режим законности. Воронеж, 2003. № 4. С. 92.

20. URL: http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budgetType=-3&curDate=01.11.2013&incomeType=1 (дата обращения: 14.02.2014).

21. Батяева А.Р. Неналоговые доходы государственного бюджета в Российской Федерации. М., 2008.С. 30.

22. Пункт 3 ст. 41; ст. 51, 57, 62 БК РФ.

23. Приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171 «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.02.2014).

24. По данным Министерства финансов по состоянию на 1 апреля 2013 г., 24% составляют обязательные платежи за пользование природными ресурсами, из них 20,2 % - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, 3,8 % - платежи при пользовании природными ресурсами (см.: Электронный ресурс. Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 19.06.2013)).

25. По данным Министерства финансов по состоянию на 1 апреля 2013 г., 8,9 % - НДПИ. URL: http:// http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php (дата обращения: 19.06.2013).

26. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М.: Зерцало, 2000. С. 80127.

27. Бринчук М.М. Принципы экологического права. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 99.

28. Данные Единого портала бюджетной системы. Электронный ресурс. URL: http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budgetType=-3&curDate=01.11.2013&incomeType=1 (дата обра-

щения: 14.02.2014).

29. Данные Единого портала бюджетной системы. Электронный ресурс. URL: http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budgetType=-3&curDate=01.11.2013&incomeType=1 (дата обращения: 14.02.2014).

30. Данные Единого портала бюджетной системы. Электронный ресурс. URL: http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budgetType=-3&curDate=01.11.2013&incomeType=1 (дата обращения: 14.02.2014).

31. Выступление Президента РФ 20 ноября 2013 г. на заседании Совета Безопасности, посвященном обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru/news/19655 (дата обращения: 14.02.2017г.).

32. СЗ РФ. 2006. № 50, ст. 5278; 2008. № 30, ст. 3599, 3616; 2009. № 11, ст. 1261, № 52, ст. 6441; 2011. № 1, ст. 54, № 30, ст. 4590, № 48, ст. 6732; 2012. № 26, ст. 3446; 2013. № 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014. № 11, ст. 1092.

33. СЗ РФ. 2006. № 23, ст. 2381; 2008. № 29, ст. 3418; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6961.

34. СЗ РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2005. № 30, ст. 3122; 2006. № 50, ст. 5279; 2008. № 30, ст. 3597; 2009. № 30, ст. 3735; 2011. № 1, ст. 47; № 25, ст. 3531; 2013. № 27, ст. 3440, 3477, № 52, ч. 1, ст. 7011.

35. СЗ РФ. 2002. № 2, ст. 133; 2004. № 35, ст. 3607; 2006. № 1, ст. 10, № 52, ст. 5498; 2011. № 1, ст. 54, № 30, ст. 4590, 4591, № 48, ст. 6732; 2012. № 26, ст. 3446; 2013. № 30, ст. 4059; 2014. № 11, ст. 1092.

36. ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 16, ст. 834; СЗ РФ. 1995. № 10, ст. 823; 1999. № 7, ст. 879; 2000. № 2, ст. 141; 2001. № 33, ст. 3429; 2002. № 22, ст. 2026; 2004. № 35, ст. 3607; 2006. № 17, ст. 1778; 2008. № 18, ст. 1941, № 29, ст. 3418, 3420; 2009. № 1, ст. 17; 2010. № 21, ст. 2527; 2011. № 15, ст. 2025, № 30, ст. 4570, 4590, № 49, ст. 7042; 2012. № 53, ст. 7648; 2013. № 19, ст. 2312, № 30, ст. 4060; № 52, ч. 1, ст. 6973.

37. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52, ч. 1, ст. 5270.

38. СЗ РФ. 2003. № 25, ст. 2528; 2005. № 28, ст. 2876; 2009. № 3, ст. 407; 2013. № 20, ст. 2489; 2014. № 2, ч. 1, ст. 100.

39. СЗ РФ. 2003. № 25, ст. 2528; 2005. № 28, ст. 2876; 2009. № 3, ст. 407; 2014. № 2, ст. 100.

40. САПП. 1992. № 10, ст. 726; СЗ РФ. 1995. № 3, ст. 190; 2001. № 26, ст. 2678; 2012. № 11, ст. 1309; 2013. № 20, ст. 2489; 2014. № 2, ст. 100.

41. Ялбулганов А.А. Природно-ресурсные платежи как комплексный правовой институт (постановка вопроса) // Финансовое право. 2007. №3. С. 38; Его же. Правовое регулирование природоресурсных платежей // Публичные финансы и финансовое право: сб. науч. тр. к 10-летию каф. финанс. права Высшей школы экономики / Р. Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2017г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.