Научная статья на тему 'Значение мотивации в развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения кадров МВД России'

Значение мотивации в развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения кадров МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / DEMAND / MOTIVE / PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE CULTURE / POLICEMAN / INTEGRATED QUALITY OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченко Елена Валерьевна

В статье рассматривается значение мотивации в развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения кадров МВД России. Даtтся теоретический обзор различных взглядов на сущность мотива и мотивации. Мотив трактуется как сложное системное психологическое образование. Делается вывод о том, что потребность развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции – это интегрированное качество личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаченко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of motivation in the development of professional and communicative culture of police in the system of advanced training of personnel of the Ministry of the Interior of Russia

The meaning of motivation in the development of professional and communicative culture of police in the system of advanced training of personnel of Russia MIA is studied in this article. Theoretical review of different points of view on the essence of motive and motivation is given. Motive is looked upon as a complex psychological unity. The conclusion that demands in the development of professional and communicative culture of police form integrated quality of a person is made.

Текст научной работы на тему «Значение мотивации в развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения кадров МВД России»

Казаченко Елена Валерьевна

начальник учебного отдела

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

(e-mail: nfkru@yandex.ru)_

Значение мотивации в развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения кадров МВД России

В статье рассматривается значение мотивации в развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения кадров МВД России. Да^ся теоретический обзор различных взглядов на сущность мотива и мотивации. Мотив трактуется как сложное системное психологическое образование. Делается вывод о том, что потребность развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции - это интегрированное качество личности.

Ключевые слова: потребность, мотив, профессионально-коммуникативная культура, сотрудник полиции, интегрированное качество личности.

E.V. Kazachenko, Head of Teaching Department of North Caucasian advanced training Institute for the personnel of the Ministry of the Interior of Russia ( branch ) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: nfkru@yandex.ru.

The meaning of motivation in the development of professional and communicative culture of police in the system of advanced training of personnel of the Ministry of the Interior of Russia

The meaning of motivation in the development of professional and communicative culture of police in the system of advanced training of personnel of Russia MIA is studied in this article. Theoretical review of different points of view on the essence of motive and motivation is given. Motive is looked upon as a complex psychological unity. The conclusion that demands in the development of professional and communicative culture of police form integrated quality of a person is made.

Key words: demand, motive, professional and communicative culture, policeman, integrated quality of a person.

Профессиональная деятельность сотрудника полиции имеет свою специфику, обусловленную особенностями его положения, а также широтой сферы профессиональной деятельности. Осуществление профессиональных обязанностей затрагивает сферу прав граждан и сопровождается применением к тем или иным лицам мер государственного принуждения. Меры борьбы с преступностью должны соответствовать требованиям законности, осуществляемым в том числе и коммуникативным взаимодействием. Неоспорима связь между профессиональными качествами, которыми должен обладать сотрудник полиции, и обществом, в котором его деятельность реализуется, а следовательно, значима и межличностная, и межкультурная коммуникация. Иными словами, профессиональным качеством сотрудника полиции, которое способствуют эффективному исполнению служебных обязанностей, является профессионально-коммуникативная культура. В Кодексе

профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ основными задачами системы повышения квалификации сотрудников МВД России являются формирование профессиональной, правовой, духовно-нравственной, эстетической, физической, экологической культуры, обучение современным формам общения, умению жить в быстро меняющемся мире, развитие способности к получению информации, принятию эффективных решений.

Для сотрудников полиции особую значимость приобретают полноценная адаптация к новой социокультурной ситуации, способность реконструировать ценности участников диалога, что позволяет осознавать мотивы, установки и стереотипы партнеров по взаимодействию, влияющие на их правосознание. Учитывая это, профессиональная культура включает в себя разнообразные модели поведения. Несмотря на относительную замкнутость, современная профессиональная культура должна быть открыта внешним идеям, быть культурой

56

диалога и полилога, в русле которых формируется личность. На основе инноваций и творческой составляющей профессиональной деятельности стимулируется индивидуализация проявления личности как субъекта профессии.

Профессиональная культура сотрудника полиции характеризуется наличием системы свойств накопления, хранения и передачи информации, программ поведения, представлений о сущности данной профессии, среди которых цели профессиональной деятельности, нормы и доминанты идеологии профессии, т.е. системы специальных убеждений, совокупности идей, сфокусированных вокруг основополагающих данной профессии ценностей [8, с. 17].

На современном этапе в системе профессионального образования коммуникативная культура личности рассматривается в контексте формирования профессиональной компетентности специалистов [1, 3, 5, 6, 10]. Важными качествами личности специалиста, как свидетельствуют исследования ученых, являются убежденность в общественной значимости профессиональной деятельности, умение видеть перспективы роста в избранной профессиональной области. Для этого современному сотруднику полиции необходимы глубокие теоретические познания, аналитические и проективные умения, практические профессиональные навыки, коммуникативная компетентность.

Сегодня уровень профессионально-коммуникативной компетентности сотрудников полиции далек от качественного состояния, о чем свидетельствует опыт работы автора в сфере подготовки кадров. Поиск решения проблемы обучения специалистов-профессионалов, обладающих высокой профессионально-коммуникативной культурой, предопределен рядом противоречий как объективного, так и субъективного характера: несоответствием соотношений собственных возможностей и реальной профессиональной коммуникативной подготовки; неоднозначностью взаимосвязи процесса и результата освоения профессионально-коммуникативной компетентности в русле ее практического применения; отсутствием эффективных коммуникативных методов обучения, создающих возможности овладения коммуникативной культурой. Когда говорят о компетенции, в частности коммуникативной компетенции сотрудника полиции, имеют в виду человека опытного, квалифицированного, владеющего основами профессионального мастерства, необходимыми умениями, навыками и возможностью их реализации в практической деятельности.

Эффективность развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудника поли-

ции определяется такими содержательными компонентами, как мотивация, наличие активности, четко сформулированная цель, способность к самообразованию, информационная компетентность, интеллектуальные качества, способствующие достижению результатов.

Проблема мотивации и мотивов - одна из стержневых в теории обучения. Проблемы мотивации изложены в работах И.А. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминова [2], А.К. Громцевой [4], А.Ф. Караваева [9], А.К. Марковой [12], Б.Ф. Райского [14], Г.Н. Серикова [15] и др. Были исследованы отдельные мотивы, намечены цели по изучению состава, структуры, иерархии мотивов самообразования, выделены признаки мотивации самообразования в целом. Взгляды на сущность мотива и мотивации в работах ученых характеризуются как совокупность факторов, определяющих поведение; совокупность мотивов; побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [7].

Ряд авторов включает в понятие мотивации «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, моти-вационные установки или диспозиции, идеалы» [2]. Существует точка зрения [13, с. 410], согласно которой мотивацию следует рассматривать исходя из трех параметров: направленности, интенсивности и устойчивости. Направленность связана с выбором деятельности, на которую обучающиеся тратят свои силы; интенсивность подразумевает, что студенты могут прилагать неодинаковые усилия в зависимости от потребности в них; продолжительность отражает устойчивость мотивации во времени в противовес единичному выбору между разными способами поведения.

Ученые-психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) утверждают, что мотиваци-онная система личности - это система непосредственной регуляции жизнедеятельности человека, высшим уровнем которой является сознательно-волевой. В основном классификация мотивов учитывает мотив как потребность, намерение, цель, побуждение, состояния, свойства личности и др. Очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека основывается на том, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции. Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. Исходя из этого, мы принимаем мотивацию сотруд-

57

ников полиции к развитию профессионально-коммуникативной культуры как сложное образование, вызванное каким-либо мотивом или группой мотивов, побуждающих личность к действию.

Некоторые ученые склонны отождествлять понятия «мотив» и «потребность», утверждая, что «большая часть тех явлений, которые обычно в педагогической литературе называют мотивами учения, представляет собой потребность или явление, непосредственно связанное с потребностями» [7, с. 10]. Существует мнение, что потребности - это система осознанных и неосознанных побуждений, которые характеризуются относительной устойчивостью и постоянством, тогда как отдельные мотивы могут быть временными, приходящими образованиями. Следовательно, многие мотивы не связаны с наличными потребностями человека. Так, например, в служебной практике сотрудников полиции требования, приказ и другие факторы действительности, отражаясь в сознании, могут стать мотивами вопреки существующим потребностям личности. Исследователь А.Н. Леонтьев [11] считает, что за мотивом всегда скрывается проблема потребностей в ее реальности, но в понятии «потребность» мотив находится скрыто. В то же время «о потребности ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов... Мотивы деятельности несут в себе содержательную характеристику потребностей» [11, с. 11].

Следовательно, потребность - только предпосылка мотивации к деятельности, но сама по

1. Бочаров В.М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2005.

2. Васильев И. А, Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.

3. Гершунский Б. С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10.

4. Громцева А. К. Самообразование как социальная категория: учеб.-метод. пособие по спецкурсу. Л., 1976.

5. Губарева О. С. Психологические особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Харьков, 2005.

6. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

8. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.

себе она еще не придает деятельности определенную направленность. Реальная же направленность деятельности вызывается предметом, отвечающим потребности, т. е. мотивом. Формирование мотивов идет вместе с формированием потребностей. Иными словами, потребность является внутренним побудителем любой деятельности. Она отражает нужду субъекта в некотором объекте. Потребность в развитии профессионально-коммуникативной культуры определяет цель деятельности сотрудника полиции. Эта потребность соответствует достаточно широкому кругу объектов, а мотив в данном контексте соотносятся с конкретными формами. С точки зрения развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции важными являются: непрерывное формирование мотивов с позиций профессиональной компетентности; практико-ориентированная задача, содержащая целый комплекс мыслительных и практических действий; позиция сотрудников полиции, рассматриваемая как комплексная характеристика. Следовательно, мотивация и потребности к развитию профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции - это интегрированное качество личности, побуждающее их целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками, организовывать свою познавательную деятельность на основе осознания потребности в постоянном саморазвитии и достижения конкурентоспособности.

1. Bocharov V.M. Formation system of social competence of the expert of the Ministry of the Interior of Russia in the process of traning: avtoref. dis. ... Doctor of Pedagogics. Stavropol, 2005.

2. Vasilyev I.A., Magomed - Eminov M.Sh. Motivation and control over action. M., 1991.

3. Gershunsky B.S. The concept of Self-realization in the education system of values and goals of education // Pedagogics. 2003. № 10.

4. Gromtseva A.K. Self-education as a social category, textbook on a spec. course. L., 1976.

5. Gubareva O.S. Psychological characteristics of the formation of professional competence of law enforcement officers: avtoref. dis. ... Master of Psichology. Kharkov, 2005.

6. Ermakov D.S. Competency-based approach to the education // Pedagogics. 2011. № 4.

7. Ilin E.P. Motivation and motives. SPb., 2000.

8. Kagan M.S. Human activity: experience in systemanalysis. M., 1974.

9. Karavaev A.F. Psychological and pedagogical foundations of profeccional development of specialists - police officers: meth. Settlement. M., 2005.

58

9. Караваев А.Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников органов внутренних дел: метод. пособие. М., 2005.

10. Купцова Е.Б. Понятие компетентности в контексте проблемы качества образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 2.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990.

13. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб., 2004.

14. Райский Б.Ф. Развитие у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград, 1973.

15. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск, 1992.

10. Kupcova E.B. The concept of competence in the context of the quality of education // Secondary professional education. 2002. № 2.

11. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 1975.

12. Markova A.K. Formation of learning motivation / A.K. Markova, T.A. Matis, A.B. Orlov. M., 1990.

13. Muchynski P. Psychology, profession, career. 7-th ed. SPb., 2004.

14. Rayski B.F. Development of student's desire for self-education. Volgograd, 1973.

15. Serikov G.N. Self-education: improving the training of students. Irkutsk. 1992.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.