Научная статья на тему 'Значение коммуникативной компетентности в формировании профессиональной культуры сотрудника полиции'

Значение коммуникативной компетентности в формировании профессиональной культуры сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMPETENCE / PROFESSIONAL CULTURE / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченко Елена Валерьевна

В статье с позиции компетентностного подхода рассматриваются понятия «профессиональная культура» и «коммуникативная культура» в деятельности сотрудника полиции. Установлено, что одной из основных задач повышения квалификации сотрудников полиции является приобщение их к миру культурно-правовых ценностей. В работе в рамках исследуемой проблемы определено содержание таких профессиональных качеств, как «контактность» и «общительность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаченко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A POLICE OFFICER

He article considers such conceptions as “professional culture” and “communicative culture” in the activities of a police officer in the context of the competence approach. It is established, that one of the main tasks in the advanced training of the police officers is introduction of the cultural and legal values to them. The author also defines such professional qualities as sociability and communicability.

Текст научной работы на тему «Значение коммуникативной компетентности в формировании профессиональной культуры сотрудника полиции»

УДК 37.015.3 Казаченко Елена Валерьевна

соискатель кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Kazachenko Elena Valeryevna PhD applicant,

Education Science and Psychology Subdepartment, Krasnodar State University of Culture and Arts

VALUE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A POLICE OFFICER

Аннотация:

В статье с позиции компетентностного подхода рассматриваются понятия «профессиональная культура» и «коммуникативная культура» в деятельности сотрудника полиции. Установлено, что одной из основных задач повышения квалификации сотрудников полиции является приобщение их к миру культурно-правовых ценностей. В работе в рамках исследуемой проблемы определено содержание таких профессиональных качеств, как «контактность» и «общительность».

Ключевые слова:

компетенция, профессиональная культура, коммуникация, коммуникативная культура.

Summary:

The article considers such conceptions as “professional culture" and “communicative culture" in the activities of a police officer in the context of the competence approach. It is established, that one of the main tasks in the advanced training of the police officers is introduction of the cultural and legal values to them. The author also defines such professional qualities as sociability and communicability.

Keywords:

competence, professional culture, communication, communicative culture.

Особую значимость для сотрудников полиции МВД России приобретает полноценная адаптация к новой социокультурной ситуации, способность реконструировать ценности участников диалога, что позволяет осознавать мотивы, установки и стереотипы партнеров по взаимодействию, влияющие на их правосознание. Творчество, характерное для человека, является сутью культуры современного сотрудника полиции, ибо, несмотря на относительную замкнутость, современная профессиональная культура должна быть открыта внешним идеям, это культура диалога и полилога, в русле которого формируется личность. На основе инноваций и творческой составляющей профессиональной деятельности стимулируется индивидуализация проявления личности как субъекта профессии. Профессиональная культура характеризуется наличием системы свойств накопления, хранения и передачи информации, программ поведения, представлений данной профессии, то есть системы специальных убеждений, совокупности идей, сфокусированных вокруг основополагающих данной профессии ценностей [1, с. 17].

Освоение профессиональной культуры связано с утверждением и формированием в сознании сотрудника полиции идеи высшей ценности человека. Учитывая то, что профессиональная культура есть «способ организации, развития определенной профессиональной деятельности, движущей силой динамики, интенсивности и содержательности которой является личность» [2, с. 45], сформированные ценности сознания специалиста свидетельствуют об уровне развития профессиональной культуры и реализуются в диалогическом общении как с самим собой, так и с субъектами профессиональной деятельности. Основная задача повышения квалификации сотрудников полиции состоит в том, чтобы ввести их в мир культурно-правовых ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами коммуникативной культуры и развитии субъектных свойств личности сотрудника полиции.

Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это - совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности. В ней, как в любой другой отрасли культуры, «действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности» [3, с. 230]. Сложившиеся в ходе исторического развития традиционные элементы профессиональной культуры (нормы, правила, закономерности) являются интегрирующим механизмом культуры и позволяют сохранять специфику

профессии и организации. Традиционные элементы призваны обеспечить преемственность профессиональной культуры, посредством традиции происходит трансляция ценностей, осуществляется коммуникация работников [4, с. 14].

В условиях модернизации системы МВД России профессиональная культура развивается в условиях внимания общества к коммуникативной культуре, к способности осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие. Для сотрудника полиции как субъекта профессиональной деятельности способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя - коммуникативная культура. Следовательно, понимание качества коммуникации - это проявление качества культуры. Можно утверждать, что коммуникативная культура определяется как интегративное качество личности, отражающее состояние культуры в ее материальном, интеллектуальном и духовном единстве.

Профессионально-коммуникативная культура позволит сотруднику стать самостоятельным и свободным субъектом профессиональной деятельности, способным мотивировать свои поступки, быть ответственным за последствия своих действий, анализировать процесс взаимодействия и прогнозировать его результаты, принимать и понимать поступки субъектов общения. Процесс формирования профессионально-коммуникативной культуры должен строиться на основе анализа и интерпретации профессионального и межличностного общения и его возможных последствий, с учетом разных систем ценностей и оценок. Процесс профессионального развития специалиста находится под особым воздействием общемировых тенденций развития образования, общекультурной подготовки и диалогизации образовательного процесса. Современная коммуникативная культура личности характеризуется наличием специальных знаний, умений и навыков, нормативностью.

Профессионально-коммуникативная культура сотрудника полиции является условием осознания личностью ценностей межличностного и межкультурного общения, его способом и формой, основой взаимопонимания и взаимодействия. Она представляет собой культуру человеческих взаимоотношений, основу которых составляют общительность, коммуникабельность, способность организовать процесс общения, что «...проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и которое сочетается с быстротой установления контактов» [5, с. 99]. Общительность в профессиональной деятельности сотрудника полиции предполагает умение слушать, высказываться, поддерживать беседу и сменять тему, знакомиться и находить правильную форму обращения с гражданами, коллегами. Общительность как черта характера специалиста проявляется в установлении контактов, умении взять инициативу в общении, взять на себя роль лидера [6, с. 80]. Общительность способствует контактности. Она представляет важное личностное свойство сотрудника полиции, в котором заключены и коммуникативные способности, и свойства личности. Это позволяет реализовывать эти способности, эффективно выполнять свои служебные обязанности, так как «контактность - это способность вступать в психологический контакт, формировать доверительные отношения в зоне взаимодействия, основанные на согласии и взаимном принятии, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту свойствами личности» [7, с. 56].

Учитывая наличие таких профессиональных качеств, как общительность и контактность, можно говорить о коммуникативности как качестве личности сотрудника полиции. Коммуникативность определяется как способность к успешной групповой деятельности, к взаимопониманию, к межличностному и межкультурному взаимодействию. Коммуникативный сотрудник обладает коммуникативными навыками, умеет установить контакт, проявляет творческий подход к взаимодействию, проявляет активность. Следовательно, профессионально-коммуникативная культура сотрудника полиции реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Коммуникативные знания - это обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях. Коммуникативные умения - это комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности сотрудника полиции к межличностному и межкультур-ному общению, позволяющей творчески использовать коммуникативные знания. Определяя профессионально-коммуникативные умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности сотрудника полиции, отметим ценностные ориентации на установление контакта с субъектами общения, умение понимать других [8, с. 57]. К коммуникативным навыкам как практическому применению профессионально-коммуникативных знаний и умений относят автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативной ситуации и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него, то есть элементы делового общения.

Ориентируясь на развитие профессионально-коммуникативной культуры сотрудников, следует учитывать основы делового общения, которое имеет различную классификацию. Так,

Г.М. Андреева [9] выделяет три функции общения подобного рода: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Исследователь Д.М. Рамендик [10] в своей работе «Управленческая психология» выделяет следующие функции общения: информационную, контактную, установления отношений, побудительную, координационную, понимания, эмотивную, управления. Ученый-психолог Б.Ф. Ломов [11, с. 117] выделяет три функции: информационно-коммуникативную (процесс приема-передачи информации); регуляционно-коммуникативную (взаимная корректировка действий в совместной деятельности); аффективно-коммуникативную (эмоции при общении, их протекание и изменение).

Обобщая представленные позиции, отметим, что в любом акте общения выделяются следующие элементы: субъект общения (активный человек, определяющий тему и развитие процесса общения); объект общения (пассивный слушатель, при равноправном диалоге он отсутствует); предмет общения (информация, которая передается или обсуждается); потребность в общении (стремление человека к познанию и оценке окружающего мира и других людей, а через них и к самопознанию и самооценке); мотивы общения (то, ради чего предпринимается общение); задача общения (та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения); средства и действия общения (единицы коммуникативной активности); продукт общения (материальный, информационный, духовный итог общения).

Таким образом, процесс развития профессионально-коммуникативной культуры, включающий теорию и практику разрешения правовых ситуаций, может и должен строиться на основе анализа и интерпретации профессионального и межличностного общения и его возможных последствий, с учетом разных систем ценностей и оценок. Профессионально-коммуникативная культура представляется условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

Ссылки:

1. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974. 280 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М., 1980. Т. 2. 320 с.

4. Астафурова Т.Н. Стратегия коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 21 с.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной высшей школе. М., 1996. 229 с.

6. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1991. 358 с.

7. Там же.

8. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1970. 135 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. М., 2001. 373 с.

10. Рамендик Д.М. Управленческая психология : учебник. М., 2006. 256 с.

11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида : Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.