Научная статья на тему 'Значение мифа в современном социуме'

Значение мифа в современном социуме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1894
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / АРХАИЧЕСКИЙ / ЛОГОС / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ / ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ / MYTH / ARCHAIC / LOGOS / MIFOLOGIZATSIYA / MASS CULTURE / GLOBALIZATION / PERSONIFICATION / SEMANTIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коблева Эльмира Атамовна

В тезисах анализируется миф как форма миропонимания, обеспечивающая социальный порядок как непременный элемент человеческой культуры. Подчеркивается, что миф организационный феномен культуры, но при этом он может нести как конструктивный, так и деструктивный социальный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A value of myth is in modern society

A myth as form of attitude, providing a social order as necessary element of human culture is analysed in theses. It is underlined that a myth is the organizational phenomenon of culture, but here he can carry both structural and destructive social effect

Текст научной работы на тему «Значение мифа в современном социуме»

УДК 130.2 К-55

Коблева Эльмира Атамовна

старший преподаватель кафедры общегуманитарных и экономических дисциплин Майкопского государственного технологического университета

385140, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Яблоновс-кий, ул. Связи, д. 11 Тел.: (918) 470 78 18

Значение мифа в современном социуме

В тезисах анализируется миф как форма миропонимания, обеспечивающая социальный порядок как непременный элемент человеческой культуры. Подчеркивается, что миф - организационный феномен культуры, но при этом он может нести как конструктивный, так и деструктивный социальный эффект.

Ключевые слова: миф, архаический, логос, мифологизация, массовая культура, глобализация, социокультурный, персонификаци-я, семантический, демифологизация.

Мифы - неизменная деталь человеческой культуры. Часто мы воспринимаем «миф» как объединенное представление с далеким прошлым. Но мифы возникают в общественном разуме постоянно. В науке принято разделять архаические и современные мифы. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.

Конечно, современная мифология не равна архаической уже хотя бы потому, что существует она рядом с бурно развивающимся позитивным знанием, из арсенала которого имеет возможность черпать материал для построения своих образов и аргументов [4].

Изучая современные мифы, мы наблюдаем осмысленность мифологизации, применяемой для решения определённых задач с использованием высокотехнологичных средств с целью введения и постижения мифа. Каждый исторический этап формирует и пропагандирует свои мифы. Новые политические и исторические персонажи, новые элиты в любой стране требуют развенчания старых мифов и создания новых.

Мифологию невозможно относить к историческим заблуждениям людского разума. В результате научных исследований (в основном послевоенного времени) стала очевидной регулятивная (а от-

нюдь не только объяснительная) функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива. Миф удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека (на ранних этапах истории - полностью, на более поздних - совместно с другими формами идеологии, наукой и искусством). Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума [4]. В современном глобализирующемся обществе часто миф обесценивается, обнаруживается неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа в нынешней социокультурной действительности. Тем не менее это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в нынешней культуре формирует средства и методы символического мышления, истолковывая ценности современной культуры сквозь идею «героического», что, к примеру, науке недоступно. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны в совокупности, что мало возможно для других средств культуры XXI века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощаются и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости.

Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется как усилитель ценностей. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Так, атеистическая по форме и устремлениям советская идеология во многих отношениях может быть охарактеризована как рели-гиозно-мифологическая [5]. Она имеет собственную «священную историю», свои «кануны» в виде «революционных событий 1905 года» (действа, дублирующие «главное» свершение и предваряющие его), своих предтеч («революционные демократы» XIX века), своих демиургов и пророков, подвижников и мучеников, свои ритуалы и обрядовый календарь [3].

Аналогичные представления лежат в основе и постсоветского обыденного мышления. Например, западный мир оказывается воп-

лощенным земным раем, где мечта о грядущем блаженстве предстоит уже осуществленной, точнее перенесенной из плоскости временной в пространственную.

Окончательный распад «классового» мифа (а начался этот процесс, естественно, много раньше) привел к выдвижению на идеологическую авансцену мифа национального. «Присвоение мифа», сопровождающееся некоторой «игрой со знаками» [5, с. 14], произошло без радикальной смены символов, эмблематики и идеологических клише; центральные персонажи и атрибуты советской мифологии, утратив наследственный «семантический шлейф», легко встроились в новую (точнее, в не совсем забытую старую) идеологическую систему. Смысловые подстановки и замещения соединили, казалось бы, совершенно несоединимое: «воинов-интернационалистов» с выполнением ими в Афганистане «своего патриотического долга» и т.п.

Так в последние 20 лет в России переживается процесс демифологизации советского периода, но и одновременно процесс создания новых мифов.

А.Л. Топорков [1] говорит о том, что современные мифы в отличие от мифов тоталитарной системы охватывают не всё общество в целом, а отдельные группы населения, и на основе этого выделяет 4 вида мифов:

1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями и СМИ.

2. Религиозные и этнические мифы, связанные с самоидентификацией этноса или верующих

3. Мифы, связанные с «внерелигиозными верованиями» (о пришельцах, например)

4. Мифы массовой культуры, в центре которых стоит миф об Америке.

Исследователи мифа говорят о том, что стать мифом может всё: история, литература, наука, очень трудно классифицировать «всё». Отдельно выделяется группа мифов массового сознания - мифы, существующие в объединённом сознании множества людей.

Например, среди современных мифов массового сознания выделяют мифы для власти и мифы для масс, которые создаются властью. Часто говорят о мифах, об искусстве и мифах искусства, выделяют мифы о политике и мифы политики, т.е. мифы о какой-либо сфере человеческой деятельности и те мифы, которые бытуют внутри неё.

Миф одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер, а как идеал устремлен в будущее. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Миф может быть принятым массами, но может и быть навязан искусственно мифотворцами. В этом случае не исключена его деструктивная роль.

Американский исследователь мифа Б. Данэма в книге «Человек

против мифов» объясняет такое свойство социальных мифов. Задаваясь вопросом: «Каким группам выгодны социальные мифы?" - он отвечает: «Просто-напросто - тем, кому выгодна современная организация общества: владельцам монополий и картелей, богатство которых создается трудом местного населения и населения колоний. В конечном счете, должно стать ясным, что миф не соответствует фактам, что в нем либо утверждаются, либо подразумеваются нелепости и что он либо парализует стремление к усовершенствованию мира, либо вызывает противоположное стремление. Иными словами, мифы превращают верящих в них людей в эскапистов - или в штурмовиков» [2, с. 421].

Мифы создавались, и непременно будут создаваться в дальнейшем, в зависимости от конкретных потребностей и стратегии социума и отдельных его индивидуумов.

Современные мифы нацелены на создание определенного образа реальности, который бы совпадал с желаниями, целями и ожиданиями людей - членов данного общества. Причем миф всегда претендует на истинность, на авторитарность, что способствует освобождению от каких-либо сомнений. Мифы обладают способностью проникать в наше сознание без соответствующего критического анализа и владеют нами под влиянием чисто психологических факторов, мешая адекватному восприятию других, даже более обоснованных, мифов. Вот здесь и кроется опасность: миф может «ослепить» человека, выдать желаемое за действительное, дезинформировать.

В настоящее время заметная активность политико-правового, религиозного мифотворчества, появились новые мифы в экономике, науке, медицине, естествознании, новые формы мифа - телевидение, кино, фотография, реклама. Мы живем в пространстве мифа, оно понятно и беспроблемно. Но его деструктивности должна быть противопоставлена конструктивная сила. Для этого необходимо понять, что миф есть отражение в нашем сознании реального бытия и сам миф реален, закономерен, символичен, социально необходим.

Библиографический список

1 .Топорков А.Л. Мифы и мифология XX века: традиции и восприятие.ШЧи. www.ruthenia.ru/folklore/toporkov1.htm. ( дата обращения 01.09.2005).

2.Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2001. Т. 2. Мифологическое мышление.

3.Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.

4.Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдор-фа, Г .Бордюкова. М., 2000. С. 17-38.

5. Чернышов А. Современная советская мифология. Тверь, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.