Научная статья на тему 'Сущность и структура политического мифа'

Сущность и структура политического мифа Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
3260
386
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Корниенко Татьяна Анатольевна

Рассматривается определение политического мифа в западноевропейской и российской политической мысли, где он оценивался как побочный продукт политического процесса. Политический миф следует рассматривать как особый миф, который хранит в коллективной памяти народа его социальный опыт, тенденции его духовно-нравственного развития.The political and traditional myths have general characteristics. The political myth represents such traits as symbolism, conception, sustention, forming of image of superman, mythologization of historical reality, anonymous of assumption. The political myths are made by people and are disseminated by means of mass media.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура политического мифа»

Татьяна КОРНИЕНКО

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА

Рассматривается определение политического мифа в западноевропейской и российской политической мысли, где он оценивался как побочный продукт политического процесса. Политический миф следует рассматривать как особый миф, который хранит в коллективной памяти народа его социальный опыт, тенденции его духовнонравственного развития.

The political and traditional myths have general characteristics. The political myth represents such traits as symbolism, conception, sustention, forming of image of superman, mythologization of historical reality, anonymous of assumption. The political myths are made by people and are disseminated by means of mass media.

Ключевые слова:

политический миф, мифологическое сознание, политическая реальность, политическая теория; a political myth, consciousness, political reality, the political theory.

Миф — это обобщённое представление о действительности, которое сочетает нравственные и эстетические установки, соединяющие реальность с мистикой, с вымышленным идеалом или антиподом1. Оценивая влияние мифов на определённую эпоху, О.А. Сухова подчёркивает, что человек всегда «априори живет в плену у своих мифов. Архаические ценности присутствуют в народной культуре, семантике родного языка. Однако своеобразие культурной идентичности каждого этноса в отдельности формирует соответствующий тип воспроизводства архаики, от чего во многом зависит содержание и иерархичность ментальных установок национального мировосприятия»2.

Мифология, по оценке В.П. Гриценко, обеспечивает процесс порождения действительности, поскольку миф как единство архетипа и ритуала есть также некоторое единство «слова» и «дела»3. Миф как порождающее устройство осуществляет перевод знаково-кодированного знания в реальные поступки людей через набор форм поведения. Исследователи считают, что для мифологического сознания существует некая «другая реальность», которая способна актуализироваться в «нашем» пространстве и оказывать на повседневную жизнь человека ощутимое влияние (либо благотворное, либо вредоносное — в зависимости от ситуации)4. В мифах, по мнению Ш. Плаггенборга, «выражается нечто неизменное, нерушимый первичный опыт. Они содержат образы, служащие не для объяснения конкретной ситуации, — с их помощью подчеркивается её чрезвычайная важность. Мифы многозначны, и это качество позволяет применять их в политических целях. Прежде всего, мифы используются там, где не хватает легитимности»5.

Концепция мифа строится вокруг определённой базовой идеи. Эта идея подчиняет себе систему ритуалов, лозунгов, политических, этнических и социальных стереотипов. Трансляторами мифологической информации, по мнению Ю. Загвоздиной, являются не только вербальные тексты, но также изобразительные, монументальные, архитектурные, ландшафтные и др. Есть способы «мифологически

1 Русакова Н.В. Генеалогия и структура политического мифа : дисс. на соиск. уч. ст. д.филос.н. — М., 2002. стр. 33.

2 Сухова О. А. Десять мифов крестьянского сознания. — М. : РОСПЭН, 2008, стр. 3.

3 Гриценко В.П. Социальная семиотика. — Екатеринбург, 2006, стр. 84.

4 Неклюдов С.Ю. Структура и функции мифа // Современная российская мифология / Сост. М.В. Ахметова. — М., 2005, стр. 43.

5 Плаггенборг Шт. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. — СПб., 2000, стр. 326.

КОРНИЕНКО

Татьяна Анатольевна — к.и.н, доцент кафедры социальноправовых дисциплин Северо-Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий psychoan21@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

означить» любой их элемент (сопутствующей надписью, иконической эмблемой, символом и т.д.)1. Миф предписывает людям правила социального поведения, обусловливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума.

Понятие «политический миф» является одним из дискуссионных. М. Ильин справедливо характеризовал его как самоочевидную исходную предпосылку в исследовательских суждениях, по своей природе сущностно оспариваемое понятие2.

Так, Ф.Х. Кессиди рассматривает миф как особый вид мироощущения, специфическое, образное, синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни. Он полагает, что миф — порождение коллектива, который отразил в нём свои мечты и представления о мире и жизни3. Э. Кассирер пришёл к выводу о двойственном характере политического мифа. С одной стороны, миф — продукт массового сознания, возникший при определённых условиях, а с другой — политические мифы стали продуктом целенаправленного идеологического про-изводства4. С такой позиции мифы можно рассматривать как «естественные», так и «искусственные» мотивы образования политических мифологий.

Для К. Флада политический миф — это «идеологически маркированное противостояние, претендующее на статус истинного представления о событиях пошлого, настоящего и будущего». Здесь автор имеет в виду, что миф содержит явный или скрытый призыв занять определённую идеологическую позицию5.

Приведённые определения указывают, что в европейской политической мысли политический миф рассматривался не столько как фактор политического процесса, сколько его побочный продукт. По мнению Н.И. Шестова, выявление только негативных черт политического мифа было

1 Загвоздина Ю. Политический миф: проблемы социальной философии : дисс. на соиск. уч. ст. к.филос.н.— Иваново, 2005, стр. 45.

2 Ильин М. Приключение демократии в Старом и Новом Свете // Общественные науки и современность, 1995, № 3, стр. 71-74, стр. 73.

3 Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. — М., 1972, стр. 61.

4 Cassirer E. Le myth de l‘Etant. — P: Gallimard, 1993. р. 72.

5 Флад К. Политический миф. Теоретическое ис-

следование. — М., 2004, стр. 41.

связано с несколькими обстоятельствами6. Во-первых, в течение длительного периода времени происходило смешивание понятий «политический миф» и «политическая идеология». Во-вторых, идеология была представлена максимально широким понятием, поглощающим и политическую мифологию7. В-третьих, идеология характеризовалась как одна из форм политического мифа8. При подобных подходах сущностная и функциональная связь идеологии и мифологии как двух одновременно сходных и различных форм воплощения активности субъектов политического процесса оставалась в тени.

В современных концепциях политический миф рассматривается как средство манипулирования массовым сознанием. При этом происходит стремление к рационализации и демифологизации политики либо выстраивание технологии искусственного мифотворчества9. Так, А. Цу-ладзе определяет миф как политтехноло-гию, используемую для реализации политических целей, и предлагает практические советы по противостоянию воздействию мифа10.

Признание мифа нормой человеческого познания политической действительности позволяет представить его составным элементом любой формы политической деятельности и важным критерием политической культуры индивида и социума. Социально-политический миф Н.И. Шестов определяет как устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия политических реалий прошлого и настоящего, порождённый потребностью ориентации личности и общественных структур в политическом процессе. Исходя из этой предпосылки, социально-политический миф выступает как форма политической активности, содержанием которой является конструирование стереотипных представлений о политических реалиях прошлого и настоящего. В ракурсе политической мифологии идеология

6 Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. — М., 2006, стр. 85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См.: Политология : энциклопедический словарь. - М., 1993, стр. 114.

8 Ракитов А.И. Историческое познание. Системногносеологический подход. — М., 1982, стр. 86.

9 Рюмкова О.Г. Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика : дисс. ... д.полит.н. — М., 2007, стр. 23.

10 Цуладзе А. Политическая мифология. — М., 2003, стр. 316.

есть получивший санкцию политического института политический миф, или, точнее, частная комбинация политических мифов в рамках политико-мифологического поля данного общества1.

В своём диссертационном исследовании О.Г. Рюмкова говорит о политическом мифе как об архетипической конструкции, обосновывающей существование определённой политической системы, и претензии на особую роль в этой системе личности или группы. О.Г Рюмкова полагает, что политический миф отображает такие особенности традиционного мифа, как символизм, концентуализм и системность, формирование образа сверхчеловека, мифологизация исторической действительности, пространственно-временные контакты, дихотомия добра и зла, анонимность мифотворчества2.

По мнению А.Л. Топоркова, можно выделить следующие общие черты, существующие у традиционных и политических мифов3.

1. И те и другие призваны не только объяснить существующее, но и создать образ новой реальности, которой еще предстоит воплотиться в действительность.

2. Основным объектом мифологизации в обоих случаях является прошлое данного социума, которое сохраняет свою актуальность для настоящего.

3. И традиционные, и политические мифы являются действенной силой, которая организует поведение индивида и человеческих масс. Они реализуются в общественных ритуалах и укрепляют социальные связи, придают осмысленность человеческому существованию, выполняют функции психологической компенсации.

Значение мифологического сознания и политического мифа состоит в том, что они представляют собой «компенсаторные механизмы реакции психики человека на внутреннюю и внешнюю нестабильность и попытку поддержать нормальное функционирование человека, организации массы по её самосохранению», однако С.А. Гусева приводит ряд опасений, связанных с искусственной актуализацией архетипи-ческого и бессознательного и попытками их использования в политической практике4.

1 Шестов И.Н. Указ. соч., стр. 95.

2 Рюмкова О.Г. Указ. соч., стр. 92.

3 Флад К. Указ. соч. стр. 40.

4 Гусева С.А. Современный политический миф:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

игра по законам архаики // http//www.freud.ru

Во-первых, актуализация архетипиче-ских моделей создания политического мифа обеспечивает эффект «заражения» и порождает определённый тип действия людей, в частности специфическую модель сознания и поведения, которая противополагает рациональной идее однородного и универсального политического мира дихотомическую систему межличностных ориентаций: «наши — не наши», «справедливый политический порядок — несправедливый политический порядок».

Во-вторых, формирующийся в таких условиях тип политического сознания отличается неразвитостью индивидуальной самоидентификации, крайней стереотипизацией исторического опыта, ориентацией на бескомпромиссность и конфликтное разрешение возникающих проблем.

В-третьих, благодаря актуализации архаического, может быть порождён определённый тип коммуникаций, соответствующих архаике. На эту особенность мифологизированного политического сознания обращал внимание А.С. Ахиезер: «...длительные, по видимости нормальные отношения между этническими группами мгновенно разрушаются в моменты кризисов любого типа, так как может оказаться, что в соответствующей культуре разрешение конфликта видится именно на пути избегания, изгнания другой этнической группы. Происходит, казалось бы, невероятный возврат к оттеснённым, исчезнувшим программам архаических пластов культуры; восстанавливается архаическое представление о том, что “они” — нелюди, а значит, диалог, коммуникация с ними — невозможны»5.

Современные политические мифы, отмечает К. Флад, «рассказывают об истоках и основах общества, о подвигах героев, о возрождении и обновлении, а также несут в себе эсхатологические пророчества». В светском обществе, как правило, мифы не имеют сакрального статуса, но они обязательно должны быть приняты в качестве истины некоторой социальной группой, вне зависимости от её численности и состава.

Политические мифы не наследуются из глубины веков, но создаются определёнными людьми или группами людей. Эти

5 Ахиезер А.С. Мифология насилия в советский период (возможность рецидива) // Общественные науки и современность, 1999, № 2, стр. 83.

люди опираются на научные теории своего времени, стремятся придать политическим мифам видимость правдо- и наукоподобия. Политические мифы, в отличие от мифов архаических, распространяются не устным или рукописным путём, а главным образом через средства массовой информации.

Политический миф, как и архаический, характеризуется определённым набором компонентов: картиной мира в виде мифологизированной концепции социальной Истины (основаниями справедливости), точкой во времени, связанной с истоком национальной истории и культуры, моментом их высшего прославления или тяжёлого увечья (аналог инициатического переживания в мистическом ритуале — избранная слава или травма), образом будущего (понятым как возвращение к истокам «золотого века») и глубокой оппозицией «мы — они» (аналог мифической оппозиции Добра и Зла)1.

Для политических мифов характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдать определённый ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций2. Политические мифы действуют продолжительное время, поскольку они творятся и поддерживаются массовым сознанием, но могут исчезать и появляться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Политическая мифология, в отличие от традиционной, не отражает реальность и не стремится её объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс3, она должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлечёнными представлениями, а доходчивыми, визуально представимыми образами («враг», «товарищ» и др.). Она апеллирует не столько к разуму человека, сколько к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту через образы отца, матери, брата, сына и т.д.

Политическая мифология становится важнейшим средством консолидации общества и противопоставления «своих» и «чужих». Она даёт человеку силы преодо-

1 Гущин В.Р. Традиционное политическое сознание: эволюция мифологем. — Екатеринбург, 2005, стр. 64.

2 Теория политики : учебное пособие / Под ред. Б.А.Исаева. - СПб., 2008, стр. 343.

3 Шестов И.Н. Указ. соч., стр. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

левать житейские трудности и надежду на то, что все его лишения окупит счастливое будущее всего человечества. В этом отношении политический миф глубоко дегуманизирован; он внушает человеку мысль о том, что его индивидуальная жизнь ничтожна по сравнению с теми задачами, которые стоят перед партией и государством.

Политический миф есть особый миф, который хранит в коллективной памяти народа его социальный опыт, императивы духовно-нравственного измерения политических процессов. Политический миф включает в свою структуру4:

1) архетип какой-либо опытной ситуации, связанной с осуществлением мер социального регулирования и принуждения («если... то...»);

2) содержание конкретного опыта, эмпирически полученного в ситуациях, объединённых данным архетипом;

3) систему иносказательных образов, функциональная символика которых соотносит «желаемое» с «должным», т.е. со сложившимся архетипом.

Логика политического мифа состоит в том, чтобы опредёленную причинную связь, оспоренную в результате социального кризиса, перенести в сферу мифических образов, где может быть отыскана новая причинная связь и затем перенесена в политическую реальность. Политический миф, таким образом, несёт в себе своеобразную поисковую логику, которая действует в отсутствие полноты исходных данных. Политический миф, по мнению А. Кольева, это не столько символьная запись долженствующего, но и выражение общей воли, это вдохновляющая и мобилизующая идея, которая превратилась в убеждение социальных групп и масс5.

Важным аспектом политического мифа выступает то, что он структурирует действительность в ситуации тотального кризиса, то есть в той ситуации, когда нельзя картину мира восстановить и усвоить как целостную. Она делится на фрагменты, которые соединяются мифологическими связями. И только в дальнейшем мифологические конструкции «обрастают» рациональными представлениями, концепциями, правовыми и политическими воззрениями. Политический миф выступает

4 Савельев А. Политическая мифология. — М., 2003, стр. 56.

5 Кольев А. Мифы нации и консервативная революция // http://www.zlev.ru

в роли вдохновляющей и мобилизующей идеи, которая превратилась в убеждение социальных групп и масс1.

Любая политическая мифологизация начинается с появления теории, которая создаётся человеком или группой. Теорию берёт на вооружение политическая группа (партия, нация, класс и т.д.), почувствовавшая свою миссию и свои интересы. Так возникает идеология — на базе теории для решения конкретных задач. Идеология становится пропагандистским инструментом, ориентированным на общество и консолидацию политической группировки мифологическими средства-

ми2.

Миф может создаваться поэлементно3. Одни его элементы могут быть закреплены в текстах, другие восприниматься на уровне бессознательных реакций на новые символы. Мифы постоянно распространяются и получают неиссякаемую энергетическую подпитку, так как люди ссылаются на него бессчётное количество раз. Таким образом, по мнению К. Флада, мифы формируют представление людей о политике, устанавливают рамки политических дебатов и обусловливают политические конфликты. Политика формируется людьми, в сознание которых эти мифы также внедрены и которые сами являются частью среды, где мифы циркулируют. Они находятся в диалоге с массами, готовыми видеть предмет рассмотрения в мифологическом свете, поэтому именно массы являются подходящим адресатом для мифологических формулировок политиков и других политических деятелей4.

О. Беннет и Ф. Клад полагают, что мифы внедряются в сознание не в процессе сознательного обучения, а путём накопления. Они питают не столько сознание, сколько глубинные структуры, которые и наполняют содержанием, и не всегда излагаются в полном виде. Они могут «применять форму фрагментов, отражаться в намёках, призывах, лозунгах, визуальных символах, литературных произведениях, фильмах, песнях, публичных церемониях, про-

1 Топорков А.Л. Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие // Человек и общество: поиски, проблемы и решения. — М., 1999, стр. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Неклюдов С.Ю. Указ. соч., стр. 43.

3 Загвоздина Ю. Указ. соч., стр. 45.

4 Флад К. Указ. соч., стр. 79.

являться и в других формах в повседневных ситуациях. Часто в таких случаях мифы предстают перед нами в концентрированном виде и несут сильный эмоциональный заряд. Тот факт, что миф может быть внедрён через идеологически насыщенные символы, также свидетельствует о невозможности отказаться от мифа за счёт рациональных рассуждений, поскольку рациональные аргументы обращены лишь к участникам поверхностного слоя мифа, не затрагивая глубинные слои сознания, на которые воздействует миф»5.

Следствием зрелости мифа является возникновение мифоритуального сценария, который может стать началом новой социальной реальности. Для политиков миф — это инструментальное использование символической и смысловой реальности, обслуживающее выживание социальной общности и созданной для неё утопии.

Мифы несут в себе важный иррациональный компонент, который становится частью традиции и играет важную роль в легитимации общественного строя в идео-кратических государствах. С. Кара-Мурза отмечает, что люди становятся жертвами политических мифов без серьёзного со-противления6.

К.С. Гаджиев полагает, что неверно считать заблуждениями мифы, стереотипы, верования и полагать, что они рассеиваются в свете разума. Установить истинный смысл и содержание общественно-политической жизни можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область мифологического, традиционного, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем их мире7.

В современных условиях ряд важнейших социальных и политических проблем в обществе имеет социокультурное измерение, и правильно оценить политическое поведение людей в той или иной конкретной ситуации невозможно без учёта состояния нравов, социально-психологической атмосферы, национальных отношений, уровня религиозности населения.

5 Цит по: Флад К. Указ. соч., стр. 68.

6 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М. : ЭКСМО, 2008, стр. 205.

7 Гаджиев К.С. Политология : учебник. — М. : Высшее образование,2008,стр. 360.