ФИЛОСОФСКИЕ ИНУки
ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
О. В. Ляшенко
MYTH TRANSFORMATION IN CONDITIONS OF CRISIS PHENOMENA
Lyashenko O. V.
The problem of myth transformation is considered in the article. Contemporary myths differ greatly from ancient ones in form and content. They are not nal've stories but social, political and scientific myths invested into theoretical forms.
В статье рассматривается проблема трансформации мифа. Современные мифы и по содержанию своему, и по форме существенно отличаются от древних. Это уже не наивные истории, а облеченные в теоретические формы социальные, политические и научные мифы.
Ключевые слова: трансформация, миф, социальное мифотворчество, кризис, культура.
УДК 130.2
Актуальность данной темы исследования определяется тем, что общая нестабильная ситуация в мире, сложившаяся к началу XXI века, отражается на всех уровнях общественного сознания. В таких условиях активизируется производство и распространение различных мифов, способствующих преодолению на уровне духовно-практического освоения мира нарастающей неопределенности ситуации и воссоздающих иллюзорный образ социальной реальности.
Современные социально-экономические реалии оживили самые глубинные, традиционно считающиеся архаическими слои общественного сознания, что привело к расширению функционального поля иррациональных способов освоения действительности - распространению мистицизма, магии, мифотворчества.
Целью данной статьи является рассмотреть трансформацию мифа в условиях кризисных явлений.
Понятие «кризис» мы будем рассматривать как резкий, крутой перелом, неустойчивое состояние общества. Однако социальный кризис - это переходное состояние, распад существующих связей и ценностей и одновременно поиск новых жизненных ориентиров, не имеющих аналогов. Мы разделяем взгляд на кризис как на процесс перелома, до определенной степени патологического состояния общества, но отнюдь не безысходного, или необратимого, краха данного общества. «Кризис - одно из состояний живого организма. В самом общем виде кри-
зис есть нарушение равновесия ив то же время процесс перехода к новому равновесию» (1, с. 46). В философском аспекте кризисное состояние общества выражается в нарушении стабильности, острой форме проявления социальных конфликтов и является способом движения социума от прежнего его состояния через дезинтеграцию и конфликт к новому состоянию.
Как отмечает А. В. Косов, «вхождение в новую цивилизацию сопровождается антропологическим кризисом - кризисом идентичности человека... В условиях кризиса идентичности человека ожидать от него адекватных реакций на воздействие со стороны внешнего окружения, к которому, он хочет или нет, вынужден приспосабливаться, не приходится» (2, с. 248-249).
Таким образом, мы будем подходить к пониманию и оценке кризиса в российском обществе как, с одной стороны, завершающей стадии развития определенных процессов, свидетельствующих об исчерпанности их потенциала, с другой стороны, одновременно с этим первоначальной, еще не достаточно сформировавшейся форме обновления, модернизации общества, возникновения качественно иной социальной системы. Кризисные явления отмечаются во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Понятие «миф» ассоциируется обычно с волшебными историями, героическими преданиями, народными сказками, которые мы услышали или прочитали в детстве. На современном этапе в научной литературе существует большое количество определений понятия «миф». Под мифом мы понимаем социокультурный феномен, форму искаженного отражения объективной действительности, воплощенную субъективность неизбежно и влиятельно присутствующую в системе социокультурных отношений.
Воздействие мифологии на человека гораздо серьезнее и глубже, чем это кажется на первый взгляд. В некоторой степени миф есть крик человеческой души, верящей в чудо и жаждущей чуда. Правда, современные мифы и по содержанию своему, и по форме существенно отличаются от древних.
Это уже не те наивные истории, а облеченные в теоретические формы социальные, политические и научные мифы, повествующие о возможности построения идеального по справедливости общества, или, наоборот, например, об особом месте своей нации в истории, ее превосходстве над другими и так далее. Как и древние мифы, они овладевают сознанием масс и устремляют их активность в соответствующее русло.
Так, в прошлом веке черту мифа обрела «вера в прогресс», в непреложность и всесилие науки, ее способность решить все без исключения проблемы человеческого бытия - и социального, и личного. Мифическое преувеличение возможностей науки превращает ее в магическое средство фанатичных попыток человека добиться целей, для достижения которых на самом деле он не располагает достаточными средствами.
Крушение чрезмерно оптимистической веры в прогресс нередко рождает отчаяние. Ныне такое отчаявшееся сознание рождает мифы противоположной ориентации. Сегодня, в век науки, многие люди в поисках решения своих жизненных проблем обращаются к астрологам, ясновидцам. Возникают десятки новых религиозных движений. Утратив веру в себя, научные знания, люди ищут хоть какой-то шанс найти опору в жизни.
К. Г. Юнг, например, считал, что вера в НЛО - это миф, в котором надежда на избавление от земных страхов переносится на «космический разум» (3, с. 14). Мифологическое сознание устремляется в космос не только из страха, но и с надеждой на контакт с Мировым Разумом. Вот и появляется мифология о космических пришельцах, о вмешательстве сверхчеловеческих сил в мир, который оказался непригодным для человека и перед которым сам человек бессилен. Однако все может чудесным образом измениться в одно мгновение и открыть путь к признанию, восприятию мистических, таинственных, сил.
Неудивительно, что сегодня на фоне невиданного научно-технического прогресса процветает оккультизм в его многочисленных разновидностях, множатся попытки
приобщения человека к тайным природным силам, которые он считает возможным использовать для достижения практических целей. Нужно лишь уметь ими пользоваться, знать заклинания, которые приводят эти силы в действие. Вот где истоки нынешнего повышенного интереса к парапсихологии, вообще к паранауке, ясновидению, к мистическим учениям и культам Востока.
Научные достижения имеют своеобразное преломление в обыденном сознании. Им воспринимается в первую очередь психологический аспект, имеющийся в радикальных изменениях наших представлений, который сводится к формуле - раньше люди были уверены в том-то и том-то, а оказалось возможным то, о чем никто и не думал. В этом, видимо, одна из причин широкого распространения современных мифов именно в «одеждах науки», чему способствует также ее высокий социальный престиж.
Мифологический аспект присущ массовому сознанию во все времена, особенно в периоды кризисов и нарастания социальных конфликтов. Это характерно и для сегодняшней ситуации в обществе, когда происходят резкие изменения в сознании и поведении людей. Современный мир становится все более непонятным для человека, обнаруживается внутренняя недостаточность традиционных способов освоения действительности. По мнению Э. Кассирера, «Жизнь - это, прежде всего, хаос, в котором ты затерян. Люди чувствуют это, но боятся стать лицом к лицу со страшной действительностью, пытаются прикрыть ее завесой фантазии, и тогда все выглядит очень ясно и логично» (4, с. 153-164).
В условиях отсутствия привычных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания, неуверенности в будущем, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны политических элит, которые стремятся мобилизовать в своих интересах широкие слои населения. В отличие от архаического мифа, миф ХХ-ХХ1 веков - это, как
правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в ремифологизации социума.
Как отмечает Г. Ф. Гараева, «...в процессе ремифологизации в истории русской философской мысли движущей силой выступает противоречие между потребностью в целостном взгляде на мир и ограниченностью научного мировоззрения. Неудовлетворенная потребность в целостном взгляде на мир заставляет философа строить нечто похожее на миф, что отражается в смешении нового и архаического мифов» (5, с. 240).
Социальные мифы - мифосреды способны путем внедрения в массовое сознательное или бессознательное изменить действительность, заменив своими составными частями элементы действующей реальности и последовательно ее преобразовать. Личностные мифы включают комплексное видение мира и индивидуально-сущностные оценки действительности, дающие субъективные возможности для ее ремифологиза-ции и демифологизации.
Нельзя не заметить той главной трансформации, которую претерпевает миф в конце XX - начале ХХ1 веков. Е. Анчел утверждает, что «будучи, как и в прежние времена, достоянием всех людей, мифологическое сознание ныне - это уже не форма преодоления незнания, а скорее способ безболезненного погружения в незнание. Задача мифа конца XX века - не преодоление человеческим логосом вселенского хаоса, а бесконечное погружение в этот хаос» (6, с. 43).
Современный российский исследователь А. Косарев тоже отмечает, что особенно большой вера в разнообразные мифы становится в кризисные для общества времена (войны, революции, разруху), когда прежние ценности интенсивно разрушаются, а новые только начинают формироваться. Именно в эти тяжелые для общества времена резко набирает силу мифологический тип мышления. Возникают различные религиозные секты, возрождаются старые или создаются новые мистические учения, появляются прорицатели. И все это происходит совсем не случайно. В опасные для существования культуры времена готовится почва
для рождения мифа, способного положить начало новой культуре (7, с. 6).
Социальные мифы зачастую становятся выразителями стремлений и ожиданий больших масс людей, средством их социальной ориентировки. Особенно важно, что в социальных мифах мы можем обнаружить кристаллизацию опыта и надежд людей более отчетливо, чем, допустим, в доктринерском выражении аналитической мысли.
По мнению Э. Кассирера, миф обобщает опыт просто, непосредственно. «Там, где рассудок ищет сложности, миф дает простоту непосредственной данности» (8, с. 153-164).
Некоторые авторы определяют ситуацию, сложившуюся в России в конце XX -начале ХХ1 веков как духовно-идеологический кризис, возникший в результате долгого господства мифов в советском обществе. Так, по мнению Г. В. Осипова, кризис связан с утратой прежних форм культурной самоидентификации, социального оптимизма, с методологическим кризисом в сфере социального познания. «Духовно-идеологический кризис, охвативший массовое сознание, проявляется в двух основных формах: в кризисе национальной идентичности, утрате чувства исторической перспективы и понижении уровня самооценки нации, резко перешедшей от мессианской самоуверенности к историческому самоуничижению; в разрыве единого духовного пространства и утрате национального консенсуса по поводу базовых ценностей, ставших предметом общественной полемики и утративших статус абсолютных ориентиров. Раскол российского общества объясняется не столько подлинными различиями в ценностях, интересах и целях разных групп населения, сколько мифологизацией общественного сознания, недостатком политико-правовой культуры» (9, с. 345).
Надо отметить, что всплеск социального творчества широких народных масс и выдающихся исторических личностей -важнейшая особенность переломов в общественном развитии. В свое время А. Я. Гуревич высказал идею о том, что на
рубеже двух социальных эпох прежние закономерности утратили свое значение, а новые еще не сложились. Следовательно, «прерывность, дискретность действия закономерностей систем оставляет своего рода зазор, социологический вакуум, заполняемый свободной человеческой активностью» (10, с. 267).
Реализация мифов создавала такую действительность, которая отдаляла людей от нормальной человеческой жизни, следование мифологии требовало жестокостей, казней, тюрем. Сегодняшнее стремление отказаться от старого (мифотворческого) и перейти к новому (реалистическому) социальному и политическому мышлению при отсутствии научно разработанных теоретических основ преобразований, четкой программы приводит к тому, что на смену одним социальным мифам приходят другие.
Главное следствие реализации мифов заключается в том, что последние, зачастую воплощаясь в реальность, неизбежно приводят к результатам, возможность которых никто не предполагал и не желал. Кроме этого, социальные мифы имеют еще одно негативное свойство. Они разоружают людей, порождают новые иллюзии, ожидание нового чуда. Социальная же пассивность вместо повышенной активности, которая так необходима именно в период крупных реформ, неизбежно закладывает основу нового разочарования.
Когда у человека нет простых принципов, единой модели, чтобы объяснить то, что происходит внутри и вокруг него, появляется ощущение опасности. Более того, современные люди чувствуют себя бессильными перед разнообразием экономических, психологических проблем и массой неконтролируемых событий. Человеку нужна твердая уверенность, целостная картина видения мира. Именно мифы и обеспечивают ему такое всеобъемлющее видение. Они предлагают мировоззрение, где для каждой проблемы есть решение.
В качестве первопричины такого состояния российского общества Г. В. Осипов называет утопическое и мифическое сознание. «Одно учение, один миф, как правило,
объявлялись единственно правильными. Трагедия в том, что все строилось на базе мифов» (11, с. 347).
Современное российское общество можно охарактеризовать как общество трансформационного типа. Индивид в таком обществе оказывается в положении, побуждающем его действовать самостоятельно, отказываясь от прежних мифов в пользу рациональных аргументов, что является одним из признаков открытого общества, особенностью которого является осознанный отказ от заранее известной цели, дороги в будущее, как единственно верной.
Новый экономический кризис вызвал в российском обществе моральное утомление и способствовал нагнетанию разного рода страхов, фобий. Все это не могло не породить возрождение старых социальных мифов в результате трансформации которых стали появляться новые мифы. Но, несмотря на это, можно сказать, что россияне смотрят в будущее хоть и с тревогой, но достаточно оптимистично.
Таким образом, следует отметить, что роль и место мифов в массовом сознании российского общества во многом определяется своеобразием условий порождающей их эпохи, расстановкой движущих сил, участвующих в процессе мифотворчества.
Мифологический аспект в современном массовом сознании российского общества формируется в условиях не только недостатка, но и избытка информации о происходящих в обществе процессах. Процесс мифологизации массового сознания актуализируется в кризисные эпохи, что характерно для современного российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / под. ред. Н. И. Лапина. -М., 1994.
2. Косое А. В. Социальный миф: сущность, динамика, тенденции изменения и развития //Вестник Армавирского института социального образования (филиала) МГСУ. -2003. - № 1. - С. 248-249.
3. Юнг К. Г. О современных мифах. - М., 1994.
4. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Октябрь. - 1997. - № 7. - С. 153-164.
5. Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как явление ремифологизации // Вестник Армавирского института социального образования (филиал) МГСУ. - 2003. - № 1. - С. 240.
6. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. -М., 1979.
7. Косарев А. В. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. - М., 2000.
8. Кассирер Э. Техника политических мифов / пер. с англ. и примеч. Н. Е. Руденского // Октябрь. - М, 1993. - № 7. - С. 153-164.
9. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. - М., 2000.
10. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
11. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. - М., 2000.
Об авторе
Ляшенко Олеся Викторовна, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социальной философии и этнологии. Сфера научных интересов - философия культуры, мифология, мифотворчество. [email protected]