Научная статья на тему 'Философское осмысление мифа в современном мире'

Философское осмысление мифа в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3704
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / МИФОМЫШЛЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / MYTH / MYTH THINKING / TRANSFORMATIONS / PUBLIC CONSCIOUSNESS / PHILOSOPHICAL COMPREHENSION / MODERN WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиева Наталья Зиновьевна

Статья раскрывает философское осмысление мифа в современном мире в связи с трансформациями общественного сознания. Актуальность исследования определяется мифологизацией сознания современного человека и социума, что определяет социальность его поведения и мировоззренческие ориентации. Новизна результатов исследования связана с выявлением и существа, и специфичности представлений мифомира в социуме, конструктивности и деструктивности развития ремифологизации в современной культуре, соотношения мифотворчества и науки, влияния глобализации на мифотворчество, живучесть и действенность мифов в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алиева Наталья Зиновьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF MYTH IN THE MODERN WORLD

The article reveals philosophical comprehension of myth in the modern world in connection with transformations of public consciousness. Topicality of the study is determined by mythologizing the consciousness of the modern man and society that specifies sociality of his/her behavior and world outlook orientations. Novelty of the research results is associated with identification of both essence and specificity of the myth world manifestations in the society, constructiveness and destructiveness of development of remythologization in modern culture, correlation of mythmaking and science, impact of globalization on mythmaking, vitality and viability of myths in the modern society.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление мифа в современном мире»

Алиева Наталья Зиновьевна

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИФА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Статья раскрывает философское осмысление мифа в современном мире в связи с трансформациями общественного сознания. Актуальность исследования определяется мифологизацией сознания современного человека и социума, что определяет социальность его поведения и мировоззренческие ориентации. Новизна результатов исследования связана с выявлением и существа, и специфичности представлений мифомира в социуме, конструктивности и деструктивности развития ремифологизации в современной культуре, соотношения мифотворчества и науки, влияния глобализации на мифотворчество, живучесть и действенность мифов в современном обществе.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/1 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 13-15. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 101.1

Философские науки

Статья раскрывает философское осмысление мифа в современном мире в связи с трансформациями общественного сознания. Актуальность исследования определяется мифологизацией сознания современного человека и социума, что определяет социальность его поведения и мировоззренческие ориентации. Новизна результатов исследования связана с выявлением и существа, и специфичности представлений мифомира в социуме, конструктивности и деструктивности развития ремифологизации в современной культуре, соотношения мифотворчества и науки, влияния глобализации на мифотворчество, живучесть и действенность мифов в современном обществе.

Ключевые слова и фразы: миф; мифомышление; трансформации; общественное сознание; философское осмысление; современный мир.

Алиева Наталья Зиновьевна, д. филос. н., доцент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты alinat1@yandex. т

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИФА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном мире происходят социокультурные трансформации, связанные с мифом и мифологизацией общественного сознания, которая привносит в общество не только конструктивные, но и деструктивные факторы, что и обусловило необходимость его философского осмысления. История показывает, что в эпоху древности миф как предмышление стал первичным видом мировоззрения. В Греции и Риме мифы объясняли генезис мира, саму сущность явлений жизни. Мифы темного Хаоса, мифы о богах и героях представляли мир на уровне чувств, образов, вымыслов. Мифы стали донаучным пониманием и способом истолкования человеком мира. Определение мифа идет от греч. mythos, что означает «слово, сказание, предание». Традиционно миф определяют как предание, представляющее архаические верования древних народов, а также их религиозные и мистические репрезентации о Космосе, природе, социуме, о деяниях богов, героев и т.п. [3].

В эпоху современности происходит возрождение мифотворчества, которое оказывает значительное влияние на все пространство культуры, а также на научные и философские исследования. Возрождение мифа на новом витке истории характеризуется разнообразием и особой спецификой мифомышления, которая требует его философского осознания и осмысления. Актуальность исследования определяется мифологизацией сознания современного человека и социума, что определяет социальность его поведения и мировоззренческие ориентации. К тому же возникновение интереса науки к проблеме мифа и мифотворчества обязано кризису классической науки и классической рациональности и способствует его преодолению.

Философское осмысление мифа ставит следующие задачи: уяснить существо и специфичность представлений мифомира; выявить внутреннюю конструкцию и действие мифа в социуме; исследовать конструктивность и де-структивность развития ремифологизации на современный мир культуры; выявить соотношение мифотворчества и науки; изучить возможные влияния мифа на социокультурную жизнь современного общества. Наука подходит к исследованию мифа как универсального феномена. Она представляет три понимания мифа в обыденном и философском смысле: во-первых, в древности - сказание, рассказ, мифический космогенез; во-вторых, специфический статус сознания, обусловленный историей и культурой; в-третьих, миф - это состояние сознания, представляющее собой нейтрализатор, промежуточное состояние: жизнь - смерть, правда - ложь, иллюзия - реальность. При этом сознание человека затемняется, он поступает во власть бессознательного, которое состоит из мифа [4]. В психоаналитической концепции (З. Фрейд, К. Юнг) суть мифа символически предстает «коллективным бессознательным», что позволяет мифу существовать в любой действительности, в том числе и современной.

В таком представлении миф становится формой познания и осмысления социокультурной действительности, важность которой в реальности трудно переоценить. В ХХ веке происходит изменение интерпретирования мифа как современного феномена развития социума, связанное с изменениями общественного сознания, формами которого являются политика, идеология, правовое сознание, мораль, религия, наука, философия. По мысли С. А. Храпова, общественное сознание трансформируется парадоксальным образом, что заключается в сочетании «мифологического» и «современного» как в социуме, так и в культуре [7]. К мифотворчеству современности относят множество феноменов социума: идеологию, управление социумом; технологию манипулирования массовым сознанием; социальное мифотворчество, архаичность научного самосознания и т.п.

Происходящая ремифологизация общественного сознания ориентирует современную культуру разным образом: либо конструктивным, либо деструктивным. Эпоха современности становится, по выражению Р. Барта, «привилегированной областью мифических значений» [1, с. 264]. Существует две точки зрения на миф. Первая полагает положительную, конструктивную функцию мифа, который способен управлять и конструировать социальную действительность (Ж. Сорель). Вторая точка зрения основана на манипулятивности мифа и его способности радикально изменять культурные и нравственные ориентиры общественного сознания (Р. Барт). Сложившаяся сегодня социальная ситуация в мире указывает на проблему мифа и социального мифотворчества

14

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

как возможность радикального изменения общественного сознания во всех его ракурсах. Широкое распространение информационных технологий усиливает процесс влияния средств массовой информации на человека и общество, приводит к негативным последствиям мифологизации общественного сознания.

Миф и наука считались ранее изолированными как два отдельных феномена культуры. Оказалось, что современная наука тесно связана с мифами. В основе возникновения мифов в науке и о науке лежит мифотворческая идея единства и взаимосвязи всех явлений, связь между наукой и мистицизмом, наукой и древними представлениями Востока (Ф. Капра), а также переход науки от классического этапа к неклассическому [6]. Возникновение парадоксов, связанных с неклассическими постулатами Бора и ненаблюдаемыми величинами типа волновой функции, обращает науку к мифологическим взглядам на ее основы. В неклассической науке сближаются миф и научное познание. Квантовая теория и теория относительности возвращают мифологическое миропонимание мира. Вернер Гейзенберг отмечал плодотворность взаимодействия двух различных систем мышления независимо от их принадлежности к различным эпохам, традициям культуры, сферам знания [Там же]. Философы также включились в осмысление взаимодействия мифа и современной науки. Е. Я. Режабек утверждал, что мифическая реальность начинается там, где индивид приписывает реальности свои субъективные ощущения [5, с. 264]. По мнению Е. В. Галаниной, миф - это связь «мифоса» и «логоса» [2, с. 38]. Миф представляет идейный конструкт в сознании человека, он отождествляет образ реальности и саму реальность. Вместе с тем следует отметить, что проникновение мифологического миропонимания в науку не связано с кризисом оснований самой науки, с ослаблением позиций научного рационализма. Наоборот, осознание взаимосвязи современной науки и мифологии может стать новым взглядом на реальный мир.

Тем самым выявляется значимость мифа во всех исторических эпохах, не только в архаике. Глубинную спецификацию мифа можно представить следующим образом: «Миф - это фундаментальная онтологическая данность, выступающая основой культуры» [Там же, с. 25]. Современная философия приходит к мнению, что мифологическое сознание присуще любой культурно-исторической эпохе как формообразующий элемент развития культуры. Действительность социума и культуры мифологизирована, она проявляется в разных эпохах. В архаике мифология была вненаучной формой познания. Содержание мифа являлось не формой реального знания, а предметом веры. В современной эпохе мифология трансформируется. Подобно тому, как современная наука стремится перейти от господства классической рациональности к неклассической, так и современное ми-фомышление стремится к архаическому мироощущению и неразделенному синкретическому мировоззрению, единому целому, включающему в себя зачатки не только религии, но и философии, идеологии, политических взглядов и т.п. Ряд исследователей считает, что мифотворчеству близки идеи самоорганизации [Там же, с. 103].

Таким образом, главный вывод нашего исследования состоит в том, что мифология универсальна, она вне времени, она не заменяет формы человеческого бытия: политику, идеологию, науку, философию, она всегда сосуществует с ними. И более того, она органично вписывается в эти структуры. Рассматривая историческую трансформацию мифа, прежде всего, отметим, что в современной ситуации наибольший интерес представляют не сами мифы как определенные представления, а воплощение мифов в различных практиках, морально-этических системах, науке, повседневном поведении. В эпоху современности появилась практически неограниченная возможность мифологического конструирования и мифодизайна во всех сферах социума: политике, идеологии, науке, рекламе, религии, - что приводит к возникновению и широкому распространению огромного количества мифов. Современная мифология распылена, полицентрична, аморфна и неустойчива, что создает определенные трудности ее аналитического исследования и типологизации. Наблюдения современной мифологии заключаются в том, что существует множество мифов и мифологий, возникающих ненадолго, конфликтующих между собой, исчезающих или переходящих в нечто другое.

Глобализация как некий масштабный феномен мирового развития порождает глубокие перемены в самых разных сферах общественной жизни. Суть этих перемен трудно понять, что и составляет парадокс глобальных изменений общества [8, р. 80]. Эти трудности порождают различные апологетические и алармистские мифы о характере происходящих глобализационных процессов. Одним из алармистских мифов, имеющим популярность, стал миф о смертельной угрозе культурному многообразию мира как следствию глобализации. Есть мнение, что глобализация несет созидательный потенциал в виде свободы выбора своего пути развития под влиянием общемировой культуры и возможный стимул к модернизации национальной культуры.

Возникает вопрос о живучести и действенности мифов, несмотря на их идеологическую и политическую деструктивную направленность. Рассмотрим причины живучести и действенности мифов. Первая причина состоит в том, что мифы, как и легенды, сказки, фантазии, нужны человеку для создания внутреннего благополучия, душевного комфорта, снятия перенапряжения, сохранения порядка привычной жизни в нестабильном и непонятном современном мире. В таком понимании миф становится формой самообмана. По этой причине мифы в виде подсознательного самообмана, защитного механизма внутреннего благополучия будут необходимы всегда, во всех эпохах. Однако существует большое различие в возникновении мифов в разные времена. Если древние мифы рождались самопроизвольно, не по заказу и направленной умышленной воле, приносили людям стабильность, душевное успокоение, то мифы современного мира специально создаются для манипулирования массовым общественным сознанием, зачастую с деструктивной направленностью для дестабилизации состояния человека.

Вторая причина живучести мифов состоит в их влиянии не на сознание, разум, а на подсознание, психику, чувственность человека. Мифы, воздействуя на подсознание манипулятивным образом, внедряя в него чуждые идеологические идеи, мнения, создают иррациональную картину мира, которая нужна нашим противникам и не подвластна рациональным аргументам. Именно такие мифы, задействованные в пространстве бессознательного, устойчивы и трудноудалимы по причине необходимости воздействия на глубинные структуры сознания.

Третьей причиной живучести мифов является конформизм человека, заключающийся в приспособленчестве, пассивном принятии манипулятивного информационного воздействия, соглашении с господствующими в обществе мнениями и взглядами. Непротивление людей мифологизации подобно эскапизму - бегству от реальности, удалению от общепринятой модели жизни социума, психологической защите от современных реалий.

Таким образом, философское осмысление мифа в современном мире отмечает социокультурные трансформации, связанные с мифом и мифологизацией общественного сознания, изменение бытийного статуса мифа, заключающееся в том, что от наивного мифа эпохи архаики миф перешел в реальность, значимую реалию современной культуры и науки.

Список источников

1. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 320 с.

2. Галанина Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. М.: Академия естествознания, 2013. 130 с.

3. Миф [Электронный ресурс] // Философская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsl7enc_philosophy/733 (дата обращения: 27.03.2017).

4. Миф [Электронный ресурс] // Энциклопедия культурологии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture (дата обращения: 27.03.2017).

5. Режабек Е. Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.

6. Фритьоф Л. Каира. Дао физики [Электронный ресурс]. URL: http://www.dolit.net/author/9625/ebook/36191/ kapra_fritof/dao_fiziki/read (дата обращения: 31.03.2017).

7. Храпов С. А. Трансформация сознания российского общества в контексте его социокультурной динамики [Электронный ресурс] // Власть. 2009. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-soznaniya-rossiyskogo-obschestva-v-kontekste-ego-sotsiokulturnoy-dinamiki#ixzz4cntVAm9C (дата обращения: 31.03.2017).

8. Aliyeva N. Z., Zayats Z. V. Paradigm Foundations of Modern Science: Self-Organization, Evolution // Integrity Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3 (S4). P. 79-102.

PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF MYTH IN THE MODERN WORLD

Alieva Natal'ya Zinov'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Institute of Service Sector and Entrepreneurship (Branch) of Don State Technical University in Shakhty

alinat1@yandex. ru

The article reveals philosophical comprehension of myth in the modern world in connection with transformations of public consciousness. Topicality of the study is determined by mythologizing the consciousness of the modern man and society that specifies sociality of his/her behavior and world outlook orientations. Novelty of the research results is associated with identification of both essence and specificity of the myth world manifestations in the society, constructiveness and destructiveness of development of remythologization in modern culture, correlation of mythmaking and science, impact of globalization on mythmaking, vitality and viability of myths in the modern society.

Key words and phrases: myth; myth thinking; transformations; public consciousness; philosophical comprehension; modern world.

УДК 130.2

Философские науки

В статье проводится философский анализ проблемы культурной ценности паранауки. Выявляется онтологический и экзистенциальный смысл паранаучных мифов. Определяется эвристическая ценность паранауч-ных учений. Рассматривается взаимосвязь паранауки с такой формой искусства, как фольклор, и таким жанром, как фантастика. Выясняется отношение паранауки к постмодернизму. Анализируется роль паранауки в современной массовой культуре. Автор приходит к выводу о том, что паранаука способна оказывать существенное влияние на развитие культуры и определять ее основные тенденции.

Ключевые слова и фразы: паранаука; культура; ценность; культурная ценность; массовое сознание; массовая культура.

Андреев Артем Андреевич

Томский государственный университет [email protected]

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ ПАРАНАУКИ

Паранаука определяется мной как совокупность учений, представляющих собой имитацию научных теорий. К наиболее известным относятся такие паранауки, как астрология, алхимия, нумерология, парапсихология,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.