ФИЛОЛОГИЯ
УДК 82.091
Т. А. Шарыпина, М. К. Меньщикова, И. К. Полуяхтова
МИФ И европейское литературное сознание
Х1Х-ХХ вв. (ПРОБЛЕМЫ МИФОПОЭТИКИ И МИФОТВОРЧЕСТВА В ТРУДАХ НИЖЕГОРОДСКИХ УЧЁНЫХ)
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность статьи определяется необходимостью переосмысления в новую эпоху знаковых научных явлений ХХ в. Обращение к теоретическим аспектам проблемы мифотворчества связано с тем, что миф отличается укоренённостью в культурных системах, что определяет его серьёзное влияние на решение социальных, культурологических, философских вопросов. Целью работы является доказательство перспективности соотнесённости ремифологизации с проблемой национальной идентичности, нашедшей выражение в мифологии того или иного народа.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута, с одной стороны, на основе рассмотрения и критического анализа концепций известных отечественных и зарубежных исследователей, с другой стороны - путём анализа и подведения итогов многих диссертационных работ и научного опыта изучения индивидуально-авторского мифотворчества в работах нижегородских учёных. Методологическая база основана на использовании историко-литературного и сравнительно-типологического методов, методики комплексного филологического исследования.
Результаты. Рассмотрены современные тенденции изучения явлений ремифологизации и мифопоэтики в гуманитаристике ХХ в., обобщён научный опыт исследования мифопоэтики и мифотворчества в работах нижегородских учёных, теоретические аспекты диссертационных трудов, посвященных этим проблемам в русле концепций отечественных философов, мифологов, литературоведов: А. Ф. Лосева, А. А. Потебни, А. А. Тахо-Годи, О. М. Фрейденберг, Я. Э. Голосовкера, А. В. Гулыги, С. С. Аверинцева, А. Я. Гуревича, Е. М. Ме-летинского, а также зарубежных классических для гуманитарного знания исследований ХХ в.: К. Г. Юнга, К. Кереньи, Дж. Кэмпбелла, М. Элиаде, посвящённых функционированию универсальных (мифологических) архетипов и мифа в целом в современном художественном сознании.
Выводы. Перспективность представленного направления изучения авторского мифотворчества и особенностей мифопоэтики связана с необходимостью разработки методологии и методики комплексного филологического исследования современной европейской идентичности и функционирования национально-культурных кодов, зафиксированных в мифах того или иного народа, в литературном сознании Европы XIX-XX вв.
Ключевые слова: миф, мифопоэтика, мифотворчество, архетип, рецепция, интерпретация, литературное сознание.
Humanities. Philology
111
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
T. A. Sharypina, M. K. Menshchikova, I. K. Poluyakhtova
THE MYTH AND THE EUROPEAN LITERARY CONSCIOUSNESS OF THE XIX-XX CENTURIES (A PROBLEM OF MYTHOPOETICS AND MYTHMAKING IN THE WORKS BY THE NIZHNY NOVGOROD SCIENTISTS)
Abstract.
Background. Relevance of the article is defined by a need of reconsideration in the new era of the symbolic scientific phenomena of the XX century. The appeal to theoretical aspects of a mythmaking problem is connected with the fact of myth rootedness in cultural systems that defines its serious influence on the solution of social, culturological, philosophical problems. The purpose of the work is to prove the prospects of remythologization correlation with a problem of the national identity which has found an expression in mythology of different nations.
Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the one hand - on the basis of consideration and the critical analysis of the concepts by the known Russian and foreign researchers, on the other hand - by the analysis and summary of many dissertation works and scientific experience of studying individual and author's mythmaking in works by the Nizhny Novgorod scientists. The methodological basis included the historical-literary and comparative and typological methods and techniques of complex philological research.
Results. The article considers the current trends of studying the remythologization phenomena and mythopoetics in humanities in the XX centuries and analizes scientific experience of mythopoetics and mythmaking research in works by the Nizhny Novgorod scientists, the authors generalized theoretical aspects of the dissertation works devoted to these problems in line with concepts of Russian philosophers, mythologists, specialists in literature (A. F. Losev, A. A. Potebnya,
A. A. Takho-Godi, O. M. Freydenberg, Ya. E. Golosovker, A. V. Gulyga, S. S. Averintsev, A. Ya. Gurevich, E. M. Meletinsky) and also the works by foreign classic researchers of humanities of the XX century C. G. Jung, K. Kerenyi, J. Campbell,
M. Eliade, which are devoted to functioning of universal (mythological) archetypes and the myth as a whole in modern art consciousness.
Conclusions. The prospects of the presented direction of studying author's mythmaking and features of mythopoetics are connected with the need of development of methodology and the technique of complex philological research of modern European identity and functioning of the national and cultural codes recorded in myths of different nations, in literary consciousness of Europe of the XIX-XX centuries.
Key words: myth, mythopoetics, mythmaking, archetype, reception, interpretation, literary consciousness
Интерес к мифу, проблемам мифотворчества и мифопоэтики в прошедшем ХХ и наступившем ХХ1 столетиях поистине всеобъемлющ и проявился во всех сферах общественного сознания, и прежде всего в искусстве и культуре. Миф исследовали и исследуют философы и историки, лингвисты и этнографы, искусствоведы и антропологи. Процесс этот предопределен глубокой и зачастую не осознанной человеком «внедрённостью» мифа в область философских, культурологических, социальных проблем исторических эпох. Изучение сюжетов и образов национальных мифологий, прежде всего древнегреческой, а также специфики авторского мифологизирования - одно из ведущих направлений современного литературоведения. Актуальность
112
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Филология
названного раздела гуманитаристики повышается в связи с необходимостью изучения проблем европейской идентичности и национальных приоритетов в европейском литературном сознании, а также исследованием художественного текста с точки зрения феномена национального кода в контексте исторической эпохи. В этом контексте особое значение приобретает тема «Миф и литературное сознание XIX-XX вв.», разрабатываемая сотрудниками и аспирантами кафедры зарубежной литературы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского на протяжении последних двадцати лет в сотрудничестве с Учебно-методическим объединением по классической филологии при филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Объединением региональных центров греко-латинской лингвокультурологии при Научно-методическом совете по филологии классических университетов России. Исследования в области современного мифотворчества и мифопоэтики, осуществляемые учёными кафедры зарубежной литературы ННГУ и Поволжского регионального центра греко-латинской лингвокультурологии, учреждённого на её базе, идут в русле концепций отечественных философов, мифологов, литературоведов: А. Ф. Лосева, А. А. Потебни, А. А. Тахо-Годи, О. М. Фрейденберг,
Я. Э. Голосовкера, А. В. Гулыги, С. С. Аверинцева, М. И. Стеблина-Каменского, А. Я. Гуревича, Е. М. Мелетинского, а также зарубежных классических для гуманитаристики исследований ХХ в., посвященных функционированию универсальных (мифологических) архетипов и мифа в целом в современном художественном сознании: К. Г. Юнга, К. Кереньи, Дж. Кэмпбелла, М. Элиа-де, символической теории мифа Э. Кассирера.
Актуальность изучения мифотворчества и мифопоэтики в современности определяется тем, что в мифе содержится то вневременное зерно, в котором сконцентрирован объективный позитивный опыт человечества, превращающий миф в универсальную смыслопорождающую модель на пути его духовного развития, реализуемую художественной словесностью на протяжении тысячелетий. Мифология «пережила» века благодаря содержащемуся в её наследии огромному художественно-эстетическому и идейному богатству, оказав сильнейшее влияние на культурное развитие всех европейских народов. Ещё в 30-х - начале 40-х гг. Т. Манн подметил интересную особенность: в жизни человечества обращение к мифическому приходится на более раннюю и примитивную эпоху существования, а в жизни отдельного человека обращение к мифу характеризует наиболее зрелую пору жизни. Писатель в духе К. Г. Юнга и К. Кереньи уточняет своё понимание диалектики мифи-ческого-типического: «Ведь в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, - это изначальный образец, изначальная форма жизни, внутренняя форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» [1, с. 175]. Рассуждения К. Г. Юнга об архетипах и мифическом, о природе творчества и специфике искусства оказались чрезвычайно созвучны творческим исканиям не только Т. Манна, но и многих писателей ХХ в. (в том числе Г. Э. Носсака, Г. Казака и Ф. Фюмана, И. Моргнер и К. Вольф, Х. Мюллера и Ф. Брауна, П. Хакса и Ю. Брезана, Дж. Р. Р. Тол-кина, К. Льюиса, Р. Грейвса, М. Рено и многих других), а также исследователей мифопоэтики и мифотворчества. Бессознательное как историческая под-
Humanities. Philology
113
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
почва, определяющая структуру современной психики, проявляет себя в архетипах - наиболее общих моделях человеческого поведения и мышления, актуализируясь в литературном сознании эпохи прежде всего в явлениях авторского мифотворчества. Активизация интереса к мифу и самого процесса мифотворчества всегда приходится на переходные эпохи. Нельзя не согласиться, что «миф есть особый тип общественного сознания, в котором сублимированы определённые черты мировосприятия жизни, практики коллектива, который тяготеет к автономной образно-повествовательной форме и который присутствует в исторической практике народов, окрашивая и модифицируя её» [2, с. 390]. Разрушение мифа, как писал ещё Шеллинг, ведёт не к победе рациональности, а к созданию нового мифа. Современные учёные приходят к выводу, что история человеческой культуры характеризуется постоянным изменением соотношения мифологических и рационально-эмпирических компонентов в общественном сознании народов. Человек непрерывно «мифологизирует», хотя сферой этого процесса является теперь не природная стихия, но социальная, эмоциональная жизнь человека. Нравственный потенциал мифов не иссяк по сей день, ибо в них представлены общечеловеческие духовные ценности высшего образца, а запас социального опыта, духовной энергии, нравственных обобщений оказался столь велик, что, как справедливо заключает В. А. Бачинин, «родовая эпоха не сумела израсходовать его полностью и передала как эстафету последующим формациям, обеспечив мифам вторую, третью, четвертую и т.д. жизнь в постоянно меняющихся исторических условиях» [3]. Причины глобального интереса деятелей культуры и искусства ХХ в. к мифологическим образам и сюжетам обусловлены самой спецификой мифомышления и мифологического образа, всегда обращённого к человеку, его внутренней сути в противовес дегуманизирующему началу. Миф, особенно в кризисные эпохи, как опыт поколений всегда представляет память веков и сохраняет её как гарант мировой стабильности и закономерности.
Поиск стабилизирующих тенденций (в сфере не только эстетической, художественной, но и национального самосознания в целом) характерен для большинства ведущих европейских писателей на протяжении всего ХХ столетия, прежде всего это касается немецких писателей и деятелей культуры. Они одновременно переживали и ощущение трагического кризиса, и предчувствие возрождения. Активизация сюжетов и образов античности в художественном сознании Германии ХХ в. вызвана желанием её прогрессивных деятелей культуры найти устойчивую связь времён, опереться на незыблемые нравственные ценности. Выявлению специфики и эволюции рецепции античного наследия в эстетических исканиях немецких и немецкоязычных писателей ХХ в. была посвящена докторская диссертация Т. А. Шарыпиной «Восприятие античности в литературном сознании Германии ХХ в. (Троянский цикл мифов)» (Москва, МГУ, 1998) [4]. В работе доказывалось, что анализ рецепции мифологических сюжетов и образов, самой концепции античного мироощущения в немецком литературном и философско-эстетическом сознании ХХ в. помогает понять, что позволило немецкой культуре выстоять в катаклизмах ушедшего века, а это даёт возможность сделать и более общие историко-культурные выводы. В плане сравнительно-типологического исследования поднятая тема позволила обратиться к аналогичным интерпретациям античных сюжетов и древнегреческих мифологических образов в австрий-
114
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Филология
ской, американской и французской литературах (Г. Гофмансталь [5, 6], Ф. Верфель, Ф. Браун, Ю. О’ Нил, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй, Ж. Жироду). Всё это дало автору возможность говорить о закономерностях интерпретации античных сюжетов и образов, зависящих прежде всего от постоянно обновляющегося социально-культурного опыта человечества. Названная диссертация на период 1990-2000-х гг. была первым в отечественном литературоведении монографическим исследованием эволюции восприятия античного наследия в художественных исканиях немецких писателей ХХ в., в котором прослеживалась взаимосвязь рецепции античности в литературном сознании Германии ХХ в. с философскими идеями Ф. Ницше, О. Шпенглера, З. Фрейда, К. Г. Юнга, теоретиков немецкого и французского экзистенциализма (М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю). Научная новизна работы состояла и в том, что широко использовались малоизученные и до сих пор не переведённые на русский язык произведения Г. Гауптмана («Лук Одиссея», тетралогия об Атридах), В. Газенклевера («Антигона»), а также вводились в научный оборот не переведённые на русский язык и не подвергавшиеся до этого исследованию в отечественном литературоведении материалы творчества Ф. Верфеля («Троянки»), И. Лангнер («Клитемнестра», «Ифиге-ния возвращается»), Феликса Брауна («Тантал»), Фолькера Брауна («Ифиге-ния на свободе»), Ф. Фюман («Тени», «Кирка и Одиссей») и др. Исследование было сконцентрировано не на хронологической систематизации фактов использования античных образов и сюжетов, а на выявлении наиболее значимых закономерностей эволюции рецепции античного наследия в художественных исканиях немецких писателей ХХ в. Периоды наибольшей притягательности классических образцов для немецких писателей, как выявлено в результате исследования, приходятся на переломные эпохи в общественном развитии Германии, время утраты стабильности нравственных ориентиров и поисков новых этико-эстетических идеалов: рубеж XIX-XX столетий -эпоха в становлении новой германской государственности, трагическая эпоха 1930-1940-х гг., период 1970-1980-х гг. - время неприятия конформизма и идеологизированной нормативности в Восточной Германии, мучительный процесс объединения немецких земель на рубеже XXI в. Именно тогда в поисках путеводной нити в решении острых нравственных и философских вопросов современности они обращаются к «вековому опыту человечества», заложенному в мифах, трактуемых писателями в духе гуманистических традиций Т. Манна. Миф становится не только источником сюжета или средством выражения философской концепции, но одним из существенных жанрообразующих элементов при возникновении таких форм, как мифологическая драма, поэма-миф, роман-миф, мифологическая опера. Античный миф как наиболее ёмкая смысловая модель обладает особой притягательностью для немецкой литературы ХХ в. и потому, что в силу своей специфики способен функционировать в русле различных методов, литературных направлений, стилистических течений.
Первыми по времени кандидатскими диссертациями в русле исследования мифопоэтики стали работы А. В. Миронова и Е. Г. Нефёдовой (Про-щиной), в которых определились основные ракурсы её изучения: анализ мифологических архетипов в структуре художественного текста и жанрового своеобразия литературного произведения в условиях процесса современной ремифологизации. Содержание этих работ подтверждает мысль о том, что
Humanities. Philology
115
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
каждая эпоха берёт из наследия прошлого то, что наиболее отвечает её проблемам, её времени. Многозначность мифа располагает к этому. Как справедливо замечала О. Фрейденберг, жизнь мифа в человеческом сознании и культуре есть изменение его трактовок в соответствии с требованиями эпохи [7]. В работе А. В. Миронова «Мифопоэтика романа Э. Л. Войнич «Овод» в свете современных теорий мифа» (2002 г., научный руководитель - профессор И. К. Полуяхтова) основное внимание уделено анализу скрытой знаковой метафоры, выявляющей связь идеи христианской и идеи революционной, контрапункт героического и мученического в фигуре главного героя, имеющей все признаки мифологемы. Новизна диссертации А. В. Миронова - прежде всего в детальном анализе этой мифологемы. Теоретическая глава посвящена проблеме мифологизма в научной и художественной мысли XX столетия. А. В. Миронов вырабатывает свою гипотезу, апеллируя к «некоему синтетическому подходу» и солидаризируясь с концепциями А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, а также К. Г. Юнга. По мнению автора, миф не сказка и не легенда, миф - это «своего рода архетип всей нашей культуры» в «изначальном варианте» [8, с. 8]. Оригинально выполнено в диссертации сопоставление перипетий индивидуальной судьбы вымышленного героя Артура с известными мотивами евангельского текста, трагедии взаимоотношений современного бунтаря-патриота со своим отцом, одновременно носителем церковной власти, и отношений евангельских Бога-отца и Бога-сына. Заслуживает внимания мысль исследователя об «имплицитной мифологизации», декларирующая особую форму мифологизированной поэтики, ориентированной на зашифрованность и незаметной «при первом восприятии» [8, с. 13]. Благодаря этой новой расшифровке мифопоэтики, давно известный в русской культуре роман представлен в новой, более сложной трактовке его содержания. Диссертационная работа Миронова стала основой его книги. Научные исследования учёного в настоящее время продолжают мифологическую тему на новом материале.
В кандидатской диссертации Е. Г. Нефёдовой (Прощиной) «Романтическая концепция мифа и её отражение в малой прозе Фридриха де Ла Мотт Фуке» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2004 г.) главное внимание уделяется соотношению мифологии и литературы в творениях немецкого романтика Фуке, с этим связана и проблема романтического мифотворчества, «новая мифология романтиков», которая «ориентировалась на архаическую мифологическую образность при попытке создать индивидуальный авторский миф» [9, с. 5]. Первая глава диссертации посвящена философско-эстетической рецепции мифа в эпоху романтизма, начиная от предшественника романтиков Гердера, провозгласившего «настоящее мифа» как источник обновления для современной литературы. Автором даётся концептуальный анализ философских и эстетических толкований мифологии в произведениях Новалиса, Ф. Шлегеля, «речи о религии» Шлейермахера, философии Шеллинга, гейдельбергских романтиков, и прежде всего Якоба Гримма, основателя мифологической школы в европейском литературоведении. В последнем параграфе главы рассматривается проблема мифологизма в творениях позднего романтизма (Вагнера и Ницше). Вторая глава диссертации посвящена поэтике малой прозы Фуке. Основной акцент делается на его повести «Ундина». Научной новизной в диссертации отличается анализ эстети-
116
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Филология
ческих принципов мифотворчества, сближение мифа и сказки. Характерно, что лучшая сказка Г. Х. Андерсена о русалочке - воспроизведение мифотворческого сюжета Фуке (в диссертации отведено внимание и мировой славе «Ундины»). Оригинальна и поэтически выразительна предложенная автором концепция мифологемы воды в повести Фуке. Вода несёт гибель и духовное очищение: амбивалентность художественного символа рассмотрена с учётом современных тенденций в литературоведении. Работа Е. Г. Прощиной (Нефёдовой) привлекает оригинальной концепцией мифотворчества, точностью терминологии, чёткостью формулировок.
Целью кандидатской диссертации Н. И. Васильевой (Ефимовой) «Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодёжной субкультуре» (научные руководители - профессор Т. А. Шарыпина, профессор К. Е. Корепова, 2005 г.) стало выявление универсальных и национальных фольклорных архетипов и их трансформаций, различного рода взаимодействий в романах Дж. К. Роулинг, а также установление форм бытования фольклорного «текста» в самодеятельном «литературном» творчестве (фанфикшн) по мотивам «культовой» книги в жанре фэнтези. Автором диссертации было установлено, что фольклорные архетипы играют в повествовании Дж. К. Роулинг основополагающую роль. Н. И. Васильева большое внимание уделила проблеме существования традиционной культуры в условиях процесса ремифологизации современного сознания и постмодернистской культурной диалогичности. Названная тенденция продуктивно исследовалась ею на примере функционирования фольклорных архетипов в литературе фэнтези, которую, по мнению учёного, следует рассматривать как яркое проявление процесса ремифологизации в современной литературе. Н. И. Васильева констатирует, что своеобразная интерпретация сказочно-мифологической традиции имеет особое значение для повествования Дж. Роулинг, поскольку именно благодаря средствам мифопоэтики воссозданы особый, «фэнтезийный» тип главного героя и характерный для этой литературы образ антагониста («символический дракон»). Н. И. Васильева усматривает типологическое сходство романов Роулинг с «толкиновским мифом» и с «артурианой».
В диссертации М. К. Меньщиковой «Поэтика трагедии Фридриха Геб-беля «Нибелунги» (специфика конфликта и система образов)» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2006 г.) [10] рассматривалась интерпретация мифа о Нибелунгах в главном драматическом произведении немецкого писателя, чьё творчество формировалось и развивалось в переходное и сложное для Германии время. Актуальность этой работы определялась во многом тем, что именно в творчестве Геббеля впервые проявили себя многие тенденции развития литературы как рубежа Х1Х-ХХ вв., так и собственно ХХ в. Так, сочетая «психологию с мифологией», драматург предварил художественно-эстетические поиски Г. Ибсена, Г. Гофмансталя, Г. Гауптмана, Т. Манна и др. Одним из важных выводов, к которым приходит автор диссертационного исследования, рассматривая влияние немецкой романтической трагедии на творчество Ф. Геббеля, является мысль о том, что романтическое понимание мифа во многом предваряет теорию архетипов, вследствие чего обращение к мифологическому содержанию является одновременно обращением к архетипам. Взаимосвязь мифа и трагедии знаменует стремление к вос-
Humanities. Philology
117
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
становлению утраченной гармонии мира, а в эстетических воззрениях Геббе-ля миф и трагедия являют собой наивысший синтез, необходимый для отражения вечных законов бытия. В трагедии Ф. Геббеля «Нибелунги» философско-мифологическая основа является доминирующей и определяет основные сюжетные, образные и композиционные элементы, что позволяет говорить о данном произведении как о «диалектической» трагедии, синтезирующей разные начала. Дальнейшая научная работа М. К. Меньщиковой также связана с исследованием функционирования мифа и развитием жанра философскомифологической трагедии в немецкой драматургии XIX в. [11], и в частности и в творчестве Ф. Геббеля.
Исследование взаимосвязи мифа и теории архетипов было продолжено в кандидатской диссертации Ю. Н. Бучилиной «Мифологические архетипы «Песни о Нибелунгах» и их интерпретация в немецкой литературе XIX в.» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2009 г.), актуальность которой была определена назревшей необходимостью изучения «Песни о Нибелунгах» с точки зрения современных методик и теорий. В ней впервые был проведён анализ сюжета «Песни о Нибелунгах» с точки зрения теории архетипов. Объектом исследования являлся не только немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах», но и известные интерпретации сюжета о Нибелунгах в немецкой литературе XIX в. («Герой Севера» Ф. де ла Мотт Фуке, «Нибелунги» Ф. Геббеля, литературный текст тетралогии «Кольцо Нибелун-га» Р. Вагнера). Ю. Н. Бучилина исследовала сюжетные архетипы «Песни о Нибелунгах», а также их функционирование в литературных произведениях последующих эпох. Ключевые образы «Песни», как доказала исследовательница, воплощают собой архетип героя, имеющего божественную или демоническую природу (Зигфрид и Хаген), символизирующую единство противоположных начал (культурный герой и его «тень»). Такую же бинарную оппозицию составляют женские персонажи, представляющие, с одной стороны, природное (Брюнхильда) и цивилизованное (Кримхильда/Гудрун) начало, а с другой - архетип героини-мстительницы. Благодаря своей архетипической природе персонажи «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах» позиционируются как исключительные личности ушедшего прошлого (Г. Ибсен, Ф. Геббель, Р. Вагнер), а также в киноискусстве интерпретируются с точки зрения теории «сверхчеловека» Ф. Ницше (Теа фон Гарбоу). «Песнь о Нибе-лунгах», несмотря на принадлежность к эпохе Средневековья, обнаруживает чёткую мифологическую основу, базирующуюся на «мономифе», который в общих чертах повторяет миф творения, и эсхатологическом мифе, т.е. мифе творения, вывернутом «наизнанку», составляющих единый космогонический цикл [12].
Диссертационное исследование О. С. Потаповой «Мифотворчество Дж. Р. Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2005 г.) [13] было посвящено уникальному с различных точек зрения произведению мировой литературы. В первую очередь здесь необходимо отметить глобальность замысла Дж. Р. Р. Толкина по созданию своеобразной мифологии для Англии, а также особенность жанра «Сильмариллиона», который автор научной работы определяет как литературно-мифологический эпос. Одним из ключевых аспектов диссертации О. С. Потаповой был комплексный анализ «Сильма-
118
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Филология
риллиона» с точки зрения взаимосвязи мифотворчества и языкотворчества как одного из основополагающих принципов творческой деятельности Дж. Р. Толкина. Актуальность данной работы определялась выявлением многих ракурсов взаимосвязи классического мифа и литературных произведений, тяготеющих к созданию мифоподобных конструкций, необходимостью более широкого и всестороннего изучения как причин обращения писателей XX в. к мифу, их теоретических разработок в этой области, так и практики индивидуального мифотворчества. Важнейшими положениями диссертации являются следующие: во-первых, мифотворчество Толкина испытало на себе влияние идей «новой мифологии», что проявляется в ориентации на архаическую мифологическую образность при попытке создать индивидуальный авторский миф; во-вторых, при создании мифологической картины мира Толкин опирался на общую мифологическую традицию, архетипические мифологические универсалии; в-третьих, писатель создал языковую картину мира, а концепцию «игрового» языка и его значимости для мифотворчества обосновал не только в своих теоретических работах, но и в художественной практике. Данные размышления получили дальнейшее развитие в научных статьях О. С. Потаповой, обратившейся к мифу не только в литературе, но и в игровом культурном пространстве, к принципам конструирования мифологических моделей в разных видах искусства [14].
Лингвофилософские проблемы, затронутые в кандидатской диссертации О. С. Потаповой, нашли своё продолжение в кандидатской диссертации А. С. Матвеевой «Философско-эстетические воззрения Оуэна Барфилда в контексте мифотворчества Инклингов» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2013 г.) [15], которая была посвящена изучению творчества писателя, чьё место в литературе Великобритании XX в. до сих пор не определено. В российском литературоведении работ о Барфилде не существует, а зарубежные исследования не переведены на русский язык. В диссертации раскрыты и изучены философско-эстетические воззрения О. Барфилда, а также его художественная практика в контексте мифотворчества Инклингов, выявлены сферы взаимовлияния О. Барфилда, Дж. Р. Р. Толкина, К. С. Льюиса и других участников сообщества. В диссертационном исследовании большое место отведено изучению рецепции понятия «миф» в философско-эстетических воззрениях Барфилда. Писатель полагал, что миф неразрывно связан с эволюцией человеческого сознания и развитием языка. Барфилд считал, что миф зародился задолго до известных мировых цивилизаций, в эпоху, когда человек обладал иным типом сознания (исконным соучастием). Тот смысл, который современные люди склонны видеть в мифе (борьба человека с природой, смена времен года, смерть и бессмертие и т.п.), - это привнесённое самими людьми отдельное значение, возникшее в результате анализа содержания мифа. Изначально миф обладал, с точки зрения писателя, одним нерасчленённым значением, в котором соединялись все те идеи, которые видит в мифе теперь современный человек. Барфилд верил, что, изучая синкретичное значение при помощи поэтического воображения (идея, воспринятая учёным от В. Ф. И. Шеллинга и развиваемая Инклингами), человек сможет приблизиться к ощущению исконного соучастия и, следовательно, более глубоко понять сущность и происхождение мифа. А. С. Матвеевой не только глубоко проанализированы и интерпретированы философско-эстетические
Humanities. Philology
119
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
и этические концепции Барфилда, но и введены в научный оборот его произведения, не переведённые на русский язык. Стоит среди других назвать: «Поэтический язык: исследование значения» (Poetic Diction: A Study In Meaning, 1928), «История английских слов» (History in English Words, 1926), «Открывая значение заново» (The Rediscovery of meaning, 1977), сказка «Серебряная труба» (The Silver Trumpet, 1925), поэтическая драма «Орфей» (Orpheus, 1983), повести «Такая несхожая пара» (This Ever Diverse Pair, 1950), «Ночная операция» (Night Operation, 1975), «Нетерпеливый источник» (Eager Spring, 1988).
В диссертации И. Д. Винтерле «Феномен незавершённости в раннем творчестве Дж. Р. Р. Толкина и проблема становления концепции фэнтези» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2013 г.) миф рассматривается в русле сложной теоретической проблемы определения природы фэнтези и выявления её основополагающих компонентов. Так, этико-эстетической и структурополагающей основой жанра фэнтези И. Д. Винтерле называет миф, который создаёт единое пространство во Вторичном мире фэнтези. В одном из положений диссертации подчёркивалось, что авторская мифология Толкина эволюционирует, стремясь к цельности, когда отдельные мифы превращаются в единую систему, фрагменты дополняют «канонические» тексты, расширяют и углубляют картину Вторичного мира. Данная работа имеет междисциплинарный характер, который проявляется в развитии мысли о фэнтези «как выражении духовного поиска современности» и как мультимедийном явлении культуры. Диссертация И. Д. Винтерле не только восполнила некоторые лакуны в истории исследований художественного мира Тол-кина, но и предложила одно из возможных и весьма аргументированных решений проблемы определения природы фэнтези и её генетической связи с мифом.
Исследованию жанрового своеобразия исторических романов английской писательницы Мэри Рено «Последняя чаша», «Маска Аполлона», «Поющий славу», дилогии «Тезей», трилогии «Александр» посвящена кандидатская диссертация А. Ю. Перевезенцевой [16]. Значимость этой работы связана прежде всего с изучением диффузии жанровых форм, а также с исследованием проблемы мифа и мифотворчества в особом ракурсе, когда миф рассматривается как исторический источник и «ключ» к психологии человека. А. Ю. Перевезенцева в своей диссертации выявила особенности функционирования мифологических образов и сюжетов в историческом жанре, в частности в историко-философских романах на основе мифологического сюжета.
Проблемы современного мифотворчества и мифопоэтики исследуются в диссертации П. Д. Ивлиевой «Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте гиноцентрической прозы Германии второй половины ХХ века» (научный руководитель - профессор Т. А. Шарыпина, 2013 г.). Автор её исследует как реалии нового времени: явление женской эмансипации, защита прав и свобод человека, угроза ядерной войны переосмысляются и воплощаются в тексте посредством авторского мифологизирования сквозь призму женского сознания. Один из параграфов работы посвящён интерпретации германской и античной мифологии, а также библейских и сказочных сюжетов, ставших для немецкой писательницы источником вдохновения, который порождал идеи, символы, образы, мотивы, сюжетную канву её произведений. С первых страниц её ро-
120
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Филология
манов («Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры», «Аманда») становится понятно, что проложить границы и определить суть мифологизации в этих произведениях сложно, когда в одной и той же сюжетной зарисовке соединяются две (и более) разноплановые мифологемы. Мифологические образы так органично вплетены в ткань повествования, что порой трудно различить, где заканчивается одна реминисценция и начинается другая. Авторский «произвол» как явление современного мифотворчества является одной из основных составляющих гиноцентрической литературы, позволяющей по-новому взглянуть на привычные и хорошо знакомые классические мотивы и образы сквозь призму современных конфликтов, что в очередной раз утверждает их вечность и вневременность.
Перспективность представленного в данных диссертациях направления изучения авторского мифотворчества и особенностей мифопоэтики связана с необходимостью разработки методологии и методики комплексного филологического исследования современной европейской идентичности и функционирования национально-культурных кодов, зафиксированных в мифах того или иного народа, в литературном сознании Европы XIX-XX вв. в диахронической и синхронической парадигме и аспекте сравнительно-типологического анализа, прежде всего с базовой для европейской ментальности античной (древнегреческой и римской) мифологией. Суммируя вышеизложенное, можно вслед за Шеллингом повторить, что подлинный писатель - всегда мифотворец, который «призван превратить в нечто целое открывшуюся ему часть мира и из его материала создать собственную мифологию» [17, с. 147], свой авторский миф, в котором сконцентрирован объективный позитивный опыт человечества, превращающий миф в универсальную смыслопорождающую модель, изучать которую и призвано литературоведение.
Список литературы
1. Манн, Т. Иосиф и его братья / Т. Манн // Манн Т. Собрание сочинений : в 10 т. -М. : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. - Т. 9.
2. Жизнь мифа в античности : материалы науч. конф. «Випперовские чтения -1985» / под общ. ред. И. Е. Даниловой. - М. : Сов. художник, 1988. -Вып. XVIII. - Ч. 2.
3. Бачинин, А. В. Искусство и мифология / А. В. Бачинин. - М. : Прогресс, 1987. - 220 с.
4. Шарыпина, Т. А. Восприятие античности в литературном сознании Германии ХХ в. (Троянский цикл мифов) : дис. ... д-ра филол. наук / Шарыпина Т. А. - М. : МГУ, 1998. - 532 с.
5. Шарыпина, Т. А. Проблема взаимодействия видов искусств в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже XIX-XX вв. / Т. А. Шарыпина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 4. -С. 993-997.
6. Шарыпина, Т. А. Философско-эстетическая концепция образа Елены в трагедии Гёте «Фауст» и мифологической опере Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена» (к проблеме творческих схождений) / Т. А. Шарыпина // Российский гуманитарный журнал Liberal Arts in Russia. - 2013. - Т. 2, № 2. - С. 154-162.
7. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. - М. : Изд-во вост. лит-ры, 1978. - 605 с.
8. Миронов, А. В. Мифопоэтика романа Э. Л. Войнич «Овод» в свете современных теорий мифа : автореф. дис. . канд. филол. наук / Миронов А. В. - Н. Новгород, 2002. - 21 с.
Humanities. Philology
121
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
9. Прощина, Е. Г. Романтическая концепция мифа и её отражение в малой прозе Фридриха де ла Мотт Фуке : дис. ... канд. филол. наук / Прощина Е. Г. - Н. Новгород, 2004. - 171 с.
10. Меньщикова, М. К. Поэтика трагедии Фридриха Геббеля «Нибелунги» (специфика конфликта и система образов) : дис. ... канд. филол. наук / Меньщикова М. К. - Н. Новгород : ННГУ, 2006. - 191 с.
11. Меньщикова, М. К. Античный код в мифопоэтической системе Фридриха Гёльдерлина / М. К. Меньщикова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 1 (2). - С. 162-165.
12. Бучилина, Ю. Н. Мифологические архетипы «Песни о Нибелунгах» и их интерпретация в немецкой литературе XIX в. : дис. ... канд. филол. наук / Бучилина Ю. Н. - Н. Новгород, 2009. - 209 с.
13. Потапова, О. С. Мифотворчество Дж. Р. Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа : дис. . канд. филол. наук / Потапова О. С. -Н. Новгород : ННГУ, 2005. - 260 с.
14. Потапова, О. С. «Новые песни» Дж. Р. Р. Толкина: к проблеме авторского мифологизирования / О. С. Потапова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 6 (2). - С. 544-548.
15. Матвеева, А. С. Философско-эстетические воззрения Оуэна Барфилда в контексте мифотворчества Инклингов : дис. ... канд. филол. наук / Матвеева А. С. -Н. Новгород, 2013. - 211 с.
16. Перевезенцева, А. Ю. Жанровое своеобразие исторических романов Мэри Рено 50-80-х гг. ХХ в. : дис. ... канд. филол. наук / Перевезенцева А. Ю. -Н. Новгород : ННГУ, 2011. - 217 с.
17. Шеллинг, Ф. В. И. Философия искусства / Ф. В. И. Шеллинг. - М. : Мысль, 1966. - 496 с.
References
1. Mann T. Mann T. Sobranie sochineniy: v 10 t. [Mann T. Collected works: in 10 volumes]. Moscow: Gos. izd-vo khud. lit-ry, 1960, vol. 9.
2. Zhizn' mifa v antichnosti: materialy nauch. konf. «Vipperovskie chteniya - 1985» [Myth’s life in antiquity: proceedings of the scientific conference “Vipperovskie readings - 1985”]. Ed by I. E. Danilova. Moscow: Sov. khudozhnik, 1988, iss. XVIII, part 2.
3. Bachinin A. V. Iskusstvo i mifologiya [Art and mythology]. Moscow: Progress, 1987,
220 p.
4. Sharypina T. A. Vospriyatie antichnosti v literaturnom soznanii Germanii XX v. (Troyanskiy tsikl mifov): dis. d-ra filol. nauk [Perception of antiquity in literary consciousness of Germany in the XX century (Trojan cycle of myths): dissertation to apply for the degree of the doctor of philological sciences]. Moscow: MGU, 1998, 532 p.
5. Sharypina T. A. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky]. 2010, no. 4, pp. 993-997.
6. Sharypina T. A. Russian humanitarian journal Liberal Arts in Russia. 2013, vol. 2, no. 2, pp. 154-162.
7. Freydenberg O. M. Mif i literatura drevnosti [Myth and literature of antiquity]. Moscow: Izd-vo vost. lit-ry, 1978, 605 p.
8. Mironov A. V. Mifopoetika romana E. L. Voynich «Ovod» v svete sovremennykh teoriy mifa: avtoref dis. kand. filol. nauk [Mythopoetics of the E. L. Voynich’s novel “Gadfly” in the context of new theories of the myth: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod, 2002, 21 p.
9. Proshchina E. G. Romanticheskaya kontseptsiya mifa i ee otrazhenie v maloy proze Fri-drikha de la Mott Fuke: dis. kand. filol. nauk [Romantic concept of the myth and its ref-
122
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Филология
lection in prose by Friedrich de la Motte Fouque: dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod, 2004, 171 p.
10. Men'shchikova M. K. Poetika tragedii Fridrikha Gebbelya «Nibelungi» (spetsifika kon-flikta i sistema obrazov): dis. kand. filol. nauk [Poetics of the Friedrich Hebbel’s tragedy “Die Nibelungen” (specific of the conflict and the image system): dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod: NNGU, 2006, 191 p.
11. Men'shchikova M. K. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky]. 2012, no. 1 (2), pp. 162-165.
12. Buchilina Yu. N. Mifologicheskie arkhetipy «Pesni o Nibelungakh» i ikh interpretatsiya v nemetskoy literature XIX v.: dis. kand. filol. nauk [Mythological archetypes of the “Songs about Nibelungs” and interpretation thereof in German literature of the XIX century: dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod, 2009, 209 p.
13. Potapova O. S. Mifotvorchestvo Dzh. R. R. Tolkina: «Sil'marillion» v kontekste sovre-mennoy teorii mifa: dis. kand. filol. nauk [Myth creativity of J. R. R. Tolkien: “The Sil-marillion” in the context of the modern myth theory: dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod: NNGU, 2005, 260 p.
14. Potapova O. S. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky]. 2011, no. 6 (2), pp. 544-548.
15. Matveeva A. S. Filosofsko-esteticheskie vozzreniya Ouena Barfilda v kontekste mifo-tvorchestva Inklingov: dis. kand. filol. nauk [Philosophic-esthetic views of Owen Barfield in the context of myth creativity of The Inklings: dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod, 2013, 211 p.
16. Perevezentseva A. Yu. Zhanrovoe svoeobrazie istoricheskikh romanov Meri Reno 50-80-kh gg. XX v.: dis. kand. filol. nauk [Genre originality of historical novels by Mary Renault of 50s-80s of the XX century: dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Nizhny Novgorod: NNGU, 2011, 217 p.
17. Shelling F. V. I. Filosofiya iskusstva [Philosophy of art]. Moscow: Mysl', 1966, 496 p.
Шарыпина Татьяна Александровна доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37)
E-mail: [email protected]
Меньщикова Мария Константиновна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра зарубежной литературы, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37)
E-mail: [email protected]
Sharypina Tatiana Aleksandrovna Doctor of philological sciences, professor, head of sub-department of foreign literature, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky (37 Bolshaya Pokrovskaya street,
Nizhny Novgorod, Russia)
Menshchikova Maria Konstantinovna Candidate of philological sciences, associate professor, sub-department of foreign literature, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky (37 Bolshaya Pokrovskaya street,
Nizhny Novgorod, Russia)
Humanities. Philology
123
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Полуяхтова Инна Константиновна
доктор филологических наук, профессор, кафедра зарубежной литературы, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37)
E-mail: [email protected]
Poluyahtova Inna Konstantinovna Doctor of philological sciences, professor, sub-department of foreign literature, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky (37 Bolshaya Pokrovskaya street,
Nizhny Novgorod, Russia)
УДК 82.091 Шарыпина, Т. А.
Миф и европейское литературное сознание ХТХ-ХХ вв. (проблемы мифопоэтики и мифотворчества в трудах нижегородских учёных) /
Т. А. Шарыпина, М. К. Меньщикова, И. К. Полуяхтова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 4 (32). - С. 111-124.
124
University proceedings. Volga region