Андреев Артем Андреевич
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ ПАРАНАУКИ
В статье проводится философский анализ проблемы культурной ценности паранауки. Выявляется онтологический и экзистенциальный смысл паранаучных мифов. Определяется эвристическая ценность паранаучных учений. Рассматривается взаимосвязь паранауки с такой формой искусства, как фольклор, и таким жанром, как фантастика. Выясняется отношение паранауки к постмодернизму. Анализируется роль паранауки в современной массовой культуре. Автор приходит к выводу о том, что паранаука способна оказывать существенное влияние на развитие культуры и определять ее основные тенденции. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/2.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 15-17. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Третьей причиной живучести мифов является конформизм человека, заключающийся в приспособленчестве, пассивном принятии манипулятивного информационного воздействия, соглашении с господствующими в обществе мнениями и взглядами. Непротивление людей мифологизации подобно эскапизму - бегству от реальности, удалению от общепринятой модели жизни социума, психологической защите от современных реалий.
Таким образом, философское осмысление мифа в современном мире отмечает социокультурные трансформации, связанные с мифом и мифологизацией общественного сознания, изменение бытийного статуса мифа, заключающееся в том, что от наивного мифа эпохи архаики миф перешел в реальность, значимую реалию современной культуры и науки.
Список источников
1. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 320 с.
2. Галанина Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. М.: Академия естествознания, 2013. 130 с.
3. Миф [Электронный ресурс] // Философская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsl7enc_philosophy/733 (дата обращения: 27.03.2017).
4. Миф [Электронный ресурс] // Энциклопедия культурологии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture (дата обращения: 27.03.2017).
5. Режабек Е. Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
6. Фритьоф Л. Каира. Дао физики [Электронный ресурс]. URL: http://www.dolit.net/author/9625/ebook/36191/ kapra_fritof/dao_fiziki/read (дата обращения: 31.03.2017).
7. Храпов С. А. Трансформация сознания российского общества в контексте его социокультурной динамики [Электронный ресурс] // Власть. 2009. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-soznaniya-rossiyskogo-obschestva-v-kontekste-ego-sotsiokulturnoy-dinamiki#ixzz4cntVAm9C (дата обращения: 31.03.2017).
8. Aliyeva N. Z., Zayats Z. V. Paradigm Foundations of Modern Science: Self-Organization, Evolution // Integrity Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3 (S4). P. 79-102.
PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF MYTH IN THE MODERN WORLD
Alieva Natal'ya Zinov'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Institute of Service Sector and Entrepreneurship (Branch) of Don State Technical University in Shakhty
alinat1@yandex. ru
The article reveals philosophical comprehension of myth in the modern world in connection with transformations of public consciousness. Topicality of the study is determined by mythologizing the consciousness of the modern man and society that specifies sociality of his/her behavior and world outlook orientations. Novelty of the research results is associated with identification of both essence and specificity of the myth world manifestations in the society, constructiveness and destructiveness of development of remythologization in modern culture, correlation of mythmaking and science, impact of globalization on mythmaking, vitality and viability of myths in the modern society.
Key words and phrases: myth; myth thinking; transformations; public consciousness; philosophical comprehension; modern world.
УДК 130.2
Философские науки
В статье проводится философский анализ проблемы культурной ценности паранауки. Выявляется онтологический и экзистенциальный смысл паранаучных мифов. Определяется эвристическая ценность паранауч-ных учений. Рассматривается взаимосвязь паранауки с такой формой искусства, как фольклор, и таким жанром, как фантастика. Выясняется отношение паранауки к постмодернизму. Анализируется роль паранауки в современной массовой культуре. Автор приходит к выводу о том, что паранаука способна оказывать существенное влияние на развитие культуры и определять ее основные тенденции.
Ключевые слова и фразы: паранаука; культура; ценность; культурная ценность; массовое сознание; массовая культура.
Андреев Артем Андреевич
Томский государственный университет [email protected]
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ ПАРАНАУКИ
Паранаука определяется мной как совокупность учений, представляющих собой имитацию научных теорий. К наиболее известным относятся такие паранауки, как астрология, алхимия, нумерология, парапсихология,
16
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
уфология, криптозоология, экстрасенсорика, волновая генетика, теория торсионных полей. Проблема культурной ценности паранауки состоит, во-первых, в том, что сегодня не определен ее социокультурный статус, а также ее научное, творческое и духовное значение для современной культуры; во-вторых, остается неясным, чем является паранаука в современной культуре - случайным, временным явлением или культурным феноменом, который существенно влияет на настоящее и будущее состояние всей мировой культуры?
Для ответа на данные вопросы сначала обратимся к анализу мифологических оснований паранауки. Прежде всего, необходимо отметить, что миф как таковой имеет глубокий онтологический и экзистенциальный смысл, который отмечался многими классическими мыслителями прошлого. Например, по мнению С. Н. Булгакова: «Мифу присуща своя особая достоверность, которая опирается не на доказательства, но на силу и убедительность непосредственного переживания» [1, с. 58-59]. А. Ф. Лосев определял миф как «подлинную жизнь, со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью» [2, с. 14], а также как «в словах данную личностную историю» [Там же, с. 151]. М. Элиаде, отмечал, что миф знакомит с первоначальными, основополагающими «сказаниями», утверждающими человека экзистенциально, а все, что имеет отношение к его существованию и способу пребывания в этом мире, касается его самым непосредственным образом [7, с. 21]. Американские литературоведы Р. Уэллек и О. Уоррен указывали на то, что «миф является истиной метафизической, выражающей высшие духовные ценности» [5, с. 207].
В современной культуре паранаука представляет собой модернизированный вариант мифологии. Пара-научные учения, так же как и мифы, основываются на синкретизме и символизме, содержат метафоры, аналогии и ассоциации. Н. И. Мартишина, рассматривая мифологическую природу паранауки, отмечает наличие одинаковых элементов в содержании мифов и паранаучных учений. К ним относятся: космоцен-тризм; интуитивное ощущение истинности некоторого положения как механизма его принятия; слияние истинности высказываемых идей с их полезностью и субъективной ценностью; гипертрофирование одной или нескольких черт при элиминации остальных; героизация и сакрализация биографии; «застывание» образа в неизменности; демонстративность и утилитарность в ситуациях, когда рациональное достижение значимых целей недоступно [3, с. 91-95]. Необходимо отметить, что паранаучные учения являются мифами, выполняющими свою социокультурную, мировоззренческую, коммуникативную и гносеологическую функции. Паранаучный миф помогает человеку преодолевать экзистенциальные кризисы, формирует смысл жизни, становится мировоззренческим ориентиром, новой идеологией или картиной мира. Тем самым человек получает возможность избавиться от чувства отчужденности, одиночества, монотонности и однообразия повседневности, душевной пустоты и бессмысленности жизни, пессимизма и нигилизма. Пара-научные мифы способны сделать жизнь человека интересной, разнообразной и эмоционально насыщенной. Также они налаживают взаимодействие между людьми, организуют общество и способствуют социализации человека. Следовательно, паранаучный миф способен формировать мировоззрение и бытие человека. Приобщаясь к паранаучному мифу, человек обретает полноту бытия, поддерживает связь со своими истоками и началами. В этом состоит онтологическое и экзистенциальное значение паранаучного мифа. Таким образом, культурная ценность паранауки определяется ее онтологической и экзистенциальной значимостью, которая заключается в ее мифологической природе.
Следующий шаг в решении проблемы культурной ценности паранауки состоит в выяснении ее эвристической значимости для науки. Примером являются идеи межпланетных путешествий русского мыслителя Юрия Васильевича Кондратюка, который не имел специального образования и в 1929 году после публикации своей книги «Завоевание межпланетных пространств» был объявлен «лжеспециалистом». Но в 1959 году Ю. В. Кондратюк был признан одним из основателей советской космонавтики, а в 1969 году американские ученые после полета на Луну объявили, что полет и высадка осуществлялись с учетом схемы Ю. В. Кондратюка [6, с. 16]. Н. И. Мартишина приводит пример с арабскими обсерваториями, существовавшими в УП-1Х вв., которые были единственными в данном историческом периоде. В этих обсерваториях велись астрономические наблюдения, поскольку арабы высоко ценили астрологию. Благодаря этому интересу арабов к астрологии позднейшая научная астрономия получила достаточный эмпирический материал, необходимый для ее дальнейшего развития [3, с. 64]. Русский ученый В. И. Вернадский считал, что процесс поиска решений лженаучных проблем имеет плодотворное значение для науки. Например, в истории математики существовала проблема «квадратуры круга», которую в течение многих веков пытались решить ученые. В XIX веке была доказана недостижимость решения этой проблемы. Но в процессе многовекового поиска решения было сделано много других научных открытий [6, с. 16].
Таким образом, многие паранауки содержат в себе истинные знания, которые в данный момент времени объявляются ложными официальной наукой и не востребованы обществом. В будущем эти паранаучные идеи могут признаваться наукой, и признание обычно происходит тогда, когда не только наука, а сама культура и социокультурная среда созревают для этого. Опережая свое время и забегая вперед, паранаука угадывает новые пути и направления, которые могут оказаться ложными, но могут и содержать в себе большой потенциал для дальнейшего развития и совершенствования науки. Паранаука помогает науке найти новые области, в которых наука может делать новые открытия и утверждать свою картину мира. Поэтому паранаука способна играть роль научного авангарда, что, несомненно, подтверждает ее культурную ценность.
Дальнейший анализ проблемы культурной ценности паранауки состоит в исследовании ее отношения к искусству. Такая форма искусства, как фольклор, по своему структурному и сюжетному содержанию оказывается
наиболее близкой паранауке. Во многих паранауках присутствуют фольклорные и мифологические образы, а также прослеживается их структурное и сюжетное сходство с такими жанрами фольклора, как бывальщина, быличка, легенда, предание, сказка, и с таким жанром в искусстве, как фантастика, и ее направлениями - научной фантастикой и научным фэнтези. Специалистами отмечается, что фольклорное сознание по самой своей природе способно катализировать интеграционные процессы в системе духовной культуры, торить новые пути, устанавливать связи между различными формами сознания и тем самым способствовать возникновению новых формообразований культуры [4, с. 147]. То есть фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Поэтому появление древних фольклорных и мифологических образов в современных паранауках является новым этапом в развитии фольклорного сознания. Таким образом, паранаука становится той сферой, где культура выражает свои новые тенденции и реализует творческое и духовное содержание.
Необходимо отметить, что присутствие и развитие паранауки в современной культуре соответствует основным культурным процессам и закономерностям, которые проявляются в виде различных культурных направлений. Среди таких направлений наиболее популярен постмодернизм. Специалисты отмечают, что в эпоху постмодерна формируется новый исторический тип сознания, для которого свойственны пренебрежение логикой, рационализмом, плюрализм и мозаичность моделей мира, ироничность по отношению ко всему, что происходит в мире, неопределенность, неуверенность и двусмысленность во всем, что касается абсолютов культуры [Там же, с. 70]. Данные характеристики постмодернизма оказываются вполне приемлемыми и для паранауки. На современном этапе развития культуры многие паранаучные учения соответствуют основным принципам постмодернизма. Поэтому паранаука наравне с другими культурными направлениями становится закономерным и необходимым явлением в развитии современной культуры.
Культурная ценность паранауки состоит также в том, что через паранауку культура осуществляет поиск новых путей развития и раскрытия своего творческого и духовного содержания. Паранаука способна обогащать культуру новыми плодотворными идеями. Также паранаука представляет большую ценность и для массовой культуры. Массовое сознание активно вовлекается в «идеальный мир» паранауки, где оно получает возможность решения своих экзистенциальных, творческих, мировоззренческих и духовных проблем. В массовой культуре паранаука приобрела высокий социокультурный статус, определяемый прагматическими интересами и материальными потребностями общества. Сегодня паранаука является наглядным примером того, что для массового сознания такие факторы, как социальная польза, экзистенциальная значимость, прагматическая пригодность и материальная ценность, могут оказать решающее значение при определении истинности и достоверности какого-либо учения. Таким образом, паранауку можно характеризовать как культурный феномен, способный оказывать существенное влияние на настоящее и будущее состояние всей мировой культуры.
Список источников
1. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
2. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. C. 5-216.
3. Мартишина Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Издательство ОмГТУ, 1997. 178 с.
4. Найдыш В. М., Гнатик Е. Н., Данилов В. Н. и др. Наука и квазинаука / под ред. В. М. Найдыша. М.: Альфа-М, 2008. 320 с.
5. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. 325 с.
6. Чиков Б. М. Не все так просто с лженаукой // В защиту науки / отв. ред. Э. П. Кругляков; Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. М.: Наука, 2007. Бюллетень № 2. C. 14-18.
7. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996. 240 с.
PROBLEM OF CULTURAL VALUE OF PARASCIENCE
Andreev Artem Andreevich
National Research Tomsk State University aartjom238@rambler. ru
In the article a philosophical analysis of the problem of cultural value of parascience is carried out. Ontological and existential meaning of parascientific myths is revealed. Heuristic value of parascientific teachings is identified. Interrelation between para-science and such form of art as folklore, and such genre as fantasy is considered. Relation of parascience to postmodernism is ascertained. The role of parascience in contemporary mass culture is analyzed. The author comes to the conclusion that para-science is capable of having a significant impact on development of culture and determining its main trends.
Key words and phrases: parascience; culture; value; cultural value; mass consciousness; mass culture.