УДК 008 ББК 71.0
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019 г. А. А. Андреев
г. Томск, Россия
ПАРАНАУКА КАК НОВЫЙ СТИЛЬ В РУССКОЙ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ паранауки и стилей русской научно-художественной литературы. Выявляются творческие основания сюжетной взаимосвязи паранауки с такими стилями, как научная фантастика и фолк-хистори. Определяются художественные сходства и различия паранауки с данными стилями. Сравнительный анализ показывает, что паранаука способна выступать в качестве нового стиля в русской научно-художественной литературе и является новой художественной формой выражения творческих идей в современном искусстве. Паранаучное творчество имеет определенные основания, позволяющие выступать в роли нового направления в современном художественном творчестве. Данные основания прослеживаются в содержательном и сюжетном соответствии паранаучных учений, произведений научной фантастики и фолк-хистори. Проявляется это в одинаковых художественных приемах воспроизведения сюжета, способах исполнения основных идей и методах создания произведения. Выясняется, что паранаука обладает всеми необходимыми содержательными и сюжетными качествами современного художественного творчества. Поэтому паранаука, наряду с научной фантастикой и фолк-хистори, способна выступать в качестве нового направления в современном художественном творчестве и может формировать новые идеи. В этом состоит главная творческая роль паранауки в современном художественном искусстве.
Ключевые слова: паранаука, литература, стиль, научно-художественная литература.
Информация об авторе: Артем Андреевич Андреев — соискатель, Национальный исследовательский Томский государственный университет, пр. Ленина, д. 36, 634050 г. Томск, Россия. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 28.06.2018 Дата публикации: 28.03.2019
Для цитирования: Андреев А. А. Паранаука как новый стиль в русской научно-художественной литературе // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 75-80.
Научно-художественная литература представляет собой определенный род литературы, повествующий о науке, научных идеях и судьбах ученых. Данное направление литературы описывает человеческую сторону науки, духовный облик ее создателей, психологию научного творчества, философские начала и последствия научных открытий. Научно-художественная литература имеет интеллектуально познавательную и эстетическую ценность, поскольку сочетает в себе общий интерес с научной достоверностью, образное исполнение с документальной точностью [5].
Наиболее популярными в русской научно-художественной литературе являются такие стили, как научная фантастика и фолк-хистори.
Главным художественным приемом научной фантастики являются фантастические вымыслы в области науки. Научная фантастика представляет сюжеты с вымышленными технологиями и научными открытиями, контактами с внеземным разумом, предполагаемым будущим или возможными вариантами развития человеческой цивилизации. Научно-фантастические явления и события имеют не сверхъестественный, а околонаучный вид. Отличное от научной фантастики направление научного фэнте-зи является синтезом научной фантастики и фэнтези, объединяющим в себе научно-фантастические представления со сверхъестественными и мифологическими идеями.
Одновременно с научно-художественной литературой в современной русской культуре развивается такое нетрадиционное направление, как паранаука. Паранаука определяется нами как совокупность учений, представляющих собой имитацию научных теорий. К паранаукам относят астрологию, нумерологию, парапсихологию, уфологию, криптозоологию, теорию торсионных полей. Главная проблема состоит в том, что сегодня остаются невыясненными основания, позволяющие паранауке выступать в роли нового стиля в русской научно-художественной литературе.
Для выявления данных оснований обратимся к сравнительному анализу парана-учных учений и произведений русской научно-художественной литературы на примере такой современной паранауки, как уфология, и такого научно-фантастического произведения, как «Моряки Вселенной», опубликованного русским писателем-фантастом Борисом Анибалом [2].
В указанном произведении Б. Анибала главные герои обращают внимание на внешние признаки жителей планеты Марс:
Скелет марсианина заинтересовал Малютина еще больше. Склонившись над ним, он внимательно изучал весь костяк.
— Я не антрополог, — сказал он, снимая очки и присаживаясь на край лодки, на дне которой лежал скелет, — но, даже не будучи антропологом, можно утверждать, что с человеческим скелетом он имеет лишь общее сходство и резко разнится в важнейших своих частях. Поглядите: череп, острая грудь, непропорционально длинные кисти, отсутствие хвостовых позвонков... У человека от его предков, хвостатых обезьян, сохранилось по четыре-пять копчиковых позвонков, у марсианина их нет. Черепная коробка необыкновенно велика. По весу их мозг может быть вдвое тяжелее нашего. И смотрите, — воскликнул он, опускаясь перед скелетом на корточки, — на ногах у них только по четыре пальца, наш мизинец отсутствует!..
<...> Не имея крыльев, марсиане летали совершенней птиц. Они видели и слышали сквозь стены. Марсиане понимали друг друга без слов — по взгляду или жесту; они говорили редко, и речь их была писклива. Они все время думали, вот почему их желтые головы были столь велики и несоразмерны с телом, каждый из марсиан соединял в себе два естества — мужское и женское, но это было не более удивительно, чем все другое.
Сравнивая данное произведение со свидетельствами современных уфологов, необходимо указать на имеющиеся сходства в описаниях инопланетян. Например, инопланетяне в рассказах уфологов также представлены как человекоподобные существа с низким ростом, имеющие непропорционально большую голову с маленьким ртом и большими черными глазами без зрачков, удлиненные верхние конечности, неразвитые мускулы, кожу серого цвета. Также отмечается отсутствие пола, носа, ушей и волосяного покрова на теле.
Данное сравнение показывает, что такая паранаука, как уфология, имеет множество свойств и признаков, аналогичных стилю научной фантастики. Их сюжетная и структурная взаимосвязь проявляется в фантастических, сверхъестественных или мифологических представлениях. В учениях уфологов, как и в научно-фантастических произведениях, присутствует символика цвета, форм и чисел, образы инопланетян, внеземных цивилизаций, различные явления космоса и небесных светил. Паранауку и научную фантастику роднят такие общие идеи, как многомерность времени и пространства, фантастические достижения науки и техники, например, вечный двигатель, машина времени, волшебная таблетка, эликсир бессмертия. По мнению современного исследователя паранауки Н. И. Мартишиной, научно-художественная литература, как и паранаука, заимствует научные идеи, научно подтвержденные факты и содержит структуру логико-дискурсивного моделирования реальности [3, с. 16].
Другим сходством паранауки и научной фантастики является их способность предугадывать будущие технические изобретения и научные открытия. По мнению американского писателя-фантаста П. Андерсона, технические идеи научной фантастики чаще всего в реальности не воплощаются. Также в реальном мире появляются и такие идеи, которые фантастика даже не предполагала [1, с. 209-210]. Учитывая мнение данного автора, важно отметить, что паранаука и научная фантастика все же способны играть роль научного авангарда в культуре, поскольку могут содержать в себе такие идеи, которые в будущем подтверждаются официальной наукой.
Помимо имеющихся сходств, необходимо указать и на существенные различия между научной фантастикой и паранаукой. Научная фантастика полагается на веру в технократию и безграничные возможности науки. В ней присутствует технократическая романтика и мечтательность, используются научные идеи и мифы для создания захватывающих сюжетов. Паранаука же не ограничивает свой сюжет технократическими идеями и мифами. Она имитирует науку и изобретает собственный миф, объединяющий в себе различные сферы культуры и общества. Технократические идеи, достижения науки и техники представляют собой лишь малую часть среди используемых паранаукой художественных приемов с целью создания своего учения. Паранаука не ограничивается мечтательностью, фантастичностью и эмоциональностью. Научная доказательность, логичность и рациональность также являются приоритетными в паранаучных учениях. В паранауке осуществляется собственное, ненаучное познание либо происходит имитация научного познания, создаются свои лаборатории и «общественные академии». Авторы научно-фантастических произведений заимствуют результаты научного познания с целью усилить эмоциональный эффект и создать большое впечатление. Фантастика выступает как жанр художественного искусства. А паранаука находится между наукой, искусством, мифологией, мистицизмом и обыденным мировоззрением. Произведения фантастики для массового читателя представляют творческую, художественную ценность, служат средством развлечения и получения эмоционального удовольствия. Паранаучные учения, помимо этого, содержат еще и экзистенциальную значимость, поскольку воспринимаются массовым читателем как источник жизненных ценностей и целей, которые начинают служить руководством в повседневной жизни.
Следующий стиль русской научно-художественной литературы — фолк-хистори, который также известен под такими названиями, как параистория, альтернативная или популярная история. Фолк-хистори (от англ. «folk history» — народная история) представляет собой совокупность литературно-публицистических произведений на исторические темы, которые претендуют на научный статус и создаются непрофессиональны-
ми авторами. Представителями данного стиля являются писатели-фантасты и авторы паранаучных учений об истории.
Например, русский писатель-фантаст В. И. Щербаков в своей повести «Далекая Атлантида» [6, с. 6-84] говорит о древнем государстве под названием Атлантида, которое, по мнению древнегреческого философа Платона, существовало в Атлантике. Главному герою данной повести удается создать впечатляющую гипотезу катаклизма, произошедшего в десятом тысячелетии до нашей эры, который привел к гибели Атлантиды. Писателю-ученому, много раз находившемуся в творческих командировках на Дальнем Востоке, удается отыскать возможные доказательства своей гипотезы о катаклизме. По его предположению, на Землю мог упасть большой космический метеорит или астероид, который разбудил земные вулканы и спровоцировал землетрясение. После серии сильных извержений вулканический пепел должен был осесть далеко от основного места действия. В результате, вблизи реки Берелех главный герой находит тот самый вулканический пепел в форме мощных слоев глинистого лесса, в которых были погребены останки мамонтов. Проведенный им радиоуглеродный анализ показал время события — 11800 лет назад. Подтверждения обнаружились и на другом конце земного шара в виде отложений ила, присутствующих на дне ирландских озер, которые имели тот же возраст.
Аналогичный сюжет содержится в параисторической теории новой хронологии А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского [4]. Авторы данной теории утверждают, что принятая в научном мире историческая хронология является неверной. По их мнению, письменная история человечества намного короче, чем принято считать сегодня, и дальше X в. н. э. не прослеживается. Поэтому древние культуры Античности и раннего периода Средневековья представляют собой некое «фантомное отражение» более поздних цивилизаций, попавших в историю по причине неправильной интерпретации и фальсификации исторических источников. Далее авторы предлагают свою трактовку истории человечества. В ее основу положена гипотеза о существовавшей в Средние века огромной империи, политический центр которой находился на территории Руси. Данная империя географически охватывала почти всю Европу и Азию, а также континенты Южной и Северной Америки.
Описанные произведения показывают, что стиль фолк-хистори и язык пара-науки имеют такие сходные признаки, как наукообразие; построение сюжета по художественным принципам беллетристики, предполагающим отбор отдельных фактов, содержащихся в изначально принятых автором границах концепции; ориентация на сенсационность и глобальность; стремление к научному опровержению традиционных представлений об исследуемом предмете; склонность к смене научной картины мира и модели мировой истории; пересмотр или достраивание исторических событий в новых, выгодных для автора смысловых контекстах.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ паранауки и произведений русской научно-художественной литературы показал, что паранаука имеет определенные творческие основания, позволяющие ей выступать в роли нового стиля в русской научно-художественной литературе. Данные основания прослеживаются в стилистическом соответствии паранауки и научной фантастики, которое проявляется в одинаковых художественных приемах воспроизведения сюжета, способах исполнения основных идей и методах создания произведения. Выясняется, что паранаука обладает всеми необходимыми стилистическими качествами русской научно-художественной литературы. Поэтому паранаука совместно с такими стилями, как научная фантастика
и фолк-хистори, способна выступать в качестве нового стиля в русской научно-художественной литературе и может питать новыми идеями современное художественное творчество. В этом состоит культуротворческая роль паранауки и русской научно-художественной литературы в современной культуре. Исходя из этого, можно сделать вывод, что современное художественное искусство, находясь в постоянном развитии и поиске новых творческих оснований в культуре, порождает новые виды творчества, к которым относится и паранаучное творчество. На основе паранауки художественное искусство реализует свое духовное содержание в культуре и воплощает в реальность свои новые творческие идеи. Паранаука в современном искусстве становится новой художественной формой выражения основных идей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андерсон П. Фантастика — певец науки // Если. 1996. № 10. С. 203-210.
2 Анибал Б. Моряки Вселенной // Modernlib.net. URL: http://modernlib.net/books/ anibal_ boris/moryaki_vselennoy/read/ (дата обращения: 25.06.2018).
3 Мартишина Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 178 с.
4 Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси. Русь. Англия. Византия. Рим. В 3 т. М.: РИМИС, 2004. Т. 1. 432 с.
5 Ревич В. А. Научно-художественная литература // Большая советская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112710/Научно (дата обращения: 20.05.2018).
6 Щербаков В. И. Болид над озером. Сб. научно-фантастических произведений. М.: Знание, 1986. 160 с.
***
© 2019. Artem A. Andreev
Tomsk, Russia
PARASCIENCE AS A NEW STYLE IN RUSSIAN SCIECE FICTION LITERATURE
Abstract: The article provides a comparative analysis of the parascience and styles of Russian sci-fi literature. It identifies creative foundation of the story the relationship of parascience with such styles as science fiction and folk history and defines the artistic differences and similarities of parascience with these styles. As comparative analysis showed parascience is able to act as a new style in the Russian science fiction literature and is a new artistic form of expression of the creative ideas in modern art. Parascientific art has certain foundations that enable it to function as a new direction in modern art. These foundations can be traced in the content and story line of parascientific theories, works of science fiction and folk history. Thus these are manifested in identical artistic techniques of plot reproduction, methods of implementation of the basic ideas and creative methods. It turns out that parascience has all the necessary informative and narrative qualities of modern artwork. Therefore, parascience, along with science fiction and folk history is able to take on the role of a new movement in modern artistic creativity and generate new ideas for this type of work. This comes to be the main creative role of parascience in modern artistry
Keywords: parascience, literature, style, science-fictional literature.
Information about author: Artem A. Andreev — Postgraduate Student, National
Research Tomsk State University, Lenina Ave. 36, 634050 Tomsk, Russia. E-mail:
Received: June 28, 2018
Date of publication: March 28, 2019
For citation: Andreev A. A. Parascience as a new style in Russian science fiction literature. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2019, vol. 51, pp. 75-80. (In Russian)
REFERENCES
1 Anderson P. Fantastika — pevec nauki [Fiction — chanter of science]. Esli, 1996, no 10, pp. 203-210. (In Russian)
2 Anibal B. Moriaki Vselennoi [Sailors of The Universe]. Modernlib.net. Available at: http://modernlib.net/books/anibal_ boris/moryaki_vselennoy/read/ (accessed 25 June 2018). (In Russian)
3 Martichina N. I. Nauka i paranauka v dukhovnoi zhizni sovremennogo cheloveka [Science and parascience in a spiritual life of modern man]. Omsk, Izdatelstvo OmGTU Publ., 1997. 178 p. (In Russian)
4 Nosovski G. V., Fomenko A.T. Novaia khronologiia Rusi. Rus'. Angliia. Vizantiia. Rim. V3 t. [New chronology of Russia. Rus. England. Byzantium. Rome. In 3 vols.] Moscow, RIMIS Publ., 2004. Vol. 1. 432 p. (In Russian)
5 Revich V. A. Nauchno-khudozhestvennaia literature [Scientific and artistic literature]. Bol'shaia sovetskaia entsiklopediia [The Great Soviet encyclopedia]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112710/(accessed 20 May 2018). (In Russian)
6 Cherbakov V. I. Bolid nad ozerom. Sb. nauchno-fantasticheskikh proizvedenii [The bolide over the lake. Collection of Sci-fi works]. Moscow, Znanie Publ., 1986. 160 p. (In Russian)