Научная статья на тему 'Социокультурные аспекты паранауки: социально-философский анализ'

Социокультурные аспекты паранауки: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
НАУКА / ПАРАНАУКА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / SCIENCE / PARASCIENCE / CULTURE / SOCIETY / MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андреев Артём Андреевич

В статье осуществляется социально-философский анализ такого социокультурного феномена современности, как паранаука. Выявляются психологические, социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и распространения. Определяются онтологические и экзистенциальные основания паранауки. Выясняется ее мировоззренческая роль в массовом сознании современного общества. Автор приходит к выводу о том, что феномен паранауки занимает значительное место в культуре и во многом определяет будущие пути развития современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF PARASCIENCE: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article conducts a socio-philosophical analysis of such socio-cultural phenomenon of modernity as parascience. The psychological, social and cultural-historical preconditions for its emergence and spread are identified. The ontological and existential grounds of parascience are determined. Its world-view role in mass consciousness of the modern society is revealed. The author comes to the conclusion that the phenomenon of parascience occupies a significant place in culture and largely determines further ways of the modern society development.

Текст научной работы на тему «Социокультурные аспекты паранауки: социально-философский анализ»

Андреев Артем Андреевич

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПАРАНАУКИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье осуществляется социально-философский анализ такого социокультурного феномена современности, как паранаука. Выявляются психологические, социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и распространения. Определяются онтологические и экзистенциальные основания паранауки. Выясняется ее мировоззренческая роль в массовом сознании современного общества. Автор приходит к выводу о том, что феномен паранауки занимает значительное место в культуре и во многом определяет будущие пути развития современного общества. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-172.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 15-17. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Полевой материал автора

1. Курбанисмаилова Мадина Мусаевна, 1957 г. р., с. Цовкра-2, Кулинский район, записи 2014 г.

2. Мирзоева Муслимат Муртазалиевна, 1952 г. р., с. Гоготль Шамильского района, записи 2016 г.

3. Омаров Булат Мусаевич, 1934 г. р., с. Какамахи Левашинского района, записи 2015 г.

4. Сутаева Саният Магомедхабибовна, 1975 г. р., с. Гертма Казбековского района, записи 2015 г.

FEATURES OF SECONDARY FORMS OF MARRIAGE (BY THE EXAMPLE OF THE PEOPLES FROM MOUNTAIN DAGESTAN IN THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Abdulkerimova Dzhamilya Batyrkhanovna

Institute of History, Archaeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Abdulkerimova-93@mail. ru

This article is devoted to the conventional terminology and the system of kinship by property via the secondary marriage (by the example of Mountain Dagestan peoples: the Dargins, the Avars and the Laks). Basing on scientific literature and field data this problem is for the first time considered in a comparative aspect that allows revealing both ethnological and linguistic information. This approach will provide an opportunity to find out general and specific characteristics of complex social relations of non-genetic kinship.

Key words and phrases: system of kinship; property; stepfather; stepmother; stepdaughter; stepson.

УДК 16

Философские науки

В статье осуществляется социально-философский анализ такого социокультурного феномена современности, как паранаука. Выявляются психологические, социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и распространения. Определяются онтологические и экзистенциальные основания паранауки. Выясняется ее мировоззренческая роль в массовом сознании современного общества. Автор приходит к выводу о том, что феномен паранауки занимает значительное место в культуре и во многом определяет будущие пути развития современного общества.

Ключевые слова и фразы: наука; паранаука; культура; общество; массовое сознание. Андреев Артём Андреевич

Иркутский государственный университет путей сообщения [email protected]

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПАРАНАУКИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Паранаука определяется мною как совокупность учений, представляющих собой имитацию научных. К па-ранаукам относятся астрология, алхимия, парапсихология, уфология, криптозоология, теория торсионных полей. Социокультурные аспекты паранауки включают в себя вопросы о её культуротворческих основаниях, социокультурных и духовных предпосылках, специфике отношения к массовому сознанию, социокультурном статусе, соотношении традиционных, стандартных направлений развития культуры и нетрадиционных, нестандартных направлений, а также вопрос о том, чем сегодня является паранаука: случайным временным фактором, влияющим на массовое сознание современного общества, или свидетельством глубоких культурно-исторических изменений, через которые должно пройти общество в своём развитии, чтобы выйти на новый уровень существования?

Необходимо отметить, что феномен паранауки многомерен и сегодня он затрагивает почти все сферы человеческой жизнедеятельности: науку, образование, технологии, социальную сферу, политику, экономику, средства массовой информации, государственную идеологию, культуру. Паранаука является неотъемлемой частью современной культуры, определяя её настоящее и будущее развитие. Становится несомненным тот факт, что паранаука в социокультурном и гносеологическом аспектах играет не только отрицательную, но и положительную роль. Например, В. А. Лекторский отмечал, что вненаучные формы знания помогают ориентации в простейших жизненных ситуациях (там, где участие науки не необходимо, хотя, в принципе, и возможно), служат средствами выражения эмоций, способствуют сплоченности социальных групп [3, с. 38-39].

Одним из важнейших факторов, определяющих развитие науки, культуры и общества, является экономика. Говоря об экономических предпосылках паранауки важно отметить, что распространение паранаук происходит даже в экономически благополучных странах. В данном случае проблема заключается не в уровне финансирования науки и образования, а в самой культуре. Когда культура теряет духовные основы, становится массовой, ориентируется на материальные потребности и прагматические интересы общества, тогда она превращается в цивилизационно-технократический механизм, ориентированный на экономическую прибыль, обеспечиваемую достижениями научно-технического прогресса. Данная тенденция в современной науке характеризуется специалистами как «прикладнизация» [2, с. 5-37], которая негативно сказывается на развитии фундаментальной науки и создаёт благоприятные предпосылки для распространения паранаук в обществе.

16

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Социокультурный аспект феномена паранауки помогает раскрыть концепция психоанализа. Например, в контексте учения Эриха Фромма увлечение паранаучными теориями может объясняться как попытка преодоления человеком образовавшейся в ходе развития общества огромной дистанции между свободой и безопасностью. По мнению Фромма, в каждом историческом периоде происходило развитие человеческой индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение своей личной свободы. Но достижение независимости и свободы выбора привело к утрате чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Чем больше свободы и независимости получал человек, тем сильнее он отдалялся от собственного общества и тем больше появлялось отчуждения между людьми. Поэтому современное западное общество пришло к дилемме, при которой достигнутая свобода от политических, социальных, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и принадлежности к обществу [7, с. 40]. Выходом из такой ситуации для многих людей стало увлечение паранаучными теориями.

Другой представитель психоанализа - Виктор Франкл - основной причиной социокультурных проблем современного общества считал состояние экзистенциального кризиса, известное в его работах как «экзистенциальный вакуум». Во время экзистенциальных кризисов происходит утрата смысла жизни, мировоззренческих ориентиров, ценностей и целей существования. По мнению В. Франкла, экзистенциальный кризис далеко не всегда является следствием психологических или физиологических проблем человека. В основе экзистенциального кризиса лежат более глубокие причины жизненного, мировоззренческого, онтологического характера. Человек может испытывать чувство пустоты и бессмысленности жизни, при этом оставаясь здоровым в психологическом смысле. Поэтому, говоря о различии психогенных и ноогенных неврозов, В. Франкл отмечал, что причиной ноогенных неврозов является экзистенциальная фрустрация [6, с. 24-43]. В данном смысле повышенный интерес массового сознания современного общества к паранаучным идеям может объясняться как попытка преодолеть состояние экзистенциального кризиса и найти новый смысл жизни.

Отличительными характеристиками массового сознания в состоянии экзистенциального кризиса становятся неопределённость, непредсказуемость, растерянность, равнодушие, нигилизм. В этом состоянии знакомство с паранаучными учениями воспринимается как возможный путь к спасению. Например, Р. М. Юсупов отмечает, что понимание мифологической природы массового сознания помогает осознать глубинные психологические механизмы готовности этого сознания, особенно в некоторые исторические периоды, принимать на веру самые фантастические и даже абсурдные с точки зрения здравого смысла и науки представления [1, с. 393].

Социокультурный аспект паранауки во многом определяется особенностями массового сознания. Например, успешному распространению паранаучных идей в обществе способствует низкий уровень грамотности населения, большой интерес людей к тайнам, загадкам, чудесам и сенсациям, склонность человека к поверхностному взгляду на вещи и события, а также привычка воспринимать на веру любую информацию. По мнению Н. И. Мар-тишиной, в классическом периоде развития науки начал формироваться спонтанный сциентизм массового сознания, который способствовал развитию паранауки. Он проявлялся в убеждённости в правомерности научного анализа любой области; в уверенности в возможности исчерпывающего познания бытия и близости науки к этому идеалу; в представлении о способности и обязанности науки вырабатывать рецепты решения всех социальных и индивидуальных проблем, открывать путь к правильному устройству мира, благополучию и счастью [4, с. 57].

Возникновению и распространению паранаучных идей в современном обществе способствуют некоторые особенности массового сознания. Например, специалисты характеризуют массовое сознание как сложное конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания: чувственного и рационального, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями [5]. Данная характеристика массового сознания во многом определяется основными принципами постнеклассической рациональности, к которым относятся плюрализм, равноценность и синтез различных методологических и мировоззренческих позиций, диалог с внерациональ-ными формами культуры, признание ранее считавшихся внерациональными различных типов рациональности, независимых от научной рациональности. Такими типами рациональности являются мифология, фольклор, религия, искусство, паранаука.

Также к социокультурным аспектам паранауки можно отнести, во-первых, научно-технический прогресс. Технологические достижения используются многими современными паранауками для развития и совершенствования своих идей и теорий, а также для создания собственных технологий, например, «вечного двигателя» или «машины времени». Во-вторых, прагматизм массового сознания. Поскольку современное общество ориентировано на удовлетворение своих материальных потребностей, то большинство паранаук демонстрируют свою практическую пользу и предлагают достижение практического результата. Многие паранаучные идеи направлены на получение материальной выгоды, власти, на улучшение социального или финансового положения. В-третьих, глобальные проблемы современности. Например, экологический кризис, который приводит к тому, что многие паранауки начинают создавать новые идеи, методы и технические изобретения для спасения природы и всего человечества. В-четвёртых, использование паранаучных и научных знаний с целью совершенствования приёмов манипуляции массовым сознанием, например, в политтехнологиях, пиаре, пропаганде или рекламе.

Имитируя официальную науку, представители паранауки создают собственные исследовательские центры, известные как «общественные академии», а также изобретают наукообразные теории, идеологии и картины мира. Задача социально-философского анализа состоит в том, чтобы выявлять такие теории, идеологии и картины мира, находить их социокультурные, когнитивные и мировоззренческие основания, определять их влияние на массовое сознание современного общества и на всю современную культуру в целом.

Таким образом, социально-философский анализ социокультурных аспектов и проблем паранауки приводит к выводу об онтологической и экзистенциальной роли паранауки в современном обществе. Проявляется это

в ценностно-мировоззренческой значимости паранаучных идей для массового сознания, поскольку паранаука помогает человеку преодолевать экзистенциальные кризисы и многие жизненные проблемы. В рамках пара-научной идеологии человек получает возможность избавиться от чувства отчуждённости, одиночества, монотонности и однообразия повседневности, душевной пустоты и бессмысленности жизни. В современном обществе паранаука выполняет психотерапевтическую функцию, которая помогает людям легче переносить проблемы и недостатки реальной жизни, избавляться от депрессий, неврозов и комплексов. Паранаучные теории могут сделать жизнь человека интересной, разнообразной и эмоционально насыщенной. В социальном смысле паранаука способна влиять на структуру общества и его развитие, создавать в обществе новые группы и субкультуры. Подтверждением этого является наличие в современном обществе большого количества людей, готовых выстраивать свою жизнь по рекомендациям паранаучных учений, например, по астрологическим гороскопам или нумерологическим расчётам. Таким образом, паранаука формирует мировоззрение и бытие человека. Наукообразность паранауки вызывает высокий уровень доверия в массовом сознании и это позволяет ей наравне с наукой и другими формами культуры играть важную роль в жизни современного общества.

Список литературы

1. История информатики и философия информационной реальности: учеб. пособие для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Р. М. Юсупова, проф. В. П. Котенко. М.: Академический Проект, 2007. 429 с.

2. Культурно-историческое сознание ученых-гуманитариев в контексте современных тенденций в науке: опыт федеральных университетов: материалы «круглого стола - онлайн-конференции» // Вопросы философии. 2015. № 11. С. 5-37.

3. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

4. Мартишина Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 178 с.

5. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]: в 4-х т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2010. URL: http://iphras.ru/enc.htm (дата обращения: 01.08.2016).

6. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

7. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. 272 с.

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF PARASCIENCE: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Andreev Artem Andreevich

Irkutsk State Transport University aartjom238@rambler. ru

The article conducts a socio-philosophical analysis of such socio-cultural phenomenon of modernity as parascience. The psychological, social and cultural-historical preconditions for its emergence and spread are identified. The ontological and existential grounds of parascience are determined. Its world-view role in mass consciousness of the modern society is revealed. The author comes to the conclusion that the phenomenon of parascience occupies a significant place in culture and largely determines further ways of the modern society development.

Key words and phrases: science; parascience; culture; society; mass consciousness.

УДК 930.25:778.588.004.4/6 Искусствоведение

В статье рассмотрены аспекты сохранения одного из видов культурного наследия России - архивных кинофотодокументов. Относящиеся к историко-культурным ценностям, охраняемые государством как исторические артефакты и объекты культурного наследия, кинофотоматериалы, как и другие документы государственных архивов, подлежат вечному хранению, которое обеспечивается переводом их в цифровой формат. Авторы предлагают использовать при подготовке материалов на эфироцеллюлозной основе к оцифровке для последующего долгосрочного хранения полимерные лаки. Способ позволяет существенно снизить трудоемкость корректировки сканированных изображений при их переводе из аналогового формата в цифровой.

Ключевые слова и фразы: архивные кинофотодокументы; кинопленки; реставрация; оцифровка изображения; библиотечные и музейные фонды; полимерные лаки.

Бабкин Олег Эдуардович, д.т.н., профессор Ильина Виктория Валентиновна, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения ilina-victory@yandex. т

РЕСТАВРАЦИЯ АРХИВНЫХ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ. ФОТО- И КИНОПЛЕНКИ

Современный подход к сохранению исторических документов, в том числе - изготовленных в виде фильмовых материалов (кино- и фотопленки), предполагает их оцифровку и сохранение в виде резервных копий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.