Массаж языка
Упражнение 9.
Цель: стимулирование и укрепление продольных мышц языка.
Оборудование: зонд «Шарик».
Инструкция: указательным пальцем и зондом проводить поглаживающие движения языка.
Упражнение 10.
Цель: укрепление поперечных и продольных мышц языка.
Оборудование: пластмассовый шпатель.
Инструкция: посредством шпателя осуществлять интенсивные надавливания на язык по направлению от корня к кончику.
Упражнение 11.
Цель: стимулирование и укрепление поперечных мышц языка.
Оборудование: зонд «Шарик» или зубная щетка.
Инструкция: с помощью зубной щетки или зонда проводить поглаживающие движения по направлению от корня языка к кончику языка. На последнем этапе коррекционной программы мы обучали дошкольников элементам игрового самомассажа органов артикуляционного аппарата и пальцев рук. Сначала мы подробно показывали каждый прием и объясняли его. После ребенок пробовал все повторить самостоятельно сначала при контроле логопеда, а затем без него.
12. «Мои помощники»
Движение пальчиков одновременно от середины лба к вискам.
По тропинкам мы прошлись
Все в порядке! Согласись!
13.« Улитка»
1.Пощипать брови от межбровной складки к углам бровей.
2. вариант. Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным, мизинцем
Долго ползали улитки
По дорожке ,по травинке.
13.«Веселый клоун» Движение указательными и средними пальцами в направлении от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
Улыбайся чаще друг
Будет радостней вокруг.
Для каждой группы дошкольников с различной степенью выраженности дизартрии мы изменяли приемы игрового самомассажа.
Выводы. В целях коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией был проведен формирующий эксперимент с использованием дифференцированного игрового логопедического массажа и самомассажа, в зависимости от степени выраженности дизартрии.
Разработанная программа оказалась весьма эффективна в коррекции дизартрии у дошкольников.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М.: «Астрель», 2008 . - 128 с.
2. Дуплинская Д. О речевом дыхании детей с дизартрией // дошкольное воспитание. - 2008, №3 -с. 85-91
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. М., 2012.
4. Жулина Е.В. Ладина Я.О. Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии у старшего дошкольного возраста 5-6 лет Е.В. Жулина Я.О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. с. 74-77
5. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста: О.Г. Приходько — Санкт-Петербург, 2010. - 157 с.
6. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 115 с.
7. Филатова Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис... д-ра пед. наук: 13.00.03 / Ю.О. Филатова. - М., 2014. - 310 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка 3 курса магистратуры Смольянинова Светлана Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ТОМАТИС В КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается необходимость коррекции акустического компонента смешанной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы. Актуализирована проблема формирования фонематического восприятия. Рассмотрен метод Томатис, как средство коррекции нарушения фонемного распознавания. В статье подведены результаты контрольного эксперимента по итогам реализации данной программы.
Ключевые слова: дисграфия, фонематическое восприятие, метод Томатис, младший школьник.
Annotation. The article discusses the need for correction of the acoustic component of the mixed dysgraphia in primary school children secondary school. The problem of phonemic perception formation is actualized. The Tomatis method is considered as a means of correcting phonemic recognition disorders. The article summarizes the results of a control experiment based on the results of the implementation of this program.
Keywords: dysgraphia, phonemic perception, the Tomatis method, Junior high school student.
Введение. За последние годы среди учащихся общеобразовательных школ увеличилось количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. В процессе обучения русскому языку у них обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющее в виде дисграфии, как вторичное речевое нарушение. Такие дети испытывают затруднения в усвоении школьной программы и часто оказываются в числе неуспевающих или слабоуспевающих школьников.
При обследовании речевых нарушений у младших школьников чаще всего отмечается смешанная форма, включающая в себя и нарушение языкового анализа и синтеза, и элементы акустической и артикуляторно-акустической дисграфии, агграмматической, оптической дисграфии. Диагностические исследования показывают, что смешанная форма дисграфии в большинстве своем имеет компонент нарушения фонемного восприятия. Данный факт находит свое подтверждение в работах Артемьевой Н.Ю., в которых акустическая дисграфия рассматривается в целом симптомокомплексе проблемы овладения письмом младшими школьниками.
При акустической дисграфии происходит неточность слуховой дифференциации звуков. Произношение звуков, при этом, остается нормальным. Это объясняется тем, что для выделения определенного звука и грамотного письма необходима более тонкая слухoвaя диффeрeнциaция, чем в устной речи, в которой недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться автоматизированных моторных стереотипов, а также за счёт смысловой избыточности, кинестетических образов слов.
В основе данного исследования лежат как классические работы по дисграфии, так и новые наработки современных исследователей. В частности Е.А. Константинова, Ю.И. Федько в своей работе «Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией» рассматривают зависимость акустической дисграфии от нарушений фонематического слуха. При помощи практического эксперимента они доказали тесную связь между дисграфией и фонематическим слухом, тесно связанным с фонематическим восприятием, однако имеющим значительное различие.
Фонематический слух — это способность выделять, различать звуки речи, т.е. речевой слух. Он является частью физиологического слуха, в норме формируется с шестимесячного возраста до двух лет. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, близких по звучанию слов; различение высоты, силы, тембра голоса; различение слогов и фонем (звуков речи).
Фонематическое же восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу. Формируется оно в процессе специального обучения.
Актуальность исследования обусловлена как возрастающим количеством детей, которые имеют письменные нарушения, которые создают преграду для усвоения грамматики русского языка, так и возрастающим интересом к внедрению инновационных технологий в логопедическую коррекцию речевых нарушений, а также малой изученностью «непедагогических» методов коррекции речевых нарушений.
Метод Альфреда Томатиса - это система слуховых тренировок, направленная на улучшение слухового восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».
Сегодня концепция тренировки мозга только набирает обороты после взрыва знаний, полученных в результате богатого десятилетия исследований в области нейробиологии. Закон удержания А. Томатиса гласит, что воздействие на ухо правильных частот приводит к постоянным изменениям в слухе и мозге.
Метод А. Томатиса активно используется во многих странах. Эффективность применения метода в коррекции речевых, психологических и педагогических проблем подтверждена многими исследованиями. В том числе польский проект «Внимание! Ключ к успеху.», реализованный Молодой цифровой планеты при участии Института физиологии и патологии уха в Варшаве. Основной задачей которого явилось выяснение факта положительного влияния стимулирование слуха аудиотренировками по методу Томатис на улучшение успеваемости в школе. Улучшение слухового внимания при различных частотных диапазонах было включено в результаты исследований в первую очередь. По результатам анализа половина детей стали лучше справляться с контрольными тестами.
Однако для России этот метод сравнительно новый и не используется в решении широкого круга проблем.
Несмотря на то, что дисграфия, в целом, интересует исследователей достаточно давно, преодоление акустического компонента дисграфий при помощи метода А. Томатиса мало изучено и практически не применяется.
Изложение основного материала статьи. Нарушение овладения письменной речью является наиболее распространенной формой речевой патологии среди обучающихся младших классов общеобразовательной школы. Данное нарушение препятствует успешности обучения, эффективности школьной адаптации , часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка., например такие как в незрелости поведенческой саморегуляции, стремлении настаивать на своем, тенденции к непослушанию, неадекватной самооценки. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Чаще всего при обследовании письменной речи, как показывает практика, логопеды констатируют наличие смешанной дисграфии. Диагностические исследования показывают наличие в большинстве случаев компонента акустической дисграфии - дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания, которые выражаются в неточности слуховой дифференциации звуков, при этом звукопроизношение не страдает. В письменных работах младших школьников возможно присутствие следующих видов специфических ошибок:
- в виде замены букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие (с-ш, з-ж), звонкие-глухие (б-п, в-ф, г-к, б-т, ж-ш), твердые-мягкие, аффрикаты (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц);
- в неправильном обозначении мягкости согласных на письме;
- замена гласных под ударением, особенно артикуляторно-акустически сходных звуков (о-у, е-ю).
Несформированность слуховой дифференциации звуков приводит при дальнейшем обучении к
трудностям освоению целого ряда грамматических правил русского языка . Дети заучивают правило, но не могут использовать его при письме. Нарушение фонематического слуха, отсутствие языкового чутья и бедность словарного запаса не позволяет ученикам подобрать проверочные слова. С одной стороны, у детей просто не хватает слов, а с другой — они в качестве проверочных вместо родственных однокоренных слов используют близкие по звучанию слова, например, шиповник - «шипучка» .Следовательно, знание правил этим детям не помогает.
Основываясь на этом, нами была разработана логопедическая программа коррекции акустического компонента дисграфий, основанная на методиках Мазановой Е.В., Свободиной Н.Г., и Лукашенко М.Л., Садовниковой И.Н., в которую были также включены были включены аудиотренировки разработанные Альфредом Томатисом и успешно применяющемуся на практике специалистами стран Европы, Америки, Польши и т.д.
Метод Томатис - это педагогический прием, призванный с помощью специального оборудования и алгоритмов обработки звуковой информации улучшить навык слушания и попутно стимулировать активность головного мозга. Сам по себе метод Томатис не является лечением и не заменяет работы логопеда, однако при использовании с традиционными приемами коррекции позволяет значительно улучшить и ускорить ожидаемые результаты.
Томатис эффект - это звуковой эффект, возникающий в результате обработки звука по специальной запатентованной технологии, с помощью специального устройства "Электронное ухо" и наушников, оснащенных технологией костной проводимости. Электронное ухо представляет собой портативное устройство нейросенсорной стимуляции, воспроизводящее эффект Томатис. Это звукомодулирующее устройство, которое посредством специальных алгоритмов (программ) обрабатывает заранее записанные аудио файлы.Во время воспроизведения создает контраст восприятия: тембр, насыщенность, громкость воспроизводимой музыки (музыка Моцарта, Григорианские песнопения, по скольку они захватывают наибольший спектр частот и богаты гармониками) поочередно меняется в соответствии с точно установленными параметрами, не нарушая мелодии и ритма. Данные переключения предназначены для внезапного "удивления" уха и мозга, что приводит к увеличению внимания к воспринимаемой аудиоинформации. Во время занятий звук передается через наушники, оснащенные устройством костной проводимости. Звуковые колебания попадают во внутреннее ухо не только через внешее ухо, но и через кости черепа. По средствам костной проводимости звуковые волны достигают внутреннего уха в 10 раз быстрее, чем по средствам традиционной воздушной передачи. Оборудование настраивается таким образом, чтобы звуковой сигнал через кость приходил на несколько миллисекунд раньше, чем через внешнее ухо: это дает возможность мозгу подготовиться к восприятию аудио сигнала, как следствие анализ мозгом полученного "звукового сообщения" происходит гораздо лучше.
Реализация программы проходила на базе ООО «Центр Детство» г. Нижнего Новгорода, среди обучающихся младшего школьного возраста (2-3-х классов) общеобразовательной школы, с логопедическим заключением «Смешанная форма дисграфии с преобладанием акустического компонента». В экспериментальной группе было 10 детей. В контрольной группе, участники которой также проходили коррекцию акустического компонента по составленной программе без использования аудиотренировок Томатис, было 10 детей.
Коррекционная программа проводилась с октября 2018 г. по май 2019 г. два раза в неделю. Содержание программы условно разделено на три этапа.
1 этап Подготовительный. В логопедической работе строится работа над уточнением артикуляции, обучении письму с проговариванием, создание базы для развития фонематического слуха на основе узнавания неречевых и речевых звуков, изучаются характеристика звука. Ведется работа от простого сложного узнавание звуков из ряда хаотичных звуков, слогов, слов, предложений, в тексте. Работа строится в основном на письменных заданиях.
Главной целью основного этапа аудиотренировок Томатис является обучение системы принимать и обрабатывать входящий стимул. Научиться реагировать на входящую информацию. Происходит вмешательство в процесс слушания и начало его регулировки. На этом этапе стоится основа для всей последующей работы. Происходит обучение воспринимать разложенный звуковой спектр от низкочастотных к компонентов до диапазонов 8000Гц. Появляется возможность воспринимать и быстрее анализировать частотный комплекс, что из себя представляет человеческая речь.
Первая сессия пассивного слушания включает в себя 30 часов прослушивания отфильтрованной музыки по 2 часа в день. Первые 15 ч.: чередование не фильтрованной музыки - полный музыкальный спектр (1620000Гц), григорианское пение и низкий диапазон частот (от 500 до 2000 Гц), остальные 15 ч. фильтрованная музыка от 500 до 9000 Гц с повторением определённых частот в зависимости от результата теста). Тренировки проводятся ежедневно с перерывом на один день: воскресенье. Сеансы проводятся в подгруппах по 2-3 человека. В этой сессии используется музыка Моцарта, Григорианское пение и вальсы продолжительностью каждый вариант обработки по 30 минут.
Между первой и второй сессией перерыв 2 месяц, в течении которых школьники занимаются по разработанной программе с учителем-логопедом.
2 этап. Этап слуховой дифференциации звуков. Различение звонких и глухих парных согласных, мягких и твердых звуков, смягчение согласных. В том же порядке от простого к сложному звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Ведется работа со словами паронимами, слуховыми диктантами, содержащими акустически сходные звуки. При дифференциации оппозиционных звуков необходимо научить школьников работать в порядке: услышали, произнесли, отличили, записали.
Важной частью Томатис-терапии является активная фаза слушания, где используется собственный голос ребенка (в работе с микрофоном). В ходе активной аудиотренировки голос проходит мгновенную модификацию и преобразуется в соответствии с параметрами эффекта Томатис. Во время активного слушания проходят занятия, которые включают в себя повторение слов, фраз, предложений за диктором в микрофон на основе текстовой информации, разработанной Ж. Леббо. После активной фазы прослушивается определенная музыка, подобранная под ритм фонем. Эта сессия составляет 16 дней по 1часу 30 минут.
Индивидуальные тренировки проводятся ежедневно с перерывом на один день: воскресенье. На этом этапе также укрепляется правый аудио-вокальный круг, контроль собственной речи, необходимый для письма с проговариванием.
3 этап Формирование фонематического анализа и синтеза. Реализация данного этапа происходит по трем направлениям: выделение звука из состава слова; определение звука в составе слова; определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
На этом этапе в Томатис-терапии используется голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос матери пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий на последующее развитие речевых навыков, в том числе развитие фонематического слуха, слуховой памяти и внимания. Текст записи голоса матери должен быть простым и приятным для слушателя, подбирается индивидуально с учетом предпочтения ребенка. Тренировки проводятся индивидуально ежедневно. Длительность третьей сессии 22 часа. 11 дней по 2 часа с перерывом только в воскресный день.
Каждый этап сопровождается обучением письму с проговариванием на основе таблиц Свободиной Н.Г., и Лукашенко М.Л. Для развития лексической памяти используются различные диктанты используя различные виды памяти: слуховой, зрительной, тактильной и двигательной.
Каждое занятие сопровождается письменными работами. Наиболее простым видом письма для детей с дисграфией является списывание, так как оно согласованно темпом чтения и записыванием текста, дает возможность обучению и доведению до автоматизма процесса проговаривания. При обучению написания слухового диктанта на первых порах предлагается форма диктанта с опорой на зрительный анализатор, т.е. текст диктанта написан на доске. Для закрепления тем по дифференциации смешиваемых пар фонем используются графические диктанты. Ведется работу по письменному оформлению самостоятельных рассказов в порядке усложнения задачи: от письменный пересказа текста (изложение) к написанию сочинений со зрительной опорой и без нее.
После проведения коррекционной программы было организовано контрольное исследование наличия специфических ошибок, свойственным акустического компоненту проявления дисграфий в работах детей экспериментальной группы, которая проходила программу логопедической коррекции с использованием нейроакустических тренировок Томатис, и в работах детей контрольной группы, которая так же проходила программу коррекции, но без включения аудиотренировок.
В контрольных тетрадях по русскому языку у всех детей, участвующих в исследовании, количество ошибок, основанных на нарушении фонематического распознавания акустически близких звуков, значительно снизилось. Но в экспериментальной группе на 20% детей с подобными ошибками меньше. Так же на 20% лучше показатель и по нарушению на почве языкового анализа и синтеза.
Анализ характера ошибок в контрольной диагностике письменных работ по текстам Иншаковой О.Б показал, что ошибки акустического характера в экспериментальной группе снизились до 10%, тогда как в контрольной только до 30%, а показатели ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза (пропуски, добавления, перестановки букв, слогов, раздельное написание приставок, слитное написание предлогов) также выигрышнее в экспериментальной группе на 30%.
Аудиотест методом Томатис показал:
- что в экспериментальной группе изменилась доминантность уха с левого на правое, что значительно ускоряет обработку информации и соответственно снижает искажения восприятия звуков;
- ошибки в определении локализации звука снизились в экспериментальной группе детей почти в 2 раза, в контрольной группе лишь на 20%;
- восприятие звуков и их частот приблизилось к норме в экспериментальной группе, в контрольной группе, за исключением доминантности, тоже произошла положительная динамика, однако существенно отличающаяся от экспериментальной группы.
Результаты исследования письма показали, что у школьников экспериментальной группы, занимавшихся по разработанной нами программе с использованием нейроакустических тренировок Томатис, уменьшилось количество специфических ошибок, основанных на нарушении фонематического восприятия на 70% в сравнение с констатирующим экспериментом. В контрольной группе результаты ниже на 20%, что рекомендует продление программы логопедической коррекции.
Выводы. В рамках нашего экспериментального исследования была изучена эффективность внедрения аудиотренировок методом Томатис в логопедическую работу по коррекции акустического компонента смешанной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Представлены результаты внедрения разработанной программы коррекции акустического компонента смешанной дисграфии у младших школьников с использованием метода Томатис в логопедическую работу на базе ООО «Центр «Детство».
Анализ результатов по окончанию контрольного эксперимента показал, что количество стойких специфических ошибок акустического характера в контрольной группе уменьшилось вдвое. В экспериментальной группе уменьшение количества ошибок, обусловленных нарушением фонемного восприятия, на 20% превышает показатели контрольной группы. Из этих данных, можно сделать вывод, что катализатором внедренной программы послужили нейроакустические тренировки Томатис.
В заключении, можно утверждать, что применение метода Томатис в разработанной программе логопедической коррекции акустического компонента смешанной дисграфии у младших школьников способствуют совершенствованию фонематического восприятия, а значит уменьшает сроки коррекционной работы и повышает ее эффективность.
Литература:
1. Артемьева Н.Ю. Профилактика и коррекция смешанной" дисграфии у младших школьников [Текст] / Н.Ю. Артемьева // Специальное образование Выпуск XI, том II, 2015. С. 46-50
2. Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с. 2008
3. Двуреченская О.Н., Жулина Е.В. / К вопросу о фонематическом недоразвитии речи / Проблемы современной науки и образования, 2016. №39 (81) с. 101-108.
4. Жулина Е.В., Смольянинова С.Г. / Проблема акустической дисграфии у младших школьников / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-IV с. 160-163.
5. Жулина Е.В., Смольянинова С.Г. / Использование аудиотестирования по методу Томатис в диагностике дисграфий у младших школьников / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 64-IV с. 62-66.
6. Константинова Е.А. Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией / Е.А. Константинова, Ю.И. Федько // Царскосельские чтения. - 2017. - №1, - с. 31-34.
7. Е.В. Мазанова. / Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 88 с.
8. Леббо Ж. / Применение системы РуЛисен // Леббо Ж., - Москва, 2018. - 63 с.
9. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г., Дисграфия. Исправление ошибок при письме // М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина — М.: Эксмо, 2004 — 126 с.
10. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М.: Издательство ГНОМ, 2013.
11. О МЕТОДЕ «ТОМАТИС» / ТОМАТИС ГосПартнер - ТОМАТИС в России [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: / http://gospartnerxom/tomatis/(дата обращения 14.10.2019).
12. Яструбинская, Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. - 2014. - №2(4). - 160 с.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат психологических наук, доцент Захарова Ирина Михайловна
«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна
«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Хакимова Наиля Газизовна
«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
КЕЙС-ЗАДАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В контексте внедрения новых моделей аттестации педагогов, основанного на реализации в педагогической практике принципов деятельностного подхода, а также требований к осуществлению трудовых действий в соответствии с Профессиональным стандартом педагога, определяется проблематика оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускников педагогических вузов. В статье представлена технология применения кейс-заданий для оценки уровня сформированности трудовых действий будущего педагога в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Федеральным государственным образовательным стандартом.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, образовательные результаты, кейс-задания, трудовые действия, модель аттестации.
Annotation. In the context of the introduction of new models of certification of teachers based on the implementation in teaching practice principles of the activity approach, as well as requirements for the implementation of the labor action in accordance with the Professional standard of the teacher, determined the problems of assessing the level of formation of professional competence of graduates of pedagogical universities. The article presents the technology of using case studies to assess the level of formation of labor actions of the future teacher in accordance With the professional standard of the teacher and the Federal state educational standard.
Keywords: professional standard of the teacher, educational results, case-tasks, labor actions, model of certification.
Введение. Внедрение новой модели аттестации педагогов, основанное на реализации в педагогической практике принципов деятельностного подхода, а также требований к осуществлению трудовых действий в соответствии с Профессиональным стандартом педагога (ПСП) определяет проблематику оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускников педагогических вузов. Для оценки педагогических умений обучающихся необходимо определить (операционализировать) те показатели, которые бы выявляли соответствие выполняемых действий требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и ПСП.
В статье определяется технология и методика применения кейс-заданий для оценки уровня сформированности трудовых действий будущего педагога в соответствии с ПСП и ФГОС.
Изложение основного материала статьи. При помощи экспертной оценки был разработан и валидизирован диагностический инструментарий в форме кейс-заданий. Существующая процедура оценки образовательных результатов выпускников педагогических вызов зачастую не связана с будущей практической деятельностью педагога в образовательном пространстве школы. В настоящее время разрабатываются и апробируются единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) для аттестации педагогов, предполагающие оценку не столько теоретических знаний педагогов, сколько оценку трудовых действий [5, 6]. В данной связи видим необходимым изменения в содержании и процедуре оценки уровня сформированности тех или иных профессиональных действий обучающихся педагогических вузов. Заявленные во ФГОС и в ПСП образовательные результаты необходимо операционализировать с целью разработки надежного и валидного диагностического инструментария.
Как показано исследователями (В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, М.А. Сафроновой, А.А. Панфиловой, Г. Каспржак, А.В. Хуторской и др.), компетенции педагога, как интегральные личностные ресурсы, осваиваются лишь в отношении к его деятельности [1, 3].
Следовательно, перед преподавателями педагогического вуза стоит задача проектирования такого содержания практических заданий обучающимся, которое позволило бы определить не просто уровень теоретической подготовки будущего бакалавра, но и конкретные трудовые действия по обучению,