Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ЦЕЛЯХ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ЦЕЛЯХ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
328
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ТОНУС МЫШЦ / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ / САМОМАССАЖ / ДОШКОЛЬНИКИ / DYSARTHRIA / AN INTEGRATED APPROACH / MUSCLE TONE / ARTICULATOR GYMNASTICS / SPEECH THERAPY MASSAGE / SELF-MASSAGE / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Солнцева Татьяна Валерьевна

В данной статье рассматривается использование логопедического массажа в коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Предлагается комплекс дифференцированного игрового логопедического массажа и самомассажа, в зависимости от степени выраженности дизартрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Солнцева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL APPROBATION OF THE PROGRAM OF USE OF LOGOPEDIC MASSAGE FOR THE PURPOSE OF DYSARTRY CORRECTION IN PRESCHOOLKERS

This article discusses the use of speech therapy massage in the correction of pronunciation disorders in preschool children with dysarthria. A complex of differentiated game speech therapy massage and self-massage is offered, depending on the severity of dysarthria.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ЦЕЛЯХ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Солнцева Татьяна Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ЦЕЛЯХ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается использование логопедического массажа в коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Предлагается комплекс дифференцированного игрового логопедического массажа и самомассажа, в зависимости от степени выраженности дизартрии.

Ключевые слова: дизартрия, комплексный подход, тонус мышц, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, самомассаж, дошкольники.

Annоtation. This article discusses the use of speech therapy massage in the correction of pronunciation disorders in preschool children with dysarthria. A complex of differentiated game speech therapy massage and self-massage is offered, depending on the severity of dysarthria.

Keywords: dysarthria, an integrated approach, muscle tone, articulator gymnastics, speech therapy massage, self-massage, preschoolers.

Введение. Звукопроизношение - это процесс производства звуков речи, который осуществляется за свет согласованной работы нескольких отделов периферического речевого аппарата - артикуляционного, голосообразовательного и дыхательного при непосредственном участии центральной нервной системы (центрального речевого аппарата).

При дизартрии нарушения распространяются на звукопроизношение и просодическую сторону речи, вследствие наличия неврологической микросимптоматики. Основой нарушения при дизартрии являются нарушения иннервации голосового, артикуляционного и дыхательного аппарата, которые можно определить только при специальном неврологическом исследовании. Речь детей с дизартрией отличается маловыразительностью, монотонностью, тембр чаще всего низкий, голос тихий, темп речи ускоренный или наоборот, замедленный.

При дизартрии страдают все компоненты речевой деятельности мимика, голос, дыхание, артикуляция, дикция, просодика и интонация. Чаще всего дизартрия появляется в детском возрасте, в дошкольный период, сложна в дифференциальной диагностике и коррекции. Характерно также наличие симптомов органического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуре (в виде неявных парезов).

Логопедическая работа по коррекции дизартрии включает в себя формирование лексического строя, постановку звука, работу над дыханием, развитие артикуляции и мелкой моторики. Одним из эффективных средств коррекции дизартрии считается логопедический массаж. Массаж всего лица и отдельно языка у детей с дизартрией применяется для активизации работы органов речи. Энергичные воздействия на лицевую мускулатуру оказывают положительное влияние на детей-дизартриков, развивают артикуляционные навыки.

Массаж представляет собой систему методов и приемов механического дозированного воздействия в виде давления, трения, постукивания, вибрации, осуществляемых на теле человека. При использовании специальной техники и приемов массажа на определенные точки организма, активизируются его естественные защитные силы для борьбы с заболеванием. Являясь составной частью комплексной медицинской и логопедической практики, массаж используется для коррекции таких нарушений речи, как заикание, ринолалия, дизартрия, голосовые нарушения, но более всего логопедический массаж эффективен именно при дизартрии, так как непосредственно воздействует на тонус мышц артикуляционного аппарата. При изменении состояния мышц периферического речевого аппарата, логопедический массаж в результате косвенно способствует улучшению звукопроизношения.

Проведено экспериментальное исследование с целью выявления особенностей нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. По результатам эксперимента были сделаны следующие выводы:

У дошкольников с дизартрией выявлены многочисленные нарушения звукопроизношения, которые проявлялись в заменах, искажениях и смешениях звуков. Преобладающим видом нарушений является смешение звуков. После смешения звуков, стоят искажения, и на третьем месте - стойкие замены. Мы предположили, что преобладание смешение звуков над заменами и искажениями говорит о нечеткости слуховых образов звуков, недостаточной сформированности речеслухового анализа и синтеза.

Несформированность артикуляционной моторики проявлялась в нарушении мышечного тонуса, ограничении подвижности, наличии непроизвольных движений (тремора, гиперкинезов), расстройствах координации, сложностях в удержании заданной позы, наличии многочисленных синкинезий. Активные движения напряжены и ограничены, выявлялась спастичность мышц губ и языка, насильственные непроизвольные движения, неправильные артикуляционные позы.

В целях коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией был проведен формирующий эксперимент с использованием дифференцированного логопедического массажа и самомассажа.

Изложение основного материала статьи. В соответствие с данными, полученными в ходе диагностики дошкольников на констатирующем этапе, были выявлены различные степени нарушения звукопроизношения. Проведенное исследование показало, что у дошкольников с дизартрией наблюдаются выраженные нарушения фонетики, фонематики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. У всех детей в анамнезе присутствуют факты, говорящие о наличии повреждения или запаздывания в развитии нервной системы. Многие из них состоят на учете у невропатолога.

Учитывая все вышеприведенные факты, для составления эффективного комплекса логопедического массажа встала необходимость распределения дошкольников на группы в соответствие со степенью выраженности дизартрии.

В соответствие с классификацией Левченко И.Ю., Приходько О.Г., у дошкольников, отобранных нами для участия в формирующем эксперименте наблюдались 3 степени выраженности дизартрических расстройств: паретическая, спастическая и атактическая (или спастико-атактическая).

Паретическая форма дизартрии была выявлена у дошкольников. Данная форма проявлялась в слабости и значительном снижении мышечного тонуса. Любое артикуляционное движение детям давалось тяжело, часто не доводилось до конца. У дошкольников с паретической степенью отмечена характерная слабость лицевой и артикуляционной мускулатуры, трудность в удержании артикуляционной позы, язык как бы распластанный, вялый. Вследствие паретичности лицевых мышц у детей наблюдалась ослабленность мимики.

У данной группы дошкольников более всего было нарушено произношение губных звуков, требующих ощутимых мышечных усилий (М, Б и П), кроме того, нарушены передне - язычные звуки с выраженным подъемом кончика языка вверх (Л, Р, Ч, Ж, Ш). Вследствие ослаблений движений мягкого неба у всех троих дошкольников зафиксировано носовое произношение. Речь детей медленная, бесцветная, неинтонированная, отмечено слюнотечение.

Спастическая форма дизартрии была выявлена также у 3 дошкольников. Ведущий синдром -спастический парез речевой мускулатуры. Так из-за, патологического повышения тонуса речедвигательной мускулатуры, у дошкольников было выявлено повышенное напряжения языка и губ. Язык отодвинут кзади. Речь детей отличается замедленностью, фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Звукопроизношение имеет ярко выраженный назальный оттенок. Также необходимо отметить напряжение голоса с повышением или снижением его громкости при общей монотонности речи; дыхание во время разговора прерывистое. Дети с трудом удерживают артикуляционную позу. Отсутствует ритм речи, она может быть как ускоренной, так и замедленной.

Атактическая (или спастико-атактическая) была выявлена у 4 дошкольников. Характерная черта данной формы (что было отмечено у детей) - это нарушение просодики и артикуляции. У детей была выявлена неточность произвольных артикуляционных усилий, когда нужное движение заменяется на более размашистое движение, чем это необходимо. Дети не могли правильно выполнить требуемое артикуляционное действие; например, раскрытие рта у детей во время речи, движения губ и языка при произнесении смычных звуков утрированы, сама смычка замедлена. Речь данной группы дошкольников отличалась скандированностью, сам темп речи - замедленный. Отсутствовала интонация, модуляция голоса по высоте и силе. Выражена гиперсаливация.

Таким образом, после проведения дифференциальной диагностики детей по степени выраженности дизартрии, были установлены 3 группы. На втором этапе формирующего эксперимента для каждой группы дошкольников мы составили индивидуальный комплекс логопедического массажа.

Логопедическая программа включала в себя следующие этапы работы:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Логопедический массаж.

4. Обучение и проведение игрового самомассажа.

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одной из главных составляющих в общей структуре логопедических занятий с дошкольниками с дизартрией. В работе с детьми-дизартриками необходимо правильно и точно соблюдать последовательность проведения дыхательной и артикуляционной гимнастик. В разработанной нами программе в первую очередь проводилась общая моторная гимнастика, далее дыхательная, после дыхательной - голосовая, и только в конце артикуляционная гимнастика.

Главные условия дыхательной гимнастики - избегать переутомления детей, следить, чтобы не напрягалась шея, плечи, чтобы дети не принимали «неудобных» поз. Все дыхательные упражнения проводились под музыку или счет, плавно, без рывков.

Необходимо отметить, что дыхательные упражнения и упражнения для развития артикуляционных мышц были одинаковые для всех испытуемых вне зависимости от степени выраженности дизартрии. В общей сложности с дошкольниками было проведено 10 упражнений-игр для развития дыхания. Приведем примеры таких упражнений:

1. «Кораблики». Перед детьми ставится широкая ёмкость с водой, а в ней, специально приготовленные для этого бумажные «кораблики», которыми могут служить обычные кусочки бумаги. Дети должны при медленном вдохе направить воздушную струю на «кораблик» и постараться направить его к другому «берегу».

2. «Ветер и снег». Для этого упражнения заранее готовятся шарики и ваты, скатанные в виде снега. Заготовки выкладываются на столе. Дети должны подуть на «снег», как дует холодный зимний ветер. При этом нужно постараться «комья снега» передвинуть с помощью выдыхаемого воздуха к противоположному краю стола.

Артикуляционную гимнастику мы составляли отдельно для каждого органа артикуляционного аппарата:

- упражнения для губ;

- комплекс упражнений для губ и щек;

- упражнения для языка;

- упражнения для нижней челюсти.

Представим примеры артикуляционных упражнений:

Комплекс упражнений для губ.

Цель: научить детей расслаблять мышцы, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех степеней дизартрии.

1. «Улыбка». Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

2. «Трубочка». Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Комплекс упражнений для щек и губ.

Цель: тонизирование мышц щек и губ одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

1. «Сытый хомячок». Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

2. «Голодный хомячок». Дети сильно втягивают щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика для языка включает в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Следует обязательно научиться распластывать язык, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.

1. «Блинчики». Язык хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося «пя-пя-пя». При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.

2. «Лопаточка». Задача ребенка — хорошо расслабить тело языка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.

3. «Чашечка». Рот широко открыть, края языка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Детям предлагается представить, что внутрь получившейся емкости («чашки») налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.

Упражнения для нижней челюсти.

Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения выполняются в медленном темпе, при этом нужно напрячь мышцы лица. Поза удерживается необходимое время при счете счетом вслух.

1. «Птенчик». Упражнение делается в подвижном темпе. Ребенок должен широко открывать рот, натягивая уголки губ. Язык высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.

2. «Акула». Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо - возвращается на место - влево - вниз - вперед - вверх (рот закрыт, губы сомкнуты). Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.

Далее мы провели дифференцированный массаж для каждой группы детей: с паретической формой, спастической и атактической (или спастико-атактической) формой дизартрии. Представим пример логопедического массажа при паретической форме дизартрии:

Цель: укрепление артикуляционных мышц.

Методы воздействия: активные, ритмичные пощипывания, разминания, растирания, поглаживания.

Массаж лба

Упражнение 1.

Цель: стимуляция и укрепление лобных мышц.

Методика выполнения: поглаживание лба обеими руками в направлении от середины к вискам.

Рекомендации к проведению: с усилием поглаживания проводятся обеими руками указательными, средними и безымянными пальцами.

Упражнение 2.

Цель: стимуляция и укрепление лобных мышц.

Метод выполнения: разминание лба от середины к вискам.

Рекомендации. Разминания несильным надавливанием вторыми фалангами средних, указательных и безымянных пальцев, сжатых в кулак.

Массаж щек.

Упражнение 3.

Цель: стимуляция и укрепление мышц щек.

Способ воздействия: активное растирание, разминание и поглаживание мышц щек.

Инструкция: осуществляется обеими руками по направлению от носа к щекам в течение 7-9 секунд.

Упражнение 4.

Цель: укрепление и стимуляция мышц, поднимающих уголки рта.

Инструкция: проводятся вращательные поглаживающие движения средними, указательными и безымянными пальцами обеих рук по поверхности щек против часовой стрелки, несколько раз.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение 5.

Цель: укрепление и стимулирование скуловой мышцы.

Выполнение: посредством поглаживания скуловой мышцы средними и указательными пальцами обеих рук осуществлять движения по направлению от середины подбородка к ушам.

Упражнение 6.

Цель: укрепление и активизация скуловой мышцы и мышцы, опускающей уголки рта.

Инструкция: с помощью указательных и средних пальцев обеих рук проводить растирание скуловой мышцы по направлению от середины подбородка к ушам.

Массаж губ

Упражнение 7.

Цель: укрепление мышц губного аппарата.

Инструкция: подушечками указательных пальцев обеих рук проводить поглаживающие движения по направлению от середины губ к углам.

Упражнение 8.

Цель: стимуляция и укрепление мышц, обеспечивающих подвижность губ.

Оборудование: зубная щетка или зонд «Игла».

Инструкция: с помощью зонда или зубной щетки осуществлять обкалывание губ. Регулировать интенсивность обкалывания в зависимости от степени паретичности мышц.

Массаж языка

Упражнение 9.

Цель: стимулирование и укрепление продольных мышц языка.

Оборудование: зонд «Шарик».

Инструкция: указательным пальцем и зондом проводить поглаживающие движения языка.

Упражнение 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: укрепление поперечных и продольных мышц языка.

Оборудование: пластмассовый шпатель.

Инструкция: посредством шпателя осуществлять интенсивные надавливания на язык по направлению от корня к кончику.

Упражнение 11.

Цель: стимулирование и укрепление поперечных мышц языка.

Оборудование: зонд «Шарик» или зубная щетка.

Инструкция: с помощью зубной щетки или зонда проводить поглаживающие движения по направлению от корня языка к кончику языка. На последнем этапе коррекционной программы мы обучали дошкольников элементам игрового самомассажа органов артикуляционного аппарата и пальцев рук. Сначала мы подробно показывали каждый прием и объясняли его. После ребенок пробовал все повторить самостоятельно сначала при контроле логопеда, а затем без него.

12. «Мои помощники»

Движение пальчиков одновременно от середины лба к вискам.

По тропинкам мы прошлись

Все в порядке! Согласись!

13.« Улитка»

1.Пощипать брови от межбровной складки к углам бровей.

2. вариант. Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным, мизинцем

Долго ползали улитки

По дорожке ,по травинке.

13.«Веселый клоун» Движение указательными и средними пальцами в направлении от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Улыбайся чаще друг

Будет радостней вокруг.

Для каждой группы дошкольников с различной степенью выраженности дизартрии мы изменяли приемы игрового самомассажа.

Выводы. В целях коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией был проведен формирующий эксперимент с использованием дифференцированного игрового логопедического массажа и самомассажа, в зависимости от степени выраженности дизартрии.

Разработанная программа оказалась весьма эффективна в коррекции дизартрии у дошкольников.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М.: «Астрель», 2008 . - 128 с.

2. Дуплинская Д. О речевом дыхании детей с дизартрией // дошкольное воспитание. - 2008, №3 -с. 85-91

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. М., 2012.

4. Жулина Е.В. Ладина Я.О. Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии у старшего дошкольного возраста 5-6 лет Е.В. Жулина Я.О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. с. 74-77

5. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста: О.Г. Приходько — Санкт-Петербург, 2010. - 157 с.

6. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 115 с.

7. Филатова Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис... д-ра пед. наук: 13.00.03 / Ю.О. Филатова. - М., 2014. - 310 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка 3 курса магистратуры Смольянинова Светлана Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ТОМАТИС В КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость коррекции акустического компонента смешанной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы. Актуализирована проблема формирования фонематического восприятия. Рассмотрен метод Томатис, как средство коррекции нарушения фонемного распознавания. В статье подведены результаты контрольного эксперимента по итогам реализации данной программы.

Ключевые слова: дисграфия, фонематическое восприятие, метод Томатис, младший школьник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.