Научная статья на тему 'Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет'

Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2350
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / СИНДРОМ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ / ПРИЧИНЫ ДИЗАРТРИИ / ЛЕЧЕНИЕ ДИЗАРТРИИ / DYSARTHRIA / DYSARTHRIA SYNDROME IN CHILDREN / CAUSES OF DYSARTHRIA / TREATMENT OF DYSARTHRIA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Ладина Яна Олеговна

В статье раскрыто понятие дизартрии. Причины дизартрии. Симптомы дизартрии. Массаж в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dysarthria. The value of speech therapy massage in the correction of dysarthria of preschool age 5-6 years

The article reveals the concept of dysarthria. Causes of dysarthria. Symptoms of dysarthria. Massage in speech therapy practice for the treatment of preschool children with disarticulate disorders.

Текст научной работы на тему «Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет»

5. Рахматуллаева Ф.И. Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы: на материалах вузов Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук / Ф.И. Рахматуллаева; Тадж. гос. инс-т языков. - Душанбе, 2013. - 164 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ладина Яна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИЗАРТРИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ

Аннотация. В статье раскрыто понятие дизартрии. Причины дизартрии. Симптомы дизартрии. Массаж в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.

Ключевые слова: Дизартрия, Синдром дизартрии у детей, причины дизартрии, лечение дизартрии.

An^tatton. The article reveals the concept of dysarthria. Causes of dysarthria. Symptoms of dysarthria. Massage in speech therapy practice for the treatment of preschool children with disarticulate disorders.

Keywords: Dysarthria, Dysarthria syndrome in children, causes of dysarthria, treatment of dysarthria.

Введение. Владение родным языком и развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается, в современном мире, как общая основа развития детей и их обучения.

Что же такое речь? Речь - это один из самых мощных стимулов и факторов развития ребенка. Следует сказать, что с помощью речи люди сообщают свои мысли, свои желания, передают жизненный опыт и договариваются. Таким образом, речь - это самое основное средство общения людей. У детей, которые страдают дизартрией, это средство общения оказывается нарушенным, поэтому им очень сложно общаться с другими людьми. На сегодняшний день, патология дизартрии рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, который проявляется, как в неврологических симптомах, так и в психологических и речевых.

Впервые клиническая картина дизартрии была описана в 1885 г. Е.Н. Винарской, в 1973 году эту тему поддержал и Л.Б. Литвак. С 1959 года началось изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств.

Е.Н. Винарская впервые провела комплексное нейро-лингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых. Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной.

Клиническое, логопедическое и психологическое изучение детей с патологией дизартриии показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения психических, двигательных и речевых нарушений. Мы можем наблюдать нарушение звукопроизношения при дизартрии. Эти нарушения проявляются и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. «Смазанная речь» и отдельные искажения звуков имеются в легких случаях дизартрии, а в более тяжелых случаях наблюдаются: замена слов, пропуски звуков, страдает модуляция, темп , выразительность в целом - произношение становятся невнятными. Фонетические нарушения являются главными симптомами. Очень часто они сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи и с большим трудом поддаются какой-либо коррекции. Таким образом, часто встречаются вторичные отклонения в их развитии. Все, выше перечисленные, расстройства затрудняют и замедляют процесс обучения у детей. Речевые нарушения необходимо скорректировать до того, как ребенок достигнет школьного возраста. Иначе, могут возникнуть проблемы не только с речью, но и с усвоением школьной програмы. Эта проблема очень актуальна в наше время. Она недостаточно разработана, на сегодняшний день, и является практически значимой . Именно этим и обусловлен выбор объекта и предмета моего исследования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является освещение понятия «дизартрия», ее виды и способы лечения дизартрии у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Изложение основного материала статьи. Дети, которые имеют нормальный слухи и их интеллект сохранен , но имеют отклонения в развитии речи, относят к детям с нарушениями речи. Эти нарушения могут быть многообразны. Они могут проявляться в нарушении грамматического строя речи, произношения, бедности словарного запаса, а также, в нарушении плавности и темпа речи.

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи.

К причинам дизартрии можно отнести:

По свежим данным, дизартрия у детей встречается в 7% случаев.

Факторы, влияющие на возникновение дизартрии:

- При резус-конфликтной беременности,

- Гипоксия,

- Недоношенность,

- Травмы, полученные во время родов,

- Асфиксия,

- Заболевания головного мозга (энцефалит, ЧМТ, менингит, опухоли).

- Гнойный отит.

- Токсикоз при вынашивании.

- Болезнь мамы во время вынашивания, прием антибиотиков и других медицинских препаратов, запрещенных во время беременности.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате различных сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

- Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.

- Тяжелые интоксикации.

- ЧМТ , полученная в возрасте до 3-х лет.

- Гидроцефалия.

Чтобы создать полную картину заболевания, необходимо рассмотреть симптомы дизартрии у детей:

1- Темп. Темп речи ребенка неустойчив.

2- Нечеткость. Речь звучит нечетко, ребенка трудно понять. Нередко, такой симптом называют «Каша во рту». При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты.

3- Снижение активности речи.

4- Сила. Сила голоса недостаточная.

5- Затрудненное неритмичное дыхание

6- Низкая эмоциональность

7- Отсутствие мимики

8- Нарушение движения артикуляционных мышц.

9- Спазм мышц (ребенок не может расслабить язык, губы, шею).

10- Гипотония мышц (язык вялый и неподвижный, губы не смыкаются).

11- Нарушение мелкой моторики.

В младенческом возрасте родители уже могут заподозрить наличие дизартрии у своего ребенка. Беспокойство, плаксивость, постоянное и неприрывное внимание к своей персоне - главные признаки у детей до 1 года. Нарушение сна и аппетита, предрасположенность к частым срыгиваниям, диатез, ЖК расстройства, также, можно отнести к признакам раннего проявления дизартрии. Такие дети , как показывает статистика, метеозависимы.

Таким образом, дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет.

Уместным будет вопрос:" Как же можно диагностировать дизартрию у детей?" Попробуем разобраться поэтапно.

Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии.

Чтобы исключить другие патологии органов, которые похожи по своим симптомам, на проявление дизартрией, ребенка направляют на консультацию к логопеду, ЛОРу, неврологу.

Исследования для выявления патологии:

1- Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.

2- Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.

3- Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

4- Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.

5- МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.

Теперь, выявим этапы исследования ребенка логопедом:

1- Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп, интенсивность и ритм речи. Каков словарный запас.

2- Физиология. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.

3- Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.

4- Письменная речь. Детям школьного и дошкольного возраста (старше 5 лет) предлагают написать текст, по которому можно анализировать письменную речь ренка.

Как известно, массаж оказывает положительное влияние на весь организм человека . При массаже любой части тела, наблюдается положительное воздействие на весь организм в целом. Если говорить о массаже, используемом в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами можно выделить этапы логопедического воздействия:

1) подготовительный этап. Сюда входит логопедический массаж.

2) этап, в который будут формироваться первичные произносительные и коммуникативные навыки.

Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия. Он

используется при коррекции тяжелы речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, он улучшает состояние голоса и речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, который страдает речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной часть комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж широко используется в логопедической работе с людьми, у которых диагностируют дизартрию, в том числе и ее стертые формы. Существует целый комплекс специальных массажных упражнений, оказывающих благотворное влияние на человека с дизартрией. Здесь, перед нами может стоять несколько целей - снять тонус с мышц лица или, наоборот, повысить тонус, улучшить качество артикуляционных движений, укрепить мышцы лица и пр.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

1- Мелкой моторики. (творчество).

2- Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.

3- Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.

4- Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.

5- Коммуникация и выразительность.

Итак, поговорим о этапах логопедического массажа при дизартрии:

Расслабляющий массаж нужно проводить дозировано. Начинать массаж при дизартрии нужно с двух-пяти минут, постепенно увеличивая время, до 20 минут.

1) Движения будут распространяться, только, на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса. В том месте, где мышцы вялые - применяется тонизирующий укрепляющий массаж.

На этапе, когда у ребенка формируются первые произносительные и коммуникативные навыки применяют расслабляющий массаж мышц лица.

2) Движение от бровей к волосистой части головы.

3) Движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

4) Затем приступают к расслабление мышц губ.

5) Тренировка мышц языка, после общего расслабления мышц и всех проделанных упражнений.

Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации

мышечного тонуса, пациент ,в ряде случаев, может заговорить внятно в один миг, т.е. спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, можно обеспечить положительный эффект.

Упражнения:

1. Массаж для языка. Повернуть его вправо и влево, вверх, вниз, спрятать, расслабить, облизнуть губы.

2. Гимнастика для щек. Надуваем щеки, поочередное надувание щек, вибрации губами, зажимание щек между зубами, фиксация любого упражнения.

3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрываем и закрываем рот, зубами захватить что-то съедобное, привязанное к ниточке, которую держит специалист-логопед.

4. Речевое дыхание. Проводится дыхательная гимнастика

Только при наличии соблюдения данных принципов и методов лечения можно обеспечить высокую эффективность логопедического массажа, а, следовательно, более высокий результат коррекционно-педагогической работы.

Выводы. В рамках данной статьи, мы рассматриваем проблему работы логопеда с таким заболеванием, как дизартрия. Именно дизартрия является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи у детей с 4,5-6 лет. Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

Нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной системы. Именно так, можно характеризовать синдром дизартрии у детей. Дизартрия имеет несколько форм, которые отличаются друг от друга местом поражения в коре головного мозга и внешними особенностями проявления.

Логопедическое воздействея при дизартрии имеет комплексный характер. Здесь мы говорим о коррекции звукопроизношения, которая сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Артикуляционный массаж и гимнастика, логопедическая ритмика, а иногда, и общая лечебная физкультура, физиотерапия и медикаментозное лечение

- вот, основные киты, на которые опирается логопед в работе с детьми с дизартрией.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Литература:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 234 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.:АСТ:Астрель, 2008. - 123 с.

3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 112 с.

4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.:Академия, 2003. - 96 с.

5. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.