стрессоустойчивость, ответственность, стабильность, быстрая реакция, стремление к наилучшим результатам, толерантность, умение работать в команде.
Событийному туризму, как педагогической проблеме, совсем недавно стали уделять внимание ученые, педагоги-практики. В процессе подготовки будущих менеджеров сферы туризма, необходимо приобретать знания в области обычаев и традиций, что всегда являлось мотивацией для изучения других территорий. Интерес на событийный туризм в России значительно вырос благодаря проведению Олимпийских игр в Сочи. Данный опыт, как и деятельность выставочного комплекса «Атамань», трудно переоценить: это позиционирование страны, продвижение культурных событий на мировой туристский рынок, возможность осуществлять межкультурный диалог. Культурные события постепенно становятся неотъемлемой частью туризма, что определяет перспективность подготовки специалистов для социономической сферы деятельности.
Литература:
1. Алексеева О.В. Событийный туризм и ивент-менеджмент // Российское предпринимательство. -2011. - Том 12. - № 6. - С. 167-172.
2. Биржаков Б.М. Введение в туризм. - М-СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. - 543 с.
3. Лагусева Н.Н. Научное сопровождение профессионального туристского образования: монография. -М., Логос, 2012. - 245 с.
4. Марасанова, В.М. Теоретические основы социально-культурного сервиса и туризма: учеб. пособие / В.М. Марасанова; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2008 - 108 с.
5. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации / Е.В. Мошняга; РМАТ. - М.: Сов. спорт, 2010. - 219 с.
6. Туравец Н.Р. Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов / Культурная жизнь Юга России. - 2018. - № 1 (68). - С. 140-143.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 - туризм (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 8 июня 2017 г. (№ 516).
8. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном округе Российской Федерации: монография / В.А. Черненко, Т.Ю. Колпащикова. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012 - 179 с.
9. Getz D. Event tourism: Définition, évolution, and research // Tourism Management. - 2008. - №29. -403-428 р.
Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Ладина Яна Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ДИЗАРТРИИ, ЗНАЧЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос диагностики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. Предлагается авторская (Жулина Е.В., Ладина Я.О.) комплексная диагностическая методика обследования дизартрии с позиции основных сторон речи (строение артикуляционного аппарата, состояния мимической мускулатуры, состояния тонуса мышц, состояние звукопроизношения). Предлагаются авторские методы логопедического массажа для устраниения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста (5-6 лет). Ключевые слова: дизартрия, диагностика, логопедический массаж, дошкольники.
Annоtation. This article deals with the diagnosis of articulatory apparatus in children with dysarthric disorders of preschool age. The author's (Zhulina E. V., Ladina Ya. O.) complex diagnostic method of examination of dysarthria from the position of the main sides of speech (the structure of the articulation apparatus, the state of the facial muscles, the condition of the muscle tone, the state of sounds). The author's methods of speech therapy massage for elimination of violation of sound reproduction in children with dysarthric disorders of preschool age (5-6 years) are offered.
Keywords: dysarthria, diagnostics, Speech therapy massage, preschoolers
Введение. Дизартрия - это нарушение произношения, которое обусловлено иннервацией речевого аппарата при поражениях подкорковых и заднелобных головного мозга. В статье мы рассмотрим этапы комплексного обследования этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи.
При дизартрии нарушается моторика артикуляционного аппарата, наблюдаются медленные, недостаточно точные движения языка и губ. Также, мы можем увидеть расстройство жевания и глотания. Речь несколько замедленна, заметна смазанность при произнесении звуков. Произношение сложных по артикуляции звуков- самое распространенное нарушение: ж, ш, р, ц, ч.
При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.
Можно выделить несколько основных направлений логопедической работы при дизартрии - это нормализация моторики артикуляционного аппарата; развитие артикуляционных движений; формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе; преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия.
Проблема дизартрии и логопедического массажа считается важной в работе с детьми 5-6 лет. Недоразвитие речи влечет за собой сужение знаний о мире, который окружает ребенка, задержку в понимании необходимости общения, специфичность развития самой речи, проблемы в общении с соцйиумом, психологические растройства.
В настоящее время дизартрия - это актуальная проблема, так как в последние годы резко увеличился процент детей с речевой патологией обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Необходимость мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%-36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.
Самые тяжелые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные проявления дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР. умственно отсталых и др. Легкие степени дизартрии /стертые/ встречаются очень часто у детей с ОНР (50-80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом сложная дислалия, в результате тщаельного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).
Для устранения дизартрии используется комплексный подход, который включает в себя три блока:
1 - Медицинский (определяет врач-невропатолог).
2 - Психолого-педагогический.
Здесь делается упор на развитие сенсорных функций, развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, предупреждаем графические ошибки на письме. Этот аспект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен (Л.А. Данилова, Н.В. Симонова, И.Ю. Левченко и другие).
3 - Логопедическая работа и логопедический массаж, которые проводится преимущественно в индивидуальном плане.
Изложение основного материала статьи. Логопедический массаж - это процедура, которая позволяет скорректировать произношение, усовершенствовать и скорректировать тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту, в нашем случае - ребенку, расслабиться. Тонус артикуляционных мышц - это единственная причина для назначения логопедического массажа.
При обследовании ребенка с дизартрией, необходимо провести ряд исследований, чтобы создать полную картину дефекта и разработать схему логопедического воздействия:
I. Анатомическое исследование аппарата речи: осмотр языка, строение зубов, твердого неба и мягкого неба, челюстей и губ. При этом мы определяем строение аппарата речи и насколько оно отвечает норме.
II. Обследование мимики в состоянии покоя и в динамике:
1) Исследование подвижности мышц бровей и мышц лба.
2) Исследование подвижности глазных мышц.
3) Исследование подвижности мышц щек.
4) Наблюдение за непроизвольной мимикой.
5) Исследование фиксации мимики в общем.
6) Удержание мимики в одном положении.
III. Изучение состояния мышечного тонуса непроизвольно артикуляционной моторики и артикуляционной моторики: губной, язычной и мускулатуры лица.
Оценивается тонус мышц артикуляционного аппарата в состоянии полного покоя, при малейших побуждениях к речевой деятельности, в ходе самой речи, при мимических движениях, при общих движениях и артикуляционных. Наблюдение за мышечным тонусом в органах артикуляции (губной, лицевой и язычной мускулатуре). Все факторы оцениваются при совместном осмотре невропатолога и логопеда.
У детей с дизартрией нарушения, где наблюдается тонус мышц отличаются такие особенности, как: наличие или отсутствие гипомимии, ассиметрия лица, сглаженность складок около носа, синкинезия, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, гиперсаливация, тремор языка, отклонение языка в какую-либо сторону.
Изучение двигательной функции артикуляционного аппарата:
1) "Задание по показу" с просьбой повторить увиденное. Благодаря данному заданию исследуем двигательную функцию губ.
2) "Задание по показу" + словестная инструкция. Благодаря данному заданию исследуем двигательную функцию челюсти.
3) "Задание по показу" + словестная инструкция. Благодаря данному заданию исследуется двигательная функция языка, качество его движений, объем языка.
4) Исследование движений мягкого неба.
5) Обследование продолжительности и силы выдоха.
IV. Изучение произношения звуков.
При оценке состояния произношения звуков необходимо выделить следующее:
1) Какого количество звуков, которые были нарушены.
2) Какие группы фонетики нарушены.
3) Каков характер произношения нарушен (замены, отсутствие звуков, искажения, смешение).
V. Изучение мимики.
Мимическая моторика является одним из самых значимых этапов диагностики дизартрии. Дети, страдающие дизартрией, испытывают трудности в поднимании бровей, им тяжело сморщить нос, надуть щеки или прищурить глаза.
VI. Изучение мелкой моторики.
У детей 5-6 лет с диагнозом «дизартрия» общемоторную сферу характеризуют неловкими, скованными, замедленными и недифференцированными движениями. Также, может наблюдаться ограничение объема движений верхних конечностей и нижних конечностей, как правило, с одной стороны. В редких случаях, подвижность бывает резко выражена, а движения являются бесцельными и непродуктивными. Мышечный тонус рук при подъеме их вверх, может наблюдаться легкий тремор пальцев, отклонение языка в больную сторону, небольшие гиперкинезы языка - все эти признаки свойственны ребенку с дизартрией.
Логопедический массаж. Устранение нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольн»ого возраста (5-6 лет).
Рассмотрим технику и упражнения при выполнении массажа при коррекции дизартрии у детей 5-6 лет по этапам:
1 этап - подготовка и массаж ШВЗ (шейнворотниковой зоны).
Перед началом массажа, направленого на расслабление артикуляционной мускулатуры, необходимо добиться расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Легкие движения головой ребенка- будут хорошим началом логопедического массажа.
Положение пациента полусидя или лежа на спине:
а) Шею ребенка логопед придерживает одной рукой сзади, другой рукой поворачивает шею ребенка круговыми движениями в одну и другую сторону. Колличество повторение 5-7 раз.
б) Медленные и плавные движения в правую и левую сторону, движения назад и вперед. Колличество повторений (~ 5-7 раз).
Расслабление шейного отдела провоцирует расслабление языка, что и является задачей логопеда-массажиста.
Расслабление оральной мускулатуры можно добиться легкими поглаживаниями, похлопывающими движениями по ходу мышц лица, губ, шеи и языка. Движения производятся двумя руками в направлении от периферии лица к центру. Характер движений должн быть легким, скользящим, слегка придавливающим, но не растягивающими кожу пациента. Любое упражнение повторяется, не менее, 5-7 раз.
2 этап - массаж мышц лица:
Линии на лице имеют особые направления, которые использует массажист в своей деятельности:
1. От уровня бровей к уровню роста волос.
2. От средней части лба к височным областям.
3. От внутреннего угла глаза к наружному углу по направлению верхнего века и в обратном направлении по направлению нижнего века.
4. От крыльев носа к вискам.
5. От углков ртовой полости к ушам.
6. От серединей линии подбородка к началу уха.
7. По мышцам шеи. Направление - снизу вверх.
Растирание:
1) Растирание начинается с подбородка к углам рта. Характер движений - спиралевидный.Затем, от уголков движение производится к середине верхней губы, далее, к крыльям носа и середине спинки носа.
2) Растирание мышц носа. Фиксируется подбородок, благодаря пальцам массажиста, подушечками пальцев производятся круговые движения от крыльев носа к середине спинки носа. Колличество повторений ~ 10.
3) Растирание мышц лба. Подушечками пальцев, с легким нажимом, прямыми движениями от середины лба направляемся к височным областям, далее - от бровей к линии роста волос.
4) Растирание мышц щек. Здесь используются все приемы. Направление может быть любым. После применения растирания все области «разглаживают» подушечками пальцев.
Разминание:
1) Массажируя подбородок, возможно использование волнообразных движений и потряхиваний. Движение повторяют 2-3 раза.
2) Массажируя подбородок и щеки движения начинают от середины подбородка. Большая часть разминания производится тыльной стороной согнутых пальцев круговыми движениями.
3) Этап разминания заканчиваем щипковыми движениями области подбородка и щек.
Примечание.
Растирание и разминание запрещены при спастике мышц. При спастике мышц лица, проводят массаж по массажным линиям в вышеописанной последовательности, используют плоскостное поглаживание, разной направленности и глажение. Вибрация, использующаяся при спастике мышц должна быть неприрывистая, продолжительная, мелкая, с малой амплитудой движения.
После проведения массажа лица проводят пассивную гимнастику мимики.
3 этап - Массаж языка.
При повышенном тонусе в мышцах языка, массаж рекомендуется проводить следующим образом:
Сегментарный массаж языка проводят, используя стерильный бинт или резиновые перчатки, используя и щипцеобразное, и плоскостное, и спиралевидное поглаживание. Также, продольное и поперечное.
Вибрация, используемая при массаже языка должна быть непрерывистой и с малой амплитудой. Завершают массаж языка элементами поглаживания.
Что касается массажа языка при пониженном тонусе мышц, то мы можем наблюдать: тонкий язык, который лежит в полости рта, губы не могут смыкаться и очень вялые, выражена гиперсаливация и рот, в случае гипотонии, постоянно приоткрыт. Тонизирующий и укрепляющий массаж будет наиболее уместен при гипотонии мышц языка.
4 этап - массаж рук.
Пальцы рук сильно связаны с мозгом и всеми внутренними органами.
1) Массаж необходимо начинать с мизинца, направляясь от ногтя к основанию, прорабатывая каждый сустав. Количество повторений 3-4 раза.
2) Массаж ладоней, используя приемы поглаживания, разминания и растирания.
3) Возможно использование вспомогательных средств-деревянных и резиновых массажеров, резиновых мячиков.
4) Используя приемы поглаживания, растирания, выжимания, поднимаемся массажными движениями от кисти рук до области плеча.
Массаж рук необходимо завершить пальчиковой гимнастикой.
Выводы. Разработанная авторская комплексная методика обследования дизартрии позволит выявить степень проблемы у детей 5-6 лет.
Данная комплексная методика дает возможность подобрать методы исследования дизартрии и подобрать комплекс упражнений для логопедического массажа при дизартрии у детей 5-6 лет. Все методы и приемы логопедического массажа, которые мы описали в статье, могут использоваться логопедами в своих занятиях, т.к. программа работает и показывает положительную динамику. Можно с уверенностью сказать, что при использовании логопедического массажа повышается эффективность коррекции произношения звуков у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста ( 5-6 лет).
Литература:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 234 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.:АСТ:Астрель, 2008. - 123 с.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 112 с.
4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.:Академия, 2003. - 96 с.
5. Копылова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.
6. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 2005. — 192 с.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 448 с.
8. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. // Специальное образование. - 2010. №2. - с. 68-81.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ермолинская Елена Александровна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦАЦИЯ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают актуальные проблемы современной общеобразовательной школы, возникающие в процессе гуманитаризации образования и роли предметов художественно-эстетического цикла в учебном процессе. Также определяются возможности интегрированных форм обучения.
Ключевые слова: художественное образование, педагогические технологии, гуманитаризация образования, самообразование, самообучение, продуктивное общение, полихудожественное развитие, интегрированное преподавание, модернизация, цифровые технологии.
Annotation. In this article, the authors consider the current problems of modern secondary school, arising in the process of humanization of learning and the role of subjects in the artistic and aesthetic cycle in this process.It also identifies the capabilities of integrated learning.
Keywords: art education, pedagogical technologies, humanitarization of education, self-education, self-study, productive communication, poly-artistic development, integrated teaching, modernization, digital technologies.
Введение. В статье рассматривается роль и значение искусства в развитии и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимость формирования у детей потребности общения с произведениями разных видов искусства в контексте современных социальных условий. Особое внимание уделяется необходимости по-новому взглянуть на проблему художественно-эстетического развития ребенка, на формирование единого образовательного пространства силами предметов искусства, развитие мыслительного аппарата и формирование познавательного интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статья отражает современные научные достижения в области художественной педагогики, психологии, эстетики, учитывает особенности развития социума, современные образовательные концепции, опирается на педагогический опыт авторов и результаты их экспериментальной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Современное состояние педагогической парадигмы художественного образования в общеобразовательной школе, как и все образование в целом подчиняется процессам, происходящим в социуме, процесс развития которого с каждым годом набирает обороты во всех областях наук, которые, в свою очередь, в достаточной мере соподчинены цифровым технологиям, позволившим сделать доступным информацию из любой точки мира. Естественно, что такая динамика развития социума не позволит конкурировать с инновациями в методике и педагогическими технологиями, если взгляды на эти технологии и концепции модернизации образования не будут пересмотрены кардинальным образом. О чем, собственно идет речь. Речь идет о том, что так называемые «основные» школьные дисциплины, как бы они не старались соответствовать научным открытиями, будут значительно отставать в транспортировании этих открытий учащимся. Данный процесс напоминает освоение учащимися знаний на основе механического и постепенного их приращивания и постепенного расширения области знаний по отдельно взятым дисциплинам. Этот путь изначально проигрышный, т.к. объем усвоенного материала имеет определенное ограничение по возрастным и психофизиологическим параметрам. Образование должно стать не образованием знаний, а образованием пониманий как высшей точкой усвоения, которое, по выражению В.Г. Ражникова, имеет три стадии реализации - понять, принять, присвоить. Развитие