ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССАЖА НА РЕЧЕВУЮ ФУНКЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
THE EFFECT OF MASSAGE ON THE SPEECH FUNCTION OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS
Калиниченко Ксения Станиславовна
студент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград, Россия Kalinichenko Kseniya Stanislavovna
student
Volgograd state social- pedagogical University
Volgograd, Russia
Нагайцева Ирина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Volgograd state social- pedagogical University social and pedagogical University,
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем проблемы речи у детей и методы их коррекции. В частности, метод массажа. Статья раскрывает воздействие общего и логопедического массажа на речевую функцию детей, даются рекомендации по проведению массажа для родителей.
Abstract. In this article, we consider speech problems in children and methods of their correction. In particular, the method of massage. The article reveals the impact of General and speech therapy massage on the speech function of children, and provides recommendations for massage for parents.
Ключевые слова: Массаж, речевые нарушения, логопедия, коррекция, физическая культура.
Keywords: Massage, speech disorders, speech therapy, correction, physical education.
В настоящее время актуальной является проблема развития детской речи. Количество детей с речевыми нарушениями растет, в то время как развитие речи влияет на формирование мышления, эмоциональной и волевой сфер ребенка. Часто наблюдаются следующие особенности: преобладание односложной, «ситуативной» речи, отсутствие распространенных предложений в речи; скудный словарный запас; бедная диалогическая речь, трудности в формулировке вопросов и ответов; трудности в построении монолога; отсутствие навыков культуры речи (использование интонации, регуляция громкости голоса, темпа и т.д.); «сма-занность» всех звуков речи; нарушения звукопроизношения. О нарушениях речи говорят логопедические заключения: дислалия, дизартрия, алалия, заикание, ринолалия и т.д.
Исследователи выделяют несколько групп причин возникновения речевых нарушений. Прежде всего, это причины органического или функционального характера. Рассмотрим группу причин органического характера.
Во-первых, это внутриутробные патологии, влияние вредных факторов во время беременности. В этот период формируются все системы органов ребенка, и нарушить его развитие могут следующие факторы: гипоксия плода; вирусные заболевания, механические травмы, стресс матери; несовместимость крови матери и плоды; курение, наркомания, алкоголизм; нарушение сроков вынашивания плода. Во-вторых, повлиять на речь может наследственная предрасположенность, генетические аномалии. В-третьих, вредности родового периода. Это родовые травмы, асфиксия, малая масса тела. В-четвертых, тяжелые заболевания, перенесенные в первые годы жизни ребенка.
Вторая крупная группа нарушений - нарушения функционального характера. К ним относятся неблагоприятные условия социально-бытовой жизни ребенка; соматическая ослабленность; психологические травмы; подражание дефектной речи окружающих людей. [5]
Для коррекции речевых нарушений применяются различные методы. Например, различные игровые методы, логоритмические и речевые упражнения, творчество, наглядность и т.д. В логопедической практике среди методов коррекции важное место занимает массаж. Применяется как общий, так и частный - логопедический -массаж, включающий в себя воздействие на мышцы, отвечающие за артикуляцию. Он может проводиться на всех этапах коррекционной работы, но особенно значим на начальном этапе.
Массажем, по определению большого энциклопедического словаря, называют механическое воздействие специальными приемами на поверхность тела или какого-либо органа с лечебной или гигиенической целью. Данный метод актуален в настоящее время, воздействие массажа способно восстановить нормальную деятельность человеческого организма, расслабить, улучшить внешний вид, поспособствовать лечению различных заболеваний.
Метод массажа включает в себя несколько основных приемов: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Благодаря правильному, дозированному воздействию данных приемов на организм достигается повышение эластичности мышечных волокон, замедление их атрофии, улучшение их сокращения: увеличивается приток кислорода к мышцам, улучшаются кровообращение и окислительно-восстановительные процессы. Также, исходя из целей массажа, повышается или снижается общая нервная возбудимость пациента, значительно улучшается трофика тканей, деятельность различных внутренних органов [2].
В широком смысле, массаж подразделяют на общий и частный (местный, локальный). В процессе общего массажа массируется все тело человека. Частный же массаж включает в сеанс воздействие на какую-либо часть тела, в зависимости от цели процедуры. Он проводится более тщательно, чем общий, воздействие на массируемую область включает большее количество приемов.
При некоторых речевых нарушениях логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Например, в систе-
ме коррекционных мероприятий по преодолению дизартрии логопедический массаж обязателен. При данном нарушении страдает артикуляционная моторика: в мышцах наблюдается гипотония, спастичность или дистония. Как следствие, нарушается звукопроизношение, появляются фонетические дефекты, речь невнятна, малопонятна. Логопедический массаж необходим для нормализации мышечного тонуса, что способствует эффективной коррекции данного нарушения [1]. Помимо дизартрии, логопедический массаж применяется в коррекции заикания, ринолалии, алалии, при укороченной уздечке языка.
Так как речевая функция связана с дыхательной системой, актуальны и различные виды массажа грудной клетки, шейно-воротниковой области. Растирание и разминание мышц спины, шейных и межреберных мышц, области прикрепления диафрагмы к ребрам и проч. улучшают дыхательную функцию и снимают утомление дыхательной мускулатуры. Такой массаж способствует развитию речевого дыхания, которое характеризуется быстрым, глубоким вдохом и медленным выдохом. [4]
При применении массажа в логопедической практике большое значение имеет регулярность. В зависимости от речевого нарушения и его тяжести, логопед выбирает количество сеансов массажа, необходимых для повышения эффективности проводимой коррекционной работы. Помимо этого, родители ребенка могут применять элементы логопедического массажа, предварительно получив инструктаж и обучившись у логопеда.
Мы выделили специальные рекомендации для родителей, уже обученных основным приемам массажа. Особое внимание необходимо уделить помещению, где будет проводиться процедура. Следует проветрить его, установить температуру 22-24°С, исключить громкие шумы во время сеанса. Родитель, проводящий массаж, должен следить за чистотой своих рук, коротко остричь ногти; желательно, чтобы его ладони были теплыми и сухими. Ребенок во время массажа принимает комфортную, расслабленную позу сидя или лежа. Релаксации способствует также спокойная, тихая музыка. При соответствии данным рекомендациям проводимые дома элементы массажа повышают эффективность логопедической работы и способствуют скорейшей нормализации мышечного тонуса у ребенка.
Важно помнить, что массаж противопоказан при аллергических реакциях, сыпи, ранах, кожных заболеваниях, любых простудных заболеваниях.
Массаж лица в домашних условиях может проводиться по следующей схеме. Лоб: поглаживающие движения по направлению от середины лба к вискам; поглаживающие и разминающие движения от бровей до волосистой части головы. Щеки: поглаживание, разминание от угла рта по щечной мышце, от скуловой кости к нижней челюсти; вибрация по всей поверхности щек (двумя ладонями). Нос: поглаживания и растирание вдоль крыльев носа; поглаживание носогубной складки от крыльев носа к губам. Рот: массируются верхняя и нижняя губа от центра к уголкам: поглаживается, растирается между большим и указательным пальцем; точечно массируется подбородок [3].
Проведение массажа - полезное дополнение к обычной коррекционной работе. Но, родителям необходимо понимать, что с нарушением не справиться, применяя только метод массажа. При соблюдении всех рекомендаций логопеда,
совместной работе специалиста и родителей, регулярных занятиях, работа по исправлению речи является наиболее эффективной.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М. : АСТ ; Астрель; Владимир : ВКТ, 2008. 115 с.
2. Блыскина И. В.Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 112 с.
3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М. : Издательский центр «Академия». 2005. 96 с.
4. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М. : Айрис-пресс, 2015. 112 с.
5. Краузе Е. Н. Логопедия. СПб. : КОРОНА принт, 2003. 208 с.
References
1. Arkhipova E. F. Logopedicheskiy massazh pri dizartrii [Speech therapy massage for dysarthria]. Moscow, AST Publ., Astrel Publ., Vladimir, VKT Publ., 2008,115 p.
2. Blyskina I. V.Kompleksnyy podkhod k korrektsii rechevoy patologii u detey. Logopedicheskiy massazh [Complex approach to correction of speech disorders in children. Speech therapy massage]. St. Petersburg, DETSTVO-PRESS Publ., 2017, 112 p.
3. D'yakova E. A. Logopedicheskiy massazh [Speech therapy massage]. Moscow, Academy Publ., 2005, 96 p.
4. Miklyaeva Yu. V. Logopedicheskiy massazh i gimnastika. Rabota nad zvukoproiznosheniem.[Speech therapy massage and gymnastics. Work on sound reproduction]. Moscow, Iris-press Publ., 2015, 112 p.
5. Krauze E. N. Logopediya [Speech Therapy]. St. Petersburg, KORONA print Publ., 2003, 208 p..