Научная статья на тему 'Значение курса гуманитарных дисциплин по обеспечению стратегических национальных приоритетов Российской Федерации'

Значение курса гуманитарных дисциплин по обеспечению стратегических национальных приоритетов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарные дисциплины / философия / этика / логика / национальные приоритеты России / система образования / humanities / philosophy / ethics / logic / national priorities of Russia / education system

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михалев С. В.

В свете современных противоречий и конфликтов важно переосмыслить гуманитарные знания и их передачу, чтобы формировать личность через систему образования. Курсы гуманитарных дисциплин играют важную роль в ясном понимании и закреплении нравственных ценностей, что призвано привести к уменьшению агрессии и ненависти в обществе. Опираясь на авторский опыт преподавания курса гуманитарных дисциплин, определены задачи преподавания и проблемы российского образования. Представлено пятнадцать критериев духовно-нравственного развития, которые должны быть положены в основу гуманитарного образования. Предложенный подход призван обратить внимание студентов на проблемы гуманизма, толерантности и неприятия насилия, что является важным в формировании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Михалев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of the humanities course in ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation

Considering modern contradictions and conflicts, it is important to rethink humanities knowledge and its transmission in order to shape the individual through the education system. Humanities courses play an important role in clearly understanding and consolidating moral values, which is intended to lead to a reduction in aggression and hatred in society. Based on the author’s experience of teaching a course in the humanities, the teaching objectives and problems of Russian education are identified. Fifteen criteria for spiritual and moral development are presented, which should be the basis of humanitarian education. The proposed approach is designed to draw students’ attention to the problems of humanism, tolerance and non-acceptance of violence, which are important in the formation of personality.

Текст научной работы на тему «Значение курса гуманитарных дисциплин по обеспечению стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»

Михалев С.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии.

Московский Университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Значение курса гуманитарных дисциплин по обеспечению стратегических национальных приоритетов Российской Федерации*

Аннотация. В свете современных противоречий и конфликтов важно переосмыслить гуманитарные знания и их передачу, чтобы формировать личность через систему образования. Курсы гуманитарных дисциплин играют важную роль в ясном понимании и закреплении нравственных ценностей, что призвано привести к уменьшению агрессии и ненависти в обществе.

опираясь на авторский опыт преподавания курса гуманитарных дисциплин, определены задачи преподавания и проблемы российского образования. Представлено пятнадцать критериев духовно-нравственного развития, которые должны быть положены в основу гуманитарного образования. Предложенный подход призван обратить внимание студентов на проблемы гуманизма, толерантности и неприятия насилия, что является важным в формировании личности.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, философия, этика, логика, национальные приоритеты России, система образования.

Mikhalev S.V.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot.

The importance of the humanities course in ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation

Abstract. Considering modern contradictions and conflicts, it is important to rethink humanities knowledge and its transmission in order to shape the individual through the education system. Humanities courses play an important role in clearly understanding and consolidating moral values, which is intended to lead to a reduction in aggression and hatred in society.

Based on the author's experience of teaching a course in the humanities, the teaching objectives and problems of Russian education are identified. Fifteen criteria for spiritual and moral development are presented, which should be the basis of humanitarian education. The proposed approach is designed to draw students' attention to the problems of humanism, tolerance and non-acceptance of violence, which are important in the formation of personality.

Key words: humanities, philosophy, ethics, logic, national priorities of Russia, education system.

* © Михалев с.В., 2024.

Значение курса гуманитарных дисциплин по обеспечению стратегических национальных приоритетов Российской федерации

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что на отечественную систему образования в сложный и ответственный период истории возлагаются особые надежды, и важно обеспечить полную готовность соответствовать стратегическим национальным приоритетам. Система образования становится одним из ключевых инструментов формирования личности и достижения целей национального общественного развития. Она должна научить человека жить, причем достойно и ответственно, во благо и себя, и близких, и общества в целом, соизмеряя собственные выгоды с общественными и стремясь гармонично развиваться вместе с государством и обществом.

она призвана формировать смыслы жизни, которые в современном российском социуме являются не вопросом, а догматом - стать человеком; ибо, как отмечает Президент Российской Федерации В. В. Путин, «...семейные, традиционные ценности, ... делают человека человеком» [9].

сказанное обусловливает необходимость пересмотра подходов к изучению и преподаванию ряда дисциплин, в том числе (и в первую очередь) гуманитарных, на ценность которых в условиях растущей технологизации общества все реже обращают внимание.

Курсы гуманитарных дисциплин, несмотря на ряд содержательных отличий, имеют много общего, и, в первую очередь, призваны демонстрировать, прояснить и навсегда зафиксировать в понимании индивида то обстоятельство, что настолько, насколько люди понимают и сознательно являют базовые нравственные ценности (в том числе, прежде всего, вследствие глубокого усвоения гуманитарных знаний), настолько вероятно, что из общества уйдут агрессия, ненависть, нелюбовь.

В современных перипетиях конфликта Запада и Востока, массового потребления и традиционных ценностей, деструктивного развращения молодежи и патриотического настроя многих представителей подрастающего поколения, представляется исключительно важным переосмыслить те гуманитарные знания и процесс их донесения, которые формируют личность через воздействия со стороны отечественной системы образования.

Методология

Для достижения поставленной цели было проведено тематическое исследование, основанное на качественных методах сбора информации.

Основным методом сбора информации являлся анализ документов и научных источников. Сбор и последующий анализ осуществлялся по двум типам:

1. Работы И Канта [3] , Г.Ф.В Гегеля [2], В.И. Ульянова (Ленина) [5, 6], которые позволили отследить как менялось представление о нравственности и морали в истории общественной мысли. За последнее время данные категории претерпели определенные, как правило, существенные изменения в смысловом и идеологическом наполнении.

2. Нормативные документы, опубликованные за последних три года, определяющие перспективу развития Российского общества и содержащие указание на ключевые национальные приоритеты [11, 12]. Положения стратегических документов обновляют требования к российской системе образования на всех уровнях, включая, в том числе, высшее профессиональное образование, и не могут не затрагивать аспекты преподавания ряда дисциплин, в рамках которого не только закрепляется неуклонная приверженность профессора, педагога, исследователя - действующего или будущего - к защите,

сохранению и преумножению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, но и, как думается, определяют вектор трансформации ключевых целей образовательной деятельности.

Реализация руководящих документов стратегического развития во многом производится через образовательную среду, задействованную в подготовке не просто кадров для российской экономики и общества, а воспитанием ответственного гражданина.

Результаты

1. Основы гуманитарных дисциплин в системе высшего образования

исторически сложилось, что в основе гуманитарных дисциплин в системе высшего образования находятся, прежде всего, философия, этика и логика. философия нацелена на развитие любви человека к мудрости, а также на формирование прогностической парадигмы по отношению к самому себе и к обществу. Этика - это научение любви, прежде всего, к ближнему, однако такой, в которой проявляется и высокое чувство любви и уважения индивида к самому себе. Логика - это, как думается, в первую очередь формирование рассудка человека

Представляется, что в освоении курса гуманитарных дисциплин, основная задача обучающихся - научиться видеть и понимать главное, уяснить понятия как главную форму познания. Как думается, все или, по крайней мере, многие проблемы современного человечества происходят из-за того, что мы не мыслим «единичными определенными понятиями». Например, основная категория христианской веры - любовь; любовь в христианстве - это жертвенность [1, С.92-100], и больше ничего: другие определения отсутствуют, или не наполнены смыслом, пустые.

Принципиально важно объяснить и доказать значение догматических категорий «нравственность» и «мораль». И, естественно, категории любви.

Многолетний опыт преподавания показывает, что в сознании обучающихся не складывается «алгоритм жизни», не формируется адекватный категориальный аппарат, при помощи которого можно понимать, прежде всего, самого себя, а также собственное социальное окружение и, что представляется наиболее важным, - понимать смысл жизни человека и являть его в своей жизнедеятельности.

В данном контексте, при донесении основных идей в рамках курса философии необходимо сочетать излагаемые темы с осмыслением аспектов бытия самой личности, формируя, при этом, ее определенность. Категории «мировоззрение», «основной вопрос философии», сами функции философии должны первоочередным образом побуждать обучающихся к самоопределению. Преподавание философии в значительной степени развивает человеческий потенциал, но лишь только тогда, когда у слушателей появится заинтересованность в собственном развитии. Принципиально важно объяснить, в чем заключается «развитие человеческого потенциала», которое определено в качестве приоритетного направления повышения качества российского образования [10].

Теория и история философии объективно не существуют (и, тем самым, не могут преподаваться) в отрыве от этики - философии практической. Базовые категории этики в массовом общественном сознании, по-прежнему, остаются не понятыми, прежде всего, в силу различного толкования и, как следствие, поведенческая мотивация человека (обучающихся) дезориентиро-

вана. В этой связи значение преподавания курса «Профессиональная этика и служебный этикет» в образовательном процессе формирует одну из опор фундамента практической работы по повышению качества образования.

Задача курса этики - помочь слушателю осмыслить адекватное моти-вационное начало своего поведения, привести обучающего не только к правильному выбору поступка, а открыть и приумножить свой духовный потенциал. В этом отношении педагогический аспект преподавания курса этики является главенствующим.

Усвоение слушателями названного курса можно добиться путем объяснения значения таких категорий как «нравственность» и «мораль», понимание которых задает интеллектуальные основания для усвоение всего курса.

Краткий философский словарь 1954 года под редакцией М. Розенталя и П. Юдина отождествляет понятия нравственности и морали: «мораль, нравственность - правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания. Нравственности, взятой вне человеческого общества... не существует, это обман. В классовом обществе мораль имеет классовый характер. нравственность не абстракция, а историческая категория» [4, С. 366].

Можно с уверенностью предположить, что данный постулат утвердился и в общественном сознании, и в отечественной науке до наших дней. В частности, «Философский энциклопедический словарь» фактически отождествляет категории мораль и нравственность [14, С. 429].

Как представляется, простое отождествление понятий нравственности и морали в отсутствие понимания спе-

цифики их взаимосвязи в значительной степени обделяет становление детерминированного мировоззрения личности. И, в свою очередь, искажает представление о понятии человека как категории философии и этики, в связи с чем принципиально важно предлагать слушателям внутреннюю логику взаимосвязи упомянутых совершенно разных категорий - морали и нравственности.

Наиболее простой и доходчивой вариант формулировки понятия нравственности (что подтверждает опыт проведения автором практических занятий с курсантами), как сущности, т. е. как базовые принципы становления человека и общества. А понятие морали, в свою очередь, как явления - отражения в действиях (позиции) человека и общества базовых принципов, т. е. нравственности. Предложенное разграничение категорий, помимо прочего, учитывает и отражает гегелевский подход к пониманию объективности нравственности и субъективности морали.

С этой простой, на первый взгляд, позиции, запускается исключительно важный процесс переосмысления: у индивидуума (личности) восстанавливается (формируется) адекватное представление о логике жизни человека, появляется целеполагание, видение смысла жизни. становится понятным, что мировоззрение формирующейся личности являет собой, прежде всего, систему ценностей, которая, в свою очередь, лежит в основе главного моти-вационного вектора жизни индивида -«иметь» или «понимать».

Для примера могут быть предложены следующие вопросы и ответы на них:

— как российское общество являет нравственность? Ответ: введен мораторий на смертную казнь, (обществом явлен нравственный принцип - не убий);

— что есть мораль применительно

к человеку? Ответ: явление его сущности, его действия (либо бездействия), отражающие понимание им мира, в котором он живет, и, безусловно, понимание (человеком) базовых нравственных принципов.

Представляется, что этика должна входить в перечень обязательных дисциплин по всем направлениям профессиональной подготовки студентов. Этика является основой для формирования сознательных граждан, адекватного мотивационного начала поведения и развития духовного потенциала студентов.

Уверенные знания этических норм и умения их применять в ситуациях социального взаимодействия помогает студентам развивать навыки критического мышления, анализировать моральные проблемы и принимать информированные решения. Обладание компетенциями в предметной области также помогает осознать ценности и убеждения, что позволяет стать более осознанными и ответственными гражданами.

формирование адекватного мотива-ционного начала поведения также является важной задачей этики. Студенты, изучающие этику, осознают важность этических принципов и стандартов в своей профессиональной деятельности. Это помогает им принимать решения, которые учитывают не только личные интересы, но и общественное благо.

Кроме того, этика помогает раскрыть духовный потенциал студентов. Изучение этики позволяет студентам задуматься о вопросах смысла жизни, морали и ценностей. Они получают возможность исследовать различные философские и этические традиции, что способствует их духовному развитию и расширению кругозора.

В свою очередь, изучение логики по-

зволяет студентам познать себя, так как они учатся анализировать свои мысли и доводы, выявлять логические ошибки и противоречия в своих рассуждениях, что помогает им развивать свою способность к самокритике и улучшать свои аргументы. Изучение логики также позволяет студентам понять общественные ценности и традиции. Методология логики дает возможность анализировать и оценивать аргументы, представленные в обществе, и различать логическую обоснованность от нелогичных или ошибочных утверждений. Это, в свою очередь, помогает студентам развить критическое отношение к информации и мнениям, которые они встречают в обществе.

Безусловно, при грамотном подходе к преподаванию и изучению дисциплины, изучение логики даст возможность современным российским студентам и многоуважаемым иностранным пользователям российского образования стать ответственными гражданами. Знания и умения в предметной области формируют устойчивые способности принимать обоснованные решения, основанные на логическом анализе и рассуждении. Компетенции в области логики помогут выпускникам учебных заведений принимать ответственность за свои действия и их последствия, а также учитывать общественное благо при принятии решений.

2. В данном ключе особое внимание хотелось бы обратить на современные проблемы образования, в том числе преподавания курса гуманитарных дисциплин. Как гласят положения отраслевого закона [13], «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения».

формой и методом выступает комплекс гуманитарных дисциплин, выстроенный на адекватном толковании

базовых этических категорий, таких как любовь, вера, надежда, смирение, человек, и другие. В этом контексте большой духовной поддержкой пытливого ума и воспитания этичной личности, выступает логика евангельских заповедей. Рассматривая евангельскую мораль не с религиозной точки зрения, а с позиций современных социальных реалий, мы далеко не всегда глубоко толкуем сущность христианских заповедей, притч, показывающих естество человеческого бытия. Можно с основанием утверждать, что «главная функция человека - любить» вне этого вектора жизни, все явления его (человека) теряют смысл. И, как следствие, причиной зла является недостаток любви (от человека и для человека). Представляется, что «источником зла» в таком случае выступает сам человек, личность, персона, который в полной мере не осознал онтологическую цель своего бытия и, самое главное - свое предназначение.

Человек нашего времени уходит от себя, но не идет к себе. Духовность (одухотворенность), в силу поверхностного понимания обществом данного феномена, перестает быть тем стержнем, который и является существенным признаком понятия ЧЕЛОВЕКА.

Увы, в современном российском образовании этому в должной мере не учат, и преподаватели, зачастую, сами не стремятся понимать. Принятые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют порядок (содержание) получения образования, при этом не определяется ключевая цель - духовно-нравственное развитие личности. Хотелось бы еще раз обратить внимание, что то, насколько личность, общество способны являть дух истины, настолько будут определяться перспективы развития ищущей личности и самого общества [7, С.5].

с учетом изложенного, и в контексте реализации положений ключевых стратегических документов, задающих вектор государственного развития России (включая [11; 12]), представляется возможным рекомендовать выстраивать обучение гуманитарным дисциплинам в системе профессионального образования на основе следующих базовых критериев духовно-нравственного развития:

1. основной критерий коллектива, который выражается в способности выполнять поставленные задачи. соответствующие способности могут вырабатываться за счет грамотного планирования и проведения обучения, управления группой преподавателем.

2. Критерий общения человека с человеком, который проявляется в гуманитарной, духовной сфере в способности жертвовать собственными интересами ради ближнего, подчинять свои интересы интересам коллектива, в том числе учебной группы.

3. Критерий профессиональной деятельности, который в контексте изучения гуманитарных дисциплин выражается, прежде всего, в способности и одновременно готовности обучающихся проявлять свою творческую инициативу, что должно всесторонне поддерживаться преподавателями.

4. Критерий интеллектуального развития человека - как первооснова эффективного образования и самообучения: важно осознанно видеть свои недостатки, стремиться к их устранению. сказанное в равной степени относится и к профессорско-преподавательскому составу.

5. Критерий руководителя как основа лучшего руководства образовательным процессом, отбора преподавателей, планирования и осуществления преподавания курсов гуманитарных

дисциплин - способствовать развитию талантов обучающихся.

6. Критерий категории «понимания (е)» для лучшего освоения курса гуманитарных дисциплин, установления взаимопонимания и сотрудничества в группе - внутреннее, позитивное изменение личности.

7. Критерий образовательного процесса для его конструирования и оценки результативности - осознанное стремление обучающегося к получению новых знаний.

8. Критерий воспитания - приоритет духовности над материальным в личностной мотивации обучающихся.

9. Критерий «ума» человека - осмысленный аскетизм, проявляющийся в «чистом» стремлении к научению.

10. Критерий мудрости, прививаемый всем обучающимся - доброта, но при этом явленная, ключевой источник - святоотеческая православная литература.

11. Критерий изучения курса философии - стремление обучающегося к мудрости, проявляемый в явленной доброте.

12. Критерий изучения курса этики - формирование в личности незлобия на человека, на который видится необходимым обратить особое внимание.

Как думается, формирование в личности незлобия на человека является одним из ключевых аспектов этического развития. Этот критерий предполагает, что каждый человек обладает неделимым достоинством и ценностью, независимо от его поступков или убеждений. Верующий православный христианин стремится к тому, чтобы его отношения с окружающими были проникнуты любовью и состраданием, даже в ситуациях конфликта или обиды.

формирование незлобия на человека помогает развивать терпимость, прощение и способность видеть духов-

ное благо в каждом человеке, что способствует установлению гармоничных отношений и строительству мирного общества.

13. Критерий религиозности - получение просимого (сущностного; в знаниях, в обучении курсам гуманитарных дисциплин).

14. Критерий здоровья в образовательном процессе по курсу гуманитарных дисциплин - выздоровление, как физическое, так и духовное, нравственное.

15. Критерий политики - мир, мирное сосуществование. В свое время Ж.-Ж. Бабель подсчитал, что за всю историю человеческой цивилизации (порядка 5,5 тыс. лет), человечество просуществовало в мире менее трехсот лет [8, С. 263]. Хотелось бы верить, что у человечества все еще остается шанс прийти к миру через понимание и осмысления себя, и реализация этого шанса во многом, если не полностью, зависит от того знания, которое преподает система образования, и импульса, заложенного в рамках курсов гуманитарных дисциплин.

Заключение

Таким образом, представляется целесообразным констатировать, что курсы гуманитарных дисциплин призваны играть важнейшую роль в обеспечении стратегических национальных приоритетов Российской федерации, способствуя развитию патриотизма, укреплению национальных традиционных ценностей и проведению актуальных научных исследований. Верное целепо-лагание и ответственный подход в преподавании философии, этики, логики, на основе глубокой рефлексии исторического опыта, четкого понимания сути ключевых категорий и целей научения, способны обратить внимание обучающегося к проблемам гуманизма, толе-

рантности, неприятию насилия, проявлений дискриминации, экстремизма, в конечном счете внося исключительный вклад в формирование человека.

Представленные идеи, по замыслу автора, призваны выступить основой для постановки проблемы и развития научной дискуссии по поводу траекторий развития российского образования, в том числе преподавания курсов гуманитарных дисциплин в парадигме долгосрочного государственного и общественного развития.

References

[1] Agapov O.D. The phenomenon of sacrifice: a philosophi-

cal and anthropological reading // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences. 2021. № 1. P. 92-100.

[2] Hegel G.V.F. Science of logic = Wissenschaft der logik

/ G. W. F. Hegel. - Ed. 2nd, erased - St. Petersburg: Nauka, 2005. 799 p.

[3] Kant I. Collected works: in 8 volumes: anniversary edi-

tion 1794-1994: [translation from German] / Immanuel Kant; under general ed. A.V. Gulygi. Vol. 7: Towards eternal peace; Vol. 7: Dispute between faculties; Anthropology; Advances in metaphysics. - M.: CHORO, 1994. 494, [1] p.

[4] Brief philosophical dictionary / ed. M. Rosenthal and

P. Yudin. - 4th ed., add. and corr. - M.: Gospolitizdat, 1954. 704 p.

[5] Lenin V.I. Philosophical notebooks. - M.: Politizdat,

1990. 639 p.

[6] Lenin V.I. Complete works / Institute of Marxism-Lenin-

ism under the CPSU Central Committee. Vol. 41: May - November 1920. - M.: Gospolitizdat, 1974. 695 p.

[7] Mikhalev S.V. Evidence of the spirit of truth in Russian

religious philosophy: monograph / Sergei Mikhalev, Albert Sobolev. - M.: Grifon, 2019. 213, [2] p.

[8] Penzhaliev Z.G. Armed forces as an immanent feature of

Russian statehood // Legal policy and legal life. 2021. № 3. P. 262-267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Putin called for strengthening traditional values in Russia.

// URL: https://ria.ru/20230912/tsennosti-1895771716. html. (03.02.2024).

[10] Strategic priorities in the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of Education" until 2030 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation dated October 7, 2021 № 1701).

[11] Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 № 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. № 27 (part II). Art. 5351.

[12] Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 № 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. № 46. Art. 7977.

[13] Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ (as

amended on December 25, 2023) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on January 1, 2024) // Collection of legislation of the Russian Federation . 2012. № 53 (part 1). Art. 7598.

[14] Philosophical Encyclopedic Dictionary / [Prepared by A.L. Grekulova and others]; Editorial team: S.S. Aver-intsev et al. - 2nd ed. - M.: Sov. Encycl., 1989. 814, [1] p.

Список литературы

[1] Агапов О.Д. Феномен жертвенности: философско-

антропологическое прочтение // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 1. С. 92-100.

[2] Гегель Г.В.Ф. Наука логики = Wissenschaft der logik /

Г. В. Ф. Гегель. - Изд. 2-е, стер. - СПб.: Наука, 2005. 799 с.

[3] Кант И. Собрание сочинений: в 8 т.: юбилейное из-

дание 1794-1994: [перевод с немецкого] / Иммануил Кант ; под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 7: К вечному миру; Т. 7: Спор факультетов; Антропология; Успехи метафизики. - М.: ЧОРО, 1994. 494, [1] с.

[4] Краткий философский словарь / под ред. М. Розента-

ля и П. Юдина. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: Госполитиздат, 1954. 704 с.

[5] Ленин В.И. Философские тетради. - М.: Политиздат,

1990. 639 с.

[6] Ленин В.И. Полное собрание сочинений / Ин-т мар-

ксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. 41: Май — ноябрь 1920. - М.: Госполитиздат, 1974. 695 с.

[7] Михалев С.В. Свидетельства духа истины в русской

религиозной философии: монография / Сергей Михалёв, Альберт Соболев. - М.: Грифон, 2019. 213, [2] с.

[8] Пенжалиев З.Г. Вооруженные силы как имманентный

признак российской государственности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 262-267.

[9] Путин призвал укреплять традиционные ценности в России. // URL: https://ria.ru/20230912/ tsennosti-1895771716.html. (Дата обращения: 02.03.2024).

[10] Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701).

[11] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

[12] Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»// Собрание законодательства РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.

[13] Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)// Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

[14] Философский энциклопедический словарь / [Подготовили А.Л. Грекулова и др.]; Редкол.: С.С. Аверин-цев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1989. 814,[1] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.