Научная статья на тему '«Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника'

«Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭТИКА / BUSINESS COMMUNICATION / CULTURE BUSINESS COMMUNICATION / ETHICS / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пятилетова Людмила Владимировна, Панагушина Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Этика и психология делового общения» в техническом вузе. Особое внимание уделено проблеме состава и структуры учебного курса, опасностям его «психологизации»: высокий педагогический потенциал дисциплины в деле формирования деловой культуры будущего выпускника вуза во многом зависит от пропорционального присутствия и гармоничного взаимопроникновения двух одинаково важных областей знания – этики и психологии делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пятилетова Людмила Владимировна, Панагушина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Ethics and psychology of business communication" as a discipline in the field of humanitarian issues training of the railway engineer

The article discusses the features of teaching "ethics and psychology of business communication" in a technical college. Particular attention is given to the composition and structure of the course, the dangers of his "psychologizing": high educational potential discipline in shaping the future of the business culture of the graduates is largely dependent on the presence of proportional and harmonious interpenetration of two equally important areas of knowledge ethics and psychology of business communication.

Текст научной работы на тему ««Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника»

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 08 (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

Пятилетова Людмила Владимировна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург 1уиЬа.р73@уапЬех. ги

Панагушина Юлия Сергеевна,

студентка II курса факультета управления процессами перевозок ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург [email protected]

«Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Этика и психология делового общения» в техническом вузе. Особое внимание уделено проблеме состава и структуры учебного курса, опасностям его «психологизации»: высокий педагогический потенциал дисциплины в деле формирования деловой культуры будущего выпускника вуза во многом зависит от пропорционального присутствия и гармоничного взаимопроникновения двух одинаково важных областей знания - этики и психологии делового общения.

Ключевые слова: деловое общение, этика, психология, культура делового общения, профессия.

Насущной потребностью современной российской ситуации, современного учебного процесса является не только повышение профессионального уровня будущего инженера-железнодорожника (соответствие актуальным стандартам специалиста современного образца), но также формирование его личностных, деловых качеств.

Спектр дисциплин гуманитарного цикла непосредственно направлен на решение именно этой задачи. Особое место среди них занимает такая дисциплина, как «Этика и психология делового общения».

Данная дисциплина не входит в корпус обязательных для изучения предметов, обладая статусом специального курса. Однако задачи, которые решаются в ходе преподавания данного курса, не выглядят факультативными именно в силу наличия определенных потребностей современного делового человека - выпускника вуза.

И дело не только в том, что зачастую жизненным кредо современного молодого человека становится пришедший из США лозунг «Прагматизм - деньги - я», имеющий своим логическим продолжением четкую зависимость таких факторов, как успех в деловом общении, материальная прибыль и культура делового общения (воплощенное на практике нравственно-психологическое знание). А такая зависимость существует: когда «внутреннее» (совершенствование деловых качеств, приводящий к росту индивидуальных доходов) и внешнее» (государство также демонстрирует должную культуру делового взаимодействия; государственная система распределения и потребления богатств эффективна) совпадают.

В итоге освоения курса студент приходит к осознанию важности «немеркантильного» изучения дисциплины: для повышения общей культуры общения - общей культуры общения, культуры жизни - собственно «человеческой культуры» (личность человека как конечная цель всего образовательного процесса). И не удивительно - по своим структуре и задачам, заложенным изначально и звучащим уже в

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

названии, дисциплина имеет сверхцель, «превосходя» саму себя. Потенциал такого «превышения» - в самих «ингредиентах» курса, в расставленных акцентах.

Курс «Этики и психологии делового общения» выстраивается в поле взаимодействия трех дисциплин: этики, психологии и этикета. Первая из них (этика) задает напряженную проблематику смысла, цели и ценностей общения как такового. Этика раздвигает узкие психологические рамки рассмотрения феномена делового общения.

Изучение этики как таковой сопряжено с рядом трудностей:

- имеющей место иллюзией «этической просвещенности», также во многом этому способствует совпадение этических категорий и понятий обыденного морального сознания (мгновенное узнавание и легкость оценивания);

- моральным скептицизмом и нигилизмом (как следствие несовпадения должного и сущего в морали);

- утратой «положительных традиций» преемственности воспитания на всех уровнях образования;

- нарастающим узурпированием церковью духовных, морально-нравственных ценностей; провозглашением церкви единственной спасительницей нравственности в России [1].

Однако, на наш взгляд, восприятию содержания этики как учебной дисциплины препятствуют две более «фундаментальные» опасности, во многом подрывающие авторитет этики как науки.

Первая опасность в преподавании учебных дисциплин, включающих этическое знание, заключается в своеобразном «впадении в морализаторство», природа которого - абсолютная разобщенность с содержанием жизни [2].

Однако этика как таковая с феноменом искаженного восприятия морали не имеет ничего общего. Этика - наука о морали и нравственности, где мораль дает представление о должном: идеальные нормативные конструкции и состояния человеческого бытия, выступающие ценностной константой.

Одним из центральных вопросов этики является проблема свободного выбора: «моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических и физических нужд, дабы подчинить поступки правилам и принципам. Людям дано не просто "пережить” некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять страх и поощрять храбрость. Свободный выбор - это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних объектов, это акт личного решения, выражение индивидуальности» [3, с. 6].

Контекст проблематики свободного выбора личности предполагает иную форму воплощения морали: нравственность предстает как процесс и результат выбора; в практике преподавания этики это дает возможность избежать морализаторства. Следовательно, здесь вопрос стоит в выборе адекватных методик подачи этического материала.

Вторая опасность преподавания дисциплин этического цикла связана с «моральным релятивизмом».

Сегодня главной проблемой общества является то, что этика как наука переживает кризис: в ней одновременно присутствуют три этики:

- этика традиционной морали с характерными для нее ценностями солидариз-ма общинного (коллективистского) характера;

- этика рациональная, в которой доминируют ценности, например, индивидуального успеха;

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

- наступающая сейчас не только в нашем обществе пострациональная этика, которая, возможно, способна преодолеть антагонизм традиционной морали и рациональной морали [4].

Однако в самой морали существует теоретическое примиряющее «противоядие», ее сущностное ядро - «высокая мораль» как совокупность общечеловеческих установок на бескорыстное, справедливое и благожелательное отношение к любому человеческому существу. Это - сердце подлинной моральности, нравственный выбор человечества в ходе истории.

Наиболее известными формами выражения «высокой морали» являются десять христианских заповедей (в 2004 году Русская Православная Церковь сформулировала десять специализированных заповедей для бизнесменов, тем самым еще раз подтвердив факт нравственного неблагополучия общества) и «золотое правило нравственности», сформулированное Конфуцием в отрицательной форме («не делай другому того, чего не пожелаешь себе»), И. Кантом - в положительной: в виде категорического императива.

У И. Канта мы находим три формулы категорического императива [5]:

- «формула универсализации» (поступок должен соответствовать такой максиме, которая выражает всеобщий закон);

- «формула персонализации» (поступок должен отражать отношение к другому человеку как к цели, а не как к средству);

- «формула автономии» (поступок не должен носить характер формального подчинения закону: воля должна демонстрировать свою «самозаконность»).

Пострациональная («новая») этика, построенная на принципах «высокой морали», позволит избежать в первую очередь крайностей этики индивидуализма, «звериный оскал» которой сегодня наиболее болезненно переживает российское общество (социал-дарвинизм в виде идеологии успешного (богатого) человека).

В настоящий период генеральная задача этики как учебной дисциплины состоит в воспитании профессионала, в полной мере соответствующего определению Б. Франклина, следовательно, обладающего навыками этической рефлексии (умение ориентироваться в этических ценностях, выбирая в профессиональной деятельности аутентичные «высокой морали» принципы и следуя им).

Следующая дисциплина - психология - дает представление о средствах оптимизации, повышения эффективности делового общения - представление о «технологиях», техниках общения, прививая практические навыки использования последних (как лучше общаться?).

Третья дисциплина - интегрирующая. По природе своей имплицитно содержащая и этику, и психологию одновременно, - это этикет: «внешние» нормативные формы общения. Этикет дает представление о «красивом» поведении (каким образом оно должно выглядеть?).

Практика преподавания курса выявила следующий недостаток, в большей степени обусловленный небольшим количеством часов, выделенных на изучение дисциплины, что заставляет преподавателя «резать» материал, по-своему расставляя акценты: какой дисциплине уделить большее внимание? Это, в свою очередь, порождает опасность «перекосов» содержания дисциплины, что в целом имеет своим следствием общую деформацию учебного материала.

Перекосы могут касаться подмены курса «Этика и психология делового общения» какой-либо одной из входящих в ее состав дисциплин, например, что случается

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

чаще всего, «Психологией делового общения». Именно в таком варианте зачастую авторы учебных пособий представляют себе указанную дисциплину.

Однако надо особо отметить, что название и содержание дисциплины - «Этика и психология делового общения» выбраны оптимально - с учетом специфики технического вуза, не имеющего возможности дать в полном объеме все три дисциплины одновременно. Поэтому именно такой подход позволяет проблематизировать, не упуская частности, все напряженное поле делового взаимодействия современного делового человека. Остановимся на этом более подробно.

Начнем с того, что принято понимать под этикой делового общения. Этика - в широком смысле - совокупность по-особому структурированных универсальных, специфических нормативных требований к поведению, которые реализуются в общественной жизни [6].

Соответственно, этика деловых отношений выделяется в особую этику (со своими далеко непростыми проблемами (например, вопрос о соотношении корпоративной и общечеловеческой морали). И в данном случае деловому человеку необходимо специально изучать специфику деловой морали. Сегодня вопросам этики деловых взаимоотношений уделяется все большее внимание как при отборе персонала на работу, так и в процессе исполнения сотрудниками своей профессиональной роли.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил делового общения становится ее «визитной карточкой» и все в большей степени определяет, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с этой организацией в дальнейшем и насколько эффективными будут отношения.

Таким образом, в идеале будущий выпускник вуза должен обладать высокой этической культурой (компетенциями), что является целью курса: (само)воспитание путем этической рефлексии в проблемном поле делового общения.

Обладать этическими навыками - значит, первое, ориентироваться в следующих критериях собственного поведения, а также в ситуации в целом: «правильно или неправильно», «справедливо или несправедливо», «гуманно или негуманно», «человечно или бесчеловечно», «равное положение или не равное положение», «добро или зло» [7].

Второе, уметь выделять и следовать следующим группам этических принципов:

- принципы личности (уважение и самоуважение; честь и достоинство человека важнее прибыли; отказ от применения насилия как способа достижения деловых целей);

- принципы профессионала (в основе деловых отношений - доверие; умение выбирать адекватные средства для достижения цели; честная конкуренция);

- принципы гражданина России (соблюдение действующих законов; социальная ориентация бизнеса);

- принципы гражданина Земли (экологическая культура; антикоррупционная деятельность; веротерпимость и толерантность [8].

Этика делового общения и психология делового общения, безусловно, смыкаются. Нельзя забывать о появлении в ХХ веке такого «синтетического» образования, как гуманистическая психология. И в этом смысле этика выступает своеобразной основой для приложения психологического знания. В полидисциплинарное поле рассмотрения и решения попадают такие актуальные для современного студента вопросы, как, в частности, манипуляция в деловом общении, особенности отношений «руководитель-подчиненный», этика и психология выгодных связей, проблема служебных разоблачений, цена прибыли и успеха, отношения с деловыми партнерами, процесс устройства на работу.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

Психология делового общения как наука об оптимизации общения с помощью психологических техник, безусловно, необходима: однако сама по себе психология делового общения без этического наполнения аксиологически нейтральна (например, психологические тренинги Д. Карнеги как «наука» о манипуляции). Поэтому психология делового общения обретает свою истинную силу только во взаимодействии с этикой, равно как и этика - во взаимодействии с психологией: этика нуждается (в том числе) и в системе тренингового обучения, и в знании индивидуальных особенностей личности, и в техниках воплощения.

В целом, предметом изучения курса является деловая культура человека. Деловая культура показывает, насколько человек освоил материальные и духовные ценности, воплотив их в деятельности, направленной, в свою очередь, на создание новых ценностей в индивидуальной трудовой практике [9]. Вместе с тем, деловая культура - это и способность создавать наиболее оптимальный режим труда как для себя, так и для окружающих людей.

Таким образом, обозначается как широкий смысл этого слова (отношение человека к труду, организационная культура, взаимоотношения между людьми...), так и узкий (способность человека к инновациям, новаторству, «креативному рывку», развитию бизнеса.). Что, в свою очередь, условно делит трудовую деятельность человека на две области: профессиональная (знание дела) и социальная (умение строить продуктивные отношения с людьми, культура управления людьми, знание собственных возможностей, способностей, выработка четких моральных ориентиров).

Задачей курса «Этика и психология делового общения» является вторая (социальная) область функционирования человека как на производстве, неразрывно связанная с первой: повышение культуры делового общения по многим параметрам ведет к росту профессиональной культуры человека.

Итак, социальные ожидания современного российского общества неизменно связаны с овладением будущим инженером-железнодорожником деловой культурой, рассматриваемой в данном случае как интегративное образование, что подразумевает в конечном итоге воплощение в деловом общении, в трудовой деятельности следующих принципов, важных человеческих качеств [10; 11]: эмоциональная зрелость, стрессоустойчивость, умение сохранять внутреннее спокойствие, способность отличать главное от второстепенного, умение видеть логику развития событий, навыки антикризисного поведения, предусмотрительность, «умеренный» реализм, общая ориентация на другого (стремление услышать и понять другого, уважение и толерантность), элементарные навыки этической рефлексии (способность выявлять и ориентироваться на ценности «высокой морали»).

Эти и другие качества могут быть сформированы, воспитаны в студенте усилиями преподавания всего гуманитарного цикла дисциплин, в том числе и курса «Этики и психологии делового общения». В завершение отметим тот факт, что одной из болезненных проблем сегодня является проблема служения профессии. Проблема связана с различной мотивацией студентов к обучению:

- желание получить отсрочку от армейской службы, не определившиеся в целью обучения в вузе и т. д.;

- желание просто получить диплом о высшем образовании (к сожалению, таковых большинство);

- желание получить профессию инженера-железнодорожника (та группа молодых людей, для которых профессия - часть жизни, «профессиональная судьба»).

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

В последней группе учащихся можно наблюдать высшую мотивацию, что создает все предпосылки для глубокого, неформального освоения студентами деловой культуры в целом.

Далее, инженерный труд привлекает, к сожалению, по данным статистики 30,6% студентов, большая часть желает работать в сфере, далекой от профиля избранной профессии [12]. Таким образом, уже на момент поступления вуз теряет профессиональные кадры. Ценностно-ориентационное бытие человека в поле профессии инженера-железнодорожника формируется не в полной мере, деловая культура в полном объеме не закладывается.

Наивно полагать, что преподаванием гуманитарных предметов эту ситуацию можно в корне преломить. Это проблема высшего профессионального образования в России в целом, что имеет далеко идущие социальные последствия. Так, по данным социологических опросов, половина молодых специалистов-выпускников испытывает дефицит знаний, умений, навыков профессиональной деятельности. При опросе молодых специалистов-инженеров 16% от опрошенных отметили недостаток психологической подготовки [13]. «Этическими» же замерами - «фундаментом» делового общения как части деловой культуры, как правило, вообще не занимаются. «Невостребованность моральной философии - это не результат злого умысла каких-либо лиц. Это - результат того, что делается в моральной области, где ощущается острая потребность в интенсификации как этических исследований, так и междисциплинарных связей между философами и нефилософами» [14, с. 300].

В целом, тенденции неутешительные: отчуждение от профессии ведет к само-отчуждению личности, отчуждению человека от собственных сил, способностей, возможностей. Сможет ли человек подняться до осмысления ценностных ориентиров, в том числе в профессиональной деятельности, зависит как от самого человека, так и от ценностно-мотивационных установок учебного процесса в целом и, не в последнюю очередь, от уровня и качества преподавания гуманитарных дисциплин.

Ссылки на источники

1. Эйнгорн Н. К. Новая этическая парадигма // XXI век: будущее России в философском измерении: доклады Второго российского философского конгресса: в 4-х т. Т. 1. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. - С. 106-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Соина О. С. Моралист (опыт этической характеристики). - ^Ь: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ МЕ1\1^С1ЫА.НТМ.

3. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 384 с.

4. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. - ^Ь: http://www.tsogu.ru/media/files/2011/09_22/etika-politicheskogo-uspekha.pdf.

5. Кант И. Сочинения: в 6-ти т. - М.: Мысль, 1964. - Т. 4. Ч. 1. - 421 с.

6. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений. - М.: Инфра-М, 2002. - 367 с.

7. Там же.

8. Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: Типография «Новости», 2002. - 203 с.

9. Данилова Е. И. Императивы культуры постмодернизма и профессиональное образование // Мировоззрение как социокультурный феномен: материалы Всерос. научн. конф. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2012. - 489 с.

10. Коркунова О. В. К вопросу о гуманитарной составляющей железнодорожного транспорта // Страницы истории России: сборник научн. трудов. - Екатеринбург: УрГУПС, 2012. - 355 с.

11. Там же.

12. Бочкарева Т. В. Подготовка молодых специалистов для железнодорожного транспорта // Страницы истории России: сборник научн. трудов. - Екатеринбург: УрГУПС, 2012. - 355 с.

13. Там же.

14. Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. - М.: Логос, 2003. - 352 с.

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

научно-методический электронный журнал

Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 13171. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13171.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 13171

УДК 37.034 120X.

Pyatiletov Lyudmila,

Ph.D., assistant professor of philosophy and history Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg Lyuda.p73 @ yandex.ru Panagushin Julia,

II year student of the Faculty of Management of processes of transportations Ural State University of Railway

Transport, Ekaterinburg

[email protected]

"Ethics and the psychology of business communication" as an academic discipline in the troubled field of humanitarian training of the railway engineer

Abstract. The article discusses the features of teaching "ethics and psychology of business communication" in a technical college. Particular attention is given to the composition and structure of the issn 2304-120X course, the dangers of his "psychologizing": high educational potential discipline in shaping the future of the business culture of the graduates is largely dependent on the presence of proportional and harmonious interpenetration of two equally important areas of knowledge - ethics and psychology of business communication.

Keywords: business communication, ethics, psychology, business culture of the

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

pu "7 fu

977230412013508

http://e-koncept.ru/2013/13171.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.