научно-методический электронный журнал ART 12122 УДК 37.034:378.147.88
Угрюмова М. В., Кузнецова Е. В. Роль научноисследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12122. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12122.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Угрюмова Мария Викторовна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и всеобщей истории ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск [email protected]
Кузнецова Елена Валерьевна,
старший преподаватель ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается условия формирования нравственной устойчивости у студентов вуза через научно-исследовательскую и внеучебную деятельность на примере ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» (НГГУ). Обозначена роль нравственной устойчивости в воспитании будущего специалиста - необходимом требовании современных работодателей.
Ключевые слова: нравственная устойчивость, научно-исследовательская деятельность, студент, будущий специалист.
Современные работодатели, заинтересованные в получении высококвалифицированного профессионала, желают видеть его как всесторонне развитого человека, обладающего высокой внутренней организованностью и нравственной устойчивостью. Нравственная устойчивость, гармоничное внутреннее равновесие сегодня ценятся работодателем не меньше, чем профессионализм, профессиональные компетенции. Руководители предприятий и учреждений при принятии на работу отдают предпочтение выпускникам с устойчивым поведением, которое надежно, уравновешено и последовательно. Беспорядочные, непредсказуемые модели поведения и настроения новых сотрудников являются нежелательными в стабильном рабочем коллективе. Устойчивость тесно связана с ответственностью, сознанием долга, совестью, способностью не отступать от своих убеждений, высокой и продуктивной работоспособностью [1, с. 13].
Пожелания работодателя современная система высшего образования принимает во внимание, государственные вузы планируют свою учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы формирование нравственной устойчивости будущих специалистов осуществлялось одновременно с профессиональной подготовкой.
Обратимся к самим понятиям нравственность и нравственная устойчивость. В словаре С. И. Ожегова нравственность трактуется следующим образом: «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». «Нравственный» определяется как «соблюдающий требования нравственности; относящийся к внутренней, духовной жизни человека» [2, с. 360]. В процессе нравственного воспитания происходит нравственное развитие студента, формируется его нравственная устойчивость как интегральное качество личности. По мнению В. Э. Чудновского «нравственная устойчивость» есть «способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противо-
Роль научно-исследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12122.htm
научно-методический электронный журнал ART 12122 УДК 37.034:378.147.88
Угрюмова М. В., Кузнецова Е. В. Роль научноисследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12122. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12122.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
речащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям, преобразуя обстоятельства и собственное поведение» [3, с. 156]. Понятие «нравственная устойчивость» в психологии впервые было введено Л. И. Божович в 1966 году [4, с. 101-111].
Формирование нравственной устойчивости личности - особый этап развития, когда обеспечивается относительная независимость человека от неблагоприятных внешних факторов и он, действуя в сложившихся обстоятельствах, руководствуется принципами, нормами и правилами морального поведения, становится способным не только оказать сопротивление негативному влиянию, но активно воздействовать на обстоятельства, преобразовывая как свой внутренний мир, так и внешний; способность человека осуществлять выбор поведения в соответствии с позитивными общечеловеческими и профессиональными ценностями [5, с. 18].
Современные выпускники школ не всегда приходят в вуз с необходимыми знаниями в области морали и права. У многих не достаточно сформированы стержневые качества нравственно устойчивой личности, а именно: ответственность, социальная активность, гуманность, патриотизм и др. Высшим учебным заведениям приходится планировать учебно-воспитательный процесс так, чтобы, пробелы школьного воспитания были компенсированы.
Профессорско-преподавательский состав ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»(НГГУ) сегодня отчетливо понимает, что устойчивость обеспечивает активность будущего специалиста как самоорганизующейся системы. Нравственная устойчивость студента целенаправленно воспитывается в целостной учебно-воспитательной системе НГГУ. В педагогическом процессе вуза осуществляется не только нравственное, но и умственное, трудовое, эстетическое, физическое, профессиональное воспитание. Каждое из них имеет свою специфику и все они взаимосвязаны между собой.
В рамках формирования нравственной устойчивости будущего молодого специалиста в университете проводятся специальные мероприятия (тематические недели, круглые столы, диспуты, дискуссии, лектории), студенты активно участвуют в городских, межвузовских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, саммитах, симпозиумах, семинарах и пр. На первых курсах воспитательная работа в значительной степени направлена на адаптацию студентов к новым условиям обучения, иной организации умственной деятельности. Именно на этом этапе проводится наиболее интенсивная работа по профилактике вредных привычек. Здесь большей эффективностью обладают мероприятия по формированию здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, и сплоченного коллектива учебной группы, групп одной специальности (направления обучения), факультета. Все мероприятия поддерживаются начинаниями научно-исследовательской деятельности студентов. Естественно, что каждое из обозначенных мероприятий в отдельности не является специальным в формировании нравственной устойчивости будущего специалиста, но в то же время имеет определенное значение в обозначенном процессе. Особое место в формировании нравственной устойчивости занимает научно-исследовательская работа студентов, их участие в жизнедеятельности студенческого научного общества НГГУ.
По инициативе преподавателей и студентов гуманитарного факультета НГГУ было принято решение о разработке специальных научно-исследовательских мероприятий по формированию нравственной устойчивости обучающихся. Таковыми явились: круглый стол «Основы этической культуры и ее роль в трудоустройстве», факультетские этапы городских, региональных, всероссийских и федеральных конкурсов (например, «Моя законотворческая инициатива», «Моя страна - моя Россия»,
пи пи
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12122.htm
научно-методический электронный журнал ART 12122 УДК 37.034:378.147.88
Угрюмова М. В., Кузнецова Е. В. Роль научноисследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12122. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12122.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
«Если бы я был депутатом городской думы», « Если бы мэром был я», «Югра - территория мира и согласия»), тематические недели («Неделя русского языка и литературы», «Неделя документоведения - Документалия-Н», «РR-неделя», «Неделя иностранного языка»); встречи с работодателями, представителями городского и окружного молодежного сообщества, олимпиады, конференции.
Научно-исследовательская работа и участие студентов в конкурсах гражданских и законотворческих инициатив, научных мероприятиях способствует формированию нравственной устойчивости через развитие критического мышления, обучение работе с информационными потоками, умение извлекать смысл из полученной информации и самостоятельно определять значимость проблемы, ее место в жизни гражданского общества и отдельного гражданина.
Формирование нравственной устойчивости личности через технологии научноисследовательской деятельности предоставляет дополнительную возможность вести обучение в индивидуальном для каждого студента темпе. Использование научно-исследовательской деятельности в формировании нравственной устойчивости студентов не только активизирует процесс воспитания и обучения, но и формирует такие важные личностные качества как реальная оценка своих знаний, ответственность за принятое решение. В системе высшего профессионального образования существуют разнообразные формы для проявления способностей студентов в научно-исследовательской деятельности. Благодаря свободному доступу к сети Интернет у студентов появилась возможность принимать участие в различных сетевых научных олимпиадах и конкурсах.
Существенное значение в формировании нравственной устойчивости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность имеет общение с научным руководителем, которое дает студенту дополнительную возможность развивать внутреннюю культуру, влияющую на нравственную устойчивость. Научный руководитель является координатором информационного потока, первым наставником в профессиональной деятельности, формировании гражданской позиции. В этой связи руководителю научноисследовательской деятельностью студентов необходимо владеть всеми современными методиками и образовательными технологиями научных исследований.
Выполнение роли научного руководителя - процесс достаточно сложный, да и не каждый преподаватель с этим готов, может и желает справляться. В НГГУ постепенно сложились правила и традиции научной и организационной деятельности со студентами. Естественно, что общения научного руководителя с каждым студентом индивидуально. Перечислим те, которые очевидны в большинстве случаев общения научного руководителя и студента, занимающегося научными исследованиями: глубокое взаимоуважение между студентом и его научным руководителем, оказание любой помощи в осмыслении темы исследования; работа по совместно определенному плану, который максимально детализирован и конкретизирован по времени, что способствует дисциплине, самоорганизации будущего специалиста; выработка у студента умения научно выражать свои мысли, правильно оформлять научный аппарат, уважительного отношения к мнению любого исследователя; научный руководитель является для своих учеников примером и в научной, общественной и личной жизни.
Уместно остановиться на вопросе о личных взаимоотношениях студента и научного руководителя. Большинство научных руководителей стараются понять, как и чем живет его ученик, что его окружает, какую оценку он дает общественным явлениям, как представляет проблемы, которые составят круг его научного поиска. Научный руководитель, не подстраиваясь под политические (религиозные, социальные и
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12122.htm
научно-методический электронный журнал ART 12122 УДК 37.034:378.147.88
Угрюмова М. В., Кузнецова Е. В. Роль научноисследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12122. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12122.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
пр.) позиции студента, предельно корректно помогает ему продолжать трудиться над формированием его нравственной устойчивости. Работа со студентами, занимающимися научными изысканиями, сугубо индивидуальна, она приносит нужные плоды, если научному руководителю удалость наладить взаимопонимание.
В свою очередь, долг научного руководителя - помочь студенту приобрести навыки исследователя, с глубоко научных, гражданских и общественных позиций изучить тему, вникнуть в ее теоретические и практические аспекты, определить новые грани ее изучения, выявить тенденции, закономерности развития исследуемого явления, помочь максимально расширить источниковую основу и использовать ее для раскрытия темы. Поэтому научный руководитель и студент постоянно контактируют, ведут дискуссии, отрабатывая все навыки, важные для подготовки публикаций, конкурсных работ, выступлений. Зачастую к этой работе привлекаются и работодатели. В свою очередь, студент вынужден тщательнее готовиться к встрече с научным руководителем, продумывать вопросы, высказывать предложения.
Особый стиль работы научного руководителя, в отличие от лектора, дает студенту более широкий простор для самовыражения, поиска, подлинного творчества, что так же немаловажно для формирования нравственной устойчивости. Как показал опыт, часто возможны противоречия во взглядах студента и его руководителя, и это сегодня уже никого не смущает.
Безусловно, студенту, занимающемуся научными исследованиями в плотном графике, бывает сложно работать по причине того, что он чувствует себя под усиленным контролем научного руководителя. Конечно, все должно быть в разумных пределах, но на практике ситуации бывают различные, и как показывает опыт, впоследствии студент всегда только благодарен своему руководителю, что опять же является неким способом формирования нравственной устойчивости. Созданные условия для выражения оригинальности, смелости, критичности и креативности научной деятельности студента способствуют взращиванию в нем особых нравственных качеств.
Свою задачу многие научные руководители НГГУ видят в том, чтобы направить процесс формирования личности на повышение социальной зрелости и нравственной сознательности студентов.
Анализ многолетнего опыта функционирования студенческого научного общества НГГУ позволяет утверждать, что использование научно-исследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости позволяет: обеспечить положительную мотивацию воспитания и обучения; проводить учебные и внеучебные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; разнообразить степень дифференциации НИРС; рационально организовать учебновоспитательный процесс; получить объективные результаты.
Участвуя в научных мероприятиях, нравственное развитие студентов приобретает самостоятельную устойчивость, они становятся более заинтересованными в развитии собственного профессионального образования. Решая реальные научноисследовательские проблемы, студенты выдвигают свои версии и гипотезы, вырабатывают собственную точку зрения и умение ее защищать, создают исследовательскую продукцию, актуальную для жизни в современном гражданском обществе. Все это формирует самодисциплину и организованность, что, на наш взгляд, является основой нравственной устойчивости будущего молодого специалиста - особенной характеристики профессиональной зрелости, которую ждут от выпускников вузов работодатели.
В ходе научного поиска определяются основные черты нравственной устойчивости в зависимости от темпа, графика, направлений, глубины научного поиска сту-
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12122.htm
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 12122 УДК 37.034:378.147.88
Угрюмова М. В., Кузнецова Е. В. Роль научноисследовательской деятельности студентов в формировании нравственной устойчивости // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12122. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12122.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
дента: рост влияния нравственной устойчивости на личностный рост будущего специалиста; зависимость нравственной устойчивости от общих ценностных ориентаций и социальных мотиваций поведения студента; стремление к высшим нравственным потребностям: любви и гуманности к людям; стремление поступать честно; активная позиция в борьбе со своими недостатками и одновременно возрастающие моральные требования к себе и другим; уход от приспособленчества; рост сознательной самооценки своего поведения и действий.
Нельзя не остановиться на том, что на формирование нравственной устойчивости будущих специалистов влияют различные факторы, условия, но роль и функции научно-исследовательской работы, внеаудиторная и индивидуальная модели работы со студентами сегодня максимально ориентированы на развитие их нравственного самовоспитания.
Безусловно, что активность в среде нравственного воспитания определяется не только заказом работодателей и социальных институтов, но также желанием самих субъектов образования обеспечить профессионально-этический рост студентов.
Ссылки на источники
1. Кононенко Т. В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2004. - 171 с.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1991. - 763 с.
3. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
4. Божевич Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // Материалы XVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум 35: Формирование личности в коллективе. - М., 1966.
5. Кононенко Т. В. Указ. соч.
Ugryumova Maria,
candidate of historical sciences, lecturer of faculty Nizhnevartovsk State University of Humanities, Nizhnevartovsk
Kuznetsova Elena,
senior lecturer of the Nizhnevartovsk State University of Humanities, Nizhnevartovsk [email protected]
The role of research students in creating moral stability
Abstract. The article considers the conditions of the formation of moral stability of the students of the University through research and внеучебную activity on the example of “Nizhnevartovsk state University for the Humanities”. Marked the role of moral stability in the upbringing of the future specialist - a necessary requirement of modern employers.
Keywords: moral stability, scientific-research activity, a student, a future specialist.
ISSN 2304-120X
977230412012809
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12122.htm